Одной неповторимою судьбой
Мы все отмечены. Мы - ленинградцы.
Нас по улыбке узнают. Нечастой,
Но дружелюбной, ясной и простой.
По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,
По доблестной привычке трудовой.
Да будет сердце счастьем озаряться
У каждого, кому проговорят:
- Ты любишь так, как любят ленинградцы. -
Да будет мерой чести Ленинград.
Нам от него теперь не оторваться.
Куда бы нас не повела война -
Его величием душа полна,
И мы везде и всюду - ленинградцы.
О. Берггольц
Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки - продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам - немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро.
Фашисты не смогли полностью захватить его - узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь - по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день ото дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам. Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать конную повозку с не очень тяжелым грузом. Ледовая дорога была открыта. Гитлеровцы еще продолжали хвастаться своей блокадой, через которую будто бы птица не пролетит. Обеспокоенная Родина еще ничего не знала и по-прежнему тревожилась за оказавшихся в беде ленинградцев, и даже сами ленинградцы еще только надеялись на помощь, а по льду Ладожского озера уже начали свой путь в Ленинград первые дары.
Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».
Тяжелой, опасной была ледовая дорога. В солнечный морозный день она казалась необычайно красивой. Ослепляюще ярко блестел снег, ледяные глыбы переливались всеми цветами радуги, а выкрашенные в белый цвет машины выглядели очень нарядно. Но первое впечатление было обманчиво. Всякий, кто в те дни оказывался на Ладожском озере, чувствовал, что «дорога жизни» полна опасностей и тревог. По хмурым сосредоточенным лицам шоферов, по их воспаленным от бессонницы глазам, по множеству черных, наполовину сгоревших или затонувших остатков грузовиков, можно было без труда понять, насколько серьезен и труден путь по «дороге жизни».
Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.
«Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей - стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства - все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло.
Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление, в ожесточенном бою победили гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Солдаты входили в знаменитые пригороды Ленинграда - Павловск, Пушкин, Стрельну - и на глаза суровых воинов наворачивались слезы. Они видели перед собой пустыню. Все, что могло гореть, горело. Вековые деревья лежали словно мертвые великаны, осколки мрамора и фарфора валялись в грязи. Лоскутья уникальных образцов парчи, шелка, обрывки картин носил ветер. Статуи без голов были разбросаны и растоптаны тяжелыми немецкими сапогами. Вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное - свобода. Город не сдался в рабство. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.
Все дальше отступали войска от Ленинграда, все глуше слышались разрывы бомб, гитлеровские войска отступали от города, так и не сумев сломить его. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой. В этот же вечер над городом вспыхнул салют. 324 орудия дали залп в честь великого города и его героических жителей.
Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, смотрели, как все - шпиль Петропавловского собора, Исаакий, набережные, Невский, корабли на Неве, - освещается вспышками торжественной радости, и не могли поверить, что действительно смогли дожить до этого прекрасного дня.
Ленинградское кольцо
Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец -