Современной экранной продукции

Итак, в экранной продукции можно идентифицировать описанные в настоящей главе жанры, современные или по крайней мере пока не забытые (за основу взята система жанров Р.А.Борецкого и В.Л.Цвика из учебника для тележурналистов[9][9]). Отдельно, в следующей главе приводятся так называемые стили, изобразительно–выразительные средства и т.д., то есть все то, что не всеми авторами однозначно квалифицируется в качестве жанров для экранной продукции, но тем не менее имеет право на самостоятельное существование и необходимо для типологии экранных произведений.

Бенефис — игровой синтетический зрелищный жанр, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности (например, актера или политика), практически полностью вытесненный клипом.

Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Существует по крайней мере в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Брифинг — жанр (жанровая разновидность) информационной публицистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.

Бюллетень — форма подачи новостной информации, подобранной тематически, ограниченной заданным объемом (хронометражем) и обладающей определенной жанровой структурой (см. также новости).

Водевиль — игровой музыкальный зрелищный сценический и экранный жанр, как правило с переодеваниями и с преимущественной рекреационной функцией.

Выступление (в кадре) — монолог на общественно–значимую тему. Жанр информационной или аналитической публицистики, создающий эффект плюрализма на ТВ как СМИ. Типичные примеры жанра — выступление политического деятеля или комментатора (обозревателя) в связи с событием или его освещением, некролог на смерть общественно–значимого лица его соратником, новогоднее обращение Президента к народу страны.

Разговорные жанры вообще и монологичные еще в большей степени требуют особых усилий для придания им зрелищности. С другой стороны, на примере только лишь устного выступления одного человека согласно Буданцеву[10][10] можно показать обилие жанровых вариаций (приводится без комментария): диатриба — разговор с отсутствующим;солилоквиум — разговор с самим собой; симпосион — застольное слово; плач; призыв; проповедь (лекция, урок); уличный крик (прообраз рекламы); указ (постановление, объявление).

Гиперреализм — новое производное на основе слова "реализм" фактически превратилось в термин с развитием техники анимации в изготовлении телевизионных заставок, видеоклипов и фильмов типа "Терминатор" или "Парк Юрского периода" – синтеза искусственного видеоряда с использованием мощной компьютерной графики. Анимационная компьютерная графика в принципе доступна любому подростку, минимально знакомому с компьютером (например, в интегрированной среде Фенси), также используется для создания и редактирования собственных Web-страниц активными пользователями Internet. Но коммерческий продукт может быть создан лишь с использованием компьютеров, достаточно условно называемых "персональными" (их стоимость на два порядка выше, включая особого уровня программное обеспечение, чаще всего фирмы Silicon Graphic). Естественно, толчком к развитию прикладной компьютерной графики послужило развитие мультипликации и, главным образом, видеоклипов с синтезом снятых на синем фоне изображений реальных актеров (ньюсмейкеров шоу-бизнеса) с синтезированными декорациями. Считается, что первый отечественный клип был сделан на песню "Не валяй дурака, Америка" для группы "Любэ" (начало девяностых годов), в котором последовательно обработали шесть тысяч кадров. Затем была внедрена техника Motion Control, позволяющая резко ускорить и удешевить процесс при автоматическом совмещении движения актера и компьютерной виртуальной камеры, и Flame-технология для преобразования различных изображений друг в друга (например, гитары в живую девушку и наоборот в клипе Владимира Преснякова). Авторы виртуальной реальности утверждают, что технике компьютерной анимации доступен синтез "всего, чего угодно", и можно думать, что именно развитие гиперреализма как одного из направлений компьютерной эволюции обеспечит ей выход в поле, не имеющее корней в докомпьютерном прошлом человечества. Пока же заметные результаты внедрения компьютерной анимации в экранную продукцию негативного характера, при сочетании увлечения авторов графики троянскими эффектами воздействия на психику зрителя и тем фактом, что зритель отмечает роль графики именно тогда, когда она мешает рекреации или восприятию информации, но не способствует. В Японии же имел место случай патологической реакции эпидемического характера в ответ на конкретный компьютерный эффект – случилось именно то, без чего развитие виртуального мира не могло обойтись.

Гиперреализм можно считать стилем, дополняющим основу произведения, поскольку особенно повышает зрелищность совмещение реального изображения и компьютерной графики (обычно это живой актер в виртуальном мире). Но одинаково правомерно к гиперреализму можно относиться и как к состоявшемуся жанру экранного искусства, который в будущем очевидно окажется порождающим источником рода и вида искусства. Одновременно данная форма синтеза экранного текста является и принципиально новой техникой общения в обществе, возможности которой будут экстенсивно эволюционировать.

Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Документальный фильм — Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и собственно именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Однако кинодокументы сами по себе, как бы ни были уникальны съемки и отображаемые события, требуют определенных ухищрений для придания им зрелищности и эффекта достоверности: монтажа, микширования, комментария и сочетания жанров для создания драматургической композиции. В теории известны несколько разветвленных и переплетающихся направлений кинодокументалистики. Первой теоретическое обоснование получила идея киноправды Дзиги Вертова (Дениса Кауфмана) в трудах самого автора, проповедовавшего «жизнь врасплох» на экране при отсутствии сценария и монтажа. Как ее альтернатива позже возникает так называемая авторская документалистика Артура Пелешяна (например, фильм «Мы»), использовавшего ассоциативный монтаж (например, толпы и волн как эстетически сходных видов самоорганизации). В современной форме документальное кино как правило использует реального человека (документального героя), родоначальником которой явился фильм Виктора Лисаковича «Катюша». Идея примата героя, рассказывающего о реальных событиях и своей роли в них, получила дальнейшее развитие в фильмах Дмитрия Лунькова. Отсюда исходят два направления: фильм–самовыражение с напряженной драматургией (Игорь Беляев и Марина Голдовская) и проблемные произведения на социальные темы (Алексей Габрилович, Самарий Зеликин, Арон Каневский), использующие социологические методы, например, опросы на улицах, ставшие основой многих современных телевизионных произведений. Особое направление документалистики, пока не получившее теоретического обоснования, построено на подготовке к съемке участников будущих событий — смерти, рождения человека и даже потрясшего мир преступления (так случайно получилось с фильмом Герца Франка «Семь Симеонов» о семье Овечкиных). Фактически подобная форма документалистики использует в точности те же методы, с помощью которых зоолог наблюдает и документирует поведение животных в природе, живя среди них и давая им возможность привыкнуть к камере и оператору. По методам съемки разделяется открытая, привычная и скрытая камера. По творческому вкладу выделяется авторское кино, в котором один человек является одновременно сценаристом, режиссером, оператором и автором идеи фильма.

В реальности сам Дзига Вертов не обходился в своем творчестве без сценарной композиции, а съемки, в точности соответствующие его теории (т.н. кинолетопись), стали предметом архивирования в Российском государственном архиве кинофотодокументов и в качестве коммерческого экранного продукта практически не используются. Различные формы и жанровые разновидности документального кино имеют своих апологетов и служат предметом общения в определенной среде, в чем оно более схоже с научной литературой, чем с игровым экранным искусством. Во всяком случае документалистика при резких исторических переменах точно так же консервативна относительно значительно более мобильного художественного вымысла. В настоящее время фильмы неигрового кино почти недоступны массовому зрителю, хотя их снимают, причем на неплохом уровне — существенно выше того, что доступно, и сделаны на отечественном материале. Ежегодно проходит фестиваль неигрового кино в Екатеринбурге, существуют аппарат (элитарная среда) специфической критики и учебный процесс на факультетах журналистики, также в других профилирующих учебных заведениях. Жанр без аудитории! Парадоксальности влекут одна другую. В связи с инфернальностью отечественной реальности проблема непосредственной документалистики, как она поставлена в трудах Дзиги Вертова, требует изобретения новых жанров и использования изощренных изобразительно–выразительных средств. Казалось бы, неигровое кино могло бы развиваться, но соревноваться именно в документалистике с постановочными фильмами трудно. Например, чисто художественные зрелищные полнометражные фильмы «Фрэнсис» и «Милый, дорогой, любимый, единственный» удивительно точно передают не просто распространенные типы агрессивного женского поведения в реальных ситуациях, но даже воспроизводят в деталях конкретные события, во что зритель бы не поверил, будь фильм «документальным». Еще больший эффект надуманного гротеска вызывает в восприятии зрителя фильм Михаила Калика «И возвращается ветер», практически в точности воспроизводящий набор реальных ситуаций. Реальная действительность покрывает почти полностью, не находя иного места, чисто сюрреалистические популярные ленты типа «Каин XVIII», «Интервенция» и «Асса». В конечном счете и зрителю, и редактору как бы все известно изнутри и «обмануть его ожидания» доказательной истиной документальной съемки невозможно. Проще идти на поводу у ожиданий, как описал начало своей карьеры в качестве режиссера–документалиста Эльдар Рязанов.

Необходимо повторить, что в настоящее время жанровая структура не только не устоялась, но находится в процессе мало предсказуемых перемен. Например, трудно найти место в схемах несомненному родоначальнику авторского направления экранной компиляции кинолетописей (часто любительских и случайных съемок) Михаилу Ромму — именно этому автору принадлежит авторство природы Холокоста. Его метод не только не забыт, но продолжает распространяться — творцы элитарного кино считают буквально своим долгом вставить почти в любой фильм кадры Холокоста для усиления ассоциативности монтажа и это тотальное явление стирает грань между постановочным кино и документалистикой.

Документальный телефильм — фактически превратившийся в историзм типично отечественный жанр «голубого экрана», не забытый по крайней мере как явление. Причем явление многогранное, исполненное парадоксов и вполне типичное. То, что показывалось под рубрикой «документальный телефильм», несло скорее рекреативную функцию перебивки идеологического прессинга показом той жизни, которая как бы и не выдумана и вовсе неплоха, включая «отдельные недостатки». Т.е. пока жанр существует как «еще более младший брат младшего брата», к тому же об этом мало кому известно.

Драма (теледраматургия) — (греч. drama букв. действие) значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства (согласно Р.Борецкому, понятие родовое), основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах — собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами (как правило, слабее художественно), и телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма. Исторически художественные жанры ТВ начинались именно с драмы, и существует обильная литература по теледраматургии. Специфику жанра исследователи видели в продленном контакте с аудиторией (феномен многосерийности, реализованный впоследствии и в иных жанрах) и поэтому прочили драме на телеэкране большое будущее. Существовали различные ответвления жанра, например, драма документальная типа ленинградской передачи «Контрольная для взрослых». Затем пошел поток бытовых драм и других телеспектаклей, например, прослеженная на протяжении нескольких лет жизнь одной семьи — «Наши соседи». Дольше всех продержались на экране «Знатоки» — и до сих пор идут, несмотря на очевидную наивность сюжета и обилие историзмов. Немаловажную роль в угасании жанра сыграли устаревшие средства выражения, а также низкие заработки актеров на телевидении. И вообще теперь неинтересно — что там, у наших соседей. Отечественная теледрама практически вытеснена импортными сериалами, которые унаследовали ее аудиторию.

В сценическом искусстве драматической постановки, которое первично относительно экранного, можно выделить жанровые разновидности, так или иначе находящие свое место на ТВ по крайней мере в качестве стилей отображения реальности (см. ниже) — трагедия, затем возникшая как пародия на нее комедия, затем трансформация последней в фарс и т.д. Чисто экранный жанр кинокомедии, казалось, долгое время доминировал, по крайней мере для тех социально–демографических групп в составе аудитории, для которых кинематограф и затем ТВ заполняли досуг. Однако первичной на сцене была видимо все же трагедия с ее катарсисом, занимавшая центральное место в античной культуре. В наше острое время трагедия личности кажется пресной и недостаточной для достижения очищающего эффекта катарсиса. Тотальная жажда негативного эстетизма вызвала к жизни специфические острые формы типа триллера или порнографии, но в еще большей степени генерализовалась в антиутопию (см.) с ее катастрофой общества в целом.

В рамках сценического искусства на экране особое место занимает телеспектакль (см.).

Драматургия с ее законами композиции (см. выше) является основой почти любой части континуума телевизионного текста, как авторски завершенного, так и отделенного заставками или иными «знаками препинания», также целиком вещательного дня. Вещание обеспечивается вкладом многих личностей и именно драматургия ТВ–текста в целом синергично впитывает таланты многих, ярких и трудно совместимых в иной жизни творческих личностей как многоролевая игра

Журналистское расследование — своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам, поскольку расследование со стороны органа СМК влечет множественные проблемы этического характера и возможные расходы по судебным искам. Однако это единственный жанр, влекущий конкретную, ощутимую и результативную реакцию общества — именно журналисты раскрутили «уотергейт» и это привело к смещению Никсона, причем вся история оказалась настолько значимой для Америки, что была воплощена в художественном фильме «Вся президентская рать» с Дастином Хофманом.

Вопреки распространенному мнению о необходимости расследования исключительно по следам конкретного преступления, оно может быть предпринято в связи с любой общественно–значимой проблемой, информация о которой труднодоступна или скрывается. Практически каждый обозреватель крупного СМИ имеет свой личный архив с результатами нескольких журналистских расследований, которые он часто ведет, не имея предварительного представления о форме будущей публикации. Крупные компании ведут одновременно несколько расследований и не скупятся на каждое, причем перед эфиром материал просматривает юрист компании. Эфир материала расследования обычно организуется сериалом короткими частями по несколько минут.

Несмотря на промежуточность расследования как журналистского жанра на пути информации от первичного источника до аудитории его востребованность возрастает. Рубрика «журналистское расследование» встречается в публикациях достаточно независимо о самого факта расследования и чаще, чем компания реально расходует значительные средства на поиск и получение значимой информации.

Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией». Может иметь форму отдельной передачи или входить в качестве составной части в сложную сценарную композицию. На экране существует в двух формах — вербальной или с использованием видеоряда.

Зарисовка — идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки используются ассоциативно–тематически, т.е. транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя.

Самостоятельный генетически неоднородный жанр, происхождением как от видовой фотографии, так и от литературной зарисовки как жанра прессы. Некоторые формы произведений данного жанра могут быть также названы «лирическим репортажем» или «репортажем ни о чем» (последнее не следует путать с передачей под аналогичным названием).

Игра — телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?», в прошлом — викторина. Зрелищность жанра поддерживается высоко профессиональной режиссурой, незаурядностью личности ведущего, неизвестностью исхода и интерактивным режимом — зритель может задать вопрос и даже выиграть этап (раунд) игры. Телеигра предоставляет возможность нетривиальных путей интеракции: например, на пике популярности КВН после его возвращения на экран Александр Масляков попросил зрителей, чтобы они выключили свет, и специально подготовленные камеры показали панораму двух московских районов с погасшими окнами.

Интервью —(от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс–конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности — интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.

Различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, так и давно прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное (личностное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно–значимом явлении). Что впрочем, не исчерпывает всех разновидностей интервью. Обычно учебники журналистики выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и портретное), приписывая им различные цели и соответственно описывая три формы работы журналиста с человеком. Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью — вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.

Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, в том числе это касается одежды и макияжа.

Киножурнал — распространенная в прошлом форма экранной продукции, несомненно представляющая собой самостоятельный жанр, при которой произведение составляется из коротких игровых, документальных или мультипликационных сюжетов с насыщенной драматургической или информационной композицией. Киножурнал как форма экранной продукции возник очень рано (в отечественном кино — с 1918 года). Одним из самых ранних был киножурнал Дзиги Вертова «Киноправда» (1922–25 годы). Киножурналы обычно демонстрировались в кинотеатрах перед кинофильмом, например, документальный «Новости дня» или сатирический «Фитиль». На телеэкране до сих пор популярен юмористический киножурнал для детей «Ералаш», уже насыщенный историзмами. Наряду с киножурналом существовал (особенно в семидесятые годы) в качестве индивидуальной формы подачи экранного материала тележурнал, например, «Здоровье».

Клип (видеоклип) — синтетический жанр (англ. clip — ножницы, стрижка), возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой (от двух до десяти минут) видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами. Поскольку изготовление клипа стоит дорого, к подобного рода рекламе чаще всего прибегают рок–звезды и крупные политические деятели. Клип, в отличие от фильма, фактически стал жанром, вытеснив иные формы персональной рекламы типа бенефиса. Трансляция клипа исключает иную рекламу, кроме включенной в него при изготовлении.

Клип как метод чаще всего и притом весьма талантливо используется для рекламы товара или политического движения.

Комментарий — жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой. Транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи или входит в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно–значимой проблеме. В настоящее время широко используется для перебивки новостной информации. Можно сказать, что новостные программы перенасыщены комментариями, смонтированными из различных и неожиданных сюжетов.

Корреспонденция — жанр аналитической публицистики, в отличие от репортажа или заметки (сюжета или информации) — субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей. Существует в двух формах — о событии (быстро устаревает) или по проблеме.

Монолог — см. выступление.

Новости. В принципе, подача новостной информации — стандартный метод и его надлежащее место должно было бы быть в следующем разделе. Однако, как это внедрилось на отечественных СМИ начиная с электронных, некоторые компании (например, «Эхо Москвы») или конкретные ведущие (с чего начинала Татьяна Миткова, фактически утвердив индивидуальный имидж) организуют подачу новостей в столь выраженно–неповторимой, узнаваемой авторской форме, фактически представляющей собою самостоятельный жанр телепублицистики с высоким зрелищным эффектом достоверности. Например, спринтерская подача «фактов» жесткой уверенной скороговоркой исключает возможность зрительского анализа при восприятии — хорошо бы просто запомнить прозвучавшее с экрана, и тем позволяет вставить авторские эмоционально–оценочные высказывания. То есть фактически новости даются не в чистом виде, а с анализом, что формально превращает их в объект авторского права и позволяет резче оттенить контрасты для значительного увеличения зрелищности. Например, при смысловом противопоставлении вставок прямой речи политических деятелей, тянущих время при съемке, чтобы дольше оставаться на экране, и часто говорящих противоположное по смыслу. Отсюда понятно, что эффект достоверности скорее связан с его имитацией по механизмам необходимой истины, чем с фактической достоверностью, ибо игра эмоций здесь в еще большей роли, чем в художественных жанрах. Разумеется, приведенные утверждения спорны, однако не вызывает сомнений то, что чистой «информации» в российских СМИ практически не встречается, а то, что подается в соответствующей рубрике, доступно типологическому анализу не в меньшей степени, чем постановочная драматургия.

Обозрение — жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Мир за неделю») или тематически–адресного («Кинопанорама», «Футбольное обозрение») ряда. Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя–аналитика (модератора): компетентностью в предмете, способностью подобрать видеоряд и ассоциативно комментировать его, также выражать некую «личностную» позицию вплоть до использования откровенно эпатирующих высказываний.

Отчет — жанр информационной публицистики, пограничный с некомментированным репортажем, по сути или по крайней мере по форме (в имитации) подающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе. Купюры не технического характера обычно согласовываются со специально на то уполномоченными представителями официального органа. Зрелищность жанра невысокая и поэтому к нему прибегают обычно в связи со значительными общественно–политическими мероприятиями протокольного характера.

Очерк — жанр литературы, кино и ТВ, основанный на создании художественного образа документальными средствами. Как жанр ТВ относится к художественной публицистике. Пограничен с тематической (иногда портретной) корреспонденцией, отличается выраженной персонификацией подачи материала (авторством). Может служить формой подачи результатов журналистского расследования или напротив, появиться как побочный продукт журналистской деятельности, например, путевой очерк.

Пресс–конференция — жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией или по телефонной заявке (факсу на бланке органа СМИ). Обычно проводится в связи с определенным событием и может включать вступительное сообщение, аналогичное брифингу. Дает пресс–конференцию значимый представитель органа или страны, предпочтительно его глава (например, премьер–министр или посол), который может переадресовать вопрос помощнику–специалисту (в России — пресс–секретарю), но и при его ответе своим присутствием подтверждает соответствие прозвучавшего ответа официальной позиции представляемого органа (страны). Пресс–конференция не может иметь сценария (телевизионные передачи с аналогичным названием относятся к жанру ток–шоу, см.) и проводится либо самим отвечающим на вопросы, либо его пресс–атташе, предлагающим задать вопрос журналисту по его выбору. От журналиста требуется перед вопросом назвать себя и орган СМИ, им представляемый. Как правило, не позволяется задать второй вопрос представителю того же самого СМИ. На каждый вопрос может быть дан эффектный краткий ответ. Пресс–конференция не предполагает обязательности развернутых ответов, точно соответствующих вопросам. Она служит важным источником информации, причем не только в смысле ответов на вопросы, но и в самом наборе вопросов, также в реакции на них. Поскольку инициатива пресс–конференции исходит от отвечающей стороны (пусть даже это вынужденное обстоятельствами мероприятие), дающему ее невыгодно выглядеть уходящим от ответов, также посылать на встречу с журналистами заместителя или пресс–атташе (что допустимо для брифинга), и это создает зрелищную непредсказуемость игры. Однако телекомпании редко показывают пресс–конференцию (даже частично) из-за сложности вопросов и ответов, превышающей компетенцию аудитории, и прибегают к комментированному сообщению с использованием видеоряда, часто сопутствующих событий или ассоциативного иллюстративного материала. Так, пресс–конференцию Премьер–министра Израиля Ицхака Рабина в Москве незадолго до его гибели осветили многие СМИ России, но большинство из них показали израильского журналиста Авигдора Эскина, который ждал перед зданием пресс–центра МИД России со свиной головой в руках и не имел отношения к смыслу транслируемой новостной информации (цель визита Рабина в Россию — переговоры о поставке ядерных реакторов Ирану) — ни Рабин, ни большинство аккредитованных журналистов зачинщика демонстрации не видели, столь быстро он был арестован. Рабин вообще подъехал позже заявленного времени начала пресс–конференции и с другой стороны здания — факт, поучительный для начинающих журналистов. Пресс–конференция почти всегда проходит в режиме жесткой конкуренции, как между журналистами за право задать вопрос, сделать это первым или последним, так и между задающими вопросы и отвечающим (отвечающими) и служит прекрасной школой для журналиста, который должен уметь обратить на себя внимание (часто вопрос задается для этого) и построить вопрос так, чтобы отвечающий не смог уйти от ответа. Политик делает это часто, откровенно используя почти любые вопросы как повод для высказывания строго того, что он считает нужным довести до сведения общественности, по своим причинам предпочитая форму пресс–конференции брифингу. Устраивая пресс–конференцию и приглашая журналистов, политик, будучи игроком высокого уровня, не может не отвечать или запрещать задать вопрос, особенно представителю издания, принадлежащего альтернативному политическому направлению. Но есть много способов как уйти от прямого ответа, так и в ответе почти на любой вопрос дать свою информацию. Так, посол Израиля на вопрос о двойном гражданстве Бориса Березовского на пресс–конференции, посвященной совершенно иной теме, вежливо поблагодарила за вопрос и дала твердый отрицательный ответ, хотя всем присутствующим было очевидно, что вопрос о гражданстве этого человека мог быть решен уже после публикации в газете «Известия» — журналистов интересовало, имел ли Березовский израильские документы и для чего их использовал, но формулировка заданного вопроса позволила не говорить в ответе именно о том, ради чего вопрос был задан.

В отличие от интервью как породившего жанра пресс–конференция упрощает положение журналиста тем, что он может не думать над каждым следующим вопросом и вести беседу, что мешает восприятию ответов. Если при отсутствии возможностей для подготовки журналист вынужден отказываться от интервью или переносить его на более поздний срок, то присутствие на пресс–конференции в любом случае осмысленно. В принципе можно вообще не задавать своих вопросов. Однако на пресс–конференции почти всегда выявляются разнообразные формы группового поведения с канализованностью исхода. Например, вовремя заданный и удачно построенный вопрос компетентного в проблеме журналиста может переключить все собрание на другой тип общения и с совершенно иным результатом всего мероприятия. Данный жанр является на сегодняшний день наиболее важным для профессионального становления журналиста, в том числе если он предпочитает иные жанры в качестве основного рода деятельности. Журналистам любого профиля и особенно начинающим следует хотя бы иногда участвовать в работе пресс–конференций. Разумеется, обилие случайных людей в отечественных СМИ, которые не готовятся к выезду на задание и не знают, что спросить, а также то, что пресс–конференция редко идет в эфир, создает ощущение потери времени. Тем не менее данный жанр является наиболее интересным, уникальным в смысле конструктивного профессионального соперничества журналистов и позитивной конкурентности разных форм власти включая журналистику при максимальных возможностях генерации журналистской информации — как событийной эфирной (публикуемой), так и восполняющей личный архив (журналистское досье). К сожалению, острый жанр или его название часто используются в качестве варианта ток–шоу — именно из-за путаницы, вносимой непрофессионалами на отечественном телевидении, пришлось здесь описывать пресс–конференцию столь подробно. Дело в том, что во время острых политических перемен в России, при повышенном внимании к тем «героям дня», которых было невозможно пригласить в студию (некоторые физически недоступны для диалога — достаточно вспомнить, что говорили Руцкой или Стародубцев), распространились игровые политические ток–шоу, когда роли президента, министра или кандидата играют представители разных структурных составляющих аудитории. Данный жанр имитированной пресс–конференции не имеет с ней кроме моделированной формы ничего общего и не генерирует принципиально новую информацию, хотя и эффективно актуализует существующую в недрах аудитории.

Репортаж — жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность — имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров. Но не ТВ в целом. Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и корреспондента (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью». Фактически это всегда не так — зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или ожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии («Будьте визуальной частью сообщения!») — бежит вместе с демонстрантами, участвует в спасательных работах, оказывается заложником Шамиля Басаева в Буденовске и т.д. Иногда журналист может послужить и криптопровокатором события, иными словами — его скрытым организатором. Откровенно говоря, если бы зрителю постоянно не внушали, что журналистов иногда убивают, зрелищность репортажа была бы существенно ниже: «Мы только что из Сенегала — вот там была стрельба!» (французы в 1993, разматывая кабеля у Белого Дома, когда ГТРК «Останкино» около суток фактически не работало). Мотивацию рискованного поведения журналиста зрелищно иллюстрировал французский художественный фильм «Жить, чтобы жить» с Ивом Монтаном в главной роли.

Фактически же такие широкомасштабные мировые процессы, как, например, «мирный процесс» в Палестине (равно и в Ольстере, Карабахе, Абхазии, Чечне и т.д.), нацело обусловлен явлением необходимой истины: оператор CNN тщательно снимает целящегося солдата ЦАХАЛа и затем — убегающего палестинского террориста, но «упускает» начальное звено (того же террориста, бросающего камень). В этом смысле достичь объективной подачи информации практически невозможно, причем вовсе не из-за субъективного пристрастия самого журналиста.

Сатира — в прошлом — группа жанров (в основном фельетон и памфлет), в настоящее время скорее способ (стиль) отображения реальности, используемый во многих журналистских жанрах для поддержания остроты восприятия и расширения аудитории. Использует злой саркастический юмор для создания иллюзии превосходства одной части аудитории над другой, иногда потенциальной ее частью или отдельным общественно–значимым представителем этой части. В остальном жанр (на современном экране) может быть любым — от репортажа до чисто игрового произведения. Фактически сатира граничит с ксенофобией. Однако западные политические деятели иногда предпочитают не подавать исковых заявлений на СМИ в суд даже в случае откровенной клеветы, чтобы не снижать свой рейтинг еще более, но в России происходит нечто противоположное — рейтинг повышается у СМИ даже в случае вызывающе извращенной подачи информации.

Сериал или «мыльная опера» — название прижилось после первых же сериалов, показ которых сопровождался обильной рекламой, в основном стирального порошка и мыла, т.к. сериалы были адресованы прежде всего домохозяйкам. Типичные примеры качественных зрелищных отечественных сериалов — «Адъютант его превосходительства», «Большая перемена», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны» и т.д. Для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма, например, «Два капитана» и «Остров сокровищ». Пренебрежительное название импортных сериалов связано с дешевизной их изготовления, когда ставка делается на множественность серий и внешние данные актеров, при сниженных требованиях к качеству игры и режиссуре: множественные смысловые повторы для нетребовательного и невнимательного зрителя, статичные длинные диалоги и полилоги, минимум игрового движения в кадре, почти полное отсутствие экстерьерных съемок и изысков ракурса, многолетние съемки практически без дублей и репетиций с допустимой заменой актеров. Впрочем, некоторые указанные особенности вообще характеризуют телеэкран как «младшего брата большого экрана».

Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.

Телемарафон — по аналогии с психологическим зондированием личности длящаяся 24 часа передача, обычно в прямой трансляции и с одним ведущим, организуемая как правило с благотворительными целями (например, чтобы собрать средства на лечение детей, больных одной конкретной болезнью), проводимая в интерактивном режиме — зрители имеют возможность звонить в студию, предлагая пожертвования и частично влияя на ход передачи. Для увеличения зрелищности используются перебивки сюжетами с тематически подобранным видеорядом, часто с натуралистическими деталями и сюрреалистичной ассоциативностью, и иные всевозможные средства. Так, значительную продленную реакцию аудитории вызвали буквально только два слова обреченной девочки в репортаже из больничной палаты, по-советски не приспособленной для лечения лейкемии: «Я умираю». Данный жанр увеличивает рейтинг журналиста, но мало способствует решению проблемы в нашей стране. Более распространен на западном, чем отечественном ТВ.

Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.

Телеспектакль — первично прямой репортаж из театра прошел две стадии эволюции. Репортаж сменился показом в записи, для чего был создан фонд записей театральных постановок. Затем появилась как естественное продолжение процесса запись телеверсии постановки, с участием второго режиссера из сферы ТВ. В числе транспонированных на телеэкран оказались всевозможные сценические жанры — драма (см.), опера, оперетта и т.д. Некоторые были специально поставлены на ТВ (например, водевиль — музыкальный жанр с определенными жесткими ограничениями на сюжет, или бенефис — представление одного актера в виде композиции отрывков различных произведений). Многие экранные формы транслировались по ТВ, будучи сделанными не специально для него, например, «Евгений Онегин» — натурные съемки игры актеров, совмещенные с фонограммой соответствующей оперы.

Телешоу — развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Основное качество — зрелищность, функция — рекреативная.

Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время хорошими примерами типичного ток–шоу являются «Поехали», «Мы», «Тема», «Про это», «Моя семья», «Национальный интерес» и «Я сама». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая "телевизионная пресс–конференция" на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.

Эссе — монологичный жанр художественной, в основном литературной, публицистики, авторство которого приписывается Монтеню. Из современных телевизионных передач к настоящему жанру можно отнести «Реку времени» Дмитрия Захарова.

в начало


Наши рекомендации