Криволинейные бордюры (2.1.0) 15 страница
Конфигурация бордюров пятого варианта — зигзаг из продолговатых шестиугольников. Но между последними здесь находится ромб на зубчатой линии (иногда в качестве фоновой части),-а внутреннее пространство шестиугольников заполнено либо линией из ромбов, либо ступенчатым шестиугольником с ромбическими вершинами (рис. 8, 69).
Шестой вариант — сборный. Сюда вошли сложнейшие бордюры из зигзага и пальмето- и крестообразных элементов со сложными перекрестьями. Своеобразную форму имеют узоры, созданные Ж-видными элементами в зигзаговрм построении и деревьями. Вышивка ханты ханч и расположение на обшлагах или вокруг нагрудного разреза объединяют эти орнаменты.
1.1.2.5. Пятая группа бордюров отмечена единственным элементом симметрии — параллельный перенос —а. Таким образом, узор предстает как чередование асимметричных мотивов.
1.1.2.5.1. Первая подгруппа узоров создана наклонными полосами. В бисере исполнялись узоры предельно лаконичной формы, которые пришивались по краям нагрудного разреза, обшлагов, вдоль проймы (рис. 13, 5). Скрепляющие бордюр верхние и нижние ряды бисера придавали мотивам вид параллелограмма. Одна нз мастериц за счет подключения к симметрии форм симметрии цвета создала орнаментальный ряд нз так называемых «уточек»; бисеринки одного цвета образовывали наклонную полосу и прилегающие к ней части верхних п. нижних рядов. В вышивке ханты ханч на рубахах со вторым вариантом орнаментальных
композиций встречается усложненный вид бордюра из наклонных полос: между последними находятся ряды из ромбиков. Такие орнаменты помещены на краях переднего и заднего полотнищ.
1.1.2.5.2. Вторая подгруппа — сборная. Первый вариант
составили S-образные мотивы, названные «гнездом змеи» (рис. 13,
6). В общей картине южнохантыйского орнамента они едва уло
вимы, так как встречаются редко и в различной предметной среде:
на бисерных воротниках, в качестве окаймляющих вышитых узоров
(керем ханч, где роль мотива выполняет фоновая часть, и руть
ханч) на пройме и вокруг плечевой розетки. Окаймление декора
тивного убранства нагрудного разреза и розеток в области плеча
— сфера композиционного приложения бордюров второго вариан
та. Они— результат трансформации «птиц», причем самой радн-
, калькой: корпус птицы располагается не наклонно, а строго гори
зонтально; к тому же исчезает противопоставление этих элементов
в композиции мотива (рис. 13, 7). Третий вариант представлен
лишь вышивкой руть ханч: исполненный наклонно мотив «уточки»
с поперечным отростком (рис. 13, 8). Вероятно, узор возник вслед
ствие преобразования крючковидного креста, так как «уточка»
отсутствует в южнохантыйской орнаментике описываемого перио
да. Бордюры четвертого варианта связаны с орнаментальными
композициями женских рубах третьего и четвертого вариантов.
Они имеют Ж-образпый вид, вышиты только ссвем ханч н окайм
ляют горизонтальный орнамент в средней части рукавов либо узор
на обшлагах (рис. 13, 9). Пятый вариант вобрал в себя единич-
.ные экземпляры мотивов, например, ступенчатые прямоугольники
с крючковпдными отростками, исполненные вышивкой руть ханч
на женском халате, или узор,' составленный в традиции мозаики и
украшающий рукавицу из ткани. . •
1.1.2.6. Шестая, группа бордюров — одна из самых малочисленных— содержит мотивы, построенные с помощью оси вращения— о: 2. Число сходных орнаментов не достигает здесь и десятка, конфигурация их единообразна.
Основной бордюр на подоле женских' рубах первого варианта часто имел вид зигзага с продленной и крючкообразной вершиной (рис. 8, 78). Внутреннее пространство зигзага заполнено ромбом на зубчатом основании. Все сказанное относится к технике керем ханч, которой исполнены почти все образцы орнамента. В редких случаях применения ханты ханч. или руть ханч мотив изменяется незначительно в сторону упрощения.
1.1.2.7. Седьмая группа. Ее присутствие в южнохантыйских орнаментах также может оказаться незамеченным в силу малочисленности узоров. А между тем они представляют совершенно своеобразный вид симметрии бордюров: параллельный перенос,
Дополненный плоскостью скользящего отражения — а • а.
I / Ь
Зигзаг с отростками по его сторонам на нагрудных украшениях, нанизанных из бисера, отражает узоры с указанным видом симметрии (рис. 8, 80]. В нанизанных из бисера узорах воплощена и другая орнаментальная форма, имеющая прямые аналогии с непрерывными бордюрами северных и восточных хантов (рис. 8, 81]. Вышитые в керем ханч рубахи первого варианта в качестве основного иногда содержат в нагрудной части бордюр, составленный из спиралевидного элемента, дополненного Х-образными мотивами. Соединение спиральной конфигурации с симметрическими особенностями группы создает S-видный мотив. Возможно, что подобные бордюры есть усложненный вил уже встречавшихся S-образных узоров (1.1.2.5). Но если ранее они возникали из фоновых частей орнамента, то здесь пх образует конфигурация узорной линии.
1.2.0. Розетки
Если правило формирования бордюров сопряжено с параллельным переносом мотива вдоль одной оси, то еще одна орнаментальная категория — розетки — возникает при вращении мотива. Число повторов искомой фигуры определяет порядок вращения. За редким исключением почти все южнохантыйские розетки имеют порядок вращения, равный четырем, и симметричный мотив, что выражается формулой 4 • т. Таким образом, с точки зрения симметрических преобразований все южнохантыйские розетки составляют одну группу—1.2.О.1., — а имеющие место вариации мотивов умещаются в рамки внутригрупповых различий. Еще одна общая черта южнохантыйских розеток —заданность орнаментального пространства ромбом и отделка окаймляющими бордюрами. Единственной сферой приложения розеток служили вышитые женские рубахи, а именно, третий вариант орнаментальных композиций, плечевая часть.
1.2.0.1.1. Первая подгруппа в количественном плане явно доминирующая среди прочих. Изобразительную суть ее первого варианта составили мотивы из птиц и деревьев. Причем наблюдается высокая степень устойчивости как конфигурации мотивов, так и их технических характеристик. Розетки составлены из стилизованных форм сросшихся птиц и вышиты руть ханч (рис. 14, 1). Формы птиц аналогичны бордюрным образцам (1.1.2.4 и 1.1.2.2.1). Отклонения в розетках от указанных норм как в сторону большей стилизации, так и реализма минимальны. В некоторых случаях нарушение симметричности в изображении птицы подводит узор под вид симметрии 2 • т.
Второй вариант розеток связан с орнаментальными преобразованиями деревьев. При описании бордюров четвертой группы отмечалось (1.1.2.4.1), что по мере стилизации мотива форма де-
репьев приближалась к розетчатой. В полном виде эта форма предстает как крест с ромбическими окончаниями и ромбом в центре. Соотношение перечисленных элементов могло быть различным. В одних случаях место птиц занято элементом, в строгой геометрии которого едва уловимы силуэты стилизованных птиц (рис. 14, 2], а в других, случаях птицы вытеснены окончательно, и лишь крайне стилизованная форма деревьев составляет основу розетки.
1.2.0.1.2. Вторая подгруппа розеток также строго привержена единой форме и технике керем ханч. Мотивом, составляющим орнамент, служит уголок, к вершине которого присоединен ромб, а фоновые части внутреннего пространства образуют ромб на треугольном основании за счет присоединения к сторонам углов треугольников (рис. 14, 3). Этот элемент уже встречался в бордюрных построениях третьей группы (1.1.2.3.1). Розетки описываемой подгруппы отличает от прочих одна стилистическая деталь — двойной окаймляющий бордюр вокруг их сторон. Внешнее окаймление точно такое же, как и у других подгрупп, но наряду с ним присутствует еще и внутреннее: узкая бордюрная полоса из треугольников либо прямоугольников с крючкообразными отростками, фоновые части которых дают S-образную фигуру.
В значительной степени условно к данной подгруппе можно отнести и те немногочисленные образцы розеток, что зафиксированы у южных хантов на берестяных колыбелях и крышках сосудов. Мотивом, создающим розетку, служат здесь входящие друг в друга параллельные уголки. В случае соединения последних асимметричными перемычками преобразуется вид симметрии орнамента— 4 • п. Подобные розетки представлены шире у восточных и северных хантов (см. рис. 16, 7].
1.2.0.1.3. Третья подгруппа — сборная и включает розетки, мотивы которых образованы не столь популярными в южнохантыйских орнаментах фигурами, как птицы и деревья. Это — пальметкообразные мотивы и мотивы, хитросплетение линий которых напоминает прямые кресты с фигурными перекрестьями (рис. 14,4—5]. Они вышиты ханты ханч. Первый образец оформлен таким образом, что напоминает мысовидные окончания бордюров в нагрудной части. Такое решение розеток —явление не единичное на южнохантыйских рубахах. Кроме того, продольная полоса бисерного орнамента также подчеркивает расчлененность розетки на Две бордюрные полосы. Оба розетчатых мотива обладают двойниками среди прерывистых бордюров (см. 1.1.2.4.2, шестой вариант).
1.3.0. Сетки
Рассматриваемая орнаментальная категория возникает при параллельном переносе мотива вдоль не одной, а двух осей перенося,
12. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири:-. 177
что создает двойной ритм в узоре. Напомню, что в зависимости от симметрии и параметров ячеек сетки могут быть с квадратной, треугольной, ромбической, прямоугольной и параллелограммной системами узлов. В южнохантыйских орнаментах представлены квадратная, прямоугольная и ромбическая сетки.
1.3.0.1. Первые два вида очень малочисленны и поэтому объединены в первую группу — квадратно-прямоугольную. Квадратную структуру орнамента отражает единственный экземпляр, построенный из квадратов и вписанных в них ромбов с отростками на сторонах и крестами с ромбическими окончаниями. Пространство между квадратами занято звездчатыми фигурами, возникшими из уголков со сторонами из треугольников. Прямоугольную сетку составили фигуры из сросшихся треугольников, называвшихся «еловой ветвью» (рис. 14, 6].
1.3.0.2. Вторую группу создали ромбические орнаментальные сетки. Она, в свою очередь, делится на'две подгруппы, одна из которых обнаруживает связь с бордюрными структурами, другая является классическим образцом именно сетчатых орнаментов.
1.3.0.2.1. Первая подгруппа объединила узоры, имеющие в основе элементы из птиц и деревьев. В ее рамках первый вариант сеток сходен с частью бордюров первой группы (1.1.2.1.4, четвертый вариант), возникая в результате зеркального отражения всего бордюра (рис. 14, 7). Второй вариант проявляет сходство с другой частью бордюров указанной группы (1.1.2,1.4, пятый вариант) и является-логическим завершением развития срединной части, которая, разрастаясь, преобразует одно качество в другое: бордюр — в сетку. Сходные процессы отмечались и в развитии бордюров из пальметкообразных фигур, но черты бордюрной организации остались здесь преобладающими (1.1.2.1.5). Набор элементов, сопровождающих птиц и деревьев, включает в себя решетчатые и ступенчатые ромбы, пальметки, ромбы со свастикой, тюль-панообразные фигуры, Х- и зигзаговидные, именовавшиеся «серпом». Композиция на предмете сеток первой группы характеризуется заполнением верхнего рукавного полотнища.
1.3.0.2.1. Вторая подгруппа ромбических сеток наполнена тремя вариантами узоров. Первый предстает как, узор на уголках пол у женских кафтанов (рис. 14, 5). Причем ромбическая система узлов сочетается здесь с треугольной, Бисерные полосы с несложным орнаментом, пересекаясь, создают на кафтанах сетку, ячейки которой не заполнены мотивами. С помощью разной тол щины бисерных лент подчеркивается Т-образная фигура, очевидно, послужившая основой для развития всей сетки.
Второй вариант вобрал в себя узоры из ступенчатых ромбоп (рис. 14, 9). При технике керем ханч внутреннее-пространство указанных элементов занимали крючковидные кресты, при ханты ч
они отсутствовали, а ступенчатые ромбы дополнялись простыми, с отходящими от них отростками из утроенных треугольников. Мес: том нанесения данных орнаментов были рукава женских рубах.
Третий вариант — сборный. Он представлен ромбическими сетками классического вида, помещенными на женских рубахах в нижней части переднего полотнища. Вышивкой керем ханч исполнены сетки с мотивами из ромбического креста с квадратами- внутри; из креста с окончаниями в виде развилки; из ромба, составленного из квадратов; из решетчатых ромбов с крестами из крючков; из фигуры, скомпонованной из уголков и представленной также в розетках; из квадратиков с отростками. Все перечисленные узоры зафиксированы в единственном экземпляре.
Восточная группа 1.1.2. Бордюры: прерывистые мотивы
1.1.2.1. Первую группу прерывистых восточнохантыйских бордюров составляют мотивы, попадающие под вид симметрии о : m • т., который определяется плоскостями симметрии, параллельными и перпендикулярными к осп переносов. Среди прочих пяти групп данная является самой многочисленной и представлена семью подгруппами.
1.1.2.1.1. В основе первой подгруппы, охватывающей большое количество орнаментов, лежит ромб. Способы его декоративной отделки насчитывают шесть вариантов.
Первый вариант составляют узоры в виде ромбического ряда, при этом орнаментальную фигуру отличает наибольшая простота. Ромбы исполняются как в широкоплоскостной, так и в контурной манере; они либо соединены друг с другом через уголки, либо разомкнуты (рис. 8, /—4). По сравнению с началом века для второй его половины характерны следующие подвижки в орнаментальной традиции. Во-первых, значительно сузился круг технических приемов исполнения узоров: из резьбы по кости, выемчатой резьбы по дереву, аппликации по зачерненной бересте, штампа и выскабливания по бересте, а также из нанизывания бисера в настоящее время встречается практически лишь последняя техника. Единичные экземпляры узоров присутствуют и в выскабливании. Другое изменение орнаментальной традиции выразилось в количественном сокращении узоров из лаконичных ромбов. При создании ромбических орнаментов восточные ханты пользуются таким приемом, как создание новых форм за счет симметрических- пре-°бразований элемента, конфигурация которого остается неизменной. При этом у восточной группы зафиксированы как южно-, так и северохантыйские формы реализации указанного приема: компо-
зиционное воздействие на ромб с помощью плоскости скользящего отражения н плоскости симметрии, либо только через плоскость симметрии (рис. 8, 5—6). Подобные орнаменты на протяжении всего столетия имеют вид лент, нанизанных из бисера'.
Второй вариант отличает насыщение орнаментальной полосы треугольниками, которые гармонично дополняют ряд из ромбов (рис. 8, 10). Такие бордюры занимают заметное место среди вос-точнохантыйских орнаментов, нанизанных из бисера. Конфигурация их подвержена динамике в минимальной степени, что касается стилистики исполнения, то широкоплоскостная манера иногда заменяется контурной и треугольники преобразуются в уголки (рис. 8, 11). Тонколинейность присуща резному орнаменту, нанесенному на деревянную ступу. К исключению из правил восточно-хантыйской интерпретации ромбических мотивов второго варианта следует отнести появление узора, который в творчестве северной группы этноса присутствует на протяжении всего XX в. Имеются в виду перекрещенные внутри ромбы и уголки в виде «заячьих ушей» {рис. 8, 13). На Салыме помимо бисерных узоров встречались и вышитые. Последние демонстрировали большое разнообразие форм в рамках мотивов из ромбов и уголков-треугольников. При этом средство, ведущее к усложнению конфигурации элементов, оставалось неизменным — придание очертаниям фигур ступенчатости и дополнительное, обрамление ромбов (рис. 8, 12). Ступенчатое исполнение ромбов и уголков встречено и на Пиме.
Мотивы, цементирующие третий вариант ромбических узоров, отмечены лишь на рубеже веков н состояли из взаимопроникающих параллельных ромбов. Крайние ромбы по причине ограничения бордюрной площади полосой превращались в уголки, а места соединения мотивов напоминали косые кресты из уголков (рис. 8, 14). Контурная резьба по дереву и прочерчивание по бересте служили техническими характеристиками таких узоров. Во второй половине XX в. формой бытования подобных узоров является расшивание бисером на манжетах у женских платьев (рис. 8, 16). До наших дней не дошла разновидность орнаментов третьего варианта, в которой доминирующим элементом стали не ромбы, а сходящиеся уголки (рис. 8, 17). Подобные, узоры встречались главным образом на Салыме и только в виде лент, нанизанных из бисера. Четвертый вариант представлен ромбами с продленными в виде развилок вершинами. У восточных хонтов, как и у южных, наблюдается традиция двоякого решения данного орнаментального приема: возможно продление сторон как через четыре, так и чере:< две вершины ромба (рис. 8, 18—20). Вместе с тем у первых узорный рисунок предельно прост и не включает в себя иных декоративно значимых элементов, кроме ромбов. Укоренившимися канонами непрерывных бордюров следует объяснять факт помещение
восточнохантыйской мастерицей ромба в непривычный для него контекст (рис. 8, 21). Значительно шире, чем у южной н северной групп этноса, у восточных хантов распространены мотивы из ромбов с лучевидными отростками на сторонах (рис. 8, 23). При такой отделке фигуры ее стороны выглядят в виде полосы с отростком — элемента, пронизывающего большинство непрерывных бордюров. Б салымской вышивке описанные элементы дополнены прямыми отростками на вершинах, что усиливает «лучистость» ромба (рис. 8, 24). Только у восточных хантов наблюдается еще одна разновидность ромба, представляющая собой промежуточную ступень между четвертым и пятым вариантами: ромб с лучистыми отростками дополнен крючкообразными развилками, расположенными на двух его вершинах (рис. 8, 25). Фигуру характеризует устойчивость конфигурации и популярность у современных мастериц. Она известна под именем сопырки — «лягушка».
Ромбические мотивы пятого варианта с крючковидными развилками у восточных хантов, в отличие от южных и северных, не встречаются.
Ступенчатые ромбы, лежащие в основе шестого варианта узоров, среди восточнохантыйской орнаментики встречались лишь в салымской вышивке рубежа XIX—XX вв. Они исполнялись в технике керем ханч и обладали теми же чертами, что и их южнохантыйские аналоги (рис. 8, 32). Вышивка руть ханч применительно к данным мотивам у восточных хантов, в отличие от южных, не зафиксирована.
Сложные по насыщенности элементов и их конфигурации ромбические узоры, представленные в южнохантыйской вышивке, в орнаменте восточной группы отсутствуют.
1.1.2.1.2. Вторая подгруппа прерывистых бордюров первой группы имеет в качестве основного структурообразующего элемента крест. Как и у южных хантов, различия в конфигурации элемента дают начало трем вариантам орнаментов.
Первый из них включает узоры из косого креста. Контурная манера исполнения последнего встречается редко и относится главным образом к началу века. Ряд из косых крестов, дополненных точками, вырезался на костяных деталях упряжки. Иногда кресты разграничивались вертикальными перегородками, и мотив напоминал диагонально пересеченный квадрат. Зафиксированы орнаменты из косых контурных крестов и среди украшений из бисера, нашитых или нанизанных. Дополнительными элементами иногда выступали треугольники, ромбы, квадраты. Более характерна для восточнохантыйского декоративного творчества широко-плоскостная стилистика при создании крестообразных узоров. В начале века она бытовала в салымской вышивке н на бересте (рис. 8; 56', 40). Причем в последнем случае наглядно отражено
возникновение косого креста как результат соединения четырех уголков, а вертикальные перегородки между мотивами создают тот же эффект, что н на костяных изделиях. Во второй половине XX в. узоры из широкой л рскостных крестов присутствуют на саке в виде пришитых бисерных лент. Косой крест в силу лаконизма орнаментального рисунка выступает в роли элемента и мотива одновременно, лишь изредка он бывает дополнен маленькими ромбиками. Полосы нанизанного бисера служат основной .областью внедрения мотива из косого креста с перекрестьями (рис. 8; 37). В начале века он выскабливался на берестяной утвари, при этом мотивы изолировались друг от друга вертикальными линиями-перегородками. В современных бисерных образцах перегородки либо отсутствуют, либо принимают вид вертикального ромбического ряда и воспринимаются как дополнительные элементы. Несмотря на смену материала и техники исполнения мотив пронес через столетие неизменным свое название —«лапа собаки». Своеобразие восточнохантыйских крестообразных орнаментов по сравнению с таковыми у других групп этноса заключено в мотивах, где косой крест слагается из квадратиков (рис. 8, 41). Подобные узоры, однако, редки и бытуют на корневатиках или в бисерных нашивках. Эпизодично присутствие в восточнохантыйских орнаментах мотивов из прямого креста — второй вариант второй подгруппы (рис. 8, 42). Бисерные узоры начала XX в. имели конфигурацию, аналогичную южнохантыйской: крест и парные уголки-треугольники по бокам от него. К этому же времени относился орнамент на бересте в технике аппликации с подкладным фоном. Здесь треугольники заполняли пространство между перекрестьями основной бордюрной фигуры. В 1970-е гг. на Пиме зафиксирован узор, состоящий из прямых крестов с перекрестьями и сросшимися ступенчатыми уголками между ними.
Третий вариант узоров ключевой фигурой имеет крест из ром-'бов. В отличие от южно- н северохантыйской традиции, которая лишь едва коснулась указанного мотива, прерывистые бордюры из ромбических крестов у восточной группы занимают значительное место. Узоры из сросшихся крестов фиксировались лишь в начале века и в небольшом количестве (рис. 8, 43). Для восточнохантыйских орнаментов характерен крест из ромбов в качестве самостоятельной фигуры, несущей основную декоративную нагрузку в мотиве. Подобные узоры относятся ко второй половине XX в. и выполнены исключительно в бисере техникой нанизывания. Кресты дополняются в мотиве треугольниками или уголками, как и у южных хантов (рис. 8, 46), но чаще в роли дополнительных элементов выступают ромбики. Встречаются орнаменты с усеченным мотивом, в этом случае фон имеет вид косого креста с загнутыми концами (рис. 8, 47). В салымской вышивке аналогичные образцы
были обильно снабжены дополнительными элементами и приобретали особую декоративную замысловатость.
О популярности у восточнохантыйских мастериц мотивов, строящихся на основе креста из ромбов, свидетельствует не только их количественная представительность, но и то обстоятельство, что мотив выполняет здесь функцию орнаментальной структуры, насыщение которой новыми элементами дает начало целому направлению в развитии современных прерывистых бордюров. Эти процессы особенно наглядно демонстрирует орнаментальное творчество пимских и тромъеганских хантов, хотя заметны они и у сургутских хантов в целом. Стержнем новацпонных изменений при создании прерывистых бордюров является внедрение правил построения непрерывных, за исключением, естественно, того, что разграничивает оба вида бордюров, — непрерывности орнаментальной линии. В результате фоновые н узорные части становятся равнозначными с точки зрения их декоративной значимости, и их взаимопревращение зависит лишь от желания мастерицы. Возникновение узора той или иной конфигурации определяется тем, какие части орнамента при нанизывании бисера приобретут светлый фоновый оттенок. Если к этому добавить, что в прерывистых бордюрах используются элементы непрерывных, то становится очевидным сближение первых со вторыми и размывание четких граней между ними в современных образцах. Причину этого, очевидно, следует усматривать в том, что хантыйские девочки любят упражняться в развитии своей творческой фантазии, создавая орнаменты на бумаге, линованной в клетку, а последняя служит прекрасной структурной основой для построения непрерывных бордюров в силу их конструктивных особенностей.
Развитие крестов из ромбов сопряжено с заменой крайних ромбов на шпрокоплоекостные уголки — элемент-мотив, распространенный в непрерывных бордюрах (см. 1.1.1.2.2). Замена осуществляется в двух формах. При первой уголки вытесняют все боковые ромбы (рис. 8, 48). При обратном цветовом соотношении узором по правилам бисерных орнаментов станет фон. Последний может видоизменять свою конфигурацию, выступая в роли узора (рис. 8, 49). В свою очередь, фоновые части последнего бордюра также трансформируются в узор при зеркальном цветовом прочтении узора, тем более что фигура ромба с продленными сторонами, хотя и в иной декоративной манере, хорошо известна хантыйскому творчеству. Вторая форма трансформации креста, состоящего из ромбов, заключается в замене не всех, а лишь двух боковых ромбов, на уголки (рис. 8, 50). Обязательным элементом при этом являются вертикальные ромбические ряды. Такая форма также обладает двойственной узорной природой: светлые части орнамента при исполнении их в темном цвете превращаются в узор. Орна-
мент получает дополнительное развитие и за счет вертикального удвоения мотива. Как видим, процесс взаимопроникновения узорных и фоновых частей очень динамичен и открывает широкие возможности для реализации новаторских начал в орнаментальном творчестве. По новадионной мощи, заложенной здесь, описанные превращения сопоставимы лишь с последствиями нетрадиционной компоновки непрерывных бордюров девятой группы (1.1.1.9), свойственной орнаментальному искусству северных хантов, а также пимских и тромъеганских у восточной группы.
1.1.2.1.3. Б третью подгруппу вошли узоры из горизонтально сросшихся уголков. В южнохантыйской интерпретации подгруппа представлена двумя вариантами мотивов. Эти же варианты обнаруживаются и в восточнохантыйском орнаментальном искусстве.
Первый вариант из стреловидных уголков зафиксирован лишь в начале века на Салыме и в единственном экземпляре (рис. 8,
5;).
Второй вариант обнаруживает более широкий хронологический, географический и количественный диапазон. Уголки с загнутыми концами, чье срастание дает мотив косого креста также с загнутыми концами, фиксируются с конца XIX в. в бисерных узорах салымских хантов. Во второй половине XX в. мотивы встречаются значительно чаще, и на всей территории проживания сургутских хантов. Форма узора при этом статична: крест с загнутыми концами дополнен маленькими ромбиками и треугольниками (рис. 8, 52). Более замысловатые по конфигурации мотивы, где уголки имеют ромбическую вершину, крючкообразные загибы на концах и такие же отростки на сторонах, были распространены лишь на Салыме в начале века (рис. 8, 53). Обращает на себя внимание тот факт, что фоновые части дают изображение мотива первого варианта. Вышитые образцы отличала еще большая декоративная насыщенность, чем бисерные (рис. 8, 54). Сальшские образцы сходны с южнохантыйскими. Еще одна разновидность мотивов второго варианта, распространенная у сургутских хантов во вто-.рой половине XX в., не имеет аналогов в орнаментах южной группы. Речь идет о бисерных узорах, где сросшиеся уголки имеют прямой отросток на сторонах и дополнены ромбиками (рис. 8, 55). Следует упомянуть, что простые уголки, составленные попарно в мотиве, не характерны для восточно- и южнохантыйских орнаментов.
Восточнохантьшская ситуация с орнаментами второго варианта проливает дополнительный свет на их генетическое соотношение, так как, по сравнению с южнохантыйской она представлена более широко в хронологическом плаке. Исходной орнаментальной моделью здесь следует признать далеко не самый лаконичный орна-
мент (рис. 8, 53). Его, в свою очередь, можно рассматривать как результат композиционного удвоения вышитых в технике керем ханч узоров из уголков (см. 1.1.2.3). Сдвоенные уголки, вероятно, также бытовали в вышивке керем ханч, поскольку именно для нее характерно плотное зашивание узором декорируемого пространства, что создавало возможности для взаимопроникновения фоновых и узорных частей. Следствием последнего и явились узоры из сросшихся уголков первого варианта (рис. 8, 51). Однако на рубеже веков и исходный, и производный орнаменты перешли в бисерные украшения и зафиксированы именно в них, поскольку керем ханч к этому времени сохранялась в наиболее ослабленном состоянии по сравнению с другими видами вышивки. В бисере произошла дальнейшая трансформация узора в сторону его упрощения (рис. 8, 52). В вышивке руть ханч, для которой показательны самые декоративно насыщенные орнаменты, сросшиеся уголки оказались включенными в сложную бордюрную композицию (рис. 8, 54). Описанные процессы протекали в орнаментальном творчестве южных хантов и салымцев. Восточным группам оказалась знакома лишь самая простая разновидность сросшихся уголков— косой крест с загнутыми концами (рис. 8, 52). На появление данного мотива повлияли два обстоятельства: присутствие косого креста с загнутыми концами в бисерных орнаментах салымской группы и возникновение аналогичной фигуры как фоновой части в распространенных восточнохантыйских узорах из ромбического креста (рис. 8, 47). Собственно восточнохантыйскоп интерпретацией сросшихся уголков стал образец на рис. 8, 55. Его декоративное оформление, исключающее крючкообразные загибы и отростки, вполне в духе орнаментальных традиции группы; здесь преобладают прямые отростки как в прерывистых, так и в непрерывных бордюрах.