Криволинейные бордюры (2.1.0) 19 страница
Как результат полного исчезновения орнаментальных традиций следует рассматривать фиксацию у иртышских хантов в первой половине XX в. рубах, вышитых на русский манер. Покрои, орнаментальная композиция, техшгка вышивки и сами мотивы -все это являлось полным копированием рубах, имевших широкие хождение в пноэтнической среде на рубеже XIX—XX вв.
Вышитые узоры были показательны и для орнаментального творчества части восточных и северных хантов, а именно салым-ских, среднеобских и обских с казымским диалектом. Материалы, характеризующие эту область декоративного творчества у названных групп, крайне малочисленны и создают фрагментарное впечатление об отражаемом ими предмете. Лишь экстраполяция этих материалов на южнохантыйскую вышивку упорядочивает их. Узорам восточных и северных хантов присущи те же четыре приема вышивки: керем ханч, ханты ханч, руть ханч, севем ханч и аналогичный набор элементов: декоративные уголки, ступенчатые ромбы и треугольники, стреловидные фигуры, геральдические сюжеты из птиц и деревьев и др. Не оригинальны и символы симметрии, описывающие структуру мотивов: а • m : m, a : пг, а • а : tn, а • т. Не зафиксировано ни одного узора, который не имел бы либо полного совпадения, либо тождественности с соответствующими южнохантыйскимп образцами. Отрывочные сведения о предметной привязке и композиции вышитых орнаментов также согласуются с данными по южным хантам, т. е. вышивка восточных п северных хантов не выходит за пределы южнохантыйских характеристик, но отражает их далеко не полностью, поскольку творчество южной группы намного богаче и разнообразнее. Искусство салымцов, среднеобских и обских хантов с казымским диалектом дошло до нас в виде расплывчатого слепка с южнохантынскон вышивки, по которому можно проследить кое-какие контуры прош-
2:2
лого, по всей полноты изображения не восстановить. Фактор наибольшей географической близости к южным хантам именно тех подразделений в восточных и северных группах, у которых зафиксирована вышивка, может служить дополнительным аргументом в пользу тезиса о подчиненном положении их вышивки относительно южнохантыйской.
§ 5. Криволинейные бордюры: прерывистые мотивы (2.1.2), розетки (2.2.0), сетки (2.3.0), свободные композиции (2.4.0)
Восточная группа
Криволинейные формы в орнаментах восточных хантов представлены почти исключительно на берестяной утвари в технике выскабливания. На сегодняшний день ареал их бытования охватывает реки Васюган, Вах и Обь (александровские ханты). Большинство криволинейных узоров подчинено правилам бордюрной юмпоновки мотивов. Слагаемыми восточнохантыйских криволинейных бордюров являются основополагающие геометрические шгуры, чье сочетание дает мотив. Речь, таким образом, идет о прерывистых бордюрах с криволинейными очертаниями. Для непрерывных бордюров округленные формы не свойственны.
2.1.2. Бордюры: прерывистые мотивы
Способ их исследования тождествен тому, что применялся к соответствующим прямолинейным бордюрам, т. е. основывается на видах бордюрной симметрии и на визуально выделенных с учетом симметрии элементах. Криволинейные бордюры при их наложении на виды симметрии оказались поделенными на семь групп с различной количественной представительностью.
2.1.2.1. Первая группа отражает вид симметрии a:m-m и отличается большим количеством входящих в нее узоров.
2.1.2.1.1. Явно лидирующее положение занимает здесь ширококонтурный ромб, образующий орнаменты первой подгруппы. Заметны два направления в развитии ромбических узоров. Первое связано с усложнением конфигурации самого ромба за счет появления отростков" на его сторонах (рис. 18, 1—2]. Все разнообразие форм у подобных узоров достигается исключительно за счет усложнения отростков. Они принимают Г-образный вид, из Них возникает замысловатая по своим изгибам ломаная линия. Иногда фантазия мастерицы преображает отростки с неожиданные Формы, например скобообразные пли напоминающие домики. Внутреннее пространство ромба декорируется минимально: зубцы, черточки, звездчатые фигуры. Пространство между ромбами пп-
ганпзуетсп двояко: либо ромбы соединены друг с другом тонкой линией или через звездчатые фигуры, либо ромбы размещены в зонах-секциях, обладающих собственной декоративной отделкой в виде полос или цветочного фона. Между соединенными ромбами изредка вводятся дополнительные элементы, не отличающиеся сложностью форм. Придание ромбическим мотивам более замысловатого вида путем развития внешних отростков прослеживается в криволинейных узорах на протяжении всего XX в. Ромбы с раздвоенной вершиной и внутренними отростками представлены единичными экземплярами и лишь в материалах начала века. Данный прием отделки мотивов не характерен для орнаментального творчества восточных хантов, по крайней мере для рассматриваемого периода.
Второе направление в формировании ромбических узороп предполагает присутствие уголков, которые компонуются в пространстве между основными фигурами (рис. 18, 3). Это направление просматривается в орнаментах 1960—70-х гг., и, видимо, этим объясняется отсутствие каких-либо устойчивых общих черт в исполнительной манере различных мастериц. Конфигурация ромбов и уголков бывает как простой, так и усложненной, у ромбов чаще за счет внешних отростков, у уголков — загнутых сторон. Декоративное развитие мотива происходит главным образом через его насыщение дополнительными элементами, набор которых зависит от индивидуального почерка мастерицы. Дополнительные элементы выскабливаются во внутреннем пространстве ромбов и уголков и имеют вид кнехтообразных, вильчатых, звездчатых и иных фигур. Помимо набора основных фигур описанные бордюры сближает слияние всех элементных составных узора в единую орнаментальную ленту, что особенно наглядно демонстрируют образцы с контурными соединительными перемычками. Зоны-секции чужды орнаментам из ромбов и уголков.
Несмотря на свой сравнительно поздний возраст, второе направление предстает в динамике с четко выраженной тенденцией — возрастание роли уголков в мотиве при ущемлении художественных нрав ромбов. Данная эволюция ромбических узоров характерна для творчества ваховских мастериц. В узоре появляются сдвоенные уголки, компоновка которых воспроизводит разомкнутый ромб. Именно эти уголки и являются композиционной доминантой бордюра (рис. 18, •/). Замена ромба па ломаную линию заключает его декоративную деградацию (рис. 18, 5). Парные параллельные уголки— главные фигуры в бордюре — либо соединены, либо разомкнуты. В последнем случае они обязательно имеют зигзагообразные загибы у сторон. Уголки, помещаемые между ромбами, переходя в новую орнаментальную композицию, изменяют срой облик: вершина раздваивается, на сторонах возникают
отростки. Контурные перемычки, соединяющие элементы, а также усикообразиая манера исполнения изгибов у орнаментальной линии сближают ваковские узоры на бересте.
2.1.2.1.2. Вторая подгруппа криволинейных бордюров в своей основной массе хронологически связана с рубежом XIX— XX вв., а в наши дни ее проявление заметно ослаблено. По способу образования узора подгруппа занимает особое положение среди восточнохантыйских криволинейных орнаментов. В процессе орна-мснтащш декорируемая поверхность берестяной посуды разбивалась па квадратно-прямоугольные зоны-секции, с каждой из которых верхний слой бересты соскабливался таким образом, что фон' •принимал овальную конфигурацию. Вследствие преобладания , фоновых площадей над выскабливаемыми как узор воспринимались именно первые, т. е. темные части бересты. Такое цветовое соотношение позитива и негатива в орнаменте противоречит сов-
К |
~~менным декоративным представлениям народа, согласно кото-ш узором являются выскабливаемые, т, е. светлые фигуры. Фоновые овалы располагались в зонах-секциях изолированно, в этом случае на их поверхности иногда выскабливались контур-ie ромбики в различных сочетаниях: попарно (раздельно или итно) и учетверенно (рис. 18, 6). Из всех приведенных вариан-в до наших дней дошел лишь последний, и то в виде не основ-ix, а окаймляющих бордюров. Тымские мастерицы переработали )жет из четыреховального, приспособив его к правилам хантыйской узорной бересты. В результате, вероятно, и возник кнехтооб-размый мотив: светлый фон гармонично сомкнулся в розетчатую фигуру (рис. 18, 7). Однако помимо тымской бересты рубежа
* |
.веков подобные узоры у восточных хантов не отмечены. Большее географическое и хронологическое распространение получила иная модификация узора из четырех овалов. Она встречается во второй половине XX в. как в прежнем, так и в переработанном в сторону усложнения виде (рис. 18, 8). На протяжении всего столетия самым представительным из орнаментов с овальным фоном является тот, в котором фон принимает форму четырехлепесткового цветка (рис. 18, 9). В отличие от всех предыдущих орнаментов данный обладает и четко выраженным узорным элементом—зубцом. Размещение элемента вдоль сторон квадратной зоны-секции и дает цветочный фон. Причем следует отметить, что форма цветка строго канонизирована, а это предполагает такую же высокую степень композиционной устойчивости зубца.
2.1.2.2. Вторая группа криволинейных бордюров подчинена
I виду симметрии а : т. О непопулярности последнего в орнаментах
восточных хантов свидетельствует малая численность группы.
Основным ее представителем является окаймляющий зубчатый
Узор, изредка вершина зубца раздваивается (рис. 18, 10—11).
15. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 225
Некоторые мастерицы компонуют узоры из уголков с учетом лишь вертикальной плоскости симметрии (рис. 18, 12). Форма уголков при этом сходна с той, что присуща уголкам в ромбических узорах. Каждая из исполнительниц орнамента по-своему решает проблему перенесения знакомых фигур в иные композиционные рамки: встречается вертикальное удвоение уголков, обильное декорирование их ломаной линией, введение в узор различных дополнительных элементов. Флажкообразнымн мотивами на криволинейном основании, встречающимися на костяных тромъеганскнх пряжках для оленьей упряжи, можно завершить обзор орнаментов второй группы.
2.1.2.3. Третья группа—- а • т— столь же мало заметна на
общем фоне восточнохантыйских криволинейных бордюров, как п
предыдущая. На рубеже веков выскабливались мотивы из зубца,
различное расположение которого в зонах-секциях вело к образо
ванию нескольких вариантов узора (рис. 18, 13—14). Подобные
орнаменты близки мотивам с овальным фоном (2.1.2.1.2), как гю
своему хронологическому показателю, так и по стилистике: фоно
вые части дают изображение целостной фигуры, которая воспри
нимается глазом как узор. Присоединение к зубцу ромба, как на
рис. 18, 13, усиливало звучание выскабливаемых частей. Разнооб
разят состав группы несколько узоров, явно происходящих от бор
дюров' из уголков п ромбов и относящихся к 1960—70-м гг. (рис.
18, /5). Асимметричная трактовка параллельных уголков, иногда
сросшихся, преобразует композиционные характеристики мотива
и подводит его под иной вид —а • т.
2.1.2.4. На долю четвертой группы криволинейных бордюров
— a: m-a — приходится едва ли не треть от их общего числа. Именно первая и четвертая группы определяют облик восточно-хантыйских криволинейных орнаментов. Структурообразующим началом в данной группе служит зигзаг, а придание ему подчеркнутой криволиненности -в некоторых узорах дает волнообразную форму. В чистом виде, т. е, не дополненные другими элементами, криволинейные формы зигзага редко фигурируют в восточнохан-тыйской орнаментике. Рука мастерицы легко и привычно заполняет различными элементами пространство между изгибами зигзага и волны. Часть из них глубоко и прочно укоренилась в декоративных традициях народа, другая часть отражает индивидуальный художественный вкус мастерицы. Фантазия исполнительниц особенно заметно разнообразит узоры александровской группы, здесь редко встречаются однородные орнаментальные образцы: волнистая линия обильно снабжается отростками и компонуется с вильчатыми, звездчатыми и иными фигурами. В зависимости от на.пол-
.нения зигзаговой структуры устойчивыми элементами можно вести речь о трех подгруппах в составе четвертой группы.
2.1.2.4.1. Первая подгруппа хронологически тяготеет более к рубежу веков, чем к XX в., а ее географические границы охватывают Васю'ган и Бах. При всем разнообразии мотивов, наполняющих подгруппу, их сближает элементная основа — зубец. К отличительным чертам орнаментов первой подгруппы принадлежит и обязательное заключение мотива в треугольную зону-секцию, и замыкание фоновых частей,, приобретающих вид законченных фигур. Различные варианты компоновки зубца -в зигзаго-во-треугольном пространстве создают несхожие1 на первый взгляд мотивы. В орнаментальном творчестве наших дней не зафиксированы узоры, возникающие из зубца в основании треугольной зоны-секции, в то время как па рубеже веков подобные орнаменты отмечены неоднократно. Чаще всего зубец был дополнен звездчатой [ фигурай, которая в наиболее замысловатых мотивах снабжалась кнехтообразными отростками (рис. 19; 7). Более устойчивым оказался вариант мотива из трех зубцов, вписанных в треугольник К дающих цветочный фон (рис. 19, 2). А вот совмещение сторон треугольного поля с зубчатой линией следует признать орнамен-Щгальной новацией, поскольку такие узоры отмечены лишь с 1930-х гг. (рис. 19, 3). Мотив из двух зубчатых линий с волнообразным фоном присутствует в берестяных узорах восточных хан-тов на протяжении всего столетия (рис. 19, 4). Однако по срав-s. неипю с рубежом веков его декоративная позиция утрачивается: во второй половине XX в. орнамент выполняет.роль только окаймляющего бордюра, а в роли основного не выступает. Этот мотив представлен в орнаментах васюганско-ваховских и александровских хантов. причем у последних заметно его некоторое оживление за счет введения в бордюр между зубцами параллельных наклонных полос с перемычками.
2.1.2.4.2. Вторая подгруппа включает в себя бордюры из зигзага и уголков и является самой многочисленной. Конфигурация элементов здесь далеко не однородна, что позволяет вести речь о четырех вариантах мотивов в рамках подгруппы.
Первый вариант прослеживается у васюганско-ваховской и александровской групп на протяжении всего XX в. и имеет самую скромную конфигурацию: вершины зигзага и уголков заострены, стороны последних иногда слегка загнуты и тоже заострены. Эта манера заострения углов орнаментальной линии и придает бордюрам криволинейность очертании. Зигзаг п уголки ширококонтурны, но соединены друг с другом контурными парными перемычками (рис. 19, 5). Бордюр предстает в виде сплошной орнаментальной •тенты, опоясывающей стенки берестяных сосудов.
Второй вариант характеризуется зигзагом с раздвоенной вершиной и декоративными уголками. На Бахе утвердилась устойчивая манера исполнения как уголков, так и зигзага. На рубеже веков первые имели раздвоенную вершину с кнехтообразной подвеской и двойной загиб сторон. От раздвоенной вершины зигзага отходили усики с зубчиками, которые соединялись друг с другом, образуя полуовал, и с окаймляющей бордюр линией. Фоновые части в изгибах зигзага оказывались, таким образом, замкнутыми узорной линией — принцип, свойственный для секционных орнаментов на бересте (рис. 19, 6). Узоры, которые ваковские рукодельницы выскабливали в конце 1960-х гг., почти не изменились по сравнению с описанными: у уголков на сторонах появляются отростки, кнехтообразный элемент соединяется с окаймляющей линией, а фоновые части в вершине зигзага дополняются зубцом. У александровских хантов сложилась своя интерпретация варианта. На бордюрах второй половины XX в. зигзаг часто уступает место волнистой линии с отростками, ее "вершина, однако,'оформляется так же, как и у зигзага (рис. 19, 7). Уголки часто не имеют загибов у сторон, вместо этого у последних появляются внутренние отростки; не раздвоены и вершины элементов. Особое своеобразие александровским узорам придают дополнительные элементы, заполняющие фон: звездчатые, в виде домиков, параллельных черточек, линии с отростками.
Третий вариант составляют узоры из параллельных уголков, г. зигзаг не проявляется здесь в качестве элемента. В конце XIX в. на Тыме встречались орнаменты, интересные тем, что соединяли в себе ленточное слияние мотивов и такую черту секционности, как оформление фона в виде законченных самостоятельных фигур! Последнее привело к продлению сторон за вершины у внешних уголков. Орнаменты XX в. полностью освобождены от этой двойственности, и компоновка мотивов в них превращает бордюр в единую узорную.полосу (рис. 19, 8). Обязательными элементами при исполнении подобных узоров являются раздвоенные вершины у уголков, загибы на концах их сторон и параллельные перемычки, соединяющие их в сплошную орнаментальную цепь.
Четвертый вариант знаком ваховскнм женщинам, он не имеет аналогов среди орнаментов прошлого столетня и стилистически тесно связан с третьим. Его особенность —пары параллельных полос с загнутыми концами, расположение которых дает разомкнутый зигзаг.
2.1.2.4.3. В третьей подгруппе бордюров зигзаговаи основа наполнена ломаной линией с овально-цветочным фоном. Зигзаговая структура здесь принимает те же декоративные формы, что и в предыдущей группе: зигзаг с раздвоенной вершиной и усиками-зубцами, зигзагообразно расположенные парные полосы с
I |
перемычками и уголки с двойной вершиной (рис. 19, 9—10). Бордюры третьей подгруппы фиксируются у ваховских хантов с кон-2,1.2.5. Пятая группа, где из симметрических преобразований присутствует лишь параллельный перенос а, невелика и удивительно однообразна. Из ваховских узоров сюда относятся лишь те, что созданы парами параллельных наклонных полос с загнутыми концами и перемычками {рис. 20, /). Орнаментальное поле между полосами заполнено причудливыми изломами ширококонтурной линии, фоновые части которой имеют овально-цветочное очертание. У александровских хантов узоры пятой группы исключительно редки и состоят из наклонных полос с отростками либо из зигзага с.асимметрично оформленной вершиной в сочетании с замысловатыми дополнительными элементами (рис. 20, 2]. Все мотивы, вошедшие в пятую группу, собраны в 1960—70-е гг.
2,1.2.6. В мотивах шестой группы, присутствует двойная ось вращения — а : 2. Подобные симметричные преобразования хорошо *•' прослеживаются на криволинейных бордюрах восточных хантов с рубежа веков. Хотя численный состав группы не так уж и велик, она не теряется среди криволинейных орнаментальных форм благодаря значительной устойчивости некоторых из ее мотивов.
2.1.2.6.1. Первая подгруппа включает в себя секционные
бордюры, созданные зубцом (рис. 20, 3—4). Расположение эле
ментов в первом иллюстративном образце напоминает окаймляю
щие бордюры из двойной зубчатой линии (2.1.2.4.1). Второй мотив
'••;_ интересен своей композицией; секционность здесь проникает в себя самою, и элемент, словно перепрыгивая из одной структурной ячейки в другую, на ходу подвергаясь вращению, создает очень динамичный узор. В обоих случаях фоновые части выглядят завершенными фигурами, и глаз при определении узора отдает предпочтением им. Подобные бордюры выскабливались на бересте на рубеже веков и утрачены в современной орнаментальной традиции.
2.1.2.6.2. Вторая подгруппа связует собой орнаменталь
ное искусство восточных хантов на протяжении всего XX в., лока
лизуясь главным образом на Вахе (рис. 20, 5). Бордюры облада
ют зигзаговой структурой, воплощенной в декоративном зигзаге,
уголках, параллельных полосах. Стилистика их решения тождест
венна описанной, выше {2.1.2.4.2—3, 2.1.2.5). В треугольном прост
ранстве между структурообразующими элементами помещается
сложно оформленная линия с овально-цветочным фоном.
У александровских хантов зафиксирован единственный экземпляр данной группы — бордюр из волнистой линии с асимметричными отростками и множеством дополнительных элементов (рис, 20, 6).
2.1.2.7. Седьмая группа с симметрией а- а завершает ряд криволинейных бордюров. Ее небольшая количественная представительность компенсируется устойчивостью форм и географией их бытования, охватывающей значительную часть восточнохантын-ской территории. Ядром, объединяющим группу, является орнамент, который отмечен на рубеже веков и в 1970-ё гг. на Вахе, Югане, Оби. Сквозь времена и расстояния проходит одна и та же конфигурация мотива: зигзаг с присоединенным к нему зигзагообразным отростком (рис. 20, 7). Точно такой же бордюр зафиксирован и на чирке XVIII в. Из общей массы криволинейных орнаментов описанные выделяются не только своими симметрическими характеристиками, но и тем, что связаны не с узорной берестой, а с узорной ровдугой, точнее с ровдужной обувью. Судя по материалам, опубликованным Т. Вахтер [Vahter Т., 1953], орнамент в нижней части женской и мужской обуви из ровдуги имел одинаковые очертания. Исполнялся узор техникой раскраски с получением красно-коричневого цвета, а затем оконтуривался прошивкой белого подшейного волоса оленя. Оконтуривание вело к появлению усикообразных окончаний в местах выпуклого излома орнаментальной линии, что придавало ррисунку криволинейные очертания. Хронологическая устойчивость орнаментальной формы не означает ее застывшего состояния, и на рубеже веков часть ровдужной обуви декорировалась орнаментом, где отросток принимает вид сложной ломаной линии, зигзаг заменяется волной с зубцами на ее вершинах (рис. 20, 8). Замысловатость отростка подчас не позволяла так легко изменять его расположение в мотиве согласно правилам симметрии вида а • а, что вело к видоизменению отростка и отходу от строгих композиционных норм. На бересте описанные узоры встречались редко, не позднее начала XX в. и непременно со сложной конфигурацией отростка.
Незначительным дополнением к группе служат узоры, построенные на зигзаге, но с иным элементным заполнением его изломов. У александровских хантов в роли асимметричного отростка выступают уголок или звездчатые фигуры (рис. 20, 9). Приведенный образец позволяет установить ту исходную основу, на которой сформировалась более замысловатая конфигурация бордюров шестой группы (рис. 20, 2, 6), Криволинейные контуры имеют у восточных хантов и некоторые мотивы, известные по прямолинейным орнаментам, например те, что изображены на рис. 8, 79. Выскабливание на бересте служит техническим показателем всех перечисленных узоров.
2.2.0. Розетки
Искусство образования своеобразных орнаментальных фигур за счет вращения мотивов представлено у восточных хантов в достаточной мере.
2.2.0.1. Главенствующая роль здесь принадлежит первой группе с видом симметрии 4 • т, которая, в свою очередь, состоит из трех подгрупп.
2.2.0.1.1. Основным элементом вращения в первой подгруппе служит шнрококонтурный уголок с загнутыми концами. Стилистическое решение элемента, а значит, и облик мотива имеют локальные варианты: ваховский и александровский. У первых мотив возникает из двух-трех параллельных уголков, соединенных контурными перемычками (рис. 21, 1). Концы сторон у элементов имеют двойной загиб. Иллюстративный образец назван «комко-вым орнаментом», а розетка из одинарных уголков — «головой ронжи». Следует отметить, что подобные розетки вкраплены в орнаментальное творчество ваховских хантов не позднее первой четверти XX в. Указанные фигуры иногда размещались в зонах-секциях на стенках берестяных вместилищ и в этом случае выступали в роли бордюрных мотивов. Розетки александровских хантов хорошо прослеживаются по орнаментальным материалам второй половины столетия. Конфигурационное насыщение мотива происходит здесь за счет использования фигурных перемычек между сторонами углов, а также путем размещения во внутреннем пространстве угла различных дополнительных элементов: И-образных, крестовидных, кнехтовидных, контурных уголков, параллельных черточек (рис. 21, 2). Средством разнообразия основного элемента .служат отростки на его сторонах. .Лишь один раз описанный узор помечен названием алнат — «лосиная голова». Розетки, 'подобные александровским, отмечены и на Васюгане.
2.2.0.1.2. Своеобразие второй подгруппы наиболее наглядно воплощает- фигура ромба. Он находится в центральной части узора и задает тон дальнейшему развитию орнамента, которое опять-таки не совпадает у васюганско-ваховских и александровских мастериц. Наиболее отработанная схема розетки на Бахе состояла в создании параллельного декоративного окружения для центрального ромба, причем последний чаще имел раздвоенные вершины (рис. 21, 3}. Внешняя фигура либо воспроизводила форму внутренней, либо обладала более замысловатой конфигурацией в вершинах. Внутреннее пространство розетки иногда оформлялось в виде крестообразной фигуры, образованной из зубцов. Для ромбов не существовало каких-либо декоративных ограничений, и мастерицы проявлял1!! здесь свою фантазию, соединяя ромбы с нетрадиционными формами, например с крестообразным фоном ро-
-231
зетки из уголков (рис. 21, 1) и ломаной линией с цветочным фоном".
У александровских хантов розетка возникает путем продления вершин ромба и их соединения друг с другом через полосу "с отростком (рис. 21, 4). Каждая из исполнительниц орнамента, наполняя описанную композицию, разнообразит ее по-своему: продленная вершина ромба оформляется в виде развилки или звездчатой фигуры, отросток у соединительной полосы имеет простую или скобообразную конфигурацию; вводятся или опускаются перемычки между^элементами; варьируют дополнительные элементы. Сердцевина ромба декорируется минимально. В случае ее заполнения косым крестом, как на иллюстрации, ромб именуется итытывас — «окошки». Чаще, однако, в центре розетки размещается звездчатая фигура. Для александровских узоров характерно довольно широкое внедрение звездчатых фигур в качестве мотива или основного элемента, иногда они вводятся в зоны-секции бордюров, но обычно исполняют функцию розеток. В последнем случае встречается их учетверенное изображение.
2.2.0.1.3. Третья п од г р у п п а— сборная и немногочисленная. Сюда вошли васюганскне костяные крепнлки для _ сухожильных нитей с различным декоративным оформлением (рис. 21, 5), а также единичные розетки с вильчатым мотивом и мотивом из зубчатого элемента. Металлические отливки для накосных украшений чаще всего представлены двумя параллельными входящими друг в друга окружностями. От внутренней окружности к внешней отходят четыре луча, простых или с утолщениями на концах, что преобразует их в звездчатую фигуру. Такие подвесные украшения попадают под вид симметрии 4 • га.
2.2.0.2. Вторая группа криволинейных розеток с симметрией 2 • m менее популярна у восточнохантыйских мастериц, чем первая. Об этом свидетельствует как ее меньшая численность, так п более разнородный состав мотивов.
2.2.0.2.1. Лишь для первой подгруппы возможно определение универсального канона — узора из уголков, которые декоративно равнозначны лишь попарно. При этом наибольшее сходство обнаруживается у ваховских экземпляров начала XX в. (рис. 21, 6} и александровских второй его половины (рис. 21, 7). Некоторое своеобразие, проявляющееся при оформлении загибов на сторонах уголков, всецело компенсируется композиционным и элементным сходством. На синхронно-хронологическом срезе 1960-х гг. • преобладают различия, обусловленные орнаментальной динамикой на Вахе. Отход ваховских мастериц от устоявшегося стереотипа состоит в активном внедрении ломаной линии с цветочным фоном. Разрастаясь и охватывая основную часть декоративной поверхности, эта линия приглушает эстетическое звучание собственно угол-
ков. К этому следует добавить, что розетки из парных уголков в вазовских материалах встречаются чаще на рубеже веков, чем в более близкие к нам времена.
2.2.0.2.2. Б т о. рая подгруппа — сборная, и здесь удается лишь определить основные тенденции, реализуемые в индивидуальном орнаментальном творчестве. Александровские исполнительницы приспосабливают к правилам розетки мотивы, хорошо знакомые им но бордюрам, прежде всего.'ромбическим (рис. 21, 8). Мастерицы с Баха создают узоры, в основу которых кладут тот же ромб, но окружают его замысловатыми хитросплетениями узорной линии (рис. 21, 9). У тех и других встречаются узоры, происхождение которых становится понятным лишь при сопоставлении их с восточнохантыйскими стилизованными изображениями, вернее с
I декоративно переосмысленными формами последних.
2.2.0.3. Третья группа криволинейных розеток с симметрией / • п отмечена среди восточнохантыйских узоров не позднее начала XX в. Основная масса орнаментов бытовала на ровдужных ру-
1. кавицах и исполнялась в технике раскраски с оконтуриванием
I белым оленьим волосом. Узор наносился на палец и тыльную сторону рукавиц. Несмотря на разную степень замысловатости орна-
| ментов, ясно прослеживается связь между ними, и розетка на пальце предстает как более лаконичный образец розетки, по-
f мещенной на тыльной стороне рукавицы (рис. 22, 1). В основе
jf сходства лежит единая композиционная и элементная база — S-образная фигура с отростками, причем сходная конфигурация последних прослеживается на Средней Оби, Вахе, Балыке. Отросток в вершине принимает вид ромба, чему на усложненном орнаменте соответствует развилка с отростками или без них; нижний отросток у обеих розеток предстает как художественно оформленная развилка; боковые отростки на упрощенных вариантах узоров лишь намечены, а на декоративно насыщенных они превращаются в сложные ломаные линии. У розетки, изображенной на рис. 22, 1