Криволинейные бордюры (2.1.0) 22 страница
!'• Закал 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 2.57
прерывным бордюром. Иногда предмет имел еще и окантовку, контрастную узорному фону, или бахрому с одного конца.
Орнаментированные предметы внутреннего убранства жилища также оставили малозаметный след в декоративном творчестве северных манси на рубеже веков. При этом, однако, следует иметь в виду общий лаконизм предметного мира в жилом помещении, граничащий с аскетизмом. В указанный период широкое хождение имели деревянные крюки для колыбелей. Их конструкция различалась, но и простые, и более сложные изделия покрывал резной орнамент из треугольников, реже — диагонально пересеченных квадратов (рис. 26, 3). Незаменимым предметом домашнего быта являлись циновки. Сохранились и орнаментированные экземпляры: на сшивных полосах окрашенные стебли камыша создавали вертикальные бордюры из уголков, простых или сложно-оформленных. При соединении полос с орнаментальными мотивами, чередующимися в определенном порядке, возникал эффект коврового узора. В 1920-е гг. зафиксирован редкий объект для приложения художественных навыков манси — деревянная полочка. Ее убранство заключалось в витиеватой профилировке краев. и ведущими элементами при этом выступали флажкообразные фигуры. На времена, не освещенные этнографическими источниками, некоторый свет проливают фольклорные сведения, согласно которым у северных манси б'ытовал полог, очевидно из шкурок осетра, с изображениями «крылатых зверей, ногастых звереп;> [Мифы..., 1990. С. 419].
Единственное исключение из общего правила декоративной невыразительности предметов внутреннего убранства жилища составляли яркие, эффектные наволочки, прекрасно отраженные в материалах рубежа XIX—XX вв. Их сильнейший художественный эффект основан как на цветовом контрасте диахромности, так и на сложности орнаментальной конфигурации изображений, выполненных в технике мозаики из сукна. Орнаментальная композиция, представленная квадратно-секционной структурой, усиливает эффект цветового противоборства. Поверхность предмета, как правило, разделена на четыре зоны-секции, в которых размещены изображения двух видов (рис. 26, 9). В шахматном порядке чередуется цветовое соотношение фона и узора в секциях, а расположение мотивов подчинено иному правилу: два одинаковых изображения размещаются попарно в центральных зонах, а два других — по краям. Каждая зона-секция обрамлена двойной контрастной рамкой. Среди мотивов встречаются стилизованные изображения, сочетания стилизованных изображений с единичными мотивами непрерывных бордюров, только лишь бордюры. Очевидно, в описанной последовательности и появлялись комбинации изображений на предметах, так как с последним вариантом про-
изошла трансформация, нарушившая устойчивые композиционные основы. Речь идет об исчезновении секционности, в результате чего вся поверхность наволочки'отводилась под непрерывный бордюр. В общей массе орнаментального материала подобных образцов, однако, немного. Прямые аналогии орнаментация наволочек у северных манси находит в декоре соответствующих предметов у северных хантов.
Внешний декор жилища у описываемой группы включал в себя скульптурные изображения голов животных на коньках крыши. Над в'ходом в жилище вырезались или наносились краской 'крестообразные фигуры, выполняющие функцию родового знака [см.: Чернецов В. Н., 1947]. В фотофонде архива В. Н. Чернецова в МАЭС ТГУ имеется изображение, на котором наддверной рисунок исполнен краской и принимает вид Ж-образной фигуры, косых крестов и зигзага с уголками, разделенных вертикальными линиями. Зафиксировано и убранство фронтона накладными деревянными фигурами в виде лучистого круга, одного или снабженного подвесками [Источники..., 1987].
« |
По обилию и разнообразию орнаментированной берестяной утвари ситуация, наблюдаемая у северных манси на рубеже веков, сопоставима лишь с восточнохантыйской. Различие заключается в современных декоративных реалиях: если у восточной группы хантыйского этноса художественные традиции находятся в активно действующем состоянии, то мастерство северомансийских рукодельниц оказалось запечатленным главным образом в музейных коллекциях [см.: Федорова Е. Г., 1992]. Стремление -украсить всю поверхность берестяного изделия характеризовало общий композиционный подход северных манси, вместе с тем формы его реализации были различными и укладывались в. рамки двух вариантов.
Первый вариант представлен на коробках круглой или под-прямоугольной формы с низкими стенками — чуманах (рис. 26, 7), а также на черпаках и кузовках. Основу орнаментальной композиции здесь образует стилизованное изображение или возникшая из него четырехконечная розетка. Их узорная линия имеет двойной контур, иногда с дополнительной прорисовкой. Центральная фигура размещается непременно в кадратно-прямоугольном пространстве зоны-секции, очерченном двумя окаймляющими бордюрами. Внутреннее окаймление чаще принимает вид ширококонтурного непрерывного бордюра, а.внешнее — контурного узора из ромбов, вертикальных или наклонных полос, зигзага. Порой сами окаймляющие бордюры разграничены еще одним, состоящим из Двух параллельных линии и наклонных полос между ними. Технический прием исполнения всех частей орнаментального сюжета заключался лишь в выскабливании.
На чуманах описанная орнаментальная композиция занимала дно и внутренние стенки, иногда она встречалась и на наружной стороне дна; на черпаках орнаментальное убранство также наносилось на внутреннюю поверхность, а на кузовках располагалось на одной из двух широких стенок. Каждый из указанных предметов имел еще дополнительное декоративное убранство. К краям чумана с внешней стороны прикреплялась полоска бересты с выскобленным узором. Деревянная ручка ковша украшалась резными узорами из треугольников. Узкие стенки кузовков имели ма своей поверхности полоски черемуховой коры с резным орнаментом из темных и светлых квадратиков, а на дне располагался выскобленный бордюр.
Данный вариант орнаментации прослеживается также в декоративном искусстве северных и восточных хантов.
Второй вариант бытовал па круглых коробках с высокими стенками и ведерках. Его отличительной чертой является кольцевое расположение выскобленных бордюров на поверхности стенок, при этом подчеркнуто лидерство одного, ведущего бордюра как его размерами, так и сложностью мотивов (рис. 26, 4). Композиционные каноны северных манси допускали возможность двоякого толкования роли окаймляющих бордюров: либо они окаймляют узор сверху н .снизу, либо только с одной стороны, чаще сверху. В первом случае мотивы верхнего и нижнего узоров различны, В обоих случаях между основным и окаймляющими узорами иногда вводится двойная контурная линия с наклонными полосами. Ведущий бордюр обычно состоит из ромбов с уголками или из стреловидных фигур со сложной конфигурацией. Окаймляющие орнаменты имеют вид зигзага, простого, с отростками или уголками, а чаще непрерывных бордюров. При усложнении конфигурации окаймляющих бордюров лидерство ведущего мотива становится не таким преобладающим и композиция напоминает ярусное расположение узоров, отмеченное у северных хантов. Для восточной группы хантыйского этноса характерна четкая дифференциация на основные и окаймляющие бордюры.
Промежуточное положение между двумя вариантами орнаментальных композиций на берестяной утвари занимали коробки подквадратной или овальной формы с высокими стенками. Их декоративную особенность составляли одиночные или парные планки из черемуховой коры с резным орнаментом из темных и светлых квадратиков, разделявшие поверхность стенок на четы ре прямоугольные зоны-секции. Такие же планки опоясывали коробку сверху и снизу. По периметру зон-секций, часто шли узкие контурные узоры из зигзага или косых полос, а на центральном поле выскабливались горизонтальные непрерывные бордюры в шн-рококонтурной манере. Наличие в зонах-секциях непрерывных
бордюров с. вертикальным ритмом, как у северных хаптов, отмечено один лишь раз [МАЭС № 869—73], Пространство между парными черемуховыми планками заполнялось бордюрами с вертикальным ритмом.
Секционность как атрибут орнаментальной композиции плохо согласуется .с непрерывным характером вписанных в нее бордюров, поэтому подобное соединение вряд ли возникло изначально и, скорее всего, явилось результатом привнесения нового содержания в традиционную структуру. Об архаичности берестяных коробок с планками свидетельствуют неоднократные упоминания в мансийском фольклоре о «коробе с семью перегородками» [Мифы..., 1990]. Замкнутое пространство зон-секций более подходяще для розетчатых орнаментов, которые, возможно, н бытовали ранее на таких коробках. Во всяком случае на одном экземпляре розетка зафиксирована [Vahter Т., 1953].
Все вышеупомянутые изделия из бересты, за исключением черпаков, имели крышки, также орнаментированные в технике выскабливания. Всю поверхность крышки занимала либо розетка в виде крестообразной фигуры с входящими уголками, соединенными перемычками, либо в виде стилизованного изображения. Прочие розетчатые фигуры выскабливались реже. Окаймляющий края крышки бордюр, в случае его наличия, состоял из вертикальных полос и косых крестиков между ними. Описанные приемы декоративной отделки крышек у северных манси не оригинальны по сравнению с северо- и восточнохантыйскими.
Современные образцы берестяной узорной утвари отличает композиционный ^модернизм, выросший на традиционной основе. Так, например, стенки высокого круглого короба содержат орнаментальный ряд из одного и того же стилизованного изображения [Десять экспедиций ..., 1990]. В данном случае нетрудно усмотреть смешение двух различных орнаментальных структур: стилизованных изображений на чуманах и горизонтальных бордюров на коробках.
Значительным своеобразием в плане орнаментальной техники и композиции отличались берестяные табакерки. На них превалировал тисненый орнамент, а композиционная специфика заключалась в предпочтении вертикальных бордюров. Тисненые или прочерченные вертикальные линии членили поверхность стенок на широкие полосы, на которых находились бордюры из ромбов, зигзага, удвоенных треугольников, прямоугольников (рис. 26, 1). Иногда часть бордюров исполнялась в технике аппликации с подкладным фоном. Встречались табакерки, на которых с помощью тиснения наносились стилизованные изображения, единичные или скомпонованные в розетку. ,В этом случае с обеих сторон от фигуры размещаются два вертикальных бордюра. Линия, создавае-
мая при тиснении, имела у всех узоров двойной контур с наклонными черточками внутри.
Но, пожалуй, наибольшую специфику северомансийским та-бзкеркам придают изделия из дерева с резным орнаментом. Ромбики и треугольники образовывали бордюры и располагались ярусно либо создавали целостную прямоугольную композицию, составленную из бордюров различного ритма и сочетания элементов. Из дерева изготавливались и коробочки для пороха, также покрытые резными треугольниками в виде сложного секционного бордюра.
О штампованных узорах северных манси судить трудно ввиду практического отсутствия материала. Единственный в своем роде высокий круглый сосуд для рыбьего жира сплошь покрыт горизонтальными рядами штампованных фигур, при этом середина стенок заполнена бордюрами одной формы/, а узор по краям имеет иные мотивы [Sirelius U. Т., 1904].
Из всего былого разнообразия орнаментированной бересты традиция донесла до наших дней главным образом дневные колыбели. Их сплошное декоративное убранство обладает своими особенностями, обнаруживающими те же композиционные, технические и узорные черты, что представлены на северохантыйских изделиях (рис. 5, 10). Спинка делится с помощью черемуховых перегородок на строго определенные зоны-секции (рис. 5, 8). В четырех перекрестных секторах выскабливается" крестообразная розетка из соединенных уголков, причем в самом верхнем обычно помещается изображение птицы. Зоны-секции среднего яруса заполняются розеткой и бордюрами, а если перегородки здесь отсутствуют, то сплошным горизонтальным бордюром. Последний занимает и самый нижний ярус. Боковая ловерхность колыбели с помощью перегородок и выскобленных узоров имеет такое же оформление, что и у описанных выше берестяных коробок, с той лишь'разницей, что здесь возникают пять прямоугольных зон-секций, и каждая из них, как правило, отличается оригинальным мотивом. Собственно черемуховые перегородки часто не орнаментируются, но иногда их украшает резьба, создающая узор из темных и светлых квадратиков.
В соответствии с традицией у женщины обязательно должна быть меховая сумочка. Этим объясняется высокая степень их представительности среди орнаментированных предметов северных манси. Объемные сумочки для рукоделия изготавливались из меха, а позднее —из сукна, и способы их декоративной отделки тождественны севере- и восточнохантыйским. Исходя из особенностей орнаментальной композиции на предмете, у северных манси можно назвать два варианта декоративного оформления сумочек.
Согласно первому широкие стенки изделия украшала мозанч-262
ная стилизованная фигура. Особенности мозаичной технологии [определяли зеркальность соотношения изображений на обеих ^стенках. Бордюров, окаймляющих стенки изделия или изображение, северомансийские образцы, в отличие от ссзерохантыйских,.. [не имели. Боковая полоса сумочки представляла собой мозаичный •непрерывный бордюр. В швы изделия часто вставлялись узкие полосочки ткани, обычно красного цвета. В верхней части сумочек и по бокам, а иногда и вкруговую пришивалась ровдужная бахрома, снизкн крупного бисера, бус с прикрепленными к ним метал-(лическими предметами: пуговицами, монетами, колокольчиками, :колечками и т. п. Однако эта декоративная завеса была не на-!столько плотной, чтобы скрывать," как у северных хантов [(рис. 5, 4), орнаментацию собственно сумочки. Традиция столь сильно регламентирует декоративное убранство описанных сумочек для рукоделия, что даже при 'Массовости материала случаи -отступления от нее крайне редки и связаны, как правило, с перенесением на описанные округлые сумочки композиционных "особенностей второго варианта. Один раз отмечена и мозаичная квадратная сетка из кусочков меха, чередующихся по цвету в шахматном порядке [Vahter Т., 1953].
Второй вариант орнаментальной композиции обнаруживается на продолговатых женских сумочках из меха и сукна, украшенных мозаикой (рис. 26, 8]. Узкая стенка имеет вид бордюрной полосы. Широкие стенки также оформляются с помощью бордюров, но их расположение здесь подчинено определенной структуре. Один или два горизонтальных узора идут по верхне-Ему краю изделия. Поверхность под ними членится чаще на четыре .прямоугольные зоны-секции, но число последних может быть как больше, так и меньше. В зонах-секциях находятся непрерывные бордюры в вертикальном ритме или их единичные мотивы, принимающие вид розеток. Иногда вместо узоров со сложной конфигурацией зоны-секции заполняются узкими горизонтальными полосками меха, чередующимися по цвету в шахматном порядке. Подобным образом на некоторых сумочках отделаны полосы, -разграничивающие зоны-секции. Данный вариант декора_ женских меховых сумочек прослеживается и в творчестве восточных и северных хантов.
Несколько особняком, не укладываясь в предложенные рам-ки классификации, стоят женские сумочки для рукоделия, основная часть которых шьется из кожи лебяжьих лапок. Все декоративные детали изделия состоят в ровдужной бахроме, пришивае-Шой по кругу между основой и матерчатым верхом, а также в полосе красной ткани, которая нашита параллельно отверстию и окантовывает матерчатый игольник, прикрепленный сбоку.
Из принадлежностей для женского рукоделия, помимо сумо-
чек, у северных манси зафиксированы орнаментированные игольники. Один их вариант совпадает с севере- и восточнохантыйскими образцами: контрастные по цвету аппликативные полосы создают -ступенчатый квадрат, центральная часть которого отведена под розетку обычно в форме косого креста с перекрестьями. От хантыйских изделий (рис. 3, 5) сеперомансийские отличает отсутствие меховой опушки, придающей предмету округлую форму, а также нашивок из бисера. Сугубо северомансийской чертой являются аппликативные стилизованные изображения, заменившие на игольниках розетку. В литературе эти предметы описаны под именем «ковриков» [см.: Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., 1986] В подобном виде они становятся очень близки зонам-секциям культовых вещей и наволочек.
Во втором варианте игольников вытянутой формы, приближающейся к ромбической или овальной, находим параллели с декоративным творчестом лишь северных групп обских угров (рис. 5, 7). Вся ровдужная поверхность предмета украшена розеткой сложного строения, вышитой с помощью белого подшейного волоса оленя. Края игольника снабжались меховой опушкой, а на некоторых изделиях дополнительно к ней встречались бисерные нитки с кольцами на концах. К нижней части предмета был пришит футляр дл'я наперстка, иногда сплошь зашитый бисером. Оформление игольника с помощью вертикальных бордюров, основных и окаймляющих, следует отнести к поиску новых средств декоративной выразительности. Необходимо также отметить исчезновение из обихода указанных игольников, так как все имеющиеся в моем распоряжении экземпляры не выходят за временные рамки XIX—XX вв.
Мужские аксессуары северных манси несли в себе больше этнической специфики. Сумки для оселка различались формой п декоративной отделкой. У округлых экземпляров основным убранством служила костяная пластина с резными профилированными краями, пришиваемая к устью (рис. 26, 5). Профилированные узоры имели вид сухариков или флажкообразные мотивы. Завязки украшались на концах либо бисером, либо металлическими подвесками. Иная, продолговатая форма плоских сумочек орнаментировалась с помощью мозаики из ткани. Бордюр непрерывного характера охватывал всю поверхность предмета. Миниатюрные сумочки для точила продолговатой формы зашивались рядами медных пуговиц. Края предмета окантовывали три бисерные нити, и они же намечали перегородки между пуговицами. К боковой части предмета пришивалась свисающая цепочка с кольцами (рис. 26, 3).
Материалы по декоративному убранству одежды у северных манси каса.ются главным образом ее женских видов. Не исключе-
на возможность бытования у данной этнической группы женских холщовых рубах, украшенных вышивкой. По крайней мере в ГМЭ поступали подобные рубахи не только с реки Конды, но и из более северных территорий [Федорова Н. Г., 1992]. Еще одним аргументом в пользу высказанного предположения является свидетельство К. Д. Носилова, побывавшего на Северной Сосьве в конце XIX в. и отмечавшего исчезновение прежней одежды, которую вогулы «искусно сами делали из крапивного волокна и расшивали довольно красиво разными узорами из шерсти и ниток» (1904. С. 149).
Если очертания исходных декоративных форм у женских рубах весьма нечетки, то художественная отделка следующего этапа в развитии одежды — рубах-платьев — предстает со всей наглядностью п очевидностью. Черты кроя рубах-платьев одного типа тождественны восточно- и северохантыйским изделиям (рис. 6, 2). Эти платья считаются «хантыйскими», а их убранство состоит в украшении бисером манжет и нагрудной планки. Украшение манжет заключается в нашивании утроенных бисеринок на аппликативные полосы и в несложном окаймляющем бордюре из бисера. Манси суп 'мансийское платье' отличает некоторое конструктивное своеобразие: трапециевидная кокетка, отложной воротник или стойка, разрез с планкой, большая длина подола сзади. От-.делка представлена аппликативными полосами, идущими по воротнику, планке, кокетке, манжетам, а также низу подола и на уровне колена. Иногда на месте полос встречаются аппликативные узоры, составленные обычно из треугольников — пакпал. Декоративной деталью выглядит и полоса из ткани иного цвета, пришиваемая к подолу.
Самые ранние сведения о художественном оформлении распашной женской одежды немногочисленны и не выходят за рамки рубежа XIX—XX вв. Еще в начале XX в. можно было встретить суконную одежду с нашитыми на нее вдоль пол и подола оловянными отливками. Позднее произошла замена этого орнаментального материала на иной —пуговицы [Федорова Е. Г., 1992]. Косвенные свидетельства о сходстве в топографии оловянных отливок у северных групп обских угров обнаруживаются при обращении к культовой одежде. Халат одного из северомансийских духов-покровителей, сшитый из черного сукна, украшали ряды нашитых отливок, расположенных галунообразно на бортах и образующих сложные вертикальные ответвления на подоле [см,: Гемуев И. Н., 1990]. В XVIII в. женские суконные кафтаны северных хантов отделывались аналогичным образом.
У сосьвинских и ляпинских манси встречалась иная отделка суконных сахов — пуй саки, которая заключалась в суконных полосах, простых или орнаментальных. Их композиция воспроизво-
дила орнаментальную топографию на шубах, т. е. полосы располагались между изделием и пришивной полосой на полах, рукавах, подоле, а также в боковой части.
Имели хождение у северных манси и суконные кафтаны, расшитые бисером наподобие южнохантыйских образцов [Федорова Е. Г., 1978].
К рубежу XIX—XX вв. относится экземпляр женской распашной одежды из красного ситца [Valter Т., 1953]. Его покрой и декоративная композиция совпадают с северохаптыйскнми сахами (рис. 6, 4]. По самому низу подола идет широкий ряд горизонтальных аппликативных полосок из ткани. Узорная аппликация в виде зигзага помещена вдоль шва, соединяющего боковые полотнища со станом. Края обеих полок украшены рядами из ажурных металлических отливок. В местах соединения обшлагов с рукавом нашиты аппликативные полосы и зигзаг, а сами обшлага выделяются обильной бисерной отделкой.
Очевидно, именно благодаря последней обшлага ценились настолько высоко, что хранились отдельно от самой одежды, после того как она изнашивалась. Во всяком случае орнаментированные обшлага конца XIX—начала XX вв. представлены гораздо большим числом, нежели собственно одежда, и можно с уверенностью вести речь об устойчивой традиции их бисерного убранства у северных манси, тем более что, по мнению самого народа, . для мансийской одежды не свойственно 'бисерное убранство, а исключение составляют лишь манжеты [см.: Федорова Е. Г., 1978]. На широкие обшлага бисер нашивался в сочетании по пять штук, образуя бордюры или сетку. В первом случ,ае по всей ширине детали располагался многослойный разноцветный зигзаг, во втором — обычная ромбическая сетка, одна или дополненная бордюром из креста с перекрестьями. Самый край обшлагов окантовывали бисерные нити, темная в центре и светлые по краям. Это сочетание иногда увеличивалось. Такие же бисерные нити служили разграничителями поверхности в случае наличия на ней узоров с различной структурой и мотивами. Лишь один раз на рубеже веков отмечен аппликативнып орнамент, сочетавшийся с бисерной нашивкой.
С распашной одеждой севе ром а-нси некие женщины носили съемные воротники-стойки, отделка которых состояла из нашитых бисерных нитей и металлических отливок и полностью совпадала с декором таких же воротников у восточных манси. Правда, все североманспйские образцы демонстрируют исключительно зонально-секционную организацию декоративной поверхности. Специфика воротников у описываемого этноподразделения заключается в двух широких прямоугольных полосах ткани с бисерной нашивкой, прикрепляемых по обе стороны от воротника и выпол-
нявших роль нагрудных украшений. Бисер нашивался в характерном сочетании по пять штук, образуя узоры во всю ширину ткани. Обычно орнамент принимал вид бордюра из многослойных ромбов, уголков, но имела место и простая ромбическая сетка.
f. Внутренние края нагрудного украшения акцентировались рядами металлических нашивок, пуговиц или с помощью узкого бордюра из бисера. Таким образом, воротники-стойки у северных манси, в отличие от восточной группы, не имели художественной самостоятельности, а входили в состав комбинированного шейно-на-грудного украшения.
Но, пожалуй, самой своеобразной чертой в декоративном творчестве северных манси на рубеже веков следует признать художественный дуализм в отношении съемных воротников. Дело в том, что наряду с вышеописанными у северной части этноса зафиксирован еще один вариант воротников — прямоугольные, с широкими свисающими концами-лопастями. Набор декоративных приемов, применявшихся для их отделки, тот же: бисерные §нпти и металлические отливки, из которых компонуется зонально-секционная структура. Однако иная форма предмета определила и иную направленность общей композиции: ряды из отливок расположены Г-образно на внешних краях свисающих концов (рис. 25, 2). В оформлении внутреннего поля нет единства. Здесь может размещаться крестовидная фигура из отливок, дополнительные горизонтальные ряды из этого же орнаментального материала, диагональная полоса из бисера, а также бисерные крестики, пуговицы, отливки. Обязательной являлась дополнительная окантовка бисерных нитей крупными разноцветными бисеринками. На концах воротника встречались подвески из бисерных нитей, одних или дополненных кольцами. Аналоги подобным съемным воротникам, причем очень точные, встречались лишь у восточных
. хаитов.
Распашная одежда мансийских женщин во второй половине XX в. сохранила те же черты кроя и декоративной композиции, что бытовали на рубеже веков. Некоторые новые элементы, появившиеся в ее убранстве, не носят принципиального характера, речь идет о модернизации прежних канонов. Возросло количество аппликативных полос на подоле, и число их достигает иногда более трех десятков. Сложную конфигурацию имеют аппликативные бордюры, поднимающиеся вертикально от подола до рукавов, причем узоры на обоих бортах имеют различные мотивы. Обрамление краев у подола и у полок имеет вид несложных узоров, нашитых из бисера. Проще стала, пожалуй, лишь отделка об-
' шлагов — несколько аппликатнвных полос. Не используются в качестве съемного декоративного убранства и воротники.
Сочетание нескольких видов украшений создает эстетическое многозвучие бисерного наряда северомансийских женщин. Бисерный комплект, включает в себя полосы нанизанного бисера, где не очень замысловатая форма узора усиливает эффект своего воздействия с помощью многоцветий красок. Сюда же входит и предмет, соединяющий в себе черты шейного и нагрудного украшений. На ленту из ткани, служащую основой, нашиты ряды простых бисерных узоров. К нижнему концу ленты прикреплена длинная ромбическая сетка прямоугольной формы, также нанизанная из бисера. Иногда убранство завершают бисерные петельки с крупными бусинами. Цветовое решение сетки создает зиг-заговые линии. Многочисленные бисерные нити и бусы являются третьим и весьма существенным компонентом того бисерного изобилия, которое размещается на груди у женщины. Отдельные слагаемые описанного убранства не несут в себе элемента оригинальности. Пожалуй, лишь пристрастие к бусам является чисто мансийским вкусом. Нагрудные украшения из бисерных лент известны всем обским уграм, а сетеобразное убранство фиксировалось у восточных хантов, правда у последних оно играло роль только ожерелья (рис. 4, 1). Именно соединение всех перечисленных компонентов декора в единое целое и придает своеобразие бисерным украшениям мансийских женщин. Благодаря комплексности отпадала необходимость в усложнении конструктивных характеристик и орнаментальных мотивов.
В литературе уже высказано положение об упрощенности мансийских бисерных украшений по сравнению с хантыйскими [Vahter Т., 1953; Федорова Е. Г., 1992]. Впрочем, современное развитие декоративной ситуации наверстывает упущенное, и изготовление бисерных украшений путем нанизывания принадлежит к приоритетным видам рукоделия в кружках народного творчества при школах-интернатах. Юные мастерицы не только совершенствуют свои навыки в изготовлении традиционного бисерного убранства, но и творчески расширяют границы возможного использования этого орнаментального материала, создавая из него новые предметы, например, пояса, браслеты для часов и т. п. [Федорова Е. Г., 1978 а].
Женский пояс-повязка кась имел отделку из нашитых бус и колокольчиков.
Информация о декоре мужской одежды, сшитой из хлопчатобумажной ткани, скудна и состоит в указании на отделку ап-пликативными полосами в местах конструктивных швов [Федорова Е, Г., 1992].
Декоративной доминантой па женской меховой одежде — шубах— являются полосы мозаичного орнамента, но помимо них используются и другие средства для усиления художественного
эффекта вещи. Широкая полоса, пришиваемая к полам, подолу и рукавам, как правило, контрастирует по цвету с основой выкройки. Края изделия оторачиваются узкой полосой меха. Не только утилитарную, но и эстетическую функцию выполняет пушистый воротник из меха лисицы или росомахи. На фоне приглушенных тонов оленьего меха контрастно выделяются узкие полоски ткани, чаще красного цвета, вставленные в швы. Все описанные приемы декоративного убранства шубы, равно как ее покрой и соответствующая ему орнаментальная топография, совпадают у северных групп хантов и манси (рис, 6, 5—в).
Мужская зимняя одежда из оленьего меха также подвергалась художественной отделке и имела нарядный вид. Особо выделялась парка. На рубеже веков фиксировались парки из белого меха, украшенные лентами сложнейших мозаичных орнаментов, которые шли по сторонам переднего и заднего полотнищ, над широк-имн пришивными полосами па подоле и рукавах, а также по лицевой стороне капюшона. Окантовка швов тканью, завязки с кистями и свисающие полосы сукна в затылочной части капюшона дополняли декоративную отделку. Орнаментальная топография северомансийской парки почти полностью повторяет севе-рохантыйские образцы за исключением бордюра в плечевой части. В начале века у северных манси существовала и несколько отличная от описанной манера украшения глухой одежды мехом наружу. Орнаментальное убранство сочеталось здесь с цветовым контрастом между основой выкройки и пришивной полосой на подоле и рукавах. Узорная композиция отличалась простотой: мозаичные бордюры над пришивной полосой.