Как выполнять задержку дыхания 2 страница
Обратив язык в углубление нёба, пусть йогин войдет в созерцание, которое разрушает все страхи. У того, чей ум остается здесь неподвижным хотя бы на секунду, все грехи тотчас же разрушаются. Все, что достигается в результате концентрации на других пяти лотосах, достижимо благодаря знанию одной лишь аджны.
Мудрый, непрерывно пребывающий в созерцании аджны, освобождается от цепей желаний и наслаждается счастьем.
Если в момент смерти йогин созерцает аджну, он поглощается Параматмой.
Тот, кто медитирует над этим, тот непричастен греху, даже если он совершил преступление.
Так собственными усилиями йогин освобождается от цепей. Нет слов, чтобы описать всю важность созерцания аджны. Даже боги, подобные Брахме, учившиеся у меня (Шивы), владеют этим искусством лишь частично».
«Шива Самхита»
(5.96 — 101, 5.110 — 119)
Место расположения: межбровье.
Название: парамакула, трикути, мукта-тривени.
Аджна-чакра представляет собой лотос с двумя лепестками, находящийся в межбровье. У аджна-чакры нет никакого материального элемента, ее тонкая таттва — сознание, ум. В аджна-чакре находится хакарардха, половина буквы Ла. На лепестках лотоса аджны изображены красные слоги ХАМ и КШАМ, в центре спрятана биджа ОМ. Два ее лепестка и центр содержат в себе три качества: тамас, раджас и саттву. Из аджны расходятся три канала: ида, пингала и сушумна.
Божество чакры: Парамашива в форме хамсы.
Богиня: Хакини (Шакти).
Биджа чакры: слог ОМ.
Грантхи: узел Рудры.
Цвет: ярко-белый, цвет полной луны. В этой луне находятся бинду, нади и шакти.
Измерение чакры: Тапа-лока.
Вритти на лепестках аджна-чакры:
~ апара — мирское знание, управляющее жизненными вритти других чакр, находится с правой стороны межбровья,
~ пара — духовное знание, управляющее поворотом низших вритти к Исконному «Я», находится с левой стороны межбровья.
Сиддхи в результате концентрации: полностью раскрыв аджну, йогин становится дживан-муктой, при жизни обретая Освобождение от кармы, восемь главных и тридцать две второстепенных сиддхи.
Глава 9
Сахасрара-чакра
«Созерцая бескачественное, покойное, благое (Шива), Всевышнюю Сущность в пространстве [макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.
Созерцая вездесущее «Я», которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно, как искрящаяся жидкость, йогин обретает Освобождение».
Махасиддха Горакшанатх
«Горакша паддхати» (72, 74)
«Лотос, расположенный в брахмарандре, называется сахасрара. В центре его — луна. Из треугольной области постоянно течет нектар. Лунная жидкость бессмертия течет через иду, и этот поток у йогинов называется Гангой.
Тысячелепестковый лотос помещается над аджной, в основании нёба, там, где находится отверстие сушумны.
В центре сахасрары — йони с лицом, повернутым вниз.
Здесь — корень сушумны вместе с ее отверстием, называемым брахмарандра».
«Шива Самхита»
(5.103, 120, 122 — 123)
Расположение: в макушке головы.
Другое название: тысячелепестковый лотос (сахасрара-падма).
Количество лепестков: тысяча, что указывает на то, что из сахасрара -чакры выходит бесчисленное множество тонких нади.
Пятьдесят букв санскритского алфавита повторяются здесь вновь и вновь на йогических нади.
Сахасрара-чакра представляет собой группу чакр в области макушки. Согласно некоторым текстам, главными в этой группе чакр являются Гуру-чакра и Нирвана-чакра.
Сахасрара — лотос, окрашенный во все цвета, свисает вниз из брахмарандры над всеми остальными чакрами, здесь находится первопричина Бытия — Брахма-лока. Это великое «солнце», в котором объединяются Парашива и изначальная энергия Адишакти. В непроявленном состоянии (авьякта-бхава) существует все то, что есть в других чакрах и во всей вселенной.
Измерение (лока): Сатья-лока.
Форма янтры: круг, подобный полной луне.
Биджа-звук: висарга (особый придыхательный звук).
Носитель биджи: бинду, точка над полумесяцем.
Божество: внутреннее осознавание.
Глава 10
Малые чакры
Калпа-врикша[54]
(Хрид-чакра)
«Таттва есть семя, хатха есть душа, тотальное отсутствие желаний (вайрагья) есть вода. Из этих трех немедленно произрастает калпа-врикша (дерево исполнения желаний), которое есть унмани-авастха (состояние без ума)».
«Хатха-йога-прадипика» (4.103)
Вторичная чакра, находится ниже околоплодника анахата-чакры, в центре груди.
Калпа-врикша находится внутри красного лотоса. У лотоса восемь лепестков, и он повернут вверх. Засоры в хрид-чакре приводят к развитию эгоцентризма, противопоставлению «святого» и «обыденного», «чистого» и «нечистого», что на физическом уровне выражается в сердечных заболеваниях.
Когда пробуждается эта чакра, исполняются все желания йогина.
Цвет: золотой, белый.
Манас-чакра
Название: «центр ума».
Манас-чакра расположена над аджна-чакрой, ниже лба над точкой бинду-питха, чуть выше точки пранава-бинду в аджна-чакре.
У нее шесть лепестков белого цвета.
На лепестках манас-чакры находятся шабда-джняна (знание звука), спарша-джняна (знание осязания), рупа-джняна (знание видимых форм), расапабхога и свапна, или способности слышать, осязать, видеть, обонять, чувствовать вкус и спать, т.е. отключать способности.
Считается, что во время сна эта чакра становится черного цвета, поскольку в это время ум погружен в бессознательное.
Манас-чакра является центром чувственного сознания. Пять лепестков манас-чакры связаны с пятью органами чувств (вкус, зрение, запах, осязание, слух). Они активны в бодрственном состоянии. Через эти лепестки происходит взаимодействие сознания с внешним миром.
Шестой лепесток манас-чакры активен во сне и медитации, при ясновидении, осознанных снах, через него происходит осознание астрального тела. Эта чакра важна для контроля астрального тела.
Лалана
(талу)
Лалана-чакра расположена под сахасрара-чакрой и над аджной. Если рассматривать снизу — в верхнем нёбе, там, где оно соприкасается с шеей. У нее двенадцать лепестков (двенадцать исходящих нади).
Биджа-звуки на лепестках: ХА, СА, КША, ИА, ЛО, ВА, РА, ЙА, СА, КХА, ПХРЕМ.
Вритти на лепестках:
~ чистота (шуддхата),
~ бесстрастность (арати),
~ волнение (самбхрама),
~ желание (урми),
~ вера (шраддха),
~ удовлетворенность (сантоша),
~ чувство вины (апарадха),
~ самообладание (дама),
~ гнев (мана),
~ привязанность (снеха),
~ печаль (шока),
~ горе, уныние (кхеда).
Биджа чакры: ОМ.
Эта чакра связана с переносом нервных импульсов от мозга к органам тела.
Сома-чакра
(инду, амрита-чакра)
«В середине сахасрары есть йони, а ниже ее — мистическая луна. Пусть мудрец созерцает ее.
Такого йогина будут любить боги, адепты и все люди этого мира. В середине лба пусть он созерцает молочный океан, потом пусть медитирует на луне, которая в сахасраре.
Луна — источник нектара, и она имеет кала (степени нарастания). Пусть он размышляет над ее чистотой. Постоянно так упражняясь, он постигает это за три дня. Тогда будут сожжены все его грехи.
Будущее откроется ему, ум очистится, и даже если он совершит пять смертных грехов, они разрушатся за одно мгновение такого созерцания.
Любое положение звезд и планет будет для него благоприятным. Ничто не будет ему грозить, и успех будет способствовать ему во всем. Силы кхечари и бхучари откроются ему созерцанием этой луны. Йогин становится адептом, и он становится подобным мне.
Пусть йогин всегда пьет нектар, стекающий оттуда, где сила Кула (Кундалини) поглощается Параматмой. Так он побеждает смерть».
«Шива Самхита» (5.145 — 157)
Название: «луна».
Количество лепестков: шестнадцать, их называют шестнадцать кала. Лепестки белого цвета или бледно-желтые.
Эта чакра считается центром высшего творческого интеллекта (буддхи). С ней связано синтетическое, объемное, целостное восприятие мира.
Место: расположена посередине лба, над манас-чакрой.
Дэвата: Парашива, восседающий на лебеде.
Шакти: Сиддхакали.
Биджа: ХАМСА в форме лебедя.
Вритти на лепестках:
~ милосердие (крипа),
~ кротость (мридута),
~ терпение (дхайрья),
~ бесстрастие (вайрагья),
~ упорство и твердость (дхрити),
~ процветание (сампат),
~ радость (хасья),
~ восторг, трепет (романча),
~ смирение (виная),
~ медитация (дхьяна),
~ покой (сустхирата),
~ серьезность (гамбхирья),
~ усердие (удьяма),
~ контроль над эмоциями (акшобха),
~ великодушие и щедрость (аударья),
~ сосредоточенность (экаграта).
Бинду
Бинду является ядром, центром двух изначальных принципов: сознания и энергии, Шивы и Шакти, пуруши и пракрити, двух полярных принципов, которые в теле человека олицетворяются красной и белой каплями, встречающимися в бинду (в капле, в ядре). Когда они встречаются в бинду, ядро трансмутирует, взрывается, проявляясь как кала (сияющие лучи) и нада (первое проявление энергии в виде вибрации, которое дает основу для будущего творения вселенной).
Бинду олицетворяет энергию внешней и внутренней вселенной. Существует Махабинду — это все творение вселенной в виде сознания, Пара-бинду — это форма сознания, творящего вселенную, сукшма-бинду — это непосредственное индивидуальное осознавание, стхула-бинду — это красные и белые капли в теле человека.
В традиции Лайя-йоги нада, бинду и кала описываются как звук, свет и сияние. Принцип бинду олицетворяет собой чистый свет, нада олицетворяет собой звук, кала олицетворяет собой различные видения, которые возникают в практике как следствие осознавания.
Бинду-висарга
Сахасрара-чакра является источником белой капли в теле (бинду), а место, откуда появляется бинду — бинду-висарга.
«Луна, путешествующая через ида-нади, левый канал, орошает все тело нектаром, а солнце, путешествуя через правый канал (пингалу) высушивает нектар».
Бинду-висарга является хранилищем карм всех прошлых жизней человека.
Название: «капля», «точка».
Место: вершина затылка, место для «брахманской шикхи».
Форма янтры: полумесяц, освещающий лунным светом ночное небо и белая капля нектара, стекающего в вишуддха-чакру.
Бинду связан с вишуддха-чакрой тонкой сетью нади, идущих по внутренней части носовых проходов и пересекающих лалану, которая находится за нёбом над малым язычком.
Физическое описание: небольшое углубление внутри центров верхней коры головного мозга. Это углубление содержит мельчайшую каплю, в центре которой есть небольшое возвышение, подобное острову посередине озера.
Измерение: Сатья-лока.
Оболочка (коша): анандамайя-коша.
Бинду считается воротами Пустоты. Связь с более высокими чакрами, находящимися за пределами физического тела, происходит через прохождение бинду-висарги.
Нирвана-чакра
Принадлежит к семейству аджна-чакры (по другим источникам — сахасрары). Нирвана-чакра считается наивысшей чакрой, существую щей в пределах физического тела. В нирвана-чакре заканчивается сушумна-нади, в ней переживаются высшие уровни дхьяны, в которых личное «я» йогина растворяется в Абсолюте.
Гуру-чакра
Находится над черепом за пределами физического тела. Принадлежит к семейству сахасрары, имеет двенадцать лепестков. Является «нижним окончанием» сахасрары. Концентрация на гуру-чакре открывает дверь в самадхи.
Брахмарандра[55]
«Полость сушумны в области адхары — это брахмарандра. Тот мудрец, который знает это, освобожден от цепей кармы.
Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте достигается спасение».
«Шива Самхита» (5.130 — 131)
Это заросшее отверстие в верхней части черепа между двумя височными и затылочной костями. Это место, через которое прана освобожденного йогина выходит из тела в момент смерти.
«Сто и один нерв выходят из сердца. Из них только один выходит, проникая в голову. Тот, кто взойдет по нему, становится бессмертным».
«Катха упанишада», песня 3 (16)
Семь малых чакр нижней части тела
Атала
Расположена ниже муладхары в тазобедренных суставах. С ней связаны страх и грубая похоть.
Соотносится с низшим астральным миром, называющимся Атала (один из адских миров).
Витала
Вторая чакра ниже уровня муладхары, расположена в бедрах. С ней связано проявление бурного гнева.
Соотносится со вторым уровнем низшего астрального мира, называемым Витала или Авичи («безрадостный»).
Сутала
(«великая бездна»)
Расположена в коленях. Местообитание чувства мстительной ревности и зависти.
Соотносится с третьим низшим астральным миром, называемым Сутала или Самхата («отброшенный»).
Талатала
(«низшая сфера»)
Центр в икрах ног. Выражает постоянное умственное заблуждение и беспокойство, тупое упрямство и связана с тотальным инстинктом самосохранения.
Соотносится с четвертым миром низшего астрала — Тамисра («тьма»), по-другому — Талатала.
Расатала
(«подземная область»)
Центр в лодыжках. Связана с чувством эгоизма и собственничества. Соотносится с пятым нижним астральным миром — Риджима («изначальный») или Расатала.
Махатала
(«великое дно»)
Центр в ступнях. С ним связано отсутствие сострадания. Шестой нижний астральный мир.
Патала
(«область грешников»)
Центр в подошвах стоп. Ему соответствует седьмой нижний под миром людей астральный мир, называемый Патала или Какола («черный яд»). В этом измерении падшие души непрерывно подвержены насилию и разрушению.
Часть II
Путь
Глава 1
Методы концентрации на чакрах
Визуализация и вызывание ощущений в чакрах
Когда йогин очищает каналы и живет, накапливая прану, его ветры начинают беспрепятственно циркулировать по телу. Когда благодаря асанам йоги, пранаямам и мудрам йогин пробуждает Кундалини и вводит энергию в центральный канал, тогда она, поднимаясь, развязывает три главных узла (грантхи) и насыщает мозг.
В это время йогин испытывает нектар различных видов и блаженство, растекающееся по телу. Он имеет переживание начальных признаков вхождения энергии в центральный канал.
Для получения переживаний следующих признаков он должен приступить к выплавлению методами Шат-чакра-йоги.
Выплавляя энергию методами Шат-чакра-йоги, йогин силой концентрации собирает прану и ум в каждой из чакр, тогда узлы в нади, проходящих через чакру, развязываются, соответствующий элемент очищается, и йогин зарождает переживание блаженства, неразделимое с пустотным осознаванием. Когда такое блаженство возникает, ветер наполняет центральный канал, даруя йогину глубокое переживание недвойственности.
Чтобы собрать прану и ум в месте чакры, йогин должен выполнять концентрацию на чакрах.
Первый метод концентрации
(с визуализацией)
1. Визуализируйте биджа-слог элемента земли. Поместите визуализацию в район копчика (в точку муладхары).
2. Вслед за этим представьте янтру муладхара-чакры: желтый квадрат с четырьмя красными лепестками, внутри него — красный треугольник, перевернутый вершиной вниз, символизирующий обитель Кундалини. В центре треугольника дымчато-серый лингам, вокруг которого в три с половиной оборота обернута золотистая змея, символизирующая Кундалини. Змея постепенно поднимается, пытаясь войти в тонкий канал сушумна.
3. Однонаправленно удерживайте сосредоточение на антре муладхары, чтобы изображение было ярким, т.е. насыщенным светом, и ясным, т.е. четко очерченным.
4. Концентрируясь на образе чакры, следует чувствовать его своим телом, тем местом, на котором выполняется концентрация, т.е. избегать того, чтобы образ был умственным. Если концентрация выполняется умозрительно, без связи с ощущениями в теле, то она не принесет никакой пользы.
5. Концентрируясь на чакре, избегайте напряжения, мысленной активности или затухания, притупленности сознания.
6. Чтобы избежать мысленной активности, следует периодически проверять свою внимательность с помощью бдительности, проводя анализ концентрации.
7. Чтобы избежать затухания и притупленности сознания, следует визуализировать янтру чакры величественной, утонченной, полной света, красоты, чтобы возникало воодушевление. Если же это не удается, следует представлять божеств, находящихся в янтре, и проводить им умственное поклонение.
8. Если йогин с однонаправленным умом сосредотачивается в точке муладхары, вызывая образ янтры, он обязательно почувствует некоторые признаки:
~ нагревание копчика, растекание приятного тепла и блаженства по бедрам и спине,
~ наполнение силой нижней части тела,
~ наполнение позвоночника и головы энергией,
~ легкость тела.
Затем он увидит область канды, подобную луковице серовато-бело го цвета с различными нитями, и сам элемент земли, подобный сфере золотистого цвета, от которого во все стороны исходят искры. Также он может увидеть гневных божеств и другие символы элемента земли.
9. Затем он переживет углубление пяти признаков дня и пяти признаков ночи, и в точке муладхара-чакры безупречно раскроется пустотное пространство сознания, наполненное энергией блаженства.
10. Йогин должен объединить свое созерцание с этим пространством и пребывать в нем как можно дольше.
Как концентрироваться на чакрах
При концентрации на чакрах следует помнить о трех ключевых моментах:
~ представляя чакры, сохранять яркость и ясность ума,
~ концентрируясь на биджа-слогах, видеть буквы ясными, созданными из света, поскольку это дает возможность избавиться от притупленности ума,
~ однонаправленно сосредотачиваться на визуализируемой янтре, биджа-слоге чакры в течение четырех часов, благодаря этому в чакре собираются праны, и туда привлекается ум.
На высших стадиях практики при устойчивой концентрации на чакрах следует соединять с чакрой ощущение божественной гордости (бхаву) и насыщать ею энергию чакры. Для этого йогин может выполнять следующие практики:
~ поклонение избранному божеству внутри чакры,
~ Гуру-йога через чакру, на которой выполняется сосредоточение,
~ поддержание божественной гордости в точке, где выполняется сосредоточение.
Второй метод концентрации
(на ощущении энергии)
Второй метод аналогичен предыдущему с той разницей, что вместо визуализации мы сосредотачиваемся на ощущении энергии в том месте, где располагается чакра.
1. Сосредоточьтесь на точке муладхара-чакры в промежности или в районе копчика, там, где оканчивается позвоночник.
2. Почувствуйте тепло, пульсацию, распирание, покалывание и движение энергии в этом месте.
3. Продолжайте однонаправлено концентрироваться на этих ощущениях, пока они не станут явными и область муладхара-чакры не начнет разогреваться.
4. В результате однонаправленной концентрации переживаются те же признаки, которые описаны выше.
5. Когда переживание энергии, тепла, блаженства раскрывается, йогин перемещает в точку муладхары созерцательное присутствие, подобное пространству, и продолжает выплавление методом «единство блаженства-Пустоты».
Концентрация на других чакрах выполняется аналогичным образом.
Глава 2
Переживания при концентрации на чакрах
Когда йогин концентрируется на чакрах, его праны и сознание собираются в этих местах. Собирание пран и ума при концентрации на биджа-слогах самопроизвольно вызывает в уме йогина проявление страстей и желаний, которые выражают эти слоги и чакры, поэтому йогин может испытывать различные страсти, такие как гнев, вожделение, гордость и прочее, которые будут возникать помимо его воли. Также могут появиться различные беспокойные мысли и болезни, мешающие практике.
Выполняя концентрацию на чакрах, у йогина в состоянии медитации, в сновидениях или даже наяву могут возникать различные призрачные видения. Чтобы преодолеть эти проявления, йогин должен усердно практиковать недвойственное воззрение, медитируя так: «Брахман — реален, вселенная — нереальна», или он должен постоянно обращаться к исконному осознаванию «Я», задавая вопрос: «Кто испытывает эти переживания? Я. Но «Я» в основе своей пустотно, а, значит, все переживания также пустотны». Тогда переживания самоосвобождаются.
Также йогин должен трижды в день принимать Прибежище, укрепляя связь с духовным Учителем и практикуя Гуру-йогу.
Эти проявления являются признаком его продвижения в практике, указанием на связь с тем или иным элементом или каналами, их следует рассматривать как знаки духовного прогресса.
Глава 3
Методы Шат-чакра-йоги
Наставления по выплавлению энергии на пути Шат-чакра-йоги
Задача йогина на пути Шат-чакра-йоги — смешивая созерцание с энергиями элементов в чакрах, открыть пять пустотных пространств в теле. Концентрация на чакрах плавит в них тонкие капли, благодаря чему двойственные состояния ума растворяются.
1. Следует уделить минимум шесть месяцев каждой чакре, две-три сессии по два-три часа в день, а если есть возможность, то больше (при этом следует продолжать свои предыдущие практики) в таком порядке:
~ муладхара — шесть месяцев,
~ анахата — шесть месяцев
~ свадхистана — шесть месяцев,
~ манипура — шесть месяцев,
~ вишуддха — шесть месяцев,
~ аджна — шесть месяцев,
~ сахасрара — шесть месяцев.
При этом в конце каждой двух-трехчасовой сессии двадцать-тридцать минут, сидя с открытыми глазами, устремив взор в пространство перед собой, уделять объединению пустотного присутствия созерцания, подобного пространству, с энергией в чакре.
Для помощи в таком созерцании следует медитировать на махавакью «Ахам Брахмасми», зарождая божественную гордость, и переносить это ощущение вместе с созерцанием в чакру, на которой концентрируешься, чувствуя бхавану «Ахам Брахмасми» из точки концентрации.
2. Концентрация на манипура-чакре должна быть осторожной. Сессия по времени делается в два-три раза меньше. Чтобы не вызвать избыток элемента огня, следует наблюдать за ощущениями тепла в теле. Если возникает изжога и т.п._ прекращать концентрацию, пить молоко с маслом. Когда тело привыкнет, манипура-чакра очистится, и огонь будет сбалансирован, можно концентрироваться долго.
3. Если есть возможность, можно выполнять концентрацию на двух чакрах: одна является основной, другая, находящаяся рядом — дополнительной.
4. На чакрах выше вишуддхи выполнять садхану осторожно, так как может возникнуть дисбаланс пран и тело будет вялым, особенно, если сушумна не пробуждена, и нижняя часть тела слабо связана с верхней.
5. При концентрации визуализировать биджа-слог и янтру чакры, при этом визуализация должна быть ясной (четкой, тонко очерченной) и яркой (насыщенная светом и цветом), но важнее чувствовать ощущения пульсации и тепла, распространение и движение энергии по каналам в чакрах.
6. Следует слушать ощущения в своем теле. Правильная практика та, что дает ясность и блаженство в теле в тех местах, где концентрируешься.
Если возникают нехорошие состояния, беспокойные ощущения, концентрироваться на другой чакре, пока праны не очистятся.
При нестабильном состоянии ума делать концентрацию на муладхаре и свадхистане, при притупленности — на вишуддхе и анахате.
7. Когда концентрация выполнена (на это уйдет около трех лет), следует объединить созерцание с элементом в теле и элементами природы, пока не откроются пять видов пространств в теле. Сначала это делается с усилием, затем без усилия (методом естественного созерцания), сидя и даже на ходу.
Остальные практики медитации, созерцания и так далее выполнять как обычно.
Глава 4
Вершина мастерства:
объединение созерцательного присутствия с энергией в чакрах
Объединение присутствия с муладхара-чакрой
Принцип единства блаженства-Пустоты
Когда ум устойчиво удерживает однонаправленную концентрацию на чакре, в районе чакры возникает отчетливое ощущение распирания, тепла, пульсации блаженства. В это время йогин должен тренироваться в объединении созерцательного присутствия и блаженства. Этот метод называется «Единство блаженства-Пустоты» (сукха-шунья).
Стадия первая:
объединение присутствия, подобного пространству, и энергии элемента чакры с опорой на небольшое усилие
Описание практики
В районе копчика почувствуйте бесконечное пространство. Ощутите, как область таза в районе муладхары стала бесконечной.
Комментарий
Сконцентрируйтесь на точке муладхара-чакры. Муладхара расположена в промежности между основанием половых органов и анусом (на два пальца выше ануса, на два пальца ниже гениталий). У женщин муладхара-чакре соответствует задняя стенка шейки матки. С муладхарой также связывают три первых позвонка у основания позвоночника.
В этой области представьте желтый квадрат. Представляйте, пока не почувствуете, что сознание перемещается в эту точку, пока не возникнет пульсация, тепло, покалывание или любое другое ощущение в этой точке.
Желтый квадрат имеет четыре лепестка, их цвет малиновый. Четыре лепестка есть четыре вида телесного блаженства в муладхара-чакре, они называются:
~ парананда,
~ вирананда,
~ йогананда,
~ сахаджананда.
Желтый квадрат означает элемент земли. Когда муладхара очищается, элемент земли становится желто-золотого цвета, вы можете видеть его искрящуюся субстанцию, поднимающуюся из района копчика, словно жидкий золотой свет вспыхивает и искрится, распространяясь во все стороны из нижней части вашего тела.
Когда муладхара раскрывается, обоняние может активизироваться, вы можете чувствовать тонкие божественные запахи, астральные запахи.
Теперь представьте внутри желтого квадрата красный треугольник — это символ энергии Кундалини. Внутри красного треугольника представьте дымчато-серый лингам. Вокруг лингама в три с половиной оборота обернута змея золотистого цвета. Это энергия Кундалини. Она поднимается вдоль лингама и ее голова входит в центральный канал. Когда вы так представляете, возникает тепло, его движение по спине, ногам, распирание в нижней части тела, возникает легкость в ногах или всем теле.
Если вы овладели концентрацией на муладхара-чакре, даже если сильно замерзли, вы можете разогреть свое тело и никогда не простудитесь. Когда энергия муладхара-чакры доносится до мозга, она дает воспоминание прошлых жизней. Такова начальная концентрация на муладхара-чакре.
Прекратив концентрацию на муладхара-чакре, породите созерцательное присутствие так, как вы его понимаете, попытайтесь расширить ваше сознание насколько возможно и медитировать таким образом.
Перенесите это расширенное сознание в точку концентрации так, словно вы пытаетесь почувствовать расширенное присутствие из области муладхары.
Войдите в созерцательное присутствие и направьте внимание в муладхара-чакру. Объедините, смешайте пространство созерцательно го присутствия с муладхара-чакрой и почувствуйте, как пространство из области муладхары распространяется до бесконечности и смешивается с пульсацией, теплотой и покалыванием.
В итоге вы должны испытать пространство, подобное пространству в медитации великого покоя (Махашанти), ощущаемое на уровне муладхары. Оно насыщено пульсацией и живой теплой энергией. Такая пульсация и живая теплая энергия называются «принцип блаженства».
Чистое сознание в медитации Махашанти называется «принцип Пустоты», а соединение их называется «принцип блаженства-Пустоты» (сукха-шунья). При правильном выполнении, находясь в муладхара-чакре своим сознанием, вы почувствуете, словно вы созерцаете из этой области. Таким образом, ваша энергия естественно объединяется с элементом земли.
Если вы долго практикуете, то начинаете чувствовать, что значит «смешивать сознание с элементом земли». Вы можете полностью очистить муладхара-чакру. Заболевания нижней части тела исцеляются благодаря смешиванию созерцания с муладхара-чакрой, апана-вайю очищается и берется под контроль, и йогин обретает способность втягивать прану в центральный канал силой только созерцания. Объединение с элементом земли делает легкими нижние части тела.
Для истинного йогина объединить созерцательное присутствие с элементом или чакрой — это нечто обыденное. Он может свободно менять уровни своего сознания и энергии. Это сложные вещи, тем не менее, следует ими овладеть.
Такое объединение с элементом земли следует использовать для устойчивости йогина. Если йогин чувствует препятствия, его ум дестабилизирован, возникают помехи или необходимость усмирять препятствующих существ, ему всегда следует объединять свой ум с элементом земли до тех пор, пока он не войдет в самадхи «Великого равенства».
Стадия вторая:
соединение с божественной гордостью
Описание практики
Зародите ощущение божественной гордости, перенесите его в нижнюю часть тела, в район копчика. Почувствуйте, как область муладхары в промежности наполняется величием, бесконечностью, непостижимостью.