Закон целостности обусловливает взаимопонимание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.
Так как сценическое действие развивается в пространстве и во времени, то и соотношение частей танцевальной композиции необходимо рассматривать в этих категориях. Развертывание действия в танцевальной композиции имеет начало, развитие и завершение. Наивысшей точкой в развитии всей композиции является кульминация. Отсутствие кульминации как вершины конфликта приводит к бездействию композиции.
Пространственное развитие композиции связано с организацией танцевальных фигур на сцене и требует соотношения рисунков танца, движений и количества исполнителей. Для создания действенной композиции необходимо в рисунке и движениях соподчинить второстепенные элементы главному.
Композиционное действие необходимо рассматривать во взаимосвязи с музыкальной драматургией. Развитие музыки способствует созданию действенной танцевальной композиции в пространстве и времени. Большую роль в раскрытии закона целостности играет танцевальный ритм. Музыкальный ритм диктует, каким должен быть танцевальный ритм. Действенность танцевальной композиции не может подменяться большим количеством произвольно отобранных рисунков и движений, постоянной сменой фигур, не имеющий взаимосвязей и развития.
Закон целостности обусловливает взаимопонимание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.
Закон актуальности. Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, который созвучен зрителям-современникам. Каждая эпоха предъявляла свои требования к созданию танцевальной композиции, выделяя характерные формы в разных видах танца. Так, были эпохи менуэта, вальса, танго и т д. Требования определенной эпохи активно влияли на сценическую композицию танца. Композиция сценического танца впитывала в себя характерные особенности бытовых движений, спорта, других видов искусства.
Сценическое время находится во взаимocвязи с реальным временем, даже если оно не совладает с ним с исторической точки зрения. Время, в котором живет зритель, диктует развитие сценического действия, конфликтов, коллизеи, cтoлкнoвения характеров. То, что было интересно вчера, может стать неуместным, уйти в небытие.
В работах отечественных авторов нашего века нередко в качестве синонима актуальности употребляется термин «жизненность». Думается, что термин «актуальность» ближе по смыслу к содержанию этого закона.
Закон актуальности, или жизненности, характеризуется следующими чертами:
· движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображаемой эпохи:
· В композиции должно присутствовать ощущение движения во времени, что сделает ее "живой", эмоциональной художественно наполненной:
· необходимо добиться новины танцевальной композиции.
Балетмейстер, который рождает танцевальную композицию, всегда идет тернистым путем. Создавая гениальные композиции, М. Петипа, Л. Иванов, А. Глушковский, М. Фокин, Ф. Лопухов, К. Голейзовский, Л Якобсон, К. Боярский, Ю. Григорович и многие другие дарили своему зрителю наслаждения от лицезрения шедевров танца. Так, М. Петипа и Иванов создан композиции симфонического танца М. Фокин, открыт мир образов средствами танцевальной пластики, Л. Якобсон создал мир хореографических миниатюр и т д.
Каждое новое открытие в композиции сопряжено с преодолением устаревшего, нежизнеспособного. Именно в хореографии, как одном из самых консервативных видов искусства преодоление отжившего сталкивается с наибольшими трудностями.
Закон контраста. Этот закон отражает взаимодействие согласных элементов композиции с резко различающимися между собой по контрасту Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции и определяют ее выразительность. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительском восприятии очень велико. Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объем построений, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов таща и т д. Так, на смену круговым формам рисунка приходит линейное построение, колонны переходят в шеренги или диагональное движение; быстрое движение сменяется медленным. Ничто так не возбуждает, не завораживает зрителя как резкая, неожиданная смена построения. Нередко даже неожиданная остановка после быстрого вращательного движения вызывает бурю аплодисментов. Согласованность контрастных элементов композиции основана на пространственном, временном или эмоциональном равновесии. Ярким примером может служить одна из форм классического танца «pas de deux», в котором адажио сменяется вариациями и все заканчивается кодой.
Частные законы композиции танца. Одним из частных законов композиции можно назвать симметрию, выступающую в явном или скрытом виде, и ее антипод асимметрию. Асимметрия и симметрия существуют в самой природе танца и вводятся в него на основе учета закономерностей восприятия.Симметрия и асимметрия используется и в других пространственных видах искусства (архитектуре, живописи, скульптуре и т.д.). В хореографии симметрия и асимметрия могут проявляться во времени по мере развития действий танца.
Все законы танцевальной композиции действуют одно временно и согласованно, т.е. выделение каждого из них необходимо лишь в целях теоретического осмысления процесса композиции танца в ее деталях.