Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чем и как работают художники – (8часов)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.Что такое живопись? Живописные материалы (гуашь). Практическое овладение основами цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Белая и черная краски.Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Разница в изображении природы в различную погоду. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача эмоционального состояния природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости.Первичные знания перспективы (ближе - дальше, загораживание). Изображение пейзажа.
Выразительные возможности аппликации.Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Ритм, виды ритма (спокойный, порывистый, беспокойный). Ритм пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Композиционный центр, главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Выразительные возможности графических материалов.Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Образный язык графики. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Выразительность материалов для работы в объеме.Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа (глина, дерево, камень и др.). Объём – основа языка скульптуры. Изображение животных.
Выразительные возможности бумаги.Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Объём, способы передачи объёма. Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель , мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Повторение и закрепление полученных на предыдущих уроках знаний о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Реальность и фантазия – (7 часов)
Изображение и реальность.Мастер изображения учит видеть мир вокруг. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота своеобразие, особенности различных животных. Формирование приёмов работы с графическими и живописными материалами (тушь, гуашь)
Изображение и фантазия.Образнаясущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Мастер изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа в народной культуре, фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность.Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.).развитие наблюдательность.
Украшение и фантазия.Мастер Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), например кукарские или вологодские кружева. Понятие «орнамент», повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создание тканей, кружев, украшений для человека.
Постройка и реальность.Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций, разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Освоение новых приемов конструирования из бумаги.
Постройка и фантазия.Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует её своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения, постройки. Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство - (11часов)
Изображение природы в различных состояниях.Жанр пейзажа. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителей. Композиция пейзажа в живописи (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше). Цветные серые краски.
Художник изображает настроение.В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Передача с помощью цвета эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, грусти и радости.
Изображение характера животных.Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения (при помощи пятна, линии, штриха). Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи, скульптуре (В. Ватагин). Образы животных: разъяренных и ласковых (например: кошка, собака)
Изображение характера человека. Женский образ.Человек и человеческие взаимоотношения. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства Портрет. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи, пропорции лица человека. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение женского портрета персонажей русских народных сказок (например, Василиса Премудрая, Алёнушка, Ведьма, Баба Яга).
Изображение характера человека. Мужской образ.Человек. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Цветовые сочетания, передающие отношение художника к персонажу. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение мужского портрета персонажей сказок (например, злой волшебник, добрый волшебник). Характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народа к человеку.
Образ человека в скульптуре.Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме, выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба –Яга, Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш) Способы передачи объёма, материалы пластилин, глина, стеки, дощечки)
Человек и его украшения.Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор. Украшения имеют свой характер, свой образ. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чем говорят украшения?Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Изображение в аппликации или живописи сказочных образов народной культуры (солнце, птица Сирин, Дерево жизни и др.), использование стилизации форм для создания орнамента.
Как говорит искусство - (11 часов)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цвет – основа языка живописи. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Линия как средство выражения: ритм линий.Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный ит.д.) Ритмическая организация листа с помощью линий. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линий.
Линия как средство выражения: характер линий.Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые, тонкие, корявые, изящные, спокойные и порывистые. Приёмы работы графическими материалами. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет нежных веток берез и корявая мощь старых дубовых сучьев). Образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое.
Ритм пятен как средство выражения.Ритм пятен передает движение. От изменения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Изображение летящих птиц: общие и характерные черты (быстрый или медленный полет, птицы летят тяжело или легко)
Пропорции выражают характер.Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья–Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года.Братья – Мастера – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.