Семинары проводятся для обсуждения вопросов лекционных занятий, а также тем, по которым лекции не проводятся.

Семинары проводятся методом круглого стола или обсуждения выступлений на занятии.

Проводятся для студентов, обучающихся по очной форме обучения.

Семинар № 1. Архитектура и монументальная живопись южных и юго-западных земель Киевской Руси конца 10 – начала 13 вв.

Цели:

1. Рассмотреть архитектуру и монументальную живопись южных и юго-западных земель Киевской Руси.

2. Обсудить специфику развития изобразительного искусства и архитектуры в Киевской Руси в 10 – начале 13 вв.

Время: 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Архитектура периода княжения Ярослава Мудрого.

2. Монументальная живопись Киева и Полоцка. Мозаики и фрески 11-12 вв.

3. Вопросы эволюции архитектуры во второй половине 12 в. и сложения «башнеобразных» композиций храмов.

Литература:

Основная

1. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991.

Дополнительная

1. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25-49.

2. Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-58.

3. Иоаннисян О.М. К истории польско-русских архитектурных связей в конце XI — начала ХШ в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 206 — 230.

4. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.

5. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973.

6.Попова О.С. Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI - начала XII в. // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 344 - 364.

7.Попова О.С. Мозаики Софии Киевской и византийская монументальная живопись второй четверти XI века// ∑ОФIА. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 347 — 374.

8.Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII-XIII веков // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977.

9.Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенская церковь Ефросиньева монастыря и ее фрески. М., 2007.

Семинар № 2. Зодчество, скульптура и монументальная живопись Владимиро-Суздальской Руси.

Цели:

1. Рассмотреть архитектуру и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской Руси 12 – начала 13 вв.

2. Обсудить особенности их эволюции.

Время: 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Архитектура Ростово-Суздальских земель при Юрии Долгоруком.

2. Особенности храмового зодчества при Андрее Боголюбском и Всеволоде III Большое Гнездо.

3. Вопросы стиля в монументальной скульптуре фасадов храмов.

4. Иконография скульптурного убранства владимиро-суздальских храмов.

5. Вопросы взаимодействия русских и греческих мастеров в росписях Дмитровского собора во Владимире.

Литература:

Основная

1. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV веков. Т. 1. М., 1961.

Дополнительная

1. Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975.

2. Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева Польского. М., 1966.

3. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. М., 1969.

4. Высоцкий А.М. Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII - ХШ вв.: SIC ЕТ NON // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 255 - 269.

5. Грабарь Игорь. Фрески Дмитриевского собора во Владимире // Русское искусство. 1923. № 2-3.

6. Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997.

7. Иоаннисян О.М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 31 — 70.

8. Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150 - 1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С.231 — 254.

9. Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается столетию В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С.172 - 186.

Семинар № 3. Архитектура и монументальная живопись Новгорода и Пскова 11 – начала 13 вв.

Цели:

1. Рассмотреть особенности архитектуры и монументальной живописи Новгорода и Пскова 11 – начала 13 вв.

2. Обсудить различные направления в архитектуре и изобразительном искусстве Новгорода и Пскова этого времени.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Архитектура Новгорода и Пскова 11 - начала 12 вв.

2. Псковские храмы середины 12 в.

3. Формирование новгородского архитектурного стиля второй половины 12 – начала 13 вв.

4. Росписи Софии Новгородской. Вопросы датировки.

5. Развитие монументальной живописи в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге в 12 в.

Литература:

Основная

1. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991.

Дополнительная

1. Булкин В.А. Архитектурно-строительная ситуация в новгород­ском зодчестве конца XII - начала XIII вв. // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1987.

2. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб., 1996.

3. Комеч А.И. Два направления в новгородской архитектуре начала 12 в. // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М., 1978.

4. Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей XII — ХШ вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII века. М., 1988. С. 101-111.

5. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Спб., 1991.

6. Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII в. СПб., 2004.

7. Лихачёв Д.С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв. М., 1959.

8. Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова 11 – нач. 16 вв. // Архитектурное наследство. Сб. 12. М., 1960.

9. Мясоедов В.К. Фрески Спаса-Нередицы. Пг., 1925.

10. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Спб., 2002.

11. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2002.

12. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»), близ Новгорода. Новгород, 1999.

13. Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника / отв. ред. О.Е. Этингоф. М., 2005.

Семинар № 4. Русская икона и книжная миниатюра 11 – середины 13 в.

Цели:

1. Рассмотреть особенности русской иконы и миниатюры 11 – середины 13 вв.

2. Обсудить основные направления и периоды в их развитии этого времени.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние византийской иконописи на русскую в 11-12 вв.

2. Национальные черты в русской домонгольской иконе.

3. Распознавание черт, отличающих новгородские и владимиро-суздальские иконы второй половины 12 – начала 13 вв.

4. Эволюция и региональные отличия русской книжной миниатюры середины 11 – середины 13 вв.

Литература:

Основная

1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2002.

Дополнительная

1. Булгаков С., протоиерей. Икона и иконопочитание. Париж, 1931.

2. Владимиров М., Георгиевский В. Древнерусская миниатюра. М., 1939.

3. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995.

4. Живопись домонгольской Руси: Каталог. М., 1974.

5. Изборник Святослава 1073 года. В 2-х томах. Факсимильное издание. М., 1983.

6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

7. Остромирово Евангелие, 1056-1957 / факсимильное воспроизведение с предисловием А. Х. Востокова. Л., 1988.

8. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.

9. Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура Х - первой половины XIII века. М., 1988. С. 231-243.

10. Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI - XV вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Вып. 1. М., 1983. С. 9 – 74.

11. Смирнова Э.С. Литургические образы в произведениях иконописи (на примере иконы начала XIII в.) // Византийский временник. М., 1994. Вып. 55 (80). С. 197 - 202. (об иконе Богоматери Великой Панагии).

12. Смирнова Э.С. Новгородская икона "Благовещение" начала XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 206-230.

13. Смирнова Э.С. Новгородская икона "Богоматерь Знамение": некоторые вопросы богородичной иконографии // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 517-538.

14. Смирнова Э.С. "Спас Златая риза". К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и в Древней Руси. М., 1996. С.159-199.

15. Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские чтения. Вып. IV. Часть II. Почитание святых на Руси. Можайск, 1996. С. 108-119.

Наши рекомендации