Тема. 6. Иррационализм и абсурд в искусстве первой половины ХХ в
Информация о дисциплине
Актуальность дисциплины.Известный тезис М.С. Кагана, гласящий, что «искусство – это самосознание культуры»[1], предполагает, что целостное понимание и изучение культурного опыта не может мыслиться без рассмотрения исторической динамики развития искусства.
Западноевропейское искусство ХХ века представляет собой целый спектр направлений как в эпоху Модернизма, так и в эпоху Постмодернизма, отмечая закономерную преемственность традиции от искусства предшествующих периодов и намечая тенденции дальнейшего развития. Модернизм и Постмодернизм – во многом противоположные друг другу культурные эпохи, как в выборе ценностных, так и эстетических приоритетов: логоцентричный Модернизм, ориентированный на иерархичность, четкое разделение «элитарного» и «массового» искусства, отдающий предпочтение инновациям, экспериментам, межвидовому синтезу искусств, и противоположный ему ризоматичный Постмодернизм, направленный на диалог и сотворчество художника и зрителя, отнюдь не отрицающий, в отличие от авангарда, художественной традиции, но интерпретирующий и цитирующий ее, адаптирующий образцы высокого искусства к массовому восприятию. Сравнительно-исторический анализ столь полярных культурных типов дает возможность не только «прочитать» существующие закономерности развития в истории западноевропейского искусства, но и шире – отметить ценностные доминанты, место и роль человека в системе культуры прошлого столетия.
Роль и место дисциплины в структуре учебного процесса.Курс «Истории зарубежного искусства и архитектуры ХХ века» продолжает и завершает (так как охватывает период 1905–1995-е гг.) цикл курсов по истории искусства, открывающийся историей первобытного искусства.
Цель дисциплины – рассмотреть и проанализировать направления, течения, художественные объединения, уделив основное внимание творчеству наиболее ярких представителей западноевропейского искусства ХХ века, выявить закономерности в динамике художественной культуры указанного периода, обозначить типы взаимосвязей между искусством и культурой в эпоху Модернизма и Постмодернизма.
Задачи определяются спецификой материала и поставленной целью: дать характеристику философского и эстетического контекстов Модернизма и Постмодернизма, определяющих ментальность эпох, и, следовательно, способ «видения» и «почерк» искусства; изучить специфику, особенности художественных направлений, течений, школ; обозначить их хронологические рамки; проанализировать новые, в основном автоматические, техники письма, введенные западноевропейскими авангардистами в искусстве Модернизма; изучить спектр художественных практик, открытых художниками второй половины ХХ в.; рассмотреть взаимодействие информационных технологий и искусства в художественной жизни конца ХХ века.
Требования к студентам. Поставленные задачи формируют соответствующий корпус требований к знаниям и навыкам студентов, включающий, во-первых, владение учебным материалом по данному курсу, во-вторых, подразумевающий у учащихся умение составлять и проводить историко-сравнительные параллели как в диахроническом, так и в синхроническом срезах между искусствами различных эпох и стран, в-третьих, ожидающий от студентов характеристики и анализа художественных практик, приемов и техник искусства, исходя из культурного наполнения ранее обозначенных исторических периодов.
Структура и содержание дисциплины
Раздел 1. Искусство Модернизма.Филофско-эстетические основы культуры Модернизма: интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, «философия жизни» Ф. Ницше. Две художественно-эстетические доктрины в искусстве первой половины ХХ в.: 1) эмоционально-колористическая, рассматривающая выразительные, психологические свойства цвета, уделяющая внимание первобытному искусству, детскому творчеству, архаическим истокам культуры в целом, характеризующаяся ставкой на интуицию, экспрессию, спонтанное творчество и нашедшая свое воплощение в таких направлениях, как фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, «лирическая абстракция» В. Кандинского; и 2) формотворческая, отмеченная обращением к технической эстетике, интересом к конструктивным основам формы, реализовавшаяся в таких направлениях, как футуризм, кубизм, неопластицизм. Авангард и классический модернизм: опыт дифференциации. Авангардное искусство эпохи Модернизма как радикальное обновление художественного языка и попытка постановки вопроса о границах искусства, его природе, дальнейших путях развития, наконец, о его месте и роли в культуре и обществе.
Тема 1. Стиль «модерн»(1890 – 1910-е гг.). Синтез искусств в модерне. Основные принципы формообразования в стиле. Психологизм, эстетизм, символичность образов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве модерна.
Архитектура. Периодизация и характеристика развития стиля: 1) неоромантический период; 2) неоклассицистический период, 3) протоконструктивистский период. Региональные особенности стиля. Ар нуво: стилизованный растительный мотив, выполненный в металле и стекле; «живописность» и богатая орнаментация (Франция: архитектура Г. Гимара, А. Соважа; Бельгия: архитектура А. ван де Вельде, В. Орта). Испания: необарочные и неоготические тенденции в архитектуре А. Гауди. Основные этапы творчества испанского архитектора. Югендстиль: отход от историзма (Германия: архитектура О. Эскмана и А. Энделя). Сецессия: раскол, снятие авторитета традиции официального искусства; инновационные решения касаются поверхности и детали, в то время как планировка и конструктивная концепции здания – в контексте традиции позднего неоренессанса (Австрия: архитектура О. Вагнера, Й. Хофмана, Й.М. Ольбриха). Скандинавский модерн – «национальный романтизм», отмеченный стилизацией декоративных мотивов народного зодчества в декоре фасадов новых зданий, акцентированием этнических корней, обращением к мотивам средневекового зодчества (архитектура А. Линдгрена, Э. Сааринена, Л. Сонка). Моденстайл в Великобритании: группа Ч.Р. Макинтоша.
Живопись. Специфика сочетания декоративного мотива и символической идеи в живописи ведущих художников стиля модерна Г. Климта, Ж. де Фёра, А. Мухи. Альянс живописи модерна с живописью символизма («Прерафаэлиты», «Группа ХХ») или постимпрессионизма (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Боннар, М. Дени).
Графика. Расцвет книжной графики в модерне: О. Бердслей, Э. Грассе. Становление искусства плаката в рамках стиля модерн: А. де Тулуз-Лотрек, А. Муха.
Декоративно-прикладное искусство. Анализ творчества Р. Лалика, К. Томсена, Э. Галле, Л.К. Тиффани.
Тема 2. Фовизм (1898 – 1908). Исторические корни фовизма: постимпрессионизм и примитив. Локальный, чистый цвет как доминантное изобразительное средство в живописи «диких». Цвет и линия как основа композиционного единства. Фовизм «дисциплинированный» (А. Матисс) и «необузданный» (А. Дерен, М. де Вламинк): характерные особенности. Основные этапы творчества А. Матисса. Техника декупажа и ее роль в развитии авангардного искусства. «Умеренный» фовизм А. Марке. Фовистские тенденции в творчестве Р. Дюфи, К. Ван Донгена, Ж. Руо. Реминисценции фовизма в творчестве экспрессионистов «Синего всадника» и группы «Бубновый валет».
Тема 3. Экспрессионизм(1905 – 1924).Группы «Мост» и «Синий всадник».Философско-эстетические корни экспрессионизма (лат. expression – выражение): волюнтаризм А. Шопенгауэра, экзистенциализм С. Кьеркегора. Влияние романтизма, символизма на формирование художественного языка направления. Крайний субъективизм экспрессионистского взгляда на мир. «Экспрессионизм – искусство кричать» (В.С. Турчин). Синтез искусств в экспрессионизме: литературы, живописи, архитектуры, кинематографа.
Живопись. Примат выражения над отражением – «expressio» над «impression» - код художественной системы экспрессионизма. Дрезденское объединение «Мост», история и характеристика фигуративного экспрессионизма. Традиции немецкого средневекового искусства и крестьянского искусства в творчестве художников объединения. Анализ творчества основных представителей «Моста» (1905-1913): Э.Л. Кирхнера, К. Шмидт-Ротлуффа, Э. Х. Нольде, М. Пехштейна, Э. Хеккеля. Мюнхенское интернациональное объединение «Синий всадник», история и особенности развития фигуративного, переходящего в абстракцию, экспрессионизма, или впоследствии «лирической абстракции». Сравнительная характеристика фовизма и экспрессионизма «Синего всадника»: общее и отличное в художественном языке и логике развития. Теория и символика цвета Ф. Марка. Основные теоретические положения концепции В. Кандинского (на примере работы «О духовном в искусстве»). Обзор творчества наиболее ярких представителей «Синего всадника» (1911 – 1914): В. Кандинского, Ф. Марка, А. Явленского, А. Кубина.
Архитектура. Экспрессионистические тенденции в архитектуре Голландии и Германии. Амстердамская школа (М. де Клерк, П. Крамер, И.Ф. Стаала), история и характеристика. Снятие различия между изобразительным искусством и архитектурой как основа программы немецкой группы художников и архитекторов «Рабочий совет по искусству» (руководитель Б. Таут). Специфика скульптурного моделирования архитектурной формы как основная черта проявления архитектурного языка экспрессионизма. Тенденции экспрессионизма в архитектуре Э. Мендельсона, Г. Пельцига.
Тема 4. Кубизм(1907 – 1914).Анализ основных приемов формотворчества как основная установка направления.
Живопись. Роль сезанновской традиции в становлении направления. Адаптация, перекодирование «пластических символов» искусства традиционных культур к эстетическим позициям кубизма – один из основных приемов искусства классического модернизма. Периоды кубизма и их характеристика: сезанновский («африканский»), аналитический и синтетический. Прием симультанизма в кубизме и футуризме. Техника коллажа и ее роль в развитии авангардного искусства. Группа «Бато-Лавуар» – основатели классического кубизма: П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Основные вехи творческого пути П. Пикассо. Пикассо как яркий пример художественного «полиглота» в искусстве, обращающийся к стилистике символизма, кубизма, неоклассицизма, примитива, сюрреализма для формирования собственно авторского высказывания. Живопись и скульптура П. Пикассо. Младокубисты – группа «Пюто»: анализ и краткая характеристика творчества Ж. Метценже, Ле Фоконье, Ф. Леже, М. Дюшана. Сравнительно-исторический анализ «второй волны кубизма» и русского кубофутуризма. Орфизм как развернутая программа и логическое завершение аналитического кубизма в абстракции. Рассмотрение творчества ведущих орфистов: Р. Делоне, С. Делоне. Ф. Купки. Пуризм как реакция и антитеза художественной системе кубизма. Основные положения пуризма и рассмотрение творчества его представителей: А. Озанфана, Э. Жаннере.
Скульптура. Кубистическая скульптура – первая волна авангарда в скульптуре. Влияние пластики примитивных, доиндустриальных культур на формирование пластического языка кубизма. Роль техники коллажа в формировании приемов кубистического языка в скульптуре. Роль и функции цвета в кубистической скульптуре. Анализ творчества основателей: А. Архипенко, Ж. Липшица, О. Цадкина, К. Бранкузи.
Архитектура. Тенденции кубизма в архитектуре. Основная задача здесь – поиск новых формообразовательных решений. Привнесение наработок кубистической живописи в решение архитектурных задач. Пределы экспериментов в области формотворчества как горизонт развития кубизма в архитектуре. Кубистический язык в архитектуре П. Янака и Й. Гочара.
Тема 5. Футуризм(1909 – 1920-е гг.).Футуризм как одно из самых ярких направлений авангардного искусства. Цель искусства – созидание новой реальности, которая базируется на художественном осмыслении научных открытий, а не на следовании или продолжении ранее существовавшей художественной традиции, а потому – снятие ее диктата и авторитета. Приоритет технической эстетики и «машинного духа» в системе ценностных ориентиров футуристов как образов будущего. Философско-культурологический взгляд на проблему технизации, механизации мира повседневности и ее роль в корректировании нового антропологического ракурса – человека-машины, начиная с индустриальной эпохи – до информационной (на примере работ Л. Мамфорда «Миф машины», М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга», М.Н. Эпштейна «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук»). Принцип движения как основной принцип жизни, требующий своего воплощения и в искусстве. Рассмотрение основных положений футуристических манифестов Т. Маринетти и К. Карры.
Живопись Преемственность в футуристической живописи ряда приемов и техник из пуантилизма и кубизма. Эволюция футуризма от фигуративного к абстрактному, основанная на развитии приема «пространственного симультанизма» и абсолютизации динамичной «разомкнутой» формы. Аэроживопись как апогей «машинизма в искусстве». Анализ творчества наиболее видных представителей футуризма: Д. Балла, У. Боччони, К. Карры, Д. Северини, Л. Руссоло, Р. Делоне, М. Дюшана. Влияние футуризма на становление направлений неоавангарда, таких, например, как кинетическое искусство.
Скульптура Перенос приемов футуристической живописи и их адаптация к языку скульптуры. Основные положения «Технического манифеста скульптуры» У. Боччони. Анализ скульптурных работ У. Боччони.
Архитектура Тенденции футуризма в архитектуре как протест против неоклассицизма ХХ в. Перенос и адаптация приемов футуристической скульптуры в архитектуру и их влияние на язык ее формообразования. Проект А. Сант-Элиа футуристического города в виде огромной верфи, полной движения, а домов как гигантских машин. Реминисценции модерна О. Вагнера в развитии архитектурной мысли А. Сант-Элиа. Сравнительно-историческая характеристика архитектурных концепций футуристического дома-машины А. Сант-Элиа и «мобильных жилых ячеек» М. Охитовича.
Тема. 6. Иррационализм и абсурд в искусстве первой половины ХХ в.
Радикальный авангард дадаистов(1916 – 1923)Нигилизм и абсурд как язык дадаизма. Основные положения дадаизма: манифесты Т. Тцары. Автоматическое письмо как привнесение элемента случайности в творческий акт. Формирование техник автоматического письма: фроттажа, граттажа, дриппинга, фюмажа, декалькомании. Антагонизм культурного «архива» и новаторского искусства. Доминанта творческого процесса над конечным результатом, артефактом: становление акционизма. Разновидности акционизма: перформанс, хеппенинг. Диалог художника и зрителя в пространстве художественных практик акционистов. Ready-made М. Дюшана. Региональные группы дадаистов (цюрихская, кельнская, берлинская, нью-йоркская): динамика развития, характеристика, представители.
Метафизическое искусство (1914 – 1916): романтико-символистская традиция и горизонт ее интерпретации в творчестве представителей «Метафизической живописи»: Дж. Де Кирико, К. Карры, Дж. Моранди.
Сюрреализм(1924 – 1940-е гг.) «Метафизическое искусство» и дадаизм как художественные корни сюрреализма. Философия В. Дильтея, Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда как философско-эстетические основания сюрреализма. Сюрреалистические манифесты: основные положения. «Сочетание несочетаемого» и «чистый психологический автоматизм» как основные принципы сюрреалистического творчества. Сюрреализм в живописи и фотографии: стратегии развития. Сюрреализм фигуративный (С.Дали, Р. Магритт, П. Дельво) и абстрактный (А. Массон, М. Эрнст, И. Танги, Х. Миро). «Двойные образы»: сравнительно-исторические аналогии метода маньериста Д. Арчимбольдо и параноидально-критического метода С. Дали. Периодизация направления. Послевоенные интенции сюрреализма в творчестве неосюрреалистски Д. Таннинг. Приемы сюрреалистического письма в творчестве Ф. Кало, М. Шагала. Сюрреалистические художественные объекты Х. Миро, С. Дали и скульптура А. Джакометти.
Тема 7. Метаморфозы абстрактного искусства(1910 – 1940-е гг.)Эстетические и культурологические предпосылки формирования абстрактного искусства: интуитивизм А. Бергсона, антропософия Штейнера и энергетизм В. Оствальда. Абстракционизм в искусстве первой половины ХХ в. в его родовой дифференциации на «лирическую» и «геометрическую» абстракцию, обусловленную их различными корневыми, базовыми основами. Романтизм У. Тернера, французская школа импрессионистов, постимпрессионизм П. Гогена, В. Ван Гога, символизм, экспрессионизм группы «Синий всадник», «необузданный фовизм» А. Дерена и М. де Вламинка как предшественники «лирической» абстракции. «Лирическая абстракция» В. Кандинского. Основы построения композиции в абстрактном искусстве на примере теоретической работы В. Кандинского «Точка и линия на плоскости». Типы соотношения формы и цветы в лирической абстракции. Теория цветомузыки. «Принцип внутренней необходимости» В. Кандинского и его влияние на развитие «лирической абстракции» и последующих за ней направлений абстрактного искусства послевоенного времени. Геометрическая абстракция: постимпрессионизм П. Сезанна, аналитический кубизм как истоки формирования геометрической абстракции. Неопластицизм П. Мондриана. Основные правила построения композиции в неопластицизме на примере работы П. Мондриана «О новом формировании». Проблема взаимодействия фигуры и фона в неопластицизме. Сравнительно-историческая характеристика концепций геометрической абстракции: неопластицизма П. Мондриана и супрематизма К. Малевича. Неопластицизм и история группы «Стиль». Концепция неопластицизма П. Мондриана и ее вклад в развитие функционалистского стиля и направлений геометрической абстракции в искусстве второй половины ХХ в.
Тема 8. Неоклассицистические тенденции в искусстве ХХ в.(последняя треть XIX – первая четверть ХХ в.).Характеристикахудожественногоязыка неоклассицистического искусства в контексте Модернизма: инвариантное и исторически конкретное.
Архитектура. Основные периоды развития неоклассицизма в архитектуре ХХ в.: 1. 1910 –сер. 1920-х гг.: использование конструктивных приемов, разработанных в русле позднего модерна, рационалистические тенденции (творчество О. Пере, П. Беренса, О. Вагнера); 2. 1930-е гг.: неоклассицизм на службе политических режимов подчеркнуто строг, симметричен, монументален (творчество А. Шпеера, М. Пьячентини); 3. 1950-1960-х гг.: синтез композиционных приемов классицизма и новых формотворческих решений в архитектуре США (Э. Сааритен, В. Гропиус).
Живопись. Итальянское художественное объединение неоклассицистов «Новеченто» (1920-е – 1940-е гг.) (К. Карра, У. Оппи, А. Фуни, М. Сирони). От авангардного футуризма – к неоклассицизму: конверсия искусства или реконструкция традиции? Неоклассический период «Энгра ХХ в» – Пабло Пикассо: особенности интерпретации образов, стилистики искусства греческой архаики и классики в творчестве художника. Неоклассические тенденции в русле немецкой «Новой вещественности» 1930-х гг. (А. Канольдт, Г. Шримпф): специфика возвращения к фигуративному «образцовому» искусству в условиях Третьего Рейха.
Скульптура. Неоклассицистическая скульптура А. Майоля и А. Бурделя: специфика и особенности неоклассицистического языка в контексте искусства Модернизма.
Тема 9. Ар Деко(1918 – 1939). Изобразительность, декоративность и конструктивность как основные принципы стиля ар деко (фр. art deco, сокр. от art decorative = «стиль Шанель», «стиль Пуаре», стиль небоскребов, вертикальный, или нью-йоркский стиль, джаз-стиль). Декоративность, стилизация и эклектичность стиля, основанная на сочетании стилистики кубизма, балетов «Русских сезонов» С. Дягилева, влияний образов искусства Древнего Египта и индейцев Мезоамерики.
Архитектура. Влияние модерна и неоклассицизма на формирование архитектуры ар деко. Эволюция стиля в архитектуре и ее региональные особенности (историческая динамика ар деко в США, Франции, Нидерландах в сторону функционализма; в странах Германии и СССР – «нового ампира»). Стиль небоскребов: стилистические особенности архитектуры ар деко в США (на примере небескребов М. Ван дер Роэ, Р. Худа, У. ван Элена, Р. Уирта, С. Джозефа). Историческая динамика развития ар деко в архитектуре США: 1) мотив «зигзага» в декоре, 2) тенденции модерна, 3) ар деко общественно-административных сооружений – по сути, стилизованный классицизм.
Живопись. Традиции кубизма, экспрессионизма, модерна и неоклассицизма в живописи ар деко (на примере творчества Т. де Лемпицки, А. Маре, А. Экстер, В. Меллера, С. Делоне).
Графика. Литография, рекламные плакаты и шрифты А.М. Кассандра. Синтез модерна и ар деко в графике Ж. Барбье. Диалог искусства и моды в графике П. Ириба, Ж. Лепапа.
Скульптура. Неоклассицистические тенденции в монументальной скульптуре ар деко (П. Ландовски). Образы балета, живописи, сценических костюмов и модных тенденций того времени в декоративной скульптуре ар деко (Д. Чипариус, Эрте).
Декоративно-прикладное искусство. Наследие модерна и индивидуальные особенности декоративно-прикладного искусства ар деко (Р. Лалик).