Список методической литературы
Календарно- тематический план
№ п/п | Наименование тем | Содержание работы | Кол-во часов |
1. | 4 класс – 34 часа 1 четверть Геометрический орнамент: а) в полосе б) в квадрате | Историческая справка. Виды орнамента, ритм в орнаменте, понятие раппорта. | 9 часов |
2. | 2 четверть Декоративная композиция из стилизованных растительных форм. | Стилизация как обобщение и упрощение реальных форм. Значение линии и силуэта в стилизации. Симметрия и асимметрия. Выбор формата. Варианты цветовых решений. | 7 часов |
3. | 3 четверть Выполнение декоративной композиции по мотивам Городецкой росписи | Знакомство с особенностями образного языка Городецкой росписи, приемами выполнения, цветовыми решениями. Выполнение предварительных упражнений. | 10 часов |
4. | 4 четверть Выполнение мозаичного панно (имитация из цветной бумаги) Примерные темы: «Животный мир», «Подводный мир». | Историческая справка. Мозаика - как один из видов монументальной живописи. Особенности мозаичной композиции, способы выделения главного. | 8 часов |
1. | 5 класс - 34 часа 1 четверть Стилизация природных форм: «Птицы», «Рыбы», «Бабочки». | В задание вводится задача цветовой растяжки, выполнение задания с ограниченным количеством цветов. | 9 часов |
2. | 2 четверть Эскиз маскарадного костюма в технике «коллаж». | Передать характер персонажа через костюм; выразительность силуэта. Цветовое решение, подбор деталей для данного образа. | 7 часов |
3. | 3 четверть Знакомство с техникой северодвинской росписи. Вариант: знакомство с искусством русского изразца. | Основные характерные черты северодвинской росписи. Особенности стилизации, композиции, тематики. Выполнение несложной композиции в материале (разделочная доска). | 10 часов |
4. | 4 четверть Выполнение эскиза витража. Примерные темы: «Цирк», «Спорт». | Историческая справка. Витраж как вид декоративно прикладного искусства. Особенности цветового ритма, выделение главного | 8 часов |
1. | 6 класс -34 часа 1 четверть Декоративный пейзаж. Темы: «Времена года», «Мой город», «Мой дом». | Стилизация и трансформация реальных объектов, статика и динамика, цветовое решение, ограничение цветов. | 9 часов |
2. | 2 четверть Выполнение новогоднего плаката в технике аппликации (можно на свободную тему). | Особенности языка плаката. Введение шрифта. | 7 часов |
3. | 3 четверть Аллегорическое изображение времен года (в виде женского образа, птицы, дерева). Текстильная аппликация. | Понятие аллегории. Создание замкнутой композиции. Нахождение элементов символов. Теплая и холодная цветовая гамма, нюансы и контрасты. | 10 часов |
4. | 4 четверть Декоративный натюрморт в черно- белом графическом исполнении. | Статика и динамика. Равновесие в композиции. Стилизация и трансформация. Заполнение силуэта декоративными элементами. | 8 часов |
1. | 7 класс - 34 часа 1 четверть Растительный или зооморфный орнамент в полосе, круге или сетчатый. | Поиск орнаментального модуля, образование различных видов орнамента. Варианты цветовых решений. | 9 часов |
2. | 2 четверть Декоративный портрет. | Стилизация, Пластическое и цветовое решение образа. Применение ряда приемов, усиливающих декоративность, членение плоскости на части, дробление изображения. | 7 часов |
3. | 3 четверть Роспись ткани в технике «Холодный батик». Вариант: выполнение минигобелена. | Выполнение эскиза декоративной композиции, используя знания, полученные ранее. Цветовое решение. Выполнение картона в натуральную величину. | 10 часов |
4. | 4 четверть Итоговое задание. Выполнение эскиза декоративной композиции на свободную тему. | Суммирование всех знаний и навыков, полученных по курсу декоративной композиции | 8 часов |
Список методической литературы
1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М., 1990.
2 Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
4 Зайцев Е. А. Наука о цвете и живопись. – М.1986.
5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М., 1910.
6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Пояснительная записка.
Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края.
Отдельные задания по декоративной композиции преподаватели детских художественных школ дают учащимся давно. Возникла необходимость систематизации теоретического и методического материала, практических заданий, объединения их в единую программу.
Задачи программы:
■ Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.
■ Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.
■ Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.
■ Обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции.
■ Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.
■ Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.
■ Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям своего края.
■ Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать
Декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.
Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.). В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логической последовательности. Любая работа по декоративной композиции начинается с подготовительного рисунка - эскиза, затем переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно, аппликация из ткани). Задания выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».
Срок реализации. Программа «Декоративная композиция» рассчитана на четыре года обучения в детский художественной школе с первого по четвертый класс. Общий курс программы составляет 272 часа.
Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.
Возраст детей: 11-17 лет. Количественный состав классов: 10-15 человек.
Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, полугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия обучаемых в выставках детского творчества (городских, областных, краевых, международных).
2. Календарно- тематический план
№
п/п
Наименование тем
Содержание работы
Кол-во часов
1.
4 класс – 34 часа
1 четверть
Геометрический орнамент:
а) в полосе
б) в квадрате
Историческая справка. Виды орнамента, ритм в орнаменте, понятие раппорта.
9 часов
2.
2 четверть
Декоративная композиция из стилизованных растительных форм.
Стилизация как обобщение и упрощение реальных форм. Значение линии и силуэта в стилизации. Симметрия и асимметрия. Выбор формата. Варианты цветовых решений.
7 часов
3.
3 четверть
Выполнение декоративной композиции по мотивам Городецкой росписи
Знакомство с особенностями образного языка Городецкой росписи, приемами выполнения, цветовыми решениями. Выполнение предварительных упражнений.
10 часов
4.
4 четверть
Выполнение мозаичного панно (имитация из цветной бумаги)
Примерные темы: «Животный мир», «Подводный мир».
Историческая справка. Мозаика - как один из видов монументальной живописи. Особенности мозаичной композиции, способы выделения главного.
8 часов
1.
5 класс - 34 часа
1 четверть
Стилизация природных форм:
«Птицы», «Рыбы», «Бабочки».
В задание вводится задача цветовой растяжки, выполнение задания с ограниченным количеством цветов.
9 часов
2.
2 четверть
Эскиз маскарадного костюма в технике «коллаж».
Передать характер персонажа через костюм; выразительность силуэта. Цветовое решение, подбор деталей для данного образа.
7 часов
3.
3 четверть
Знакомство с техникой северодвинской росписи.
Вариант: знакомство с искусством русского изразца.
Основные характерные черты северодвинской росписи. Особенности стилизации, композиции, тематики. Выполнение несложной композиции в материале (разделочная доска).
10 часов
4.
4 четверть
Выполнение эскиза витража. Примерные темы: «Цирк», «Спорт».
Историческая справка. Витраж как вид декоративно прикладного искусства. Особенности цветового ритма, выделение главного
8 часов
1.
6 класс -34 часа
1 четверть
Декоративный пейзаж.
Темы: «Времена года», «Мой город», «Мой дом».
Стилизация и трансформация реальных объектов, статика и динамика, цветовое решение, ограничение цветов.
9 часов
2.
2 четверть
Выполнение новогоднего плаката в технике аппликации (можно на свободную тему).
Особенности языка плаката. Введение шрифта.
7 часов
3.
3 четверть
Аллегорическое изображение времен года (в виде женского образа, птицы, дерева). Текстильная аппликация.
Понятие аллегории. Создание замкнутой композиции. Нахождение элементов символов. Теплая и холодная цветовая гамма, нюансы и контрасты.
10 часов
4.
4 четверть
Декоративный натюрморт в черно- белом графическом исполнении.
Статика и динамика. Равновесие в композиции. Стилизация и трансформация. Заполнение силуэта декоративными элементами.
8 часов
1.
7 класс - 34 часа
1 четверть
Растительный или зооморфный орнамент в полосе, круге или сетчатый.
Поиск орнаментального модуля, образование различных видов орнамента. Варианты цветовых решений.
9 часов
2.
2 четверть
Декоративный портрет.
Стилизация, Пластическое и цветовое решение образа. Применение ряда приемов, усиливающих декоративность, членение плоскости на части, дробление изображения.
7 часов
3.
3 четверть
Роспись ткани в технике «Холодный батик».
Вариант: выполнение минигобелена.
Выполнение эскиза декоративной композиции, используя знания, полученные ранее. Цветовое решение. Выполнение картона в натуральную величину.
10 часов
4.
4 четверть
Итоговое задание. Выполнение эскиза декоративной композиции на свободную тему.
Суммирование всех знаний и навыков, полученных по курсу декоративной композиции
8 часов
3. Список методической литературы
1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М., 1990.
2 Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
4 Зайцев Е. А. Наука о цвете и живопись. – М. 1986.
5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М., 1910.
6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Пояснительная записка.
Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края.
Отдельные задания по декоративной композиции преподаватели детских художественных школ дают учащимся давно. Возникла необходимость систематизации теоретического и методического материала, практических заданий, объединения их в единую программу.
Задачи программы:
■ Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.
■ Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.
■ Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.
■ Обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции.
■ Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.
■ Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.
■ Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям своего края.
■ Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать
Декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.
Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.). В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логической последовательности. Любая работа по декоративной композиции начинается с подготовительного рисунка - эскиза, затем переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно, аппликация из ткани). Задания выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».
Срок реализации. Программа «Декоративная композиция» рассчитана на четыре года обучения в детский художественной школе с первого по четвертый класс. Общий курс программы составляет 272 часа.
Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.
Возраст детей: 11-17 лет. Количественный состав классов: 10-15 человек.
Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, полугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия обучаемых в выставках детского творчества (городских, областных, краевых, международных).