Разделы 14 и 15 (Глава 18) 5 страница
Если государь знает, что ему придется лишь на короткое время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет к конечному процветанию, в то время как у врага будет обратное, то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию застоя.
294 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики
Учителя говорят, что если у обеих сторон застой происходит одновременно и имеет одинаковые результаты, то следует пребывать в.мире. Каутилья считает, что об этом не может быть споров.
Далее, (государь) может иметь в виду следующее: (1) находясь в состоянии мира, я своими действиями принесу ущерб начина ниям врага, я стану вкушать великие плоды моих начинаний и использую также начинания врага; (2) или же, прикрываясь доверием (которое оказывается мне) в силу мирного договора, я буду применять ловкие меры, действовать тайно и подсылать шпионов, этим самым я буду вредить начинаниям врага; (3) или же я привлеку для совершения моих дел людей, которые заняты в начинаниях врага, тем, что я дам им возможность получить выгоду, сделав их труд легким, оказывая им помощь и облегчая подати; 13 (4) или же враг, находясь в союзе с другим, обладающим подавляющей силой, достигнет только того, что его начинаниям будет принесен вред; (5) или же имеется владетель, который воюет с ним (врагом) и вследствие этого ищет союза со мной; я устрою так, чтобы вражда их длилась долго; (6) или же враг будет причинять вред местностям (иного), который хотя находится в мире со мною, но меня ненавидит; (7) или же, терпя ущерб от врага, народ его (т. е. другого враждебного государя) придет ко мне, и от этого будет преуспеяние в моих начинаниях; (8) или же (враг) терпит неудачу в своих начинаниях и находится в несчастье; он не будет нападать на меня, так как. он должен будет направить свою деятельность в другую сторону; пользуясь этими двумя обстоятельствами, я достигну преуспеяния в моих начинаниях, находясь в мире; (9) или же, заключив мир с одним из врагов, я разобью окружение и благодаря этому получу в свои руки изолированного врага; (10) или же, привлекая на свою сторону врага путем оказания ему военной помощи, я буду возбуждать ненависть против него, когда он будет стремиться получить под свою власть круг государей, и добьюсь, чтобы он, являясь предметом ненависти, погиб именно благодаря этому. Имея такие виды, государь может добиваться преуспеяния мирным путем.14
Иначе виды у него могут быть следующие: (1) население мое состоит главным образом из воинов и из объединений,15 я имею
Разделы 98 и 99 (Глава 1)
8ащиту в виде гор, лесов, рек и укреплений, и в мою страну имеется лишь один свободный доступ, который должен быть охраняем; поэтому моя страна в силах отразить нападение врага; (2) опираясь на неприступные укрепления, находящиеся на границе моих владений, я в состоянии принести гибель начинаниям врага; (3) или же у врага моего ослабела энергия вследствие его пороков и бедствий (в его стране); таким образом, пришло время, что все его начинания погибнут; (4) или же так как он воюет в другом месте, то я в состоянии отвлечь от него его же народ. При таких соображениях (государь) должен добиваться преуспеяния, прибегая к войне.16
Иначе он может думать: враг не в состоянии погубить мои начинания, но и я в равной мере не могу причинить вред его начинаниям. Если я стану причинять ему вред, то может получиться то же, что при схватке собаки и кабана (где оба пострадали). Или же: я буду преуспевать уже оттого, что буду способствовать своим собственным начинаниям.
На основании таких соображений (государь) будет добиваться щреуспеяния, занимая выжидательное положение.17
Далее, он может думать: гибель начинаний врага может быть достигнута наступлением на него, у меня же есть средства защитить, свои начинания. В таком случае он добивается преуспеяния путем наступления. Или же он может думать: я не в силах причинить гибель начинаниям врага, а также не могу защитить свои собственные начинания. В таком случае он прибегает к помощи более сильного и, приводя в исполнение свои начинания, стремится к переходу из состояния упадка в состояние застоя (или устойчивости) и из последнего в стадию преуспеяния.
Если же (государь) думает: при помощи мира я, с одной стороны, будут двигать вперед свои дела, а при помощи войны, с другой стороны, я смогу вредить начинаниям врага, — то он будет стремиться к преуспеянию, ведя двойную политику.
Таким образом, находящийся в середине круга, состоящего из факторов политики, и применяя эти шесть методов, он может стремиться в своих начинаниях к достижению перехода из состояния упадка в состояние застоя.
296 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики
(или устойчивости) и из последнего в состояние преуспеяния (развития). Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Краткое изложение шести методов политики. Определение состояния упадка, застоя и развития» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала девяносто девятая глава.
РАЗДЕЛ 100. ОБ ИСКАНИИ ПОМОЩИ (У БОЛЕЕ СИЛЬНОГО)»
Глава 2
Если достигается одинаковое преуспеяние при войне и мире, то надлежит пребывать в мире, ибо при войне имеются отрицательные стороны2 в виде потерь, расходов и необходимости отлучиться (из своей страны).
Этим самым указывается, что из выжидательного положения и наступления следует выбирать первое.
Если имеется выбор между двумя возможностями: прибегать ли к помощи более сильного или же вести двойственную политику, то следует склоняться к последней. Ибо ведущий двойственную политику имеет главною целью (успех) своих начинаний и помогает сам себе. Тот же, который прибегает к помощи более сильного, помогает другому, но не себе.
Следует прибегать к помощи того, кто сильнее, чем (враждеб-вый) сосед.3 Если такого более сильного не окажется, то он (т. е. государь) должен для видимости прибегнуть к помощи своего же врага и невидимым образом стараться помочь ему казною, войском или землею. Ибо это большая ошибка (или большое несчастье) для государей заключать союз с более сильным в иных случаях, чем если они подверглись нападению врага.
(Государь), не имея возможности (заключить союз), должен держать себя как такой, который уступает силе.4
Когда же он увидит, что у другого появилась неизлечимая болезнь, что внутри его государства смута, что силы его врагов растут, что друзья его терпят несчастье и что вследствие этого имеется вы-
Раздел 100 (Глава 2)
года для него самого, тогда он может под предлогом воображаемой болезни или благочестивого действия удалиться (от того, в чьей зависимости он находится). Или же, находясь в своих собственных пределах, он может не оказывать помощи (тому, в чьей власти он находится, когда тот потребует у него помощи).5 Далее, находясь вблизи него, он может внезапно нанести ему удары в наиболее уязвимое место.6
Если (государь) находится между двумя более сильными, то он должен прибегать к помощи того, кто в состоянии его спасти, или же того, кто непосредственно граничит с ним. Возможно также, что он заключает союз с обоими, прибегая к их помощи наподобие нищего.7 Он может затем представлять одному (из этих двоих) другого как способного окончательно погубить его. Или же он может посеять вражду между ними, говоря одному про другого дурное. Когда они будут в раздоре, то он должен применять против них тайные средства устранения.8
Далее, он может находиться совсем в стороне, принимая меры против той опасности, которая ему угрожает от обоих сильных непосредственно. Он может также прибегать к двойственной политике, опираясь на укрепления. Равным образом он может действовать при помощи таких средств, которые приводят к войне или миру. Он может оказывать поддержку изменникам, врагам и лесным племенам в странах обоих. G их помощью он, отправившись к одному из них (т. е. враждебных ему государей), может наносить удары другому, когда тот попадает в беду. Или же, поддерживая связи с обоими, он может получить поддержку в их круге государств. Далее, он может заключить союз с государем «срединным»9 или «стоящим в стороне».10 Вместе с последними он может оказывать помощь одному и уничтожить другого или же сокрушить обоих вместе.
Если ему грозит гибель со стороны обоих, то он должен прибегать к помощи «срединного», или «стоящего в стороне», или же тех государей, которые являются сторонниками таковых, притом того, кто ведет правильную политику. Если (такие государи) равны между собою в этом отношении, то он должен заключать союз с тем, государственные факторы которого могут принести ему
298 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики
пользу, или с тем, от которого он при случае может и освободиться, с тем, к которому и в прежнее время (данные владетели) имели обыкновение обращаться, с находящимся в непосредственной близости, с тем, с которым имеется связь, или же с тем, у которого многочисленные и сильные союзники.
Из двух (государей), которые находятся между собой
в дружественных отношениях, следует прибегать к тому,
с которым (ищущий союза) дружен, и к тому, который
является расположенным. Это есть правильный способ
заключать союз (или прибегать к помощи).
Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Об искании
помощи (у более сильного)» в седьмом отделе «О шести методах
(внешней) политики». От начала сотая глава.
РАЗДЕЛЫ 101 и 102. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ (ЦАРЕМ),
РАВНЫМ (ВРАГУ), БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ И БОЛЕЕ СЛАБЫМ.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА БОЛЕЕ СЛАБЫМ *
Глава 3
Желающий победить должен применять 6 методов политики сообразно со своими силами. G равными ему по силам и с более сильным он должен пребывать в мире. С более слабым он может воевать. Ведь тот, на которого более сильный идет войной, становится подобным пехотинцу, сражающемуся со слоном. Если же он воюет с равным, то это приводит лишь к потерям с обеих сторон, подобно тому как разбиваются 2 необожженных горшка, если их столкнуть. Только тот, кто воюет с более слабым, имеет успех, будучи подобным камню, разбивающему глиняный сосуд.
Если более сильный не желает мира, то следует вести себя, как будто покоряешься силе,3 или же применять хитрые методы, пока не представится возможность усилиться самому.4
Если равный не желает мира, то нужно причинять ему вред г> той самой мере, в какой тот вредит (данному государю).
Разделы 101 и 102 (Глава 3)
Ибо огонь сплавляет (металлы) и не может ненакаленное железо соединиться с другим железом.
Если более слабый во всех отношениях показывает свое подчинение, то следует заключить с ним мир. Ибо как следствие желания мести за причиненное страдание может явиться сила (или боевой жар), равный лесному пожару, который может привести к победе (хотя бы и более слабого). Кроме того, такой (государь) может найти поддержку в своем круге государств.
(Государь), заключивший мирный договор, может иметь следующие соображения: подданные врага, жадные, истощенные и неудовлетворенные, не переходят на мою сторону только потому, что боятся вновь попасть под власть (своего притеснителя). В таком случае он может начать войну, хотя бы он и был более слабым.
Более сильный, находясь в состоянии войны, может стремиться к миру, если видит, что подданные врага, жадные, истощенные и неудовлетворенные, не переходят к нему только потому, что боятся войны. Он может, следовательно, заключить мир или успокоить (устранить) боязнь войны. Далее, более сильный также может стремиться к миру, если видит, что при несчастьях, постигающих одновременно и его и врага, он сам терпит большие лишения, а враг — только незначительные и что поэтому (враг), легко устранив свои недочеты, будет теснить его.
Более сильный должен пребывать в выжидательном положении, если он видит, что одинаково, как в состоянии войны, так и в состоянии мира, не будет ни ущерба для врага, ни преуспеяния для него самого.
С другой стороны, и более слабый может переходить в наступление, если предвидит, что возникающие у врага затруднения неустранимы.
Более сильный должен искать союза, если (он видит), что ему в ближайшем угрожают затруднения, которые невозможно предотвратить.
Более сильный должен прибегать к двойной политике, если он видит, что может достигнуть успеха при помощи мира, с одной стороны, и (при помощи) войны — с другой.
300 Седьмой отдел, О шести методах (внешней) политики
Вот вкратце что касается применения 6 методов политики. В отдельных чертах мы имеем следующее:
Если более слабый (государь) подвергся нападению со стороны сильнейшего, который двинул свои войска, то он должен немедленно уступить силе, заключив мир и жертвуя своею казной, войском, самим собою и землею. Он может предоставить (в распоряжение более сильного) самого себя с некоторым количеством войска или со всей военной силой. Такого рода мир называется купленным своею собственною личностью.5
Возможна передача (в распоряжение более сильного в качестве заложников) военачальника и наследника-соправителя (или вообще царевича). В таком случае это будет «мир с предоставлением других лиц» (в качестве заложников).6 Такой мир обеспечивает безопасность для собственной особы.
Далее, может быть мир такой, при котором или сам (государь), или войско его должно удалиться в другое место. Это называется «миром без особых заложников»,7 охраняющим самого государя и начальников войска. В первых двух случаях (государь) может отдать заложниками своих начальствующих лиц или жен, а при третьем виде он может тайным образом одолеть врага. Вот виды мира, когда (государю) приходится уступать силе.
Путем отдачи казны можно достичь освобождения других государственных факторов. Это есть «мир-выкуп».8 Он может быть заключен, когда это признается выгодным.
Далее, известен «мир с поборами»,9 при котором возлагаются на плечи (данного государя) многочисленные (платежи). Заключение такого мира там, где время и место не подходят, является ошибкой.
Имеется иной род мира — так называемый «золотой мир»,10 который возможен на основании платежей в бу-
Разделы 101 и 102 (Глава 3)
дущем, а также посредством заложников в виде женщин." Такой основан на доверии и заключается по договору.
Обратный ему есть «мир нищенский»,12 продиктованный с чрезмерными требованиями платежей. При первых двух видах 13 следует платить сырым материалом или же слонами и конями, которые потом принесут вред (врагу).14
При 'третьем следует отдавать деньги. При четвертом, говоря о гибели всех своих начинаний, (заключающим мир) должен оттягивать время.15 Вот виды мира, достигаемого отдачей казны.
Далее, имеется «мир с уступками»,16 при котором путем отдачи части земель представляется возможным сохранить основные владения и подданных.17 При этом такой вид мира является желательным (для государя), стремящегося к уничтожению мошенников и воров.18
Существует также «мир того, кто совершенно истощен».19 Он состоит в уступке земель, с которых (предварительно) собраны принесенные ими плоды. В эти земли не входят те, которые образуют коренную основу владений.20 Такой мир заключается в расчете на (последующие) затруднения врага.
Еще имеется «мир с отдачей в наем»,21 при котором обретается свобода путем отдачи плодов земель. Кроме того, есть «мир, вредящий врагу»,22 заключаемый с обещанием дать больше, чем приносят земли.
Первые два из этих видов такие, при которых (желающий победить) занимает выжидательное положение. Вторые два заключаются до тех пор, пока (заключающий их) не усилится.
Вот виды мира, сопряженные с уступкой земель и с отдачей плодов.
Эти виды мира заключаются в силу обстоятельств и в соответствии с временем и местом. Мир, заключенный более слабым, в его трех видах длится, пока заключивший его не станет сильным.
302 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики
Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Применение методов политики (царем), равным (врагу), более сильным и более слабым. Заключение мира более слабым» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сто первая глава.