В Древнем Египте имена царей и цариц писали только в специальной рамочке-картуше.

Новое царство

В эпоху Нового царства процветал культ Амона-Ра, который именовался царем всех богов, ему приписывали военные победы, в его честь слагали гимны, возводили храмы.

В изобразительном искусстве Нового царства произошли значительные пе­ремены. Образы стали более утончен­ными, тяготели к изяществу и декора­тивной пышности, эмоциональности. В настенных росписях проявилась сво­бода движений и ракурсов, тонкость цветовых сочетаний, в композиции часто вводился пейзаж. Рисунки на папирусах стали раскрашивать яркими красками. На них изображали картины блаженства в загробной жизни: пло­дородные поля, лодки, плывущие по полноводным каналам, финиковые и кокосовые пальмы по берегам.

Архитектура.В эпоху Нового царства складываются основные типы храмо­вых архитектурных комплексов — на­земные, полускальные и скальные, устанавливается определенная после­довательность помещений в них. Вход был обозначен массивным пилоном — стеной в виде трапеции, разделенной узким проходом посередине. У стен стояли статуи фараонов и обелиски. За входом был расположен открытый двор, обнесенный колоннадой, далее следовали один или несколько гипостильных залов1 и святилище. К храму, как правило, вела аллея сфинксов.

Древняя столица Египта — Фивы — была одним из самых блистательных городов, в котором велось бурное стро­ительство.

1 Гипостильный зал — помещение, перекры­тие которого поддерживается множеством ко­лонн.

В архитектуре египетских храмов и дворцов различных эпох применялись в основном следующие типы капите­лей колонн: в виде раскрытого папи­руса, закрытого папируса, связки па­пируса, цветка лотоса, пальмовых вет­вей, женской головки.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут (время правления — конец XVI— начало XV в. до н.э.)Он отно­сится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. Ца­рицу Хатшепсут изображали со всеми атрибутами царской власти, в том чис­ле с привязанной бородкой. Она мало занималась завоевательными похода­ми, зато много внимания уделяла гран­диозному строительству.

От пристани у западного берега Нила к храму Хатшепсут вела длинная прямая дорога, уставленная по сторо­нам статуями сфинксов с лицами ца­рицы.

Две огромные террасы, когда-то окруженные колоннадами, предшест­вовали третьей, на которой стоял храм.

На этих террасах были устроены водо­емы, обсаженные деревьями. По наклон­ным пандусам можно было подняться с одной террасы на другую.

Медлен­ное размеренное движение позволяло в полной мере оценить грандиозность архитектурного замысла, который во­плотил зодчий Сенмут.

Залы храма, высеченные в скале, были украшены живописью и скуль­птурой. В одном святилище стояло бо­лее двухсот статуй. Пол был выстлан

золотыми и серебряными пластинами. Все внутри и снаружи храма было на­правлено на прославление величия царицы, создание торжественной ат­мосферы.

После смерти Хатшепсут ее племян­ник Тутмос III, которого царица не­заслуженно оттеснила от престола, многое уничтожил, стремясь предать ее имя забвению. Он приказал разбить ее портретные статуи, сбить рельеф­ные изображения, смыть ее лица на росписях, стереть прославляющие ее надписи и картуши1.

Жрецы в эту пору стали самостоя­тельной политической силой, поэтому не менее важное значение, чем заупо­койные храмы царей, имели храмы-свя­тилища. Стремление к монументально­сти не угасло, а возобновилось с новой силой (Карнак, Луксор).

В храмах-святилищах Нового цар­ства характер культовой архитектуры во многом был определен спецификой новых обрядов. Целена­правленно использовали освещение: путь пролегал от залитых солнцем дво­ров через полумрак гипостильного зала к погруженному во тьму святилищу.Интересно интерпретировалось про­странство: колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, а росписи на потолке имитиро­вали синее небо, усеянное звездами.

В Древнем Египте имена царей и цариц писали только в специальной рамочке-картуше.

В эпоху Нового царства были воз­ведены основные части храмового ком­плекса в Карнаке.Лучше всего сохра­нился храм Амона — самый большой в мире храм с колоннами. Он счита­ется «каменным архивом» древнееги­петской истории: его стены покрыты многочисленными надписями, гимна­ми богам, изображениями ритуалов и праздничных торжеств. Из открытого двора путь ведет в полутемный гипостильный зал, а затем в святилище. Грандиозный гипостильный зал — са­мая необычная часть храма. Это на­стоящий лес колонн, иные из них не обхватят и пять человек. Зодчий Амен­хотеп в организации внутреннего про­странства применил прием нарастания движения к центральной колоннаде. Капители колонн — это нераскрытый цветок папируса там, где мало света, и раскрытый — в бо­лее освещенных местах. две фазы жизни — ее зарождение и расцвет. Всего в Карнакском храме насчитывается 134 ко­лонны высотой примерно 20 м каж­дая.

Деко­ративное убранство, подчеркивающее функции каждого помещения, пред­ставляет храм как космос, который вмещает в себя бог. Пол олицетворяет землю, потолок, который расписы­вался золотыми звездами по синему фону, — небо. На стенах комнат на­шли отражение священные мистерии, разыгрывавшиеся и каждой из них.

Самая сокровенная часть храма — святилище, там находилась статуя бо­га, в которой, как считалось, обитал его дух. Кульминаци­ей ежегодного праздника в честь бога Амона было перемещение его статуи на священной ладье из Карнакского храма в Луксорский в сопровождении жрецов и жриц в белых одеждах. Северные помещения представляют таинства Осириса. Вос­точные комнаты посвящены царству Ра. Внешние комнаты и помещения, куда допускался народ отражают подвиги фараона.

Неотъемлемой частью храмового Комплекса были священное озеро и Обелиск — вертикально стоящий четы­рехгранный камень. Эта архитектурная форма впервые была создана в Египте. Вырезался обелиск прямо в скале и обрабатывался с трех сторон. Затем его Отделяли от скалы и шлифовали с чет-•ертой стороны. Полученный таким образом монолит переправляли по Нилу на специальных плотах и уста­навливали в нужном месте, обычно у входа в храм. Обелиск был украшен многочисленными иероглифами. Он олицетворял луч солнца и считался символом могущества, власти.

Луксорский храмовый комплекс на­ходился на восточном берегу Нила.Он состоял из грандиозных дворцов фа­раонов и великолепных храмов. Это был один из самых величественных комплексов. Когда-то перед его порта­лом были поставлены два обелиска, Сегодня из двух обелисков остался лишь левый высотой 25 м. Другой был увезен во Францию и установлен в центре пло­щади Согласия в Париже в 1836 г.

Внешний вид храма также очень интересен. Многочисленные боковые молельни украшены сценами религи­озных церемоний и сражений с вратами. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектур­ным пространством храма.

Наши рекомендации