Описание работы над практической частью
Выбор сюжета
Сюжетом для практической части дипломной работы была выбрана картина русского советского художника В.Ф.Стожарова «Натюрморт», нарисованная им в 1967 году. Стожаров был ярким последователем реалистического направления в советской живописи. Получив классическое художественное образование, он полностью посвятил себя отображению прекрасного и удивительного мира природы, архитектуры, быта людей,
Ученик и отчасти последователь советских реалистов Стожаров был обязан учителям скрупулезным освоением натюрморта и пейзажа. Но когда художник, глубоко любивший природу, умел подняться над ограниченностью своего метода, тяготением к внешней, декоративной красивости, он создавал такие притягательные, правдивые, сохраняющие свежесть чувства натуры картины, такие камерные, по-домашнему уютные натюрморты, и величественные, глубокие, полные переживаний и тревог пейзажи.
В своих картинах художник умело использовал и сочетал традиции классической и романтической живописи, постоянно совершенствовал свою живописную манеру, экспериментируя со светом и тенью, использовал различное освещение.
Художник часто писал виды ручьев и речушек, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, затененные кустами, долины, обрамленные густым лесом. А те деревенские натюрморты, на которых изображены всем нам знакомые предметы. Пространство, в которое он вводит зрителя, невелико, но в нем человек оказывается с глазу на глаз с простым, но глубоко прочувствованным мотивом.
Анализируя композиции пейзажей Стожарова, можно заметить, что они построены на простом равновесии горизонтальных и вертикальных линий. Художник обобщенно передает купы деревьев, очертания берегов рек, он постоянно подчеркивает плавный ритм горизонталей - линии берега, плотины, длинной лодки, скользящей по воде, вытянутых облачков, идущих по небу.
Точная прорисованность, законченность работ, большая роль светотеневой моделировки отличают художественную манеру Стожарова от более раскрепощенного, вольного обращения с цветом в творчестве пейзажистов своего времени.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Стожарова. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в лесах севера, под Архангельском, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки, дома. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Излюбленной темой также были древние храмы и церкви, передача их красоты и загадочности.
Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.
Для передачи света, воздуха, пространства ему понадобилась вся сложность красочных сочетаний. Не удовлетворившись старой академической системой живописи, он создал новый способ цветового решения, обогативший палитру и давший широкие возможности более жизненного и правдивого изображения окружающего мира.
Относительно своих предшественников социалистических реалистов Стожаров был и остается одной из самых характерных и примечательных фигур реалистического искусства второй половины 20 века, изобразителем и певцом русского леса, деревни, архитектуры, крупным мастером реалистического пейзажа, произведения которого и до наших дней не утратили своего значения и притягательности.
Картина «Натюрморт» является, пожалуй, одной из самых лучших работ художника. Она изображает небольшую часть крестьянского дома. Дощатая стена является фоном, деревянный стол, на нем несколько предметов. Не цветущий синий, а созревший, рабочий лек, готовый к «чудесным превращениям», видим мы на столе среди предметов домашней утвари, орудий труда, с помощью которых скоро превратится в расшитое полотенце. Предельно просто. Но за этой простотой мудрость жизни.
Особенно удались живописные доски стены на заднем плане, освещенными из глубины.
Стожаров стремится к изображению "ученым образом", чтобы угадывался рисунок на деревянных досках. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни человека. За счет неподвижности основных предметов композиция получила свою статичность и спокойность. Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Ощутимее стремление к передаче состояния быта, экспрессии образов, чистоте палитры.
Серьезное внимание уделяет Стожаров фактурному решению произведения, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость всех форм деревьев, веток, крепость стволов. Богато нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Большое влияние оказывает мягкое освещение, создающее атмосферу домашнего тепла. А две бабочки, сидящие на предметах, придают всему сюжету какую-то неуловимую прелесть, мимолетность запечатленного мгновения. Кажется, еще секунда, они вспорхнут и улетят.
Все это удивительно точно передает состояние деревенской жизни , то неуловимое легкое дыхание конца лета, которым пропитана композиция.
Именно поэтому для осуществления целей дипломной работы и для выполнения практической части был взят данный сюжет.
Перед выполнением работы было выполнено несколько эскизов к выбранному сюжету. Был проведен серьезный анализ предстоящей работы.
Это является необходимым условием для качественного выполнения дипломной работы. Работа над эскизами помогает лучше воспринять весь сюжет в целом, проникнуть в него, изучить все нюансы, чтобы затем безошибочно его передать при исполнении диплома.