Тема 4. Искусство Средних Веков
Пояснительная записка
Изобразительное искусство является одним из величайших достижений человеческой культуры. Современную цивилизацию невозможно представить без ее художественной сферы, включающей различные виды изобразительного искусства в их жанровом разнообразии.
Данная программа составлена с учетом государственных общеобразовательных стандартов.
Цели и задачи курса:
• дать определенный объем системных знаний по основным видам изобразительного искусства, историко-художественных, социальных и национальных его характеристик;
• слушатели курса должны получить ясные представления об основных закономерностях смены больших художественных стилей, периодах их зарождения, расцвета и упадка;
• данный учебный курс должен помочь будущим имиджмейкерам приобрести профессиональные знания в анализе структуры художественного произведения на примере различных видов изобразительного искусства.
Учебный курс включает в себя 18 лекционных и 6 семинарских занятий, т.е. всего 24 часа.
Тематическое планирование
N пп | Наименование темы | Часы лекций | Часы семинаров | Итого |
1. | Введение в историко-культурное изучение искусства | |||
2. | Искусство Древнего Мира | |||
3. | Искусство Античного Мира | |||
4. | Искусство Средних веков | |||
5. | Западноевропейское искусство эпохи Возрождения | |||
6. | Искусство XVII - XVIII веков | |||
7. | Искусство XIX - нач. XX веков | |||
ВСЕГО |
Тематическое содержание курса
Тема 1. Введение в историко-культурное изучение искусства.
Специфика восприятия произведения изобразительного искусства. Структура художественного произведения. Характеристика основных видов изобразительного искусства: архитектура, живопись, скульптура.
Взаимосвязи изобразительного искусства с другими сферами духовной культуры синхронного исторического периода (философией, литературой, фольклором, театром и др.).
Тема 2. Искусство Древнего Мира.
Искусство первобытного общества.
Периодизация. Многофункциональность памятников первобытного искусства.
Характеристика основных видов изобразительного искусства первобытного общества в их исторической последовательности. Круглая скульптура. Живопись пещеры Альтамира и пещеры Фон де Гом. Причины появления условно орнаментальных росписей. Различные типы симметрии.Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи.
Искусство Древнего Египта.
Мифологические основы древнеегипетского искусства. Заупокойный культ. Вера в бессмертие души - главная доктрина египетской религии.
Основные принципы древнеегипетского искусства: синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность, декоративность форм.
Типы монументальных сооружений в архитектуре Древнего Египта (храм, гробницы). Египет - родина классических архитектурных форм: пирамиды, обелиски .колонны. " Золотое сечение".
Скульптура Древнего Египта и ее особенности: масштабность, статичность, фронтальность, связь с каменным блоком. Функции египетской скульптуры. Двойственная сущность скульптурного портретного образа: 1) передача максимального сходства; 2) предельная обобщенность. Синтез индивидуального и типологического. Проблема стилизации формы. Система пропорций. Цвет в скульптуре. Трактовка глаза.
Живопись Древнего Египта. Каноничность живописных композиций. Экспрессивность, декоративность .ритм линий.
Тема 3. Искусство Античного Мира.
Терминология. Специфические особенности образности античного искусства.
Искусство Древней Греции.
Мифология и древнегреческое искусство. Антропоцентризм древнегреческого искусства.
1. Архаика.
Архитектура. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль,периптер, диптер. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский. Строительная техника. Роль цвета в греческой архитектуре.
Развитие скульптуры. Курос,кора - типичные образы архаической пластики. Цвет в греческой скульптуре.
Вазопись. Основные виды греческих ваз. Геометрический, чернофигурный, краснофш урный стили.Выразительность линии, силуэта.
2. Классика.
Ансамбль Акрополя в Афинах.Основные принципы построения ансамбля:
гармоническое слияние с природой, асимметрия, равновесие масс. Характеристика основных архитектурных сооружений: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Синтез архитектуры и скульптуры.
Расцвет скульптуры. Мирон, Поликлет, Фидий. Сочинение Поликлета "Канон". Материал: мрамор, бронза. Роль цвета в классической греческой скульптуре. Хризоэлефантинная техника.
Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Задачи психологизма, проблемы пространства и движения.
3. Эллинизм.
Первые опыты регулярной планировки городов. Скульптура эллинизма.
Искусство Древнего Рима.
Периодизация римского искусства.
Архитектура. Развитие строительной техники. Основные типы римских архитектурных сооружений. Колизей и Пантеон - высшие достижения строительного искусства римлян.
Особое значение скульптурного портрета в искусстве Древнего Рима. Росписи Помпеи и Геркуланума. Фаюмский портрет.
Искусство римских провинций. Слияние античных традиций с традициями восточными.Принятие христианства. Памятники раннехристианского искусства.
Тема 4. Искусство Средних Веков.
Особенности средневекового искусства. Религия - важнейший фактор формирования средневековой культуры. Традиции языческой культуры, народные обычаи в средневековой культуре и их отражение в изобразительном искусстве.
Образный строй и язык средневекового искусства.
Искусство Византии.
Развитие культовой архитектуры в Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Соотношение внутреннего пространства и человека. Элементы дематериализации формы, иррационализация пространства в византийской архитектуре. Сложение крестово-купольной системы храма.
Особое место монументальной живописи в искусстве Византии. Техника мозаики и фрески. Постепенное сложение системы и принципов средневековой иконографии. Господство плоскостных и линейных форм. Мозаики Равенны, храма св. Софии в Константинополе и др.
Возникновение и развитие иконописи. Техника иконописи.
Исключительное место цвета в системе изобразительного искусства в Византии.
Западно-вропейское искусство средних веков.
Взаимодействие народных и христианских начал в средневековом искусстве Европы.
Западная Европа в VI -VIII вв. Традиции "варварского" искусства. Монастырские скриптории и развитие миниатюры.
Искусство каролингского периода.
7. Романское искусство.
Романский стиль - стиль искусства классического среднековья (X-XII вв.). Ведущая роль архитектуры. Основные типы монументальной романской архитектуры: церковь, замок.
Принципы синтеза архитектуры и скульптуры. Особое развитие рельефа.
Основные памятники романского искусства Франции, Германии, Италии.
2. Готическое искусство.
Процесс формирования готического стиля. Франция - родина готики. Ансамбль готического собора. Архитектурная конструкция готического собора, ее художественный и эмоциональный эффект.
Краткая характеристика основных памятников готической архитектуры и скульптуры Франции, Италии, Англии.
Искусство средневековой Руси.
Истоки древнерусского искусства. Языческая культура восточных славян -основа своеобразия древнерусской художественной культуры. Роль Византии.
/. Искусство Киевской Руси(XI - начало XII вв.).
Принятие христианства - решающий фактор в формировании древнерусской культуры. Монументализм культовой архитектуры периода Киевской Руси. Первые русские храмы в Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке.
Интерьер древнерусского храма - результат гармонического взаимодействия различных видов искусств. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря. Фресковая роспись.
Иконопись исторического монументализма. История открытия древнерусской иконописи.
2. Искусство периода феодальной раздробленности (XII - сер. XV вв.).
Воздействие феодальной раздробленности на процесс сложения местных художественных школ.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Архитектурные памятники Владимира как единый комплекс. Масштаб, пропорции, ритм как основные элементы архитектурной концепции (церковь Покрова на Нерли). Проблемы двоеверия в связи с архитектурными памятниками Владимиро-Суздальской земли.
Искусство Новгорода. Обусловленность специфики новгородского искусства особенностями исторического развития Новгорода. Бог, святые в представлении новгородца. Архитектура Новгорода. Специфика техники кладки новгородских церквей. Роль цвета в художественном экстерьера храма. Монументальная живопись Новгорода. Творчество Феофана Грека. Иконопись Новгорода, ее тесная связь с фольклором.
Искусство Московского княжества. Белокаменный кремль Дмитрия Донского. Раннемосковская архитектура. Формирование высокого иконостаса. Творчество Андрея Рублева.
3. Искусство Российского государства (вторая половина XV - началоXVII вв.)
Объединение русских земель в единое государство. Формирование культуры русской народности.
Реконструкция Московского Кремля. Успенский собор Аристотеля Фиорованти. Творчество Дионисия и художников его круга.
Новый тип шатрового храма (Покровский собор на Красной площади).
4. Русское искусствоXVII века.
XVII век - время культурного перелома в истории России. Кризис средневекового мировоззрения.
Расцвет деревянного зодчества. (Дворец Алексея Михайловича в Коломенском). Декоративность, фольклорность архитектуры. Проблема "нарышкинского барокко".
Сложение "годуновской" и "строгановской" школ иконописания. Оружейная палата в Москве. Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин.