Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 7 страница
Технологию исполнения последних С. В. Иванов не описывает, но к термину «мозаика» вводит дополнение — «стачивание». Каково его содержание, остается лишь предполагать на основе косвенных данных. У эвенков соседнего с северо-восточными палеоазиатами этноса бытовали «сухарики» в виде полосы меха с ритмично прорезанным ворсом, вставленной в шов изделия таким образом, чтобы она накладывалась на контрастную по цвету цельную полосу меха. При такой технологии «сухарики» действительно предстают как результат саморазвития меховых кисточек. В этом случае орнаменты из чередующихся темных и светлых квадратиков меха у обских угров и нганасан, с одной стороны, и у палеоазиатов, с другой, отражают линию синстадиального развития.
В-третьих, у народов крайнего северо-востока фиксируется меховая мозаика в виде сшивания разноокрашенных кусочков меха (но не равнозначных орнаментальных половин, создающих единую ленту, как у обских угров и нганасан). Подобным образом создаются «сухарики» и шахматные узоры, ряды из треугольников, шевроны и другие мотивы )[см.: Чубарова Л. И., Смолиц-кий В. Г., 1983]. В изготовлении одежды у указанных народов фиксируются реликтовые формы традиции сборного меха [см.: Прыткова Н. Ф., 1976]. Если обнаружится генетическая связь между меховой мозаикой и сборным мехом в творчестве палеоазиатов, то правомерным окажется вопрос либо о конвергентное™ развития декоративных традиций у палеоазиатов, обских угров и северных самодийцев (нганасан), либо об общем древнем субстрате, определившем данную линию художественной эволюции. В последнем случае вновь следует обратиться к западносибирской этно-кулыурной общности эпохи неолита. В ее формировании как в целом, так и в частных проявлениях на уровне культур исследователи отводят существенное место восточносибирскому компоненту [Чернецов В. Н., 1973; Матющенко В. И., 1973].
В какой бы плоскости ни был решен вопрос о факторах, обусловивших сходство простейших мозаичных узоров на меху у палеоазиатов, северных самодийцев (нганасан) и обских угров, степень близости орнаментального творчества у последних двух этнических образований гораздо выше, чем у двух первых, так как она базируется на сопоставимости ролей меховой мозаики в общем декоре, полном совпадении технологии и па общности принципов создания вторичных бордюрных форм, что отражается в едином облике последних.
Рассмотрев северосамодийские и палеоазиатские параллели, вернемся к истории становления обско-угорской орнаментики.
Ее второй этап — это время кардинальных изменений и бурного развития, которое, однако, не утрачивает черт преемственности. Продолжается развитие орнаментации на меху и бересте,
активно и с размахом входит в декоративную сферу вышитое узорочье на домотканом холсте. На область мозаичных бордюров приходится центр орнаментальных экспериментов, во многом определивших этническую специфику обско-угорского декоративного творчества.
Суть происходящих качественных изменений может быть охарактеризована как соединение, сплав орнаментальных форм, наработанных на первом этапе, с иной, зигзагово-треугольной бордюрной структурой. «Сухарики» и производные от них полосы с отростками, Г-, F- и крестообразные мотивы выступают в роли элементов. Будучи скомпонованы в соответствии с требованиями новой бордюрной организации, они дают начало ранее неизв^ест-иым формам. Облик мозаичных узоров меняется принципиальным образом — возникают непрерывные бордюры I и II разрядов. Их появление существенно корректирует правила формирования мозаичных лент, которые ведут свое начало со времени первого этапа. Сохраняется непрерывность орнаментальной линии, прямо-уголы-юсть и соразмерность всех ее изгибов,, равенство фона и узора, равно как и обеспечивающие его симметрические характеристики: боковые оси симметрии и центральная плоскость либо центральная ось.
, Но под воздействием зигзагово-треугольной структуры сту-пенчато-сть орнаментальной линии заменяется на зигзаг, а основной строительной единицей становится квадратик, поставленный не на основание, а на угол, и именуемый в литературе ромбом. После того как обновленные правила закрепляются в сознании мастериц и на кончиках их пальцев, под эти предписания подгоняются орнаменты с квадратно-прямоугольной структурой. Зигзагообразный контур приобретают Г- и Т-образные фигуры, составляющие III разряд непрерывных обско-угорских бордюров. Подчеркну одно существенное обстоятельство: отработка нова-ционных орнаментальных форм осуществляется не на меху, а на рыбьей коже и ровдуге.
Так, в рамках второго этапа происходит становление того круга мозаичных мотивов, что послужат базой для большого количества разнообразных и сверхсложных вторичных форм. Основные правила построения непрерывных бордюров обнаружат завидную стабильность, и лишь во второй половине Х'Х в. наметятся робкие отступления от них. Благодаря этой жестко.й регламентирующей роли канонов мозаичные орнаменты хантов и манси сохраняют свою цельность, самобытность и превращаются художественный автограф, оставленный народами на историческом полотне и запечатлевший этнический почерк авторов.
Узорная обработка бересты на втором этапе получает такой мощный творческий импульс, что по своим художественным досто-
инствам становится вровень с мозаичными орнаментами. Ее развитие в целом протекает в русле тех же новационных процессов, что затронули мозаику, и под сильным воздействием последней, но вместе с тем обнаруживает и известную самостоятельность, а также преемственность с первым этапом.
Наиболее прочной связующей ниточкой служит сохранение медвежьей тематики и усиление в ней орнаментального начала. Контурность линии трансформируется в двойной контур с дополнительной прорисовкой, а голова и лапы оформляются в мозаичном стиле — в виде простейшего мотива-развилки. Этот мотив содержит в себе одновременно и структурные, и элементные ростки, которые позднее сольются в четкий орнаментальный алгоритм. Согласно ему будет наращиваться сложность лап-узоров, пока они не поглотят само изображение и не превратятся в свободную орнаментальную композицию. Все это будет много позднее, но основы подобных орнаментальных метаморфоз закладываются в недрах второго этапа.
Самым существенным новшеством, во многом определившим облик современного берестяного декора хантов и манси, стало проникновение в узорочье зигзага с асимметричными отростками на сторонах. Он оказывается тесно увязанным с ширококонтурной манерой выскабливания. Возможно, здесь не обошлось без влияния орнаментальной раскраски на ровдуге, технология которой предполагает ширококонтурность. Может быть, сказалось и обязательное для мозаики правило равенства площадей фона и узора. В роли отростков выступают различные фигуры: простые полосы и полосы с отростком, Г-образпые, утолки с соединительной перемычкой, крючковидные. Мотив зигзага с крючковидными отрост-камн в своем наиболее лаконичном варианте обнаруживает явное сходство с андроновской орнаментацией. В обско-угорском берестяном декоре он проходит длительный путь трансформации, в ходе которой включает в свой состав сложные мозаичные фигуры, порой почти заглушающие сам крючковидный отросток.
Но при этом хорошо прослеживается орнаментальная преемственность. Полоса с отростком и Г-образные дополнения к зигзагу навеяны мозаичной орнаментикой. И со временем эта связь становится все более очевидной: Г-образный элемент приобретает вид сложной меандровой фигуры и отличается от своего мозаичного аналога лишь отсутствием зубчатой орнаментальной линии. Общая направленность эволюции мотивов, построенных на основе зигзага с асимметричными отростками, заключается в нарастании сложности отростка. Последний не только подчиняет себе, но порой и полностью вытесняет зигзаг. Собственно зигзаг и зигзаг с симметричными отростками плохо приживаются среди бере-
стяного- узорочья. .Данные мотивы обнаруживают лишь локальный приоритет. -•;.:. ;•:: ~
;•--•'Важное .-место, в берестяном декоре занимают узоры, композиционно родственные зигзаговым. Они строятся на основе ромби-ческо-треугольного каркаса и имеют облик ромбов с уголками между ними. Оформление элементов испытывает значительное воздействие со стороны мозаики: стороны ромбов принимают вид полос с отростками, а уголки — «заячьих ушек», одного из наиболее популярных мозаичных -мотивов. Отличительная особенность обско-угорских ромбических бордюров на бересте — узорное заполнение не внутреннего пространства ромбов, а внешнего за счет усложнения уголков или отростков на их сторонах. Ромбы с уголками также прочно связаны с ширококонтурной манерой выскабливания.
Береста, особенно в сочетании с техникой выскабливания,— очень благодатный для орнаментальных экспериментов материал. Она не предъявляет жестких требований к исполнительской манере и характеру мотивов. Для нее равновозможны контурность и ширококонтурность, прямо- и криволинейность. И тем не менее орнаментальные постулаты, заложенные на втором этапе развития, во многом обусловили ее современную специфику. Наиболее существенные изменения оказались связанными с внедрением криволинейности и расширением изобразительной тематики. Но данные нововведения охватили не весь обско-угорский массив.
На второй этап приходится становление вышитых орнаментов, что связано с «продернутой» техникой (керем ханч). Круг характерных для нее мотивов также строится на основе зигзага. Компоновка узора предполагает либо расположение элементов в его изгибах (чаще это симметричные фестоны из треугольного ряда), либо продление вершины с помощью асимметричного Г-образного отростка. Существенна роль мотивов в виде декоративных уголков-шевронов, которые можно трактовать как вторичную форму зигзага с Г-образной вершиной, пропущенного сквозь жернова сложных симметрических преобразований. Все эти разновидности узоров обнаруживают прямое сходство с андроноидными орнаментами.
Близость начального этапа становления обско-угорской вышивки декору андроноидной керамики не ограничивается только общностью мотивов. Возможно, она отражает более глубинное взаимодействие орнаментальных традиций. На эту мысль наводят технические характеристики керем ханч — односторонней счетной глади. Узор возникает из диагональных параллельных линий, которые, состоят .из отдельных стежков, наполовину смещенных Друг относительно друга. Данной технике близка более ранняя разновидность счетной глади — шитье набором. Стежок кладет-
ся то поверх, то снизу ткани, но узор также может строиться из диагональных линий со смещенным стежком. Очевидно, визуальное сходство техник послужило причиной их смешения в работе Т. Вахтер. Она описывает керем ханч как шитье набором, но приведенные ею иллюстрации изнаночной стороны вышивки опровергают подобную характеристику [Vahter Т., 1953. Т1. 26:/, 2]. Дело в том, что отличительная особенность шитья набором, обусловленная технологически,— зеркальное отображение узора на изнаночной стороне. При односторонней счетной глади проявление этого показателя менее заметно. Шитье набором — древнейший вид шва у многих народов. Технологически оно копирует движение нити утка при переплетении ее с нитями основы в процессе
тканья.
В свете изложенного представляет интерес трактовка истоков андроновского орнамента. Все исследователи едины во мнении, что это — не керамика. Однако далее позиции авторов расходятся, -и возникновение орнамента относят к аппликации из меха и кожи [Грязнов М. П., 1956; Кузьмина Е. Е., 1986], мозаике на мягких материалах [Чернецов В. Н., 1948], плетеным и ковровым изделиям [Зотова С. В., 1965]. В качестве веского довода в пользу последнего предположения приводится соответствие системы построения андроновских геометрических узоров принципам орнаментального конструирования на указанных изделиях. Действительно, прямоугольное переплетение нитей основы и утка объясняет излом орнаментальной линии под углом в 90° и параллельное или перпендикулярное расположение отростков относительно сторон зигзага, а особенности древнейших техник вышивки и узорного ткачества технологически создают зеркальность узора и изнанки и возможность перехода фона и узора, друг в друга. Все эти черты свойственны андроновской орнаментации. Следствием прекрасного наложения андроноидных узоров на особенности построения тк'аных орнаментов является их преимущественное существование именно в указанной технике у многих народов Восточной-Европы и Средней Азии [см.: Климова Г. Н., 1989].
Перечисленные доводы позволяют предполагать определяющее влияние андроновских орнаментальных черт на становление обско-уторской вышивки. Не только набор орнаментальных мотивов, но и сама идея возникновения вышивки могла быть навеяна носителями андроновских традиций. Но это указывает и сложность самих мотивов при отсутствии их упрощенных вариантов уже на начальном этапе развития вышивки.
Таким образом, второй этап в развитии обско-угорского орнаментального искусства можно -с полным правом назвать решаю щим. Именно в его недрах формируются традиции узорной обработки меха и бересты, ставшие основой всей последующей орна
ментальной эволюции, происходит становление нового вида декоративного творчества — вышивки. Второй этап сохраняет многие черты своего предшественника: бордюрную организацию орнамента, прямолинейность, строгую геометрию форм, элементный и сюжетный состав. Наряду с этим этап отмечен печатью модернизма, затронувшего основу построения узоров — композицию. На сМену квадратно-прямоугольной пришла зигзагово-треугольная и близкая ей ромбически-треугольная. Значительно возрос фонд орнаментальных мотивов. В него вошли: зигзаг с асимметричными отростками, фестоны из треугольного ряда, декоративные уголки-шевроны, ромбы с уголками, а также новационные формы, представленные в мозаике. В значительной части специфика второго этапа обско-угорского орнаментального генезиса проясняется при обращении к ковровым узорам андроновской керамики. У последних обязательной частью композиции является горизонтальный зигзаг, а мотивы в своем большинстве возникают в результате присоединения к его сторонам и вершинам асимметричных Г-об-разных и крючковидных отростков, окаймленных фестонами из треугольников [Зотова С. В., 1965].
Как видим, интерпретация своеобразных черт второго этапа вновь высвечивает проблему соотношения обско-угорской орнаментики с андроновским керамическим декором. Историография вопроса ведет свой отсчет от работы В. Н. Чернецова (1948), основные положения которой разделил и дополнил С. В. Иванов (1963). Суть предложенной ими концепции заключается в подходе к андроновской орнаментации как основе, из которой произросли обско-угорские узоры: ленточные (т. е. мозаичные, по В. Н. Черне-цову) и частично мозаичные, вышитые и выскобленные — по С. В. Иванову. Данное положение надолго утвердилось в науке, не получая дальнейшей разработки, но и не подвергаясь критическому анализу [см.: Могильников В. А., 1973; Хлобыстин Л. П., 1976; Елькина М. В., 1977]. В последнее время, однако, намечается иной подход к концепции Чернецова — Иванова прежде всего среди археологов [Кокшаров С. Ф., Ермакова Н. Н., 1992; Мо-лодин В. И., 1995]. Это связано с накоплением нового материала, для которого она порой превращается в прокрустово ложе. Думается, что решать проблему истоков обско-угорского орнамента неправомерно без учета особенностей его исторического развития, воссоздаваемого на основе этнографических данных. Поэтому на проблеме соотношения андроновской и обско-угорской орнаментации следует остановиться подробнее.
В сводных таблицах В. Н. Чернецова (1948. Табл. VI) и С. В. Иванова (1963. Рис. 100), отражающих общность указанных орнаментов, значительное место отведено «сухарикам» и меандру, т. е. Г-образным мотивам. Как было показано выше, данные мо-
тивы логично вписываются в общий контекст первого этапа орнаментального развития.- Их возникновение- 'Детерминировано эволюционным развитием традиции сборного- меха, корни .которой уходят в западносибирский неолит. Поэтому нет оснований причислять указанные мотивы к андроновскому комплексу и на их основе вслед за С. В. Ивановым (1964) вести речь о широком влиянии андроновских традиций на творчество обских угров н других народов Западной Сибири.
Наклонные полосы, зигзаг, ряды из треугольников, ромбы, также включенные в андроноидный комплекс [Иванов С. В., 1963. Рис. 100], принадлежат к числу простейших исходных мотивов, конвергентное становление которых может охватывать различные территории и народы. В Западной Сибири подобные орнаменты известны с неолита в Сургутском Приобье [Чемякин Ю. П., 1989; Матвеева Н. П., 1990], в Северном Зауралье [Стефанов В. И., Кокшаров С. Ф., 1990], в Прииртышье, на р. Конде [Стефанова Н. К., Кокшаров С. Ф., 1988], в Притоболье [Ковалева В. Т., 1986]. Территория, генетически связанная с формированием андроновских культур, предположительно включает в себя южные районы Западной Сибири. Так, в полосе пограничья тайги и лесостепи между Уралом и р. Тобол прослеживается сложение андроновского (федоровского) орнаментального комплекса еще в доандроновскую эпоху [Косарев М. Ф., 1983]. Лесостепное Притоболье подключается к очагу становления другой андронов-ской культуры — алакульской [Потемкина Т. М., 1983]. С позиций подобных гипотез тождественность вышеперечисленных несложных геометрических мотивов в андроновской и северотаежной среде может быть возведена и к древнему сибирскому субстратному компоненту доандроновского периода.
Как видим, круг андроноидных узоров, выделенных В. Н. Чер-нецовым и С. В. Ивановым в обско-угорском декоративном творчестве, значительно сузился. В нем остаются главным образом мотивы, основанные на зигзаге с асимметричными Г-образными и крючковидными отростками на вершине и на сторонах, а также гирлянды из треугольников и мотивы в виде развилки. При соотнесении различных орнаментальных традиций друг с другом следует учитывать не только близость мотивов, но и общие принципы
их построения.
С точки зрения указанных критериев не вызывает сомнения тождественность с андроноидными орнаментами основного узорного ядра обско-угорской вышивки в начальный период ее становления. Зигзаг как композиционная основа; асимметричные отростки на вершинах и фестоны в изгибах как средство орнаментального конструирования; сложные формы сходных мотивов, отвечающие этим требованиям,— все это недвусмысленно свиде-
тельствует о сильнейшем влиянии андроновских орнаментальных стереотипов на южные группы обских угров. Центры этнического районирования вышивки приходятся на• восточных манси- и южных хантов, т. е. на территорию Прииртышья в районе рек Конды и Демьянки. В последние века II тыс. до н. э. Прииртышье входит в огромнейший массив андроноидных культур, охватывающий юг зауральской западносибирской тайги и отчасти смежную пред-таежную полосу. В Зауралье формируется андроноидная черкас-кульская культура, а с Прииртышьем связана сузгунская, впитавшая в себя местную и южную андроновскую традиции. В начале I тыс. до н. э. наблюдается еще одна волна южных воздействий — черкаскульско-ирменская [Косарев М. Ф., 1983]. Следовательно, сильнейшие позиции андроновских традиций в обско-угорских вышитых орнаментах объяснимы исходя из исторической событийности, воссоздаваемой по археологическим источникам.
В узорах, выскабливаемых на бересте, андроноидные черты проступают значительно слабее, чем в вышивке. Самым наглядным их проявлением служат бордюры в виде зигзага с асимметричными отростками на сторонах. Лучше всего они сохраняются в Сургутском Приобье, но со временем трансформируются в сложнейшие мотивы, насыщенные конфигурационно за счет мозаичных элементов. В берестяном декоре северных групп обских угров в роли асимметричного отростка часто выступает сложная меанд-ровая фигура. Ее возникновение есть результат эволюции Г-образ-ного мозаичного узора, оформившегося в доандроновское время. Возможно, андроноидные орнаменты повлияли на направленность его развития. В этом случае инновационно не возникновение элемента, а его последующая орнаментальная обработка. Зигзаг с отростками в виде крючков и сложного меандра — это формы проявления широко представленной на обско-угорской бересте асимметричной зигзагово-треугольной структуры. Как было показано выше, она имеет древнейшие и автохтонные для Западной Сибири черты и в эпоху бронзы локализуется в Сургутском Приобье.
Следовательно, воздействие андроноидных традиций выражается в ее наполнении новыми и модернизированными элементами, которые тщательно фильтруются с учетом их соответствия доан-дроновским канонам. Очевидно, вследствие расхождения с последними в берестяном узорочье не находят отражения симметричные андроноидные мотивы, построенные на зигзаге и включающие в себя гирлянды из треугольников. Проникновение этих орнаментов запечатлела на себе керамика [см.: Матющенко В. И., 1974. Табл. 12]. Если к сказанному добавить серию бордюров из ромбов с уголками, также пронизанную сибирской архаикой, то на таком орнаментальном фоне нельзя вести речь об определяю-
щем влиянии андроноидных традиций на берестяное узорочье
обских угров.
Проблематично выделение андроноидных черт в мозаичных бордюрах. Элементный состав данных орнаментов формируется в северотаежной среде в рамках первого этапа орнаментального генезиса. Истоки зигзагово-треугольной структуры одноз'начно определить сложно. И здесь нельзя исключать андроновского воздействия. Как мотив зигзаг архаичен для западно-сибирской территории, однако как композиционная основа, упорядочивающая расположение элементов в мотиве, он чужд начальному этапу развития м-озаичных узоров. Переход от одной композиционной заданности к другой — от квадратно-прямоугольной к зигзагово-треугольной— вряд ли правомерно объяснять саморазвитием орнаментальной системы: слишком различны их проявления. Между мозаичными бордюрами первого и второго этапов пролегает дистанция огромного размера. К тому же у северных групп обских угров наблюдается лучшая сохранность мозаичных форм, связанных с первым этапом, а у нганасан они в значительной мере определяют орнаментальное своеобразие и в XX в. То есть по мере удаления от центров интенсивных этнических контактов ослабевает проявление черт второго этапа, связанных с мозаичными бордюрами, а в условиях изоляции они не вырабатываются вовсе, о чем свидетельствуют материалы по нганасанам.
Необоснованно ограничиваться и предположением о перенесении рассматриваемой структуры из выскабливаемого декора в мозаичный. Для первого характерен асимметричный зигзагово-треугольный каркас бордюров, а его симметричная разновидность появляется значительно позднее. Симметричных бордюров, построенных на зигзаге, нет среди окаймляющих узоров, которые хранят наиболее древние черты, а среди основных они не отмечены печатью обско-угорского единства. Преобразования мозаичных бордюров, наоборот, предполагают в качестве структурной основы симметричный зигзаг. Он диктует правила построения исходных мотивов первого разряда. И лишь по мере их развития и конструирования новых форм подключаются асимметричные фигуры, бытующие на бересте в виде зигзага с отростком и с входящими уголками, соединенными перемычкой. Они служат базой для возникновения непрерывных бордюров второго разряда. С его оформлением усиливаются позиции асимметрии и в мозаичных орнаментах. Исходя из сказанного наиболее логично предположение о том, что идея симметричной зигзагово-треугольной композиции подсказана андроновской орнаментальной традицией, но она оказалась услышанной благодаря местным канонам, подготовленным к ее восприятию: мотивам в виде зигзага на ке-
рамике и асимметричной зигзагово-треугольной структуре на бересте.
Таким образом, на втором этапе развития обско-угорских орнаментальных традиций на бересте и меху значительно сильнее звучат местные архаичные черты, чем южные андроновские. Чтобы завершить рассмотрение вопроса, связанного с их соотношением, следует очертить, хотя бы гипотетически, ареал взаимодействия указанных традиций. Сильное перекрестное влияние выскобленных мозаичных узоров на ранней стадии их оформления позволяет вести поиск совместной территории становления орнаментики современного вида для бересты и меха.
Этнографические данные по этому поводу немногословны, но все же содержат в себе весьма ценные указания для избранного исследовательского направления. Рассмотрим их. Во-первых, орнаментированная береста, обнаруживающая наиболее близкие параллели с андроновской орнаментацией, фиксируется в Сургутском Приобье, па реках Юган и Тромъеган.
Во-вторых, отработка новационных форм в мозаике осуществлялась не на меху, а на ровдуге и рыбьей коже. У северных групп обских угров мозаичные узоры бытуют на меху, а у восточных они реализованы в выскабливании и раскраске на бересте, так как меховая мозаика не характерна для данного этноподразделения. Вместе с тем наличие всех базовых форм и созданных на их основе сверхсложных оригинальных модификаций свидетельствует о прекрасном знании восточными хантами искусства орнаментальной мозаики. Оно воплощалось не на меху, применительно к которому утвердилась традиция декоративного сшивания маленьких кусочков, а на ровдуге и рыбьей коже. У обитателей р. Юган вплоть до настоящего времени сохранялась ровдужная мозаика, наполненная узорами сложной конфигурации. Орнаментированная рыбья кожа у данной группы не отмечена, но косвенные данные не противоречат ее былому существованию: большая роль рыболовства в хозяйстве; использование рыбьей кожи при пошиве одежды и утвари; налим как один из видов добываемой рыбы, из кожи которого изготавливались мозаичные узоры [см.: Vah-ter Т., 1953]. То есть мозаика у восточных хантов развивалась на тех материалах, что являются исконными для мозаичных орнаментов современного вида, и лучше всего их архаичное состояние отражают юганские материалы.
В-третьих, фольклорная память восточных хантов именно с Васюганом и Юганом связывает исконную территорию своих предков — «арэх ях», «первобытных хантов» [Лукина Н. В., 1976 а]. Занятия «народа из преданий»: охота на лосей, рыболовство, отсутствие домашних оленей — объясняют, почему в качестве материалов для мозаики использовались ровдуга и рыбья
кожа. Таким образом, этнографические материалы отдают предпочтение Сургутскому Приобью как территории, где при участии андроноидных элементов происходило становление черт, определивших орнаментальное своеобразие обских угров.
Теперь соотнесем этнографические выкладки с археологическими построениями. Район Среднего Приобья в период финальной бронзы и раннего железа неизменно оказывается в центре внимания, когда речь заходит о соотношении андроноидной и таежной орнаментики. С ним связывают как проникновение «андро-ноидного комплекса» в искусство местных племен '[Косарев М. Ф., 1972, 1974], так и независимое становление в таежной зоне меанд-ровых узоров [Кокшаров С. Ф., Ермакова Н. Н., 1992].
Томско-Нарымское Приобье в период бронзы занимает елов-ская (еловско-ирменская) культура. Вопросы, связанные с ее становлением и последующей трансформацией, хронологией и границами неоднозначно трактуются исследователями [Матющен-ко В. И., 1969, 1973 а, 1974; Косарев М. Ф., 1969, 1972, 1973, 1974 и др.]. Однако присутствие в культуре андроновского компонента и последующее сильное воздействие на нее андронов-ских племен не вызывают сомнения. Оба автора солидарны и в том, что в северной части еловского ареала интенсивность взаимодействия местных и андроновских черт значительно меньше, чем на юге. Отражением этого служит постепенное затухание в северном направлении геометризма на керамическом декоре.
Васюганье — пограничный рубеж между Нарымским и Сургутским Приобьем — также включает андроноидную окраску в свою культурную палитру, являясь в эпоху бронзы одним из центров формирования еловской культуры [Кирюшин Ю. Ф., Малолетко А. М., 1979]. Проникновение сюда различными путями скотоводческого населения дает всплеск геометрического анд-ро'ноидного орнамента [Кирюшин Ю. Ф. и др., 1979 а]. Правобережье Сургутского Приобья входит в пределы досягаемости андроновских традиций в ранний железный век [Васильев Е. А., 1978], о чем свидетельствуют усложненные геометрические элементы в орнаментах [Елыкина М. В., 1977]. Следы контактов с южнотаежными племенами фиксируются в барсовской культуре, складывающейся в Сургутском П'риобье в последней четверти II тыс. до н. э. и существующей до раннего железного века [Чемякин Ю. П., 1989]. Нижнее Приобье в эпоху поздней бронзы демонстрирует развитие местной гребенчато-ямочной традиции [Васильев Ё. А., 1982; Косарев М. Ф., 1991].
Сургутское Приобье, таким образом, оказывается буферной зоной между северотаежной линией развития, не осложненной иноэтничными вливаниями, и крайним форпостом андроновских традиций в лице еловской общности на юге. Промежуточное по-
ложение региона хорошо объясняет приглушенность андроыовской тональности в его культурных чертах, прослеживаемую по археологическим и этнографическим материалам. Оно же ведет к пониманию тех исторических процессов, что сокрыты в механизме формирования обско-угорских мозаичных бордюров на втором этапе их генезиса.
Напомню, что орнаментоведческая схема базируется на синтезе элементов, становление которых происходит в северотаежных районах Западной Сибири, н зигзагово-треутольной бордюрной композиции, наиболее ярко проявившей себя в андроновской орнаментации. При этом нельзя упускать из виду и серьезное влияние автохтонных среднеобских черт, выражением которых являются асимметричные зигзагообразные узоры на бересте.
Культурная экспансия из северной части Обского бассейна связана с племенами атлымской культуры — носителями традиций крестовой керамики. В конце II тыс. до н. э. культура локализуется в Нижнем Приобье, а ее керамика отмечена следующими чертами. Основными элементами орнамента служат круглая ямка и различные вариации оттисков крестового штампа. Наиболее распространенный орнаментальный мотив — ритмично чередующиеся пояса плотно поставленных отпечатков косого креста и круглых ямок. Довольно часто пояса ямок заменены зигзагами, треугольниками, ромбами, выполненными крестовым штампом другого вида [Васильев Е. А., 1982].