Происходит утверждение человеческой личности в культуре
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития
Европейской культуры.
Возрождение —целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.
(эпоха, в течение которой совершался культурный переворот)
Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества.
Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
Ренессанс обладает множеством различных признаков., но…Если сгруппировать
Множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения
как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
Восстановление античности.
(именно комплекс этих признаков)
Расцвет особенно характеризуют повышенная энергия культурной деятельности,
создание и реализация новых стимулов культурного творчества.
В основе лежат:
— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее
центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— избыток духовной энергии;
— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном
отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути
творчества.
( Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.)
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в
Культуре и обществе человеческой личности.Именно в эпоху возрождения и происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной(«отдельной», не зависящей) индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в
Свободе.
С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые
становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот
грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый
способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в.
Происходит утверждение человеческой личности в культуре.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира,
постепенно разрастающегося, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. (личность значится как активное, деятельное начало)
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека,
утверждающегося именно в
материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало
понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
(~ один из острых вопросов эпохи Ренессанс)
У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и
зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками
индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого.
Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —«человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в
других европейских странах. (Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу и счастье, а главное развитие)
С приходом эпохи возрождения, все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура чрезвычайно изменились:
· В архитектуре утвердились творчески переработались принципы античной
ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий.
· Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела (в связи с развитием науки).
В традиционную религиозную тематику произведений
искусства проникало земное содержание.
Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с
монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже
выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то
время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная
одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры,
скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и
художественного постижения мира и человека.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,
Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй
половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского
Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства.
кроме Венеции, утратили прежнее значение.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически
независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую
роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей
(правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком
произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:
1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 15 века)
2. Раннее Возрождение (15 век)
3. Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века)
4. Позднее Возрождение (30-ые — 90-ые годы 16 века)
5. Северное Возрождение
Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год) (.Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Его работами вдохновлялись Леонардо, Рафаэль и Микеланджело)
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
…Так же, стоит отметить, что в начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.
Другим важным шагом стало появление нерелигиозного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.
Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые высоты в изображении пластики человеческого тела: эмоций, движений тела, сложных сцен в многоплановых, перспективных рельефах.
Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.
В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами
Раннее Возрождение в странах к северу от Альп и в Испании длится приблизительно до середины 1500 ( Северное Возрождение, о котором чуть ниже ) .
Высокое Возрождение
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии. При этом Папе и при его ближайших преемниках в Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту; припоминания средневекового совершенно исчезают. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают то, что досталось им от античного греко-римского искусства.
Основные памятники итальянской архитектуры этого времени —
· светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей;
· дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах.
· В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.
Чуть о мастерах высокого возрождения, так имена яркие:
…Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.
… Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.
… Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.
После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма.
Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
Что касается архитектуры, в это время ей свойственны преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве.
Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко.
(Маньеризм - течение в европейском искусстве, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения, принято считать его ранней стадией стиля барокко)
Северное Возрождение
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Художники, жившие к северу от Альп, не имели перед своими глазами образцов античного искусства изучение вновь открытых памятников античности, было им совершенно чуждо. Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека. Портреты северных художников лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям; в своей реалистичности они доходят до натурализма. С другой стороны, они не порывают со стихией народной, крестьянской жизни и фольклорными традициями.
На стыке интернациональной готики и предренессансных веяний в Нидерландах 1-й половины XV века родилось старонидерландское искусство. Усложнённая иконография и запутанный символизм сочетались с предельным вниманием к подробностям домашнего обихода. Переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира.
Хотя в Италии эпохи кватроченто (Раннее Возрождение) с интересом следили за достижениями нидерландских художников, итальянское влияние стало проникать в эти края только в XVI веке. С началом Реформации (вспоминайте, по истории Реформация – когда там католики вообще охренели, и Лютер начал свою линию загибать, и загнул на целых 95 тезисов) религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись.
Изобразительное искусство
Если разбирать изобразительное искусство эпохи Возрождения в целом, то для живописи этого времени характерно обращение взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим естественным явлениям.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, которая была полна условностей.
Архитектура
Если разбирать архитектуру эпохи Возрождения более целостно и в общем, то стоит сказать, что главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.
Пять мастеров-архитекторов, внёсших наибольший вклад: (понятное дело про каждого не запомнишь, но эти имена не обойти нельзя)
§ Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
§ Леон Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции,.
§ Донато Браманте(1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто (т.е. Раннего возрождения) у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла .
§ Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко.
§ Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (блаблабла)
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.