Список примерных тем докладов
Второй семестр – доклад посвящен сравнительному анализу двух произведений (живопись, скульптура, графика).
Выполнение работы способствуетсистематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умению применять их для решения конкретных задач в практической деятельности, развитию навыков самостоятельной научно-практической работы (планирование и проведение исследований и работ, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).
Литература (обязательная):
- Алексеев С. О цвете и красках. М., 1962.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. М., 1970.
- Арган Дж. Современное искусство. М., 1999.
- Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1994.
- Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
- Блок А. Краски и слова // Блок А. Собр. соч. Т.5. М., 1956.
- Бохм-ДющинМ., Кук Дж. Современное искусство. Краткая энциклопедия. М., 2001.
- Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994.
- Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М., 1996.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
- Власов В. Иллюстрированный художественный словарь СПб., 1993.
- Власов В. Стили в искусстве. СПб., 2000.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.
- Гартман К. Стили в искусстве. М.,1983.
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.,2013
- Гомбрих Э. История искусства. М., 2001.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
- Демосфенова Г. Как иллюстрируется книга. М., 1971.
- Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.
- Иттек И. Искусство формы. М., 2001.
- Каган М. Искусства и зритель. Л., 1991.
- Кокс М. Ужасное искусство. М, 2001.
- Кон-Винер.История стилей изобразительного искусства. М., 1998.
- Костин В., Юматов В.Язык изобразительного искусства. М., 1978.
- Кузьмин Н.В. Штрих и слово. Л., 1967.
- Леняшин В.А.Художников друг и советник. Л., 1985.
- ЛессингГ.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
- Мастера искусства об искусстве. В7-и т. М., 1965-70.
- Мочалов Л.В.Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
- Одноралов И.В.Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982.
- Панофский Э.Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.,1999.
- Полякова Н.И.Скульптура и пространство. М., 1982.
- Прокофьев В.Об искусстве и искусствознании. М., 1985.
- Советы мастеров/ Сост. А.Зайцев. Л., 1970.
- Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ДОКЛАДОВ
· Сравнительный анализ. Египетский рельеф и скульптурный портрет (на выбор из коллекции ГМИИ)
· Сравнительный анализ. Фаюмский портрет (сравнение двух фаюмских портретов – по выбору)
· Сравнительный анализ. Чернофигурная и краснофигурная вазопись (по выбору)
· Сравнительный анализ. Два саркофага – египетский и Саркофаг с дионисийскими сценами (саркофаг Уварова).
· Сравнительный анализ двух икон “Успение Богоматери” - начала 13 века, Новгород и 1380-е –1390-е годов, на обратной стороне иконы Донской Богоматери). (ГТГ)
· Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В.Л.Боровиковского и портрета Е.С.Авдулиной О.А.Кипренского. (ГТГ)
· Сравнительный анализ картин «Девушка, освещённая солнцем» В.Серова (1888) и «Осенний букет» И.Е.Репина 1892 г. (ГТГ)
· Описание и анализ картины М.А.Врубеля "Демон сидящий".(ГТГ)
· Сравнительный анализ П.Лианори "Мадонна с младенцем и со святыми" и П.Бордоне "Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и СВ.Георгием".(ГМИИ)
· Описание и анализ картин Рембрандта «Изганние торгующих из храма» и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь”.(ГМИИ)
· Описание и анализ картины Э.Дега "Голубые танцовщицы" (ГМИИ)
· Сравнительный анализ картин П.Сезанна “Персики и груши” (1890–1894) и А.Матисса “Фрукты и бронза” (1909–1910). (ГМИИ)
· Сравнительный анализ картин Пикассо “Арлекин и его подружка” (1901), “Девочка на шаре” (1905 г.), “Портрет А.Воллара” 1910 г.) (ГМИИ)
· Описание и анализ Южного портала собора в Амьене или фигур Эклесии и Синагоги в собора в Страсбурге) (копии в ГМИИ)
· Описание и анализ скульптуры "Помона" А.Майоля (ГМИИ)
· Сравнительный анализ. Два памятника Н.В.Гоголю в Москве (Н.Андреев, Н.Томский)
· Скульптурные работы в керамике М.Врубеля
· Ф.Шубин "Портрет князя А.М.Голицына"(1773 г., ГТГ)
· Описание и анализ. Исторический портрет в творчестве М.Антокольского на примере статуи И.Грозного (ГТГ).
· Описание и анализ. Рим в гравюрах Дж.Б.Пиранези
· Описание и анализ. Офорты Рембрандта на библейские темы
· Описание и анализ. Техника рисунка Врубеля.
· Описание и анализ иллюстраций А.Бенуа к “Медному всаднику” А.Пушкина (музей книги РГБ)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1 семестр
1. Задачи метода «Описание и анализ»
2. Г.Вёльфлин и его книга «Основные понятия истории искусства».
3. Пять пар основных понятий истории искусства по Вёльфину
4. Что такое формально-стилистический анализ произведения
5. Основные принципы сравнительного анализа
6. Виды изобразительного искусства и их особенности
7. Основные жанры в живописи и их особенности
8. Виды живописи и основные её особенности как вида искусства
9. Технологии монументальной живописи
10. Станковая живопись и её жанры
11. Композиция в живописи
12. Пространство в живописи – типы пространства
13. Роль цвета в живописи
14. Светотень и объём в живописи
15. Фактура и её значение
16. Роль рамы в живописи
17. Скульптура как вид искусства и её выразительные особенности
18. Реалистические тенденции и мера условности в скульптуре (привести примеры)