Глава I. Теоретический аспект исследования

История витражного искусства.

Понятие «Витраж».

С давних пор витраж использовался в храмах. В Европе не было никогда какого-то определенного определения слову «витраж», Это считалось мозаикой, вставляемой в оконные проемы зданий и сооружений, с достаточным количество света. Производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь.

Наше русское слово «витраж» происходит от французского термина "vitrail", который в свою очередь несет основное значение слова “vitrum”, указывающего на предысторию этого вида искусства.

«Витрум» — «стекло». В эпоху Древнего Египта и
Древнего Рима вы можете найти первые ростки этого искусства. Прошли столетия.В эпоху средневековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, человек, можно сказать, как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотниц разноцветных стекол, начинал струиться свет красных, синих, зеленых и жёлтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными
орнаментами, композициями на религиозные сюжеты.

Первые сведения об использовании стекла в декорировании и отделке архитектурных сооружений можно наблюдать в трактате Плиния Старшего «Naturalis historia». Плиний отмечает, что не ранее последней четверти 1-го века до н.э. существовавшие ранее наборные полы, в основе которых лежали живописные картины – павименты – перешли на своды, производимые из стекла. Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах.

Первые европейские прототипы.

Первые прототипы витража были сделаны в 7-м веке в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, где использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Считается, что старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря, которая сейчас хранится в музее земли Гессен в Дармштадте. Вероятнее всего, что этот фрагмент был создан во второй половине 9-го века. До начала 12 столетия витражи встречались редко, но в некоторых источниках имеются сведения о том, что церкви уже украшали различными витражами, выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречались в немногих источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: " Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".

Самые ранние из сохранившихся до наших дней витражей, это витражи, созданные в середине XI века, которые сейчас находятся в Германии. Это пять фрагментов из Аугсбургского Собора, которые вставлены в оконные проемы центрального. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

Наши рекомендации