Криволинейные бордюры (2.1.0) 22 страница

!'• Закал 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 2.57

прерывным бордюром. Иногда предмет имел еще и окантовку, контрастную узорному фону, или бахрому с одного конца.

Орнаментированные предметы внутреннего убранства жили­ща также оставили малозаметный след в декоративном творчест­ве северных манси на рубеже веков. При этом, однако, следует иметь в виду общий лаконизм предметного мира в жилом поме­щении, граничащий с аскетизмом. В указанный период широкое хождение имели деревянные крюки для колыбелей. Их конструк­ция различалась, но и простые, и более сложные изделия покры­вал резной орнамент из треугольников, реже — диагонально пере­сеченных квадратов (рис. 26, 3). Незаменимым предметом домаш­него быта являлись циновки. Сохранились и орнаментированные экземпляры: на сшивных полосах окрашенные стебли камыша соз­давали вертикальные бордюры из уголков, простых или сложно-оформленных. При соединении полос с орнаментальными мотива­ми, чередующимися в определенном порядке, возникал эффект коврового узора. В 1920-е гг. зафиксирован редкий объект для приложения художественных навыков манси — деревянная полоч­ка. Ее убранство заключалось в витиеватой профилировке краев. и ведущими элементами при этом выступали флажкообразные фигуры. На времена, не освещенные этнографическими источника­ми, некоторый свет проливают фольклорные сведения, согласно которым у северных манси б'ытовал полог, очевидно из шкурок осетра, с изображениями «крылатых зверей, ногастых звереп;> [Мифы..., 1990. С. 419].

Единственное исключение из общего правила декоративной невыразительности предметов внутреннего убранства жилища составляли яркие, эффектные наволочки, прекрасно отраженные в материалах рубежа XIX—XX вв. Их сильнейший художествен­ный эффект основан как на цветовом контрасте диахромности, так и на сложности орнаментальной конфигурации изображений, выполненных в технике мозаики из сукна. Орнаментальная ком­позиция, представленная квадратно-секционной структурой, усили­вает эффект цветового противоборства. Поверхность предмета, как правило, разделена на четыре зоны-секции, в которых размещены изображения двух видов (рис. 26, 9). В шахматном порядке чередуется цветовое соотношение фона и узора в секциях, а рас­положение мотивов подчинено иному правилу: два одинаковых изображения размещаются попарно в центральных зонах, а два других — по краям. Каждая зона-секция обрамлена двойной конт­растной рамкой. Среди мотивов встречаются стилизованные изо­бражения, сочетания стилизованных изображений с единичными мотивами непрерывных бордюров, только лишь бордюры. Очевид­но, в описанной последовательности и появлялись комбинации изображений на предметах, так как с последним вариантом про-

изошла трансформация, нарушившая устойчивые композиционные основы. Речь идет об исчезновении секционности, в результате чего вся поверхность наволочки'отводилась под непрерывный бор­дюр. В общей массе орнаментального материала подобных об­разцов, однако, немного. Прямые аналогии орнаментация наволо­чек у северных манси находит в декоре соответствующих предме­тов у северных хантов.

Внешний декор жилища у описываемой группы включал в се­бя скульптурные изображения голов животных на коньках крыши. Над в'ходом в жилище вырезались или наносились краской 'кресто­образные фигуры, выполняющие функцию родового знака [см.: Чернецов В. Н., 1947]. В фотофонде архива В. Н. Чернецова в МАЭС ТГУ имеется изображение, на котором наддверной ри­сунок исполнен краской и принимает вид Ж-образной фигуры, ко­сых крестов и зигзага с уголками, разделенных вертикальными линиями. Зафиксировано и убранство фронтона накладными де­ревянными фигурами в виде лучистого круга, одного или снаб­женного подвесками [Источники..., 1987].

«

По обилию и разнообразию орнаментированной берестяной утвари ситуация, наблюдаемая у северных манси на рубеже ве­ков, сопоставима лишь с восточнохантыйской. Различие заклю­чается в современных декоративных реалиях: если у восточной группы хантыйского этноса художественные традиции находятся в активно действующем состоянии, то мастерство северомансий­ских рукодельниц оказалось запечатленным главным образом в музейных коллекциях [см.: Федорова Е. Г., 1992]. Стремление -украсить всю поверхность берестяного изделия характеризовало общий композиционный подход северных манси, вместе с тем формы его реализации были различными и укладывались в. рам­ки двух вариантов.

Первый вариант представлен на коробках круглой или под-прямоугольной формы с низкими стенками — чуманах (рис. 26, 7), а также на черпаках и кузовках. Основу орнаментальной компо­зиции здесь образует стилизованное изображение или возникшая из него четырехконечная розетка. Их узорная линия имеет двой­ной контур, иногда с дополнительной прорисовкой. Центральная фигура размещается непременно в кадратно-прямоугольном про­странстве зоны-секции, очерченном двумя окаймляющими бордю­рами. Внутреннее окаймление чаще принимает вид ширококонтур­ного непрерывного бордюра, а.внешнее — контурного узора из ром­бов, вертикальных или наклонных полос, зигзага. Порой сами окаймляющие бордюры разграничены еще одним, состоящим из Двух параллельных линии и наклонных полос между ними. Тех­нический прием исполнения всех частей орнаментального сюже­та заключался лишь в выскабливании.

На чуманах описанная орнаментальная композиция занима­ла дно и внутренние стенки, иногда она встречалась и на наруж­ной стороне дна; на черпаках орнаментальное убранство также наносилось на внутреннюю поверхность, а на кузовках располага­лось на одной из двух широких стенок. Каждый из указанных предметов имел еще дополнительное декоративное убранство. К краям чумана с внешней стороны прикреплялась полоска бере­сты с выскобленным узором. Деревянная ручка ковша украшалась резными узорами из треугольников. Узкие стенки кузовков имели ма своей поверхности полоски черемуховой коры с резным орна­ментом из темных и светлых квадратиков, а на дне располагался выскобленный бордюр.

Данный вариант орнаментации прослеживается также в де­коративном искусстве северных и восточных хантов.

Второй вариант бытовал па круглых коробках с высокими стенками и ведерках. Его отличительной чертой является кольце­вое расположение выскобленных бордюров на поверхности стенок, при этом подчеркнуто лидерство одного, ведущего бордюра как его размерами, так и сложностью мотивов (рис. 26, 4). Компози­ционные каноны северных манси допускали возможность двоякого толкования роли окаймляющих бордюров: либо они окаймляют узор сверху н .снизу, либо только с одной стороны, чаще сверху. В первом случае мотивы верхнего и нижнего узоров различны, В обоих случаях между основным и окаймляющими узорами иногда вводится двойная контурная линия с наклонными полоса­ми. Ведущий бордюр обычно состоит из ромбов с уголками или из стреловидных фигур со сложной конфигурацией. Окаймляющие орнаменты имеют вид зигзага, простого, с отростками или угол­ками, а чаще непрерывных бордюров. При усложнении конфигу­рации окаймляющих бордюров лидерство ведущего мотива ста­новится не таким преобладающим и композиция напоминает ярус­ное расположение узоров, отмеченное у северных хантов. Для восточной группы хантыйского этноса характерна четкая диффе­ренциация на основные и окаймляющие бордюры.

Промежуточное положение между двумя вариантами орнамен­тальных композиций на берестяной утвари занимали коробки подквадратной или овальной формы с высокими стенками. Их декоративную особенность составляли одиночные или парные планки из черемуховой коры с резным орнаментом из темных и светлых квадратиков, разделявшие поверхность стенок на четы ре прямоугольные зоны-секции. Такие же планки опоясывали ко­робку сверху и снизу. По периметру зон-секций, часто шли узкие контурные узоры из зигзага или косых полос, а на центральном поле выскабливались горизонтальные непрерывные бордюры в шн-рококонтурной манере. Наличие в зонах-секциях непрерывных

бордюров с. вертикальным ритмом, как у северных хаптов, отме­чено один лишь раз [МАЭС № 869—73], Пространство между парными черемуховыми планками заполнялось бордюрами с вер­тикальным ритмом.

Секционность как атрибут орнаментальной композиции плохо согласуется .с непрерывным характером вписанных в нее бордю­ров, поэтому подобное соединение вряд ли возникло изначально и, скорее всего, явилось результатом привнесения нового содержа­ния в традиционную структуру. Об архаичности берестяных коро­бок с планками свидетельствуют неоднократные упоминания в мансийском фольклоре о «коробе с семью перегородками» [Ми­фы..., 1990]. Замкнутое пространство зон-секций более подходя­ще для розетчатых орнаментов, которые, возможно, н бытовали ранее на таких коробках. Во всяком случае на одном экземпляре розетка зафиксирована [Vahter Т., 1953].

Все вышеупомянутые изделия из бересты, за исключени­ем черпаков, имели крышки, также орнаментированные в технике выскабливания. Всю поверхность крышки занимала либо розетка в виде крестообразной фигуры с входящими уголками, соединен­ными перемычками, либо в виде стилизованного изображения. Прочие розетчатые фигуры выскабливались реже. Окаймляющий края крышки бордюр, в случае его наличия, состоял из вертикаль­ных полос и косых крестиков между ними. Описанные приемы декоративной отделки крышек у северных манси не оригинальны по сравнению с северо- и восточнохантыйскими.

Современные образцы берестяной узорной утвари отличает композиционный ^модернизм, выросший на традиционной основе. Так, например, стенки высокого круглого короба содержат орна­ментальный ряд из одного и того же стилизованного изображения [Десять экспедиций ..., 1990]. В данном случае нетрудно усмотреть смешение двух различных орнаментальных структур: стилизован­ных изображений на чуманах и горизонтальных бордюров на ко­робках.

Значительным своеобразием в плане орнаментальной техники и композиции отличались берестяные табакерки. На них превали­ровал тисненый орнамент, а композиционная специфика заключа­лась в предпочтении вертикальных бордюров. Тисненые или про­черченные вертикальные линии членили поверхность стенок на широкие полосы, на которых находились бордюры из ромбов, зигзага, удвоенных треугольников, прямоугольников (рис. 26, 1). Иногда часть бордюров исполнялась в технике аппликации с под­кладным фоном. Встречались табакерки, на которых с помощью тиснения наносились стилизованные изображения, единичные или скомпонованные в розетку. ,В этом случае с обеих сторон от фи­гуры размещаются два вертикальных бордюра. Линия, создавае-

мая при тиснении, имела у всех узоров двойной контур с наклон­ными черточками внутри.

Но, пожалуй, наибольшую специфику северомансийским та-бзкеркам придают изделия из дерева с резным орнаментом. Ром­бики и треугольники образовывали бордюры и располагались ярусно либо создавали целостную прямоугольную композицию, составленную из бордюров различного ритма и сочетания элемен­тов. Из дерева изготавливались и коробочки для пороха, также покрытые резными треугольниками в виде сложного секционного бордюра.

О штампованных узорах северных манси судить трудно ввиду практического отсутствия материала. Единственный в своем роде высокий круглый сосуд для рыбьего жира сплошь покрыт гори­зонтальными рядами штампованных фигур, при этом середина стенок заполнена бордюрами одной формы/, а узор по краям имеет иные мотивы [Sirelius U. Т., 1904].

Из всего былого разнообразия орнаментированной бере­сты традиция донесла до наших дней главным образом дневные ко­лыбели. Их сплошное декоративное убранство обладает своими особенностями, обнаруживающими те же композиционные, техни­ческие и узорные черты, что представлены на северохантыйских изделиях (рис. 5, 10). Спинка делится с помощью черемуховых перегородок на строго определенные зоны-секции (рис. 5, 8). В четырех перекрестных секторах выскабливается" крестообраз­ная розетка из соединенных уголков, причем в самом верхнем обычно помещается изображение птицы. Зоны-секции среднего яруса заполняются розеткой и бордюрами, а если перегородки здесь отсутствуют, то сплошным горизонтальным бордюром. По­следний занимает и самый нижний ярус. Боковая ловерхность колыбели с помощью перегородок и выскобленных узоров имеет такое же оформление, что и у описанных выше берестяных коро­бок, с той лишь'разницей, что здесь возникают пять прямоуголь­ных зон-секций, и каждая из них, как правило, отличается ори­гинальным мотивом. Собственно черемуховые перегородки часто не орнаментируются, но иногда их украшает резьба, создающая узор из темных и светлых квадратиков.

В соответствии с традицией у женщины обязательно должна быть меховая сумочка. Этим объясняется высокая степень их пред­ставительности среди орнаментированных предметов северных ман­си. Объемные сумочки для рукоделия изготавливались из меха, а позднее —из сукна, и способы их декоративной отделки тождест­венны севере- и восточнохантыйским. Исходя из особенностей ор­наментальной композиции на предмете, у северных манси можно назвать два варианта декоративного оформления сумочек.

Согласно первому широкие стенки изделия украшала мозанч-262

ная стилизованная фигура. Особенности мозаичной технологии [определяли зеркальность соотношения изображений на обеих ^стенках. Бордюров, окаймляющих стенки изделия или изображе­ние, северомансийские образцы, в отличие от ссзерохантыйских,.. [не имели. Боковая полоса сумочки представляла собой мозаичный •непрерывный бордюр. В швы изделия часто вставлялись узкие полосочки ткани, обычно красного цвета. В верхней части сумочек и по бокам, а иногда и вкруговую пришивалась ровдужная бахро­ма, снизкн крупного бисера, бус с прикрепленными к ним метал-(лическими предметами: пуговицами, монетами, колокольчиками, :колечками и т. п. Однако эта декоративная завеса была не на-!столько плотной, чтобы скрывать," как у северных хантов [(рис. 5, 4), орнаментацию собственно сумочки. Традиция столь сильно регламентирует декоративное убранство описанных сумо­чек для рукоделия, что даже при 'Массовости материала случаи -отступления от нее крайне редки и связаны, как правило, с пере­несением на описанные округлые сумочки композиционных "осо­бенностей второго варианта. Один раз отмечена и мозаичная квадратная сетка из кусочков меха, чередующихся по цвету в шах­матном порядке [Vahter Т., 1953].

Второй вариант орнаментальной композиции обнаруживает­ся на продолговатых женских сумочках из меха и сукна, укра­шенных мозаикой (рис. 26, 8]. Узкая стенка имеет вид бордюр­ной полосы. Широкие стенки также оформляются с помощью бордюров, но их расположение здесь подчинено определенной структуре. Один или два горизонтальных узора идут по верхне-Ему краю изделия. Поверхность под ними членится чаще на четыре .прямоугольные зоны-секции, но число последних может быть как больше, так и меньше. В зонах-секциях находятся непрерывные бордюры в вертикальном ритме или их единичные мотивы, при­нимающие вид розеток. Иногда вместо узоров со сложной конфи­гурацией зоны-секции заполняются узкими горизонтальными по­лосками меха, чередующимися по цвету в шахматном порядке. Подобным образом на некоторых сумочках отделаны полосы, -разграничивающие зоны-секции. Данный вариант декора_ женских меховых сумочек прослеживается и в творчестве восточных и се­верных хантов.

Несколько особняком, не укладываясь в предложенные рам-ки классификации, стоят женские сумочки для рукоделия, основ­ная часть которых шьется из кожи лебяжьих лапок. Все декора­тивные детали изделия состоят в ровдужной бахроме, пришивае-Шой по кругу между основой и матерчатым верхом, а также в по­лосе красной ткани, которая нашита параллельно отверстию и окантовывает матерчатый игольник, прикрепленный сбоку.

Из принадлежностей для женского рукоделия, помимо сумо-

чек, у северных манси зафиксированы орнаментированные иголь­ники. Один их вариант совпадает с севере- и восточнохантыйскими образцами: контрастные по цвету аппликативные полосы создают -ступенчатый квадрат, центральная часть которого отведена под розетку обычно в форме косого креста с перекрестьями. От хан­тыйских изделий (рис. 3, 5) сеперомансийские отличает отсутст­вие меховой опушки, придающей предмету округлую форму, а также нашивок из бисера. Сугубо северомансийской чертой явля­ются аппликативные стилизованные изображения, заменившие на игольниках розетку. В литературе эти предметы описаны под именем «ковриков» [см.: Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., 1986] В подобном виде они становятся очень близки зонам-секциям культовых вещей и наволочек.

Во втором варианте игольников вытянутой формы, прибли­жающейся к ромбической или овальной, находим параллели с де­коративным творчестом лишь северных групп обских угров (рис. 5, 7). Вся ровдужная поверхность предмета украшена ро­зеткой сложного строения, вышитой с помощью белого подшейного волоса оленя. Края игольника снабжались меховой опушкой, а на некоторых изделиях дополнительно к ней встречались бисерные нитки с кольцами на концах. К нижней части предмета был при­шит футляр дл'я наперстка, иногда сплошь зашитый бисером. Оформление игольника с помощью вертикальных бордюров, ос­новных и окаймляющих, следует отнести к поиску новых средств декоративной выразительности. Необходимо также отметить ис­чезновение из обихода указанных игольников, так как все имею­щиеся в моем распоряжении экземпляры не выходят за временные рамки XIX—XX вв.

Мужские аксессуары северных манси несли в себе больше этнической специфики. Сумки для оселка различались формой п декоративной отделкой. У округлых экземпляров основным убран­ством служила костяная пластина с резными профилированны­ми краями, пришиваемая к устью (рис. 26, 5). Профилированные узоры имели вид сухариков или флажкообразные мотивы. Завяз­ки украшались на концах либо бисером, либо металлическими подвесками. Иная, продолговатая форма плоских сумочек орна­ментировалась с помощью мозаики из ткани. Бордюр непрерыв­ного характера охватывал всю поверхность предмета. Ми­ниатюрные сумочки для точила продолговатой формы за­шивались рядами медных пуговиц. Края предмета окантовывали три бисерные нити, и они же намечали перегородки между пу­говицами. К боковой части предмета пришивалась свисающая це­почка с кольцами (рис. 26, 3).

Материалы по декоративному убранству одежды у северных манси каса.ются главным образом ее женских видов. Не исключе-

на возможность бытования у данной этнической группы женских холщовых рубах, украшенных вышивкой. По крайней мере в ГМЭ поступали подобные рубахи не только с реки Конды, но и из бо­лее северных территорий [Федорова Н. Г., 1992]. Еще одним ар­гументом в пользу высказанного предположения является свиде­тельство К. Д. Носилова, побывавшего на Северной Сосьве в кон­це XIX в. и отмечавшего исчезновение прежней одежды, которую вогулы «искусно сами делали из крапивного волокна и расшивали довольно красиво разными узорами из шерсти и ниток» (1904. С. 149).

Если очертания исходных декоративных форм у женских ру­бах весьма нечетки, то художественная отделка следующего эта­па в развитии одежды — рубах-платьев — предстает со всей нагляд­ностью п очевидностью. Черты кроя рубах-платьев одного типа тождественны восточно- и северохантыйским изделиям (рис. 6, 2). Эти платья считаются «хантыйскими», а их убранство состоит в украшении бисером манжет и нагрудной планки. Украшение ман­жет заключается в нашивании утроенных бисеринок на апплика­тивные полосы и в несложном окаймляющем бордюре из бисера. Манси суп 'мансийское платье' отличает некоторое конструктив­ное своеобразие: трапециевидная кокетка, отложной воротник или стойка, разрез с планкой, большая длина подола сзади. От-.делка представлена аппликативными полосами, идущими по во­ротнику, планке, кокетке, манжетам, а также низу подола и на уровне колена. Иногда на месте полос встречаются аппликатив­ные узоры, составленные обычно из треугольников — пакпал. Де­коративной деталью выглядит и полоса из ткани иного цвета, при­шиваемая к подолу.

Самые ранние сведения о художественном оформлении рас­пашной женской одежды немногочисленны и не выходят за рам­ки рубежа XIX—XX вв. Еще в начале XX в. можно было встретить суконную одежду с нашитыми на нее вдоль пол и подола оловян­ными отливками. Позднее произошла замена этого орнаменталь­ного материала на иной —пуговицы [Федорова Е. Г., 1992]. Кос­венные свидетельства о сходстве в топографии оловянных отливок у северных групп обских угров обнаруживаются при обращении к культовой одежде. Халат одного из северомансийских духов-покровителей, сшитый из черного сукна, украшали ряды нашитых отливок, расположенных галунообразно на бортах и образующих сложные вертикальные ответвления на подоле [см,: Гемуев И. Н., 1990]. В XVIII в. женские суконные кафтаны северных хантов от­делывались аналогичным образом.

У сосьвинских и ляпинских манси встречалась иная отделка суконных сахов — пуй саки, которая заключалась в суконных по­лосах, простых или орнаментальных. Их композиция воспроизво-

дила орнаментальную топографию на шубах, т. е. полосы распо­лагались между изделием и пришивной полосой на полах, рука­вах, подоле, а также в боковой части.

Имели хождение у северных манси и суконные кафтаны, рас­шитые бисером наподобие южнохантыйских образцов [Федоро­ва Е. Г., 1978].

К рубежу XIX—XX вв. относится экземпляр женской распаш­ной одежды из красного ситца [Valter Т., 1953]. Его покрой и де­коративная композиция совпадают с северохаптыйскнми сахами (рис. 6, 4]. По самому низу подола идет широкий ряд горизон­тальных аппликативных полосок из ткани. Узорная аппликация в виде зигзага помещена вдоль шва, соединяющего боковые по­лотнища со станом. Края обеих полок украшены рядами из ажур­ных металлических отливок. В местах соединения обшлагов с рукавом нашиты аппликативные полосы и зигзаг, а сами об­шлага выделяются обильной бисерной отделкой.

Очевидно, именно благодаря последней обшлага ценились на­столько высоко, что хранились отдельно от самой одежды, после того как она изнашивалась. Во всяком случае орнаментирован­ные обшлага конца XIX—начала XX вв. представлены гораздо большим числом, нежели собственно одежда, и можно с уверен­ностью вести речь об устойчивой традиции их бисерного убранст­ва у северных манси, тем более что, по мнению самого народа, . для мансийской одежды не свойственно 'бисерное убранство, а ис­ключение составляют лишь манжеты [см.: Федорова Е. Г., 1978]. На широкие обшлага бисер нашивался в сочетании по пять штук, образуя бордюры или сетку. В первом случ,ае по всей ширине дета­ли располагался многослойный разноцветный зигзаг, во втором — обычная ромбическая сетка, одна или дополненная бордюром из креста с перекрестьями. Самый край обшлагов окантовывали би­серные нити, темная в центре и светлые по краям. Это сочетание иногда увеличивалось. Такие же бисерные нити служили разгра­ничителями поверхности в случае наличия на ней узоров с раз­личной структурой и мотивами. Лишь один раз на рубеже веков отмечен аппликативнып орнамент, сочетавшийся с бисерной на­шивкой.

С распашной одеждой севе ром а-нси некие женщины носили съемные воротники-стойки, отделка которых состояла из наши­тых бисерных нитей и металлических отливок и полностью совпа­дала с декором таких же воротников у восточных манси. Правда, все североманспйские образцы демонстрируют исключительно зо­нально-секционную организацию декоративной поверхности. Спе­цифика воротников у описываемого этноподразделения заключа­ется в двух широких прямоугольных полосах ткани с бисерной нашивкой, прикрепляемых по обе стороны от воротника и выпол-

нявших роль нагрудных украшений. Бисер нашивался в характер­ном сочетании по пять штук, образуя узоры во всю ширину тка­ни. Обычно орнамент принимал вид бордюра из многослойных ромбов, уголков, но имела место и простая ромбическая сетка.

f. Внутренние края нагрудного украшения акцентировались рядами металлических нашивок, пуговиц или с помощью узкого бордюра из бисера. Таким образом, воротники-стойки у северных манси, в отличие от восточной группы, не имели художественной само­стоятельности, а входили в состав комбинированного шейно-на-грудного украшения.

Но, пожалуй, самой своеобразной чертой в декоративном творчестве северных манси на рубеже веков следует признать художественный дуализм в отношении съемных воротников. Де­ло в том, что наряду с вышеописанными у северной части этноса зафиксирован еще один вариант воротников — прямоугольные, с широкими свисающими концами-лопастями. Набор декоратив­ных приемов, применявшихся для их отделки, тот же: бисерные §нпти и металлические отливки, из которых компонуется зональ­но-секционная структура. Однако иная форма предмета опреде­лила и иную направленность общей композиции: ряды из отливок расположены Г-образно на внешних краях свисающих концов (рис. 25, 2). В оформлении внутреннего поля нет единства. Здесь может размещаться крестовидная фигура из отливок, дополни­тельные горизонтальные ряды из этого же орнаментального ма­териала, диагональная полоса из бисера, а также бисерные кре­стики, пуговицы, отливки. Обязательной являлась дополнительная окантовка бисерных нитей крупными разноцветными бисеринками. На концах воротника встречались подвески из бисерных нитей, одних или дополненных кольцами. Аналоги подобным съемным воротникам, причем очень точные, встречались лишь у восточных

. хаитов.

Распашная одежда мансийских женщин во второй половине XX в. сохранила те же черты кроя и декоративной композиции, что бытовали на рубеже веков. Некоторые новые элементы, по­явившиеся в ее убранстве, не носят принципиального характера, речь идет о модернизации прежних канонов. Возросло количество аппликативных полос на подоле, и число их достигает иногда более трех десятков. Сложную конфигурацию имеют аппликатив­ные бордюры, поднимающиеся вертикально от подола до рука­вов, причем узоры на обоих бортах имеют различные мотивы. Обрамление краев у подола и у полок имеет вид несложных узо­ров, нашитых из бисера. Проще стала, пожалуй, лишь отделка об-

' шлагов — несколько аппликатнвных полос. Не используются в ка­честве съемного декоративного убранства и воротники.

Сочетание нескольких видов украшений создает эстетическое многозвучие бисерного наряда северомансийских женщин. Бисер­ный комплект, включает в себя полосы нанизанного бисера, где не очень замысловатая форма узора усиливает эффект свое­го воздействия с помощью многоцветий красок. Сюда же входит и предмет, соединяющий в себе черты шейного и нагрудного ук­рашений. На ленту из ткани, служащую основой, нашиты ряды простых бисерных узоров. К нижнему концу ленты прикреплена длинная ромбическая сетка прямоугольной формы, также нани­занная из бисера. Иногда убранство завершают бисерные петель­ки с крупными бусинами. Цветовое решение сетки создает зиг-заговые линии. Многочисленные бисерные нити и бусы являются третьим и весьма существенным компонентом того бисерного изо­билия, которое размещается на груди у женщины. Отдельные слагаемые описанного убранства не несут в себе элемента ори­гинальности. Пожалуй, лишь пристрастие к бусам является чисто мансийским вкусом. Нагрудные украшения из бисерных лент из­вестны всем обским уграм, а сетеобразное убранство фиксирова­лось у восточных хантов, правда у последних оно играло роль только ожерелья (рис. 4, 1). Именно соединение всех перечислен­ных компонентов декора в единое целое и придает своеобразие бисерным украшениям мансийских женщин. Благодаря комплекс­ности отпадала необходимость в усложнении конструктивных ха­рактеристик и орнаментальных мотивов.

В литературе уже высказано положение об упрощенности ман­сийских бисерных украшений по сравнению с хантыйскими [Vahter Т., 1953; Федорова Е. Г., 1992]. Впрочем, современное развитие декоративной ситуации наверстывает упущенное, и изго­товление бисерных украшений путем нанизывания принадлежит к приоритетным видам рукоделия в кружках народного творчества при школах-интернатах. Юные мастерицы не только совершен­ствуют свои навыки в изготовлении традиционного бисерного уб­ранства, но и творчески расширяют границы возможного исполь­зования этого орнаментального материала, создавая из него но­вые предметы, например, пояса, браслеты для часов и т. п. [Федорова Е. Г., 1978 а].

Женский пояс-повязка кась имел отделку из нашитых бус и колокольчиков.

Информация о декоре мужской одежды, сшитой из хлопча­тобумажной ткани, скудна и состоит в указании на отделку ап-пликативными полосами в местах конструктивных швов [Федо­рова Е, Г., 1992].

Декоративной доминантой па женской меховой одежде — шу­бах— являются полосы мозаичного орнамента, но помимо них используются и другие средства для усиления художественного

эффекта вещи. Широкая полоса, пришиваемая к полам, подолу и рукавам, как правило, контрастирует по цвету с основой выкрой­ки. Края изделия оторачиваются узкой полосой меха. Не только утилитарную, но и эстетическую функцию выполняет пушистый воротник из меха лисицы или росомахи. На фоне приглушенных тонов оленьего меха контрастно выделяются узкие полоски тка­ни, чаще красного цвета, вставленные в швы. Все описанные прие­мы декоративного убранства шубы, равно как ее покрой и соот­ветствующая ему орнаментальная топография, совпадают у се­верных групп хантов и манси (рис, 6, 5—в).

Мужская зимняя одежда из оленьего меха также подверга­лась художественной отделке и имела нарядный вид. Особо вы­делялась парка. На рубеже веков фиксировались парки из белого меха, украшенные лентами сложнейших мозаичных орнаментов, которые шли по сторонам переднего и заднего полотнищ, над широк-имн пришивными полосами па подоле и рукавах, а также по лицевой стороне капюшона. Окантовка швов тканью, завязки с кистями и свисающие полосы сукна в затылочной части капю­шона дополняли декоративную отделку. Орнаментальная топо­графия северомансийской парки почти полностью повторяет севе-рохантыйские образцы за исключением бордюра в плечевой части. В начале века у северных манси существовала и несколько отлич­ная от описанной манера украшения глухой одежды мехом на­ружу. Орнаментальное убранство сочеталось здесь с цветовым контрастом между основой выкройки и пришивной полосой на по­доле и рукавах. Узорная композиция отличалась простотой: мо­заичные бордюры над пришивной полосой.

Наши рекомендации