Предварительная обработка поверхности

Для выполнения практической части дипломной работы бралась готовая основа в виде листа ДВП форматом 580х400 миллиметров. На которой масляными красками впоследствии была выполнена живописная работа.

Помимо ДВП для письма масляными красками также используют и другие основы, такие как: картон, фанера, холст, натянутый на подрамник или на картон, и даже металл. Но каждая живописная основа обладает своими преимуществами и недостатками. Фанера и картон просты в выборе и предварительной обработке, но они не обладают прихотливой структурой, которая присуща холсту.

Каждая основа дает свои безграничные возможности для экспериментирования в нанесении красок и в визуальном восприятии картины в целом.

Холст для живописи выбирают льняной или пеньку, обладающий высокой прочностью. Холст натягивается на подрамник и проклеивается столярным клеем, рыбьим клеем или желатином. Проклейка производится в две-три стадии с тщательной просушкой каждого слоя. Дальше производится грунтовка холста. Предварительно перед грунтовкой холст прочищается кусочком пемзы.

ДВП в качестве основы для практической части дипломной работы было выбрано по нескольким причинам: во-первых, из-за дешевизны и доступности данного материала, во-вторых, из-за простоты в обработке поверхности.

Начальной стадией в предварительной обработке основы под живописную работу являлось избавление от неровности рабочей поверхности (зашкуривание). Для этой операции использовалась наждачная бумага различных номеров зернистости. Первоначально бралась крупнозернистая для удаления с поверхности и краёв листа ДВП крупных повреждений или неровностей. Затем использовалась мелко зернистая наждачная бумага для окончательного сглаживания плоскости. Помимо этого, после применения наждачной бумаги рабочая поверхность становится шероховатой, то есть появляются микроуглубления и царапины, что гораздо улучшает дальнейшее сцепление поверхности с грунтом.

Следующей стадией предварительной обработки рабочей поверхности ДВП являлось грунтование.

Грунтование применяется для снижения степени впитываемости лаков и красок в древесину, в результате чего повышается качество отделки изделия. Обычно в состав грунтов входят плёнко-образователь, поверхностно-активные вещества и растворители. В качестве плёнко-образователя применяются различные клеи, олифы, нитролаки, синтетические лаки и натуральные лаки. Кроме того, грунты могут в себя включать красящие пигменты. Добавление красящих пигментов зависит от дальнейшей работы над изделием.

Грунты под масляную живопись бывают клеевые, масляные, казеиновые, клее-маслянные и эмульсионные.

Для грунтования данной работы использовался клее-меловой грунт, который относится к эмульсионным грунтам. Он прост в обработке и даёт хорошую сцепляемость с основой. Клее-меловой грунт изготавливался на основе поливинилоацетатного клея и мелового порошка, замешивающихся в равных пропорциях. После тщательного перемешивания составных частей получился грунт (однородная белая непрозрачная масса), который наносился тонким слоем на рабочую поверхность ДВП, широкой плоской кистью. Грунт на основу был нанесён в несколько слоёв, с тщательной просушкой каждого последующего слоя. Также каждый просушенный слой грунта тщательно шлифовался наждачной бумагой. Это производилось для удаления неровностей, возникших во время грунтования. Это могли быть пузырьки воздуха, находящиеся в грунте, пыль, нерастворившиеся частицы мела и клея, а также борозды оставленные кистью. Грунтование рабочей поверхности ДВП производилось для улучшения сцепляемости с красочным слоем и повышения долговечности работы.

Выбор кистей и красок

Для выполнения практической части дипломной работы использовались масляные краски. В качестве растворителя применялось растительное льняное масло. Помимо льняного масла в масляной живописи применимы такие масла как: маковое, ореховое, подсолнечное, конопляное. Поскольку при изготовлении масляных красок используют только высыхающие растительные масла, которые в тонком слое на какой-либо поверхности при высыхании способны образовывать эластичную прочную плёнку, стойкую к различным рода внешним воздействиям.

Помимо масла для разбавления красок использовался скипидар, а также специальный даммарный лак. К выбору скипидара тоже стоит подходить очень ответственно, поскольку от качества растворителя зависит вся выполняемая работа, а главное продолжительность высыхания красочного слоя.

В отличие от многих других красящих материалов масляные краски обладают своей собственной ярко-выраженной текстурой, что во многом определяет манеру письма. Красящие вещества в масляной живописи относится главным образом к натуральным минеральным пигментам: охры, красного, коричного, зелёного, чёрного или краски, получаемые в процессе обработки вышеназванных пигментов. Помимо этого применяется и ряд искусственных красящих веществ.

Масляная краска обладает различными свойствами. После высыхания не растворяется, долговечнее относительно других красящих веществ. Также высохший слой масляных красок имеет ярко-выраженный блеск.

Важной операцией является также подбор кистей к предстоящей работе. В данном случае подбирались кисти, предназначенные непосредственно для масляной живописи. Это плоские кисти из щетины различных номеров, и плоские кисти из синтетического материала. Такие кисти оставляют широкие живописные мазки и удобны для выявления крупных элементов композиции. Помимо этого также были взяты синтетические кисти со скругленными краями, для прорисовки более мягких и плавных линий. И завершило выбор несколько номеров тонких круглых кистей, предназначенных для проработки мелких деталей и тонких контурных линий. После окончания выбора кистей, красок и всего необходимого была начата непосредственно живописная работа.

Нанесение рисунка

Первоначально на загрунтованной и отшлифованной поверхности ДВП наносился карандашный рисунок будущей композиции. Буквально в нескольких штрихах были намечены основные предметы, стол, доски на заднем плане, держащие на себе в целом весь сюжет.

Затем основным локальным цветом была прорисована вся утварь, орудия труда, дощатая стена на заднем плане. Потом также одним цветом были выявлены доски. Следующим этапом стала более детализированная проработка всей композиции. Были проявлен рисунок дерева, прорисованы сучки и щели между досками на заднем плане, тени от предметов на столе, прорисован букет созревшего льна, бабочки, сидящие на нем и на полотенце. Тонкой лессировкой был сделан охристый теплый оттенок на всех предметах.

В заключение тонкой кистью был проработан весь сюжет картины. В частности были нарисованы резные узоры на полке и прялке, прорисован красочный узор на полотенце, выявлены тонкие торчащие стебли льна.

После окончания живописной части работы она была оставлена на некоторое время для полной просушки красочного слоя.

Заключительные стадии

Последней стадией в работе с практической частью дипломного проекта была лакировка красочного слоя. После окончания просушки тонким слоем даммарного лака была тщательно прокрыта вся красочная поверхность. Лакировка является необходимой стадией по окончании работы. Лаковая поверхность тщательно защищает красочный слой от внешних воздействий и повреждений, а также придает более живописный вид благодаря усиленному блеску.

Затем лист ДВП с готовой живописной сюжетной композицией был заключен в предварительно изготовленную деревянную раму, что в полной мере завершило данную практическую часть. Рама придала эстетический эффект завершенности готовой работе.

Заключение

Дипломная работа стала итогом упорного многодневного труда. Она стала подведением итогов всего обучения в течение определенного периода времени и проверкой мастерства. Перед выполнением практической части дипломной работы было изучено множество источников, позволяющих объективно судить о предстоящей работе. Прежде всего, было изучено большое количество литературы, где рассказывалось о традиционной технике масляной живописи, истории возникновения и развития советской живописи и прочих сведениях, которые помогли при выполнении работы. Помимо этого были изучены и другие, визуальные источники, оказавшие очень большую помощь при выполнении непосредственно росписи. В основном это были репродукции работ известных художников пейзажистов.

Так же перед выполнением дипломной работы были проведены многочисленные тренировки по исполнению эскизов будущей композиции.

Помимо этого во время выполнения практической части были встречены и немалые трудности, осложнившие работу.

Основной проблемой при исполнении живописной работы, конечно же, была проблема передачи характера и точного соответствия выбранного сюжета.

Поставленные цели обязывали как можно более естественно и точно передать состояние деревенского быта. Было необходимо придать общее настроение каждому элементу композиции, будь то летняя бабочка, или деревянная доска. Все должно было в примерной точности соответствовать выбранному произведению художника.

Кроме того, при работе возникали проблемы с выбором кистей, так как для исполнения разных элементов композиции были необходимы кисти разной формы и разного размера, а также кисти из разных материалов. Проблема заключалась именно в подборе кисти, соответствующей по своим качествам для выполнения определенного элемента композиции.

Все это в совокупности и составило рабочий процесс по выполнению живописной части дипломной работы. Процесс осознания и восприятия художественной манеры другого человека, художника, последователя своих ценностей и идеалов, уже недоступных нынешнему времени, последователя своей эпохи, эпохи канувшей в небытие.

Список использованной литературы

Бесчастнов Н.П., Живопись // Владос. – М. 2003.

Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Мировая художественная культура // - М. 1997.

Виноградов И., Искусство, истина, реализм // Искусство. – М. 1975.

Гаврилов А.П., Русский пейзаж // Знание. – М. 1986.

Зиновьева А.Н., Народное искусство // Слово. – СПб. 1990.

Иогансон Б.В., Левитан // Искусство. – М. 1965.

Кшевник М., Лосото О., Путешествие за радугой // Московский рабочий. – М. 1981.

Кашекова И., Пейзаж в русском искусстве // Искусство в школе. – СПб. 2004.

Кленов А., Сосны освещенные солнцем // Искусство. – М. 1974.

Куликова И.С., Реализм в искусстве // Наука. – М. 1978.

Кученева Г.Г., Жемчужины зеленого мира // ККИ. – К. 1975.

Строгович К.Ф., Живая природа // Знание. – М. 1991.

Угринович Д.М., Искусство и религия // ГИПЛ. – М. 1963.

Фомина Н., Наедине с природой // Искусство в школе. – СПб. 2004.

Фомина Н., Я следую за природой и не могу ее догнать // Искусство в школе. – СПб. 2005. № 2.

Харчев А.Г., Место искусства в общественной жизни // Знание. – М. 1956.

Шебылина И.В., Пейзажный парк XVIII в. и зарождение русской национальной традиции // Вестник Московского университета, сер. История. 2000.

Адреса в Интернете:

Www. biletnarod. ru http://ru.wikipedia.org/wik

www.5-balov. ru

Наши рекомендации