Основные средства архитектуры
Изобразительное искусство 8 класс
Урок № 10
Тема. Архитектура. Связь архитектуры с природой. Арка. Свод. Колонна. Дворец.
Изучение нового материала
Проблемный вопрос
Как вы считаете, строительство и архитектура - это одно и тоже или нет? (Ученики высказывают свое мнение).
Я хочу привести вам высказывание одного из самых известных архитекторов XX в. Ле Корбюзье. Он писал: «Вы используете в качестве строительного материала камень, дерево или бетон, вы возводите из него дома или дворцы. Это строительство. И вдруг вы тронули мое сердце, и мне стало хорошо. Я в восторге восклицаю: «Какпрекрасно!» Это уже архитектура ».
Еще древнеримский архитектор Витрувий говорил: «Прочность, польза, красота - составные части настоящего произведения архитектуры». Определяя особенности архитектуры, М.В. Ломоносов подчеркивал, что этот вид искусства сооружает здания для проживания удобные, для зрения прекрасные, для времени - крепкие.
Архитектуру называют - застывшая музыка. Почему?
Создание ассоциативного куста
Архитектура
Архитектура, или зодчество, - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Для создания произведения архитектурного искусства необходимы усилия людей разных специальностей:
Архитекторы создают в воображении и изображают на бумаге (проектируют) будущее здание;
Инженеры-строители выполняют для нее технические чертежи и расчеты (чтобы здание было прочным и надежным);
Строители возводят здание по чертежам.
А еще много людей создают материалы, необходимые для строительства - кирпич и бетон, стекло и металл, деревянные изделия, керамическую плитку.
В искусстве архитектуры выделяют три основных вида
- Объемных сооружений (жилые, общественные и промышленные здания);
- Ландшафтная (связанные с созданием садово-паркового комплекса);
- Градостроительство (планирование новых городов, а также реставрация и обновление старых районов).
Произведения архитектурного искусства поражают своей красотой, вызывают сильные эмоции. Прежде всего - это культовые сооружения. Люди издавна уделяли особое внимание тем местам, где они могли бы обратиться к богам. В разных религиях сложились различные традиции строительства культовых сооружение, но все церкви, монастыри, храмы, мечети, синагоги объединяет то, что они настраивают человека на возвышенный лад, заставляют обратиться к своим чувствам, задуматься.
Общественные сооружения предназначены для общего пользования. Это - музеи, театры, институты, школы, магазины ...
Заводы, фабрики, складские помещения, гаражи - это промышленные сооружения.
Особенности создания жилых домов зависят, в первую очередь, от национальных традиций и должны соответствовать потребностям тех, кто в них живет. Людям в них должно быть удобно и комфортно.
Каждый вид изобразительного искусства имеет свои язык, средства и приемы создания художественного образа.
- Какой же язык архитектуры? (Подытоживая ответы учеников, учитель обращает внимание на плакат «Язык архитектуры»)
| |||
| |||
Язык архитектуры
|
|
Масштаб
|
Особенности архитектуры
В то же время возведения зданий должно соответствовать духовным потребностям человечества, влиять на его эстетический вкус. Следует отметить, что архитектура формирует ансамбли зданий, проспекты, улицы, площади городов, садово-парковые комплексы.
В архитектурном облике проявляются как индивидуальные особенности стиля художника, его мировосприятие и мироощущение, так и специфика развития конкретного исторического периода.
Основные средства архитектуры
Среди ее основных средств архитектоника, масштаб, согласованность пропорций и ритмические отношения, пластика, фактура, соотношение элементов, гармоничное сочетание, единство частей целого.
V. Практическая работа
Учащиеся выполняют зарисовку архитектурного сооружения по своему выбору различными графическими материалами
Надо обратить особое внимание на то, что красоту архитектурного образа видят в красоте самой формы: ее силуэта, в пропорциях ее частей, цвете и фактуре материалов. При рисовании архитектурного сооружения ученики применяют технологические карточки.
Технологическая карта «Куполообразные здания»
1.Нарисуй карандашом несколько различных по размеру прямоугольников.
2. Дорисуй к узким прямоугольникам , изображающим башни, разные по размеру и форме купола (согласно данной эпохи).
3. Дополни рисунок многими различными окнами, дверными проемами, колоннами, арками (согласно данной эпохи).
4.Раскрась архитектурные сооружения красками, оставляя при этом небольшие пустоты между ними.
5. Когда краски подсохнут, нанесите вокруг окон и других частей здания разнообразный декор, используя гелевые ручки, фломастеры (согласно данной эпохи).
6. Дорисуй пейзаж (согласно данной эпохи).
Технологическая карта «Замок»
1. Положи много гуашевой краски цвета сооружений (белой, желтой, охристой т.п.) у нижнего листа бумаги.
2. Наложи одну из полосок на краску и протяни вверх по листу, оставляя цветной след (используй полоски из плотного картона различной ширины).
3. Создай разные по высоте башни здания (замка), используя полоски из плотного картона различной ширины.
4. Погрузите кончик картонной полоски в черную краску и проведите им поверх слоя краски (когда краска подсохнет).
5. Нарисуйте купола, башни, окна, дверные проемы, флюгера, дерева с помощью тонкого черного фломастера (когда краска высохнет).
Образцы
VI. Итог урока
Вопросы класса.
1.Искусство проектирования и строительства сооружений. (архитектура)
2. Это архитектурное сооружение мы относим к общественным. (школа)
3.Назовите важное качество, присущее архитектурные сооружении. (прочность)
4.Архитектурное строение должно быть прочным и ... (полезным)
5. Любому архитектурному строению присуще качество как ... (красота)
6. К какому виду относится жилая архитектура (объемная)
7. Один из видов архитектуры разделяющей наше свободное время (ландшафтная)
8. Вид архитектуры имеющей целью расширить, изменить, перестроить (градостроительный)
9. Один из подвидов сооружений, где отдыхают, живут (жилая)
10. Что находится в центральной части в зданиях, принадлежащих к крестово - купольной системе? (купол)
11. Как называют вид здания спереди? (фасад)
12. Кто проектирует дома? (архитектор)
13.Фабрики, заводы относят к подвиду архитектуры (промышленная)
14. Школа, кинотеатр, дом культуры относят к архитектуре ... (общественная)
15.Сооружение где проводят богослужения (культовая)
16.Что крепится в основе зданий крестово - купольной системы (крест)
Задача домой: на следующий урок принести ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши, альбом с шаблонами (с. 15, 55—56), два листа бумаги (формат А4), файл (формат А4) (в случае отсутствия альбома с шаблонами - один лист из тетради в клетку).