Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.
Выпишите из данного отрывка фразы, которые характеризуют императора и Платова.
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»?
4. В чём смысл приема каламбура? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
Дайте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Платов держит свою ажидацию»
«Платов остался с обидою и лёг дома на досадную укушетку»
«Перед каждым на виду висит долбица умножения»
5. Сколько денег дал государь англичанам за стальную блоху и как был вознаграждён во дворце у государя левша за своё искусство?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1.Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов.
С2.Анненский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?» А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами?
Вариант II
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них,один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города. [...]
Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в
окнах закрыли, перед Николиным образом ламцадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего не известно.Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие
ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются - неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,- не выскочат ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…[...]
Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.
1. Куда и зачем отправились три тульских оружейника?
2. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, точно так же должны верить и потомцы»?
Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.
4. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?
«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
5. Какие средства выразительности использует Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности» работы тульских мастеров?
Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)
С1.Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?
С2.Как изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами героя любуется автор, а какие отвергает?
Вариант III
Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.
а) «Горите себе, а нам некогда,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за свое дело принялся.»б) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
в) «А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.»г) «- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.Левша отвечает:
- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.»
д) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»