Вася Логинов и Саша Комаров на занятиях в кружке.
Незаметно, без нажима дети привыкают к труду. В процессе изготовления инструментов и приспособлений и в период работы над собственными композициями школьники приобретают обширный объем различных знаний и навыков, от разметки листового материала для слесарно-жестяных операций до понимания химических процессов, связанных с оксидированием и патинированием металлической поверхности. Они знакомятся с внутренним строением металлов и сплавов и пытаются практически использовать свойства кристаллизации и рекристаллизации; познают способность материала пластически деформироваться под действием механической силы; осваивают элементарные электромонтажные работы. Все перечисленное непосредственно связано с разделами физики школьных программ.
Процессы отбеливания, чернения, патинирования и оксидирования позволяют учащимся лучше понять законы химических соединений. Практическое использование знаний, полученных в школе, — одна из основных целей таких занятий. Это и позволяет рекомендовать чеканку для внеклассной работы с учащимися, а еще лучше для уроков груда.
Среди многих видов работ с металлом (чеканка по листу, литью, обро-ну, на объемных формах, скульптурные работы, выколотка, дифовка) чеканка по листу представляется наиболее приемлемой в средней школе. Этот способ по сравнению с другими более прост и доступен.
МАТЕРИАЛЫ
Для занятий чеканкой необходимы листовой металл (или сплавы) различной толщины, обладающий свойством пластической деформации; медь, латунь (сплав меди 19 — 45% с цинком 81 — 55%), алюминий, декапир (мягкая малоуглеродистая сталь, отожженная и протравленная). Первые учебные работы можно выполнить на кровельной стали (в обиходе ее называют кровельным железом).
Эти материалы легко принимают нужную форму под ударами чекана и молотка. Они позволяют при необходимости создавать высокий рельеф в композиции. Толщиной они могут быть от 0,3 до 0,6 мм. Более толстый лист трудно прочеканивать. Исключение составляет лишь алюминий, пластические свойства которого дают возможность применять и большую толщину (до 2 мм). Медь годится любых марок. Из латуни лучше выбирать марки, обладающие наибольшей пластичностью: Л62, Л68, Л80 (цифры после буквы означают процент меди в сплаве).
Издавна на Руси чеканку выполняли на смоле. Смола, расположенная под бляшкой, смягчает удар чекана, позволяет лепить форму рельефа с предельной точностью. Необходимо запастись смолой в нужном количестве. Сейчас в чеканном деле широко применяют искусственную смолу от перегонки нефти (битум). Она обладает различными свойствами в зависимости от вязкости. Для чеканки больше подходит смола № 4 и 5. Можно сплавлять равное количество смолы № 3 и 5, в результате получают эластичный рабочий состав. Пользоваться одним № 3 битума нельзя, так как он плавится уже при комнатной температуре и в процессе работы липнет к рукам, инструментам и растекается по металлу.
Для приготовления рабочего состава смолы под чеканку необходим наполнитель. В качестве его можно использовать мелкий просеянный песок, формовочную землю, сухой красочный пигмент (охру, сурик). Его добавляют в смолу в пределах 10 — 30%. Нужно помнить, что от большего содержания наполнителя смола становится тверже и черствее — меньший рельеф можно вытянуть из листа металла.
Для стирания капель смолы употребляют керосин, а окончательную протирку чеканного рельефа после химической обработки производят машинным маслом (веретенным, швейным или трансформаторным).
Для химической отделки чеканных работ нужно запастись различными реактивами. Среди них основные — соляная кислота, азотная кислота, серная кислота, порошковая сера, поташ, тиосульфат натрия (серновати-стокислый натрий), сернокислая медь, сернистый аммоний.
Эти реактивы дают на поверхности чеканки равномерный налет патинирующей пленки. Чтобы высветлить отдельные участки и придать работе соответствующий вид, нужен кварцевый песок и порошок пемзы.
ОБОРУДОВАНИЕ
Для занятий чеканкой по листу желательно иметь отдельное помещение. Однако не всякая школа располагает такой возможностью. Можно проводить занятия в слесарно-механической мастерской. Здесь должна обязательно работать вентиляция, так как от своевременного поступления свежего воздуха зависит продолжительность работы нервно-мышечной системы учащихся.
Каждое рабочее место должно быть рационально освещено. Для этого можно использовать общее и индивидуальное освещение.
Для изготовления чеканов и специальных молотков пользуются токарными, сверлильными станками и электроточилом. Все электрооборудование заземляют.
Кроме стандартного оборудования и инструментов слесарно-механической мастерской, технология изготовления чеканки требует особых приспособлений и материалов: поверочных плит для правки листового материала; мешков, сшитых из тонкого плотного брезента, наполненных просеянным просушенным песком. Размеры мешка могут быть в пределах 40X40 см при толщине слоя песка в мешке 6 — 8 см. На нем производят выколотку приблизительного рельефа задуманной композиции. Нередко мешки используют для подкладки под ящик со смолой во время чеканки. Вязкий песок отлично глушит звук. Это позволяет значительно снизить шум в мастерской, где работает больше десятка учеников.