Криволинейные бордюры (2.1.0) 5 страница
У восточных хантов известны пришивные и непришивные рукавицы пас, пос, традиция орнаментального украшения применима лишь к последним, и формы ее проявления географически локализованы. У васюганских и александровских групп матерчатый верх тыльной стороны представлял собой мозаику из кусочков ткани треугольной формы. Соответственно и треугольники, обращенные
вершинами друг к другу, составляли мотив бордюрных рядов, заполняющих всю поверхность описываемой части рукавиц. На образцах конца XIX в. бордюры располагались в вертикальном режиме [Vahter Т., 1953. Ав. 153, 9], а во второй половине XX в.—в горизонтальном [Лукина Н. В., 1979. Рис, 21, 4]. У хантов Ваха и Васюгана на рубеже XIX—XX вв. узор наносился растительной краской на тыльную часть рукавиц из оленьей шкуры (мехом внутрь) и представлял собой сложную криволинейную розетку с S-образной фигурой в основе (рис. 4, 7). Оконтуривание розетки белым подшейным волосом оленя придавало криволинейность орнаментальной линии. S-образная фигура, но более простой конфигурации, помещалась и на пальце.
Лишь на одном образце рукавицы исполнена розетка, построенная на основе ромба со сложными отростками на его сторонах и углах [Vahter Т., 1953. Ав. 152]. Меховые рукавицы с ровдуж-ным верхом расшивались и бисером.
Стремление к художественному оформлению изделий проявилось у восточных хантов при изготовлении поясов антыв — декоративный арсенал при этом насчитывал четыре варианта. К вышедшим из употребления относятся тканые и плетеные опояски. Они украшались во всю ширину бордюром из ромбов. К концам изделия прикреплялись связки из бисерных лент: две широкие полосы и две значительно уже и короче соединялись в верхней точке в один пучок. Узоры, нанизанные из бисера, включали в себя ромбы, уголки, зубчатую линию. К концам широких бисерных лент на сдвоенных бисерных нитях прикреплялись ажурные металлические подвески [ТГОИАМ, № 1479]. Второй вариант декоративной отделки характерен для коротких кожаных поясов. Его суть заключается в нашивании пуговиц и бляшек таким образом, что возникают вертикальные полосы, охватывающие всю поверхность предмета. Третий вариант — нашивание бисера на суконную основу пояса.
С рубежа веков по сегодняшний день прослеживается зональный прием в образовании узора: отдельные бисеринки нашиваются так, что возникает ромбическая сетка, разбиваемая на равные участки, квадратные или прямоугольные, за счет различного цветового решения каждого из них (рис. 4, 4). Такие пояса обильно снабжены металлическими подвесками различной формы, прикрепляемыми к поясу на длинных бисерных нитях. На Тромъегане в 1970-е гг. зафиксирована орнаментация поясов, являющаяся творческим развитием описанной традиции. Ромбическую сетку образуют не одиночные, а соединенные по пять штук бисеринки. Узор возникает вследствие цветового разнообразия последних и принимает вид либо бордюра, либо сетки. Четвертый вариант поясов об-
наруживается с конца XIX в. и доходит до наших дней почти без, изменений. Речь идет о поясах, представляющих собой .орнаментальные полосы, нанизанные из бисера. Они нашиваются на тканевую основу или существуют без нее. В последнем случае происходит полное сращивание вещи и орнамента. Изготавливая пояс, мастерица одновременно создает узоры самой разной конфигурации, подходящие под правила непрерывных, либо прерывистых бордюров. Насыщенность формы и цвета отличает орнаменты данных поясов.
Особняком стоят два пояса. Один хронологически относится к,
началу XX в., а географически — к району Сургута. Вышивка од-;*
нотонным бисером создала здесь бордюр из лучистых фигур, со
единенных друг с другом. Сверху и снизу пояс снабжен подвеска
ми, роль которых выполняли ажурные полосы нанизанного бисе
ра, имеющие вид уголков с ромбиками на их вершинах [ТГОИАМ,
№ 1497]. Второй пояс зафиксирован на Васюгане в 1970-е гг. На"
ровдужную основу нашиты горизонтальные полосы ткани: черная и
две красные. Эти полосы зашиты вертикальными штрихами из ут
роенных бисеринок [Лукина Н. В., 1979, рис. 17, 4]. "
Самые ранние сведения об орнаментации восточнохантыйской обуви относятся к 1720-м гг.: Д. Г. Мессершмидт дал описание и рисунок ровдужного чирка нир, бытовавшего у александровских хантов. Всю его поверхность покрывал криволинейный орнамент, нанесенный растительной краской и оконтуренный сухожильной ниткой с прокладкой белого оленьего волоса. Узор состоял из зиг-заговой линии с асимметричными отростками в ее изломах. В обт ласти носка бордюр уступал место симметричной розетке, напоми-* нающей стилизованные изображения. С минимальными изменениями, касающимися прежде всего усложнения конфигурации отростков и роста стилизации розетчатой фигуры, композиционные и технические характеристики орнамента просуществовали более двух столетий и составили суть одной из самых древних орнаментальных традиций восточнохантыйской орнаментики. На рубеже XIX— XX вв. эта традиция фиксировалась у хантов Ваха, Агана и сургутских. Преломление декоративного канона применительно к башмаковидной обуви с ровдужным голенищем катанга нир дополнило орнаментальную композицию. Площадь голенища практически целиком занята раскрашенными бордюрами в вертикальном ритме, а союзка представляет собой горизонтальную орнаментальную полосу в технике ровдужной мозаики (рис. 4, 8). Дольше всего ровдужные чирки, орнаментированные с помощью раскраски, сохранялись на реке Юган (ил. 3). Современная башмаковидная женская обувь с ткаными голенищами часто имеет здесь в качестве
Ил. 3. Ровдужная обувь восточных хантов (фото Н. В. Лукиной, 1974)
декоративной отделки разноцветные аппликативные полосы, расположенные горизонтально на союзке из ткани.
Обычное украшение зимней унтовидной обуви пунун нир заключается в продольных и поперечных полосках камуса и сукна в швах. На голенище доминируют семь продольных полос из камуса, их сдержанность и мозаичность дополняются простотой и скромностью декоративных полос. Поперечные полоски расположены на Центральной полосе и у женских экземпл'яров приходятся на подъем или чуть выше его. У пимских и тромъеганских хантов поперечные полоски сукна превращаются в зубчатый орнамент в силу тех же новаций, что были описаны при рассмотрении шуб. На Ага-не и Пиме иногда встречается унтовидная обувь со сложной орна-
ментацией из полос меховой мозаики, ее можно рассматривать как результат влияния северных хантов [Лукина Н. В., 1985].
Обувь нового образца, получившую от русских определение «кисы», изготавливают, главным образом, на потребу приезжего населения. Она соединяет в себе черты кроя башмаковидной и унто-видной обуви. Ее художественная отделка также эклектична: сложные орнаментальные формы, характерные для башмаковидной обуви, сочетаются с прокладками швов тканью и господством вертикальных ритмов, что определяет унтовидную обувь. Элементы свободы, новаторства и эксперимента при декорировании «кисов» имеют различную степень проявления у восточных хантов. Так, на Вахе, по крайней мере еще в 1970-е гг., декоративный канон пере*» вешивал фактор новизны. Это сказывалось в том, что мехова^ мозаика оставалась здесь главным техническим средством, а сдержанность цвета и формы — главным декоративным принципом. Центральная полоса на голенище составлялась из кусочков меха с прокладкой зубчатым кантом, а мозаичные бордюры располагались лишь по бокам, по одному с каждой стороны, а иногда отсутствовали вовсе. На Тромъегане соотношение традиции и новации в то же время было обратным: фантазия мастериц почти не сковывалась декоративными догмами. В результате этого обувь нового образца украшалась здесь аппликацией из ткани, обильно расшитой бисером. Аппликативные узоры располагались в центре и по бокам голенища. Яркие цвета применяемого сукна (голубой, зеленый, красный), отделанного белым и желтым бисером, создавали пеструю орнаментальную композицию, которая с точки зрения традиционных приемов украшения меховой обуви вела к эффекту дисгармонии с ровной и спокойной поверхностью самого изделия.
У сургутских и васюганско-ваховских групп отмечено применение тканых или плетеных подвязок для обуви. Узор отличался простотой — вертикальные полосы, — что частично компенсировали кисти на концах. Подвязки изготавливали сами ханты, но чаще покупали. На Салыме с ровдужными чирками носили вязаные шерстяные чулки с узорами.
Важнейшим головным убором у восточных хантов были и остаются платки суминьтых. На рубеже XIX—XX вв. носили исключительно четырехугольные покупные платки, подлежавшие дополнительной декоративной обработке: по периметру изделия нашивалась полоса ткани и самодельная бахрома. Сохранились сведения об орнаментальных треугольных «татарских» косынках хатань охчам с Салыма. Орнаментальная топография и характер узоров на подобных косынках те же, что и у южных хантов: несколько бордюров вышивалось в прямом углу косынки (рис. 2, 7). Узорам
придавался диагональный ритм, и в совокупности они создавали квадратную орнаментальную зону, края которой отделывались подвесками из нанизанных бисерных узоров [ТГОИАМ, ф/ф №1152/ 24]. В начале века такие косынки у салымцев полностью вышли из употребления.
Использование шапки типа капора мил в качестве женского головного убора следует рассматривать как явление исключительное. На Агане женщины носят капор I типа (классификация Н. Ф. Прытковой, 1961). Его украшение состоит в орнаментальной полосе, контрастной по цвету изделию и вшиваемой вдоль всего капора, почти параллельно опушке для лица. В затылочной части идет горизонтальная полоса, соединяющаяся с уже описанной. К наплечной части капора с помощью цепочек или бечевок крепятся литые ажурные подвески, имеющие не только эстетическое, но и функциональное значение — придание капору устойчивости при ношении. Капор II типа, согласно некоторым музейным описаниям, носили сургутские женщины. Однако в 1970-х гг. он известен как сугубо мужской головной убор [Лукина Н. В., 1985], поэтому логичнее дать его описание в мужской одежде.
Съемные украшения восточнохантыйских женщин — это на-косники, шейные и нагрудные украшения, серьги, кольца.
Традиция ношения накосных украшений принадлежит к явно затухающей, если сравнить ситуацию рубежа XIX—XX вв. с современной. К началу описываемого периода относились две разновидности накосников, бытовавшие у восточных хантов: украшающие собственно косы и затылочную часть прически, состоящей из двух косичек. Накосники, вплетаемые примерно с середины пучка волос и свисающие на' спине, исполнялись в двух вариантах. Первый имел вид изогнутого и связанного петлеобразно жгута, к каждой из четырех-пяти петель которого привязывалась литая металлическая подвеска. Жгут иногда заменяли тканые орнаментальные ленты, соединенные полосой ткани. От концов жгута или ткани от-,ходили двойные ленточки, которые и вплетались в косы (рис. 4, 3). Металлические отливки, составляющие основную часть украшения, имели различную форму: в виде птичьих лапок, решетчатых ромбов, кругов с отростками и др. Выражением косоплеток второго варианта служили бисерные узоры, нашитые на полосы ткани или нанизанные из бисера. На Васюгане они заканчивались бисерными кистями, на Салыме — шерстяными либо металлическими подвесками на бисерных нитях. Ширина бисерной полосы и замысловатость орнаментальной конфигурации также отличали са-лымские украшения. Такие украшения вплетались отдельно в каждую косу, .но соединялись снизкой бисера или бус. Теменные украшения зафиксированы значительно реже, чем собственно накос-
ные. Они известны в виде прямоугольного куска ткани, расшитого бисером и имеющего на концах кисти из нескольких полосок, которые отделывались бисером, крупными .бусами и разного роДа металлическими подвесками. Середина украшения накладывалась на теменную часть, а концы вплетались в косы. На Пиме к лентам присоединялись овальные кусочки ткани, зашитые по окружности рядами бисера, пуговиц. Ленточки вплетались таким образом, что украшение находилось в теменной части.
Не отличались репрезентативностью и декоративной насыщенностью шейные украшения восточных хантов. Основу их составляла полукруглая полоса ткани. В одном случае она была сплошь защита бисером и пуговицами: две бисерные нити по краям и дугообразная полоса из пуговиц в центре [МАЭ, № 5093/5]; в другом — разноцветными бисерными нитями'. К нижнему краю основы примыкала ажурная бисерная сетка с ромбическими ячейками (рис. 4, 1). Оба декоративных нагрудника удерживались с помощью завязок. У сургутских хантов известно шейное украшение, состоящее из одной лишь ажурной бисерной сетки и располагающееся ниже шеи [ГМЭ, № 4047—226]. В основе орнаментальной композиции лежал орнаментальный зигзаг. Располагаясь ярусно, он создавал ромбическую структуру орнамента. От нижнего бордюра отходили подвески из "трех бисеринок и бусины. С боков к украшению были пришиты суконные лоокутки с пуговицами и петлями, 'служившие для фиксации ожерелья. На Салыме роль шейных -украшений выполняли съемные воротники-стойки, пришиваемые к холщовым вышитым рубахам. Характеристики, данные соответствующим воротникам южных хантов, полностью применимы к салымским. Последние декорировались с помощью нашитых металлических отливок, помещенных в зоны-секции, которые создавались -бисерными нитями. Концы воротника оставались свободными либо к ним прикреплялись сиизки бус. Единственное отличие салымских изделий от южнохантыйских касается окантовки краев у воротника: на Салыме эту роль выполняли не три бисерные нити, а одна, часто заменявшаяся полосой несложного бисерного орнамента.
Нагрудные украшения зафиксированы на Салыме и Васюгане. Их главной составной являлась две широкие орнаментированные полосы нанизанного бисера. На одних экземплярах эти полосы нашиты на ленту из ткани, оставляя ее срединную, шейную часть открытой (в одном случае узор был выполнен и здесь). Бисерные ленты соединялись узкими бисерными полосками в срединной части и на концах или оставались разрозненными. Их дополняли иногда укороченные орнаментальные полосы, прикрепленные одним концом, а другим свободно свисающие. Края нашитых бисер-
ных полос окантовывали бисерные нити. Концы украшений снабжались" бисерными кистями с металлическими подвесками или без них. Разновидностью описываемых нагрудных украшений являлись те что состояли из одних лишь полос нанизанного бисера и в верхней части соединялись завязками, а в нижней — третьей такой же полосой. На Васюгане по фотографии отмечено своеобразное украшение, проходящее наискосок, от левого плеча под правую руку. Это украшение представляло кусок ткани с нашитыми на него пуговицами и бляшками.
На Агане и Салыме роль украшения играли головные повязки: на кусок ткани с завязками нашивались либо литые металлические фигуры, либо полоса нанизанного бисера. В любом случае они окаймлялись полосами бисера. Вся поверхность повязки оказывалась орнаментированной. К ее нижнему краю прикреплялись подвески-кольца или ромбическая ажурная сетка, выполненная из бисера.
Бусы, снизки бисера, серьги, браслеты, часто самодельного изготовления с использованием бисера и бус, кольца из белого металла, надеваемые на пальцы по несколько штук, — все это в некоторой степени скрашивало скромный женский наряд восточных хантов. По мере движения к современности декоративные дополнения женского туалета практически сошли на нет. Вместе с тем в последнее время намечается оживление интереса к художественной атрибутике костюма за счет вовлечения новых, нетрадиционных форм и возрождения почти забытых, но на модернизированной основе. Так, на реке Тромъеган девочки с удовольствием изготавливают и носят узорные браслеты для часов, нанизанные из бисера. Здесь же одна из молодых мастериц сплела бисерное нагрудное украшение по образцу из журнала «Крестьянка», аналогичное старинному хантыйскому.
Декоративное убранство мужской одежды не развито у восточных хантов. Относительно орнаментации нижних ее видов имеются лишь свидетельства с реки Пим о том, что в старину мужские рубахи отделывалась нашивками на подоле. Орнаментация верхней одежды сфокусирована на глухих ее видах: малице и кумыше. Украшение малицы состоит в прокладке основных швов суконными полосками одного, либо двух цветов, развернутых по обе стороны шва. Сходную отделку демонстрирует чехол к малице, но полосы здесь нашиты вокруг ворота, по подолу, устью рукава, вдоль плечевого шва. В последнем случае сами полосы дополнительно отделаны аппликативным орнаментом в виде зубчатого бордюра.
В детских экземплярах аппликативпымн узорами из разных фигур бывают украшены все полосы. При выкраивании капюшона к малице из шкуры с головы зверя уши или ушные отверстия за-
шиваются сукном. На детских малицах можно встретить орнаменг. тацию таких миндалевидных кусочков ткани,путем их сплошного зашивания рядами бисера, пуговиц, нарезанной проволоки. . По. краям идут бисерные нашивки: утроенные бисеринки образуют один или два пунктирных ряда. В середине, повторяя форму предмета, расположены пуговицы. Центральная часть вновь зашита утроенными бисеринками. Иногда над орнаментальной имитацией ушек располагается продолговатый кусок ткани, украшенный тем. же способом, только ряд из пуговиц здесь заменяет бордюр из фигур более сложного строения, например, лучистых, составленных с использованием проволочной изоляции [Лукина Н. В., 1979, рис. 186, /]. У детских же малиц затылочную часть капюшона украшают бордюры из меховой мозаики.
Кумыш имеет орнаментальное оформление лишь одной детали — обшлагов. Сложность узора, контрастность ярких цветов, заданная техникой мозаики из ткани или сукна, — все это хорошо сочетается со спокойной тональностью самого изделия и сообщает орнаментированной детали особый эмоциональный заряд. Помимо узорной отделки декор кумыша включал еще и ряд кисточек, пришиваемых на спине и состоящих из полосок меха и сукна. "
Распашная одежда из покупной материи у васюганско-вахов-ских хантов оторачивалась мехом или цветной материей по воротнику, рукавам и правой поле. Здесь же мужские шубы иногда украшались полосой из сборного меха на правой поле и подоле. Этот декор, однако, выглядел беднее женского.
Исходя из литературных данных и собранных материалов не выявляются особенности мужских рукавиц сравнительно с женскими. Относительно поясов можно отметить, что на короткие и широ,-кие мужские пояса пуговицы нашиваются не вертикальными, а горизонтальными рядами. Пунктирное обрамление пояса из утроенных бисеринок: темная в центре и светлые по краям, сохраняется. Зафиксировано и создание крестообразных узоров из пуговиц, края пояса при этом не окантованы бисером [Лукина Н. В., 1979. Рис. 177, ;].
По сведениям с Югана, на женской ровдужной обуви выполнялся один определенный рисунок, а на мужской — другой. Однако отличительные черты остались невыясненными. Не добавил определенности и находящийся в моем распоряжении материал. У ровдужной обуви с тканевым голенищем союзка предстает в виде орнаментальной мозаичной полосы из ровдуги, которую нашивают на ткань (рис. 4, 10]. Не только применяемая техника орнаментации, но и сложная конфигурация узоров отличает мужскую обувь подобного образца от женской. Полодифференцирующим признаком для зимней меховой обуви служит расположение горизонталь-
ных линий орнамента на центральной полосе голенища: у мужчин они вшиваются ниже колена.
Пожалуй, лишь в головных уборах степень орнаментации мужской одежды перекрывала у восточных хантов женскую. По материалам рубежа XIX—XX вв. выделяются два способа орнаментации мужской шапки — капора II типа. Первый состоял в том, что на полосу сукна между опушкой и основной частью головного убора нашивался узор из бисера [МАЭ, № 859—6]. Второй способ — меховая мозаика (рис. 4, 5). Основная часть капора состояла из прямоугольных орнаментальных кусочков, от четырех до шести, при сшивании которых возникал полукруг из ярусно расположенных бордюров. Узор каждого из них не повторял другой и создавался из хитросплетений непрерывной орнаментальной линии. В отличие от основной, затылочная часть капора украшалась не всегда. На ней мозаичные полосы образовывали квадрат, в котором помещался крест с перекрестьями. Все швы капора имели окантовку из узких полос меха. Концы завязок снабжались снизками бисера и ровдужными кистями.
Предметы культа известны по материалам начала века и включают в себя прежде всего шаманскую атрибутику. Головной убор шамана представал в виде венца из широкой полосы ткани на жесткой основе, сверху и снизу он был оторочен мехом. Бисерные нити делили ткань на прямоугольные зоны-секции, в центральной из которых размещался прямой крест, а остальные принимали форму диагонально пересеченных прямоугольников. Мотивы также нашивались из бисерных нитей. От головного убора на спину' спускались три полосы из ткани. По периметру они окантовывались бисерными нитями, создающими и вертикальные бордюры на поверхности полос: Т-образные мотивы на центральной и уголки с остроконечными вершинами на боковых. В височной области убора и на концах полос свисали снизки из бисера с металлическими кольцами [Vahter Т., 1953. Ав. 140, 3]. Орнаментальное убранство венца в другом случае состояло не из одного, а из двух параллель-. ных бордюров с зубчатым мотивом. Центральную часть при этом занимала композиция из прямых и косых крестов и дуг [Лукина Н. В., 1979. Рис. 128, 4].
Одежда шамана расшивалась бисером по воротнику и на рукавах. В первом случае узорный ряд возникал из сомкнутых остроконечных уголков [Лукина Н. В., 1979. Рис. 128, 1], во втором —• из разомкнутого креста с квадратиками и полосами в его перекрестьях [Лукина Н. В., 1979. Рис. 123, 3]. Рукавицы шамана имели матерчатый верх и меховую опушку по устью. Параллельно опушке нашивались бисерные нити, создающие зигзаг между параллельными линиями. В центральной части тыльной стороны и на
" 5. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 65
пальце нашивались кресты [Vahter Т., 1953. Ав. 141, 3]. Нагрудное украшение представителя культа имело вид ажурной полосы из нанизанного бисера. Узор представлял ромбическую сетку, узлы которой оформлялись как контрастные по цвету косые крестики [Лукина Н. В., 1979. Рис. 17, 1,3].
Резьба покрывала локальные участки у ручек культовых мо
лотов: зигзаг, зубцы, сдвоенные треугольники, треугольники с
продленными сторонами [МАЭ, № 123—81]. Свадебный посох так
же украшала резьба по черемуховой коре: выемчатая спираль
вдоль предмета сбоку принимала вид параллельных наклонных по
лос [Лукина Н. В., 1979. Рис. 6, 5]. |
I - ? § 3. Северная группа*
Из большого числа предметов, вовлеченных в производственную деятельность северных хантов, орнаментирована лишь небольшая часть. Из атрибутов оленеводства декоративным оформлением отличается ошейник для оленя. Он может быть изготовлен из черемуховых прутьев, и в этом случае узор наносится выемчатой резьбой по «оре [ЯНОКМ, № 946]. С поверхности предмета удаляют фоновые части, таким образом узор приобретает рельефность и темную окраску на светлом фоне древесины. С точки зрения конфигурации он равнозначен, простым непрерывным прямолинейным орнаментам, например, ромбам на треугольном основании. У шурышкарских хантов встречается кожаный ошейник, узор на котором нанесен краской (устное сообщение Э. Саара). У усть-обских хантов можно увидеть оленей с ошейниками из красной ткани, украшенной с помощью аппликации из тесьмы [ПМ Н. В. Лукиной, 1989]. Узор не отличается сложностью — он выполнен в • виде зигзага с завитками в его изломах. Существенной составной оленьей упряжи является пояс, орнаментация которого входит в декоративные традиции народа. Орнаментируемым материалом служит в данном случае ткань, а техническим приемом — аппли-
* При описании северохантыйских орнаментов использованы материалы, опубликованные в работах С. Руденко (1914а, 1929), У. Т. Сирелиуса (1904), Т. Вахтер (Vahter Т., 1953), С. В. Иванова (1963), Н. Ф. Прытковой (1949, 1953), Т. А. Молдановой (1988). Вторую группу источников составили коллекции музеев: МАЭ (сборы У. Т. Сирелиуса, И. Н. Шухова, И. С. Гудкова и В. В. Сенкевич-Гудковой, Н. Ф. Прытковой); ГМЭ; ГЭ'М ЭССР (сборы Э. Саара) ТГОИАМЗ, ОГОИЛМ, ОХМКМ. ЯНОКМ. Третью — полевые материалы Н. В. Лукиной к хантам р. Лямин (1977), г. Ханты-Мансийска и Приуральского района (1987), р. Сыня (1988), Приуральского и Шурышкарских районов (1988), Нижней Оби и Полярного Урала (1989), а также фотографии Е. Шмидт, относящиеся к Березовскому району (1982), и устные сообщения Э. Саара, Т. А. Молдановой, А. М. Сязи.
66 -
кация. Орнамент предстает в виде сложного ленточного бордюра, сплошного или разбитого на отдельные мотивы, которые помещены в зонах-секциях [ГЭМ ЭССР, EJ7: 386—33, 38]. Из прочих частей упряжи орнамент зафиксирован только на костяном крючке, прикрепляемом к поясу оленя для поддержания вожжи. Поверхность предмета покрыта выемчатой резьбой в виде симметричной композиции из ленточных бордюров двух видов (рис. 5, /).
В 40-е гг. нашего столетия исследователи фиксировали у северных хантов наличие орнаментации на водных средствах передвижения. Речь шла об украшении лодок казымскими хантами. Сквозной резьбой покрывали доски на корме, мотивы таких узоров не отличаются сложной формой—крест, полоса с отростками [МАЭ, № И 1159—76, 78]. В качестве единичного явления можно отметить раскраску лодки: зигзаг с отростками заключен между рядами треугольников и ромбов [МАЭ № И—1159—79]. Художественно оформлялась не только наружная, но и внутренняя поверхность лодки, в последнем случае за счет профилировки краев у выступающих деталей. Сквозная резьба принимала здесь вид бордюра из развилок [МАЭ, № И 1159—77]. Орнаментальные традиции северных хантов в 80—90-е гг. XX в. практически не распространяются на средства передвижения по воде. Полностью исчезли и узорные весла, а между тем на рубеже XIX—XX вв. среди этих предметов встречались высокохудожественные образцы. Профилировка краев и трехгранно-выемчатая резьба служили, при этом основными техническими средствами.
Орудия труда, представляющие процесс изготовления одежды, также содержали в себе орнаментированные экземпляры. Доска для женского рукоделия — швейка — по верхнему краю обычно украшалась трехгранно-выемчатой резьбой в виде одного-двух несложных бордюров, состоящих из треугольников, которые чаще располагались таким образом, что между ними возникала зигзаго-вая линия [МАЭ, № 5541—38]. Треугольники могли быть дополнены и контурно исполненным зигзагом, простым или сдвоенным. По сравнению с орнаментальными канонами рубежа XIX—XX вв., внешний вид современных швеек несколько изменился. Расположение орнамента на предмете остается прежним — бордюр на верхнем конце. Изменения касаются техники и конфигурации узора. Он предстает в виде сложной прямолинейной ленты, нанесенной на поверхность предмета краской [ПМ Н. В. Лукиной, 1987]. О неугасании в культуре северных хантов традиции художественного оформления женских досок для рукоделия свидетельствует неоднократное обращение к декорированию данного предмета современных народных мастеров. Правила орнаментации, передаваемые на протя.жёнии многих поколений, гармонично слиты здесь с индиви-
дуальным творческим началом автора: выемчатая резьба дополнена раскраской орнаментального поля, треугольник соседствует с более сложными узорами и стилизованными изображениями, декор концентрируется не на одном из концов, а охватывает всю нерабочую часть орудия труда.
У среднеобских хантов еще в начале XX в. имели широкое распространение швейки иного рода, совмещающие в своей конструкции кроильную доску и прибор для хранения швейных принадлежностей [ГМЭ, № 1711—264]. Конструктивные особенности определяли характерную форму изделия — немного выпуклая доска е пирамидальным ящичком внизу. За исключением рабочего поля; которое приходилось на середину верхней части, вся швейка покрывалась резьбой. По конфигурации и техническим характеристикам узоры среднеобских швеек сходны с теми, что в соответствующее время и на аналогичных вещах бытовали в более северных районах. В настоящее время среднеобские швейки можно встретить лишь в музейных коллекциях.
В качестве обязательного вещественного атрибута мастерицы фигурировал игольник, имеющий различные формы и сырьевую основу. С добавлением к указанным критериям орнаментации у северных хантов выделялись игольники двух типов. Среднеобские мастерицы по сей день пользуются матерчатым игольником четырехугольной формы, отороченным мехом [ПМ Н. В. Лукиной, 1976]. По своим признакам, включая и декорирование, он обнаруживает сходство с квадратными и круглыми игольниками восточных хантов (рис. 3, 5). Для более северных территорий характерен ромбовидный игольник. Ближе к началу нашего века в этом качестве служил кусок оленьего меха. Узор наносился на кожу путем ее предварительного окрашивания и последующего расшивания оленьим волосом. Орнамент имел криволинейные очертания и розетча-тое строение [МАЭ, № 5823—47]. В 1970-е гг. ромбовидные игольники стали выполнять из ткани. Узор приобретает прямолинейность и аппликативный или мозаичный характер исполнения. В первом случае орнаментальная фигура по своим композиционным чертам близка узорам, расшивавшимся оленьим волосом, (рис. 5, 7), во втором — изолированный мотив ленточного бордюра украшает верхний и нижний конец предмета [ГЭМ ЭССР, № EJ 386:156]. Непременным добавлением к игольникам является футляр для наперстка, расшиваемый бисером по кругу либо по квадратной сетке. В самое последнее время появляются игольники исключительно новационного свойства и по форме, и по материалу, и по орнаментированию, например, в виде прямоугольника, образованного за счет нанизывания разноцветного бисера, узор при этом состоит из сетчато скомпонованных ромбов [ПМ Н. В. Лукиной, 1987],