Художественные записи 1877--1894 гг. 2 страница
73 Третьяков Николай Сергеевич (см. прим. 5 на стр. 541 настоящего тома).
74 Гинкулова Татьяна Семеновна -- ученица оперного отделения училища при Обществе. В "Каменном госте" выступала в роли Лауры. Впоследствии была артисткой Большого театра.
75 Поссарт Эрнст (1841--1921) -- известный немецкий трагик, неоднократно гастролировавший в России. Станиславский считал Поссарта "превосходным характерным артистом", мастером внешнего перевоплощения. О встречах Станиславского с Поссартом и о занятиях с ним см. в приложениях к первому тому Собрания сочинений, стр. 419--422.
76 Левитан Исаак Ильич (1861--1900) -- выдающийся художник-пейзажист. Был членом Общества искусства и литературы. Принимал участие в оформлении живых картин, костюмированных балов и других мероприятий Общества.
77 Капнист Павел Александрович, граф (1840--1904) -- попечитель Московского учебного округа. Писал по вопросам школы и воспитания.
78 Мариано де Падилла (1842--1906) -- известный оперный певец, баритон, гастролировавший в России. Выдающийся исполнитель Дон-Жуана в опере Моцарта (см. Собр. соч., т. 1, стр. 24).
79 Перевощикова (по сцене Лилина) Мария Петровна, артистка Общества искусства и литературы, будущая жена К. С. Станиславского. (О М. П. Лилиной см. Собр. соч., т. 1, прим. на стр. 456.)
80 2 февраля 1889 г. было повторение "Жоржа Дандена" со Станиславским в роли барона Сотанвиля (его жену, баронессу Сотанвиль, играла А. М. Алянчикова). В водевиле П. Федорова "Вспышка у домашнего очага" роль Веры Александровны исполняла М. П. Лилина. В переводном водевиле "Тайна женщины" Станиславский выступил в одной из лучших своих водевильных ролей -- студента Мегрио. Впервые эта роль была сыграна им в спектакле Алексеевского кружка в 1881 г. и исполнялась с неизменным успехом в Обществе искусства и литературы на протяжении ряда лет. Вместе со Станиславским в этом водевиле участвовали в роли прачки Сезарины Е. В. Яковлева (Иевлева) и в роли художника Аннибала -- Ф. А. Куманин (Карелин).
81 Куплет "Известно всем..." представлял собой водевильное трио, идущее на теме вальса. В нем художник и студент допрашивают Сезарину о том, куда она тратит деньги.
82 А. А. Федотов в "Тайне женщины" играл роль привратника Лалуэта.
83 В комедии Шекспира "Много шума из ничего" А. П. Ленский с успехом играл роль Бенедикта. Особенной известностью пользовалась его мимическая пауза; когда Бенедикт случайно подслушал нарочно подстроенный разговор о том, что его любит Беатриче. Описание этой паузы см. в книге -- Н. Зограф, Александр Павлович Ленский, М., 1955, стр. 69.
84 Рыбаков Константин Николаевич (1856--1916), Греков Иван Николаевич (1849--1919) и Дурново Михаил Александрович (1837--1914) -- артисты Малого театра. С сезона 1889/90 г., после ухода А. Ф. Федотова, И. Н. Греков был режиссером Общества искусства и литературы. М. А. Дурново преподавал дикцию, декламацию и сценические упражнения в училище при Обществе искусства и литературы.
85 Садовский Пров Михайлович (1818--1872) -- крупнейший актер Малого театра, прославившийся исполнением ролей Островского. С большим успехом выступал также в водевилях, в том числе играл в "Любовном зелье" и в "Льве Гурыче Синичкине".
"Я помню знаменитого старика Садовского, которого видел один раз в раннем детстве. Он играл какой-то водевиль..." -- писал Станиславский в американском издании "Моей жизни в искусстве" ("Му life in art", Boston, 1924, p. 93).
Живокини Василий Игнатьевич (1808--1874) -- выдающийся комедийный актер Малого театра, с блеском выступавший в водевилях. Свои впечатления от игры Живокини, виденной им в юные годы, Станиславский описывает в книге "Моя жизнь в искусстве", (глава "Малый театр").
86 Коровин Константин Алексеевич (1861--1939) -- известный живописец и театральный художник. В его декорациях шли спектакли "Микадо" в Алексеевской кружке, "Жорж Данден" и "Фома" ("Село Степанчиково") В Обществе искусства и литературы, где он также принимал участие в оформлении живых картин. Работа Коровина как декоратора была особенно плодотворна в музыкальном театре -- в Московской частной опере Мамонтова (с 1885 по 1900 г.), Большом театре и др.
87 5 февраля 1889 г. состоялось повторение "Горькой судьбины" А. Ф. Писемского со Станиславским в роли Анания Яковлева и водевиля "Вспышка у домашнего очага" с участием М. П. Лилиной.
88 Чеглов-Соковнин -- персонаж из пьесы "Горькая судьбина", молодой помещик, любовник жены Анания -- Лизаветы.
89 Лопатин Владимир Михайлович (1861--1935) в "Горькой судьбине" исполнял роль дяди Никона. Играл в Обществе искусства и литературы под псевдонимом Владимиров, с 1912 г. -- в Художественном театре, под псевдонимом Михайлов.
90 Исполнителем роли бурмистра Калистрата Григорьевича был А. А. Федотов (Филиппов).
91 H. С. Третьяков (Сергеев) играл роль Чеглова-Соковнина.
92 Архипов Николай Павлович -- присяжный поверенный, друг отца Станиславского.
93 Шмаровин Владимир Георгиевич (1850--1924) -- художник-любитель, организовавший с 1886 г. так называемые "среды", объединившие группу художников.
Переплетчиков Василий Васильевич (1863--1918) -- художник-пейзажист.
94 Самарин Иван Васильевич (1817--1885) -- выдающийся актер Малого театра, педагог. Сестра его Елизавета Васильевна Самарина по поводу исполнения роли Анания в "Горькой судьбине" писала Станиславскому: "На меня трудно угодить, но я от всего сердца могу Вам сказать, что Вы играли, как настоящий артист. Сколько оттенков внесли Вы в свою роль! Крепостной крестьянин, но какое достоинство человека, как выше были Вы образованных людей, как хороша была борьба любви и отвращения к жене, как много говорило Ваше лицо, все выразило -- и боль, и страдание, и глубокое горе", Это письмо вклеено Станиславским в текст его записей.
95 6 февраля 1889 г. в благотворительном спектакле в пользу Московского общества бывших университетских воспитанников шли трехактная комедия В. Крылова "Сорванец" и водевиль "Чашка чаю", в котором Станиславский играл роль барона (в этом же водевиле Станиславский в 1877 г. в Алексеевской кружке играл чиновника Стуколкина). Упомянутая в тексте Н. Г. Саблина исполняла в "Сорванце" роль Веры, а в "Чашке чаю" -- баронессы.
96 9 февраля 1889 г. в Обществе шла четырехактная комедия А. Ф. Федотова "Рубль", в которой Станиславский играл роль содержателя комиссионной конторы Обновленского, и водевиль "Несчастье особого рода" с участием М. П. Лилиной и А. А. Санина. Режиссировал А. Ф. Федотов.
Об исполнении роли Обновленского Станиславский рассказывает в "Моей жизни в искусстве", в главе "Характерность". В рецензиях о спектакле высоко оценивалось исполнение Станиславским этой роли: "Невозможно было передать тип Обновленского лучше, чем передал его г. Станиславский. Игра его была так естественна, так чужда шаржа и недомыслия (а между тем его роль была такова, что трудно было избежать шаржа), так цельно было произведенное им на зрителей впечатление" ("Театр и жизнь", 1889, 16 февраля). В другой рецензии ("Русский курьер", 1889, 17 февраля) отмечалось, что "Обновленский -- это необыкновенно колоритная фигура, выдвинутая условиями жизни последних десятилетий. Он фактор, комиссионер, закладчик. У него есть лишь одна цель в жизни -- нажива". Исполнение Станиславским этой роли было, по словам критика, "необыкновенно типично и детально. Талантливый "артист" дает живую фигуру, дополняет автора множеством тонких, типических подробностей. Все, начиная с грима и интонации, кончая развязно-цепкими манерами, все -- в высшей степени умно подмечено в жизни и так же передано на сцене. Положительно, это исполнение выдающееся и указывает на несомненную талантливость исполнителя".
97 Садовский, Михаил Провыч, играл роль Обновленского в Малом театре в 1885 г.
98 Сазонов Николай Федорович (1843--1902) -- артист Александрийского театра. В пьесе "Рубль" играл роль Петра Викентьева. Роль Обновленского исполнял К. А. Варламов.
99 А. А. Федотов играл роль Степана Ипполитовича Викентьева.
100 12 февраля 1889 г. -- повторение трехактной комедии В. Крылова "Баловень", в которой Станиславский играл роль немца Фрезе, и водевиля "Тайна женщины" со Станиславским в роли Мегрио.
101 "Баловень" был впервые сыгран Станиславским 29 февраля 1888 г. в любительском благотворительном спектакле в театре "Парадиз". Пьеса была исполнена в Обществе искусства и литературы 10 и 19 января 1889 г.
102 А. М. Алянчикова (Лордина) в "Баловне" играла роль Слетаевой, С. А. Федотова (Юрьева), вторая жена А. Ф. Федотова, исполняла роль Нины. Лизу и Надю Чепурыжниковых играли ученицы драматического отделения училища при Обществе -- Штам и Немерцалова.
103 14 февраля 1889 г. повторение комедии А. Ф. Федотова "Рубль" со Станиславским в роли Обновленского и водевиля "Несчастье особого рода". В этом водевиле Станиславский вместо заболевшего Д. В. Долина (Телегина) выступил в роли доктора Нилова, сыгранной им в Алексеевской кружке еще в 1883 г.
104 Молодая Федотова -- Наталья Николаевна, жена А. А. Федотова, играла в Малом театре под псевдонимом Васильева 2-я.
105 В рецензиях на спектакль отмечалось удачное исполнение роли Степана Викентьева А. А. Федотовым.
106 Перлов Василий Семенович -- один из владельцев известной до революции чайной фирмы "Василий Перлов с сыновьями".
107 Это была первая режиссерская работа Станиславского в Обществе искусства и литературы. Так же как и А. Ф. Федотов, Станиславский в этот период работал с актерами, пользуясь методом показа.
108 М. П. Лилина (Перевощикова) в водевиле "Несчастье особого рода" играла роль Веры Егоровны, жены доктора Нилова.
109 А. А. Шенберг, выступавший тогда под псевдонимом Бежин, в "Несчастье особого рода" играл роль слуги Капитона.
110 16 февраля 1889 г. повторение "Каменного гостя" Пушкина со Станиславским в роли Дон Гуана и новой Лаурой -- О. А. Поздняковой (Фосс). В этом же спектакле шли сцены из "Бориса Годунова" и водевиль в одном действии "Школьный учитель, или Дураков учить, что мертвых лечить".
111 Предыдущий спектакль "Каменного гостя" шел в Обществе 29 января, 1889 г.
112 18 февраля 1889 г. в залах Благородного собрания (ныне помещение Дома Союзов) состоялся костюмированный бал, устроенный Обществом искусства и литературы. В оформлении бала принимали участие художники К. А. Коровин, И. И. Левитан, Ф. Л. Соллогуб, В. В. Переплетчиков, А. С. Степанов и другие. Среди гостей были А. П. Чехов, Вл. И. Немирович-Данченко, Г. Н. Федотова, А. И. Южин.
113 Голицын Владимир Михайлович -- в то время московский губернатор.
114 Г. Н. Федотова была выдающейся исполнительницей роли Василиса в пьесе А. Н. Островского "Василиса Мелентьева", которую она играла с 1868 по 1898 г. "Перед зрителями представала Василиса -- Федотова, "пленительная, властная, хитрая, чаровница, ловкая, умная, с огромным юмором, страстью, лукавством"... "грациозная злодейка с ее лукавством и простодушием, зверством и нежностью" (цит. по книге Г. Гоян, Гликерия Федотова" М.--Л., 1940, стр. 146). Островский, проходивший с Федотовой эту роль, высоко оценивал ее исполнение.
115 Салиас де Турнемир Евгений Андреевич (1840--1908) -- писатель-романист, автор ряда псевдоисторических романов, сын писательницы, известной под псевдонимом Евгении Тур.
116 Павловская Эмилия Карловна -- известная оперная артистка" лирико-драматическое сопрано, друг П. И. Чайковского, выдающаяся исполнительница многих основных партий в его операх. Ее муж, Сергей Евграфович,-- оперный артист.
117 Корсов Богомир Богомирович (1845--1919) -- известный оперный артист, баритон.
118 В программу "товарищеского вечера" 11 марта 1889 г. входили концертное отделение (с участием учениц оперного отделения училища при Обществе искусства и литературы), одноактная комедия П. П. Гнедича "Горящие письма" в постановке Станиславского (в этой пьесе он играл роль Краснокутского) и живые картины.
Товарищеские, или семейные, вечера устраивались только для членов Общества.
119 Винокуров Сергей Михайлович, игравший на сцене Общества под псевдонимом Михайлов, в этом спектакле исполнял роль Ольховского. М. Ф. Устромская играла роль Зинаиды Сергеевны Васильчиковой.
120 "ComИdie FranГaise" ("Французская Комедия") -- старейший театр Франции, основанный в 1680 г. В 80-х годах в своей актерской и режиссерской работе Станиславский с успехом использовал ряд приемов этого театра, спектакли которого он видел в Париже. Он не принимал условную декламационность и искусственную патетическую манеру игры, свойственную французским актерам в трагедии. В исполнении ими классической комедии и в современном репертуаре "ComИdie FranГaise" его привлекали естественность, тонкость и элегантность актерской игры, легкость и непринужденность ведения диалога и т. п.
121 В режиссерском экземпляре "Горящих писем" имеется рисунок декорации, сделанный Станиславским, в основном соответствующий приведенному описанию. В том же экземпляре в планировочных набросках на полях текста Станиславский фиксирует положение актеров на сцене и их переходы. В этой первой самостоятельной постановке в Обществе искусства и литературы Станиславский добивался тонкой психологической игры актеров и создания жизненно убедительной сценической обстановки.
122 Кожин Николай Михайлович -- секретарь Общества искусства и литературы. Выступал в спектаклях под псевдонимом Холмин.
123 В драме И. Шпажинского "Майорша" в любительском спектакле в театре Мошнина 15 ноября 1887 г. Станиславский играл роль арендатора мельницы Карягина.
124 Дмитрий Николаевич -- Попов (см. прим. 62).
125 "А и Ф" или "Аз и Ферт" -- водевиль П. С. Федорова.
126 Голубков Павел Иванович -- директор Трехгорного пивоваренного завода, играл в Обществе под псевдонимом Глаголев.
127 13 апреля 1889 г.-- повторение "Горькой судьбины" А. Ф. Писемского и водевиля "Медведь сосватал" В. Крылова. Спектакль был дан в пользу слушательниц училища фельдшериц при московской Мариинской больнице. В "Горькой судьбине" вместо М. А. Самаровой роль Спиридоньевны играла Баженова, а вместо Ф. А. Петрова роль исправника исполнял Д. Н. Попов.
128 Гольцев Виктор Александрович (1856--1906) -- известный публицист и критик, редактор журнала "Русская мысль".
129 Текст, начиная со слов "которая после роли Луизы..." и до слов "на этот раз...", был опущен при первой публикации "Художественных записей". Эта запись Станиславского относится, по-видимому, к периоду репетиций трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь", в которой М. П. Перевощикова (Лилина) исполняла роль Луизы (премьера "Коварства и любви" состоялась 23 апреля 1889 г.).
В водевиле "Медведь сосватал" М. П. Лилина играла роль Лили.
130 Некрасов Николай Дмитриевич (по сцене Красов) в водевиле "Медведь сосватал" играл роль учителя зоологии Барсова. Впоследствии стал актером-профессионалом. В 1904--1906 гг. работал в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской.
131 20 апреля 1889 г. Обществом искусства и литературы был дан благотворительный спектакль в пользу Общества пособия несовершеннолетним, освобождаемым из мест заключения г. Москвы. Были поставлены четыре одноактные пьесы: "Осенний вечер в деревне", водевиль Куликова; "Долг чести", драма немецкого писателя Пауля Гейзе, в переводе Э. Матерна; "Хоть тресни, а женись" Мольера, в переводе Д. Т. Ленского, и "Медведь сосватал", водевиль В. Крылова.
В "Долге чести" Станиславский играл роль барона Губерта фон Альдрингена. Режиссером спектакля был А. Ф. Федотов.
132 Прокофьев Иван Александрович -- один из деятельных членов Общества искусства и литературы, где выступал как актер и режиссер. Впоследствии был пайщиком Художественного театра.
133 Здесь впервые возникает вывод, что актер должен пройти "элементарную грамматику драматического искусства", то есть овладеть правильным сценическим самочувствием. В дальнейшем, начиная с 900-х годов. Станиславский видит центральную задачу своей жизни в познании законов сценического творчества, в создании "грамматики" драматического актера, как он называл свою "систему".
134 В пьесе "Долг чести".
136 Н. С. Третьяков (Сергеев) в спектакле "Долг чести" играл роль доктора Матиаса.
136 Барнай Людвиг (1842--1924) -- известный немецкий актер, исполнитель ряда ролей классического репертуара (Антоний в "Юлии Цезаре", Отелло, Гамлет, король Лир, Вильгельм Телль и др.). Станиславский, видевший Барная в спектаклях мейнингенского театра и во время других его гастролей в Москве, ценил его как талантливого актера, обладающего высокой профессиональной техникой. Здесь Станиславский вспоминает об исполнении Барнаем сцены из мелодрамы А. Дюма-отца "Кин, или Гений и беспутство", в которой Кина будят после ночного кутежа.
137 Трагедия Ф. Шиллера "Коварство и любовь" была поставлена А. Ф. Федотовым 23 апреля 1889 г. и явилась последней премьерой сезона. Станиславский играл Фердинанда, М. П. Лилина -- Луизу. Вскоре после этого спектакля Лилина стала женой Станиславского (их свадьба состоялась 5 июля 1889 г.).
Текст, относящийся к спектаклю "Коварство и любовь", по своему характеру отличается от других текстов "Художественных записей". Он написан на отдельных листах, предназначенных, по-видимому, для прочтения М. П. Лилиной.
138 Градов-Соколов Леонид Иванович (1845--1890) -- опереточный и драматический актер, служивший в оперетте М. В. Лентовского и с 1882 г. в драматическом театре Ф. А. Корша.
139 Ван-Зандт Мария (1861--1919) -- известная певица, лирико-колоратурное сопрано, с 1880 по 1886 г. -- артистка Парижской комической оперы. Подолгу гастролировала в России. Выступала на сцене Мариинского театра в Петербурге и в Московской частной опере Мамонтова. С наибольшим успехом исполняла Джульетту, Миньону, Маргариту, Офелию и особенно Лакмэ -- партию, специально для нее написанную композитором Делибом.
Современники единодушно отмечают в исполнении Ван-Зандт счастливое сочетание вокального и драматического искусства, выразительность внешних данных, лица и глаз, "передающих самые тонкие, почти неуловимые психические движения, и изящество жеста..." ("Театр и жизнь", 1886, 3 января).
В. П. Шкафер, оперный артист и режиссер, в своих воспоминаниях дает ей следующую характеристику: "Ее грациозный талант, чарующего, нежного тембра голос, школа, обаятельная внешность, комплекс всех ее артистических данных покоряли видевших и слышавших эту певицу... Спектакль "Лакмэ" с участием Ван-Зандт и Шаляпина в роли Нилаканты -- это своего рода явление неповторимое на оперной сцене" (В. П. Шкафер, Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936, стр. 145).
140 Приводим последнюю фразу, зачеркнутую Станиславским при просмотре рукописи в связи с подготовкой ее к изданию: "Со своей стороны согласен в виде премии дополнить его в будущем полным разбором сыгранной Вами роли Луизы в пьесе "Коварство и любовь", теперь же замолкаю, боясь надоесть Вам".
141 26 ноября 1889 г. пятиактной трагедией А. Ф. Писемского "Самоуправцы" открылся второй сезон Общества искусства и литературы. Станиславский играл главную роль -- генерал-аншефа князя Платона Имшина. М. Ф. Устромская (Марева) исполняла роль княгини, жены князя Платона; Н. С. Третьяков (Сергеев) -- Сергея Имшина; С. Г. Голиков (Сабуров) -- молодого офицера Рыкова; М. П. Лилина -- горничную Ульяшу. Кроме того, в спектакле были заняты В. M Лопатин (Владимиров), А. А. Федотов (Филиппов), А. А. Шенберг (Санин), брат Станиславского Б. С. Алексеев (Борин) и другие.
В заключение были показаны "сцены из обыденной жизни" -- "Разведемся!", соч. Трофимова. Спектакль был поставлен артистом Малого театра П. Я. Рябовым.
Серьезный артистический успех в роли Имшина побудил Станиславского в 1895 г. возобновить "Самоуправцев" на сцене Общества искусства и литературы и в 1898 г. в Художественном театре, причем в этих двух новых сценических редакциях Станиславский выступал и как постановщик.
О работе над ролью Имшина Станиславский рассказывает в книге "Моя жизнь в искусстве" в главе "Когда играешь злого, -- ищи, где он добрый". В черновых заметках, относящихся, по-видимому, к началу 900-х годов, Станиславский писал, что он начал мечтать об исполнении этой трагической роли, "воодушевившись портретами конца прошлого века", и что ему удалось создать внушительный внешний образ, напоминавший "боевых соколов времен Екатерины. Притом я не был бы удовлетворен изображением лишь одного из типичных ее современников. Мои задачи были шире. Я хотел олицетворить всю ее эпоху" (No 701).
Исполнение Станиславским роли Имшина вызвало ряд откликов в печати. "Колоссальная фигура князя Имшина заслоняет собою в "Самоуправцах" все остальные,-- писал Н. П. Кичеев в "Новостях дня", -- г. Станиславский одарен способностью удивительно _с_ж_и_в_а_т_ь_с_я_ с ролью... Он отлично понял, что князь Имшин -- вовсе не медведь, готовый заломать каждого, кто попал к нему в лапы. Получается картина страданий _с_е_р_д_ц_а, а не уколотого самолюбия". В "Московских ведомостях" Ю. Николаев отмечал мастерство перевоплощения Станиславского, создавшего "как бы оживший и вышедший из рамки превосходный портрет старика, екатерининского "генерал-аншета", может быть, соперника Орловых и Потемкина" (1895, 10 декабря).
Позднее, оценивая исполнение Станиславским этой роли на сцене Художественного театра, известный критик С. В. Васильев (Флеров) писал, что князь Платон является у Станиславского "не таким, какого ожидал видеть зритель. Это не лютый зверь, с глазами, налитыми кровью, беспощадно терзающий все вокруг себя и наводящий ужас своим животным рычанием. Нет. Перед нами человек, не знающий препятствий проявлениям своего характера". Васильев особенно подчеркивает в исполнении Станиславского историческую верность образа, черты "властного самодура"-крепостника. Глубина и многогранность психологической игры Станиславского позволили критику считать, что "роль князя Платона в исполнении г. Станиславского составляет крупный вклад в историю понимания русскими артистами образов, созданных русскою литературой" ("Московские ведомости", 1898, 30 ноября).
"...Я видел Вас на такой высоте художественного воспроизведения впервые и не могу удержаться, чтобы не поделиться с Вами моей радостью, гордостью и восторгом",-- писал Станиславскому художник В. А. Симов 5 ноября 1898 г., увидев его в роли Имшина на сцене МХТ.
142 Спектакль "Самоуправцы" впервые был показан на сцене Малого театра 21 января 1866 г. и в последний раз был сыгран 17 сентября 1867 г. Роль Имшина исполнял И. В. Самарин, которого Станиславский, естественно, не мог видеть в этой роли.
143 Рябов Павел Яковлевич (1837--1906) -- актер Малого театра. А. П. Ленский ценил артистический талант Рябова и считал его "загубленным дарованием", застывшим на маленьких ролях, "тогда как по своему таланту достоин занимать такое же видное место, как и любой из наших премьеров" (А. П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, изд. 2, дополненное, М., 1950, стр. 206).
После ухода А. Ф. Федотова Рябов стал режиссером Общества искусства и литературы. Им были поставлены: "Самоуправцы", "Не так живи, как хочется", "Бесприданница" и возобновлен "Скупой рыцарь".
144 В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский связывает свою работу над ролью князя Имшина с открытием важного творческого закона, который он выразил формулой "когда играешь злого,-- ищи, где он добрый". Это высказывание Станиславского было ошибочно истолковано некоторыми критиками как стремление к "оправданию" отрицательного образа. Но для Станиславского подобный прием служил не средством смягчения и сглаживания внутренних противоречий изображаемого персонажа, а, напротив, средством создания ярких контрастов, помогающих оттенить его важнейшие, типические черты. Подобный метод способствует созданию живого многогранного художественного образа, а не мертвой схемы.
Не только П. Я. Рябов, но и Г. Н. Федотова предостерегала Станиславского против одностороннего освещения роли. В одном из черновых набросков (No 702) Станиславский приводит ироническое замечание Федотовой: "Мы любовались вами, голубчик мой! Вы прекрасно играли, мой батюшка. Ах, какие звери эти самоуправцы! А я-то, дура, думала, что они люди... Вот у меня цепная собака есть, так и та посердится, посердится, да и перестанет. Вы, верно, устали, мой голубчик. Шутка ли сыграть трагедию! Спасибо вам, очень, очень мило. Я так боялась! Ну, бог с вами, мой батюшка!.. берегите только голос!.."
"...Через много лет я припомнил слова умной артистки,-- пишет Станиславский,-- и стал руководствоваться следующим правилом, которое создал мне опыт: когда играешь злодея,-- надо искать, где он добрый, и наоборот; когда играешь храброго,-- ищи, где он трус, и т. д.".
145 Не случайно, что во время работы над ролью Имшина Станиславский неоднократно вспоминает Сальвини -- Отелло, потрясшего его глубиной трагизма, богатством внутреннего содержания и неумолимой последовательностью, с которой Отелло погружается "в адское пекло своей ревности".
Роль Имшина, включающая в себя тему обманутого доверия, любви, мучений ревности, служила Станиславскому как бы трамплином для овладения трагической шекспировской ролью, сыгранной им в январе 1896 г., месяц спустя после возобновления "Самоуправцев".
146 М. П. Лилина в водевиле Трофимова "Разведемся!" играла роль Евгении Алексеевны Косецкой.
147 Коклен Бенуа-Констан (1841--1909) -- известный французский комедийный актер, неоднократно гастролировавший в России.
148 Лопатин Лев Михайлович, профессор Московского университета, философ, старший брат актера В. М. Лопатина.
149 Соколовы -- Константин Константинович и жена его Зинаида Сергеевна, сестра Станиславского.
150 Сын П. Я. Рябова в письме к Станиславскому от 12 августа 1934 г. пишет: "Отец всегда был самым горячим поклонником Вашего таланта, и я никогда не забуду его характерного отзыва о Вас как об актере. Он говорил так: "Если взять Поссарта, Сальвини и Росси, истолочь и все их таланты сконцентрировать, то этого не хватит на создание и половины Станиславского...".
151 Лукутин Николай Александрович -- владелец фабрики художественных изделий из папье-маше. В Обществе искусства и литературы играл под псевдонимами Александров и Никольский. Был пайщиком МХТ.
152 Перевощикова Екатерина Владимировна -- жена брата М. П. Лилиной.
Купфер -- приятельница матери М. П. Лилиной.
153 Третьякова Вера Николаевна -- жена П. М. Третьякова, основателя картинной галлереи в Москве.
154 29 ноября 1889 г. -- повторение "Самоуправцев" и водевиля "Разведемся!"
155 После ухода А. Ф. Федотова из Общества искусства и литературы руководителем драматического кружка по существу являлась Г. Н. Федотова. Станиславский писал ей в 1912 г.: "На развалинах Общества искусства и литературы Вы пришли без зова к небольшой, всеми брошенной группе любителей; Вы сели за режиссерский стол и сказали: "Теперь давайте работать". Вы поддержали в нас веру в будущее и научили нас служить искусству" (см. К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 235).
В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский вспоминает, что Федотова приняла на себя руководство кружком в период репетиций "Самоуправцев". "Она просматривала и поправляла спектакли, которые готовились нами... Стремилась направлять нашу работу по внутренней линии".