Концепции среды в кинофильмах
«Метрополис» - произведение своего времени, это последний фильм немецкого экспрессионизма, жанра, который родился в кинематографе Германии после Первой мировой войны.
Концепт-дизайн фильма был создан театральным художником Эрихом Кеттелхутом (Erich Kettelhut). Изначально он нарисовал средневековый замок в центре города, но потом концепция изменилась, и в том месте выросла Вавилонская башня, верхушку которой венчал аэродром в виде пентаграммы.
Он также создал дизайн верхнего города со стадионом, райским садом, а также несколькими строениями, что выбивались из стиля верхнего города: старым домом ученого, готическим собором и районом красных фонарей в японском стиле. Им же создан нижний город, те машины, что поддерживают его жизнь: молох, патерностер и сердце города – его энергетический центр. Кроме того, в городе было несколько менее грандиозных интерьеров: ступени, лазы и склеп для молитв рабочих. На множестве набросков были изображены необычные архитектурные сооружения.
Например, райский сад – это модель с картиной на заднем плане. Из-за того, что модель снимали с очень близкого расстояния, камеру не двигали, вместо этого перед ней двигали модель. Чтобы достичь плавного панорамного движения модели перед камерой всю конструкцию двигал электромотор.
Дизайн робота был создан архитектором Вальтером Шульце-Миттендорфом (Walter Schultze-Mittendorf). Материал для костюма он нашел совершенно случайно – в архитектурной мастерской ему дали кусок нового материала, который они называли «пластиковое дерево». Этот пластик застывал на воздухе, но зато до застывания из него можно было лепить все, что хочется, спаивать, сгибать и распрямлять.
Над концепт-артом к фильму работали три художника студии WETA Workshop:
Грег Бродмор (Greg Broadmore) отвечал за оружие, транспортные средства, включая инопланетную «тарелку» и боевой экзокостюм, Дэвид Менг (David Meng) слепил макет «креветок», как в фильме называются инопланетяне, а Лири Грир (Leri Greer) разработал язык «креветок» и другие формы коммуникации: иконки, знаки отличия, логотипы и тд.
В одном из вариантов дизайна «тарелки» Грег добавил на нее рекламные щиты и граффити, что давало понять: не только представители компании MNU прилетали разграбить и разворовать корабль, но частные компании, и даже отдельные люди поднимались к кораблю, чтобы оставить на нем свой след. Это показало бы зрителю, что корабль висит там уже очень давно. Но эта идея в фильм не вошла по разным причинам.
Другая версия показывала наличие некого рисунка, текстуры на боках корабля.
Сама идея тарелки исходит от Нила Бломкампа, который хотел, чтобы зрители сразу узнали ее классическую форму. Он также хотел, чтобы она напоминала нефтеперерабатывающий завод или нечто подобное, обезображенное деятельностью MNU за 25 лет.
Модель была сделана моделлерами Embassy VFX, но доведена до ума и отрендерена аниматорами Weta Digital.
Нил сам предложил варианты оружия: генератор электрополя, газомет и винтовка. С электрополем все понятно, эта пушка стреляет синими молниями. Газомет – это как огнемет, только стреляет незажженным газом, который разлагает все вокруг. Но разлагать людей – это дорого, поэтому Бродмор просто создал оружие, которое чем-то плюет в объект и тот взрывается на мелкие ошметки. Винтовка стреляла из множества трубок мелкими газовыми разрядами с высокой скоростью, которые взрывались, достигая цели.
На этих концепт-артах максимальная комплектация униформы. Ее делали так, чтобы дать зрителю понять: MNU исследовала инопланетные технологии, и кое-что из найденного внедрила в свои продукты.
Визуальное воплощение нового фильма франшизы «Звездный путь» началось с рисунков двух концепт-художников: Джеймса Клайна (James Clyne) и Райана Черча (Ryan Church), которые работали вместе с производственным дизайнером Скоттом Чамблиссом (Scott Chambliss). Работа началась в 2007 году.
«Было очень здорово, - говорит Клайн. – ДжейДжей классный режиссер, с ним интересно работать. Он делился идеями и очень поддерживал наши идеи. Он хотел создать новый визуал, поэтому он очень одобрял новые поиски в дизайне».
Одной из основных работа Клайна был корабль Нерона. Он нарисовал и экстерьер и интерьеры корабля. В сценарии там, где должны были быть описания корабля, были пустые страницы. Не было ничего, никаких подсказок, кроме того, что это боевой корабль иной расы. ДжейДжей подтолкнул Джеймса к дизайну того, чего еще не было во вселенной «Звездного пути». Он сказал, что это должно быть нечто устрашающее.
Поскольку Клайну сказали, что корабль путешествовал во времени и подцепил какой-то вирус, он посчитал его чем-то вроде живого организма. Долго обсуждался и размер корабля. Решили, что он длжен быть большим, но не таким большим, как «Виджер» (V’ger).
Клайну пришлось объяснить, какой стороной будет двигаться корабль, поскольку ребята из ILM посчитали его чем-то вроде кальмара. Поэтому Клайн нарисовал его переход во времени. Иногда приходилось просто рисовать стрелочку. «Я думал, что пиками вперед он будет слишком страшным», - улыбается он.
Джеймс также рисовал интерьеры корабля. Здесь понятно, что внутри должны были быть поручни.
Экстерьер «Кельвина», а также «Энтерпрайз» и некотроые другие дизайны делал Райан Черч. Но Клайн создал интерьеры «Кельвина»: мостик, турболифт и посадочную палубу для шаттлов.
Скотт Чамблисс хотел, чтобы дизайн этой части была одновременно похожим на нечто, уже виденное в «Звездном пути» и более функциональным, похожим на дизайн боевого корабля. Клайн говорит, что черпал вдохновение в кораблях ,показанных в фильме «Гнев Хана».
Клайн также отвечал за внешний вид планеты Вулкан. Он развил тему висящих домов и хотел сделать более густую атмосферу с красным небом. Но мы уже знаем, что небо планеты осталось голубым.
Многие знают, что Ридли Скотт на своих фильмах занимается не только режиссурой, но и концепт-артом. Но, естественно, всего на площадке режиссер сам делать не может, и, поскольку Ридли тоже художник в прошлом, он всегда выбирает лучших дизайнеров для работы над своими фильмами. После выхода «Чужого» относительно неизвестные тогда художники Гигер (H.W.Giger) и Рон Кобб (Ron Cobb) стали одними из самых востребованных работников в своей области.
Пока писался и переписывался сценарий, Скотт собирал различные изображения, от которых он хотел отталкиваться при создании дизайна для создания футуристического города. Так он наткнулся на книгу «визуального футуриста» Сида Мида (Syd Mead) «Sentinel». Большинство картин в книге были слишком футуристическими для «Бегущего», но Скотт разглядел в них руку художника, которая, если ее правильно направить, могла выдать именно то, что требовалось режиссеру.
Скотт часто просил Мида «ретромодифицировать» существующие объекты: здания и предметы. Это означало сделать надстройки на существующий дизайн с тем, чтобы предметы/здания выглядели футуристично, но при этом – старыми, будто им уже много лет.
Ридли Скотт хотел, чтобы все эти предметы отражали повседневную жизнь персонажей, были обыденными, но в то же время, интересными и необычными. Мид создал дизайн пяти машин, самой «звездной» из которых оказалась летающая полицейская машина под названием спиннер. Это единственная летающая машина в фильме, поэтому ее внешний вид сильно отличается от всех остальных транспортных средств. Сначала у нее были крылья и вертолетный винт, но потом от этой идеи отказались.
«Я предложил идею аэротяги, - говорит Мид. – Как у самолетов с вертикальным взлетом. Многие считают, что это антигравитационная машина, но это не так. У него также должны быть толстые стекла и огромные «дворники», поскольку в городском воздухе много грязи. Это сугубо полицейский транспорт, им может пользоваться только персонал со специальным допуском».
У спиннера также был необычный руль – два джойстика, утопленных в углублениях для рук, вместо обычно круглого руля.