Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- подготовка к участию в дискуссии;

- подготовка к участию в устном опросе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка к письменному экзамену.

По результатам экзаменационного собеседования – при обсуждении подготовленного письменно реферата избранной из библиографии книги – учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится: за полный и исчерпывающий ответ, за знание материала, литературы вопроса, памятников и проблем, за ясность в изложении материала, хорошую грамотность и культуру речи.

Оценка «хорошо» ставится: за исчерпывающий, но не полный ответ, за приблизительное знание материала, литературы вопроса, памятников и проблем, за не всегда присутствующую ясность в изложении материала и не выявленную культуру речи.

Оценка «удовлетворительно» ставится: за приблизительный и неполный ответ и знание материала, памятников.

Оценка «неудовлетворительно» ставится: за неполный ответ, за обильные и грубые ошибки, допущенный отвечающим, за очевидное отсутствие знания проблем, материала, памятников.

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Изображение и слово в русском искусстве Нового времени». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства.

Контрольные вопросы

Так как внимательное ознакомление с каждым из трудов, поименованных в прилагаемой библиографии, уже предполагает владение основной методологией, обозначенной в постановке вопроса, предваряющей чтение спецкурса, и комплексом соответствующих этому знанию ориентаций в круге памятников, то контрольные вопросы всех уровней имеют наиболее эффективный вариант в написании реферата по избранному из прилагаемого списка литературы труду с последующим обсуждением его на коллоквиуме или экзамене.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература.

1. Лессинг. Лаокоон или о границах живописи и поэзии.

2. А.Белый. Поэзия слова. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы. Пг., 1922.

3. С.Н.Булгаков. Философия имени. – «Первообраз и образ», Т.II. СПб - М. 1999.

4. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. М.,1931

5. Д.Фрэнк. Пространственная форма в современной литературе. - в сб.Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Изд-во Московского университета 1987.

6. М.Хайдеггер. Искусство и пространство. - в сб. Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991.

7. Альфоносов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников.М.-Л.,

8. А.Блок. Краски и слова. /Статья 1906 года/.

9. Роман Якобсон. К вопросу о зрительных и слуховых знаках; М.Шапиро. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа; Т.А.Пасто. Заметки о пространственном опыте в искусстве. - в сб. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

10. М.А.Петровский. Выражение и изображение в поэзии. - в сб. Художественная форма. Под ред. Циреса. ГАХН, М., 1927.

11. Поль Валери. Об искусстве. М.,1976. Статьи раздела 2.

12. О.Мандельштам. Слово и культура. М., 1987. Статьи: “Слово и культура”, “О природе слова”, “Заметки о поэзии”, “Утро акмеизма”.

13. Н.А.Дмитриева. Изображение и слово. М.,1964.

14. С.А.Абакумов. Зрительный эпитет у Тютчева. - “Новое дело. Научно-педагогический вестник раб. факультета Казанского гос. универститета”, 1922.

15. Е.Я.Данько. Изобразительное искусство в поэзии Державина. - В кн. XVIII век. Сборник 2., М.-Л., 1940.

16. И.Серман. “Говорящая живопись” в поэзии Г.Р. Державина. - в сб. Художественная культура XVIII века. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Материалы научной конференции (1973). М.,1974.

17. А.Белый. Мастерство Гоголя. Л., 1996. Гл.3 “Изобразительность Гоголя”.

18. Харджиев Н. Поэзия и живопись // Харджиев Н. Статьи об авангарде. М.,1997. т.1

19. Роман Якобсон. Работы по поэтике. М., 1987. Статьи: Статуя в поэтической мифологии Пушкина; Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице.

20. И.Медведева. Последний день Помпеи. Картина К.П.Брюллова в восприятии русских поэтов 1830-х годов. - Istituto Universitario Orientale. Annali. Sezione slava. 1968, XI. Napoli, 1968.

21. Станислав Рассадин. Портрет слова. – Панорама искусств` 7. М.. 1984.

22. С.М.Даниэль. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения. - Советское искусствознание. Вып.20, М., 1986.

23. Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве. Сборник по учебно-методическим вопросам. Академия художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Л., 1989.

24. Е.Кантор. В толпокрылатом воздухе картин. Искусство и архитектура в творчестве О.Э.Мандельштама. - Литературное обозрение 91, № 1.

25. Живопись в русской поэзии. Антология. Собрал, составил и издал В.Н.Писаренко. Одесса. Изд. “Радость”, 2001.

26. Наталия Злыднева. Фигуры речи и изобразительное искусство. – сб. «Искусствознание», 1/01. М., 2001, с.130-143.

27. Григорий Крейдлин. Язык тела и естественный язык. М., 2002.

28. Михаил Алленов. Тексты о текстах. М., 2003.

29. Екатерина Бобринская. Слово и изображение в творчестве Е.Гуро и А.Крученых. – в кн. Русский авангард.: истоки и метаморфозы. М., 2003. с.183-198.

30. Екатерина Бобринская. «Предметное умозрение» (Визуальный образ текста в кубофутуристической эстетике). – Там же. С.163-182.

31. Мария Рубинс. «Пластическая радость красоты». Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. Санкт-Петербург, 2003.

32. Ханс Бельтинг. Образ и культ. М., 2002. Гл.20. Религия и искусство. Кризис образа на заре нового времени. а) Критика образа и иконоборчество в эпоху Реформации.

33. О.С.Евангулова, И.В.Рязанцев. Название и судьба художественного произведения в России XVIII-XIX столетий. - в сб.: XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М.,2000.

34. В.В.Бибихин. Слово и событие. М., 2001.

35. И.Е.Данилова. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до ХХ века. М., 2002.

36. Григорий Крейдлин. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М.,2002.

37. Этьен Жильсон. Живопись и Слово. – в кн. Живопись и реальность. Гл.6. М.,2004

38. В.Пивоваров. О любви слова и изображения. М.,2004.

39. Пространство другими словами. Французские поэты ХХ века об образе в искусстве. СПб., 2005.

40. Й.Хёйзинга. Образ и слово; Слово и образ. – Осень средневековья. М., 1988.

41. М.Мерло-Понти. Косвенный язык и голоса безмолвия. – Знаки. М.,2001.

42. Н.В. Злыднева. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008

43. О.В.Беспалов. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. М.,2010

Дополнительная литература.

1. Хосе Ортега-и-Гассет. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста. А также статьи: “Три картины о вине”,”О точке зрения в искусстве”, “Две главные метафоры”, “Введение к Веласкесу”.

2. - в кн. Эстетика. Философия культуры. М.,1991.

3. Фридрих Шиллер. О наивной и сентиментальной поэзии. - Собрание соч., т.6, М., 1957.

4. В.-Г.Вакенродер. О двух удивительных языках и их таинственной силе. - В изд. Фантазии об икусстве. М.,1977,с.66-69.

5. Л.С.Выгодский. Психология искусства. Главы 1-6, 9-10.

6. В.Н.Топоров. Петербург и петербургский текст русской литературы; М.Л.Гаспаров. Петербургский цикл Бенедикта Лившица: поэтика загадки; Р.Г.Тименчик. “Поэтика Санкт-Петербурга” эпохи символизма/постсимволизма. – в сб. Семиотика города и городской среды. Петербург. // Труды по знаковым системам XVIII. Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 664. Тарту, 1984.

7. Ф.В.Й.Шеллинг. Об отношении изобразительных искусств к природе. - Сочинения в 2-х томах, т.2, М.,1989.

8. М.Алленов. Образ пространства в живописи a la Натура: к вопросу о природе венециановского жанризма. - в сб. Советское искусствознание 83, вып. 1, М., 1984.

9. Мишель Фуко. Это не трубка. М., 1999.

10. Георг Зиммель. Из «Экскурса о социологии чувств». – в кн. Ароматы и запахи в культуре. Кн. I. М., 2003. с.17-34.

11. Михаил Алленов. Реминисценции венецианского колорита в русском искусстве. – «Пинакотека», № 16-17. С. 90-97.

12.АрассД. Деталь в живописи / Пер. с фр. Г.А.Соловьевой – СПб.: «Азбука-классика», 2010.

Наши рекомендации