Мера пространства и времени
Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь.
Анри Фредерик Амиель
Первичность категорий триединства: материя, информация и мера означает, что категории пространство и время являются производными категориями. Пространство и время не объективны в предельном случае обобщения понятий, а порождаются объективными категориями триединства.
Материалистическая диалектика считает, что “в мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени вне материи. «…» Пространство есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность. «…» Время — форма бытия, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний. «…» Пространство и время — объективны и независимы от сознания человека.[1]
И далее там же: “Любая материальная система существует и развивается по своему собственному времени, которое зависит от характера цикличных изменений в структуре и внешней среде. Собственное время системы находится в определенном соответствии с внешним (биоритмы, зависящие от смены дня и ночи, циклов активности). Общество имеет собственные временные отношения и темпы развития, которые убыстряются по мере развития производственных сил и науки”.
Две предществующие цитаты взаимно исключающе противоречивы, или «антиномичны» в терминологии философии:
· либо время объективно по отношению ко всякой системе;
· либо собственное время системы, обусловлено самой системой, вследствие чего время вообще объективно не существует, но существует множество времен, течение каждого из которых обусловленно конкретной системой и характером её взаимодействия с остальными системами в Мироздании [AI33].
Обратим внимание на то, что приведенное в [1] указание о развитии любой системы по своему собственному времени, можно воспринимать и в качестве бессознательного указния на вторую из возможностей, как на объективно имеющую место данность. Иными словами “одновременно” существуют биологическое время, социальное время, астрономическое время и т.д. Биоритмы конечно зависят от смены дня и ночи, но они являются свойством организма, а о времени можно говорить, если соотнести частоту изменений биоритмов с частотой вращения Земли [AI34].
В источнике [2] на стр. 107 — 108 читаем: “Благодаря созданию теории относительности было выяснено, что в действительности пространство и время — это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространственно-временного континуума. «…» Поскольку континуум образует единое целое, то нельзя говорить о времени и пространстве, а следует говорить о пространстве-времени. «…» Хотя пространство и время едины, но в макромире они относительно обособлены, и поэтому время и пространство в данном случае можно и даже нужно рассматривать раздельно. При этом оказывается, что время также имеет несколько измерений. Во-первых, есть внешнее время, когда данный процесс сравнивается с каким-то другим процессом, внутри которого он находится и от которого он зависит. Так продолжительность жизни измеряется в годах, — это внешнее время, поскольку процесс жизни сравнивается с вращением Земли вокруг Солнца. Во-вторых, есть собственное время, которое определяется соотношением внутренних процессов в данной системе. И, наконец, существует время, выражающее отношение закономерного бытия данного объекта к его реальному бытию. Так, продолжительность жизни закономерно определена для каждого вида живых организмов.”
Рассуждения о пространственно-временном континууме выглядят не очень убедительно и, по-видимому, сами авторы не особенно верят в эту гипотезу, так как переходя к макромиру, о котором трудно бездоказательно пустословить, они сразу же разделяют пространство и время, хотя сами же на стр. 110 говорят о единстве мира с точки зрения действующих в нём законов. И мы видим, что о каком бы времени они не рассуждали, о внешнем, внутреннем, собственном, в любом случае оно определяется как отношение одного колебательного процесса к другому, который выбирается в качестве эталонного.
Автор статьи в журнале “Вестник СПбО РАЕН, 1997 г.”, “Время: субстанция или реляция? — нет ответа” [11], хотя и не принимает философского толкования времени, но и сам, судя по содержанию и даже по названию статьи, не может дать ответа на поставленный вопрос.
Чтобы выяснить историю неопределенности воззрений на пространство и время, [AI35] рассмотрим, как понимали пространство и время известные философы. Кант считал, что “Пространство вовсе не представляет собой свойство каких-либо вещей в себе. «…» Посредством внешнего чувства (свойства души) мы представляем себе предметы, как находящиеся вне нас и притом всегда в пространстве. В нём определены или определимы их форма, величина и отношение друг к другу. «…» Пространство не есть общее понятие об отношениях всех вещей вообще, а чисто наглядное представление. «…» Пространство есть не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т.е. субъективное условие чувственности. Время не есть что-либо такое, что существовало бы само по себе или принадлежало бы вещам, как объективное определение. «…» Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. процесса, наглядного представления нас самих и нашего внутреннего состояния. «…» Время есть субъективное условие нашего наглядного представления. «…» Изменяется не само время, а нечто находящееся вне времени. Следовательно, для этого понятия требуется восприятие какого-нибудь бытия и последовательность его определений, т.е. опыт.” [4].
Гегель, рассматривая пространство и время, писал: “Одним из основных вопросов метафизики является вопрос, реально ли пространство само по себе, или оно представляет собой лишь некое свойство вещей. Если, скажем, что оно есть нечто субстанциональное, существующее для себя, то оно должно быть похоже на ящик, который, даже когда в нём ничего нет, все же остается чем-то самостоятельным. «…» Мы не можем обнаружить ни какого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения. «…»…пространство есть некий порядок. Время подобно пространству есть чистая форма чувственности или созерцания… Время не есть как-бы ящик, в котором все помещено, как в потоке, увлекающим с собой в своем течении и поглощающим все попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения. «…» Все конечные вещи временны, потому что они раньше или позже подвергаются изменению, их длительность, следовательно, относительна.” [3]. Лев Толстой: “Время есть отношение движения своей жизни к движению других существ. «…» мера (времени) — во мне.(Дневники, 1895г).
Таким образом, история познания пространства и времени показывает, что есть одно множество философов, считающих эти категории объективными, но так или иначе постоянно стремившихся дать им определение, что является их подсознательным неприятием объективности категорий пространства и времени; и есть другое множество философов, отстаивающих субъективность [3] пространства и времени, но неспособных дать им определение на основе неосознанных ими первичных категорий вселенной. И тех и других можно объединить по одному признаку: объективно они не могут выбраться из-под стереотипов древнего “Амуновского” мировоззрения, описанного В.Водовозовым в “Книге для начального чтения”.
Материалистическая диалектика, критикуя сторонников субъективного понимания пространства и времени, считает, что их взгляд в разительном противоречии с наукой, опытом, практикой и опровергается ими. “Например, человек, которому надо ехать от Парижа до Москвы, знает, что ему предстоит преодолеть 2500 км. не воображаемого, а реального пространства. Для этого нужно время, продолжительность которого зависит не от воображаемого, а от объективно существующего расстояния между этими городами, а также от техники передвижения. «…» Наука установила, что мир существовал и тогда, когда человек еще не существовал. Но если мир был и тогда, когда не было человека с его сознанием, то значит были пространство и время, независимые от сознания человека, потому, что материальный мир не может существовать иначе, как в пространстве и времени” [10].
Но даже этот пример показывает, что прежде чем определить пространство и время, нам необходимо произвести измерения, используя для этого соответствующие эталоны, выбранные субъективно. В качестве эталона пространства (длины) сейчас выбран метр, содержащий 1650763.73 длин волн в вакууме оранжевой линии атома криптона-86 (Kr), а секунды — это промежуток времени, в течении которого совершается 9192631770 колебаний электромагнитного излучения цезиевого эталона частоты. В принципе ничто не мешает использовать какой-либо один природный периодический процесс в качестве общего естественного основания для задания единиц измерения как длины, так и времени [AI36]. Тогда эталоном длины можно взять длину волны излучения [AI37], а эталоном времени — период колебаний этого периодического процесса. Сам эталон, несущий объективный периодический процесс, представляет собой триединство материи, информации и меры и с его исчезновением исчезнут пространство и время, как объективные процессы [AI38].
Утверждение Гегеля о том, что пространство не есть ящик, существующий сам по себе, совершенно правильно, потому что в Мире не существует пустоты, а вакуум, только одно из агрегатных состояний материи, качественно отличное от других её агрегатных состояний. Поэтому пространство по Гегелю есть некий порядок вещей.
Понятия “пространства” и “время” возникли в процессе прямого или опосредованного соотнесения наблюдаемого объекта с неким подобным ему в некотором смысле объектом-эталоном, хотя это соотнесение не всегда определенно осознается субъектом.
Пространство и время не свойство объективного “пустого вместилища”, в которое помещено материальное Мироздание, а свойство самого триединого мироздания, воспринимаемые человеком в качестве соразмерности (соизмеримости) фрагментов Мироздания, существующего как процесс вероятностно предопределенных Мерой преобразований Материи при отображении информации, переносимой вместе с энергией (материей) из одного фрагмента Мироздания в другой.
Но соотнесение невозможно, если отсутствуют объекты, несущие в себе триединство, способные ко взаимодействию, один из которых выбирается в качестве эталона, и с которым сравнивается (соизмеряется) другой.
Понимание пространства и времени, как объективных категорий связано, по-видимому, с развитием механики, в которой изучалось движение тел в пространстве и времени. Законы механики явно или неявно содержат пространственно-временные соотношения — расстояния и промежутки времени. Пространство и время в механике рассматриваются как физические объекты [12], обладающие определенными свойствами. В ньютоновской концепции пространство и время — абсолютны, т.е. их свойства не зависят от системы отсчета. В теории относительности Эйнштейна, наоборот, они зависят от системы отсчета и являются относительными. Утверждается следующее: “Положение тела в пространстве может быть определено только по отношению к каким-либо другим телам. «…» Определить время безотносительно к какому-либо периодическому процессу, т.е. вне связи с движением, невозможно.”
Понятие времени возникает у субъекта в процессе отображения одного колебательного процесса на другой колебательный процесс, частота которого выбрана в качестве эталонной. Время воспринимается тем в большей степени в качестве объективного, чем более распространен в природе класс процессов, из которых выбирается эталонный процесс времени. В принципе любой процесс, в котором может быть выявлена периодичность изменения некого присущего ему качества, может быть избран в качестве эталонного процесса времени.
Соответственно из множества процессов во Вселенной можно избрать не один, а несколько эталонов — свой для каждой системы.
Именно по этой причине, будучи вторичной по отношению к мере категорией, время не объективно и не абсолютно. Измерение времени основано на выборе эталона и подсчете числа полных колебаний. Выбор же эталона всегда субъективен, хотя может и не осознаваться как выбор. Субъективизм восприятия времени проявляется в выборе эталонного процесса по уровню в иерархии Вселенной, поэтому время может быть астрономическим, биологическим, социальным и т.д.
Смещение понятийных границ в основных предельно обобщающих категориях: игнорирование триединства, — привело к кризису науки.
Знание факторов, обуславливающих частный процесс в триединстве Вселенной, позволяет во многих случаях привести процесс, протекающий объективно, к субъективно выбранному режиму течения из множества объективно возможных вариантов развития процесса.
Триединство материя, информация и мера — это минимум начальных философских категорий, необходимых для описания мира и формирования упорядоченной системы осознанных и неосознанных стереотипов человека: различения явлений, отношения к ним, внутреннего и внешнего поведения и других.
Мир познаваем человеком в силу общности для человека и природы материи, информации, меры и общности свойства отображения информации и общности для них Всевышнего.
Познание — это расширение своей личной ограниченной частной меры при освоении общевселенской меры в процессе получения из неё информации. Мера — матрица возможных состояний — объективна. Но ограниченному временем, ресурсами человеку, она доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, т.е. неполнота, ограниченность (мозаичность и калейдоскопичность восприятия мира).
Отсутствие в ленинском определении материи видения на уровне осознания процесса триединства: материя-информация-мера -мировоззренческий корень всех несуразностей советского периода. Восприятие жизни в качестве безысходного кошмара, в котором невозможно сделать выбор линии поведения, освобождающей от кошмара, — результат невладения различением общих законов бытия в их конкретных проявлениях.
Рассматривая глобальный эволюционный процесс биосферы с точки зрения первичности категорий триединства, мы приходим к другому пониманию смысла жизни. В этом процессе, протекающем по мере возможных состояний, развиваются материальные формы и их души — информационное обеспечение. При этом эволюционный процесс материи не может обогнать эволюционный процесс духа или отстать от него. В пределах одной материальной формы человек должен реализовать свой генетически обусловленный потенциал развития.
Есть биосфера планеты и матрица её возможных состояний, по которой идет развитие. Эта матрица — фрагмент общевселенской матрицы, общевселенской меры.
Существование человека и человечества в целом не бессмысленно, а имеет некое предназначение, обусловленное матрицей возможных состояний биосферы Земли и общевселенской мерой. Когда человек вошел в существовавший животный мир, то мировоззрение и практические навыки у него были животные, т.е. инстинкты, безусловные и условные рефлексы. Из всего животного мира он выделялся генетически обусловленным потенциалом развития культуры, который ему предстояло еще освоить. В течении многих тысяч лет человек осваивал этот потенциал, поднимаясь в понимании общих законов бытия. В современном мире, когда идет процесс смены логики социального поведения, философия, как учение об общих принципах и закономерностях бытия, должна подняться на новую ступень понимания, иначе в новых условиях жизни она станет никчемной [AI39]. А такой подъем возможен лишь при понимании вселенной как процесса-триединства: МАТЕРИЯ и ИНФОРМАЦИЯ изменяются по МЕРЕ развития. Общество, овладевшее новой методологической философией, невозможно будет обмануть пустой болтовней об абстрактных правах человека, свободе слова, возрождении народа и защите его культурных ценностей, как невозможно будет навязать чуждую ему культуру и вести разрабление национальных богатств
Камлание шамана
Ритуалы шаманов начинаются с изготовления одежды. Учитель-шаман помогает в этом своему ученику и обучает его основным приемам камлания. С помощью бубна, монотонной речи или пения особых шаманских текстов, упруго-ритмичных прыжков и бега, а также вдыхания наркотических запахов (в совокупности эти действия и называются КАМЛАНИЕМ) шаман вводит себя в состояние особого шаманского экстаза, находясь в котором он может путешествовать по иным мирам, общаться с духами и божествами. Бубен в этом процессе превращается то в быстрого оленя, несущего шамана в иные пределы, то в чудо-птицу. Для описания особого состояния, достигаемого шаманами в процессе камлания, и схожих с ним психофизических феноменов специалисты вводят термин ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ. При измененном состоянии сознания человек отчетливо ощущает качественный сдвиг в своих мыслительных функциях, то есть он чувствует не просто количественное изменение (большую или меньшую живость ума, большую или меньшую зрительную образность, большую резвость или тупость и тому подобное), но и то, что стало иным какое-то качество (или группа качеств) его мыслительных процессов. Оказываются задействованными мыслительные функции, которые обычно не бывают задействованы; проявляются качества восприятия, которые не имеют нормальных сдерживающих барьеров. Что считается измененным состоянием сознания? Все, что угодно - от сна до гипнотического транса, от состояния покоя, вызванного медитацией, до состояния эйфории, вызванного наркотиками. Одно из наших основополагающих допущений состоит в том, что наши глаза видят мир таким, каким он является в действительности, что они аккуратно передают эту информацию в наш мозг и что проходящие по зрительному нерву сигналы квалифицированно расшифровываются и обрабатываются в зрительных центрах мозга и затем надежно откладываются в нашей памяти. Если бы мы были недовольны этим представлением, мы тратили бы наше время, ставя под сомнение каждый полученный нами чувственный сигнал, вместо того чтобы работать, отдыхать, развлекаться и вообще жить. Однако в измененном состоянии сознания наше восприятие реальности безнадежно искажено. В таком состоянии реальность становится иллюзией, а наши иллюзии - реальностью. Камлание как одна из практик погружения в измененное состояние сознания является важнейшим элементом шаманизма. Оно представляет собой сильнейшее психическое и эмоциональное переживание, в которое одновременно вовлекаются не только шаман, но и его соплеменники, присутствующие на камлании. Во время этого действа, например, для исцеления больного, шаман прилагает огромные усилия, чтобы изменить у пациента обычное представление о реальности, показывает ему, что он не одинок в своей борьбе с болезнью и смертью, что ему помогают могущественные силы для изгнания принесших болезнь злых духов. Таким образом, срабатывает сильнейший психотерапевтический эффект, построенный на абсолютной вере и убежденности в исцелении. Аналогичным образом действует шаман, когда его просят предсказать будущее. Так, один европеец, посетивший сахов, впоследствии писал: "Когда я уезжал в свое летнее путешествие, я спросил колдуна в Обдорске: повезет ли мне? Он начал бить в барабан и полетел на облаках в место моего назначения. Когда он прибыл к реке Пур, то у него заболела голова, значит, я тоже заболел бы там. В небольшом водовороте в устье реки его лодка перевернулась - это случилось бы и со мной. В конце концов, плывя дальше по реке Таз, он достиг Дающего Свет Духа. Значит, путешествие должно было окончиться для меня счастливо, и я бы благополучно вернулся". К сожалению, рассказчик не сообщает, исполнилось ли предсказание шамана, однако, скорее всего, исполнилось, если этот европеец действительно поверил шаману, приняв правила игры. Любое предсказание так или иначе оказывает влияние на наше будущее, выступая в качестве подсознательной (или даже сознательной) программы наших будущих действий. Новейшие нейрохимические исследования показали, что человеческий мозг сам вырабатывает вещества, меняющие состояние сознания, в том числе и галлюциногены, - такие, как диметилтиптамин. В процессе камлания активизируется этот естественный защитный биологический процесс как у шамана, так и у его пациента и зрителей. О феномене шаманизма много пишут и современные исследователи. Вот некоторые из их высказываний. Когда во время камлания шаман (постепенно или внезапно) падает на пол, говорят, что он "погружается", то есть в это самое время посещает иные миры. Шаманское путешествие - одна из важнейших задач, стоящих перед ним. Она непременно должна быть выполнена. Основная форма этого путешествия - путешествие в Нижний мир. Чтобы свершить его, шаман пользуется особым входным отверстием. Оно существует как в обычной, так и в необычной реальности. Например, таким отверстием может служить горячий источник. Шаманы проходят сотни километров под землей, входя через один горячий источник и выходя из другого. Входом в Нижний мир могут быть также дуплистые деревья (в этом случае шаман следует за корнями такого дерева вниз, в землю), пещеры, норы землеройных животных и даже особые дырки в земляных полах домов. Входы в Нижний мир обычно ведут вниз, в туннель или трубу, которые приводят шамана к выходу в чудесные и необыкновенные места. Оттуда шаман путешествует в те места, в которые ему хочется. Такие путешествия могут продолжаться в течение нескольких часов. В конце концов шаман возвращается вверх сквозь трубу, чтобы подняться на поверхность там, где он вошел. Иногда, спускаясь через туннель, шаман оказывается поднимающимся или спускающимся по реке, которая может быть, а может и не быть частью туннеля. Так, один шаман, описывая свое первое путешествие в Нижний мир, рассказывал: "Когда я посмотрел вокруг, я заметил в земле дыру. Она становилась все больше. Мы (он сам и его дух-хранитель. - А.П.) спустились через нее и оказались возле реки, которая образовывала две протоки, текущие в разные стороны. - Ну отгадай, - сказал мой спутник, - один поток течет из центра к северу, другой - к югу, в сторону солнца". Описание Нижнего мира получают в основном от шаманов, считающих, что они посетили его в состоянии транса, то есть находясь в другой, необычной реальности. Связывание двух реальностей - очень важная часть деятельности шамана (как и любого другого трикстера). При этом он никогда не просит помощи. Способность шамана успешно действовать в двух реальностях считается доказательством его силы. Шаману необходимо быть адекватным любой реальности. Он должен владеть обычной реальностью так же хорошо, как и необычной. Только тогда его можно считать мастером.
День оленевода
День оленевода — традиционный праздник тундрового населения. Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, кончено, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами. Ведь оленеводство - это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Конкурс женской одежды.
- Конкурс детской одежды.
- Конкурс мужских поясов.
- Конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
- Прыжки через нарты.
- Перетягивание палки.
- Национальная борьба.
- Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
- Гонки на оленьих упряжках.
- Гонки на снегоходах.
В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя. Но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.
Якутская корова
Якутская корова — порода аборигенного крупного рогатого скота на территории Республики Саха. Отличается малым ростом и весом. В отличие от европейской ветви, происшедшей от тура, предположительно происходит от индусского горбатого зебу.
Порода являлась основой якутской культуры мясо-молочного животноводства в суровых условиях Крайнего Севера. С 1929 года, в целях повышения продуктивности началась массовая ассимиляция породы завозными Холмогорской и Симментальской породой. В настоящее время чистопородное стадо сохранилось лишь в Эвено-Бытантайском улусе, в отдельных крестьянских, коллективных хозяйствах и в питомнике НИИСХ г. Новосибирска.
За 6-7 веков якутской колонизации северо-восточной Азии, ареал разведения породы из Центральной Якутии раскинулся широко в северном и северо-восточном направлениях, достигнув низовий бассейнов рек Яна, Индигирка, Колыма.
В настоящее время, центрами развитого животноводства являются Вилюйская и Центральноякутская низменности с их богатыми травоцветом пойменными лугами и озерными алаасами.
Животные породы Якутской коровы характеризуются исключительно высокой выживаемостью. В частности, описан уникальный случай выживания нескольких особей в тайге зимой при температуре −40 °С.
Рыболовство в реках Якутии
Промысел рыбы в жизни населения Якутии издавна занимал важное значение. С ростом населения основным видом хозяйственной деятельности он становится и активно развивается в низовьях крупных рек. В конце 19 века в водоемах Якутии добывалось не менее 11 тысяч тонн рыбы. Рыба обеспечивала пропитание населения, использовалась в качестве корма для ездовых собак и приманки для пушных зверей, шла на продажу. В это время первые научные сведения об ихтиофауне Якутии отражены в работах П.С.Палласа, М.М.Гелештрома, Ф.П.Врангеля, Р.К.Маака, В.И.Иохельсона, В.И.Грициакова, Н.М.Книповича, Л.С.Берга. Иследования носили описательный характер и зачастую основывались на сообщениях местных жителей.
Рыболовство издавна было важным подспорьем в обеспечении пропитания жителей Якутии. В 17 веке стали появляться профессиональные рыбаки так, например в 1656 году из 400 человек населявших Якутск,10 специализировались на рыболовстве (Сафонов 1978). Начиная с 1772 года наиболее богатые рыбные участки, главным образом неводные пески, стали сдаваться с публичных торгов, и якутский воевода приказал прекратить бесплатный лов рыбы, и "троекратно публиковать указом, чтоб обыватели и приезжающие без платежа в казну оброку на тех казенных песках и озерах промыслу рыбного ни под каким видом не имели под штрафом." (цит. Сафронов,1978 год стр. 236 ) Целенаправленные рыбохозяйственные исследования водоемов Якутии начались одновременно со тановлением и развитием рыбной промышленности. В 1925 году видовой состав и промысел реки Лены изучали сотрудники рыбопромыслового отряда Якутской комплексной экспедиции АН СССР П.Г.Борисов, П.А.Дрягин, Н.Ф.Кузнецов. В 1928-1929год подобные исследования провели на Колыме П.А.Дрягин,К.И.Орлов,П.П.Вагнер. С ростом населения рыболовство становится основным видом хозяйственной деятельности. Особенно активно рыбный промысел развивался в низовьях рыбных рек, которые входили в Верхоянский и Колымский округа. В конце 19 века в Колымском округе добывалось до 9 тысяч тонн, в Верхоянском более 1 тысячи тонн. в нижних округах до 600 тонн рыбы. таблица 49. В 1898 году в Верхоянском округе (Жиганском, Усть-Янском, и части Элгетского улуса)было заготовлено 8.208 кг. икры и 152 кг клея, а в Колымском округе заготовлено икры 16,5 и 23,8 тонн соответственно. В начале 20 века в низовьях Лены заготавливалось до 2,2тонн икры сиговых рыб и до 1,3 тонн рыбьего жира. По расчетам Борисова П.Г. (1928г.) 1912 году в низовьях Лены вылов рыбы составил 2.750 тонн и базировался на облове сиговых видов рыб. Спустя четыре года в 1917 году нельма, муксун, омуль и ряпушка составили 97% от общего вылова рыбы. Таже картина наблюдалась и в 1924 году с которого началось становление и развитие рыбной промышленности в советский период, после создания Государственного акционерного общества "Лен рыба", реорганизованного в 1927 году в Государственный рыбопромышленный трест "Тус-балык".С 1926-1932годы валовой вылов рыбы в ЯАССР составил в среднем около 2,5 тысячи тонн. В сферу государственного промышленного рыболовства впервые вовлекаются среднее течение реки Лены и крупные озера бывшего Якутского округа. Вся продукция реализовалась через кооперативные организации в городе Якутске и в Алданском золотопромышленном районе.
Жизнь и быт чукчей
В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.
Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага
Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.
Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.
Традиционная пища чукчей
Тундровые чукчи питались олениной, береговые – мясом и жиром морских зверей (моржа, нерпы, лахтака, агибы, ларги, кита). Мясо оленей употребляли мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей готовили впрок содержимое оленьих желудков, проваривая его с добавлением крови и жира. Замораживали кровь оленя, а также пили ее свежей. Готовили супы с овощами и крупами.
Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Оно хорошо сохранялось, заготовленное традиционным способом: из спинной и боковых частей туши вырезали квадраты шкуры вместе с мясом и салом. В вырезку закладывали печень и др. очищенные внутренности. Края сшивали кожей наружу, в результате получался рулет – к’опалгын-кымгыт. Ближе к холодам его края стягивали еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. К’опалгын употребляли в свежем, подкисшем и мороженом виде. Свежее моржовое мясо варили. В сыром и вареном виде ели мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира.
В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимала рыба: кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из красных рыб лососевых пород заготавливали юколу. Многие чукчи-оленеводы готовили рыбу новыми для них способами – вялили, засаливали, коптили, солили икру.
Традиционный компонент в питании оленных и приморских чукчей – растительная пища: травы, коренья, ягоды, морская капуста.
"Листья карликовой ивы, щавель замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из толченых кореньев с мясом и моржовым жиром делали колобки.
Издавна из привозной муки варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире. В советское время привозные продукты – хлеб, сахар, масло, молоко, мучные изделия, крупы, овощи, фрукты – стали постепенно вытеснять традиционный рацион.
Употреблялись также морские водоросли и моллюски"
Табунное коневодство в Якутии
Табунное коневодство, базирующееся на круглогодовом пастбищном содержании лошадей, стало одной из основных отраслей животноводства, основой уклада жизни и экономики народа Якутии. Республика Саха (Якутия) является одним из регионов России, где издавна развито мясное табунное коневодство. На территории Якутии сосредоточено 93% поголовья лошадей Дальневосточного федерального округа, 12,5% - Российской Федерации.
Конеемкость лошадей Республики Саха (Якутия) – 200 тыс.голов, на сегодняшний день республика имеет всего 1,5млн. га конепастбищ при поголовье 170,8 тыс.лошадей. (Справка: Монголия имеет -147,5 млн. га конепастбищ на 2200 тыс. голов лошадей, Казахстан – 181 млн. га., - 1000 тыс.голов лошадей ).
В 1987 году якутская лошадь утверждена как самостоятельная порода, выведенная методом народной селекции, приказами Госагропромов СССР и РСФСР, соответственно от 02.09.1987 г. №680 и от 01.10.1987 г. №871. В это время численность лошадей во всех категориях хозяйств составляла 194,8 тысяч голов. По результатам кропотливой и совместной работы ученых-селекционеров и практиков коневодов утверждены и зарегистрированы в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений Российской Федерации от 16 февраля 2011 года 2 породы лошадей - мегежекская и приленская, а также 2 типа – колымская и янская.
В 80-е годы, вплоть до 1993 года произошли коренные и качественные изменения показателей табунного коневодства в республике. Средний показатель делового выхода жеребят по республике не снижался ниже 62-65%, сохранение поголовья лошадей – не ниже 97,0%. Средний уровень производства конского мяса не снижался 10,0 тыс. тонн в живой массе, что составляло 20-22% от валового производства мяса в республике.
На начало 1992 года, в республике достигнуто максимальное поголовье лошадей - 209,1 тысяч голов. Это самое максимальное количество, когда-либо имевшееся в Якутии.
В годы перехода к рыночной экономике поголовье лошадей в Республике Саха (Якутия) значительно снизилось и к началу 1999 года насчитывалось 120,9 тысяч голов.
Для восстановления поголовья табунных лошадей в 1998 году принят Закон «О табунном коневодстве» Республики Саха (Якутия). Также Указом Президента Республики Саха (Якутия) в 2001 году утверждена Республиканская целевая программа «Развитие табунного коневодства на период до 2005 года», принята Президентская программа Социально экономического развития села на 2002-2006 годы, в которых отражены вопросы развития отрасли табунного коневодства. В 2006 году в г. Якутске был проведен 1-й международный конгресс по устойчивому развитию табунного коневодства.