Криволинейные бордюры (2.1.0) 11 страница
1.1.1.6. В шестую группу узоров входит значительная часть восточнохантыйскнх непрерывных бордюров. Ее композиционное своеобразие наиболее ярко воплощает в себе узор, именуемый
некоторыми мастерицами лаху пел — 'лошади нос' (рис. 7, 83). График мотива совпадает с таковым у второй группы (рис. 7, 81). Сходны у групп и символы симметрии, определяющие внутреннее закономерности строения мотива: плоскость симметрии в центре и наклонные оси по сторонам, а также элемент, который попадает под действие соответствующих символам симметрии преобразований — отражения и вращения. Присутствие в композиции элемента смещения несколько меняет график. Но главное отличие элементов шестой группы' коренится в соединении их таким образом, что композиционный центр узора, т. е. место пересечения всех символов симметрии, приходится не на нижнюю, а на верхнюю точку узора, и последний оказывается не внутри равнобедренного треугольного пространства, а по сторонам от него (рис. 7, 82). В описываемой схеме при сращивании элементов акцентируется пря-моугольность, но при этом заметна роль и треугольника, двух его сходящихся сторон. По ним происходит смена фона и узора. Из приведенного сопоставления видно, что для композиции мотива важны не только симметрические преобразования, но и границы узорного пространства, в которых они осуществляются.
1.1.1.6.1. Первую подгруппу шестой группы создает узор «нос лошади». Его место в общей картине восточнохантыйского орнамента возрастает по мере движения к современности: на рубеже веков мотив встречается эпизодически на бересте, а в 1970-е гг. он нередко присутствует как на берестяных, так и на бисерных узорах. Разновидности орнамента представлены двумя вариантами.
Первый полностью сохраняет композиционные особенности мотива и сообщает им большую наглядность. На протяжении столетия формы реализации варианта не оставались застывшими. В на-Ьал-е века к зубчатой части элемента присоединялись ромбики, что создавало фигуру «головок» и в силу композиционных особенностей видоизменяло верхнюю и нижнюю части узора. Таким образом, для этого отрезка времени был показательнее усложненный вариант мотива, а не его более лаконичный образец. При вариациях в конфигурации название оставалось аналогичным — «нос лошади». Для второй половины XX в. типично насыщение узора через развитие элемента — удлинение его зубчатой части. Это дает рост узора ввысь и вширь (рис. 7, 84).
Однако в чистом виде такие мотивы редко присутствуют в восточнохантыйских орнаментах, Большей частью они, как и в начале века, дополняются «головками». Прямоугольность узорного пространства выступает при этом все рельефнее, Многократное повторение «головок» создает узор в узоре, и, хотя при усложнении ни одна из описанных выше композиционных черт не нару-
9- Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 129
шена, все они «приглушены» повторяемостью простых фигур (рис. 7, 86). У описанных мотивов произошла смена названия -нанк лорт -- 'корни лиственницы»' (кедра). Второй вариант присущ современным орнаментам и зафиксирован на бисерных узорах реки Пим. Наиболее лаконичная форма мотива «нос лошади» выступает здесь в качестве элемента. Иные по конфигурации орнаменты возникают за счет добавления новых фигур, либо за счет дальнейших симметрических преобразований: параллельного переноса и плоскости симметрии (рис. 7, 85, 87—88). 'Последний образец дает начало новообразованиям в области прерывистых бордюров.
1.1.1.6.2. Узоры второй подгруппы присутствуют в орна
ментальном творчестве восточных хантов со второй половины те
кущего столетия. Они исполняются с помощью различных техни
ческих приемов и по конфигурации практически инвариантны.
Элемент, их составляющий, имеет развитую конфигурацию, но в
основе ее лежит полоса или Г-образиая фигура с несколькими от
ростками, в том числе обязательно крестовидными (рис. 7, 92).
В орнаментальных формах начала века встречается только один
мотив, обнаруживающий сходство со второй подгруппой. Его эле
ментом служит Г-образная полоса с отростками, один из которых
напоминает усеченные «головки» (рис. 7, 93). Название узора —
«корень сосны» — вписывает его в шестую группу. Вместе с тем
видеть в данном орнаменте начальный вариант второй подгруппы
вряд ли оправданно как в силу единичности узора, так и по при
чине того, что асимметричный вариант «корней сосны» был чрез
вычайно распространен в начале XX в. среди восточнохантыйских
орнаментов и именовался «соболем».
1.1.1.6.3. Третья подгруппа шестой группы тяготеет к
современности и создана на основе крючкообразного элемента с
отростками (рис. 7, 95). Здесь нет такого единообразия форм, как
во второй подгруппе, и мотив, построенный по всем композицион
ным правилам шестой группы, обнаруживает дальнейшую эволю
цию. Ее ступенями являются такие симметрические преобразова
ния с исходным мотивом, как параллельный перенос и горизон
тальная плоскость отражения (рис. 7, 96—97).
На рубеже веков зафиксирован случай наполнения композиционной схемы -шестой группы элементами, характерными для мной орнаментальной структуры — восьмой группы (рис. 7, 94). Здесь название сохранило связь между новообразованным узором и шестой группой: орнамент именуется как «корень лиственницы», Однако такой путь трансформации мотивов не превратился в традиционный и исчез из восточнохантыйской орнаментики,
1.1.1.7. Соотношение следующей, седьмой группы с предыдущей можно определить через понятия «часть» и «целое», что наглядно отражает композиционная схема (рис. 7, 98—99). Утрата плоскости симметрии в ней ведет к асимметрии мотивов. Отметим сразу, что последние представлены в рассматриваемой группе большим разнообразием вариантов и способов их развития, чем в шестой группе.
1.1.1.7.1. Дл'я первой подгруппы узоров наиболее харак
терным мотивом можно определить тот, что изображен на рис 7,
100. Ось симметрии как единственный вид симметрических преоб
разований в рамках мотива отражена на графике слабо, вместе с
тем график представляет сведения, позволяющие выделить эле
менты. Одним из них — полосой с отростком — образован соответст
вующий симметрический узор из шестой группы (рис. 7, 83), вто
рой элемент -- зигзаг -- возникает как средство замыкания узо
ра на бордюрной площади в условиях асимметрии. Номинация
мотива аналогична его симметричному варианту — «нос лошади».
Самая лаконичная форма узоров рассматирваемой подгруппы на
протяжении XX в. значительно уменьшила свое представительство
в восточнохапт.ыйском орнаменте. Этого не произошло с более раз-
-витыми по конфигурации узорами: с начала века прослеживаются два варианта эволюции исходного мотива.
Первый вариант заключается в развитии элемента посредством присоединения к нему зигзага (рис. 7, 101). Дополнительным средством создания новых форм служит присоединение к мотиву несложных фигур: треугольников или ромбов - - «головок» (рис. 7, 102). В рамках седьмой группы эти два приема усложнения мотива не разъединены хронологически, как в шестой П.1.1.6.1,). Орнаменты первого варианта именуются иначе, чем их праформа — «корни лиственницы» (кедра, травы). Соединение названия с формой являет собой образец ассоциативных аналогий: сложные изгибы п завитки .орнаментальных линий действительно напоминают корни кедра, приготовленные для плетения корнева-тиков,
Второй вариант трансформации мотива используется мастерицами значительно реже, чем первый. По его правилам узоры возникают благодаря использованию параллельного переноса одного из элементов, а иногда и частичной модификации последнего (рис. 7, 103). Образуется «ак бы вертикальный ритм в самом узоре.
1.1.1.7.2. Узоры второй подгруппы выстраиваются в эво
люционный ряд, начало которому кладет лаконичный мотив с на
бором следующих элементов: «головки» и зубчатая линия (рис. 7,
?06). Два варианта изменения орнамента не новы для шестой и
седьмой групп -- удлинение зубчатой линии и параллельный пе-
ренос мотива (рис. 7, 107—108}. Третий встречается значительно реже и связан с иной стилистической манерой исполнения «головок», в результате чего они трансформируются в крючкообразный элемент с отростком (рис. 7, 105). Возникает новая форма элемента, но она не получает дальнейшего развития ни в количественном, ни в качественном смысле. Вместе с тем из всей подгруппы именно последняя разновидность мотива дошла до современности. Названия узоров подгруппы включают в себя разные определения: «зубы белки», «лапа песца», «след дичи», но все они известны еще и под именем «корень лиственницы».
1.1.1.7.3. Третья подгруппа за редкими исключениями
встречается лишь в материалах начала XX в. Речь идет о своеоб
разном узоре под названием «соболь». Его образуют зигзаг и по
лоса с отростками, где в качестве обязательного встречается от
росток в виде «головок» (рис. 7, 109). Узор настолько сложен и
соразмерен по витиеватости изгибов у орнаментальной линии, что
трудно придать его облику еще больше декоративной насыщен
ности. Этим, видимо, объясняется устойчивость формы «соболя».
Небольшие изменения в его облике связаны с усечением ромба в
отростке-«головке», что иногда сопровождается введением в узор
ромбиков (рис. 7, 111). Подавляющее большинство описанных ор
наментов исполнялось в начале века на бересте в технике аппли
кации, реже -- раскраски, еще реже -- меховой и ровдужной мо
заики. В наши дни в меховой мозаике встречается орнамент, ко
торый можно рассматривать как видоизмененный вариант «собо
ля»: фигурный отросток принимает здесь вид креста (рис. 7, 110).
Область распространения подобных узоров определяется Пимом и
Тромъеганом.
Две последние подгруппы созданы непрерывными бордюрами, след которых в современном восточнохаитыйском орнаменте практически прерван.
1.1.1.7.4. Четвертая подгруппа численно мала и состо
ит из орнаментов танки пенк — «зубы белки». Их элементная ос
нова проста: зигзаг и треугольник (рис. 7, 115). Особенностью
данных узоров является отклонение от строгого правила непрерыв
ных хантыйских бордюров — излома узорной линии лишь под пря
мым углом.
1.1.1.7.5. Пятая подгруппа более весома в численном от
ношении и характеризует декоративное творчество восточных хан-
тов лишь начала века. Эту группу от остальных отличает не толь
ко своеобразие элементов, но и стилистика их исполнения как в
области композиции, так и конфигурации (рис. 7, 116). Наиболее
лаконичной формой в рамках варианта обладает мотив в виде Г-
образпой фигуры, состоящей из наклонной полосы и треугольника
{рис.. 7, 117). По мере его усложнения в верхней и нижней частях мотива появляются треугольники (рис. 7, 118). Узор напоминает образцы первой подгруппы, но в отличие от них составлен не из цельных мотивов, а предстает как сумма наклонных полос и треугольников. Такая расчлененность элементов создает возможность для иного их комбинирования, и как следствие, возникают новые орнаментальные формы (рис. 7, 119). Итак, формирование моти-. ва не в виде слитной широкополосной фигуры, а как совокупности относительно самостоятельных элементов —первая отличительная черта конфигурационной стилистики описываемой подгруппы.
Вторая черта заключается в том, что излом орнаментальной линии происходит здесь не под прямым углом, отчего очертания элементов приобретают нехарактерную для восточно хантыйских узоров остроконечность. Композиционную особенность формируют наклонные полосы в составе мотива. Они преобразуют в параллелограмм прямоугольное узорное пространство, характерное для шестой группы. Особое положение орнаментов пятой подгруппы подчеркивается и их названием — «щучьи зубы», — которое отражает важную роль треугольников в создании мотива. Все узоры размещены на берестяной утвари, главным образом в технике выскабливания. Пограничное состояние между первой и пятой подгруппами занимает орнамент, отмеченный лишь один раз: элементы и излом орнаментальной линии сближают его с пятой подгруппой, а характер узорного пространства и соединения элементов — j'c первой. Название «щучьи зубы» акцентирует связь с пятой подгруппой.
1.1.1.8. Мотивы восьмой группы чаще всего представлены узором с несколькими названиями: «стая кедровок», «рога большого оленя» (рис. 7, 123). Его график внешне сходен с таковыми у пятой группы (1.1.1.5.); тождественно и толкование: композиционная черта, столь ярко воплотившаяся в центральном пике, есть зеркально-поворотная ось симметрии (рис. 7, 121). Но если в пятой группе она дополнена иными элементами симметрии, не отраженными на графике, то в седьмой является единственной. Смена фона и узора происходит лишь по этой оси. В результате схема мотива имеет своеобразный вид, и характер узорной площади не попадает ни под одно из описаний у всех предшествующих групп (рис. 7, 122). Формирование мотива пространственно ограничено двумя параллельными углами, плоскость симметрии у сторон которых параллельна оси переносов. Данная схема благоприятствует созданию симметричных узоров, но не с перпендикулярной, а параллельной к оси переносов плоскостью симметрии. В восточно-хантыйских непрерывных узорах данная тенденция, однако, осталась нереализованной. Оригинальность схемы дополняется несхо-
жестью элемента с выделенными в других группах. Его образует фигура, напоминающая «головки» в соединении с зигзагом (рис 7, 123).
1.1.1.8.1. Первую подгруппу создает базовый мотив груп
пы, и корни его обнаруживаются с рубежа веков. Переходя с бере
стяной аппликации на меховую мозаику и нанизывание бисера,
узор усиливает свою роль в современном восточнохантыйском ор
наменте, особенно в северных его районах. Трансформацию узора
выражают два варианта. Первый был присущ орнаментальному
творчеству начала века и практически сошел на нет в наши дни.
Суть его состоит в удвоении или утроении части элемента, напо
минающей «головки», что достигается ее .параллельным перено
сом в сочетании с таким симметрическим преобразованием, как
вращение (рис. 7, 124). Второй вариант мотива рушит компози
ционные каноны и превращает непрерывный бордюр в прерыви
стый с вертикальным ритмом, подвергая мотив дальнейшим сим
метрическим преобразованиям — вертикальному отражению (рис.
7, 125—126). Узоры восьмой группы, таким образом, перекидыва
ют мостик от одного вида бордюров к другому.
1.1.1.8.2. Вторая подгруппа орнаментов основана на
мотиве с видоизмененным элементом: в последнем сохранена зуб
чатая линия, но отсутствует ромб. Данная конфигурация являет
ся неподходящей дл'я композиционной схемы восьмой группы, и
орнаментальная структура трансформируется за счет смещения
зеркально-поворотной оси из центральной в боковую часть мотива.
Для замыкания узорной площади используется линия в виде «су
хариков», в которую превращается ромбическая часть элемента
(рис. 7, 134). Возникший таким образом мотив представляет со
бой упрощенный вариант базового и встречается только в совре
менных меховых орнаментах. Два варианта видоизменения приме
нимы к описываемому мотиву. 'Первый связан с его параллель
ным переносом, второй — с дальнейшим упрощением мотива
(рис. 7, 130—131).
Последняя орнаментальная фигура стала для восточнохантый-ских мастериц тем декоративным кирпичиком, из которого они умело строят смелые по новизне узоры. Предельно простой по конфигурации мотив превращается в элемент и дает начало целому направлению в орнаментальном творчестве. Основные принципы создания новых.узоров включают в себя, во-первых, параллельный перенос мотива, во-вторых, вписывание мотива в рамки композиционной схемы второй группы непрерывных бордюров, в-третьих, соединение обоих приемов и, в-четвертых, превращение фоновых частей в орнаментальный позитив (рис. 7, 132—136). Собственно говоря, второй вариант мотивов, активно развиваясь буквально
J34
на наших глазах, превращается в новые узоры, которые уже выходят .за .рамки второй подгруппы нашей классификации. Процессы современной творческой переработки исходного мотива восьмой группы затрагивают бисерные узоры сургутских хантов и не распространяются на творчество васюганско-ваховских групп.
1.1.1.9. Девятая группа отражает процессы, сопровождающие создание новых орнаментальных форм, современными мастерицами. Географически она локализована у сургутских хантов, точнее на реках Пим и Тромъеган, а ее техническим показателем служит нанизывание бисера. Поскольку эта группа более характерна для орнаментального искусства северных хантов, нежели восточных, то подробное описание ее будет дано в соответствующем разделе. Здесь же следует отметить наиболее показательные черты композиции и элементов группы. Строение мотива осуществляется с помощью зеркально-поворотных осей в каждой из двух ег-о половин. Набор элементов — произвольный, что не позволяет определить четкую схему компоновки узора. Восточнохантыйские образцы девятой группы строятся на основе усложненного варианта восьмой группы (1.1.1.8.2.), к которому добавляются либо крест, либо элемент, созданный исходя из особенностей мотивов седьмой группы (1.1.1.7.3.) — (рис. 7, 138—139). В распоряжении современных исполнительниц узоров находится и такой творческий прием, как простое суммирование несложных элементов без^ использования симметрических преобразований, что делает безосновательным рассмотрение композиционной схемы (рис. 7, 145—146).
Северная группа
При рассмотрении её бордюров использовалась группировка аналогичных мотивов, осуществленная на материале по восточным хантам. Подробная характеристика элементного состава и композиционных основ построения мотивов группы дается лишь в случае расхождения таковых с восточнохантыйскими показателями.
1.1.1.1. Костяк первой группы составляют ромб на треугольном основании и полоса из треугольников (рис. 7, 2, 6). Оба мотива очень широко распространены у северных хантов и присутствуют на большинстве орнаментированных предметов. Зубчатая полоса - пав (не переводится) или сорт пенк — «щучьи зубы» -- находит широкое применение как основной орнаментальный мотив при •украшении платьев, сахов и мужских рубах. Ее частое появление на женских шубах оформлено в виде фигурного канта из ткани, вставляемого в швы по краям от основных узоров. Этот же принцип применяется при изготовлении меховых женских сумочек
и мешков. На берестяной утвари выскобленная зубчатая полоса окаймляет сложные узоры либо заполняет собой черемуховые обручи и вертикальные перегородки, но исполняется в этом случае в технике выемчатой резьбы по iKope. Усложненных непрерывных мотивов с треугольником в качестве их элементной основы у северных хантов зафиксировано мало. Редкие образцы таких мотивов не оригинальны по сравнению с восточнохантыйскими (рис. 7, 3—4).
Ромбы на треугольном основании — пав ух, — «голова пав'а», или «головки» — по частоте встречаемости немного уступают зубчатой линии, но в декоративном плане они более значимы, так как чаще выполняют функцию основных, а не окаймляющих узоров. Это относится к украшению женокой сдежды, берестяных коробок. Еще один момент разделяет два простейших ленточных мотива: ромб на- треугольном основании часто исполнен в технике меховой мозаики и не используется в качестве фигурного канта на меховых изделиях, встречается он н в бисерных плетеных украшениях. Сближает оба узора их частое присутствие в виде аппликативных узоров, основных и окаймляющих, на платьях и сахах. Своеобразие северохантыйской интерпретации заключается, во-первых, в наличии разрядки между ромбами и в частой замене треугольного основания на зпгзаговое (рис. 7, 14), во-вторых, в усечении ромба по горизонтали или вертикали (рис. 7, 15). При использовании обеими группами хаитов одного и того же приема для создания новых орнаментов -- горизонтальное отражение исходного узора в плоскости мотива — результаты получаются разные. Причиной тому служат как разрядка, так и совмещение исходных элементов у северных хантов (рис. 7, 16). Как восточно-, так и северохантыйским «головкам» присущи такие симметрические преобразования, когда элемент помещен не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости симметрии, но параллельного переноса в мотиве у северных хантов не наблюдается (рис. 7, 7—8). Второй образец мотива интересен своей близостью к основному элементу восьмой группы (рис. 7, 123). Среди модификаций рассматриваемого мотива у северных хантов встречается сдвоенный ромб на треугольном основании (рис. 7, 9). Как и два предыдущих узора, он хорошо соотносится с вертикальным ритмом орнамента.
1.1.1.2. Вторая группа непрерывных бордюров представлена у северных хантов теми же четырьмя подгруппами, что и у восточных. 1.1.1.2.1. Первая подгруппа, включающая в себя мотив вон шовр пал — «большие заячьи уши» (рис, 7, 19), принадлежит к числу весьма распространенных. «Заячьи уши» — излюбленный мотив при украшении берестяной утвари, Здесь он выполняет .роль как основного, так и окаймляющего бордюра.
Лишь в первом качестве описанный мотив присутствует в аппликативных орнаментах на платьях. Реже встречаются «заячьи уши» в меховой мозаике и бисерном плетении. В большинстве из зафиксированных случаев этот мотив оформлен с предельным лаконизмом. Трансформации мотива у северных хаптов присущи те же варианты, что и у восточных. При первом из них изменение узора «заячьи уши» идет по пути его усложнения, насыщения новыми формами при сохранении- композиционной схемы. Элементу мотива — полосе с отростком -- сообщается большая замысловатость почти исключительно путем присоединения к нему креста. Возникающий TaiKHM образом мотив хорошо известен и восточным хап-там (рис. 7, 20).
Второй вариант связан с изменением композиционных основ мотива, форма элемента при этом статична. Такого рода вариации «заячьих ушей» исполнены у северных хаптоз почти целиком на бересте. Здесь происходит нарушение непрерывности узора за счет размыкания мотивов и элементов (рис. 7, 22). В рамках описываемого варианта встречается и прием, известный также восточным хантам, — удвоение мотива за счет горизонтальной плоскости симметрии (рис. 7, 21).
1.1.1.2.2. Вторая подгруппа узоров именуется северными хантами двоя-ко: аи шовр пал — «уши маленького зайца» или кали ханши -- «узор тагана». Последнее название созвучно вос-точнохантыйскому. Представителями подгруппы являются ^как классический, так и модифицированные варианты мотива. Первый (рис. 7, 26) проявляется у северных мастериц значительно чаще, чем у восточных и, главным образом, в качестве основного мотива среди аппликативных орнаментов, помещаемых на женскую одежду. Еще чаще встречается модифицированный вариант рассматриваемого мотива (рис. 7, 27). Он выступает как обязательное дополнение к сложным аппликативным узорам на платьях и халатах, бытует среди выскобленных орнаментов на бересте. Как и у восточных хантов, у северных популярность данного мотива имеет не только количественное, по и качественное выражение: па его основе создаются новые орнаментальные формы. При этом в развитии мотива (рис. 7, 28—29) наблюдается как общее, так и специфическое только для северных хантов: меняется характер расположения элементной плоскости симметрии к оси переноса — от перпендикулярного к параллельному. Мотив как бы ставится набок ~и вследствие ленточного соединения теряет симметрию (рис. 7, 32—33). Традиционное визуальное восприятие узора достигается при наличии вертикального орнаментального ритма.
1.1.1.2.3. У мотивов третьей по д*г р у п п ы, за одним исключением, не зафиксированы названия. Данная подгруппа, по срав-
нению с описанными выше, немногочисленна, образующие ее орнаменты встречаются чаще-на бересте; Помимо базового мотива — классического образца элементной п композиционной .характеристик подгруппы (рис. 7,34) сюда входят его производные, видоизмененные в незначительной мере. Нововведение состоит в присоединении к узору простейших элементов: треугольников (рис. 7, 35) и ромбов (рис. 7, 39), Мотив, увенчанный ромбами, определен как «шаманский узор» --- сярт хантыл. Изменения не затрагивают композиционной схемы, зеркальное равенство фона и узора остается незыблемым, а это исключает возникновение новых орнаментов путем превращения негатива в позитив, что имеет место у восточных хантов в рамках настоящей подгруппы.
1.1.1.2.4. Замыкающей вторую группу является четвертая подгруппа. Здесь наличествуют все восточнохантыйские варианты Г-образных элементов (рис. 7, 40—43). Мотив (рис. 7, 42} встречается неоднократно и носит имя вон сурн тухл — «большой чайки крылья». Название йис ханши—-«старинный узор» — относится к не очень витиеватому по форме варианту мотива (рис. 7, 40). Он же, но дополненный в верхней части ромбами, представлен в номинации как «шаманский узор» — сярт хантыл. Аналогичное определение получил и мотив третьей подгруппы. Сходство между этими двумя случаями заключено в декоративной отделке мотивов с помощью ромбиков. Вероятно, название «шаманский узор» связано не с мотивом, а со средством его преобразования, тем более что ситуация, аналогичная описанной, имеет место при обращении к орнаментальным именам из других групп (1.1.1.4. и 1.1.1.7.3.).
1.1.1.3. Третья группа непрерывных бордюров в количественном и качественном отношении у северных хантов более весома, чем у восточных, хотя и выражена теми же подгруппами.
1.1.1.3.1. Первая под'группа создана из полос с отростком (рис. 7, 47). Устойчивое название, однако, для мотива не выработано, иногда он именуется шовр толан -- «заячья лапка». Основной формой реализации мотива является аппликация на женской одежде из ткани, реже — меховая мозаика, причем в орнаментальной полосе он играет ведущую роль, будучи дополненным окаймляющими рядами из треугольников, ромбов и «головок». Технический спектр, в котором бытуют усложненные формы мотива, менее стабилен и более широк: к нему добавляется выскабливание по бересте, вязание шерстяными нитками, резьба по дереву. Нарастание сложности описываемого узора аналогично восточ-нохантыйскому варианту: удлинение полосы с увеличением числа отростков на ней (рис. 7, 48), параллельный перепое искомого
элемента в мотиве (рис. 7, 49). Приспособление мотива к вертикальному ритму орнамента наблюдается у северных хантов и в данной подгруппе (рис. 7, 51).
Узоры, скомпонованные по правилам третьей группы на основе полосы с отростком, не отличаются устойчивостью формы. Их качественное развитие идет за счет усложнения отростков у элемента. Необходимо отметить узор, в котором один из отростков имеет загиб, придающий мотиву У-образную форму (рис. 7, 52), Этот орнамент имел и редкую сферу приложения — резьбу па борту у лодки. Мастерицы часто приспособляют орнаментальные формы, характерные для иных групп, к данной, пополняя ее многообразие. Например, фоновые части узоров четвертой группы с минимальными изменениями дают узоры, отвечающие требованиям описываемой подгруппы (рис. 7, 63). Отростки могут принимать форму элементов шестой группы и восьмой (рис. 7, 50, 53). У восточной группы такие узоры редки, а у северной они встречаются значительно чаще.
1.1.1.3.2. Вторая подгруппа орнаментов третьей группы крайне малочисленна. Она образована Г-образным элементом с отростком (рис. 7, 56). По сравнению с восточным северохантыйский вариант имеет отличную конфигурацию вследствие иного расположения отростка. В орнаменте также нарушено равенство фона и узора. С умыт нув — «сук березы» — таково образное восприятие орнамента мастерицами. Встречаются и крестообразные отростки, в этом случае конфигурация узора напоминает восточно-хантыйский образец (рис. 7, 54). Приведенный образец обнаруживает свою разновидность: Г-образный элемент трансформируется в полосу с крестообразным и прямым отростками. Таким образом, современная орнаментация делает грань между двумя подгруппами зыбкой и подвижной.
3.1.1.4. Четвертая группа непрерывных бордюров -- одна из самых обширных у северных хантов. Обилие и разнообразие узоров, составляющих ее, цементируется мотивом, который исполняется совершенно одинаково в разных районах и на разных предметах. Это хор онгат — «оленьи рога» (рис. 7, 59). При тюлном совпадении конфигурации узора с восточнохаитыйскими образцами наблюдаются различия в его номинации: у восточных хантов для этого же мотива существует устойчивое название — «березовая ветвь». Северохантыйские мастерицы также подметили это несоответствие и дают по данному поводу следующее разъяснение: орнамент «березовая ветвь» пришел к нам от сургутских хантов, но здесь его стали называть «оленьи рога» [ПМ Н. В. Лукиной, 1987]. В некоторых случаях эта интерпретация введена в само название мотива - сорхантыл нянгат хор онгат — «сургутских женщин оленьи ро-
га». Даже в том случае, если устная традиция хранит память об истинных истоках описываемого мотива, необходимо признать, что на протяжении всего XX в. узор «оленьи рога» является неотъемлемой составной орнаментального творчества северных хантов. Он широко представлен среди берестяных выскобленных узоров, моховой мозаики и аппликации из ткани и всегда в качестве основного бордюра. Последнее характерно для мотивов всех последующих групп, поэтому в дальнейшем этот момент оговариваться не будет.