Самое полицейского государство.
Период ок. 2500 года.
Тема: Правители как строители храмов.
Палетка Ур-Намше, царя Лагаша.
Палетка с замкнутым пространством, что обусловлено её нахождением в нише. Но деление на регистры (2) сохраняется. Начало рассказа — нижний левый угол. События опять же дублируются текстом.
Изображено: делегация жрецов (представительных) пришла к Ур-Намше (рост = статусность). Обращаются к нему с просьбой. Далее мы не видим, как он размышляет и т.п. - Ур-Намше поднимает кубок с вином — так было принято скреплять удачные сделки. 2 ярус — правитель как превостроитель храма (босой, с корзиной кирпичей на голове — подчинённость богам). Итог: образ идеального правителя.
Новое: фигура Ур-Намше выделяется размером. И строительство храма показано как момент из жизни правителя, а не ритуал => интерес к истории, а не к сакральному.
Урские гробницы.
Захоронение знати (жреческой и светской), 12 шт., самое известное — захоронение царицы Туаби(?).
Ур (находится при впадении Ефрата в Персидский залив) => крупнейший центр международной торговли (Индия, Афган=Горный Буданшан, Индостан) => богатейший город => претензия на гегемонию в Месопотамии.
=> появление феномена урских гробниц, содержащих огромное количество роскоши, они великолепно, качественно исполнены (что необычно).
Традиции захоронения правителей (Ур и Киш): глубокая яма, в которой расположена полукупольная постройка, воздвигнутая над ложем, где и возлежала царица (точнее верховная жрица богини луны Инаны) + огромное количество воинов, девушек, скот. + богатые украшения. Прим: головной убор из золота и электра (природный сплав золота и серебра), посуда=жреческие кубки (мб из алебастра).
В руках девушки держали богато декорированные арфы (условно), резонаторы арф декорируются бычьими головами (лазурит — борода, слоновая кость — рога, ост — золото) — портреты бога Луны Наны. На этих арфах исполнялись заупокойные песни. + само пространство резонатора так же декорировано мозайчатой техникой (наклеиваются тонкие пластинки из лазурита и перламутра) мб сценами из Гильгамеша (ещё до того, как его записали).
Урский штандарт.
2 доски, соединённые между собой в виде двускатной крыши, покрыто мозаикой. Он — лазурит, ещё — сердолик, перламутр.
Темы войны и мирских деяний.
Инкрустация => нет письменного текста => нет привязки к конкретному событию => мб вообще аллегория действий идеального правителя.
2 планкетка — сцена пира.
Проявляется интерес к подробностям, создающие ощущение конкретности действия.
*Next: программа конкретности детали, но иногда абсурдность и псевдоисторичность действия в целом. Первый шаг к созданию имперского стиля.
Архитектура.
Появление нового типа светской постройки: дворца.
Дворец А в городе Киш.
Почему это: три основных композиционных узла — парадный двор с центральной лестницей, далее — зона с резиденцией, для приёмов и т.п. => большой зал ( даже внутренние опоры). + зачатки анфиладной системы (расположение комнат и их дверей на одной оси) — отличие любой постройки дворцового типа. 3 зона — зона частных покоев с открытым двором для молений.
Зоны не связанны, самостоятельны, самодостаточны.
Аккадское царство.
В конце раннединастического периода начинаются процессы централизации — рост городов и их влияние вынуждает. В итоге образуются 2 основных цента: Ур (юг) и семиты/аккадцы в городе Аккад (север). Их локализация приходит к столкновению севера и юга.
На юге сильнее традиции, жреческая власть велика. На севере же жрецы удалены от политических процессов. В итоге: север win. В середине 24 века образуется первое централизованное государство — Аккадское царство (до 22в?).
Во главе процесса: Саргон Аккадский. Но не имя — эпитет, тронное имя «Царь истинен». => на базе имени формируется иная программа, связанная с созданием агитационное, политизированного искусства. Роль искусства: свидетельствовать об истинности нового гос. Устройства.
Проблема Саргона — он пришелец, а необходимо объединение => прочность централизованного гос-ва зависит от силы исторической личности.
У Саргона — реформа пантеона (заимствуют, но переименовывают eх: Иштар). Процедура сакрального брака десакрализуется до праздника получения власти. Иштар становится покровительницей царской семьи.
Новое: рождённый под покровительством Иштар, правитель теперь может не проходить процедуру сакрального брака (уже при внуке — нет). Тезис богоизбранности заменяется на богоравность => культ правителя (при жизни уже и прижизненный).
Бронзовая голова Саргона Аккадского.
Как свидетельство нового представления о правители: исчезает гипертрофия черт лица (исчезает свидетельство диалога с богом), появляются следующие категории: идеальный возраст, подчёркивание этнических черт, изображение именно в качестве военноначальника => типологический портрет (запись черт, связанных с необходимостью представить определённый тип, а не конкретного человека).
Параллельно с созданием новых черт портрета создаётся новый литературный жанр — автобиография = описание идеального жизненного пути, каждая строка отточена, легли в школьные тетради => норматив.
Это исторический миф о Саргоне. Начинается с происхождения: мать — храмовая жрица, отца своего не знает. Идея в том, что он по умолчанию сын бога. Далее — тернистый путь, отец — постух+жрец хранитель садов Инаны (ассоциации с её мужем), так преуспел в садоводстве, что был возлюблен богиней Инаной и с этого момента она ведёт его по жизни. Иштар не только божество плодородия, но и богиня войны.
При нём начинает формирование первая идеологическая программа.
+записан эпос о Гильгамеше, как представление об идеальном герое.
Стелла Нарам-Суена.
Внука. Заканчивает формирование нового искусства.
Происходит из Суз (столица Имана?), т.к. захвачена эламитами в качестве военного трофея. Символ поражения => они воспринимались как памятники наполненные силой содержательности.
Сама она посвящена записи исторического события: поход Нара-Суена в горы Загроса(?) - местообитание кочевых культур, угрожающих оседлым — племена лулубеев в это время.
Отсутствие письменности. Если письменность есть, то она краткая — как слоган, девиз.
Искусство берёт на себя две функции: вербальной и изобразительной речи + ориентация на межкультурные коммуникации. => необходимость уподобления плакату — кратко и чётко.
Остсутсвие деления на регистры.
Что: высокогорье (конкретная, реальная деталь => попытки показать место и время => иллюзия конкретности) с элементами пейзажа. Деление на две зоны: гор, по которым поднимается войско, и Нарам_суен на вершине горы, ногой попирая труп противника, ещё один кончает жизнь самоубийством, другой молит о пощаде — исчерпывающие варианты. На голове — рогатая тиара (ранее связанно исключение с изображением божества). Фигура не пропорциональна относительно остальных: размер, объём => стирается конкретика. Ещё отсутствие конкретики времени: два светила в зените => символ вечности.
Смысл: царь и бог, повелитель мира вечно и всегда.
Повествовательность лишь рама для образа правителя.
Ещё использование данной схемы: стелла Абубонини, + многометровый рельеф Нарам-Суена с рогами в горах Загроса — постоянное напоминание о славе первого царя-бога Месопотамии.
Далее — образец для искусства Древнего Ирана.
Отсутствие изображения божества — первый зафиксированный в Месопотамии бунт человека против бога. + отмена сакрального брака => бунт жрецов => стирание с лица земли жреческий центров => проклятие => нашествие кочевников (утийцев) => сбылось.
Записано: Аккадское проклятие.
Ляжет в основу искусства третьего тысячелетия, в котором и формируются окончательные каноны.
Неошумерское, Шумеро-аккадское искусство.
Как этап формирования идеологического канона.
2 династии: 2ая Лагаша и 3я Ура.
После нашествия утиев: они не способны управлять исходным земледельческими циклами => её сохраняют в изначальном виде, но дань. В итоге — создание центра управления и сбора дани — Лагаш. Правители делают всё, чтобы подойти к созданию централизованного государства — NB сильная личная власть.
Эпоха Гудея — складывание основных канонов.
Третья династия Урра — централизованное государство, сбросившие экспансию утиев. И хотя прокляли лагаш, не смогли избавится от влияния его канонов.
Проклятие Аккада.
Правитель перестаёт восприниматься как военноначальник, возвращается роль раба божьего. Отныне в храме дозволенно устанавливать только адоранту царя — он единственный, кто достоин представлять перед богом свой народ. В основе — раннединастический канон, но статуй то всего две: бога и царя. Процветание лагаша подчёркивается в создании статуй из дорогого твёрдого камня — они выполняются для вечности, уподобляет божеству + таже система обработки (полировка — неестественность кожи => уподобление божеству). Разные размеры: от 30 см до нескольких метров (new). Те же ритуальные действия, что и у бога — статую поят, кормят, одевают.
Программа: правитель человек, но богоизбранный, допущенный до диалога с ним. Возникает своеобразная иерархия — правитель как связующее между богом и человеком.
Слуга божий => сужается набор правил по изображению правителя: только моление
(сидя/стоя), лимитируется набор одежд (жреческие),бритый, безбородый, и никаких рогов!
=> появление канона.
Статуэтка Гудеа.
Орнаментальность — проявление идеальности. Зеркальная полировка лица рассчитана на освещение, добавляет неестественности. Массивная шапка выделяет рельефность, объёмность лица, подчеркивает глаза.
Творческий потенциал культуры сосредотачивается на проработке деталей, т.к. очень твёрдый канон. Но тщательная проработка деталей увеличивает сроки изготовления статуэтки.
Но это возможно только в эпоху Гудеа — далее этот канон станет массовым.
С того времени сохранилось более 200 памятников. Единственный возможный сценарий существования идеологического канона — шаг в сторону массовости.
Безголовая статуя Гудеа Телло.
Жест молящихся рук и т.п. Новое: памятник почти полностью покрыт письменами.
Гудеа добился процветания Лагаша, ограбив всю Месопотамия. Гудей — претендует на роль хозяина Месопотамии. Он хочет это визуально обосновать — создать огромный храм, каждая деталь которого должна вопить о его великолепном правлении (заказывает ливанский кедр, капители из полудрагоценных камней и т.д.) => необходимо больше средств => мб стоит начинать грабить и Лагаш тоже => надо обосновать строительство храма.
=> текст о том, что его задумка — отблагодарить главного бога … за процветание Лагаша в столь трудные времена (+ вещий сон).
Не только обоснуй, но и доказательство того, что правитель может входить в непосредственный контакт с богами.
Женская статуя из Теппо.
Канон изображения распространяется и на женщин из правящих династий.
Слияние северного и южного искусства — не важно происхождение мастера, важно то насколько его произведение соответствует идеологической программе.
Третья династия Ура.
Самое полицейского государство.
Статуэтка Ур-Наму.
Правителя чаще всего изображают как строителя храма, не воина.
Необходимо создание массовой продукции — с помощью отлива, штампам по терракоте.
=> существование династического канона вводит доминирование качества над количеством (пока 50 на 50).
Появление нового типа храма — Зиккурата.
Возможно только при централизованном государстве — слишком затратно.
Первый зиккурат:
Зиккурат — многоярусное сооружение, состоящего из нечётного количества тропецивидных платформ, объём которых постоянно уменьшается, что создаёт лестничный силуэт (смысл: подъём к нему, но не на человеческий шаг). Нечётный — особенности количества миров в мифологии. Венчает это всё храм прежних размеров. Основа — огромная, только первая платформа — 22 метра. Для подчёркивания эффекта присутствия божества — верх оббит медью. Гигантомания усиливается раскраской — локальные цвета, подчёркивают ненатуральность. 1 ярус — чёрный цвет (защита, смола), 2 ярус — красный (облицовка обожженным кирпичом), 3 ярус — побелка. Далее — глазированный кирпич: зелёный, жёлтый, синий.
Верхние платформы могли использоваться как место проведения ритуальных действ, а мб искусственные сады — образ райского сада на форе скудной растительности.
Зиккурат — ведущий тип храмовой постройки. Но не исключает храмов на платформе — для второстепенных богов.
Новый тип погребальной архитектуры: мавзолей.
Рельеф.
Стелла Ур-Наму.
Важно, т.к. по форме и делению пространства на регистры подобен стелле Эанатума, но всё остальное — отлично. Каждый регистр самодостаточен — нет повествовательности. Каждый — глава о деянии Ур-Наму. 2 сюжета: строительство зиккурата, поклонение, диалог с богом.
Деталь с интронизацией — признание богом легитимности царя. Важно: Ур-Наму и Инанна примерно одинаковы по высоте (хотя царь и стоит). Нану протягивает жезл (медная линейка — знак разделения земли) и кольцо с верёвкой (управление скотоводством). Новый акцент: жезл, как медная линейка — как конечности мира, кольцо — как нечто вечное => властитель измеримого и неизмеримого, переходящего и вечного.
Сжатость, компактность как возможность быстрой передачи информации.
Разделены фигуры — деревом => каждый в своём мире, но Ур-Наму взращивает древо жизни, за что ему и дают власть.
Нет необходимости в надписях.
Канон существует и в печатях: сцены интронизации или младшие боги перед старшими — тиражность тем. Искусство легко выходит за пространство одного территориального деления — оно открыто к контактам.
Искусство на территории Месопотамии и соседних с ней регионов
во 2ом тысячелетии.
3 зоны, т.к. канон уже сформирован => две важные проблемы — постепенное формирование предпосылок, связанных с появлением ЧС на землю (до — невозможно, т.к. Самый крупный собственник — община, которая тормозила развитие государства, выступая в качестве буфера + общинный суд => мешает созданию отношений царь-подданный) => формирование государства империального типа.
Нападение амореев => три новых основных центра.
Зоны:
- вавилонско-иламская культура, want: - община, + отношения царь-подданый => NB юриспруденция (18 век — Хаммурапи, провозглашающий ответственность каждого человека за свои поступки). Развитие искусства конца третьего тысячелетия — идеологический канон. Процессы: академизм, консервация, сухость, тиражность.
Но Хаммурапи пришелец => необходим обоснуй. Храмы — художественные доминанты, адоранты могут быть только с изображением Хаммурапи => массовость. Более этнические черты.
Стелла Хаммурапи.
Коррективы в линейные композиции, обусловленная необходимости внедрения законом нового типа. Форма кудуру — пограничного столба (трёхгранный, ворота, как граница, царь, как охраняющий территорию). Смысл: не властитель, а хранитель. Стелла покрыта текстом законов со всех сторон => фиксация их в камне, налёт вечности (1,80 метр). Где: площадь. Рельеф только с лицевой стороны. Композиция цитируется у Ур-Наму. (Новое — категорически противопоказано, т.к. Возможно отторжение). Исчезает дерево, как граница между мирами (единое пространство — вещий сон). Текст присутствует, по стаааарой традиции. Бог Шамаш (древнейшее шумерское божество: солнце и суд). И от него Хаммурапи получает знаки власти: жезл и кольцо. Но не смотря на размер, фигуры разведены по краям, что подчёркивает (как и размер самой руки) момент передачи власти.
Под сценой интронизации — законы. Получил власть => может вступать в контакт с богом, который и говорит ему собственно бог.
Канон неизменен до 11 века. Пример: изображения Иламского царя. NB — этничность, иначе не воспримут.
- Территория Малой Азии. Хетто-коритская зона. Новый импульс развития именно в 18 веке. До — немного территорий => необходима торговля, контрабанда и т.п. В 18 веке — первая волна индоевропейцев. Очень много хеттов, поселившихся в стране Хатти. Господствуют в малазии до 12 века (14-12 века — наивысшее развитие). Государство, образованное по принципу военных союзов: шаткое, существует только во время войны, но появляется наёмная армия и дань, как важнейший экономический фундамент государства.
- в коридоре — хоиты, но они позднее. Буфер между хеттами и вавилонянами. Процессы перекачки образов. Проблема интеграции. Существуют по принципу военных союзов, но без единого государство.
12 век — переломный этап в истории человеческой цивилизации. В его рамках сливаются множество определённых кризисов: экономическим (сопротивление общины), климатическим(великая засуха второй половины второго тысячелетия), одно из первых переселений народов — переселение народов моря => кризис охватывает весь земной шар = исчезают множество государств: архаика, хетты и т.д, остальные — максимально ужимаются. Далее иёд т формирование государств нового типа: деспотии/империи/глобализации на Востоке, консервация сельской общины => полисы на Западе.
Хетты.
Формирование города нового типа: город-фортификацию. Специфический строительный материал — крупноблоковый камень, строительство притиркой в сухую, камни распологаются как бы в естественном порядке.
Город-фортификация: деление города на самостоятельные обороноспособные единицы: цитадель (дворец царя, храм, склады, подземный ход), нижний город (ремесленные кварталы: стены + сторожевые башни), южный город (стены и крепости, внутри которых сидит население сельских окраин). Ограничение входов в город (в Хатусссе - 7).
Необычное оформление: на открытом воздухе => второстепенность по отношению к архитектуре.
Рельеф с богом Шубы на воротах Хатуссы.
Минимальная обработка камня (ни шлифовки, ни полировки), минимальное количество деталей => неразрывная слитность образа и камня. Камень — сакральный материал, из которого рождается мир => дотрагиваться до него — святотатство. + камень добавляет сакральности. Минимальная обработка камня — сведение на нет рукотворности => божественное происхождение.
Львиные ворота в Хатуссе.
Психо-эмоциональный момент: подавление зрителя => защите города. Позднее это будет заимствованно имперским стилем.
+необходимость сохранения себя в условиях огромного количества культурных контактов.
Бог, сидящий на троне. Статуя из Калькемиша.
(11-9 века, Поздние Хетские княжества — осколки больбы с Сирией)
Позднехеттские мастера лягут в основу раннеимперской Сирийской культуры
Круглая скульптура, но работа с простыми, чёткими геометрическими объёмами, которые только усиливают эффект камня.
Хоиты.
NB — яркие образы.
Храм-дворец Капарры в Трит-Халлафе.
Маскируются опорные столбы: монументальная резьба, статуи. Господство декора => образ изначально воспринимается как декоративный, красочный. Оформление единых блоков не видна, т.к. Богатство, резьбы, инкрустация, отсутствие пустого места. Орнамент как нечто вненациональное.
Традиция оформления зданий.
Снаружи на незначительной высоте от земли — рельефы: декоративность + доп. культура.
Ортостаты (заимствуют ассирийцы, но они запихнут их внутрь).
Бит-Хилани — тип здания.
Полифункциональная постройка: и храм, и склад, и дворец. Популярный, т.к. компактность плана.
Сиро-палестино-финикийская культура.
Культура юго-восточного Средиземноморья.
Мало земли => экономический цикл строиться на торговле. Города представляют собой независимые, самоуправляющие торговые центры. Города функционируют по принципу независимых торговых кварталов => прецедент создания мозаичной культуры. Искусство изначально станет предметом продажи — как сувениры => в середине 2ого тыс — работа в рамках подражательных стилей. Но искусство лишено идеологической составляющей => завоюет весь мир. Материал — слоновая кость, штамп по терракоте, производство изделий из стеклянной пасты. Мастера способны знать всю традицию культур Древнего Востока и античной традиции.
Лекция №3.
Группа вативных статуетк в Библе.
*вативность = посвятительность.
Худые плоские буратины, тиражные (нет идеи для распространения). Они покупаются. Потом посвящаются в храм, можно дополнить шапкой.
Крышка от туалетной коробки XIV века из города Угарит.
Материал — слоновая кость (fast, ещё: штамп по глине, стеклянная паста). Архетипичный образ богини-властительницы зверей — символ плодородия, есть в любой культуре => широкая аудитория потребителей + нет конкретики. Проблема моды — ясно слышится влияние Крита.
Плакетка из слоновой кости, г. Мигидо.
Данники стоят перед правителем — типично. Правитель Мигидо принимает дароносцев. Роль Самого Главного в Торговле. Правитель на троне — у него керубы (охранители, похожи на сфинксов).
Начинается египетская экспансия => появляются египетские мотивы. Подражание не равно копированию => они исполняют элементы в своей манере, стирание сакральных ценностей.
Данники даруют правителю распустившийся лотос. В Египте такое возможно только в контексте погребального рельефа — вдыхание лотоса символизирует приобретения вечной жизни. Появляется мотив водоплавающих птиц, в Египте — только при охоте в зарослях папируса или пасущиеся гуси, опять связанно с получением благодати. Появляется из ниоткуда знак солнца.
Саркофаг Акерама, правителя Библо, XI век.
На неё — сцена правителя во славе. Но подражание уже традиции позднехеттских княжеств: минимальная обработка камня, керумбы не так похожи не сфинксов, минимализация деталей, пустой фон