Духовное пламя и заблудившийся ученик
Величественная и непоколебимая, высится вдалеке гора, ожидая, когда в нас совершится внутренний процесс духовного созревания. По-настоящему действенным он становится лишь тогда, когда мы замечаем на вершине нашей горы сияющее пламя духовной воли. Но мало заметить это пламя. Им нужно уметь пользоваться. Только тогда, когда мы серьезно настроимся на то, чтобы освещать этим пламенем все сферы нашей жизни, только тогда наша жизнь начнет меняться самым коренным и радикальным образом. Но для этого мы должны захотеть. Всякому процессу предшествует желание или намерение, поэтому лишь имея их, мы сможем принять ту помощь, которая нам необходима для того, чтобы навсегда изжить те многочисленные малоприятные чувства, которыми переполнена наша личность. Именно для этого нам и потребуется духовное пламя — чтобы сжечь бессмысленные туманы, застилающие наш взор, и рассеять призрачные миражи, сбивающие нас с пути и замедляющие наше дальнейшее продвижение вперед.
Если мы употребим этот огонь должным образом, т.е. сделаем душу ведущим фактором нашей жизни и передадим ей всю полноту власти, он будет озарять для нас тропу сквозь чащу леса, плотным кольцом обступившего подножие горы и застящего обзор. Только когда мы увидим саму цель — вершину горы, только тогда мы поймем, что мы должны во что бы то ни стало вырваться из пелены туманов и пробиться наверх, на простор и чистый воздух, где нет никаких деревьев, скрывающих от нас великолепную панораму. Лишь переступив границу леса, мы сможем обрести ясность и чистоту перспективы, хотя уже там, в чаще самого леса, нас украдкой посещают интуитивные вспышки озарения, когда мы вдруг входим в соприкосновение с нашим духовным пламенем.
До тех пор, пока наша личность неразлучно связана с нами и мы позволяем ей собой руководить, мы обречены беспомощно и слепо блуждать в нашем же собственном лесу. Мы часто думаем, что это не наш лес и что мы заблудились в чужом лесу, но мы думаем так лишь потому, что мы сбились с пути, а наш обзор узок и ограничен. Только горячее желание и устремленность могут привести нас в соприкосновение с нашим духовным пламенем, поскольку эти два огненных аспекта (желание и духовный пламень) находятся в неразрывном контакте, да и сотканы из одной материи. Поэтому блуждание по лесу есть в какой-то мере необходимость: это защищает нас от преждевременного контакта с нашей духовной волей, ибо, если бы мы соприкоснулись с этим мощным оружием нашего атмана раньше времени, когда мы еще незрелы и не способны безоговорочно посвятить себя делу служения, то это могло бы кончиться для нас трагически и привести к самым печальным последствиям.
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ "МЕНТАЛЬНЫЙ" УЧЕНИК
Когда ученик наконец осознает, что у него имеется тот необходимый инструмент, с помощью которого он может шлифовать, обтачивать и полировать свою личность, доводя ее до нужной кондиции и превращая в разумный, целесообразный и послушный душе орган, он порой становится чересчур самоуверенным и полагает, что отныне может полностью управлять всеми своими чувствами. Это, по меньшей мере, странно. Ведь все это долгое время его ментальное тело заявляло о себе как о сильнейшем из всех тел личности, и вдруг оказывается, как рассудочно констатирует сам ученик, что он владеет и может управлять всеми своими чувствами!.. Он делает грубейшую ошибку, полагая, будто действительно может управлять ими, и делает ее только потому, что ему удалось основательно зажать и оттеснить свои чувства на задний план подсознания, хотя это, разумеется, не означает, что он способен их как-либо контролировать. Это величайшая иллюзия и величайший мираж из всех. Увы, но на этой стадии ученик полностью находится во власти чар (glamour) своих собственных миражей. Без его ментального ведома эти вытесненные в подсознание чувства крутят им, как хотят, и понуждают его говорить и делать много такого, что хорошим или приятным никак не назовешь. Когда это происходит, ученик очень быстро оправдывает себя ментально и столь же быстро перекладывает всю вину и ответственность на подходящего "козла отпущения", и если тот, паче чаяния, начинает в бессилии проливать слезы отчаяния, то ученик, столь легко избежавший ответственности, удовлетворенно потирает руки и внутренне ликует, радуясь тому, сколь совершенен и безукоризнен его ментальный самоконтроль. Уж его-то никто и никогда не заставит расплакаться или выказать слабость, ибо все свои чувства он держит под полным контролем! Этот немыслимый ментальный мираж воздействует на него таким образом, что он начинает относиться к окружающим снисходительно, без малейшего сочувствия, поэтому в скором времени подобная ментальная позиция делает его ледяным и забирает у него всю сердечность и теплоту, тем самым полностью перекрывая душевный канал.
Такой ученик становится подобен слепому, бредущему наощупь в своем же собственном лесу. Он настолько привык к этому туманному окружению, что в наивном тщеславии думает, будто подлинный мир, мир духовный, именно так и выглядит. Воистину, большее заблуждение трудно себе представить. Уровень духовного взросления ученика всегда оценивается степенью его сочувствия и полнотой его сердечных накоплений. И если ученик, в духовной гордыне или тщеславии, предпочитает сидеть взаперти в своей "ментальной башне из слоновой кости", то он, таким образом, лишь демонстрирует, что он не обладает истинными качествами ученика. Как это обычно бывает, такой ученик проводит остаток дней своих совершенно бесцельно и без пользы. За это время он вполне может накопить великое духовное знание, которое, будь он в другой ситуации, могло бы принести ему немалую пользу, но, поскольку он по-прежнему ничего не понимает и остается глух к прочитанному, само знание, таким образом, оказывается бессмысленным и бесполезным. В дальнейшем эти его качества, такие как снисходительность, высокомерие и тщеславие по отношению к другим, отольются ему тяжелым кармическим долгом, который он вынужден будет искупать в течение длительного времени, до тех самых пор, пока он, фактически, вновь не достигнет той точки, на которой уже находился прежде, но теперь на совершенно ином уровне спирали — с сердцем, полным сострадания и сочувствия к другим.
В отдельных случаях таких учеников можно спасти — если, например, подвергнуть их сильному шоку, который мгновенно освобождает их из плена дурацких иллюзий. Этот неожиданный удар исподтишка помогает вызволить из-под спуда ментальной блокады некоторые из подавленных и подневольных благородных чувств, например, некоторую толику сердечного тепла или сочувствия, и этого подчас оказывается вполне достаточно, чтобы возвратить учеников обратно на потерянный ими Путь.
Затворничество в неприступном "ментальном замке" совершенно бессмысленно и не оправдывает себя ни по каким статьям. Да, в прошлых жизнях многим из нас, видимо, приходилось длительное время жить в монастырях в постоянных постах и молитвах. Хотя это тоже в какой-то мере было затворничеством, однако мы были всего лишь послушниками в рядах многочисленного братства и руководствовались в нашей деятельности самыми благородными и возвышенными чувствами — насколько это было в наших силах. Хотя мы жили изолированно от прочего мира, мы, при всем при том, не были совершенно одиноки в монастыре, ибо были братьями среди таких же, как мы сами, братьев, с которыми мы делили все наши тяготы и заботы. Поэтому многие из учеников, сбивающихся с Пути лишь в силу того, что они ментально изолируют себя от прочего мира, в сущности, лишь повторяют свой прошлый монастырский уклад, повторяют бесплодно и бессмысленно, наивно полагая, что совершают это на более высоком витке развития. Но это, увы, не так. Если ментальное тело не сгармонизировано и не сделалось интегральной частью личности, то оно подвергается риску стать ледяным и бесчувственным, вобрав в себя такие качества, как назойливость, высокомерие, нравоучительность и сепаратизм. Мир целого, мир души оказывается в этот момент недосягаемым для ученика. Пусть это послужит всем вам в качестве предостережения.
Очень многие ученики на этом этапе попадают в эту ловушку, и проходит немало времени, прежде чем они из нее выбираются. Когда же они выбираются, то обнаруживают, к немалому своему изумлению, что теперь путь на гору оказывается для них весьма и весьма обременительным, если вообще возможным, ибо теперь они стоят перед необходимостью вернуться вспять и "сделать смотр" всем своим чувствам, которые, как им казалось, давным-давно взнузданы и покорены и которые теперь, из-за этого, невероятно трудно высвободить из-под спуда всего бессознательного, откуда они, в упряжке с личностью, все это время руководили нами, внешне ничем себя не проявляя.
Если ученику все же удается добраться до своих подавленных, подневольных чувств, то он в таком случае должен быть готов к тому, чтобы вновь начать этот весьма мучительный для него процесс конфронтации с ними, процесс их освоения, переработки и покорения — на этот раз с помощью души, а не с помощью ментального тела. К этому времени те "бедолаги", астральные ученики, на которых он когда-то взирал свысока, покровительственно похлопывая их по плечу, давным-давно успевают миновать Врата Посвящения. И не исключено, что теперь именно они оказывают своему незадачливому товарищу всяческую помощь и содействие посредством психотерапии или прочих других ей подобных методов.
ЕДИНСТВЕННОЕ ОКО ДУШИ
Душа, символически говоря, наделена единственным глазом или оком, и когда это око открыто, все есть Свет. Это единственное око есть олицетворение нашей способности видения жизни с позиции единства, с позиции мира целого. Пока человек живет в дуалистическом мире, где им управляет личность, ему приходится пользоваться двумя физическими органами зрения — глазами, которые видят как Свет, так и тьму, как хорошее, так и плохое. На этой стадии познания позиция: или-или, за или против — вполне логична и закономерна. Но на более высоких стадиях мы должны научиться уметь видеть и понимать исключительно с позиции целого. В чем преимущество целого? В чем его наивысшая польза? Понимать это и уметь претворять на практике в высшей степени важно и необходимо, особенно в тот момент, когда душа начинает руководить личностью. Необходимо всегда следить за тем, чтобы ничто из того, что делается или говорится, не превращалось в голую теорию и чтобы все познанное, изученное и понятое нами претворялось в добрую сердечную практику.
К моменту Третьего Посвящения это око открыто, и Свет наполняет ученика до предела. Личность признает себя побежденной и покоряется, и душа начинает полновластно хозяйничать в своих исконных владениях, распоряжаясь всеми своими орудиями, послушно подчиняющими себя ее воле. Но око души может чуть-чуть приоткрыться и перед Вторым Посвящением, пропустив внутрь немного Света, который затем будет вливаться туда во все возрастающих количествах. Этот Свет есть, по сути, душевное понимание. По мере того, как путь ученика в гору становится все более прямым и целенаправленным, его связь с душой, соответственно, усиливается и крепнет, а границы светового пространства растут и расширяются. Только тогда ученик начнет впервые по-настоящему постигать ту истину, что все то, что хорошо или удобно для личности, далеко не всегда является таковым для души или для мира целого.
Когда нам приходится заниматься воспитанием ребенка, мы ведь не говорим всякий раз безоговорочное "да" в ответ на его многочисленные требования и просьбы. Подобное отношение не назовешь ни заботливым, ни мудрым. Напротив, мы тщательно взвешиваем каждое желание или просьбу ребенка, и в некоторых случаях говорим "да", а в некоторых случаях "нет", говорим потому, что взвесили и обдумали, причем с дальним прицелом, что именно будет для него полезно, а что нет. Подобным образом ребенок понемногу учится познавать целое и сознавать себя частью его. Он учится понимать, что помимо него существуют другие люди и что все они, по возможности, тоже должны приниматься в расчет. Если мы неизменно будем говорить ребенку "да", то получим в результате ребенка-эгоцентриста, ребенка-диктатора, себялюбивого и капризного тирана. Если же мы постоянно будем говорить ему "нет", то в результате получим замкнувшееся, несчастное создание, упрямое, озлобленное и своенравное.
Мы должны рассматривать ребенка в неразрывной связи с целым, ибо только такой подход позволяет увидеть, что именно, с дальней прикидкой, является для него наиболее полезным и целесообразным. Может быть, в настоящий момент действительно легче всего, не задумываясь, сказать ребенку "да", однако будет лучше всего, если всякий раз, как ребенок что-либо просит, вы вначале хорошенько подумаете и взвесите: если я скажу "да" или если я скажу "нет", то как это аукнется в дальнейшем и к каким последствиям приведет? Это и называется: оценивать с позиции целого.
Точно таким же образом — но с позиции более высокого уровня сознания — мы должны оценивать и все, касающееся нас самих. Наша душа всегда точно знает, что именно — опять же, во взаимосвязи с целым — является для нас наилучшим. Когда мы справляемся с теми или иными проблемами, мы тем самым оказываемся значительно лучше подготовлены для достижения желаемого. Но личность стремится избежать проблем. Ей хочется всего немедленно, сейчас же: вынь да положь. Она не может понять того, что иногда полезно пройти через те или иные трудности, ибо через их преодоление можно скорее прийти к достижению желаемого. От единственного ока души не ускользает ни единая уловка личности, ибо душе хорошо известно, что как только личность научится не увиливать от конфликтов и кризисов, а будет принимать их, решать и улаживать, то она заново воскреснет для той работы, к которой она так стремится. Личность, смотрящая на все двумя (дуалистическими) глазами, придерживается иного мнения и считает, что вникать в конфликты и разрешать их крайне неприятно, поэтому она всячески их избегает, и, даже получив желаемую работу, не может на ней удержаться, ибо абсолютно не подготовлена к этому. Для самой личности, привыкшей навязывать свою волю, это явится полезным и поучительным уроком — если она, разумеется, даст себе труд разобрать, проанализировать и понять случившееся.
Давайте же спросим себя: как часто мы смотрим на вещи с позиции целого, и не только в духовных, но и в самых рядовых житейских ситуациях, например, при обговаривании заработной платы или при загрязнении и т.п.? Да, в общем и целом, человечество в этом отношении по-немному становится лучше, но, как и всегда, наилучшая, передовая часть человечества должна по-прежнему подавать пример делами и поступками. Помните: всегда и во всем нужно начинать прежде всего с самих себя. Таково незыблемое правило, что я из себя представляю? Все ли я оцениваю с позиции целого? Использую ли я и как часто единственное око души? Или же я абсолютно во всем потакаю своей личности? Каждый из нас должен быть честным, абсолютно честным перед самим собой. Ибо, если мы лжем и обманываем, мы обманываем не кого-нибудь, а только самих себя — в седьмой и последний раз.
ВОСХОЖДЕНИЕ
Бесчисленны те инкарнации, которые миновала личность на пути к своему нынешнему состоянию, и столь же бесчисленны те механизмы, которые управляют ею. Большинство из них служат тому, чтобы личность могла по-возможности надежней защитить себя и сохранить за собой свой статус кво. Когда человек вступает на Путь Света, все эти механизмы бегства или защиты от реальности оказываются бесполезными и нецелесообразными. Поэтому на данном этапе развития крайне важно, чтобы ученик мог распознать эти привычные для него функциональные шаблоны и схемы и изменить их. В процессе многих жизней они несомненно были весьма целесообразными и необходимыми атрибутами его жизнепроявления, но теперь, при подъеме в гору, они оказываются ненужной, тяжелой и обременительной ношей; да и сам ученик вскоре убеждается, что чем легче его багаж при подъеме в гору, тем легче само восхождение. Вроде бы, очевидная истина, однако на деле это далеко не так: достаточно хотя бы посмотреть на то, что творится в действительности.
Очень многие ученики тащат за собой в гору невероятно тяжелый багаж, куда свалены в кучу гордость, комплекс неполноценности, страх, тщеславие и т.п. Они никак не могут понять, что подъем в гору — это не легкая прогулка, но чрезвычайно тяжелая, изнурительная работа, и это, в общем-то, не удивительно, если задуматься над тем, что вся эта астральная и ментальная кладь сформирована из тяжелой материи данных миров. Бессчетны случаи, когда ученик совершенно не понимает (или не хочет понимать), что придет момент, когда вся эта тяжесть просто не даст ему сдвинуться с места. Имея за плечами астральный багаж, невозможно подняться в ментальный мир, и астральная материя (астрал) олицетворяет в данном случае лес самого ученика. В нем он обречен блуждать, сколько ему вздумается, со всей своей тяжелой ношей из страха, жалости к самому себе, депрессии и т.д. — до тех пор, пока он не поймет или не вспомнит, что у него есть свободная воля, которой он всегда может воспользоваться, чтобы скинуть с себя весь этот груз негативных качеств и перековать их на позитивный лад. Тем самым он отделается от тех негативных энергий, которые так долго связывали, отягощали и утомляли его, поскольку все это время он, более или менее сознательно, судорожно цеплялся за них.
Только когда он поймет, насколько будет легче и лучше для него самого, если он раз и навсегда избавится от этих отягощающих энергий, тогда он увидит, что все это время они были (и будут в дальнейшем) его злосчастным бременем. Именно тогда ему и нужно прибегнуть к своей воле, чтобы посмотреть, чему же все-таки он научился, таская их при себе все это немыслимо долгое время. Если у него хватит ума, он быстро сообразит, как наиболее разумно можно распорядиться этими энергиями, привязанными к негативным чувствам, чтобы, высвободив их, сразу же направить их на что-то хорошее, например, на приобретение духовных качеств и ценностей или на воспитание в себе благородных желаний, стремлений и пр. Тем самым он одним ударом убьет двух мух и избавится от тех из своих чувств, которые только и делали, что доставляли ему неприятности и несчастья, привязывали его к личности или физически угнетали. Эти чувства иссякнут сами собой — когда он перестанет подкармливать элементалы, неустанно распаляющие их. Вместо этого он будет отныне вкладывать всю свою высвобожденную энергию в новый горячий порыв, который приведет его в соприкосновение с духовным пламенем, которое и сожжет все тяжелое вещество, оставшееся в его астральном багаже.
Фактически тот же самый процесс повторяется и в период между Вторым и Третьим Посвящениями. Но здесь, разумеется, речь уже идет не об астральном, а о ментальном багаже, который также необходимо облегчить, отбросив все тяжелое, как-то: тщеславие, ограниченность, ментальное самодовольство, спесь, жестокость и т.д. Многие учащиеся, изучающие эзотерические дисциплины, считают, что духовный мир чересчур запутан и сложен, и бывают поражены, когда вдруг обнаруживают, что там фактически все очень просто. Когда здесь, на физическом плане, человек готовится к восхождению на гору, ему ведь не придет в голову брать с собой груду тяжелых чемоданов, коль скоро ему самому придется тащить их наверх. Но ведь то, что справедливо для физического плана, справедливо также и для всех других. Как вверху, так и внизу. И наоборот. Подумайте над этим!
Умный физический альпинист думает всегда категориями целого и поэтому берет с собой лишь самое необходимое. Умный духовный альпинист должен поступать так же. Если же он будет поступать наоборот, то он рискует либо вообще не одолеть этот подъем, либо — что тоже не исключено — свалиться в пропасть, откуда он сможет выбраться не раньше, чем сбросит с себя всю свою тяжелую ношу. Как хотелось бы, чтобы все ученики без исключения были умными и вдумчивыми альпинистами!