Знаменитый Эн-но Гёдзя — основатель сюгендо 5 страница
Раз в день отыщите место, в котором не слышны никакие шумы. Расслабьтесь на несколько минут и вслушивайтесь в тишину. При этом вы услышите звук тишины, который всегда присутствует в тишине и ни который обычно человек не обращает внимания. Послушайте, как звучит тишина.
Как логическое продолжение искусства связывать чистые телесные ощущения с духовными процессами изучающий нин-дзютсу познает связь духовной активности с регулировкой дыхания. Таким образом он становится хозяином энергии тела и может приспосабливать свое расположение духа к ситуации. Этот выбор духовного состояния позволяет ниндзя без сопротивления входать в любую ситуацию или дает ему способность изменять ситуацию и придавать течению событий нужную направленность.
УПРАЖНЕНИЕ 6: Ступень Земли
Если ниндзя чрезмерно возбужден или обеспокоен, или его чувства чем-то спутаны, он использует методы дыхательного контроля и духовного воображения для того, чтобы успокоить их и вернуться на реальную почву.
Сосредоточьтесь на своем дыхании. Дышите медленно. Наполняйте полностью свои легкие, для чего выпячивайте живот при вдохе. Вдох должен длиться около восьми секунд. Не перекрывайте дыхательные пути после заполнения легких и выпячивания живота и свободно выдохните, пока полностью не вытесните весь воздух из легких. Выдох также должен продолжаться около восьми секунд.
Во время дыхания представьте себе, что все ваше тело пустое внутри и представляет собой пустую емкость. Во время вдоха вы чувствуете, как воздух заполняет всю эту емкость, начиная с тыльной стороны шеи и дальше вниз. Вы видите, как воздух спускается до «дна» вашего корпуса. Давление воздуха при вдохе приходится на половые органы и низ живота. После выполнения вдоха начинайте выдыхать. Выжимайте воздух вверх и вперед из «емкости». Важно полностью заканчивать процесс вдоха и выдоха из легких, чтобы оба движения непрерывно следовали друг за другом.
Возможно, вам будет проще, если вы будете удерживать перед мысленным взором символ элемента Земли. Закройте глаза и представьте себе горную цепь в непотревоженной природе. Найдите самую высокую вершину и поместите себя на нее. Ноги свесьте по сторонам скалы, как будто вы сидите в седле верблюда. Почувствуйте твердость камня внутренней поверхностью бедер и седалищной частью и представьте себе, что камень крепко держит вас. Нижняя часть вашего тела все больше и больше срастается с камнем, становясь его частью Представляйте себе эту картину одновременно с дыхательными упражнениями, чтобы успокоиться и вернуть самообладание в стрессовой ситуации или восстановить силы.
УПРАЖНЕНИЕ 7: Ступень Воды
Когда ниндзя чувствует себя в своих мыслях бессильным, неподвижным и не способным говорить, или мысли его спутаны, он использует метод контроля над дыханием и духовную картину, чтобы стимулировать свою приспособляемость и гибкость, чтобы опять почувствовать, как его чувства «текут потоком».
Направьте ваше внимание на дыхание. Вдохните медленно, ощущая полное наполнение в легких и выпячивая живот. Это дыхательное движение продолжается около восьми секунд. Заполнив легкие и выпятив живот, задержите дыхание примерно на три секунды. Вы должны чувствовать давление воздуха, который давит наружу, примерно на половине высоты от вашего пупка. Затем выдохните, полностью расслабив легкие и мышцы грудной клетки и одновременно ощутив расслабление в нижней части живота. Расслабление этих мышц должно с силой вытолкнуть воздух из легких. Задержите это расслабление нижней части живота примерно на три секунды и затем повторите вдох.
Возможно, вам поможет в выполнении этого упражнения представление символа элемента Воды. Закройте глаза и представьте себе покрытый камнями океанский берег. Остановите свой взгляд на обломке камня, который лежит в полосе прибоя и на который обрушиваются одна за другой волны. Сядьте на надувную подушку и опустите ноги до бедер в воду. Представьте в своем воображении, что чувствуете прибой и как вы движетесь взад и вперед. Мысленно расслабьтесь и представьте себя частью этого природного ритма.
Соедините эту картину с ритмом дыхания, чтобы повысить свою чувствительность и эмоциональную гибкость.
УПРАЖНЕНИЕ 8: Ступень Огня
Когда ниндзя чувствует себя нерешительным, лишенным мужества и силы или попавшим под чужое влияние, он использует специальную дыхательную технику и духовную картину, чтобы вернуть себе энергию, контроль над собой -к подготовить себя к активной деятельности.
Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Расслабьте свои легкие и сократительные мускулы грудной клетки. Быстро вдохните, для чего расправьте грудную клетку дыхательной мускулатурой. Этот вдох выполняется толчком; вы должны ощутить давление в области солнечного сплетения. Не задерживайте воздух в легких, выдохните его, для чего надавите мышцами в области солнечного сплетения. Мышцы плечевого пояса и грудная клетка остаются расслабленными при вдохе и выдохе. Ограничьтесь мышцами нижней части подреберья и верхней части живота, чтобы
втягивать и выталкивать воздух из тела.
Возможно, вам поможет в выполнении этого упражнения следующий символ элемента Огня. Закройте глаза и представьте себе старый каменный горн посреди кузницы. Смотрите на ярко-красные угли, раскаляющие- железо, становящееся мягким и ковким. Представьте себя стоящим на этих углях. Ваши легкие заменяют меха. При каждом вдохе огонь разгорается сильнее, и вы чувствуете интенсивный жар, который проходит через ваше солнечное сплетение, Представьте себе эту картину одновременно с дыхательными упражнениями, чтобы ваша духовная энергия усилилась и вы смогли привести себя в чувство, стать хозяином положения, когда дело дойдет до схватки.
УПРАЖНЕНИЕ 9: Ступень Воздуха
Когда ниндзя чувствует недостаточность своего интеллектуального чувства, духовное давление на себя, недостаточность сопереживания или излишнюю самоуглубленность, он пользуется специальной техникой дыхания и духовным образом, чтобы усилить чувство сопереживания и превозмочь свои низменные инстинкты
Сосредоточьтесь надыхании. Расслабьте легкие и грудную
клетку и быстро вдохните, растягивая дыхательные мышцы груд-нои клетки. Воздух должен течь в ваши легкие единым потоком. Задержите дыхание примерно на три секунды и проследите, чтобы мышцы груди при этом расслабились Затем медленно и легко выдохните, при этом грудная клетка чуть напрягается и мышцы живота подтягиваются внутрь и кверху, Вы чувствуете, как сжимается центр вашей грудной клетки. Весь цикл дыхания должен продолжаться около 10 секунд.
Возможно, вам поможет в этом дыхательном упражнении образ элемента Воздуха. Закройте глаза и представьте себя в огромном лесу. Представьте группы огромных деревьев, растущих на горном хребте и раскачиваемых ветром. Представьте себя среди этих деревьев и услышьте свист ветра. Ощутите его порывы: он бушует вокруг вас и продувает насквозь любые препятствия. Проследите, как ваше дыхание становится единым целым с ветром и как вы сами становитесь частью окружающей вас стихии.
Используйте этот образ вместе с предлагаемой техникой дыхания, чтобы поднять уровень познания окружающей всеобъемлющей природы и повысить вашу интеллектуальную оценку любой ситуации.
ЗЕМЛЯ (ТИ)
Для того чтобы приобрести свойства элемента Ти (Земля) — стабильность и силу, необходимо образовать кольцо из большого пальца и мизинца и переплести это кольцо таким же кольцом противоположной руки.
ВОДА (СУЙ)
Для того чтобы приобрести свойства элемента Суй (Вода) — приспособленность и мощь, нужно образовать кольцо из безымянного и большого пальцев и переплести его с таким же кольцом
противоположной руки.
ОГОНЬ (КА)
Для того чтобы приобрести свойства элемента Ко. (Огонь) — агрессивность и жизненную энергию, нужно образовать кольцо из среднего и большого пальцев и соединить его с таким же кольцом
противоположной руки.
ВОЗДУХ (ФУ)
Для того чтобы приобрести свойства элемента фу (Воздух) — чувствительность и гармоничное действие, нужно образовать кольцо из указательного и большого пальцев и соединить его с
таким же кольцом противоположной руки.
В руках человека находятся различные электромагнитные каналы тела, Кудзи-Ин (девять Мудр —положений рук) Нин-дзютсу, иих варианты образуют систему, которая позволяет влиять на наше духовное состояние и изменять его при помощи течения энергии в руках.
Большой палец выражает «Ку», источник каждой сущности, и каждый из прочих пальцев выражает один из элементов.
Показанные в данной главе духовные образы не являются единственно возможными представлениями. Могут быть использованы и другие примеры зрительных образов. Это могут быть различные звери-ниндзя, которые выражают четыре различных состояния, таких, как медведь (элемент Земли), или дракон (Ветер).
Можно зрительно представлять, как жизненная сила вашего тела перетекает в один или два энергетических центра, чтобы активизироватьих и придать новые свойства вашей энергии. Можно при выполнении дыхательных упражнений сосредоточиться на произношении определенного слова, как, например, Проворный или Подвижный (элемент Воды) или же Действие или Интенсивность (элемент Огня). Каждое представление — это просто прием для концентрации на необходимых свойствах духовной активности: таким образом вызываются необходимый метаболизм организма и нужные духовные реакции на постоянно изменяющееся влияние действительности.
Чисто физиологическое значение техники дыхания заключается в том, что она ставит своей задачей конкретные стороны телесного контроля. Происходит сознательное регулирование работы органов, влияние на движение воздуха и ток крови, осуществляется избирательное давление на области расположения желез, тело приобретает другой ритм, необходимый для приспособления к неожиданно возникшей ситуации.
Чтобы лучше понять действие дыхательного метода, нужно заметить, как проявляются естественные дыхательные реакции в различных жизненных ситуациях. Обратите внимание, как изменяется ритм и глубина дыхания при стрессе, волнении, усталости или сосредоточении. Внешние факторы, реальные или просто воображаемые, вызывают проявление специфических реакций, которые повышают активность желез внутренней секреции и изменяют ритм дыхания. Таким образом организм может приспосабливаться к целой палитре изменяющихся ситуаций. Этот же процесс происходит и при контролируемом изменении ритма дыхания для приведения себя в необходимое состояние, чтобы соответственно реагировать на обстоятельства.
Необходимо тренировать свою способность приводить себя в необходимое состояние и вызывать соответствующие реакции. Основа силы в нас самих; тренировка в Нин-дзютсу учитывает это и строит все упражнения на этой основе.
Что представляет собой скрытая способность опережать технические приемы противника, которую многие бойцы используют в своем арсенале для достижения победы, не обозначая ее? Обычно ее называют «шестое чувство» — способность узнавать то, что обычно недоступно прямому восприятию. Это предчувствие, что соперник не собирается наносить удар в голову, что его движение —лишь отвлекающий маневр. Это смутное ощущение опасности, возникающее еще до того, как нападающий достал нож. Это неосознанное знание того, что в парке вас ожидает грабитель с пистолетом.
Эти и другие способности к узнаванию неявного доказывают, что обычно мы неправильно, неполно воспринимаем события и вещи и взаимосвязь между ними. Мы не доверяем нашим чувственным впечатлениям, каковы бы они ни были, если они научно не обоснованы. Очень часто мы опускаем наши субъективные, происходящие в нас наблюдения, считая их плодом нашей фантазии. Таким образом, мы сами обкрадываем себя, лишая необходимого источника познания.
В противовес пяти телесным чувствам и сознанию, мозг и процессы в нем представляют третью сферу познания: изучение единства, всеохватывающей единой науки, которая собирает воедино всю Вселенную. Эта высшая Достоверность, которая называется Космическим Сознанием, фильтруется в сознании и подается организму в понятном, приемлемом виде.
Мистическое знание ниндзя учит, что все вещи во Вселенной проявляются как нечто Единое, называемое «Мысль». На этом исходном положении построено все сущее. Путем разделения этой «исходной мысли» и происходит возникновение всего множества вещей, окружающих нас. Чтобы постигнуть основные положения духовных способностей ниндзя, очень важно понимать эту концепцию. Тогда как грубая материя, составляющая структуру всех вещей, кажется разделенной, существует еще тонкая структура объединения, которая соединяет воедино все сущее (например, электроны являются источником и причиной соединения атомов в молекулы, из которых состоят различные материалы, составляющие предмет). Эта теория находится в полной противоположности предположению, что сущность каждого отдельного предмета состоит из собственной материи и что все вещи поэтому не могут быть объединены (т. е. для этого все предметы должны быть уничтожены, разделены на электроны и молекулы и объекты должны лишиться своей структуры).
Несмотря на общепринятую тенденцию делить все вещи на духовные и материальные, не существует четкой границы, разделяющей их. Разделения на телесное, мысленное и духовное для всех вещей в реальности нет, это просто выражение отношения человека к ним. Не существует границы между духом и материей. Все, что мы считаем духовным, имеет в своей основе физическую
реальность.
Действительно, мы не понимаем, как проявляются иди могут существовать многие явления, но только до тех пор, пока наша наука не объяснила их. До этого момента такие явления можно определять как «духовные». Сегодня все наши современники, даже самые неверующие и лишенные фантазии, знают, что радио-и телевизионная информация переносится физическими волнами. Несколько поколений назад возможность передавать слова и даже изображение на большие расстояния через пространство и принимать их воспринималась бы так же, как сегодня воспринимаются внечувствснное восприятие или превращения материи. Природные силы непрерывно действуют внутри нас, и основа нашей способности замечать их существование лежит в нашей тонкой чувствительности и нашем желании использовать их.
Знание непознанных нами законов природы иногда создает впечатление, что используются сверхъестественные силы.
Когда-то человек, не умеющий плавать, собирал ракушки на берегу моря. Иногда ему .мешали морские волны. Но человек, знающий время приливов и отливов, мог не зависеть от волн. Непосвященные принимали его за мага, потому что когда он приходил на берег, волны отступали как по волшебству. Составив график приливов и отливов, этот человек знал то, о чем другие могли только догадываться, следовать за ним, когда он шел к берегу, и поклоняться его духовному знанию, которое приписывалось его исключительному положению. Неудивительно, если такой человек славился и после смерти в дальнейших поколениях своей божественной мудростью, которая позволяла ему собирать ракушки прямо в свою тарелку.
Возможно, из таких же историй-преувеличений возникли и легенды о силе ниндзя в многовековой культуре Японии. Фантастические рассказы описывают, как ниндзя превращались в Гангу (легендарные демоны, полулюди-полувороны). Во многих народных преданиях о ниндзя говорится, что они могут ходить по воде, проходить сквозь стены, превращаться в крыс, прыгать и даже ле-тать на большие расстояния. Особая сила Ига-мистиков, независимо от того, существовали они в действительности, бледнеет перед лицом этих фантастических рассказов о ниндзя.
По свидетельству историков, ниндзя в феодальной Японии использовали без учета их оккультных или спиритических знаний. Использовались их грозные способности чувствовать чужое при-сутствиe, определять намерения конкретного человека и видеть в своем воображении отдаленные места или людей. Продвинутые последователи проходят курс специальных упражнений для того, чтобы раскрыть в своем сознании седьмой уровень Этот седьмой уровень основывается на тонком чувстве, которое вызывает в нас электромагнитное поле других. Различные люди обладают этой способностью в разной степени. Одни овладевают ею быстрее, другие — медленнее. Даже при самом сильном желании эта способность может не проявляться очень долго. Однако не стоит унывать —даже промахиваясь раз за разом, мы не сомневаемся в принципиальной возможности попасть в корзину, играя в баскетбол. Таким же образом работают и упражнения для развития духа. Если это необходимо, нам нужно повторять их снова и снова.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Развитие правильной реакции
Первое упражнение учит достигать расслабления, поддерживая открытое состояние духа и проявление естественных реакций, мыслей и движений в ответ на намерения соперника. Для выполнения этого упражнения необходимы два или более участников:
одинНаблюдающий — он отдает приказы, и один или более Принимающих, которые воспринимают эти приказы. Упражнение состоит в том, чтобы выработать исключительно быстрые, правильные реакции, не реагируя на движение поспешно или же замедленно. Оно оказывает чисто физическое воздействие, затрагивая телесный уровень, и служит хорошим средством для нападающего отработать правильные прыжки и падения —исключительно важные аспекты боевой системы"'ниндзя.
ШАГ 1
Наблюдающий
Он находится на открытом пространстве или посреди большой, по возможности пустой, комнаты. Он занимает удобное, естественное положение, распределяя вес поровну на обе ноги. В этом положении дыхание глубокое, естественное (дыхание животом, нижнее дыхание).
Принимающий
Он становится на дальнем конце тренировочного поля и принимает стойку Хира-Итимондзи-но-камаэ (см. ниже) (воспринимающую), со слегка разведенными коленями и вытянутыми ру
ками. Он дышит естественно, тело и дух находятся под управлением элемента Воздуха (тактильный).
ШАГ 2
Наблюдающий
Он дает приказ, состоящий из двух слов, ясным спокойным голосом. Голос должен быть достаточно громким, чтобы его услышали все принимающие.
Рекомендуются следующие возможные приказы:
ПРЫЖОК ВПЕРЕД ПРЫЖОК НАЗАД ПРЫЖОК ВПРАВО ПРЫЖОК ВЛЕВО ПРЫЖОК ВВЕРХ | ПРЫЖОК ВНИЗ КУВЫРОК ВПЕРЕД КУВЫРОК НАЗАД КУВЫРОК ВПРАВО КУВЫРОК ВЛЕВО |
По мере освоения для усложнения и разнообразия упражнения для продвинувшихся учеников можно иногда переставлять слова в приказе (например, ПРАВЫЙ ПРЫЖОК вместо ПРЫЖОК ВПРАВО), чтобы получилось до двадцати различных команд.
Принимающий
Сохраняет стойку Хира, ожидая приказа. Он останавливает свой мыслительный процесс и заставляет звучать в себе только команды наблюдающего. Как только он услышал оба слова, он выполняет приказ.
Каждая команда вызывает определенную, точную реакцию:
— ПРЫЖОК ВПЕРЕД: подать бедра рывком вперед и подать обе ноги вверх и затем вперед. Следить за тем, чтобы плечи постоянно оставались над бедрами.
— ПРЫЖОК НАЗАД: подать бедра рывком назад, подать обе ноги вверх и затем назад. Следить, чтобы плечи оставались постоянно над бедрами.
— ПРЫЖОК ВЛЕВО: подать оба бедра рывком влево, ноги перенести влево. Следить за плечами.
— ПРЫЖОК ВПРАВО: подать оба бедра рывком вправо, ноги перенести вправо. Следить за плечами.
— ПРЫЖОК ВВЕРХ: подпрыгнуть в воздух и поджать ноги, поднявих и согнув в коленях как можно выше.
— ПРЫЖОК ВНИЗ: сложиться рывком и оставаться как можно ниже к земле.
— КУВЫРОК ВПЕРЕД: молниеносно принять скрюченное положение (сгруппироваться), захватив руками берцовые кости ног, перекатиться через позвоночник вперед и подняться в стойку.
— КУВЫРОК НАЗАД: молниеносно сгруппироваться, подтянуть к себе руки и прижать их к щекам. Перекатиться через позвоночник назад и подняться в стойку.
— КУВЫРОК ВПРАВО: молниеносно сгруппироваться и обхватить правой рукой голень. Перекатиться по линии рука-плечо-спина вправо и подняться в стойку.
— КУВЫРОК ВЛЕВО: молниеносно сгруппироваться, положить левую руку на голень. Перекатиться по линии рука-плечо-спина влево и подняться в стойку.
ШАГ З
Принимающий
Поднимается и опять принимает стойку Хира-но камаэ. Он забывает предшествующие действия и подготавливается к восприятию новой команды.
Наблюдающий дает следующую команду из двух слов; он непрерывно меняет интервалы между приказами, чтобы принимающий не привыкал к определенному ритму.
Важно отметить, что при помощи этого упражнения происходит не подготовка к соревнованиям, которую проводит наблюдающий, проверяя исполнительность принимающих. Как раз наоборот. Наблюдающий должен помогать последним и оставаться нейтральным. Он должен стараться облегчить им задачу. Это упражнение очень важно, так как оно позволяет подготовиться к безошибочной реакции на первое впечатление. Его необходимо повторить несколько раз, прежде чем переходить к следующему.
УПРАЖНЕНИЕ 2:
Ощущение чужого присутствия (1)
Это второе упражнение представляет собой первый шаг к развитию способности чувствовать присутствие другого человека. Необходимы два партнера: Принимающий, который должен почувствовать присутствие врага, и Наблюдающий, который указывает, в какой точке начинается это ощущение. Для того, чтобы ощутить электромагнитное излучение человеческого тела, необходимо для начала проводить это упражнение с партнером другого пола.
ШАГ 1
Принимающий
Он стоит посреди некоторого участка или большой комнаты, в которой по возможности нет отвлекающих факторов (шумы, потоки воздуха, запахи и т. д.) и принимает удобную, естественную стойку, распределяя вес поровну на обе ноги. Руки опущены вдоль корпуса, плечи расслаблены; он стоит так некоторое время, чтобы расслабить все зажимы и напряжения в теле и полностью расслабиться.
Затем он начинает медленное глубокое дыхание, сосредоточиваясь на выдохе, и работает мышцами живота, втягивая и выталкивая воздух из легких. Через два-три дыхательных движения он закрывает глаза, не нарушая ритма дыхания. Он настраивает себя на то, что его тело излучает радарное поле, которое, как тепловой поток, исходит из его кожи. С закрытыми глазами он ощущает, как возрастает его чувствительность и обостряются его чувства.
Он «оглядывается» вокруг, насколько хватает его чувствительного радарного поля, и рисует в чгыслях его границы.
ШАГ 2
Наблюдающий
Медленно и бесшумно приближается к принимающему спереди, пока тот сосрелотачивается на своем дыхании и представлении силового поля. Когда он находится на расстоянии около метра от принимающего, он на несколько секунд останавливается и затем начинает медленно поднимать правую руку, направляя ее в направлении точки между глазами партнера. Рука представляет собой прямую линию до вытянутых пальцев; кончики пальцев на расстоянии ладони от лица партнера.
Он держит все пальцы, включая большой, выпрямленными и сжатыми вместе, ладонь повернута вниз, и продвигает пальцы по миллиметру к цели. Представьте себе, что ваша рука —это шланг, из которого направлен поток воды, истекающий из центра тела. Наблюдающий должен видеть и чувствовать, как этот невидимый энергетический поток идет через позвоночник, плечи и руку, вытекая из тела через кончики пальцев. Его взгляд сосредоточен чуть выше носа партнера, между глазами. Он должен ощущать, будто мощный луч светит в лицо партнера.
ШАГ З
Принимающий
Когда принимающий почувствует присутствие кончиков пальцев, он сообщает об этом, поднимая перед плечом открытую ладонь левой руки, не изменяя своей расслабленной стойки инеоткрывая глаз.
Наблюдающий
После того, как его руки оказываются в воспринимающем поле партнера, прекращает движение вперед и останавливает кончики пальцев в этом положении.
ШАГ 4
Принимающий Он медленно открывает глаза и смотрит на положение руки
наблюдающего.
* * *
Эти четыре шага необходимо выполнять без спешки и легкомыслия. Наблюдающий должен изменять промежуток времени и между началом упражнения, и между протягиванием руки, чтобы не создавать нежелательного ритма.
Если принимающий не почувствует способности к обнаружению присутствия кончиков пальцев наблюдающего с нескольких попыток, следует повторить упражнение медленно, с полуприкрытыми глазами. Таким образом вы можете лучше обнаружить чувство, необходимое для выполнения задания.
После нескольких повторений наблюдающий и принимающий меняются ролями.
Важно отметить, что это упражнение ни в коем случае не является соревнованием между двумя партнерами. Это большей частью метод развития духовных способностей, и оба занимающихся должны помогать друг другу, чтобы развить эти способности. Наблюдающий не должен стремиться к тому, чтобы запутать или перехитрить партнера. Он должен сконцентрировать свое внимание на правильном проведении эксперимента, чтобы дать партнеру улучшить свои способности и поверить в них. Соответственно, задача принимающего состоит не в том, чтобы непременно победить наблюдающего или произвести впечатление на него. Он сосредоточивается прежде всего на том, чтобы правильно выполнять упражнение и научиться распознавать свои ощущения, вызванные подобными стимулами. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы с уверенностью ощущать присутствие чужой руки перед своим лицом.
УПРАЖНЕНИЕ 3:
Ощущение чужого присутствия (II)
Это упражнение продолжает развивать ощущение присутствия второго лица. Для него необходимы три и более партнера:
один принимающий, который должен ощущать присутствие, и два или более наблюдающих, которые определяют, в какой мере и с какой стороны это присутствие будет ощущаться. Это упражнение сложнее предыдущего, так как в нем увеличивается число факторов, которые необходимо учитывать. Отнеситесь к этому упражнению как к игре, расслабьтесь и придите в хорошее расположение духа, не держитесь слишком серьезно.
ШАГ 1
Принимающий
Он стоит в центре участка или комнаты, имеющей как можно меньше отвлекающих раздражителей и принимает стойку шицен-но камаэ, распределяя вес тела поровну на обе ноги.
Как и в упражнении 2, он начинает медленное и глубокое дыхание, поднимая и опуская брюшную стенку, осуществляя циркуляцию воздуха в легких. Сделав 2-3 дыхательных движения, он закрывает глаза и полностью сосредоточивается на ритме дыхания.
Затем он начинает, как уже описано, выставлять вокруг своего корпуса радарное силовое поле, которое исходит из кожи. С закрытыми глазами он чувствует, как его чувствительность возрастает и чувства обостряются. Не делая никаких движений, он чувствует, как его окружает невидимое поле и представляет его реакции на появление в нем кого-нибудь или чего-нибудь.
ШАГ 2
Наблюдающий
Наблюдающие становятся медленно и бесшумно в кружок вокруг принимающего, пока тот с закрытыми глазами сосредоточивается на дыхании и представлении силового поля. Каждый из наблюдающих находится на расстоянии метра от принимающего. Они обмениваются взглядами и показывают легкими движениями рук или лиц, кто из них будет влиять на принимающего. Избранный поднимает медленно правую руку и направляет ее на принимающего со своего .места на воображаемое кольцо, которое находится па высоте глаз на голове принимающего
Он останавливает ее па расстоянии ладони от головы, ладонью вниз, все пальцы вытянугы и прижаты друг к другу. Затем медленно начинает двигаться по миллиметру вперед, по направлению к- голове принимающего. Как и в упражнении 2, он представляет себе поток энергии, вытекающей из кончиков пальцев.
ШАГ З
Принимающий
Когда принимающий ощутил присутствие кончиков пальцев, он поднимает левую руку на высоту груди и показывает большим или указательным пальцем в направлении, откуда он ощущает присутствие руки «противника». Во время подачи этого сигнала он остается расслабленным, глаза закрыты.
Наблюдающий
Как только действующий наблюдатель видит, что левая рука принимающего поднялась, он останавливает движение своей правой руки и замирает в этом положении.
ШАГ4
Принимающий
Он открывает глаза и проверяет положение направленной на него руки.
Как и в упражнении 2, все это должно производиться медленно. Необходимо в любом случае избегать стрессов и ненужной спешки- В каждом новом упражнении наблюдающие меняют свое расположение вокруг принимающего и временной ритм выполнения. Как и упражнение 2, это упражнение не должно быть соревнованием между партнерами. Дух должен быть расслаблен, открыт и не должен беспокоиться о неудачах.
УПРАЖНЕНИЕ 4: Чувствовать намерение
Упражнение 4 предназначено для развития способности чувствовать намерения соперника. Для этого требуются два партнера:
один принимающий, который должен почувствовать намерения партнера, и один наблюдающий, который определяет, с какой стороны и как будет проводиться нападение.
Это упражнение является важным шагом для выработки тонкого чувства невербального общения.