Духовная воля и визуализация промежуточной цели
Когда ученик осознает наконец, что он обладает духовной волей, в его жизни наступают великие преобразования, ибо он вдруг обнаруживает, что может применять эту волю постоянно и без устали. До этого всем заправляла лишь своевольная личность, и результатом этого правления были сплошные проблемы и трудности. С того же момента, когда о себе во всеуслышание начинает заявлять духовная воля, жизнь ученика приводится в соответствие с Планом. Душа и высшее сознание ученика в этот момент раскрываются и наполняются блаженством и радостью, и мы радуемся вместе с ними, поскольку знаем, что поворотный пункт — наступил.
Однако, прежде чем ученик сделает эту духовную волю своим единоличным и полновластным руководителем, ему предстоит испытать и преодолеть множество обременительных, неприятных проблем и трудностей. С этого момента борьба против личности приобретает особые интенсивность и накал. Ведь в течение стольких жизней она только и делала, что навязывала и диктовала свои волю и произвол, и настолько к этому привыкла, что ни за что добровольно не уступит своих позиций; а поскольку духовной божественной воле все доступно, и доступно именно с позиции целого, то личность от этого явно не в восторге, поэтому она начинает всячески и неотступно внушать ученику, что эта новая идея — нелепая, глупая заумь, от которой ровным счетом никакого проку.
Этот момент в жизни ученика решающий, ибо теперь ему предстоит доказать, действительно ли он достоин называться Воином Духа. Несомненно, высшая воля в конце концов все равно одолеет низменную волю личности и одержит убедительную, окончательную победу над ней, но, если только ученик, как Воин Духа, не встанет незамедлительно на сторону сил Света и не сделает все возможное, чтобы завершить эту борьбу в более сжатые сроки, она может затянуться очень и очень надолго. Сколько же еще времени внутренние страдания, муки и раздоры будут терзать ум и сознание ученика? Ведь в глубине души он давно уже знает, что у него нет и не может быть другого выбора, чем тот, который сделала его душа. А душа давно сделала этот выбор, и ей отлично известно, что именно служит в угоду личности, а что идет на благо целому. Не знает этого только сама личность.
Поэтому чем быстрее ученик поймет, что только он, он один, может укоротить этот длительный, бесконечный и утомительный процесс испытаний на силу и выносливость, сфокусировав свое внимание на том, что он и есть эта самая духовная воля и что, как носитель духовной воли, он желает одержать победу в этой борьбе, тем скорее к нему придет желанная победа. Если бы все ученики действительно хотели это понять и отнеслись бы к этому с должной серьезностью и вниманием, они бы не расходовали так много жизней на эту достаточно бессмысленную борьбу, а шли бы прямо к цели — крутым, наикратчайшим путем.
Атмическое пламя может сжечь дотла все бесполезные, негативные и нецелесообразные свойства и особенности личности ученика, но лишь тогда, когда он сам этого хочет и не откладывает дела в долгий ящик. Но для этого прежде всего он должен осознать себя своей же собственной горой и понять, что пламя на ее вершине — это его собственное пламя. Но будет еще лучше, если ему удастся напрямую соотнести себя со своей духовной волей и понять, что он и есть эта самая духовная воля, способная материализовать любое желание, если только оно не противоречит универсальным законам развития.
Когда это произойдет, вершина его горы сольется с целым, и сам он тоже станет этим целым. Вот так, легко и просто. Но для того, чтобы претворить это в жизнь, ученик должен вначале прояснить и локализовать (визуализировать) объект цели. Этот момент очень важен. Ибо, когда цель визуализируется много-много раз, она в конечном итоге становится действительностью, тем самым закрепляя и актуализируя новую жизненную программу как образ действий. Если ученик не освоил это искусство визуализации до наступления переломного момента в своей жизни, значит, он должен как можно быстрей научиться этому сейчас. Ибо этот метод заключает в себе технику любого духовного прогресса и развития.
Следующим важным шагом на этом пути является принятие разумного, верного и целесообразного решения на основе и при активном содействии духовной воли. В процессе принятия решения он ни на минуту не должен выпускать из вида ни единой подробности данной процедуры, следя за любым предпринимаемым шагом, его последовательностью, результатами и т.д. и т.п. в их целостности и непрерывности. Повторяю: то, что мы зрим постоянно, становится в конечном счете реальностью. Поэтому очень важно, чтобы мы не визуализировали что попало. Духовное пламя нашего атмана всегда знает, соответствует ли желаемое Плану, и если да, то насколько, поэтому с помощью нашей духовной воли мы можем заранее нацелить себя на правильный, верный выбор и путем постоянной визуализации этой цели заново перепрограммировать нашу личность.
Данная методика хороша тем, что при ее использовании невозможно предпринимать несколько шагов сразу, но лишь последовательно один шаг вслед за другим. Этим достигается быстрый и качественный прогресс, дающий ученику силы продолжать действовать в том же духе, ни на минуту не теряя цели из виду. Именно поэтому здесь так важна и необходима постоянная бдительность. Конечная цель ни на минуту не должна упускаться из виду, а все промежуточные цели должны быть всегда понятны, зримы и относительно легко достижимы.
За основу своей деятельности ученик всегда должен брать конкретную повседневность. Каковы его слабости? Где, на каких участках он их проявляет? С какими недостатками он не может совладать и обнаруживает их вновь и вновь? В чем его отношение к жизни оставляет желать лучшего? Где он ведет себя неподобающим образом? Где и когда причиняет зло другим? В чем конкретно это сказывается? и т.д. и т.п. Все эти вопросы или сферы жизненных взаимоотношений должны стать первоочередными целями его действий. Выбрав одну из этих малых промежуточных целей, он должен постоянно фокусировать на ней внимание и визуализировать ее, пока не добьется ее осуществления, после чего выбрать следующую цель и т.д. по порядку. Данный процесс требует от ученика изрядного запаса терпения, а его-то многим ученикам как раз и не хватает. Они всегда стремятся лишь к достижению большой, значительной цели, не видя ценности малых, и по этой причине чаще всего остаются ни с чем или вовсе останавливаются на полпути. Ставить перед собой большую, грандиозную, но далекую цель — очень удобный прием, к которому, как к спасительному средству, часто прибегает наша личность, поскольку это не влечет за собой немедленного и активного включения в дело, зато служит прекрасным, обольстительным оправданием и предлогом к попустительству и ничегонеделанию.
Ученик понимает это лишь тогда, когда обнаруживает у себя атмическое пламя и входит с ним в контакт, после чего безотлагательно приступает к реализации малых промежуточных целей, все более и более активизируя и убыстряя темпы их осуществления. Это служит новым, колоссальным подспорьем в его деятельности. Раньше он мог лишь мечтать о том, что когда-нибудь сможет реализовать эти цели, а теперь он это осуществляет на деле, поскольку неотступно добивается того, чтобы ставить перед собой только реалистические цели, а реалистические цели — это всегда осуществимые цели. Далекая конечная цель служит всегда лишь указующим, направляющим ориентиром, и устремлять на нее всю энергию или внимание довольно глупо и неразумно, поскольку любая конечная цель — это результат всех малых промежуточных целей: именно они в своей сумме и приводят к достижению главной, конечной цели.
Когда ученик понимает эту простую истину, он делает свою жизнь подлинно плодотворной и конструктивной. Отныне он сосредоточивает свое внимание лишь на малой цели, ибо знает, что она — очередная ступенька лестницы, ведущей к главной цели. Он визуализирует эту малую цель, сливается с ней и с каждой достигнутой победой все яснее видит, насколько она легко и быстро осуществима, если только задействовать на ее реализацию всю свою энергию. Затем ученик берет на вооружение свою духовную волю, с ее помощью рассчитывает и планирует следующий этап и реализует задуманное наиболее рациональным и конструктивным образом. Впервые в своей жизни или, точнее, впервые за много-много жизней ученик с изумлением обнаруживает, сколь, в сущности, легко и беспроблемно можно достичь любой цели, если выбирать ее, советуясь со своей духовной волей.
Если к достижению или реализации любой цели подходить подобным образом, цель оказывается легкой и достижимой, прекрасно соответствующей природе самого индивидуума. Но при этом необходимо ясно понимать, что достигнуть цели можно только в том случае, если проявлять предельное внимание ко всем звеньям или этапам, ведущим к цели, при неизменной визуализации всего процесса реализации. Для этого требуется изрядное терпение; если его не хватает, тогда ученику следует войти в контакт со своей атмической волей, и через нее он получит ясное представление о том, что требуется для того, чтобы сделать эту добродетель первоочередной целью, после чего добьется ее осуществления, хотя результат, опять же, во многом зависит от того, сколь внимателен он был ко всем промежуточным звеньям и ситуациям и сколь терпеливо вел себя на всех промежуточных этапах. Если он будет один за другим визуализировать эти этапы и себя самого в их центре как объект великого терпения, то он, к немалому своему изумлению, действительно обретет это терпение. Это изумление понятно, поскольку такое происходит с ним впервые: впервые в жизни он последовательно и целеустремленно сосредоточил на желаемом всю свою энергию — и цель оказалась достигнутой.
Эта победа повлечет за собой в кильватере целый ряд других, одна быстрее другой. Новый принцип или критерий быстро и радикально изменит характер ученика, изменит наиболее достойным и целесообразным образом, но только в том случае, если ученик будет неукоснительно придерживаться приведенного здесь метода. Великий поворотный пункт его жизни будет пройден бесповоротно и навсегда, и с этого момента его духовное развитие пойдет вперед быстрыми, решительными шагами. Душа победит в этой нелегкой борьбе, и с этого момента яркое духовное пламя на вершине горы будет сиять столь ослепительно и мощно, как никогда прежде. Велик и всеобъемлющ будет этот Свет, широки и беспредельны будут его чистота и ясность.
43. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, "БЕЗОБИДНОСТЬ" И МАЛАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Чем дальше ученик на Пути к Посвящению, тем он чувствительнее. Отношения с ближними становятся все более трудными и натянутыми, ибо для них он живет теперь как бы в другом мире. Это состояние таит в себе большую опасность, ибо, постоянно изолируя себя от мира, ученик нередко утрачивает всякую связь с реальностью, и здоровые, жизненно важные контакты с обычным миром, миром, в котором протекает основная и наиболее существенная часть его жизни, — нарушаются. Ученик должен приложить все силы к тому, чтобы не допустить этого и выйти из этой изоляции.
Чтобы не утратить контакта с внешним миром, он должен поддерживать живительные отношения с другими людьми, ибо, когда живешь в мире людей, необходимо быть всегда открытым и готовым к общению с ними. На этом этапе самой серьезной проблемой оказывается проблема повышенной чувствительности, которая одолевает ученика все больше и больше, особенно в период междувременья, предшествующий очередному Посвящению, когда ежедневные тренировки достигают особого накала и интенсивности. В этот период физическое тело ученика часто подвергается критическим перегрузкам, поскольку в нем в это время происходят большие преобразования, в особенности затрагивающие нервную систему ученика.
В подобные моменты периоды изоляции или самоустранения от мира могут быть более длительными, чем обычно, поэтому следует позаботиться о том, чтобы эта изоляция не перерастала в абсолютное и полное отстранение от мира, ибо весь ход развития ученика, достигнутый им прогресс, его стабильность и качество должны все время проверяться и оцениваться исключительно путем взаимоотношений и связей с внешним миром, поскольку именно здесь ему предстоит сдавать свой выпускной экзамен на аттестат зрелости. Если же ученик этого не делает, то обучение расценивается как недостаточное или неквалифицированное, и ему не остается ничего другого, как вновь заняться своей собственной переподготовкой на позитивный лад, призвав для этого на помощь духовную волю, назначение которой — сжечь все его старые, рутинные методы и шаблоны, которые лишь мешают его становлению как духовной личности.
Если ученик слишком чувствителен, то нередко любая попытка соприкосновения с бурлящим внешним миром повергает его в давно забытое стрессовое состояние, и в этом случае при малейшей неудаче он рискует вновь поддаться раздражению и тем самым активизировать механизм производства империла, который в свою очередь приводит в действие все его старые защитные механизмы. По правде, ученику нужно только радоваться подобной возможности познания. Ведь он считает, что он уже столь недосягаем для бренных мелочей внешнего мира, что они его более не трогают, и вдруг какая-то незначительная помеха или неурядица будоражат и сотрясают всю его личность, и она молниеносно с головы до пят закутывается в пелену туманных иллюзий.
Если ученик хорошо разобрался в своих механизмах, то ему должно быть ясно, что коль скоро низшие вибрации внешнего мира столь интенсивно воздействуют на его стрессовый фактор, то последний, стало быть, еще не преодолен. Истинно духовный ученик всегда сохраняет внутренний покой, что бы вокруг него ни происходило. Даже в тяжких битвах и сражениях, среди огня, дыма и грохота, он продолжает излучать внутреннюю гармонию, которая всегда является отличительным признаком настоящего ученика.
Пусть ученики неустанно помнят о том, что любое новое знание, любые духовные накопления должны всегда испытываться на прочность в горниле всевозможных жизненных обстоятельств. Именно здесь все ученики проходят закалку и сдают экзамен на аттестат зрелости. Именно здесь они должны показать, чему они научились и насколько прочны их знания. Если что-то не получается, следует вновь прибегнуть к методу длительной визуализации цели, после чего новый критерий или новая ориентация постепенно упрочиваются и обретают стабильность. И вновь испытываются на прочность в кузнице внешнего мира. Именно для этого мы сюда и рождаемся — чтобы сдать все свои экзамены и выдержать все проверки и испытания. Глупец тот, кто думает, будто все, идущие Путем Посвящения, выше материального мира; такого быть не может, ибо материальный мир — это самый действенный наш пробный камень. И если мы в общении с окружающими по-прежнему проявляем раздражение, недовольство, досаду или выказываем хитрость, надменность, корыстолюбие или холодную ментальность, если нам по-прежнему недостает чувства сострадания и любви, зато эгоизма и нетерпимости хоть отбавляй, то диагноз здесь очень прост: вся беда лишь в нас самих; не мир виноват в этом, а только мы сами.
Долг каждого ученика — учиться наводить порядок в собственном доме. Большинство же учеников, и даже далеко продвинутых учеников, любят как раз обратное — распоряжаться и хозяйничать в чужом доме. Это понятно. Ведь куда приятнее критиковать других, чем себя, да и сваливать на других свои вину и ответственность тоже значительно легче и приятней, чем брать их на себя. Сидеть, предаваясь праведному самолюбивому негодованию, выставляя себя жертвой завистников и клеветников и сваливая все на неблагоприятное стечение обстоятельств, тоже во много раз легче и удобней, чем взять и вытравить из своего сознания все нежелательные чувства и мысли, лишающие нас душевного покоя. Не так ли, братья?
Казалось бы, что может быть легче, чем чувствовать себя свободным от какой-либо ответственности? Во всяком случае там, где это касается личности. Однако, несмотря на все свое усердие, с которым личность пытается себя оправдать, перекладывая вину на других, она никак не может обрести желанного покоя и на много часов погружается в некое лихорадочное и малоприятное для себя чувственно-негативное состояние, во время которого ее мысли постоянно вращаются вокруг происшедшего. А как только возникают миражи, взор тут же утрачивает свою ясность, и ученик опять совершенно забывает о своей духовной воле. Куда же она подевалась, коль скоро даже малейший пустяк может вновь извлечь из небытия и привести в действие все его стародавние, нелепые методы и привычки? Когда же наконец ученик пресытится всем этим? Когда же наконец он увидит, что только он, он один, и может что-то изменить в себе?
В этом состоянии помрачения он совершенно забывает о том, что как только в нем скапливается раздражение, склоняющее его к негативным чувствам, мыслям, словам и поступкам, то он, в этом случае, далеко уже не безобиден. Такому ученику следовало бы знать, что для него кармические последствия окажутся куда серьезнее, чем если бы речь шла о простом, обычном человеке. Мы ответственны за все, — я повторяю, за все! — что мы совершаем или причиняем нашими действиями, поэтому достаточно всего один раз выработать империл и пустить его в ход, как этот процесс уже не остановить, и он с быстротой пламени начнет передаваться от одного к другому. Именно поэтому он так опасен. Он способен распространяться со скоростью лесного пожара и в считанные секунды заразить десятки людей, которые, совершенно незаслуженно, тоже становятся носителями и разносчиками этой заразы, передавая ее все дальше и дальше по цепочке. Кто истинный виновник всего этого кошмара? Кто вызвал его к жизни? Кто выпустил джина из бутылки и, следовательно, должен нести ответственность за все непредсказуемые чудовищные последствия?
Многие ученики слишком легко относятся к проблеме принятия на себя ответственности, и относятся так только потому, что никак не могут до конца осознать, сколь тщательно и скрупулезно им предстоит платить по всем счетам. Хотя они много читали, хотя они изучали универсальные законы и многое знают, однако ведут они себя так, словно их эти законы совершенно не касаются. Время от времени они горестно покачивают головой, как бы сожалея о том, что их слова расходятся с делом, однако ответственность по-прежнему остается за ними, и никто не освобождает их от этой ответственности. Если они не понимают этого сейчас, то поймут позже. Рано или поздно им придется платить по всем векселям. Ученикам давно пора серьезно призадуматься над этим, и тогда, возможно, они наконец поймут, что в своем спасительном эгоизме они до сих пор считают себя исключением из закона и своими действиями лишь причиняют ущерб другим — до тех пор, пока не оказывается слишком поздно и этот ущерб не принимает зримые размеры.
Когда ученики научатся брать на себя ответственность без промедлений и проволочек? На ошибках мы учимся, из ошибок делаем выводы и накапливаем знания и опыт, но если мы постоянно совершаем одни и те же ошибки и постоянно накапливаем одни и те же знании и опыт, то с нами явно что-то не в порядке. В этом случае мы уже не безобидные невежды, мы сознательно вредим и причиняем ущерб другим, а уж кому, как не нам, знать, чем это может обернуться? Какие-либо извинения здесь уже бесполезны. Первые раз или два мы еще можем извиниться и можем рассчитывать на прощение, несмотря на то, что совершили ошибку не по невежеству, а из-за небрежного отношения к знанию, однако гора векселей, которые мы выдаем, постоянно растет, счета разбухают, и проценты растут тоже, ибо тот ущерб, который мы нанесли нашими действиями другим людям, еще долго будет аукаться в их судьбе, а уж об этих-то других мы как раз заботились меньше всего, когда старались поскорее уйти от ответственности, переложив ее на их плечи.
Пока нет покоя внутри, не будет его и снаружи. Пока в сердце нашем нет ни теплоты, ни сострадания, ни понимания, мы не сможем излучать эти энергии вовне, ни надеяться на то, что будем получать их от окружающих. Пока в нашей собственной душе отсутствует прочный мир, мы не сможем построить его и вовне — ни локально, т.е. в узкой сфере наших взаимоотношений с ближними, ни глобально, т.е. в большом человеческом мире или на всей планете. Призадумайтесь над этим!