Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всего человека. У п/б ч-ка зарождается эстетическое чувство как способность воспринимать и наслаждаться красотой, вообще зарождается и осмысляется принцип Красоты! у него возникает потр-ть затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта в процессе формообразующей жизнедеятельности, добывание пищи и улучшение условий своего существования как во всеобщей, так и частных формах жизнедеятельности. При этом возникает потребность и в художественном оформлении, украшении своей предметной среды, в ее гармонизации, создании произведений искусства. Но эст деятельность выступала в своих истоках не в чистом виде, а лишь как один из аспектов синкретичной, нерасчлененной духовно-практической деятельности, развившейся из предметно-практической, которая непосредственно обслуживала утилитарные цели древних людей.
Если исходить из концепции Рогинскогоо том, чтоискусство связано с деятельностью организма, с аритмией мышления человека. Большинство функций организма подчиняются строгому ритму.Только деятельность мозга, мышление аритмично. Оноотвечает на непредвиденные отклонения, изменения в среде и решает в короткий срок новые задачи, поэтому интеллект не обладает ритмом, как большинство функций организма. Из-за ациклической деятельности мозгачеловек часто оказывается в экстремальной "срывной" ситуации, когдав поисках трудного решения задачимыслью ломаетсяритм, автоматизмнашего организма.И тогда, по словам Рогинского, мы ищем ритм и гармонию в искусстве.В искусстве человек стремится, не прекращая работы сознания, вернуться в общий ритм своей природы, из которой заставляет его выходить собственная мысль. Рогинский различает "искусство-образ" и "искусство- ритм".
Искусство-образ возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению автоматизма в психике. Искусство образа уводит нас от привычного машинального обладания вещами, сохраняет новизну в знакомых предметах. Особенно наглядно проявляется искусство-образ в изобразительной сфере.
Искусство-ритмсоздается при движениях и звуках - это музыка, танец, поэзия. Искусство ритма расслабляет, дает чувство гармонии и отдыха, "иллюзию найденного решения".
Искусство помогает нам преодолеть аритмию мышления и автоматизм деятельности, достигнуть эстетического удовольствия.
Выясняются тем самым два следствия нарушения автоматизма. Когда он сломан, как бы искусственно, нашей аритмической мыслью, в особенности в т.н. срывной ситуации, т.е. при необходимых поисках: решения трудной задачи, тогда мы ищем гармонии и ритма. Когда же автоматизм нарушен естественно, т.е. нашим собственным воображением, создающим непроизвольно образ отсутствующего предмета, то мы сами стремимся еще дальше уйти от автоматизма и сделать образ желанного предмета еще более богатым и полным жизни.
В искусстве, таким образом, нерасторжимо связаны познание и эмоции. Искусство - это, прежде всего, наслаждение и эмоция. Именно искусство доставляет ощущение, что разрешились неразрешимые противоречия.
Своим искусством мы стремимся передать другим наши ощущения, восприятия и эмоции, и это возможно, потому что мы похожи друг на друга. Но одновременно и неповторимы. Только совмещение того и другого превращает эту деятельность в искусство. Т.о., иск-во освобождает нас и от тоски вечного повторения, т.е. удручающей полной нашей неотличимости от всех нам подобных, и от обратного - от страдания одиночества и отчуждения, порожденных полной неповторимостью. Оставаясь собой, мы дарим людям свою неповторимость.
Австрийский ученый И.Эйбл-Эйбесфельдт доказал, что многие из наших эстетических оценок являются видоспецифическими особенностями ч-го восприятия. В частности, он предложил теорию всеобщего детоподобного идеала красоты. Согласно ей, в процессе эволюции эстетические представления и предпочтения ч-ка все больше смещались в сторону всего того, что свойственно молодости. В соответствии с теорией Эйбл-Эйбесфельдта, эстетическое предпочтение при половом отборе должно было способствовать закреплению современных "прогрессивных" черт в ущерб архаическим, "примитивным".
Так, человек стал "творить самого себя", отбирая варианты, наиболее отвечающие его первичным эстетическим представлениям - с ослабленным рельефом, высоким и округлым черепом, небольшим лицом. Так происходил эстетический отбор.
Имеется в виду особая форма полового отбора, который начинает действовать в ч-ком сообществе с момента появления истинного ч-кого эстетического чувства, т.е. с начала верхнего палеолита, с момента возникновения древнейшего искусства, и который действует в ч-ком обществе.
С введением понятия об эстетическом отборе обретают конкретность многие рассуждения о влиянии социального на биологическое, о т.н. взаимоотношениях антропо- и социогенеза. Действительно, половой отбор, направленный по вектору принятых в человеческих сообществах эстетических предпочтений, - это яркий пример реального воздействия социальных факторов на биологические характеристики человека. Важнейшие эволюционные преобразования, ознаменовавшие переход к современному человеку, произошли не в морфологии, а в психике древних людей. Одно из этих преобразований - возникновение эстетического чувства - отмечено яркой вехой в истории ч-ва: памятниками верхнепалеолитического искусства. С его возникновением связано и появление механизма, который ускорил все биологические преобразования на завершающем этапе антропогенеза, - эстетического отбора. Благодаря ему за весьма краткий период население Земли обрело единый облик в рамках вида Homo sapiens sapiens. Все локальные географические варианты человека более позднего времени, каким бы своеобразием они ни отличались, укладываются в морфологические рамки этого вида. Палеолитическое искусство при этом выступает как индикатор, как своеобразный маркер возникновения нового мощного фактора человеческой эволюции.
Таким образом, человек предстает перед нами не только как объект эволюции, но и как субъект, формирующий самого себя через механизм эстетического отбора. Любые исследования эволюции современного человека и прогнозы относительно облика человека будущего будут несовершенными без учета именно этого типа отбора, который связан с эстетическими предпочтениями и представлениями современного человечества.