Тержневые мировоззренческие идеи курса
Архитектоника – основной принцип построения, система связей отдельных частей композиции, без которого в проектировании костюма невозможно выявить основную работу конструктивных частей посредством ясно воспринимаемых членений и соотношений частей.
Главная композиционная, т.е. образная идея костюма как произведения искусства реализуется только через архитектонику.
Технология конструирования из бумаги имеет ряд специфических особенностей. Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Но в традиционном понятии лист сгибается только по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера.
Первые для Европы опыты с бумагой как абстрактной пластической единицей, а не основой для письма, проводились в среде русских конструктивистов в начале ХХ века.
Конструирование и макетирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Чтобы овладеть ими, необходимо освоить азы формообразования. Бумага – податливый материал: легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддаётся тиснению.
В современной классификации дизайнеров, как отмечает доктор искусствоведения Галина Ивановна Петушкова[3]., известны следующие трансформации плоского листа материала, и в частности, бумаги, которые приняты нами как технологии формотворческой деятельности на уровне макетной пропедевтики и поисков оригинальных авторских концепций:
· поворотные шарниры или надсечки, которые продавливают лист по траекториям трансформации и легко складываются в объёмные формы (складчатые, гофрированные, ребристые);
· просечки – надрезы, отделяющие одну часть плоскости от другой таким образом, что становится возможным перемещение этих частей; разрезы отличаются тем, что выходят за край листа и нарушают его целостность;
· перфорации – отверстия различного размера и формы; могут быть приёмом получения трансформативных серий костюма;
· симметрические сетки – матрица, в которой размещаются различные элементы трансформации. (Кристаллографами выведено 17 видов сеток, которые используют в различных областях знаний, в том числе в архитектуре, орнаменте; природной иллюстрацией симметрической сетки могут служить пчелиные соты);
· симметрические опорные решётки – пластические трансформации плоских сеток в пространственные фигуры.
Основой создания новых и оригинальных форм костюма является изучение объектов природы, анализ их строения, систем сборки, креплений, членений и т.д., а работа с макетным материалом: бумагой, картоном, пластиком, тонким листовым металлом и т.п. позволяют отрабатывать наиболее эргономичные и рациональные формы деталей и элементов одежды. Так как костюм должен вписываться в окружающую, быстро меняющуюся социокультурную среду.
Исследователи костюма и методов его проектирования (Т.В. Козлова и Т.В. Белько[4]) выявили семь типов трансформации природной формы в костюме:
1. Непосредственное использование природных элементов (живые цветы, перья, и т.п.).
2. Копирование природных форм из различных материалов (искусственные цветы, перья).
3. Имитация биоформ (банты, узлы, переплетения, фактура и др.).
4. Рисунок на ткани и декор.
5. Аналогичность формы костюма природной.
6. Использование строения или структуры биоформы.
7. Бионическое проектирование.
Костюм, являющийся объектом искусства, подвержен влиянию живописи, скульптуры, архитектуры, театра и становится непременным элементом перформанса в концептуальных демонстрациях одежды. Принципиальный перенос акцента в костюме с утилитарно-функционального назначения одежды на её эстетическое содержание отражает закат классических модных стандартов, и формирует новый подход к одежде, который заставляет обратиться к творчеству дизайнеров, работающих на границе моды и концептуального искусства, моды и научно-технических исследований.
Можно сказать, что дизайн костюма подходит под категорию экспериментального искусства, где авторами преследуются исследовательские цели, применяются новаторские как чисто художественные, так и технические решения, используются методы и технологии из арсенала других дисциплин, оригинальным образом совмещаются различные технологии.
Заключение
Роль архитектоники как основного метода моделирования в творческих мастерских невозможно переоценить. Обладая многими преимуществами перед прочими листовыми материалами (удобством в работе, низкой себестоимостью, широким ассортиментом), бумага способствует непредвзятому контакту проектируемых моделей и творческого «Я». Недолговечность бумажных макетов активизирует эксперимент с материалами, новыми конструкциями и их сопряжениями. Условность подачи проекта из материала-заменителя придает макетам некоторую абстрактность, приводящую к целостности. С одной стороны, уводит от натурализма, а с другой – детально и скрупулезно разрабатывает механизмы функционирования узла или элемента костюма. И именно в этом и заключаются ценностные качества бумажных конструкций.
Лаконичная, четкая геометрия, привычная для макетов, казалось бы, накладывает определенный визуальный отпечаток на все объекты бумагопластики. Криволинейные формы: изгибающаяся плоскость, контур сложной кривизны для плоских фигур – расширяют палитру выразительности в бумагопластике.
Также важной чертой бумажных конструкций является то, что они позволяют формировать пустотелый объем с помощью создания оболочки, что отвечает современному экономически оправданному принципу дизайна: минимум средств – максимум эффекта.
В мировой творческой практике дизайнеров XXI века определились основные принципы проектирования концептуальных коллекций: 1) создание арт-объектов; 2) моделирование одежды прет-а-порте; 3) разработка смешанных коллекций.
Слова «дизайн» и «инновации» сегодня становятся фактически синонимами: говоря «дизайн», подразумеваем не просто внешнюю оболочку чего-либо, а весь процесс проектирования нового продукта. Поэтому дизайнер, стремящийся к успеху в условиях новой, умной экономики, должен развивать навыки проектно-художественного мышления.
Библиографический список
1. Арнхейм, Р. Искусство и зрительное восприятие. [Текст ] / Р. Арнхейм М.: Прогресс, 2009. 392 с.
2. Афонькины, С. и Е. Все об оригами. [Текст ] / С.Е. Афонькины. СПб.: Кристалл; М.: Оникс, 2004. 126 с.
3. Божко, Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования [Текст ] / Ю.Г.Божко. Киев.: Высш. Шк., 1991.
4. Будникова, О.В. Архитектоника объёмных форм (дизайн костюма): учеб.пособие / О.В. Будникова; Юго-Зап. гос ун-т. Курск, 2011, 140с.
5. Власов, В.Г.. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: терминологический словарь. [Текст ] / В.Г.Власов, Н.Ю. Лукина. СПб.: Азбука-классика, 2005. 320 с.
6. Готтенрот, Ф. Всеобщая история стиля и моды [Текст ] / Ф. Готтенрот. М.: ЭСМО, 2010. 672с.
7. Кибалова Л., ГербеноваО., Ламарова М Иллюстрированная энциклопедия моды [Текст] / Л.Кибалова, О.Герберова, М. Ламарова. М: Издательство Артия, Прага-1996. 608с.
8. Колейчук, В.Ф. Опыт классификации трансформаций плоского листа. Конструкции функция, художественный образ в дизайне [Текст ] // Труды ВНИИТЭ. Сер. «ТЭ» Вып. 23. М.: 1980
9. Кудряшев, К. В. Архитектурная графика [Текст]: учебное пособие / К. В. Кудряшев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 312 с.
10. Лебедев, А.С. Архитектура и бионика. [Текст] А.С.Лебедев. М. Стройиздат. 1977. 221с.
11. Лаврентьев А. Н.История дизайна [Текст]: учебное пособие / А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.
12. Петушкова, Г.И.Основы проектирования костюма. [Текст ] / Г.И. Петушкова. Ч. 2. М.: МГАЛП, 1999 г. 104 с.
13. Сомов, Ю.С. Композиции в технике. [Текст] /Ю.С. Сомов. М. Машиностроение, 1987. 288с.
14. Медведев, В. Ю. Связи и отношения архитектонических искусств в современном мире предметного творчества[Текст ] / В. Ю. Медведев // Вестн. СПГУТД. 2009. № 16. С. 76 83.
15. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: [Текст ] Учеб. Пособие / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2005. 224 с.
16. Плаксина, Э. Б.История костюма. Стили и направления: [Текст]/ Э.Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; под ред. Э.Б.Плаксиной. М.: Академия, 2008. 224с
17. Рунге, В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: [Текст ] / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-пресс, 2002. 252с.
18. Стасюк Н.Г., Киселёва Т.Ю., Орлова И.г. Макетирование: учебное пособие, 2010. – 96 с.
19. Современная энциклопедия Мода и стиль Аванта+. [Текст ] Гл. ред. А.В. Володин. М.: издательство «Аванта+», 2002. 480 с.
20. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст] В.И. Даль. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 736 с.
21. Васерчук, Ю.А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна (материал, технологии, принципы моделирования). Атореферат на соиск. уч.ст.канд искусствов. [Текст] /Ю.А.Васерчук. М.: 2007. 20с.
22. Колейчук, В.Ф. Трансформирующиеся и кинетические структуры [Текст] //Эксперимент в дизайне. ВНИИТЭ. М.: 1987.
Краткий словарь терминов и определений
Архитектоника(от греч. architektoike – строительное искусство). Архитектоника в дизайне костюма – основной принцип построения, система связей отдельных частей композиции, без которого в проектировании костюма невозможно выявить основную работу конструктивных частей посредством ясно воспринимаемых членений и соотношений частей.
В широком смысле архитектоника – композиционное построение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
Бумага (от ит. bumbagio – бумажный, от лат. bombacium – шелковый) материал для письма, графических и живописных работ. Бумагу получают из массы специальным образом обработанных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей и пр.
Предполагают, что бумага была изобретена в Китае в I веке до н.э. и делали её сначала из древесного луба, а затем из шёлковых волокон. Ватман или полуватман (англ. what-man) – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа она так по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.
Гармония(гр.harmonia – соответствие, согласие, созвучие) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.
Дизайн(англ. design – проект, чертёж) – вид междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Главные средства дизайна – объём и пространство конструкции, тектоника (пластическое выражение в форме изделия характера и особенностей материала и конструкции), модуль, ритм, контраст, фактура и др. Дизайн определяет как форму вещи, так и отношение к ней. Основные формообразующие факторы в дизайне – соразмерность вещи, предмета, конструкции человеку, комфорт и др.
Инсталляция(от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой и ли визуальной информации.
Каркас(от фр. Carcasse – скелет) – остов какого либо изделия, сооружения, состоящий из скреплённых между собой элементов; конструкция.
Капор— швейный головной убор женский и для девочек спереди с полями или без полей с завязками под подбородком.
Кепи (кепка)– швейный головной убор мягкой формы с козырьком.
Китч (кич)(от нем kitsch–безвкусица, или от англ. for the kitchen – «для кухни») – явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч – массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект, «дешёвка».
Ковбойская шляпа –первоначально широкополая шляпа американских пастухов коров. Различные варианты этой шляпы время от времени появляются как в мужской, так и в женской современной моде.
Козырёк –деталь или узел головного убора для оформления передней части изделия. Козырёк может состоять из верхнего и нижнего козырька
Колпак –традиционный головной убор остроконечной, овальной и другой формы различного назначения (например, ночной колпак, поварской колпак, шутовской колпак).
Конструктивизм (от лат. constructio – построение) – направление в советском искусстве 1920-х годов, одной из главных черт которого было использование возможностей научно-технических достижений, а также эстетических и физических свойств различных материалов (металла, дерева, стекла, бумаги и т.д.). Лидерами конструктивизма в архитектуре были братья Веснены, Г.Я. Гинзбург, которые считали, что создание архитектурной формы должно исходить из принципов чистой конструктивности, «без балласта изобразительности».
Художественные качества сооружения есть следствие его структуры, выражающее в свою очередь, функциональное содержание. Большое влияние на формирование эстетических позиций конструктивистов оказали пространственные композиции художников К. Малевича, А Родченко, В. Татлина, а также инженерные и технические новинки начала XX века: дирижаблестроение, авиация и др.
Кинетизм, Кинетическое искусство (от греч. kinetikos – приводящий в движение) – направление в искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций, элементов динамики или их изображений. Во многих случаях иллюзия движения создаётся меняющимся освещением и в этом случае кинетизм смыкается с оп-артом. В России интерес к пространственно-динамическим объектам и исследованию движения как формообразующего принципа возник уже у художников-конструктивистов в конце 1910-х 20-х гг.: Владимира Татлина, Александра Родченко, Константина Мельникова, а также Н. Габо, Г. Крутикова, В. Баранова-Россинэ, Г.Гидони. Среди российских художников-кинетистов особое место занимает Вячеслав Колейчук и группа «Движение».
Конструкция (от лат. construction – строение) – устройство, построение, план, взаимное расположение частей и деталей изделия или сооружения
Макет – модель чего-либо, предварительный образец, воспроизведенный в уменьшенном виде; условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях.
Макетный метод моделирования –создание и разработка формы одежды методом наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы.
Мобили – конструкции, вращающиеся от электричества. Чтобы привлечь внимание зрителей, к некоторым «мобилям» присоединялись звуковоспроизводящие устройства, и «мобили» издавали писк. Это направление получило название кинетического искусства. Для изготовления кинетических картин подбирались самые невероятные вещи. Конструкции стали передвигаться, излучать свет, попискивать.
Очередным изобретением явилось самоубийственное или самоуничтожающее искусство. Двигающееся устройство из колес, шестеренок, массы различных деталей работало некоторое время, а потом в одночасье загоралось, а потом расплющивало себя молотками, которые входили в комплект конструкции. Приемы «самоубийственного искусства» распространились на книгопечатанье: выпускались альбомы с репродукциями, на печатанными специальными красками, которые через некоторое время бесследно исчезали с листов альбома.
Модель( от ит. modello – образец): 1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде (макет); 2) костюм или изделие, демонстрируемые манекенщиком (-цей); 3) предмет изображения в искусстве; 4) натурщик (-ца), позирующие перед художником, скульптором.
Ордер(от лат. ordo – ряд, порядок) – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей (опор в виде колонн, столбов или пилястр) и горизонтальных несущих частей антаблемента.
Орнамент(от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Оп-арт (англ. op art , сокращ. optical art – оптическое искусство) – направление в искусстве XX в. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигаются введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.
Папирус(лат., греч. рapyrus) – травовидное растение, которое растёт в прибрежных болотах Евфрата и Нила, достигает длины нескольких метров. Папирус давал сырьё для производства различных предметов: циновок, лодок, хижин, но в особенности писчего материала, именуемого папирус. Разрезанная на тонкие полосы сердцевина стебля складывалась друг за другом и соединялась другими, идущими под прямым углом к первому слою, при помощи постукивания и прессования. Оставшиеся неровности полировались. Растение содержало достаточное количество связывающего вещества, так что клей не требовался. Самые древние из существующих папирусов относятся к 3 тыс. до н.э..
Перспектива (фр. perspective): 1) вспомогательная научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием; 2) перспектива –кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; 3) наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве.
Перспектива линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным сокращением. В художественной практике распространена так называемая перспективная наблюдательность, т.е. изображение «на глаз» всевозможных форм предметов.
Перспектива воздушная определяет изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.
Плиссе – мелкие, не застроченные, приглаженные складки на ткани, могут быть фигурными. Плиссе было известно еще в Древнем Египте. Применяется для отделок юбок, платьев и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Пропорции отношение размеров частей предмета друг к другу или к целому.
Ракурс (фр. Raccourcir – укорачивать, сокращать) - резко выраженные перспективные сокращения, возникающие при наблюдении предмета сверху или снизу, особенно с близкого расстояния.
Рельеф (фр. relif) – выпуклое скульптурное изображение на плоскости.
Ритм (от греческого ritms) – означает повторение, чередование. Ритм является важнейшим средством организации художественного произведения, так как необходимость согласования композиции на основе ритма связана с биологической потребностью. Все, что движется (развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности), подчинено ритму (ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы). Все великое разнообразие ритмов природы оказывает организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности, начиная от необходимости чередования труда и отдыха и кончая ритмической организацией художественной формы в произведении искусства.
Ритм в композиции – это закономерное чередование изобразительных элементов и интервалов между ними. Ритм характеризуется динамическим шагом (расстоянием от одного активного элемента до другого) и темпом (скоростью нарастания движения элементов). Существуют два вида ритмической закономерности: статический (статический ритмический ряд) и динамический (динамический ритмический ряд).
Силуэт (фр. Silhouette): 1) вид предмета без деталей внутри контура; особенно ясно вырисовывается против света; 2) вид графики, изображение портретов, фигур, композиций однородно окрашенным пятном (темным на светлом фоне или светлым на темном фоне); 3) очертание предмета, подобие его тени. Термин получил название по имени французского министра XVIII иска Э. де Силуэта.
Стиль (лат. stylus, от греч stylos – палочка, стержень для письма) – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития различных видов искусств, включая дизайн костюма. Стиль воспринимается также как единство основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, технических и технологических приемов, проявляющихся в творчестве художника, писателя, модельера.
Исторический стиль в костюме характеризует уровень развития промышленности (это производство тканей, различных материалов, машинизация и механизация производств, технологии изготовления одежды и обуви и т.д.), степень сформированности социокультурной среды.
Стиль художественный как понятие употребляется для характеристики крупной эпохи, служит одним из связующих элементов в синтезе искусств и культур, приобретая наибольшую степень органичности и целостности.
Художественные стили:
Канонический — древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами.
Античный (классический) — художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры.
Романский — художественный стиль, сложившийся в Западной Европе в эпоху Средневековья в XI — начале XIII в.
Готический (готика) — художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с XIII по XV в.
Ренессанс — художественный стиль эпохи Возрождения XV—XVI вв., выразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству. В костюме стиль ренессанс включил в себя и такие течения, как испанский маньеризм и германская реформация.
Барокко — художественный стиль XVII в., утвердивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полностью исключивший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувственность, роскошь, массивность, величие, интерес к мистике, аффектация.
Рококо — художественный стиль XVIII в., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство, галантность, гедонизм, некая бездумность, интерес к пасторалям.
Классицизм (ампир) — художественный стиль конца XVIII — первой четверти XIX в., выразивший интерес общества к античному искусству, культуре, костюму. Первая волна классицизма зародилась во Франции в XVII в.
Романтизм (бидермайер) – стилистическое направление второй четверти ХIX века, второе рококо — приблизительно третья четверть XIX в.; позитивизм — 70 - 80-е годы XIX века.
Модерн — художественный стиль, определившийся к концу XIX – началу XX в. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях, определенной эклектичности, резком своеобразии.
Постмодернизм – условное обозначение художественного стиля ХХ века, имеющего множество стилистических направлений.
Ток – головной убор, шляпа или шапочка без полей. Появилась в европейском мужском костюме в XVI в. Это была небольшая бархатная шапочка с высоким верхом. Затем маленький высокий ток появился в женском костюме в XVII в. Позже ток укрепился в женской моде, его делали из фетра или непушистого меха (норка, каракуль и др.), украшали перьями, вуалью, драгоценностями, искусственными цветами и др
Текстура (от.лат. textura – ткань, связь, соединение, строение) – характер поверхности какого-либо материала, обусловленного его внутренним строением, структурой. Текстура воспринимается зрительно и осязательно. Например, переплетение нитей в ткани может образовывать сетку. Текстура определяется объективными физическими и химическими свойствами материала и этим в значительной мере отличается от фактуры, которая во многом зависит от индивидуальности художника, создающего её.
Шапка-ушанка – традиционный русский головной убор из натурального меха; состоит из мехового верха: козырька, наушников, назатыльника, головки. Шапка-ушанка может быть цельномеховой или комбинированной (с кожей, сукном, драпом). Для изготовления используют мех кролика, ондатры, нутрии, овчины особой обработки, каракуля, лисицы, норки, и других животных.
Формовочная способность материалов –способность образовывать пространственную форму деталей одежды путем изменения геометрических размеров материалов на отдельных участках и устойчиво сохранять эту форму. Формовочная способность материалов характеризуется: формообразованием и закреплением формы.
Фактура (лат. facture – обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения, её обработка. Фактура ощущается зрительно и осязательно (например, кожа человека передается в скульптуре более гладкой, чем волосы). В изобразительном искусстве фактура характеризует качество материалов и приёмов. В переносном смысле фактура – индивидуальный почерк, особенность руки художника.
Хитонпрямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками (фибулами), подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и заложенный вертикальными складками (Древняя Греция).
Эргономические свойства– свойства, которые характеризуют способность одежды удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе «человек – изделие – среда». Одежда помогает человеку создавать зону комфорта, т. е. зону хорошего самочувствия. Эргономические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды функциональным возможностям и психофизиологическим особенностям человека, его антропометрическим характеристикам в статике и динамике, показателями гигиеничности, а так же удобством пользования изделием в различных производственных и бытовых условиях (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Эстетические свойства – отражают способность одежды удовлетворять эстетические потребности человека. К эстетическим свойствам одежды относят ее информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, туше или гриф материалов и др. Эстетические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, вкусам и моде.
Ярус –один ряд над другим (этажей, лож, балконов в архитектуре; рюшей, декоративных деталей, кружевных лент и т.д. на швейном изделии).
Приложение 1
Схемы модулей
Условные обозначения:
________линии надреза на лицевой поверхности;
_ _ _ _ линии надреза на оборотной стороне;
________ просечка (сквозной разрез)
риложение 2
Схемы складок
Профиль сгибов
Бантовые складки
Гофрировка
Зигзагообразный ритм гофре
риложение 3
Макеты стилизованных исторических костюмов
риложение 4
Схемы складчатых структур
[1] Овсянников М.Ф.Краткий словарь по эстетике М.: Просвещение, 1983. стр
[2] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЭКСМО-Пресс
[3] Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма. Сер.: Трансформируемые конструкции. Ч.2. М.: МГАЛП, 1999, стр 25.
[4] Козлова Т.В., Белько Т.В. Костюм и бионика. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. – 223 с.