Неверная работа с критикой

Я слышал историю о том, что когда Боб Дилан приехал в Австралию,

один человек стал критиковать его творчество.

Мол, новые песни Боба гораздо хуже старых.

А Дилан ему просто ответил: «Слушай, я хотя бы песни пишу,

а ты чем занимаешься?

Том Петти

Ученик, следующий по Пути дзэн-гитары, должен знать о критике две вещи: как критиковать других и как воспринимать критику самому. Если вы хотите кого-нибудь поправить, делайте это с намерением созидать, а не разрушать. Ломать просто. Путь дзэн-гитары — путь созидания, а созидать всегда крайне сложно.

Если вас кто-то поправляет, желая при этом вам добра, слушайте и учитесь. Игнорируйте попытки вывести вас из душевного равновесия, никому не позволяйте пробить вашу броню. Критиковать просто, найти альтернативу куда сложнее.

Нет никакого значения, что вы делаете и сколь вы уважаемы. Всем угодить не удастся. Критика бывает разной. Научитесь чувствовать эти различия.

Есть люди, которые вас критикуют, потому что ваши вкусы не совпадают. Если вкусы не совпадают, это вовсе не означает, что у вашего оппонента вкус лучше.

Есть люди, которые критикуют, не разобравшись в ситуации. Одно дело обсуждать игру защитника сборной, а совсем другое — выйти на поле и отражать атаку противника.

Есть люди, которые критикуют вас, потому что их к этому подталкивает самомнение. Люди могут критиковать вас из чувства собственной неуверенности или же просто желая показать, какие они умные. Раздавая уколы направо и налево, они стремятся выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.

Используйте занятия в нашем классе так, чтобы лучшим вашим критиком были вы сами. Тогда уже никто не сможет вам сказать то, чего вы сами еще не знаете.

И в заключение о самокритике: не занимайтесь самобичеванием. Даже если вы знаете свои промахи и ошибки, вовсе необязательно выставлять их напоказ. Подавляющее большинство их не заметит.

Неумение приспосабливаться

Иногда все может уладиться случайно, само собой.

Но вы же не можете устраивать такие случайности.

Джефф Бек

Мир полон неожиданностей. Струна может лопнуть в самой середине выступления. В самый неподходящий момент перегорает предохранитель в усилителе. Вы едете в кабриолете, и неожиданно начинается ливень. Всех возможностей не предусмотреть, поэтому нам приходится приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. В таких случаях смотрите на жизнь с оптимизмом. Пусть наполовину пустой стакан будет для вас наполовину полон. Попытайтесь извлечь из создавшегося положения максимум пользы.

Японское слово «кризис» — кики, дословно означает «опасный момент», но и «возможный риск».

В случае непредвиденных обстоятельств ищите возможность выхода из сложившейся ситуации. Ваша реакция на непредвиденные обстоятельства показывает окружающим, что вы представляете собой на самом деле. В этом додзё мы будем учится падать как кошка — на четыре лапы.

На одном из концертов я видел, как у группы полетела вся аудиосистема в середине их лучшей песни. Замолчали микрофоны и гитары, работали только ударники. Не задумываясь, ансамбль закончил песню, заставив весь зал им подпевать.

Потом аудиосистема заработала снова. Однако именно эта единственная песня запомнилась лучше других. Когда все рушилось и катилось под откос, ансамбль не опустил руки и продолжал творить.

Иногда нам везет, иногда нет. Удачу очень часто определяет ваше отношение к жизни.

Утрата концентрации

Помню однажды пришел на концерт, а там был накрыт шикарный стол, ешь не хочу. Я подошел к Майлзу и сказал: «Слушай, ты бы пошел поглядел, какой там стол накрыли!», на что Майлз ответил: «Я сюда не есть пришел.»

Гэри Бартц,

о разговоре с Майлзом Дэвисом

Есть такая японская поговорка: «За двумя зайцами не угнаться>. Она напоминает людям о необходимости концентрации сил на одном конкретном деле. Мы не должны распыляться по мелочам. Очень часто люди носятся за двумя зайцами, не озаботившись тем, чтобы поставить перед собой задачу схватить хотя бы одного.

Если мы теряем точку концентрации, виной тому либо недостаток концентрации, либо недостаточная сила воли.

Недостаток концентрации

Мир современной музыки подвержен резким изменениям. В нем становится все сложнее и сложнее придерживаться намеченной цели. Верша Путь дзэн-гитары, необходимо научиться концентрироваться на определенном моменте.

Многие учителя дзэн предлагают своим воспитанникам следующее упражнение на развитие концентрации. Надо спокойно сесть и сосчитать до десяти. Если хоть что-то прервет ваш счет (случайные мысли, посторонний шум или даже звук вашего собственного дыхания), вам надо начать считать сначала.

Когда в следующий раз вы почувствуете, что утрачиваете концентрацию, попробуйте выполнить это упражнение. Как только вы произнесете про себя «один»,концентрация начнет к вам возвращаться.

Если вам удастся сосчитать о десяти, вы познаете Путь дзэн-гитары.

Недостаточная сила воли

Проблемы с концентрацией очень часто связаны с недостаточной силой воли. В наши дни мы видим, как многие постоянно меняют место работы, друзей, начинают дела и никогда не доводят их до конца. Причина кроется в недостатке силы воли. Люди бредут по жизни, выбирая дорогу полегче, вместо того чтобы хоть как-то улучшить качество той дороги, которая им предназначена.

Когда мы глядим на других людей, смотрим на то, что они имеют и в каком направлении следуют, мы перестаем концентрироваться на самом важном: что имеем мы и в каком направлении следуем мы.

Да, к вершине горы ведет много тропинок. Но выйти к вершине можно только по одной-единственной тропке. По той, что предназначена вам. Не надо с завистью смотреть на тропинки, по которым идут другие. Сосредоточьтесь на своей дороге, сконцентрируйтесь на ней. Чем дальше вы уйдете по своей дороге, тем более понятными станут дороги, по которым идут другие.

А в самом конце все дороги сливаются в один Путь.

Мнительность

Да я вообще ни о чем таком не думаю. Просто говорю, мол,

врубай гитару и лабай!

Пол Вестерберг,

«The Replacements»

Не надо анализировать все подряд. Иногда лучшую стратегию можно выразить словами: «Готовьсь! Цельсь! Пли!». Сделайте сперва что-нибудь, а уже потом вносите поправки. Ответ скрывается в действии, ане в словах.

Черный пояс

Ответственность

Некоторые люди обладают повышенным чувством ответственности, но как ни печально, они не обладают музыкальным вкусом. У других — чудесный музыкальный вкус, однако практически нет чувства ответственности. Людей обладающих и тем и другим качеством крайне мало.

Эрик Клэптон

Те, кто много и усердно тренируется, в конечном итоге достигает того момента, когда тело, сознание и дух приходят в состояние равновесия друг с другом. Тело приобретает определенные навыки, сознание доверяет телу, открывая доступ к самовыражению. Человек начинает играть быстро, и кажется, что мысль и действие уже не разделены промежутком времени.

Чтобы достичь этого уровня на Пути дзэн-гитары, вы должны быть хорошим исполнителем. Однако чтобы воистину познать Путь, хорошо играть на гитаре недостаточно. Вы должны пойти еще дальше. Одной техникой игры черного пояса не заслужишь. В нашей школе даже самые выдающиеся способности не дают права повязать черный пояс. Человек может виртуозно овладеть тем или иным приемом, знать все стили и направления, играть так, что слушатели рты разинут. Однако если этот человек с червоточинкой, черного пояса ему не видать.

Путь дзэн-гитары требует от исполнителя ответственности и преданности музыке. Если мы примем как данность тот факт, что мы в долгу перед миром и что наша игра этот долг оплачивает, только тогда наша музыка наполнится смыслом.

Тут нам снова может помочь японский язык. Само слово «человек» — нингэн подразумевает связь с окружающим миром. Слово нин означает «человек», а гэн — «пространство». Иными словами, мы становимся людьми только тогда, когда соотносимся с миром, который нас окружает.

Быть ответственным означает способность отвечать за себя, за свои поступки и действия, посредством которых мы меняем окружающий мир. Сейчас очень много безответственных людей. Мы не обращаем внимания на проступки детей, а потом, став взрослыми, они с легкостью сваливают свою вину на других, притворяются невиновными или, заварив кашу, умывают руки. Есть музыканты, которые, прикрываясь свободой творчества, призывают к насилию, расовой ненависти, дискриминации женщин, а потом отказываются признать, сколь пагубно воздействуют на людей те идеи, которые они несут в своем творчестве. Есть масса музыкантов, которые идут на все, чтобы прославиться, отказываясь признать, что их поступки становятся примером для подражания среди молодежи.

Все это не является Путем дзэн-гитары. Тот,. кто хочет получить черный пояс, должен принять на себя как минимум пять типов ответственности:

Наши рекомендации