Модерн. Творчество Г. Гимара, О. Бердслей, А. Мухи, Т. Лотрека, К. Мозера.
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Тв-во Гимара. Во время строительства парижского метрополитена был организован конкурс эскизов, но не подземных станций - все они, как вы, наверное, знаете - в Париже довольно однообразны, - а эскизов наземных входов в метро. Главный приз в этом конкурсе получил проект архитектора Дэрэ. Но не ему суждено было увековечить парижское метро. Парижская мэрия отклонила проект Дэрэ, и, в конце концов, работы были получены Эктору Гимару, знаменитому мастеру стиля модерн... Метро Гимара - на всех почтовых открытках с видами Парижа, Модерн, метро, и Гимар настолько неразделимы, что иногда слышишь, как стиль ар нуво называют стилем "метро". Сегодня, кажется, невозможно представить Париж без этого "метро Гимара" - тем не менее, руководство парижского метрополитена постепенно заменяет гимаровские решетки у входов на станции и фонари на совершенно безликие балюстрады.
Сегодня все знают знаменитый дизайн входов в парижское метро - эти решетки-лианы, свивающиеся в букву М - метро, ажурные и легкие - хотя выполнены они из литья, цвета зеленоватой бронзовой патины, с двумя оранжевыми глазами фонарей по обе стороны от входа...
Особенности творчества Бердслея.Большинство работ Бердслея были книжными иллюстрациями или рисунками. В многочисленных иллюстрациях к журналам ( Жёлтая книга (The Yellow Book), 1894—95; Савой (The Savoy), 1896) и книгам ("Саломея" О. Уайльда,1894) художник развивал декадентские и символистские тенденции искусства поздних прерафаэлитов, сочетая их с влияниями японской гравюры. Утончённое, причудливое, искусство Бердслея, с виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, определило многие характерные черты графики стиля модерн.
Творчество Бердслея было интеллектуального в своей основе, важнейшим источником творчества мастера была литература (он и сам был автором утонченной прозы и поэзии). Книги стали стержнем и смыслом его творческой жизни. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы. Бердслей так же, как и прерафаэлиты, был увлечен искусством средневековой книги с ее целостным подходом к оформлению страницы, соотношению шрифтов, полосных иллюстраций, изображений на полях. Мастер умело сочетает декоративные рамки с заключенными в них сценами. Его работы — это работы действительно образованного человека. Фантастические реминисценции на классические темы поражают своей глубиной и остротой. Гротеск и парадокс — спутники графики Бердслея.
Альфонс Мария Муха не был самым талантливым или самым необычным художником модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи - образцовый модерн, азбука стиля. Он был не гениальным художником, но гениальным популяризатором стиля. И сегодня модерн мы представляем через его произведения.
В первую очередь известны афиша и рекламные плакаты чешского мастера, которым подражали тогда и подражают сейчас. Известность принесли ему именно они. И, в первую очередь, необычные афиши для необычной женщины - Сары Бернар, богини театра той эпохи. Хотя афишами его сотрудничество с театром "Ренессанс" не исчерпывалось. Костюмы, декорации, украшения. Все это изготовляли по его эскизам. Этому периоду жизни, творчества в пражском музее отведен специальный отдел, "Парижские плакаты". Божественная Сара предстает перед нами в ореоле золотых волос, в пышном венке из цветов и складках бело-золотого одеяния. Такова афиша спектакля "Жисмонда". Произведение, принесшее художнику внимание публики. На смену бело-золотому видению приходит темный призрак. Новый образ, другая роль. Медея - черная женщина греческих мифов. Жертва страстей своих и чужих.
Парижский период - время создания циклов декоративных панно. В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются его героини - Утро, День, Вечер, Ночь. Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима. Из сумрака небес, в темных вуалях драпировок сияют тела звездных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи.
Муха был популярен на обоих континентах. Афиши и рекламные плакаты по его эскизам можно было встретить, кажется, в любом городе мира. Но он, как многие художника, воспитанные академическим искусством XIX столетия мечтал о славе исторического живописца. И в 1910 году он приступает к созданию "Славянской эпопеи". Цикл этот пока экспонируется в замке города Моравский Крумлов, но не упомянуть о нем, рассказывая о творчестве Мухи нельзя. Тем более что вскоре в Праге должен быть открыт специальный зал для их показа.
Анри де Тулуз-Лотрек, современник Сезанна, Ван Гога и Гогена, знаменитый французский художник и график, по праву считается одним из основателей и выдающимся мастером искусства плаката и афиши.
В целом для его творчества характерно своеобразное развитие и видоизменение традиций искусства Дега и отчасти Э.Мане в сторону всё большего подчёркивания моментов экспрессии образа, доходящей почти до гротеска нервной динамики формы. Искусство его отмечено поиском психологической выразительности и интересом к передаче конкретно-неповторимого облика изображаемых персонажей. Именно из этого желания индивидуализировать, подчеркнуть неповторимость своих моделей вытекает художественная позиция Лотрека: ироническая позиция сатирика, который постоянно пользуется методом гротескового преувеличения, ярко передавая своеобразие движений, жестов, поз и мимики своих героев. Но, изображая свою натуру хлёстко, саркастично, шаржируя её, он никого и ничего не осуждает и не разоблачает, а лишь передаёт свои зрительные впечатления в концентрированной форме. И основным способом этой смелой и экспрессивной передачи визуальных ощущений является его дерзкая, энергичная линия, с магической силой выхватывающая мгновения из водоворота ночного Монмартра и заставляющая их жить. «Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден.
Именно эта декоративность линии нагляднее всего позволяет нам проследить связь творчества Тулуз-Лотрека в прикладном искусстве (в частности, в искусстве плаката) с движением Арт Нуво (Art Nouveau ), которое возникло в конце 19 века и характеризуется орнаментальностью и волнистостью линий, заимствованием своих оригинальных узоров в природных формах флоры и фауны и трансформацией их то в изгиб цветка на ветру, то в сплетение влюблённых пар, то в танцевальное па (движение драпировок и складок юбок танцовщиц представляли почти идеальный сюжет для художников Арт Нуво, так как давали возможность показа огромного количества волнообразных линий).
Графика явилась одной из основных и наиболее выразительных сфер применения Арт Нуво. И если английские художники сосредотачивают свои усилия главным образом на книжной продукциии, то во Франции активно развивается такая форма Арт Нуво, как плакат.
Первый идейный и стилистический перелом в искусстве плаката происходит в 20-х годах 19 века и связан с изобретением литографии, плоской гравюры на камне. Эта техника, благодаря своей простоте и выразительности, быстро стала языком масс. Технически литография позволила увеличить размеры плаката, сделать его сильней, завлекательней. В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удаётся найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре, в квартале художественной богемы, ночных кабачков, цирка и варьете, апашей и прожигателей жизни. Авторы этих цветных литографий, извещающих о появлении новой кафешантанной звезды, о новой мелодраме, о новых духах, - Шере, Леандр, Стейнлен, Боннар и Тулуз-Лотрек. Жюль Шере, основатель искусства афиши, впервые начал печатать большие листы с нескольких камней, сопоставляя открытые чёрные пятна различных цветов, часто заключая их в чёрный контур, всё время заботясь о ритмичности и выразительности композиции. Именно ему больше всего обязан Тулуз-Лотрек.
Творчество Тулуз-Лотрека в известной мере завершает путь европейской литографии 19 века, и может быть сравнимо по своему значению (и для истории этой техники, и, возможно, для всей новой европейской гравюры) лишь с искусством Домье. Как и Домье, Тулуз-Лотрек был фанатиком литографии (он работал между 1892 и 1900 годами и сделал за это время около четырёхсот листов), как и Домье, он обладал редкой зрительной памятью, как и Домье, Лотрек изменил сам принцип европейской гравюры.
Коломан Мозер (1868 – 1918) проявил себя в самых разных областях художественного творчества. По его эскизам созданы шкатулки, светильники, книжные переплеты. Он известен как создатель совершенных в графическом отношении открыток, игральных карт и банкнот, кресел оригинальной формы, изящных вечерних платьев в стиле модерн, а также предметов домашнего обихода. Мозер может по праву быть назван дизайнером-универсалом: он с равной степенью свободы проектировал ширмы, электроарматуру, предметы, необходимые для игры в карты и чернильные приборы. Каждая из этих вещей (если брать подлинные авторские предметы Мозера) является сегодня удивительным памятником культуры.
Он прославился своими новаторскими работами в Венском сецессионе (объединении, давшем миру), в которое вступил в самом начале существования этого уникального сообщества художников (в конце 1897 года). Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, он выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики.
В начале ХХ века Мозер создал рекламу календаря, на которой была изображена черноволосая женщина с песочными часами. Это же изображение было перенесено с афиши на подарочный конверт, в котором календарь доставляли заказчикам (пока не удалось установить, проходил ли этот конверт через почту и сохранились ли экземпляры, франкированные марками или, может быть, франкотипами издательства.
В 1908 году в Австро-Венгрии вышла в свет большая серия памятных почтовых марок, посвященная важной юбилейной дате – 60-летию со дня рождения императора Франца-Иосифа. Разработчиком унифицированного оформления серии был К.Мозер. Классические портреты были окаймлены рамками в стиле "модерн".
Мозеровская мебель, одежда и почтовые марки всегда были для австрийской культуры колоритнейшими приметами эпохи. Кинематографисты не раз обращались к мозеровским маркам ради создания подлинной атмосферы эпохи. Упомянем знаменитую киноленту Джеймса Кэмерона "Титаник" (1998). Дело в том, что на историческом корабле было огромное количество самых разных предметов, и перед съемочной группой стояла задача как можно точнее воспроизвести быт пассажиров корабля. Эпоха модерна ожила во всем своем предметном разнообразии и стилистическом великолепии. А поскольку на судне было большое почтовое отделение, то для съемок ленты было подготовлено несколько сот бутафорских писем с копиями марок тех лет. Среди них были и письма с марками из "Габсбургской серии", созданной по эскизам Мозера.
В течение долгих лет оригинальные работы Мозера и его учеников были доступны покупателям, и даже в период повышенного интереса к стилю модерн стоили удивительно дешево. С начала 1990-х годов их стоимость резко повысилась и сегодня оригинальные работы Мозера и его последователей являются абсолютными раритетами. Лидер ВЕНСКИХ МАСТЕРСКИХ востребован и широко известен во многих странах мира.