Криволинейные бордюры (2.1.0) 10 страница
коррективы в композицию. Так, на широких свисающих концах зоны-секции совмещались с ярусами. Декор на воротниках претерпевал сходные трансформации во времени: металлические отливки сменялись фигурами, нашитыми из бисера, исчезли зоны- . секции. Шейные и нагрудные украшения хантов восприняли и развили эти художественные традиции: сначала на основу из ткани нашивались узоры из бисера, а затем исчезла сама тканевая основа, и украшения стали представлять собой, ленты или полуовалы, нанизанные из бисера, на их концах размещались различные подвески, шерстяные кисти.
' Особо следует выделить такую общехантыйскую черту в женском наряде, как наличие большого количества украшений из белого металла: серьги, кольца. Похоже, что не существует никаких ограничений в их количестве, и эстетическим руководством служит правило: «чем больше — тем лучше».
Сведения о художественной отделке хантыйских культовых предметов крайне скудны и отрывочны, что предопределяет их малую сопоставимость. Так, например, у восточных хантов зафиксирован шаманский костюм, а у северных хантов — культовая атрибутика в виде ковриков, жертвенных покрывал. Южнохантыйские материалы не известны нам вовсе.
Итак, число общехантыйских черт среди орнаментированных предметов не так уж велико и включает в себя весла с профилированными краями ручек; мозаичные пояса из ровдуги для оленя; выскобленные узоры на берестяных вместилищах; отделку металлическими отливками и бисером женских рубах таким образом, что узор располагался по краям нагрудного разреза и рукавов; Т-образное оформление уголков на распашной одежде; пояса из кожи и ткани, сплошь орнаментированные бисером и металлическими отливками; женское головное украшение в виде лент, опоясывающих голову и спускающихся на спину, наиболее ранние образцы его изготовлены из налимьей кожи с орнаментальной раскраской, а более поздние — из ткани и бисера; комплексное украшение волос, состоящее из теменного и собственно накосного; обильное использование украшений из белого металла (кольца, серьги); декорирование унтовидной меховой обуви с помощью узких белых полосок меха, вставляемых в швы; орнаментальная раскраска взъемной части и верхних краев на ровдужных чирках; женская меховая шапка-капор, украшенная полосами меховой мозаики и подвесными украшениями. Многие составные в этой декоративной общности отмечены печатью глубокой архаики, о чем свидетельствуют особенности орнаментальных композиций на предметах, например, отделка краев изделия: ручки весел, женские рубахи; набор используемых материалов: ровдуга, налимья
кожа, металлические отливки, мех, береста, большинство из которых имело природное происхождение; технические способы орнаментации: профилировка краев, раскраска, декоративные вставки в швы изделия. По мере своего развития многие исходно общие моменты в орнаменте приобретали у разных групп специфические формы проявления или вообще предавались забвению, так что до нас, как правило, дошли лишь орнаментальные осколки былого сходства, часто Кажущиеся на первый взгляд малосопоставимыми. Так, трансформация головных уборов в налобные повязки у южных и восточных хантов не имела аналогов в северной группе; сложное наносное украшение у северных хантов существовало в нерасчлененном виде, а у южной и восточной групп имело вид составного; орнаментация чирков у восточной и северной групп сказалась на отделке ровдужной обуви с голенищем, а у южных хаптов новации коснулись лишь орнаментальных материалов и техники. Подобный перечень можно продолжить, по и сказанное достаточно наглядно демонстрирует расхождение декоративных традиций-у различных групп этноса по мере исторического развития как самих художественных канонов,'так и их создателей.
На фоне орнаментированных предметов также проступают локальные особенности и сьязи между различными подразделениями хантыйского этноса. Вместе с тем сила и характер этих связей различны- Так, декоративная параллель восточные—северные ханты проходит, с одной стороны, через орнаментальную отделку предметов, активно используемых в современности: женские рубахи-платья, покупные платки, малица, парка (кумыш), а с другой стороны, ik ней относятся предметы, не зафиксированные у южных хантов вообще: деревянные ложки, принадлежности женского рукоделия, объемные меховые сумочки, ошейник из черемухового прута для оленя. Последний круг предметов не исключает их бытования у южных хантов и отсутствия в этнографической информации по причине неполноты последней. Юго-восточное направление декоративной специфики включает в себя лишь сплетенные из бисера накосннки — сравнительно поздний этап в развитии хантыйских украшений. Таким образом, связи восточных хантов с их южными п северными родственниками в области орнаментированных предметов Незначительны.
Иная ситуация возникает при сопоставлении декоративного творчества южной и северной групп хантов. Сходство их художественных традиций хорошо проступает на фоне восточнохантый-ской специфики и охватывает предметы культового характера, связанные с шаманством и жертвоприношением оленя — коврики п покрывала; накидки на сундуки и подушки; дневные колыбели; женскую распашную одежду и наиболее архаичные виды мужской;
П8
жесткие воротники-стойки 'к женской одежде; рукавицы и вязаные чулки. Специфика севера и юга сравнительно с восточной группой проявляется неоднозначно: в полном отсутствии у последних определенных предметов (жертвенные коврики и покрывала, накидки, вязаные чулки); в незнании восточными хантами не самих предметов, а декора на них (дневные колыбели); в различии орнаментальных композиций на сходных вещах (одежда, воротники, рукавицы). При этом следует особо отметить, что по линии орнаментальных материалов и технических приемов декора обособленность восточнохантыйских традиций исчезает и, более того, намечается их сближение с северными хантамн. Оригинальность южно-хантыпским орнаментам придавало широкое внедрение вышивки.
Глава 2 УЗОРЫ
Рубрикация, предлагаемая здесь и во всем последующем тексте, включает в себя несколько позиций. Первая из них характеризует излом орнаментальной "линии:
1) прямолинейный,
2) криволинейный.
Вторая позиция отражает категорию орнаментальной симметрии:
1) бордюр,
2) розетка,
3) сетка.
Третья позиция относится только к бордюрам и означает принцип построения мотива:
1) непрерывный,
2) прерывистый.
У розеток и сеток отсутствие данной позиции обозначается 0. Четвертая позиция указывает номер орнаментальной группы, выделяемый с учетом композиции и элементного состава, а пятая позиция — номер орнаментальной подгруппы (если таковая выделяется).
Разъясню это на конкретных примерах. 1.1. 1.2. 1 — прямолинейные (1.) бордюры (1.),'непрерывные мотивы (1.), вторая орнаментальная группа (2.), первая подгруппа (1.). Другой пример: 1.2.0.3 — прямолинейные (1.) розетки (2.), отсутствие признака (0.), третья группа (3.); подгруппы здесь нет.
кожа, металлические отливки, мех, береста, большинство из которых имело природное происхождение; технические способы орнаментации; профилировка краев, раскраска, декоративные вставки в швы изделия. По мере своего развития многие исходно общие моменты в орнаменте приобретали у разных групп специфические формы проявления или вообще предавались забвению, так что до нас, как правило, дошли лишь орнаментальные осколки былого сходства, часто кажущиеся на первый взгляд малосопоставимыми. Так, трансформация головных уборов в налобные повязки у южных и восточных хантов не имела аналогов в северной группе; сложное накосное украшение у северных хантов существовало в нерасчлененном виде, а у южной- и восточной групп имело вид составного; орнаментация чирков у восточной н северной групп сказалась на отделке ровдужной обуви с голенищем, а у южных хантов новации коснулись лишь орнаментальных материалов и техники. Подобный перечень можно продолжить, но и сказанное достаточно наглядно демонстрирует расхождение декоративных традиций-у различных групп этноса по мере исторического развития как самих художественных канонов,-так и их создателей.
На фоне орнаментированных предметов также проступают локальные особенности и связи между различными подразделениями хантыйского этноса. Вместе с тем сила и характер этих связей различны. Так, декоративная параллель восточные—северные ханты проходит, с одной стороны, через орнаментальную отделку предметов, активно используемых в современности: женские рубахи-платья, покупные платки, малица, парка (кумыш), а с другой стороны, ik ней относятся предметы, не зафиксированные у южных хантов вообще: деревянные ложки, принадлежности женского рукоделия, объемные меховые сумочки, ошейник из черемухового прута для оленя. Последний круг предметов не исключает их бытования у южных хантов и отсутствия в этнографической информации по причине неполноты последней. Юго-восточное направление декоративной специфики включает в себя лишь сплетенные из бисера накосники -- сравнительно поздний этап в развитии хантыйских украшений. Таким образом, связи восточных хантов с их -. южными и северными родственниками в области орнаментированных предметов незначительны.
Иная ситуация возникает при сопоставлении декоративного творчества южной и северной групп хантов. Сходство их художественных традиций хорошо проступает на фоне восточнохантый-ской специфики и охватывает предметы культового характера, связанные с шаманством и жертвоприношением оленя — коврики н покрывала; накидки па сундуки и подушки; дневные колыбели; женскую распашную одежду н наиболее архаичные виды мужской;
жесткие воротники-стойки к женской одежде; рукавицы и вязаные чулки. Специфика севера и юга сравнительно с восточной группой проявляется неоднозначно: в полном отсутствии у последних определенных предметов (жертвенные коврики и покрывала, накидки, вязаные чулки); в незнании восточными хантами не самих предметов, а декора па них (дневные колыбели); в различии орнаментальных композиций на сходных вещах (одежда, воротники, рукавицы). При этом следует особо отметить, что по линии орнаментальных материалов и технических приемов декора обособленность восточ'нохантыйских традиций исчезает и, более того, намечается их сближение с северными хантами. Оригинальность южнохантыйским орнаментам придавало широкое внедрение вышивки.
Глава 2 УЗОРЫ
Рубрикация, предлагаемая здесь и во всем последующем тексте, включает в себя несколько позиций. Первая из них характеризует излом орнаментальной линии:
1) прямолинейный,
2) криволинейный.
Вторая позиция отражает категорию орнаментальной симметрии:
1) бордюр,
2) розетка,
3) сетка.
Третья позиция относится только к бордюрам и означает принцип построения мотива:
1) непрерывный,
2) прерывистый.
У розеток и сеток отсутствие данной позиции обозначается 0. Четвертая позиция указывает номер орнаментальной группы, выделяемый с учетом композиции н элементного состава, а пятая позиция — номер орнаментальной подгруппы (если таковая выделяется) .
Разъясню это на конкретных примерах. 1. 1.1.2. 1 -- прямолинейные (1.) бордюры (!.},'непрерывные мотивы (1.), вторая орнаментальная группа (2.), первая подгруппа (1.). Другой пример; 1.2.0.3 -- прямолинейные (1.) розетки (2.), отсутствие признака (0.), третья группа (3.); подгруппы здесь нет.
угольника находится внизу и совпадает с композиционным центром мотива, где сходятся все наличные элементы симметрии (рис. 7, 18). Сходящиеся внизу стороны треугольника служат главный ограничителем площади, где происходит формирование узора. По наклонной оси симметрии фон и узор взаимозамсняготся — закономерность, отмеченная еще С. В. Ивановым (1963). Можно выделить четыре элемента, комбинации которых в пределах описываемой второй группы дают следующие четыре подгруппы мотивов. 1. 1. 1.2. 1. Полоса с отростком на одной стороне формирует первую подгруппу. В ее основе лежит один из наиболее характерных для восточных хантов узор, известный под названием чеур петль -- «заячьи уши» (рис. 7, 19). Этот узор представлен почти во всех техниках, известных восточнохантыйской орнаментике: мозаичные полосы на ровдужной обуви, аппликация из ткани на саке, меховая мозаика на шубе, выскабливание по бересте и раскраска по коре на стенках коробок. На рубеже веков «заячьи уши» встречались чаще на стенках у крышек к берестяным вместилищам в технике аппликации по зачерненной бересте. 1970-е гг. отмечены широким проникновением мотива в бисерные полосы, предназначенные для сака. На протяжении столетия узор «заячьи уши» бытует в качестве основного, н только в самое последнее время на предметах с наиболее сложным орнаментальным убранством он изредка встречается в качестве окаймляющего.
Строение «заячьих ушей» классическим образом иллюстрирует композиционную схему второй группы; треугольное пространство узора очерчено резко и точно благодаря тому, что прямая сторона 'элемента совпадает с линией, ограничивающей это пространство. В усложнении мотива заметны два варианта. Во-первых, идет развитие элемента за счет его удлинения, присоединения к нему дополнительных отростков, чаще в виде креста (рис. 7, 20, 23). В сложном элементе появляются внутренние связи, выявляются элементы дробного, порядка, но основные композиционные закономерности данной группы, ось и плоскость симметрии, сохраняются. Второй вариант связан с изменением самой композиционной схемы: исчезают одни элементы симметрии и появляются другие. Утрата мотивом наклонных осей симметрии имеет следствием нарушение зеркального равенства фона и узора (рис. 7, 25). Затейливые по конфигурации узоры возникают при соединении «заячьих ушей» с плоскостями симметрии или скользящего отражения (рис. 7, 21). Встречаются орнаментальные образцы, композиционные нововведения в которых сочетаются.с упрощением исходного мотива (рис. 7, 24). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все усложненные варианты «заячьих ушей» зафиксированы .во второй половине нашего столетия. При всем новаторстве поиска
отличия вновь созданных мотивов от базового перекрываются их аналогиями: сходные элементы компонуются тем же образом --в пространстве треугольника, и это обеспечивает визуальное сходство мотивов с «заячьими ушами».
1. 1. 1. 2. 2. В т о р а я подгруппа узоров образована ромбом (рис. 7, 26). О сфере приложения орнамента можно сказать то же, что и о предыдущем, с той лишь оговоркой, что в отличие от «заячьих ушей» он нередко выполняет роль окаймляющего бордюра. Не имеет узор и устойчивого названия. От образца, подчиненного всем правилам композиции, которые действуют в пределах второй группы, отличен вариант, где наклонные оси симметрии дополнены параллельным смещением (рис. 7, 27). Последний мотив стал необычайно популярным в последние десятилетия и трансформировался в элемент, из которого активно строятся новые .мотивы для бисерных орнаментальных лент за счет параллельного переноса (рис. 7, 29). Развитие мотива идет и за счет включения в композиционную схему дополнительного элемента — ромба или иной фигуры (рис. 7, 28, 30). Созданию новых орнаментальных форм служит также прием зеркального отражения бордюра в горизонтальной плоскости симметрии (рис. 7, 31). -Следы описанного элемента прослеживаются и при формировании современных орнаментальных образцов у прерывистых бордюров.
1.1.1.2.3. В основе третьей подгр'уппы мотивов лежит изображение креста (рис. 7, 34). Узор по степени распространенности уступает орнаментам первых двух подгрупп. Формой его реализации в начале XX в. служила аппликация по зачерненной бересте на сосудах. К настоящему времени эта техника сузила сферу своего распространения, а в меховую мозаику и нанизывание бисером узор еще не внедрился достаточно широко. Тем не менее он хорошо знаком мастерицам под определением амп ляголь - «лапа собаки». Превращения, которые претерпевает данный мотив, затрагивают исключительно бисерные узоры и на начальном этапе связаны с потерей наклонных осей симметрии в композиции (рис. 7, 36). Это создает необходимое условие -- нарушение равенства фона и узора -- для дальнейших, более принципиальных изменений: узор становится фоном и наоборот (рис. 7, 37, 38). При использовании обеих композиций встречаются случаи, когда крестообразный элемент незначительно видоизменяется за счет присоединения к нему простых элементов (рис. 7, 35).
1.1.1.2.4. Последняя, четвертая подгруппа исходным имеет Г- образный элемент с отростком (рис. 7, 40). Хронологически роль его в восточнохантыйском орнаменте значительно уменьшается, и это имеет те же формы проявления, что и у предыдущего мотива «лапа собаки». Несмотря на низкую популярность узо-
pa у современных исполнительниц орнамента, они дают ему однотипное название касам пут лих — «развилки тагана». Современная орнаментация утратила особый вариант исполнения узора, когда иная стилистика видоизменяет элемент и из Г-образного он'трансформируется в разновидность «головок» (рис. 1,'44). Этот вариант имел и собственное имя — «след соболя». Современные формы декоративных вариаций орнамента «сошки тагана»" имеют двойственную природу. Один вариант трансформации мотива связан с его упрощением: Г-образный элемент теряет отросток (рис. 7, 41). Такие узоры очень редки. Второй вариант видоизменяет элемент, используя при этом симметрическое преобразование — зеркальное отражение. Мотив получает иное конфигурационное оформление (рис. 7, 42). Несмотря на свое достаточно позднее проявление, узор демонстрирует яркую динамику: его сложность заметно возрастает вследствие удлинения элемента с одновременным увеличением числа его отростков (рис. 7, 43). Материализация узора осуществляется путем нанизывания бисера и меховой мозаики. Таким об-разом; четвертая подгруппа значительно изменила свои конфигурационные характеристики на протяжении рассматриваемого отрезка времени,
1.1.1.3. Третья группа непрерывных бордюров, к рассмотрению которой мы переходим, не охватывает такого разнообразия мотивов и элементов, как вторая. Из ее композиционной схемы следует, что характер связи элементов в узоре очень близок ко второй группе, с тем лишь отличием, что здесь отсутствует плоскость симметрии (рис. 7, 46). Это ведет, во-первых, к асимметрии узора и, во-вторых, к тому, что главным разграничителем пространства при формировании узора выступают не сходящиеся, а одна наклонная сторона композиционного треугольника.
1.1.1.3.1. Первая подгруппа мотивов образована тем же элементом, что и «заячьи уши», — полосой с отростком на одной из се сторон (рис. 7, 47). График позволяет выделить элементы в мотиве (рис. 7, 45), однако правомерно в данном случае совмещение элемента и мотива. Дело в том, что при анализе мотивов'На уровне элементов целесообразно установить единый предел выделения последних. Исходный принцип данного исследования — композиционные особенности узора — при этом не нарушается.
В начале XX в. узор украшал берестяную утварь и выполнялся в технике выскабливания и аппликации. В это время единственным направлением эволюции мотива являлось его удлинение и наращивание числа отростков (рис. 7, 48). Усложепный вариант определяется мастерицами как «щучьи зубы». В настоящее время заметны лишь слабые попытки реанимировать в области меховой мозаики практически утраченный для восточнохантыйского орна-
мента мотив. Как ни странно, по в мозаичных лентах зафиксировано нарушение синонимии фона и узора, что еще раз свидетельствует о забвении навыков выполнения данного орнамента. Вместе с тем, хотя и очень слабо, пробивает себе дорогу новый вариант трансформации мотива -- присоединение к полосе сложного отростка в виде знакомого мастерицам крючкообразного элемента с отростками или параллельный перенос'элемента (рис. 7, 49— 50).
1.1.1.3.2. Вторая подгруппа бордюров образована Г-об-разным элементом-мотивом с отростком (рис. 7, 55). Этот мотив со второй половины XX в. исчез из художественного актива вос-точнохантыжжих мастериц, между тем как в начале века он неоднократно зафиксирован на бересте, причем в статичной форме и с устойчивым именем -- «рога оленя». Едва ли не единственным отголоском прервавшейся орнаментальной традиции можно считать мозаичный узор, в котором исходный элемент дополнен новым фигурным отростком (рис. 7, 54).
1 1.1.4. Мотивы следующей, четвертой группы наиболее популярны у восточных хантов, а поэтому и группа, которая их объединяет, многочисленнее прочих. Центральное место здесь, бесспорно, принадлежит узору, который сами мастерицы определяют как суг-мент юх — 'ветви березы', часто добавляя уточнение аи - 'маленькие' (рис. 7, 59). Элементы и композиция орнамента являют собой классический образец для всей группы. По графику можно определить общие характеристики внутренней структуры сгруппированных бордюров (рис. 7, 57). Примерно одинаковы по амплитуде пик в центре узора и по два с каждой из сторон, таким образом, весь мотив делится на две части, которые, в свою очередь, делятся еще на три. Поскольку центральный пик соответствует зеркально-поворотной оси в центре мотива, то элементы по обе стороны от него сходны. Соотношение выделенных более дробных элементов следующее: два из них совпадают и переходят друг в друга с помощью двоимой наклонной оси и смещения; между ними, вдоль оси и линии смещения, расположен еще один, как бы соединительный элемент, по которому фон и узор меняются местами. Таким образом, двойная зеркально-осевая симметрия и смещение с двойной осевой симметрией — основные черты композиции мотивов четвертой группы. Ее схематическое воплощение показывает, что формирование узора, так же как и у второй группы, происходит в пространстве треугольника, однако лишено симметрии (рис. 7, 58). Визуальное воплощение указанных двух особенностей внутренней структуры мотива — это соединительный элемент, который подчеркивает одну из сходящихся сторон треугольника больше, нежели другую.
«Маленькая березовая ветвь» широко представлена в орнаментальном творчестве восточных хантов на протяжении -всего XX столетия, но если на его начало подавляющее большинство узоров составляли исполненные на берестяной утвари с помощью аппликации и выскабливания, то на вторую половину приходится явное преобладание меховой мозаики и нанизывания бисера. Изредка на рубеже XIX—XX вв. мотив фиксировался в ровдужной мозаике, столь же редки его проявления в современных апплика-тнвных узорах из ткани. Эта же тенденция характеризует и модернизированные варианты узора.
Сложность «березовой ветви» нарастает четырьмя путями, причем первые два сохраняют композиционную основу мотива, а последующие ведут к ее изменению.
Первый вариант трансформации мотива хорошо прослеживается с рубежа веков до наших дней. Его основу составляет развитие элемента переноса за счет присоединения к линии дополнительных элементов. Конфигурация последних представлена двумя формами. Первая имеет вид полосы с несколькими отростками, вторая — крючкообразного элемента с отростком (рис. 7, 64—65}. В обоих случаях получаются узоры с более замысловатыми изгибами орнаментальной линии, что нашло отражение и в названии, к которому добавляется эпитет ентль, и полное имя мотивов звучит как «ветвь большой березы».
Развитие элемента переноса сопровождается во многих орнаментах изменением смещаемого элемента — второй вариант трансформации мотива «березовая ветвь». При этом наблюдается прямая зависимость между формой соединительного элемента и модификациями элемента смещения. Добавление полосы с отростками привело к упрощению последнего (рис. 7, 60). Такие узоры, отмеченные в начале века под определением «заячье ухо», практически не прослеживаются в современной декоративной традиции восточных хантов. Она, эта традиция, включила в себя «березовые ветви» с крючкообразными фигурами в составе соединительного элемента и подвергла их дальнейшей и серьезной модификации, в ходе которой значительно эволюционировали элементы смещения (рис. 7, 66ч 67). Полосы с отростками, Т- и Г-образные, крючковпдные фигуры, вписываясь в рамки соединительного элемента и попадая под воздействие центральной зеркально-поворотной осп, отразились фигурами подобной конфигурации и в составе элементов смещения. При этом нужно учитывать следующее: композиционная схема в первом н во втором вариантах трансформации мотива остается незыблемой, а изменения в соединительном элементе не затрагивают его основного начала -- продолжительной линии. Благодаря этому самые сложные по конфигурации мо-
тнвы не утрачивают черт сходства со своим лаконичным прототипом. Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство: пик декоративной насыщенности в восточнохантыйских непрерывных бордюрах приходится именно на усложненные мотивы «березовой ветви» второго варианта. Особая витиеватость орнаментальной линии отличает юганские образцы мотивов, украшающие мозаичной лентой ровдужную мужскую обувь или стенки коробок из коры в технике раскраски. Б более северных районах встречаются не столь замысловатые по рисунку мотивы второго варианта (рис. 7, 61, 68).
Лишь у мастериц с Югана отмечен третий вариант усложнения «березовой ветви». Ом затрагивает также соединительный элемент, но сводится к его коренному преобразованию, а'не видоизменению, как в первом варианте. Соединительный элемент теряет в своей конфигурации прямую линию. Она заменяется полосой с отростками, крестовидными фигурами, что ведет к утрате мотивом характерного для четвертой группы облика "(рис. 7, 69). Узор растет вверх за счет достраивания одного элемента над другим, выходит из рамок треугольного пространства, теряет зеркально-поворотную ось в центре. Мотив предстает в виде набора элементов, каждый из которых примерно равнозначен при формировании узора. Количество изменений в рамках варианта перерастает в иное качественное состояние — подобные мотивы обособляются в рамках всей группы и по своим элементным и композиционным характеристикам не соответствуют ее стандартам.
Аналогичные последствия вытекают и из последнего, четвертого варианта преобразовании мотива «березовая ветвь». Основной чертой варианта является упрощение узора, сопровождающие его признаки известны по другим вариантам: потеря зеркально-поворотной оси в центре, видоизменение элементов переноса и вращения. Одна часть мотива близка по построению к образцу: элемент переноса аналогичен, соединительные элементы близки; вторая же часть мотива отличается своеобразием. Элемент переноса — часто в виде креста, а соединительный элемент почти сведен к наклонной линии (рис. 7, 62—63). Последнее меняет форму пространства, где компонуется мотив: она задана параллельными наклонными линиями, что особенно наглядно демонстрирует последний иллюстративный образец. Подобное явление встречается и в узорах третьей группы (1.1,1.3.). Строго говоря, орнаменты четвертого варианта занимают пограничное состояние между третьей н четвертой группами. Описанный вариант в развитии «березовой ветви» . начался недавно и представлен лишь в бисерных узорах пимских н тромъеганоких хантов.
1.1.1.5, Узоры пятой группы под названием аи каранют — «маленькие оленьи рога» значительно уступают по популярности «за-- ячьим ушам» или «березовой ветви», но и к редко встречаемым их не отнесешь (рис. 7, 75). В течение столетия форму узора отличает постоянство, чего нельзя утверждать относительно .технических характеристик орнамента. Их динамика от выскабливания и аппликации по бересте к нанизыванию бисера типична для во-сточнохантыйских непрерывных бордюров в целом. Композиционная схема «оленьих рогов», точно такая же, как у мотивов четвертой группы (1.1.1.4.), сходны графики, одинаков и расклад элементов: соединительный и смещаемый (рис. 7, 73—15]. Различие кроется в самих элементах. Они более просты, можно сказать, предельно просты: квадрат и линия с отростком. Но их лаконизм в сочетании со сложной композицией создает один из наиболее гармоничных и привлекательных мотивов восточнохантыйского непрерывного орнамента.
Прием для усложнения «оленьих рогов» выработан во второй половине XX в. и сводится, во-первых, к переносу соединительного элемента, что иногда- дополняется его дальнейшим развитием п. во-вторых, усложнением переносного элемента (рис. 7, 76). Соединительный элемент снабжается Г-образным окончанием, отростками, а элемент вращения приобретает вид таков'ого у «березовой ветви» (рис. 7, 77—78]. Подобные мотивы аккумулируют в себе черты двух групп: элемент вращения — третьей, элемент переноса — четвертой. Сохранение визуального сходства узоров с «оленьими рогами» обеспечивается, таким образом, благодаря соединительному элементу, видоизменения которого не затрагивают его конфигурационной основы — линии с загибом. В усложненных образцах мотива отчетливее проявляется его композиционное своеобразие — косичкообразное расположение элементов. На Васюга-не .в начале века был зафиксирован в единичном экземпляре мотив «оленьи рога», представляющий иной вариант развития узоров пятой группы (рис. 7, 79). Признак этого варианта—изменение соединительного элемента за счет превращения загиба в «сухарики». Общая конфигурация узора при этом принимает iiHoif вид •— предрасположенность к горизонтально-симметричному строению мотива. Следует указать, что во второй половине XX в. такие орнаменты у восточных хантов не отмечены вообще. Считать подобный орнамент исчезнувшей традицией было бы неправомерно, поскольку его появление в начале века носило лишь эпизодический характер.