Криволинейные бордюры (2.1.0) 15 страница

Конфигурация бордюров пятого варианта — зигзаг из продол­говатых шестиугольников. Но между последними здесь находится ромб на зубчатой линии (иногда в качестве фоновой части),-а внутреннее пространство шестиугольников заполнено либо линией из ромбов, либо ступенчатым шестиугольником с ромбическими вершинами (рис. 8, 69).

Шестой вариант — сборный. Сюда вошли сложнейшие бордю­ры из зигзага и пальмето- и крестообразных элементов со слож­ными перекрестьями. Своеобразную форму имеют узоры, создан­ные Ж-видными элементами в зигзаговрм построении и деревьями. Вышивка ханты ханч и расположение на обшлагах или вокруг нагрудного разреза объединяют эти орнаменты.

1.1.2.5. Пятая группа бордюров отмечена единственным элемен­том симметрии — параллельный перенос —а. Таким образом, узор предстает как чередование асимметричных мотивов.

1.1.2.5.1. Первая подгруппа узоров создана наклонными полосами. В бисере исполнялись узоры предельно лаконичной формы, которые пришивались по краям нагрудного разреза, обш­лагов, вдоль проймы (рис. 13, 5). Скрепляющие бордюр верхние и нижние ряды бисера придавали мотивам вид параллелограмма. Одна нз мастериц за счет подключения к симметрии форм сим­метрии цвета создала орнаментальный ряд нз так называемых «уточек»; бисеринки одного цвета образовывали наклонную поло­су и прилегающие к ней части верхних п. нижних рядов. В вышив­ке ханты ханч на рубахах со вторым вариантом орнаментальных

композиций встречается усложненный вид бордюра из наклонных полос: между последними находятся ряды из ромбиков. Такие орнаменты помещены на краях переднего и заднего полотнищ.

1.1.2.5.2. Вторая подгруппа — сборная. Первый вариант
составили S-образные мотивы, названные «гнездом змеи» (рис. 13,
6). В общей картине южнохантыйского орнамента они едва уло­
вимы, так как встречаются редко и в различной предметной среде:
на бисерных воротниках, в качестве окаймляющих вышитых узоров
(керем ханч, где роль мотива выполняет фоновая часть, и руть
ханч) на пройме и вокруг плечевой розетки. Окаймление декора­
тивного убранства нагрудного разреза и розеток в области плеча
— сфера композиционного приложения бордюров второго вариан­
та. Они— результат трансформации «птиц», причем самой радн-
, калькой: корпус птицы располагается не наклонно, а строго гори­
зонтально; к тому же исчезает противопоставление этих элементов
в композиции мотива (рис. 13, 7). Третий вариант представлен
лишь вышивкой руть ханч: исполненный наклонно мотив «уточки»
с поперечным отростком (рис. 13, 8). Вероятно, узор возник вслед­
ствие преобразования крючковидного креста, так как «уточка»
отсутствует в южнохантыйской орнаментике описываемого перио­
да. Бордюры четвертого варианта связаны с орнаментальными
композициями женских рубах третьего и четвертого вариантов.
Они имеют Ж-образпый вид, вышиты только ссвем ханч н окайм­
ляют горизонтальный орнамент в средней части рукавов либо узор
на обшлагах (рис. 13, 9). Пятый вариант вобрал в себя единич-
.ные экземпляры мотивов, например, ступенчатые прямоугольники
с крючковпдными отростками, исполненные вышивкой руть ханч
на женском халате, или узор,' составленный в традиции мозаики и
украшающий рукавицу из ткани. . •

1.1.2.6. Шестая, группа бордюров — одна из самых малочис­ленных— содержит мотивы, построенные с помощью оси враще­ния— о: 2. Число сходных орнаментов не достигает здесь и десят­ка, конфигурация их единообразна.

Основной бордюр на подоле женских' рубах первого варианта часто имел вид зигзага с продленной и крючкообразной вершиной (рис. 8, 78). Внутреннее пространство зигзага заполнено ромбом на зубчатом основании. Все сказанное относится к технике керем ханч, которой исполнены почти все образцы орнамента. В редких случаях применения ханты ханч. или руть ханч мотив изменяется незначительно в сторону упрощения.

1.1.2.7. Седьмая группа. Ее присутствие в южнохантыйских орнаментах также может оказаться незамеченным в силу мало­численности узоров. А между тем они представляют совершенно своеобразный вид симметрии бордюров: параллельный перенос,

Дополненный плоскостью скользящего отражения — а • а.

I / Ь

Зигзаг с отростками по его сторонам на нагрудных украшени­ях, нанизанных из бисера, отражает узоры с указанным видом симметрии (рис. 8, 80]. В нанизанных из бисера узорах воплощена и другая орнаментальная форма, имеющая прямые аналогии с не­прерывными бордюрами северных и восточных хантов (рис. 8, 81]. Вышитые в керем ханч рубахи первого варианта в качестве основ­ного иногда содержат в нагрудной части бордюр, составленный из спиралевидного элемента, дополненного Х-образными мотивами. Соединение спиральной конфигурации с симметрическими особен­ностями группы создает S-видный мотив. Возможно, что подобные бордюры есть усложненный вил уже встречавшихся S-образных узоров (1.1.2.5). Но если ранее они возникали из фоновых частей орнамента, то здесь пх образует конфигурация узорной линии.

1.2.0. Розетки

Если правило формирования бордюров сопряжено с парал­лельным переносом мотива вдоль одной оси, то еще одна орнамен­тальная категория — розетки — возникает при вращении мотива. Число повторов искомой фигуры определяет порядок вращения. За редким исключением почти все южнохантыйские розетки имеют порядок вращения, равный четырем, и симметричный мотив, что выражается формулой 4 • т. Таким образом, с точки зрения сим­метрических преобразований все южнохантыйские розетки состав­ляют одну группу—1.2.О.1., — а имеющие место вариации мотивов умещаются в рамки внутригрупповых различий. Еще одна общая черта южнохантыйских розеток —заданность орнаментального про­странства ромбом и отделка окаймляющими бордюрами. Единст­венной сферой приложения розеток служили вышитые женские рубахи, а именно, третий вариант орнаментальных композиций, плечевая часть.

1.2.0.1.1. Первая подгруппа в количественном плане явно доминирующая среди прочих. Изобразительную суть ее пер­вого варианта составили мотивы из птиц и деревьев. Причем наб­людается высокая степень устойчивости как конфигурации моти­вов, так и их технических характеристик. Розетки составлены из стилизованных форм сросшихся птиц и вышиты руть ханч (рис. 14, 1). Формы птиц аналогичны бордюрным образцам (1.1.2.4 и 1.1.2.2.1). Отклонения в розетках от указанных норм как в сторо­ну большей стилизации, так и реализма минимальны. В неко­торых случаях нарушение симметричности в изображении птицы подводит узор под вид симметрии 2 • т.

Второй вариант розеток связан с орнаментальными преобра­зованиями деревьев. При описании бордюров четвертой группы отмечалось (1.1.2.4.1), что по мере стилизации мотива форма де-

репьев приближалась к розетчатой. В полном виде эта форма пред­стает как крест с ромбическими окончаниями и ромбом в центре. Соотношение перечисленных элементов могло быть различным. В одних случаях место птиц занято элементом, в строгой геомет­рии которого едва уловимы силуэты стилизованных птиц (рис. 14, 2], а в других, случаях птицы вытеснены окончательно, и лишь крайне стилизованная форма деревьев составляет основу розетки.

1.2.0.1.2. Вторая подгруппа розеток также строго при­вержена единой форме и технике керем ханч. Мотивом, составля­ющим орнамент, служит уголок, к вершине которого присоединен ромб, а фоновые части внутреннего пространства образуют ромб на треугольном основании за счет присоединения к сторонам углов треугольников (рис. 14, 3). Этот элемент уже встречался в бор­дюрных построениях третьей группы (1.1.2.3.1). Розетки описыва­емой подгруппы отличает от прочих одна стилистическая деталь — двойной окаймляющий бордюр вокруг их сторон. Внешнее окайм­ление точно такое же, как и у других подгрупп, но наряду с ним присутствует еще и внутреннее: узкая бордюрная полоса из тре­угольников либо прямоугольников с крючкообразными отростка­ми, фоновые части которых дают S-образную фигуру.

В значительной степени условно к данной подгруппе можно отнести и те немногочисленные образцы розеток, что зафиксиро­ваны у южных хантов на берестяных колыбелях и крышках сосу­дов. Мотивом, создающим розетку, служат здесь входящие друг в друга параллельные уголки. В случае соединения последних асим­метричными перемычками преобразуется вид симметрии орнамен­та— 4 • п. Подобные розетки представлены шире у восточных и северных хантов (см. рис. 16, 7].

1.2.0.1.3. Третья подгруппа — сборная и включает розет­ки, мотивы которых образованы не столь популярными в южно­хантыйских орнаментах фигурами, как птицы и деревья. Это — пальметкообразные мотивы и мотивы, хитросплетение линий кото­рых напоминает прямые кресты с фигурными перекрестьями (рис. 14,4—5]. Они вышиты ханты ханч. Первый образец оформлен таким образом, что напоминает мысовидные окончания бордюров в на­грудной части. Такое решение розеток —явление не единичное на южнохантыйских рубахах. Кроме того, продольная полоса бисер­ного орнамента также подчеркивает расчлененность розетки на Две бордюрные полосы. Оба розетчатых мотива обладают двойни­ками среди прерывистых бордюров (см. 1.1.2.4.2, шестой вариант).

1.3.0. Сетки

Рассматриваемая орнаментальная категория возникает при па­раллельном переносе мотива вдоль не одной, а двух осей перенося,

12. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири:-. 177

что создает двойной ритм в узоре. Напомню, что в зависимости от симметрии и параметров ячеек сетки могут быть с квадратной, треугольной, ромбической, прямоугольной и параллелограммной системами узлов. В южнохантыйских орнаментах представлены квадратная, прямоугольная и ромбическая сетки.

1.3.0.1. Первые два вида очень малочисленны и поэтому объ­единены в первую группу — квадратно-прямоугольную. Квадрат­ную структуру орнамента отражает единственный экземпляр, по­строенный из квадратов и вписанных в них ромбов с отростками на сторонах и крестами с ромбическими окончаниями. Простран­ство между квадратами занято звездчатыми фигурами, возникши­ми из уголков со сторонами из треугольников. Прямоугольную сет­ку составили фигуры из сросшихся треугольников, называвшихся «еловой ветвью» (рис. 14, 6].

1.3.0.2. Вторую группу создали ромбические орнаментальные сетки. Она, в свою очередь, делится на'две подгруппы, одна из которых обнаруживает связь с бордюрными структурами, другая является классическим образцом именно сетчатых орнаментов.

1.3.0.2.1. Первая подгруппа объединила узоры, имеющие в основе элементы из птиц и деревьев. В ее рамках первый вари­ант сеток сходен с частью бордюров первой группы (1.1.2.1.4, чет­вертый вариант), возникая в результате зеркального отражения всего бордюра (рис. 14, 7). Второй вариант проявляет сходство с другой частью бордюров указанной группы (1.1.2,1.4, пятый вари­ант) и является-логическим завершением развития срединной час­ти, которая, разрастаясь, преобразует одно качество в другое: бордюр — в сетку. Сходные процессы отмечались и в развитии бордюров из пальметкообразных фигур, но черты бордюрной ор­ганизации остались здесь преобладающими (1.1.2.1.5). Набор эле­ментов, сопровождающих птиц и деревьев, включает в себя решет­чатые и ступенчатые ромбы, пальметки, ромбы со свастикой, тюль-панообразные фигуры, Х- и зигзаговидные, именовавшиеся «сер­пом». Композиция на предмете сеток первой группы характеризу­ется заполнением верхнего рукавного полотнища.

1.3.0.2.1. Вторая подгруппа ромбических сеток напол­нена тремя вариантами узоров. Первый предстает как, узор на уголках пол у женских кафтанов (рис. 14, 5). Причем ромбическая система узлов сочетается здесь с треугольной, Бисерные полосы с несложным орнаментом, пересекаясь, создают на кафтанах сетку, ячейки которой не заполнены мотивами. С помощью разной тол щины бисерных лент подчеркивается Т-образная фигура, очевид­но, послужившая основой для развития всей сетки.

Второй вариант вобрал в себя узоры из ступенчатых ромбоп (рис. 14, 9). При технике керем ханч внутреннее-пространство ука­занных элементов занимали крючковидные кресты, при ханты ч

они отсутствовали, а ступенчатые ромбы дополнялись простыми, с отходящими от них отростками из утроенных треугольников. Мес: том нанесения данных орнаментов были рукава женских рубах.

Третий вариант — сборный. Он представлен ромбическими сет­ками классического вида, помещенными на женских рубахах в нижней части переднего полотнища. Вышивкой керем ханч испол­нены сетки с мотивами из ромбического креста с квадратами- вну­три; из креста с окончаниями в виде развилки; из ромба, состав­ленного из квадратов; из решетчатых ромбов с крестами из крюч­ков; из фигуры, скомпонованной из уголков и представленной так­же в розетках; из квадратиков с отростками. Все перечисленные узоры зафиксированы в единственном экземпляре.

Восточная группа 1.1.2. Бордюры: прерывистые мотивы

1.1.2.1. Первую группу прерывистых восточнохантыйских бор­дюров составляют мотивы, попадающие под вид симметрии о : m • т., который определяется плоскостями симметрии, парал­лельными и перпендикулярными к осп переносов. Среди прочих пяти групп данная является самой многочисленной и представлена семью подгруппами.

1.1.2.1.1. В основе первой подгруппы, охватывающей большое количество орнаментов, лежит ромб. Способы его деко­ративной отделки насчитывают шесть вариантов.

Первый вариант составляют узоры в виде ромбического ряда, при этом орнаментальную фигуру отличает наибольшая простота. Ромбы исполняются как в широкоплоскостной, так и в контурной манере; они либо соединены друг с другом через уголки, либо разомкнуты (рис. 8, /—4). По сравнению с началом века для вто­рой его половины характерны следующие подвижки в орнамен­тальной традиции. Во-первых, значительно сузился круг техниче­ских приемов исполнения узоров: из резьбы по кости, выемчатой резьбы по дереву, аппликации по зачерненной бересте, штампа и выскабливания по бересте, а также из нанизывания бисера в нас­тоящее время встречается практически лишь последняя техника. Единичные экземпляры узоров присутствуют и в выскабливании. Другое изменение орнаментальной традиции выразилось в коли­чественном сокращении узоров из лаконичных ромбов. При созда­нии ромбических орнаментов восточные ханты пользуются таким приемом, как создание новых форм за счет симметрических- пре-°бразований элемента, конфигурация которого остается неизмен­ной. При этом у восточной группы зафиксированы как южно-, так и северохантыйские формы реализации указанного приема: компо-

зиционное воздействие на ромб с помощью плоскости скользящего отражения н плоскости симметрии, либо только через плоскость симметрии (рис. 8, 5—6). Подобные орнаменты на протяжении всего столетия имеют вид лент, нанизанных из бисера'.

Второй вариант отличает насыщение орнаментальной полосы треугольниками, которые гармонично дополняют ряд из ромбов (рис. 8, 10). Такие бордюры занимают заметное место среди вос-точнохантыйских орнаментов, нанизанных из бисера. Конфигура­ция их подвержена динамике в минимальной степени, что касается стилистики исполнения, то широкоплоскостная манера иногда заменяется контурной и треугольники преобразуются в уголки (рис. 8, 11). Тонколинейность присуща резному орнаменту, нане­сенному на деревянную ступу. К исключению из правил восточно-хантыйской интерпретации ромбических мотивов второго варианта следует отнести появление узора, который в творчестве северной группы этноса присутствует на протяжении всего XX в. Имеются в виду перекрещенные внутри ромбы и уголки в виде «заячьих ушей» {рис. 8, 13). На Салыме помимо бисерных узоров встреча­лись и вышитые. Последние демонстрировали большое разнообра­зие форм в рамках мотивов из ромбов и уголков-треугольников. При этом средство, ведущее к усложнению конфигурации элемен­тов, оставалось неизменным — придание очертаниям фигур ступен­чатости и дополнительное, обрамление ромбов (рис. 8, 12). Ступен­чатое исполнение ромбов и уголков встречено и на Пиме.

Мотивы, цементирующие третий вариант ромбических узоров, отмечены лишь на рубеже веков н состояли из взаимопроникаю­щих параллельных ромбов. Крайние ромбы по причине ограниче­ния бордюрной площади полосой превращались в уголки, а места соединения мотивов напоминали косые кресты из уголков (рис. 8, 14). Контурная резьба по дереву и прочерчивание по бересте слу­жили техническими характеристиками таких узоров. Во второй половине XX в. формой бытования подобных узоров является рас­шивание бисером на манжетах у женских платьев (рис. 8, 16). До наших дней не дошла разновидность орнаментов третьего вариан­та, в которой доминирующим элементом стали не ромбы, а сходя­щиеся уголки (рис. 8, 17). Подобные, узоры встречались главным образом на Салыме и только в виде лент, нанизанных из бисера. Четвертый вариант представлен ромбами с продленными в виде развилок вершинами. У восточных хонтов, как и у южных, наблюдается традиция двоякого решения данного орнаментального приема: возможно продление сторон как через четыре, так и чере:< две вершины ромба (рис. 8, 18—20). Вместе с тем у первых узор­ный рисунок предельно прост и не включает в себя иных декора­тивно значимых элементов, кроме ромбов. Укоренившимися кано­нами непрерывных бордюров следует объяснять факт помещение

восточнохантыйской мастерицей ромба в непривычный для него контекст (рис. 8, 21). Значительно шире, чем у южной н северной групп этноса, у восточных хантов распространены мотивы из ром­бов с лучевидными отростками на сторонах (рис. 8, 23). При такой отделке фигуры ее стороны выглядят в виде полосы с отростком — элемента, пронизывающего большинство непрерывных бордюров. Б салымской вышивке описанные элементы дополнены прямыми отростками на вершинах, что усиливает «лучистость» ромба (рис. 8, 24). Только у восточных хантов наблюдается еще одна разно­видность ромба, представляющая собой промежуточную ступень между четвертым и пятым вариантами: ромб с лучистыми отрост­ками дополнен крючкообразными развилками, расположенными на двух его вершинах (рис. 8, 25). Фигуру характеризует устой­чивость конфигурации и популярность у современных мастериц. Она известна под именем сопырки — «лягушка».

Ромбические мотивы пятого варианта с крючковидными раз­вилками у восточных хантов, в отличие от южных и северных, не встречаются.

Ступенчатые ромбы, лежащие в основе шестого варианта узо­ров, среди восточнохантыйской орнаментики встречались лишь в салымской вышивке рубежа XIX—XX вв. Они исполнялись в тех­нике керем ханч и обладали теми же чертами, что и их южнохан­тыйские аналоги (рис. 8, 32). Вышивка руть ханч применительно к данным мотивам у восточных хантов, в отличие от южных, не за­фиксирована.

Сложные по насыщенности элементов и их конфигурации ром­бические узоры, представленные в южнохантыйской вышивке, в орнаменте восточной группы отсутствуют.

1.1.2.1.2. Вторая подгруппа прерывистых бордюров первой группы имеет в качестве основного структурообразующего элемента крест. Как и у южных хантов, различия в конфигурации элемента дают начало трем вариантам орнаментов.

Первый из них включает узоры из косого креста. Контурная манера исполнения последнего встречается редко и относится главным образом к началу века. Ряд из косых крестов, дополнен­ных точками, вырезался на костяных деталях упряжки. Иногда кресты разграничивались вертикальными перегородками, и мотив напоминал диагонально пересеченный квадрат. Зафиксированы орнаменты из косых контурных крестов и среди украшений из бисера, нашитых или нанизанных. Дополнительными элементами иногда выступали треугольники, ромбы, квадраты. Более харак­терна для восточнохантыйского декоративного творчества широко-плоскостная стилистика при создании крестообразных узоров. В начале века она бытовала в салымской вышивке н на бересте (рис. 8; 56', 40). Причем в последнем случае наглядно отражено

возникновение косого креста как результат соединения четырех уголков, а вертикальные перегородки между мотивами создают тот же эффект, что н на костяных изделиях. Во второй половине XX в. узоры из широкой л рскостных крестов присутствуют на саке в виде пришитых бисерных лент. Косой крест в силу лаконизма орнаментального рисунка выступает в роли элемента и мотива одновременно, лишь изредка он бывает дополнен маленькими ром­биками. Полосы нанизанного бисера служат основной .областью внедрения мотива из косого креста с перекрестьями (рис. 8; 37). В начале века он выскабливался на берестяной утвари, при этом мотивы изолировались друг от друга вертикальными линиями-пе­регородками. В современных бисерных образцах перегородки либо отсутствуют, либо принимают вид вертикального ромбического ряда и воспринимаются как дополнительные элементы. Несмотря на смену материала и техники исполнения мотив пронес через сто­летие неизменным свое название —«лапа собаки». Своеобразие восточнохантыйских крестообразных орнаментов по сравнению с таковыми у других групп этноса заключено в мотивах, где косой крест слагается из квадратиков (рис. 8, 41). Подобные узоры, од­нако, редки и бытуют на корневатиках или в бисерных нашивках. Эпизодично присутствие в восточнохантыйских орнаментах мотивов из прямого креста — второй вариант второй подгруппы (рис. 8, 42). Бисерные узоры начала XX в. имели конфигурацию, аналогичную южнохантыйской: крест и парные уголки-треуголь­ники по бокам от него. К этому же времени относился орнамент на бересте в технике аппликации с подкладным фоном. Здесь треу­гольники заполняли пространство между перекрестьями основной бордюрной фигуры. В 1970-е гг. на Пиме зафиксирован узор, сос­тоящий из прямых крестов с перекрестьями и сросшимися ступен­чатыми уголками между ними.

Третий вариант узоров ключевой фигурой имеет крест из ром-'бов. В отличие от южно- н северохантыйской традиции, которая лишь едва коснулась указанного мотива, прерывистые бордюры из ромбических крестов у восточной группы занимают значительное место. Узоры из сросшихся крестов фиксировались лишь в на­чале века и в небольшом количестве (рис. 8, 43). Для восточно­хантыйских орнаментов характерен крест из ромбов в качестве самостоятельной фигуры, несущей основную декоративную нагруз­ку в мотиве. Подобные узоры относятся ко второй половине XX в. и выполнены исключительно в бисере техникой нанизывания. Кре­сты дополняются в мотиве треугольниками или уголками, как и у южных хантов (рис. 8, 46), но чаще в роли дополнительных эле­ментов выступают ромбики. Встречаются орнаменты с усеченным мотивом, в этом случае фон имеет вид косого креста с загнутыми концами (рис. 8, 47). В салымской вышивке аналогичные образцы

были обильно снабжены дополнительными элементами и приобре­тали особую декоративную замысловатость.

О популярности у восточнохантыйских мастериц мотивов, строящихся на основе креста из ромбов, свидетельствует не только их количественная представительность, но и то обстоятельство, что мотив выполняет здесь функцию орнаментальной структуры, на­сыщение которой новыми элементами дает начало целому направ­лению в развитии современных прерывистых бордюров. Эти про­цессы особенно наглядно демонстрирует орнаментальное творче­ство пимских и тромъеганских хантов, хотя заметны они и у сур­гутских хантов в целом. Стержнем новацпонных изменений при создании прерывистых бордюров является внедрение правил пост­роения непрерывных, за исключением, естественно, того, что раз­граничивает оба вида бордюров, — непрерывности орнаментальной линии. В результате фоновые н узорные части становятся равно­значными с точки зрения их декоративной значимости, и их взаи­мопревращение зависит лишь от желания мастерицы. Возникнове­ние узора той или иной конфигурации определяется тем, какие части орнамента при нанизывании бисера приобретут светлый фоновый оттенок. Если к этому добавить, что в прерывистых бор­дюрах используются элементы непрерывных, то становится очевид­ным сближение первых со вторыми и размывание четких граней между ними в современных образцах. Причину этого, очевидно, следует усматривать в том, что хантыйские девочки любят упраж­няться в развитии своей творческой фантазии, создавая орнаменты на бумаге, линованной в клетку, а последняя служит прекрасной структурной основой для построения непрерывных бордюров в силу их конструктивных особенностей.

Развитие крестов из ромбов сопряжено с заменой крайних ромбов на шпрокоплоекостные уголки — элемент-мотив, распрост­раненный в непрерывных бордюрах (см. 1.1.1.2.2). Замена осуще­ствляется в двух формах. При первой уголки вытесняют все боко­вые ромбы (рис. 8, 48). При обратном цветовом соотношении узо­ром по правилам бисерных орнаментов станет фон. Последний может видоизменять свою конфигурацию, выступая в роли узора (рис. 8, 49). В свою очередь, фоновые части последнего бордюра также трансформируются в узор при зеркальном цветовом прочте­нии узора, тем более что фигура ромба с продленными сторонами, хотя и в иной декоративной манере, хорошо известна хантыйскому творчеству. Вторая форма трансформации креста, состоящего из ромбов, заключается в замене не всех, а лишь двух боковых ром­бов, на уголки (рис. 8, 50). Обязательным элементом при этом являются вертикальные ромбические ряды. Такая форма также обладает двойственной узорной природой: светлые части орнамен­та при исполнении их в темном цвете превращаются в узор. Орна-

мент получает дополнительное развитие и за счет вертикального удвоения мотива. Как видим, процесс взаимопроникновения узор­ных и фоновых частей очень динамичен и открывает широкие воз­можности для реализации новаторских начал в орнаментальном творчестве. По новадионной мощи, заложенной здесь, описанные превращения сопоставимы лишь с последствиями нетрадиционной компоновки непрерывных бордюров девятой группы (1.1.1.9), свойственной орнаментальному искусству северных хантов, а так­же пимских и тромъеганских у восточной группы.

1.1.2.1.3. Б третью подгруппу вошли узоры из горизон­тально сросшихся уголков. В южнохантыйской интерпретации под­группа представлена двумя вариантами мотивов. Эти же варианты обнаруживаются и в восточнохантыйском орнаментальном искус­стве.

Первый вариант из стреловидных уголков зафиксирован лишь в начале века на Салыме и в единственном экземпляре (рис. 8,

5;).

Второй вариант обнаруживает более широкий хронологичес­кий, географический и количественный диапазон. Уголки с загну­тыми концами, чье срастание дает мотив косого креста также с загнутыми концами, фиксируются с конца XIX в. в бисерных узо­рах салымских хантов. Во второй половине XX в. мотивы встре­чаются значительно чаще, и на всей территории проживания сур­гутских хантов. Форма узора при этом статична: крест с загнутыми концами дополнен маленькими ромбиками и треугольниками (рис. 8, 52). Более замысловатые по конфигурации мотивы, где уголки имеют ромбическую вершину, крючкообразные загибы на концах и такие же отростки на сторонах, были распространены лишь на Салыме в начале века (рис. 8, 53). Обращает на себя внимание тот факт, что фоновые части дают изображение мотива первого варианта. Вышитые образцы отличала еще большая декоративная насыщенность, чем бисерные (рис. 8, 54). Сальшские образцы сходны с южнохантыйскими. Еще одна разновидность мотивов второго варианта, распространенная у сургутских хантов во вто-.рой половине XX в., не имеет аналогов в орнаментах южной груп­пы. Речь идет о бисерных узорах, где сросшиеся уголки имеют прямой отросток на сторонах и дополнены ромбиками (рис. 8, 55). Следует упомянуть, что простые уголки, составленные попарно в мотиве, не характерны для восточно- и южнохантыйских орна­ментов.

Восточнохантьшская ситуация с орнаментами второго вари­анта проливает дополнительный свет на их генетическое соотноше­ние, так как, по сравнению с южнохантыйской она представлена бо­лее широко в хронологическом плаке. Исходной орнаментальной мо­делью здесь следует признать далеко не самый лаконичный орна-

мент (рис. 8, 53). Его, в свою очередь, можно рассматривать как результат композиционного удвоения вышитых в технике керем ханч узоров из уголков (см. 1.1.2.3). Сдвоенные уголки, вероятно, также бытовали в вышивке керем ханч, поскольку именно для нее характерно плотное зашивание узором декорируемого простран­ства, что создавало возможности для взаимопроникновения фоно­вых и узорных частей. Следствием последнего и явились узоры из сросшихся уголков первого варианта (рис. 8, 51). Однако на ру­беже веков и исходный, и производный орнаменты перешли в би­серные украшения и зафиксированы именно в них, поскольку керем ханч к этому времени сохранялась в наиболее ослабленном состоянии по сравнению с другими видами вышивки. В бисере произошла дальнейшая трансформация узора в сторону его упро­щения (рис. 8, 52). В вышивке руть ханч, для которой показатель­ны самые декоративно насыщенные орнаменты, сросшиеся уголки оказались включенными в сложную бордюрную композицию (рис. 8, 54). Описанные процессы протекали в орнаментальном творчестве южных хантов и салымцев. Восточным группам оказа­лась знакома лишь самая простая разновидность сросшихся угол­ков— косой крест с загнутыми концами (рис. 8, 52). На появление данного мотива повлияли два обстоятельства: присутствие косого креста с загнутыми концами в бисерных орнаментах салымской группы и возникновение аналогичной фигуры как фоновой части в распространенных восточнохантыйских узорах из ромбического креста (рис. 8, 47). Собственно восточнохантыйскоп интерпрета­цией сросшихся уголков стал образец на рис. 8, 55. Его декора­тивное оформление, исключающее крючкообразные загибы и от­ростки, вполне в духе орнаментальных традиции группы; здесь преобладают прямые отростки как в прерывистых, так и в непре­рывных бордюрах.

Наши рекомендации