СРЕЗ b - b. ДИСКУРСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ 5 страница
И вот человечество приблизилось почти вплотную к той черте, когда отрицание преобладает над утверждением, скепсис превращается в идеал или модный жест современного арт-иста, а дзэнские парадоксы разума и логики представляются нормой мышления и поведения.
Что же скажем?
Да вроде бы говорить пока рановато.
Лучше просто многозначительно промычать нечто невразумительное, но многозвучное.
Авось, правильно поймут... И понимают!
ницшеанское "раз-облачение" эстетики аскетизма христианства: вы - так, а я - эдак! Только ли сие реакция больного организма (тела, лишенного чувственных удовольствий и обреченного постоянно испытывать боль) на физически здоровых "аскетов", сознательно проповедующих отказ от недоступных ему, но чаемых, состояний телесного покоя и наслажедения? Культ телесности, как мечта больного тела о здоровом состоянии? Исходя из логики бытия и мышления самого Ницше, можно и проще всего сделать такой вывод, но мы-то сегодня знаем, что все значительно сложенее, и борьба Эго с Альтер-Эго продолжается вечно. Ницше - лишь эпизод в этом бесконечном космическом противостоянии на краю. А разверзшаяся бездна заставляет конвульсивно цепляться... - хотя бы путем отталкивания от опоры... Что бы, интересно, сказал Ницше о ПОСТ- в этом плане? Здесь вроде бы "аскетический священник" ни при чем, а вот вкус in artibus et litteris - ну совсем "испорченный", если подходить к нему с классических позиций, на которых в данном случае стоит Ницше, и если вообще можно говорить о "вкусе" применительно к ПОСТ-; работает ли здесь сие классическое понятие? | 21. Resume "аскетических идеалов" в понимании Ницше: "Что означают аскетические идеалы? - У художников ничего либо слишком многое; у философов и ученых нечто вроде нюха и инстинкта на наиболее благоприятные предусловия высокой духовности; у женщин, в лучшем случае, лишний шарм обольстительности, немного morbidezza на красивой плоти, ангельский вид прелестного жирного зверька; у физиологически увечных и расстроенных (у большинства смертных) попытку выглядеть в своих глазах "слишком хорошими" для этого мира, священную форму разгула, их главное средство в борьбе с изнурительной болью и скукой; у священников собственно священническую веру, их лучшее орудие власти, также "высочайшее" соизволение на власть; у святых, наконец, предлог к зимней спячке, их novissima gloriae cupido, их упокоение в Ничто ("Бог"), их форму слабоумия //Сказано ведь: "Блаженны нищие духом...". - В.Б.//. Что, однако, аскетический идеал вообще так много значил для человека, в этом выражается основной факт человеческой воли, его horror vacui: он нуждается в цели - и он предпочтет скорее хотеть Ничто, чем ничего не хотеть. - Понимают ли меня?.. Поняли ли меня?.. "Решительно нет! сударь!" - Итак, начнем сначала." (472) Ницше убежден, что аскетический идеал стал "без всякого преувеличения настоящей пагубой в истории здоровья европейского человека", близкой по разрушительности воздействия к алкогольному отравлению Европы, идущему от германцев. Третьим в этом ряду разрушителей здоровья европейцев Ницше называет сифилис (510). И относительно искусства непосредственно: "Аскетический священник, где бы он ни достигал господства, наводил порчу на душевное здоровье, стало быть, и на вкус in artibus et litteris - он и поныне портит его" (510). |
Ницше был тоже больным, но никак не слабейшим - это очевидно... //Парадоксально-злое развенчание и обличение христианства и вообще религии способствовало, естественно, появлению ПОСТ-. Этому посвящены все поздние книги Ницше, но особенно "Рассмотрение третье: что означают аскетические идеалы?" "К генеалогии морали" и "Антихрист"// ПОСТ- не признает (традиционных по крайней мере) религий. А новых пока нет. у меня, кажется, неплохо получается продолжить идеи Ницше: и вот, компьютер-изм - это уже ясно - пагуба из пагуб для всего человечества; с этим ничего не поделаешь... надо принять и втягиваться в виртуальные реальности, нахлобучив поглубже шлемы с датчиками... | 22. Пагуба человечеству идет от людей слабейших, больных. Они-то и являются носителями аскетического идеала. Когда соединяются отвращение к человеку и "великая жалость" к нему, возникает нечто ужасное, "неописуемо жуткое" - "последняя воля" человека, его воля к Ничто, нигилизм. Этим духом и пропитана Европа. Культура Европы окутана атмосферой сумасшедшего дома, больницы. (493) Итак, по Ницше, европейского человека губят: 1. аскетический идеал. 2. алкоголизм (идущий из Германии) 3. сифилис Но не погубили окончательно. Им на помощь и смену к концу ХХ в. пришли: 1. спид 2. наркомания 3. компьютеризация (всего мира; интернет, в частности) |
Ну вот, представители ПОСТ-, которых столетие спустя после Ницше пруд пруди, только и живут этой "свободой", чувствуют себя в ней как рыба в воде. Им, в массе своей скорее плебеям, чем аристократам (и "высшим чинам"), все позволено! Только о таких ли "лабиринтных последствиях" идеала "сверхчеловека" размышлял Ницше? Хотя, не сразу же Москва строилась... | 23. Еще раз нелишне напомнить: главный secretum высших чинов ордена ассасинов, на который наткнулись крестоносцы на Востоке: "Ничего истинного, все позволено" (515). Ницше сожалеет, что его современникам не знакома эта "свобода духа". |
Парадокс Ницше: Ничто у него = Богу. Отзвуки восточной мысли, вестимо. Но и Малевич вскоре заявит об этом и явит в своем «Черном квадрате». Культура самоупраздняет себя в ПОСТ-! Провидение Ницше оправдывается с удивительной последовательностью. "Развитие" культуры, искусства и даже науки (не говоря уже о стагнирующей церкви) нашего столетия - первые n актов этой драмы. ПОСТ-, кажется, - ее кульминация. Праздный вопрос: Был ли Ницше пророком? | 24. Интуитивное ощущение Ницше негативной роли науки (хотя он может быть отнесен и к ее апологетам! в определенном смысле) в развитии человечества: "Со времен Коперника человек очутился как бы на наклонной плоскости - теперь он все быстрее скатывается с центра - куда? в Ничто? в "сверлящее ощущение своего ничтожества"?.." (519) ХХ в. показал -- в ПОСТ-. И к исторической логике возникновения и закономерности бытия ПОСТ-: "Все великие вещи гибнут сами по себе, через некий акт самоупразднения: так требует этого закон жизни, закон необходимого "самопреодоления", присущий самой сущности жизни" (523). // отрицатель абсолютных истин сам опять изрекает "истины" ! собственно, весь "Заратустра" - сгусток - и какой! - таких изречений// "В этом вот самоосознании воли к истине таится отныне - без всякого сомнения - погибель морали: великая драма в ста актах, зарезервированная на ближайшие два века Европы, ужаснейшая, сомнительнейшая и, возможно, наиболее чреватая надеждами из всех драм..." (523) |
некое между-пунктие от 2.10.98:
... размышления на верху охридской Горы, в окружении устремленных к небу кипарисов с томиков Ницше в руках... Кажется, нет ничего парадоксальнее (или закономернее) этого. Здесь, где земная жизнь застыла в своей музейно-археологической первозданности, где антично-языческое органично перемешалось с византийско-христианским, а в народной стихии накрепко сплавились славянские, греческие, турецко-албанско-мусульманские интуиции под неким медитеранским легендарным символом -
Македония...
Вчера был прекрасный солнечный день, +25 (а в Москве только +2 и обещали снег с дождем); ездили на южный берег озера в монастырь св. Наума к его гробнице (ритуальное ежегодное наше паломничество); в монастыре и вокруг пусто; закончился курортно-туристский сезон. Там - один из крупнейших источников пополнения Озера чистейшей родниковой водой. На самой границе с мусульманским миром. В Албании тлеет гражданская война - между мусульманами и православными, но отсюда ее не видно и не слышно. Албанский берег погружен в такой же мирный сон вечности, как и македонский.
... и что Озеру и спящим по ее берегам горам до муравьев, копошащихся где-то в складках величавого ландшафта...
... правда, говорят, что термиты разрушают (подтачивают) большие дома...
...но вот, безумный гений Ницше мечтает о том, чтобы мышь произвела Гору - сверхчеловека, живущего по законам Природы, равного, адекватного ей...
безмерно высокой оказалась заповедь любви; человечеству не удалось не только реализовать, но даже и понять ее... и Ницше не понял ее... и именно за нее уважал (если не любил) Христа... и именно за нее терпеть не мог христианских жрецов и всю их идеологию и деятельность, противоречащие Христовой заповеди, опошляющие и вульгаризирующие ее... может быть Ницше был единственным истинным христианином в своей парадоксальной вере в человека и его возможности?.. |
... в своих безмерных утопических чаяниях он почти приближался к Христу (и уважал Его за эту без<сверх>-умную без-мерность), хотя и ощущал себя Антихристом...
... только действительно безумный, видя полное крушение и принципиальную нереализуемость христианских идеалов, мог выдвинуть для людей еще более недосягаемый и абсурдный идеал - сверхчеловека на природной основе...
в ХХ в. человек уже стал супер-мэном на глиняных ногах научно-технической цивилизации...
это чревато... плебей стал почти сверхчеловеком...
что может быть более опасного для человечества и маленькой планеты Земля?
что же? ПОСТ- предвестие Конца? Начало апокалиптического Века?..
на верху Горы приходят в голову иногда странные вещи, о которых не хотелось бы даже думать... но они приходят на верху Горы, окруженной безмятежной гладью Озера, миражами затуманенных гор, в космической тишине, нарушаемой изредка криками чаек и хлопаньем лебединых крыльев по воде... на верху Горы...
- - -
...усиливается волнистость гор
и темная синева почти переходит в белесость небытия
стоит в зеленом затуманное
рассыпаются стуки в пустом доме
и Гора и руина встречаются
в безмолвном объятии
переплетаются зеленые пряди
и белые лохмы старины
землетрясение не пугает
и никто не покидает расселины
безмолвие полное
на темном...
Себя Ницше тоже ощущал декадентом, но осознающим это и стремящимся преодолеть свое декадентство (дух времени) (см:. 526) Как реагировал бы Ницше на современную музыку (от Шенберга до Кейджа и Ксенакиса)? не так ли и ПОСТ- ? Ницше против "театрализации" музыки, которую Вагнер осуществил в "Кольце". | 25. о Вагнере: "И он перевел "Кольцо" на язык Шопенгауэра. Все покосилось, все рушится, новый мир так же скверен, как старый: Ничто, индийская Цирцея, манит..." (533) т. е. уже в "Кольце Нибелунгов" он уловил начала того, что я ныне именую как ПОСТ-, и осуждает Вагнера за художественную пропаганду пессимизма, за decadence. "Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как этот dйcadent портит здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болен ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается, он сделал больною музыку - Типичный dйcadent, который чувствует необходимость своего испорченного вкуса, который заявляет в нем притязание на высший вкус, который умеет заставить смотреть на свою испорченность как на закон, как на прогресс, как на завершение" (534). "Я устанавливаю прежде всего такую точку зрения: искусство Вагнера больное. Проблемы, выносимые им на сцену, - сплошь проблемы истеричных, - <...> Именно потому, что ничто не является более современным, чем это общее недомогание, эта поздность и чрезмерная раздражимость нервной машины, Вагнер - современный художник par excellence, Калиостро современности. К его искусству самым соблазнительным образом примешано то, что теперь всем нужно, - три великих возбудителя истощенных, зверское, искусственное и невинное (идиотское). Вагнер - великая порча для музыки". (534-35). Иронически перечислив все "новаторские" элементы музыки Вагнера (отказ от классических традиций - мелодичности, красивых гармоний, удовольствия от музыки etc.), Ницше констатирует: "Довольно! Довольно! Боюсь, что под моими веселыми штрихами слишком ясно опознали ужасную действительность - картину гибели искусства, гибели также и художников."(537) Очередной парадокс Ницше. Одним из первых начав массированную "переоценку всех ценностей" в культуре (но, прежде всего, в сфере этики и гносеологии), явившись пророком, провидцем и теоретиком (фактически) ПОСТ-, Ницше почему-то не распространяет эту "переоценку" на искусство. Здесь он почти традиционалист, "классик". Идеалом для него является "Кармен" Бизе. А в одном из предтеч авангардной музыки, друге и кумире своей юности Вагнере видит лишь болезнь и начало гибели искусства; хотя Вагнер в "Кольце" предпринял такую же "переоценку" эстетических ценностей, что и Ницше в этике, только, может быть, в менее радикальной форме. Но "дионисийский дух" Ницше не приемлет этого... Он "за" здоровую классику, укрепляющую и развивающую природный инстинкт человека, против всякого декаданса (= болезни в его понимании) в искусстве. Тем не менее в ХХ в. именно сфера искусства и эстетического наиболее основательно использует ницшеанские идеи "переоценки всех ценностей" (этических, гносеологических, религиозных, эстетических). ПОСТ- - результат и процесс этой "переоценки". |
26. "Сократ был недоразумением; вся исправительная мораль, также и христианская, была недоразумением... Быть вынужденным побеждать инстинкты - это формула для dйcadence: пока жизнь восходит, счастье равно инстинкту."(567) Ницше убежден, что Сократ сам понял это и вынудил Афины дать ему чашу с ядом (там же). Несколько позже Зигмунд Фрейд докажет, что вытеснение инстинктов нередко приводит к неврозам, психозам, а у людей одаренных сублимируется в духовную деятельность, прежде всего, в произведения искусства. | |
ПОСТ- считает, что преодолевает эту ступень. Ни мораль, ни религия не играют теперь никакой роли. Что хочу, то и ворочу... Все дозволено! | 27. Требование Ницше к философам "становиться по ту сторону добра и зла" вытекает из открытого им "познания": "не существует вовсе никаких моральных фактов. Моральное суждение имеет то общее с религиозным, что верит в реальности, не являющиеся таковыми". Мораль и религия относятся к той ступени невежества, когда фантазии принимают за истины. (585) |
Теперь эту "ошибку" христианства "исправляют" постмодернизм, ПОСТ-, вообще современная цивилизация, выдвинув категорию телесности на первое место; утвердив культ здорового тела (экологию, сбалансированное питание, физические упражнения, спорт etc.) Ну и, конечно, ПОСТ-арт-практики, в которых тело и телесность правят бал. | 28. "Для жребия народа и человечества является решающим обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего места - не с души (что составляло роковое суеверие жрецов и полужрецов): надлежащее место есть тело, наружность, диета, физиология, остальное вытекает отсюда... Греки остались поэтому первым культурным событием истории - они знали, они делали то, что было необходимо; христианство, презиравшее тело, было до сих пор величайшим несчастьем человечества." (622) |
Для ПОСТ- этот идеал - credo. Он оправдывает любые правила игры (и игру без правил), любые жесты, идеи, концепции, стратегии. Элементы и фрагменты могут быть какими угодно - главное, что в целом все искупается и заранее сбалансировано! Дионисийское до бесконечности раздвигает границы, снимает пределы... | 29. Идеал Ницше и ПОСТ- : для человека "нет ничего запрещенного, разве что слабость, все равно, называется она пороком, или добродетелью... Такой ставший свободным дух пребывает с радостным и доверчивым фатализмом среди Вселенной, веруя, что лишь единичное является негодным, что в целом все искупается и утверждается, - он не отрицает более... Но такая вера - высшая из всех возможных: я окрестил ее по имени Диониса.- " (623) |
ср.: стр. 629; 729f; 731, 749-50 и др. // "Антихрист" // | 30. Дионисийское с его свободой природных инстинктов, мистерией половой жизни, оргиазмом, бьющее через край чувство жизни и силы, воля к жизни, вечная радость становления etc. - центр философии (и эстетики) Ницше. Стихийно или (частично) осознанно и ПОСТ- стремится в тех или иных формах к реализации этого феномена. 31. Ницше был прав, когда утверждал: "Только послезавтра принадлежит мне. Иные люди родятся posthum". (632) В конце ХХ столетия наступило "послезавтра" Ницше. Это - ПОСТ-! |
Почти ПОСТ-. Только здесь не одна и не прямая линия. А множество кривых, соединяющих Да и Нет. Неэвклидова геометрия! Лекальные кривые и интегральные пространства. | 32. "Грозовые тучи вокруг, мрак внутри нас: мы не имели пути; формула нашего счастья: одно Да, одно Нет, одна прямая линия, одна цель". (633) |
Многие представители ПОСТ- ищут себя сейчас именно в буддизме. Точнее в дзэн-буддизме. Он моден в Европе и в Америке. Идет возрождение дзэн в среде уставшей белой цивилизации... Свидетельство ее конца? перерождения? | 33. "Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории". Ницше ставит буддизм значительно выше христианства. (645 и др.) Однако: "Буддизм есть религия цивилизации, приведшей к усталости, близящейся к концу." (647-48) Знает ли это ПОСТ-? |
Пожалуй, искусство ХХ в. активно использовало (вернее, само обрело, ибо он был в духе времени) этот "опыт", начиная с авангарда и даже - с символизма и импрессионизма XIX века. ПОСТ- только и занимается тем, что денно и нощно "перемещает" всевозможные "перспективы": углы зрения, позиции, жесты, семантические системы, не говоря уже о фрагментах (и руинах) традиционных ценностей и достижений новейших наук, техники, технологий. "Перемещают" всё и вся во всех направлениях и измерениях: объекты, субъектов, свое собственное Я и "как-бы-Я" Другого... "Перемещают перспективы" вовсю! | 34. "Переоценка ценностей" Ницше, как он сам утверждает, основывается на опыте "перемещать перспективы". (699) |
Современная западная цивилизации подняла этот вопрос на высокий "научный" уровень. Им занимаются все. Всерьез и надолго. Я сам там был! В Европе обессахаренный (совершенно!) мед пил, а в Америке - масло, очищенное на 100% от жира, ел (вернее пытался есть - не пошло, противно!). «Свободное от алкоголя» вино тоже не пошло в русское горло... И другое. Ж. Бодрийар ("О соблазне", 1979) утверждает, что на смену рыночной экономике пришла экономикасоблазна. И он, пожалуй, прав. ПОСТ- - это цивилизация, в которой соблазн превратился в одну из прибыльных форм бизнеса. Производители всей продукции массового потребления, начиная с автомобилей и кончая детскими игрушками (включая всю сферу рекламы и маскульта) получают сегодня в развитых странах основные прибыли только на эксплуатации соблазна; соблазняют обывателей (= потребителей) все новыми и новыми погремушками (см. сферу бытовой электроники, моды etc.) В арт-практиках ПОСТ- - соблазняют сексуальный и агрессивный инстинкты. И ворота телесной радости широко распахнул новейшему человечеству Ницше, не подозревая, естественно, до чего это дойдет уже через столетие после него... Философия ХХ в. (= философия ПОСТ-) активно разрабатывает (и небезуспешно) эту продуктивную жилу. Арт-практики стремятся не отстать от нее. | 35. Для Ницше "спасение человечества" зависит не от "какой-нибудь теологической курьезности", а от "вопроса о питании". Для "обиходного употребления" он формулирует его так: "Как должен именно ты питаться, чтобы достигнуть своего максимума силы, virtu в стиле Ренессанс, добродетели, свободной от моралина?" (708) "С вопросом о питании тесно связан вопрос о месте и климате". Они играют огромную роль в замедлении или ускорении обмена веществ, что существенно сказывается на витальных, ментальных, интеллектуальных способностях человека, реальности его самоидентификации, самовыявления, самовыражения etc. (710) Важен и "способ отдыха" (712). Главный пункт этого "искусства" - "искусство самосохранения" - эгоизм крайне важен (718). Таким образом и nochmals: телесность по Ницше играет первейшую роль в жизни человека: "...эти маленькие вещи - питание, место, климат, отдых, вся казуистика себялюбия - неизмеримо важнее всего, что до сих пор почиталось важным. Именно здесь надо начать переучиваться". (720) |
К концу ХХ в. новые поколения ПОСТ-истов хорошо усвоили эту установку Ницше, даже не зная о ее существовании. Молодежь ныне от 3-х до 50-ти лет с утра (а чаще ночами - до утра - ночной тариф ниже) уже сидит за компьютерами, погружаясь в киберпространства (компьютер-изм глобальный!). О книгах уже нет и речи. Сочиняя "Заратустру", Ницше и не предполагал, что читать его будут только одно столетие (да и то только те самые "пауки"). А далее выплывет кибер-комикс-персонаж Заратустры, изрекающий свои притчи и афоризмы для интеллектуальной элиты Интернета ХХI столетия. Многотысячелетняя эпоха Книги, Культура Книги завершилась в ХХ-ом столетии от рождества Христова. Электронный аудиовизуальный опыт вытесняет ее (во всяком случае до тех пор пока на Земле остаются ресурсы для электричества). Хотя У.Эко не согласен с этим, а легкость современного книгоиздания с помощью все тех же компьютеров вроде бы способствует книжному «буму»... Однако сие - Лебединая песнь Культуры в начале XXI века ! Будут!Будут! Еще как будут! Быстро сказка сказывается... | 36. Читать книги в юности Ницше считает порочным: "Ранним утром, в начале дня, во всей свежести, на утренней заре своих сил читать книгу - это называю я порочным!-" (718) о своих книгах: "Нет более гордых и вместе с тем более рафинированных книг: они достигают порою наивысшего, что достижимо на земле, - цинизма; для завоевания их нужны как самые нежные пальцы, так и самые храбрые кулаки. Всякая дряхлость души, даже всякое расстройство желудка устранены из них раз и навсегда; никаких нервов, только веселое брюхо". (724) Современные философы ПОСТ-культуры (Барт, Батай, Деррида, Делёз и Гаттари, Бодрийяр, Фуко, Кристева, Эко и др.) пытаются писать подобные книги - с учетом, естественно, новой культурно-цивилизационной ситуации и "менталитета" брюха современного потребителя; представителя ордена рафинированного философско-эстетского консьюмеризма. Мой "Апокалипсис" - одна из таких "веселых книг" ни для кого. Если она когда-либо будет опубликована (т. е. в ХХI в.), то вряд ли еще будут читатели (а тем более - адекватные). |
ПОСТ- предпочитает быть "веселым и бодрым" среди реально утверждаемой и пропагандируемой физической и психической жестокости. Садизм, мазохизм, насилие, террор всякого рода (особенно в сферах интеллектуально-гуманитарных) - обыденные явления в ПОСТ-. Ницше утверждал все-таки иную "жестокость". И тем не менее... | 37. "Никогда не надо щадить себя, жестокость должна стать привычкой, чтобы среди сплошных жестоких истин быть веселым и бодрым."(725) В "Генеалогии морали": "Жестокость впервые освящается здесь как одно из самых старых и самых неустранимых оснований культуры." (755) |
ПОСТ- хорошо усвоило эту максиму и всеми силами стремится вырваться из кольца декаданса. Долой душу! Да здравствует тело во всей его плотскости и могучем физиологизме! | 38. "Какой смысл имеют ложные, вспомогательные понятия морали - "душа", "дух", "свободная воля", "Бог" - как не тот, чтобы физиологически руинировать человечество?.. Когда отклоняют серьезность самосохранения и увеличения силы тела, т.е. жизни, когда из бледной немочи конструируют идеал, из презрения к телу - "спасение души", точтожеэто, какне рецепт dйcadence?" (742) "Понятия "душа", "дух" в конце концов даже "бессмертная душа" выдуманы, чтобы презирать тело, чтобы сделать его больным - "святым", чтобы всему, что в жизни заслуживает серьезного отношения, вопросам питания, жилища, духовной диеты, ухода за больными, чистоплотности, климата, противопоставить ужасное легкомыслие!"(768) |
ПОСТ- силится раздуть пламя игры, но пока получается слабовато. Не хватает духа, пороху и безумия. Но путь, намеченный в этом концепте Ницше, манит и привлекает практически всех представителей ПОСТ-. Именно в духе инстинктивного, наивного, природного дионисийства Ницше, а не в утонченно-эстетской супер-интеллектуальной форме Игры Гессе. | 39. Игра Для "игры" всеми ценностями культуры (в духе Гессе, пожалуй), необходимо "великое здоровье". (745) Идеал этих новых игроков, устремленных в будущее: "...идеал духа, который наивно, стало быть сам того не желая, и из бьющего через край избытка полноты и мощи играет со всем, что до сих пор называлось священным, добрым, неприкосновенным, божественным"... (746) //Гессе развил идею подобной (подобной ли?) Игры основательно// Игрокам открываются удивительные горизонты и новые "страны": Мы "видим какую-то еще не открытую страну, границ которой никто еще не обозрел, некое по ту сторону всех прежних земель и уголков идеала, мир до того богатый прекрасным, чуждым, сомнительным, страшным и божественным, что наше любопытство, как и наша жажда обладания, выходит из себя - ах! и мы уже ничем не можем насытиться!" (746) |
Этого уже ПОСТ- не знает и знать не желает. | 40. Инспирация по Ницше: "Есть ли у кого-нибудь в конце девятнадцатого столетия ясное понятие о том, что поэты сильных эпох называли инспирацией? В противном случае я хочу это описать. - При самом малом остатке суеверия действительно трудно защититься от представления, что ты только инкарнация, только рупор, только медиум сверхмощных сил. Понятие откровения в том смысле, что нечто внезапно с несказанной уверенностью и точностью становится видимым, слышимым и до самой глубины потрясает и опрокидывает человека, есть просто описание фактического состояния. Слышишь без поисков; берешь, не спрашивая, кто здесь дает; как молния, вспыхивает мысль, с необходимостью, в форме, не допускающей колебаний, - у меня никогда не было выбора. Восторг, огромное напряжение которого разрешается порою в потоках слез, при котором шаги невольно становятся то бурными, то медленными; частичная невменяемость с предельно ясным сознанием бесчисленного множества тонких дрожаний до самых пальцев ног; глубина счастья, где самое болезненное и самое жестокое действует не как противоречие, но как нечто вытекающее из поставленных условий, как необходимая окраска внутри такого избытка света; инстинкт ритмических отношений, охватывающий далекие пространства форм - продолжительность, потребность в далеко напряженном ритме, есть почти мера для силы вдохновения, своего рода возмещение за его давление и напряжение... Все происходит в высшей степени непроизвольно, но как бы в потоке чувства свободы, безусловности, силы, божественности... Непроизвольность образа, символа есть самое замечательное; не имеешь больше понятия о том, что образ, что сравнение; все приходит как самое близкое, самое правильное, самое простое выражение. Действительно, кажется, вспоминая слова Заратустры, будто вещи сами приходят и предлагают себя в символы. ("Сюда приходят все вещи, ластясь к твоей речи и льстя тебе: ибо они хотят скакать верхом на твоей спине. Верхом на всех символах скачешь ты здесь ко всем истинам. Здесь раскрываются тебе слова и ларчики слов всякого бытия: здесь всякое бытие хочет стать словом, всякое становление хочет здесь научиться у тебя говорить -".) Это мой опыт инспирации; я не сомневаюсь, что надо вернуться на тысячелетия назад, чтобы найти кого-нибудь, кто вправе мне сказать: "это и мой опыт"." (746-747) |
ПОСТ- пока разбрасывает камни; когда настанет час их собирать (и кому?), Бог весть... | 41. К постПОСТ- : "И в том мое творчество и стремление, чтобы собрать и соединить воедино все, что является обломком, загадкой и ужасной случайностью" (753). |
Святым не объявили, шутом - тоже, но - гением все-таки... Как и сам себя осознавал... Амен! | 42. "Я ужасно боюсь, чтобы меня не объявили когда-нибудь святым; вы угадаете, почему я наперед выпускаю эту книгу: она должна помешать, чтобы в отношении меня не было допущено насилия... Я не хочу быть святым, скорее шутом... Может быть, я и есмь шут... <...> устами моими глаголет истина.-- Но моя истина ужасна: ибо до сих пор ложь называлась истиной.-- Переоценка всех ценностей - это моя формула для акта наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением." (762) |