В Древнем Египте имена царей и цариц писали только в специальной рамочке-картуше.
Новое царство
В эпоху Нового царства процветал культ Амона-Ра, который именовался царем всех богов, ему приписывали военные победы, в его честь слагали гимны, возводили храмы.
В изобразительном искусстве Нового царства произошли значительные перемены. Образы стали более утонченными, тяготели к изяществу и декоративной пышности, эмоциональности. В настенных росписях проявилась свобода движений и ракурсов, тонкость цветовых сочетаний, в композиции часто вводился пейзаж. Рисунки на папирусах стали раскрашивать яркими красками. На них изображали картины блаженства в загробной жизни: плодородные поля, лодки, плывущие по полноводным каналам, финиковые и кокосовые пальмы по берегам.
Архитектура.В эпоху Нового царства складываются основные типы храмовых архитектурных комплексов — наземные, полускальные и скальные, устанавливается определенная последовательность помещений в них. Вход был обозначен массивным пилоном — стеной в виде трапеции, разделенной узким проходом посередине. У стен стояли статуи фараонов и обелиски. За входом был расположен открытый двор, обнесенный колоннадой, далее следовали один или несколько гипостильных залов1 и святилище. К храму, как правило, вела аллея сфинксов.
Древняя столица Египта — Фивы — была одним из самых блистательных городов, в котором велось бурное строительство.
1 Гипостильный зал — помещение, перекрытие которого поддерживается множеством колонн.
В архитектуре египетских храмов и дворцов различных эпох применялись в основном следующие типы капителей колонн: в виде раскрытого папируса, закрытого папируса, связки папируса, цветка лотоса, пальмовых ветвей, женской головки.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут (время правления — конец XVI— начало XV в. до н.э.)Он относится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. Царицу Хатшепсут изображали со всеми атрибутами царской власти, в том числе с привязанной бородкой. Она мало занималась завоевательными походами, зато много внимания уделяла грандиозному строительству.
От пристани у западного берега Нила к храму Хатшепсут вела длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами царицы.
Две огромные террасы, когда-то окруженные колоннадами, предшествовали третьей, на которой стоял храм.
На этих террасах были устроены водоемы, обсаженные деревьями. По наклонным пандусам можно было подняться с одной террасы на другую.
Медленное размеренное движение позволяло в полной мере оценить грандиозность архитектурного замысла, который воплотил зодчий Сенмут.
Залы храма, высеченные в скале, были украшены живописью и скульптурой. В одном святилище стояло более двухсот статуй. Пол был выстлан
золотыми и серебряными пластинами. Все внутри и снаружи храма было направлено на прославление величия царицы, создание торжественной атмосферы.
После смерти Хатшепсут ее племянник Тутмос III, которого царица незаслуженно оттеснила от престола, многое уничтожил, стремясь предать ее имя забвению. Он приказал разбить ее портретные статуи, сбить рельефные изображения, смыть ее лица на росписях, стереть прославляющие ее надписи и картуши1.
Жрецы в эту пору стали самостоятельной политической силой, поэтому не менее важное значение, чем заупокойные храмы царей, имели храмы-святилища. Стремление к монументальности не угасло, а возобновилось с новой силой (Карнак, Луксор).
В храмах-святилищах Нового царства характер культовой архитектуры во многом был определен спецификой новых обрядов. Целенаправленно использовали освещение: путь пролегал от залитых солнцем дворов через полумрак гипостильного зала к погруженному во тьму святилищу.Интересно интерпретировалось пространство: колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, а росписи на потолке имитировали синее небо, усеянное звездами.
В Древнем Египте имена царей и цариц писали только в специальной рамочке-картуше.
В эпоху Нового царства были возведены основные части храмового комплекса в Карнаке.Лучше всего сохранился храм Амона — самый большой в мире храм с колоннами. Он считается «каменным архивом» древнеегипетской истории: его стены покрыты многочисленными надписями, гимнами богам, изображениями ритуалов и праздничных торжеств. Из открытого двора путь ведет в полутемный гипостильный зал, а затем в святилище. Грандиозный гипостильный зал — самая необычная часть храма. Это настоящий лес колонн, иные из них не обхватят и пять человек. Зодчий Аменхотеп в организации внутреннего пространства применил прием нарастания движения к центральной колоннаде. Капители колонн — это нераскрытый цветок папируса там, где мало света, и раскрытый — в более освещенных местах. две фазы жизни — ее зарождение и расцвет. Всего в Карнакском храме насчитывается 134 колонны высотой примерно 20 м каждая.
Декоративное убранство, подчеркивающее функции каждого помещения, представляет храм как космос, который вмещает в себя бог. Пол олицетворяет землю, потолок, который расписывался золотыми звездами по синему фону, — небо. На стенах комнат нашли отражение священные мистерии, разыгрывавшиеся и каждой из них.
Самая сокровенная часть храма — святилище, там находилась статуя бога, в которой, как считалось, обитал его дух. Кульминацией ежегодного праздника в честь бога Амона было перемещение его статуи на священной ладье из Карнакского храма в Луксорский в сопровождении жрецов и жриц в белых одеждах. Северные помещения представляют таинства Осириса. Восточные комнаты посвящены царству Ра. Внешние комнаты и помещения, куда допускался народ отражают подвиги фараона.
Неотъемлемой частью храмового Комплекса были священное озеро и Обелиск — вертикально стоящий четырехгранный камень. Эта архитектурная форма впервые была создана в Египте. Вырезался обелиск прямо в скале и обрабатывался с трех сторон. Затем его Отделяли от скалы и шлифовали с чет-•ертой стороны. Полученный таким образом монолит переправляли по Нилу на специальных плотах и устанавливали в нужном месте, обычно у входа в храм. Обелиск был украшен многочисленными иероглифами. Он олицетворял луч солнца и считался символом могущества, власти.
Луксорский храмовый комплекс находился на восточном берегу Нила.Он состоял из грандиозных дворцов фараонов и великолепных храмов. Это был один из самых величественных комплексов. Когда-то перед его порталом были поставлены два обелиска, Сегодня из двух обелисков остался лишь левый высотой 25 м. Другой был увезен во Францию и установлен в центре площади Согласия в Париже в 1836 г.
Внешний вид храма также очень интересен. Многочисленные боковые молельни украшены сценами религиозных церемоний и сражений с вратами. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.