Разделы 14 и 15 (Глава 18) 4 страница

Приближенный должен следить за движениями и выражением лица его (т. е. государя). Ибо мудрые люди при помощи движений и выражения лица (распознают) противоречащие друг другу (ду­шевные явления), как любовь, ненависть, радость, печаль, решимость и страх, и действуют при помощи их, для того чтобы оберегать со­вет (даваемый ими от сердца).

При виде (приближенного) государь показывает себя располо­женным. Он слушает его речь, он предлагает ему сесть, он допускает его до себя, когда он один. Он не очень подозревает там, где можно было бы подозревать. Он выражает удовольствие при беседе с ним. Он сам обращает внимание на то, что должно быть доложено дру­гими. Он терпеливо сносит сказанное, если оно полезно. Он дает свои поручения с улыбкой. Он касается приближенного рукой. Он хвалит его там, где следует хвалить. Он говорит ему об .его (приближен­ного) скрытых достоинствах. Если есть какая пища, он думает о нем (чтобы дать ему). Он отправляется вместе с ним на увеселе­ния. Он приходит к нему на помощь в несчастье. Он чествует лиц, преданных ему. Он открывает ему тайны, он увеличивает ему по­чести. Он способствует его делам и отвращает от него вредное. Вот (признаки, по которым можно) узнать, что владыка доволен.

278 Пятый отдел. О применении утонченных средств

Обратное тому имеет место у государя недовольного. Мы укажем подробно. При виде (приближенного) он гневается. Он не слушает его или запрещает ему говорить. Он не предлагает ему садиться и не смотрит на него. У него меняется краска и ломается голос. У него стягивается один глаз, хмурятся брови и кривятся губы. Он потеет, пыхтит или беспричинно улыбается. Он советуется с другими. Он уходит без причины. Он оказывает содействие другим. Он царапает ногтями свое тело или землю. Он возбуждает против приближенного других. Он поносит его знания, касту и родину. Он порицает те недостатки, которые являются общими (для всех), и особые недо­статки приближенного. Он хвалит тех, кто настроен враждебно к нему. Он не обращает внимания на то, что (приближенный) сде­лал хорошо. Он разглашает то, что (приближенный) сделал непра­вильно. Он поворачивается к нему спиной. Он постоянно оставляет его одного. Он не говорит с ним должным образом. И те, кто имеет доступ к государю, изменяют свое отношение к нему (т. е. к этому приближенному).

(Приближенный) должен замечать перемену настроения даже у животных.

Катьяяна2 покинул (своего государя), говоря: «этот слишком высоко льет».

Канинка Бхарадваджа (ушел), заметив, что птица краунча3 (принадлежавшая государю) полетела влево (знак несчастья и цар­ской немилости).

Диргха Чараяна fпокинул государя), говоря, что тот (ко­леблется), как трава.

Гхотамукха ушел, говоря, что данные ему платья холодные.

Кинджалка ушел, говоря: «(царский) слон обрызгал меня водой».

Пишуна ушел, говоря, что (государь) расхваливал лошадь и ко­лесницу (которые он дал ему, как бы сожалея, что отдал их не­достойному) .

По лаю собаки (я знаю, как обстоят дела). Так решил сын Пишуны.

Если (у приближенного) отняты почести и выгоды, то он должен оставить государя. Или же, после того как он отдал себе отчет в ха-

Разделы 94 и 95 (Глава 6)



рактере своего владыки и собственных прегрешений, он может исправить дело. Возможно также, чтобы он обратился к близкому другу его (т. е. государя).

Находясь там (т. е. у друга государя), он может вместе с друзьями действовать, для того чтобы устранить недостатки своего господина. Затем еще при жизни по­следнего или после его смерти он должен вернуться на прежнее место. Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «О поведении в соответствии с обстоятельствами» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девя­носто пятая глава.

РАЗДЕЛЫ 94 и 95. ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ1

И ЕДИНОВЛАСТИИ2

Глава 6

Если случается несчастье с государем, то министр должен при­нимать меры для предотвращения (смут) следующим образом. Црежде всего из боязни перед бедствием, которое может возникнуть вследствие смерти государя, (министр) при содействии лиц, близких и полезных государю, может постановить, что царя можно видеть только через промежутки в 1 или 2 месяца. Под предлогом того, что государь совершает волшебные действия в целях отвращения бедствий от страны, устранения врагов, продления жизни и получе­ния потомства, он должен показывать подданным в надлежащее время (подставное) лицо, носящее знаки царского достоинства. Его же он должен показывать посланникам дружественных и враж­дебных государей. Все надлежащие переговоры с такими лицами должны идти через посредство министра. Через посредство же (дворцовых) привратников и надсмотрщиков гаремов (министр) должен проводить распоряжения царя как подобает. В отношении тех, кто оказывает противодействие, он должен проявлять гнев или милость в соответствии с тем, как это полезно для основ государства, а также милость в отношении тех, кто приносит пользу.

280 Пятый отдел. О применении утонченных средств

Казну и войско он должен поставить под начало верных людей и поместить их в укрепленных городах и на границах, стягивая их в одно место. Также (он должен собирать в одно место) под иным предлогом выдающихся людей из благородных семейств и царевичей.

Того же из начальствующих лиц, который, имея своих привер­женцев и находясь в укреплении или среди лесных племен, пока­зывает дурные намерения, он должен привлечь к себе или же от­править в поход, грозящий большими опасностями, или же к семье своего союзника.

Если он видит опасность от какого-либо вассала, то он должен ааставить удалить такого (из данного места) под предлогом празд нества, свадьбы, охоты на слонов или же даяния в виде коней, това­ров или земли. Также он (т. е. министр) может заставить удалить его при посредстве его друга. После этого он должен заставить его заключить с собою нерушимый союз.

Иным способом он может вовлечь его в ссору с лесными племе­нами или врагами или же в ссору с членом его же собственной семьи, обещая ему часть земли.

Далее, он может заручиться поддержкой главенствующих лиц в семействе государя и царевичей и показать наследника, как уже помазанного на царство. Или же он должен установить его на пре­столе, устранив предварительно всех вредных лиц в государстве, как это указано в главе о наказаниях.

Если же какое-нибудь начальствующее лицо, являющееся одним из вассалов, создает смуту, то он должен его привлечь, говоря: «Приди, я сделаю тебя царем» — и затем велеть его умертвить. Иначе он может принять меры к предотвращению несчастья. Или же, передав постепенно государственную власть наследнику, он должен дать знать о смерти государя.

Если смерть государя призошла в чужой стране (во время по­хода), то (министр) через посредство союзника, который пред­ставляется врагом, должен заключить мир и удалиться из вражеской страны. Или же он может поместить одного из вассалов в укрепле­нии врага и затем удалиться. Еще он может направить войско про­тив врага, после того как наследник помазан на царство.3 Или же

Разделы 94 и 95 (Глава 6)



если он подвергся нападению со стороны врага, то он должен принять меры для предотвращения несчастья, как было указано. Таким образом министр должен достигнуть единовластия. Вот точка зрения Каутильи.

Бхарадваджа утверждает, что это неправильно. При приближе­нии смерти государя министр должен натравить друг на друга главных лиц царской семьи или царевичей или же (натравить их) на иных начальствующих лиц. Того, кто в этой борьбе победит, он должен заставить умертвить, вызвав возмущение подданных.

Иначе, применив тайные меры наказания, он должен справиться с главенствующими лицами царской семьи и царевичами и захватить власть сам. Ибо если ради власти отец враждует с сыновьями и сыновья с отцом, то что говорить о министре,4 который ведь един­ственно держит в своих руках власть. Тем, что предоставляется ему само собой, он не должен пренебрегать. Ведь говорится же, что жен­щина, которая отдалась по своей воле, проклинает того, кто ею пре­небрегает.

Только раз представляется удобный случай человеку, который ожидает его. И трудно ему, желающему совер­шать действие, вновь получить этот удобный случай.

Каутилья считает, что все это приводит к возмущению поддан­ных, является беззаконным и неверным средством. Следует уста­новить на царство царевича, обладающего личными качествами. Если такого нет, то (министр) должен выдвинуть хотя бы негодного царевича, царевну или же беременную царицу и, созвав высших должностных лиц, должен говорить им: «Вот залог, вверенный вам. Помните отца его и свое высокое происхождение. Это (т. е. негод­ный царевич, царевна и т. д.) только знак, вы же являетесь госпо­дами. Или как следует нам поступить иначе?». Когда он скажет таким образом, то его агенты должны говорить: «Кто сможет огранять четыре касты, как не этот государь, руководимый тобою (т. е. министром)?». Тогда министр, сказав: «это действительно так!» — должен помазать на царство царевича, царевну или бере­менную царицу и показать их родственникам и близким, а также послам дружественных и враждебных держав.

282 Пятый отдел. О применении утонченных средств

Далее, он должен произвести распределение обильного продо­вольствия и повышенной платы между чиновниками и воинами. При этом он должен говорить: «Еще большее сделает для вас этот (т. е. царевич), когда он подрастет». Таким же образом он должен обра­щаться к начальствующим лицам укреплений и местностей, а также к дружественным и враждебным партиям, как этого они заслу­живают.

Если на престол возведен царевич, то он (министр) должен за­ботиться о его воспитании. Если царевна, то он должен способ­ствовать тому, чтобы она получила потомство от человека, равного ей по происхождению, и дать этому потомству должное посвящение. Из боязни душевных страданий царицы-матери он должен на­значить лицо 5 (для молодого государя), принадлежащее к царскому роду, но являющееся незначительным придворным человеком. Он (министр) должен защищать их подобающим образом. Для своей собственной выгоды он не должен приобретать каких-либо вычурных предметов наслаждения. Но для царя он должен приобретать колес­ницы, верховых животных, украшения, одежды, женщин, дома и прочие принадлежности обихода.

Если царь находится в состоянии юношеского задора, то он (министр) должен просить о покое, для того чтобы предаться делам мысли. Он должен покидать государя не­довольного и охранять такого, который им доволен.

Указав, для того чтобы охранять царевича, тайных агентов,6 он (министр) должен посвятить себя жизни лесного отшельника или длительным жертвоприношениям, если он попадет в немилость.

Если же царь подпадет под власть (иных) главен­ствующих лиц, то (министр), знаток светской науки,7 прибегая к помощи преданий и пуран и опираясь на лиц, близких к (государю), должен мыслить (о средствах к возврату власти).

Иначе же (министр), представившись волшебником, должен овладевать государем, прибегнув к колдовским мерам, и, когда он получит его под свою власть, он дол-

Разделы 94 а 95 (Глава 6)



жен применять карательные меры против лиц, подлежа­щих устранению. Так в Артхашастре Каутилъи гласит шестая глава «Об укрепле­нии государственной власти и единовластии» в пятом отделе «О при­менении утонченных средств (государственной политики)». От на­чала девяносто шестая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятый отдел «О приме­нении утонченных средств (государственной политики)».

Разделы 14 и 15 (Глава 18) 4 страница - student2.ru

ШЕСТОЙ ОТДЕЛ

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА

РАЗДЕЛ 96. О СОВЕРШЕНСТВЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВА1

Глава 1

Основными элементами государства2 являются: государь, ми­нистр, сельская местность, укрепленные щрода, казна, войско и союзники.3

При этом идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой,4 обладающим умом и поло­жительными качествами, обращающим внимание на (совет) старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с силь­ной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления. Вот качества, которыми он привлекает к себе людей.

(Он должен обладать) любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по по­воду познанного, отвергать негодное и проникать в истину. Вот ка­чества ума (которые должны быть свойственны ему).

(Он должен обладать) храбростью, настойчивостью, быстротой и ловкостью. Это суть качества, характеризующие его деятельность.

Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим па­мятью, сметливостью и физической силой, быть высокого образа

Раздел 96 (Глава 1)



мыслей, легко обуздываемым,3 искусным, действующим военной силой в случае притеснения (со стороны врагов),6 видимым образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим меры против •бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов, сдерживающимся, веселым, смеющимся, имею­щим прямой и не хмурый взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставле­ниям опытных людей. Вот положительные качества государя как личности.

Идеал министра указан ранее.

Идеалом сельской местности 7 является следующее. Она должна быть расположенной на границе или в середине страны, обладать укрепленными пунктами и быть способной содержать себя, а также и другие местности в случае бедствий. Она должна быть легко защищаема, давать легко средства к существованию, обладать насе­лением, преисполненным ненависти к врагу, господствовать над «оседями, быть свободной от болот, каменистых мест, солончаков и мест неровных и поросших колючими растениями, а также свобод­ной от хищников и лесных племен. Она должна быть красивой, обладать пастбищами, рудниками и лесами с ценными деревьями и такими, в которых содержатся слоны, удобной для скотоводства, при­годной для жизни людей, с хорошо охраняемыми пастбищами, бога­той скотом, не зависящей исключительно от дождя (т. е. с хорошим искусственным орошением) ,8 обладающей хорошими дорогами и вод­ными путями, обладающей ценными, разнообразными и многочис­ленными товарами, способной содержать войско и платить налоги, такой, жители которой по большей части состоят из трудолюбивых земледельцев, разумных господ, и вообще населенной лицами низ­ших каст, обладающей населением, преданным (государю) и ■честным.

286 Шестой отдел. Об основах государства

Идеал укрепленных городов был указан выше. Идеал казны 9 является следующим. Она должна быть приобре­тена законным образом или предками (государя), или им самим, должна состоять главным образом из золота и серебра, иметь разно­образные и крупные драгоценные камни и монеты и способной (быть поддержкой) в течение долгих периодов бедствий, когда но­вого притока ценностей не бывает.

Идеал войска.10 Оно должно быть таким, которое досталось госу дарю от отца и деда, постоянным, послушным, таким, в котором воины, равно как их жены и дети, довольны, оно должно быть вы­носливым в походах,11 неотразимым, переносящим страдания, испы­танным в боях, опытным и сведущим во всех видах оружия, верным (государю), ибо в благополучии и несчастии он связан с ним, и со­стоящим главным образом из кшатриев.

Идеал союзников.12 Они должны достаться государю от отца и деда, быть постоянными, быть во власти государя, верными, силь­ными и быстро приходящими на помощь.

Наиболее желательный вид врагов следующий. Они должны быть нецарского рода, корыстными, окруженными ничтожными советни­ками, управлять подданными, которые их ненавидят, поступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, предающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действиях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющими обиды другим. Такого врага можно легко сокрушить.

Вот, за исключением врагов, 7 основ государства со своими качествами, как они указаны. Они являются как бы составными членами, от которых зависит благо­получие государства.13

Если основы являются несовершенными, то государь, обладающий личными качествами, должен их усовершен­ствовать. Тот же, который лишен положительных качеств, губит основы государства, хотя бы они были в состоянии роста и благополучия.

Поэтому царь, не имеющий положительных качеств и у которого непрочные основы,14 погибает от своих поддан-

Раздел 97 (Глава 2)



ных или подпадает под власть врагов, хотя бы он и владел землей в четырех ее пределах.

Но тот, кто обладает личными качествами, хотя бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными основами государства и зная методы правления, получит власть над всей землей и не потерпит ущерба. Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «О совершен­стве основ государства» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девяносто седьмая глава.

РАЗДЕЛ 97. О МИРЕ И ТРУДЕ *

Глава 2

Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы назы­ваем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании пло­дов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием).

Основами для мира и труда являются 6 методов политики.2

Результатом (применения) этих методов являются упадок, застой и развитие.3

При этом человеческими (возможностями) являются правиль­ная или неправильная полигика. Успех же или неуспех являются посланными божеством.

Ибо действия божественные и человеческие приводят в движе­ние мир. То, что совершается невидимым образом, есть действие божества. Если же при этом действии происходит достижение же­ланного результата, то это будет успех. В обратном же случае — это неудача.

Человеческое (действие) есть то, что совершается видимым обра­зом. Если при этом достигается благополучие, то это правильная политика. Если же вызывается несчастно — это неправильная. Эти (человеческие действия) могут быть объектом мысли (постижимы). Действия же божественные непостижимы.

Государь, обладающий личными качествами, богатством и со вершенными основами государства, является основой правильно!"!



Шестой отдел. Об основах государства

политики и называется тем, кто имеет основание победить.4 Вокруг него, образуя окружение, непосредственно прилегающее к его земле, находится тот фактор, который представляют собой враги. Подоб­ным же образом мы имеем фактор (или основу), которую пред­ставляют собою союзники, отделенные другой землей.

Соседний государь, обладающий отличительными чертами врага, есть противник.5 Если он попадает в беду, то он является таким, против которого выгодно идти войной.6 Если он не имеет опоры или же средства защиты его слабы, то он является таким, которого можно уничтожить.7 В противном случае он является таким, кото­рого следует теснить8 или ослабить.9 Вот различные виды против­ников.

После них (имеющий основание победить) должен принимать в расчет в непрерывной последовательности земли собственного союзника, союзника врага, союзника собственного союзника и союз­ника союзника врага.

За собою он имеет: (враждебного государя, который) может на­пасть на него сзади,10 и дружественно настроенного, который напа­дает на первого.11 Также имеются сообщник нападающего с тыла п и сообщник находящегося в тылу дружественного государя.13

(Государь), земля которого непосредственно граничит (с владе­нием того, кто имеет намерение победить), есть основной враг.14 Если он принадлежит к тому же роду, то его называют природным врагом.15 Тот же, с которым возникла вражда или который предпри­нимает агрессивные действия, есть враг благоприобретенный.16

(Государь), земля которого отделена другой землею, есть основ­ной союзник.17 Если он приходится родственником его с отцовской или материнской стороны, то он называется природным союзником.18 Если же он примыкает (к государю, намеревающемуся победить), так как получает от него деньги или средства к существованию (или так как он обязан ему получением денег и жизнью), то он назы­вается благоприобретенным союзником.19

Есть, кроме того, иной государь, земля которого граничит с вла­дениями желающего победить и его врага, который способен помочь тому и другому, находятся ли они в соприкосновении или нет,

Раздел 97 (Глава 2)



а также способен справиться с каждым из них в отдельности. Это есть государь «срединный».20

Далее, имеется иной, «стоящий особняком»,21 в стороне от врага, желающего победить, и «срединного». Он по основам своего государ­ства является более сильным, чем (другие трое). Он способен оказать помощь врагу, желающему победить, и «срединному» вне зависимости от того, находятся ли они в соприкосновении или нет, а также справиться с каждым из них, если они разобщены.

Вот основы политики.

У желающего победить 3 основных фактора: он сам, его союзник и союзник этого союзника. Каждый из этих факторов находится в овязи со своими 5 факторами, т. е. министрами, сельскими местно­стями, укрепленными городами, казною и войском. Таким образом, весь круг (факторов для победы) состоит из 18 таких фак­торов.

Этим самым указывается круг факторов по отношению к врагу «срединному» и «безразличному» в отдельности.

Вот вкратце 4 круга факторов. Имеются 12 факторов в виде го­сударей и 60 вспомогательных факторов,22 а всех вместе взя­тых 72.

Каждый из этих факторов имеет (как указано было) определен­ные идеальные качества (которых следует достигнуть).

(Далее, принимаются во внимание) возможности23 и достиже­ния.24 Возможности заключаются в силах, а достижение есть счастье (победы).

Силы бывают 3 видов: сила звания, т. е. возможности, пред­ставляющиеся в виде совета; силы, состоящие в казне и в войске, — это возможности, которыми располагает государь; и сила героизма — возможность, заключающаяся в энергии (войска).

Подобным же образом достижение бывает 3 родов: достижение благодаря возможности, заключающейся в совете, — достижение посредством совета; достижение посредством возможностей, кото­рыми располагает государь, — достижение [шастью, и, наконец. Достижение благодаря возможности, заключающейся в энергии, — Достижение посредством энергии.



Шестой отдел. Об основах государства

(Государь), у которого (эти возможности) имеются в превосход­ной степени, считается преобладающим. Тот, у которого они имеются в более слабой степени, считается малосильным, а располагающий одинаковыми силами — равным. Поэтому (государь) должен ста­раться, чтобы силы и достижения стали его достоянием. Или же если он равен другим, (то он должен укреплять свои силы) путем приведения в надлежащее состояние своих вспомогательных факто­ров в их последовательности и путем правильного, честного образа действия.25 Или же он должен стараться отнять силу у врагов и своих собственных недоброжелателей.

Далее, он может заметить следующее: враг мой обладает силой, но тем не менее в будущем (по гордости своей) погубит свои же собственные государственные факторы путем оскорблений словами, действием и притеснениями. Или же, достигнув своей цели, он (враг) станет беспечным, предаваясь удовольствиям охоты, игре, вину и женщинам. Его подданные будут враждебно относиться к нему (если он притесняет), он будет ослаблен или пребывать в беспечности и таким образом я смогу справиться с ним. Или же: враг, подвергшийся нападению, должен будет находиться со всеми своими силами в одном месте или укрепленном городе. Его войско будет стеснено, и он, лишенный союзников и укреплений, легко попадет в мои руки. Или же: (вражеский) государь, обладая зна­чительными силами,26 имеет намерение уничтожить (иного) врага в другом месте. Уничтожив этого врага, он не будет стараться сокрушить меня. Если я буду тесним сильным или если мои начи­нания потерпят неудачу, то он окажет мне поддержку, равно как и в случае, если на меня посягает «срединный» владетель.27 На основании таких и подобных соображений (желающий победить) будет (временно) желать усиления и успеха хотя бы врагу.

Сделав государей, отделенных другой землей (т. е. союзников), как бы ободом колеса, а непосредственно граничащих (т. е. врагов) — спицами (этого колеса) и себя самого — ступицей, (желающий победить) должен располагать своим кругом факторов (для победы).

Раздел 97 (Глава 2)



Враг, находящийся между предводительствующим (т. е. желающим победить) и его союзником, будет унич­тожен или тесним, хотя бы он и обладал значительной силой. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава. «О мире и труде» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девя­носто восьмая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи шестой отдел «Об осно­вах государства».

Разделы 14 и 15 (Глава 18) 4 страница - student2.ru

Разделы 14 и 15 (Глава 18) 4 страница - student2.ru

СЕДЬМОЙ ОТДЕЛ О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ

РАЗДЕЛЫ 98 и 99. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШЕСТИ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПАДКА, ЗАСТОЯ И РАЗВИТИЯ*

Глава 1

Круг факторов (внешней) политики есть основание для приме­нения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов суть: мир, война, выжидательное положение,3 наступление, искание защиты 4 и двойственная политика.5

Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов.

Каутилья же считает, что все-таки имеются шесть методов в со­ответствии с различными положениями.

Тут миром6 считается заключение договора, связывающего (обе стороны), войною7 — причинение вреда, выжидательным поло­жением — пребывание в безразличном состоянии, наступлением 8 — принятие мер (к нападению), союзом — прибегание к помощи дру­гих и двойственной политикой — использование то войны, то мира (смотря по обстоятельствам).9 Вот шесть методов (политики).

Если кто-нибудь слабее (другого), то он должен заключать с ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) войной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни я его неспособны побе­дить» — должен держаться выжидательного положения. Имеющий

Разделы 98 и 99 (Глава 1)



преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у которого незначительные силы, должен искать союза (с другими). Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вести двойствен­ную политику. Вот определение методов.

Если (государь), стоя на точке зрения применения какого-либо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владениях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по заселению пустырей и разведению ценных лесов и таких, в которых содержатся слоны, вредить таким же действиям врага, — и действительно применяет этот метод, то будет успех.10

Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в бу­дущем) явится преуспеяние, а также, что у врага будет как раз обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспеянию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одновре­менно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в мире.

Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения ка­кого-нибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных результа­тов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод следует счи­тать ведущим к упадку.11

Если владетель видит, что упадок собственный будет совершаться длительно, а упадок у врага — быстро или же что временный упа­док приведет в конце концов к процветанию, в то время как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться равнодушным к собственному упадку.

Если у обеих стороен упадок происходит одновременно и приво­дит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире.

Тот метод, с применением которого не получается ни процвета­ния, ни упадка, ведет к состоянию застоя.12

Наши рекомендации