Тема 7. Монументальная живопись Новгорода и Пскова 12 в.
Периодизация. Новгородские фрески первой трети 12 в. в Софийском соборе (1108-09), Николо-Дворищенском соборе (ок. 1120), Рождественского собора Антониева монастыря (1125) и в башне Георгиевского собора Юрьева монастыря (конец 1120-х гг.). Связь с комниновским искусством. Самостоятельная интерпретация византийской традиции.
Фрески Мартириевской паперти Софийского собора (1144) и Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (ок. 1140). Иконографическая программа и художественная система. Связь с балканской иконографической традицией.
Росписи последней трети 12 в. Изменения стиля, иконографические нововведения. Фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. «Линейный» стиль и появление пробелов в росписях церкви Благовещения Аркажах (1189). Стенопись церкви Спаса на Нередице (1199). Иконографические особенности. История изучения.
Тема 8. Домонгольская икона.
Вопросы изучения и реставрации русской иконы 11 – начала 13 вв. Проблема сохранности. Символика иконы. Роль канона в православном искусстве. Вопрос национального своеобразия ранней русской иконописи. Роль византийских икон в древнерусской художественной культуре. Константинопольская икона Богоматери Владимирской (предположительно, 1120-е гг.), ее привоз в Киев и значение для русской культуры.
Отечественное искусствознание о проблеме иконописных школ и центров. Трудность выявления икон, написанных в Киеве. Икона Печерской Богоматери. Вопросы иконографии и датировки. Большее число икон, исторически связанных с Новгородом. Предположительно, написанные в середине – второй половине 11 в. иконы «Апостолы Павел и Петр» (Новгородский музей), «Спас Златая Риза» (записана в 1699) и «Святой Георгий» (обе в Успенском соборе Московского Кремля). Вопрос сохранности живописи.
Иконы середины 12 в. «Устюжское Благовещение», «Святой Георгий» из Юрьева монастыря, «Знамение» из Софийского собора в Новгороде. Константинопольские традиции и местные черты. Иконы последней трети 12 – начала 13 вв. Преобладание классицистической ориентации. Двухсторонняя икона «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы». Вопросы иконописного мастерства. Усиление экспрессии в новгородской иконе первой половины 13 в. «Святитель Николай» (ок. 1200), «Десятинное Успение» (начало 13 в.), «Богоматерь с младенцем» из Успенского собора Московского Кремля, «Богоматерь Белозерская» (середина 13 в.).
Перевоз иконы Богоматери Владимирской из Вышгорода во Владимир. Иконопись Владимиро-Суздальской Руси. Икона Боголюбской Богоматери (ок. 1158), «Спас Эммануил с Архангелами» (предположительно 1180-е гг.), Деисусный чин с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Традиции византийской классики и их роль в формировании иконописной традиции Северо-Восточной Руси. Монументальные иконы начала 13 в. «Святой Дмитрий Солунский» и «Ярославская Оранта».
Тема 9. Русская книжная миниатюра 11 – середины 13 вв.
История изучения домонгольской книжной миниатюры. Основные места хранения. Киевская миниатюра 1050-80-х гг. «Остромирово Евангелие» (1056-57), «Изборник Святослава» (1073), русские миниатюры «Трирской псалтыри» (1078-87).
Миниатюры начала 12 в. «Мстиславово Евангелие» (1108-17), «Евангелие Юрьева монастыря» (1120-28). Особенности стиля. Связь книжных миниатюр с ювелирным искусством. Новгородская миниатюра 12 в. «Пантелеймоново Евангелие».
Галицко-Волынская миниатюра. Элементы провинциальной школы. «Евангелие Добрилы». Тератологические мотивы. «Византинизирующее» направление. «Миссалий Варлаама Хутынского», «Галицко-Волынское Евангелие» из Третьяковской галереи (начало 13 в.).
Миниатюра начала 13 в. Владимиро-Суздальских земель. «Толковый Апостол» из библиотеки ростовского епископа Кирилла (1220), «Университетское Евангелие» (ок. 1220, МГУ), инициалы и заставки «Архангельского Евангелия» (ГИМ).
Раздел II. Русское искусство середины 13 – 15 вв.
Тема 10. Новгородская архитектура 13 – 16 вв.
Вопросы истории изучения и реставрации. Специфика исторического развития Новгорода. Церковь Николы на Липне (1292), построенная из нового большемерного брускового кирпича. Вытянутая по оси восток-запад церковь Архангела Михаила на Торгу (1300-02, от 1,5 м перестроена в 1812), по мнению Е.В. Солениковой, родственная болгарским базиликам. Возврат лопаток в церкви Николы Белого Николо-Бельского монастыря (1312–13); завершение фасада многолопастными арками. Менее распространенный в 14 в. тип с позакомарным покрытием: церковь Спаса Преображения на Ковалёве близ Новгорода (1345).
Построенные при архиепископе Моисее скромные церкви с 3-лопастным заверщением: Успения на Волотовом поле (1352), Архангела Михаила на Сковородке близ с. Сельцо-Шатерно (1355, сохранились руины). Торговые контакты со странами Ганзы в 14-15 вв. и проникновение элементов романской и готической архитектуры в новгородское зодчество (романская аркатура апсид, стрельчатые порталы и окна, декоративные элементы). Церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1360–61), Петра и Павла на Славне (1367), Спаса на Ильине улице (1374), Иоанна Богослова Радоковицкого монастыря на Витке (1383–84). Церкви начала 15 в.: Святых Петра и Павла в Кожевниках (1406), Власия на Волосове улице (1407), Иоанна Милостивого на Мячине (ок. 1422, сильно перестроена в 1626 и 1672).
Строительная деятельность архиепископа Евфимия II в 1430–40-е гг. Владычный (Епископский) двор с Грановитой палатой (предположительно 1440), нижняя часть единственной сохранившейся традиционной новгородской звонницы – Софийской (1439, верх перестраивался в 16–19 вв.). Влияние готики. Культовые постройки времени архиепископов Евфимия II (1429-58) и Ионы Отенского (1458-70): вновь сооружаемые и перестроенные «на старой основе». Новые церкви: Мины в Старой Руссе (вторая четверть 15 в.), Двенадцати Апостолов на Пропастях в Новгороде (1454), Симеона Богоприимца Зверина монастыря (1467). Церкви, построенные на старых фундаментах, нижних частях стен и по старым формам, но с устройством подцерковья: с позакомарным покрытием — 6-столпные Иоанна Предтечи на Опоках (1453, нижняя часть стен – 1127–30, 1184) и Успения на Торгу (1457, нижняя часть стен – 1135–44); 4-столпные Ильи Пророка на Славне (1455; на основании 1198-1202), Воскресения на Мячине (Уверения Апостола Фомы; 1464; нижняя часть стен 1195-96); с 3-лопастным, 8-скатным или 16-скатным завершением – Дмитрия Солунского на Славкове улице (1461-63, на основании 1381–83), украшенная несколькими рядами бегунца в центр. лопастях завершения. Новый Спасо-Преображенский собор в Старой Руссе (1442).
Присоединение к Московскому великому княжеству. Возведение кирпичного кремля в Новгороде (1484–99). Ориентированный на московский Успенский собор Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря (1510-15);8-гранный т.н. Хутынский столп (1535-36, разобран в 18 в.). Церкви первой трети 16 в. с преобладанием традиционных новгородских форм: Климента на Иворове улице (1519-20; одна из последних с 3-лопастным завершением), Никольский собор Медведицкого мон. в Новой Ладоге (начало 16 в.). Добавление боковых апсид и фронтонов-щипцов: церкви Жён Мироносиц (1508-11), «сдвоенная» церковь Апостола Филиппа на Нутной улице (1527-28). Новгородский вариант «московского стиля» середины 16 в. - 5-главые храмы с щипцовыми завершениями, подцерковьем и трапезной палатой: 4-столпные церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках (1536), Фёдора Стратилата на Щиркове улице (1546; нижняя часть – 1292–94, возобновлена в 1682-88), 2-столпная Троицкая церковь Духова монастыря (1557).
Тема 11. Зодчество Пскова 13 – 16 вв.
Специфика исторического развития Пскова. Обретение самостоятельности. Роль посадского населения в формировании городского облика. Формирование местной архитектурной школы. Довмонтов город. Церковь Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-11) – реплика собора Мирожского монастыря. Конструктивно-композиционные особенности уличанских храмов. Церкви Архангелов Михаила и Гавриила в Пскове (1339), Николая в Изборске (1341). Троицкий собор 1365-67 гг. Элементы новгородской традиции и местные особенности. Пластическая выразительность псковских памятников. Особенности решений верха (8- и 16-скатные крыши). Камерность церквей 15 в.: Власия на Горке (1413), Козьмы и Дамиана с Примостья (1463), Успения в Мелётове (1460-е гг.), Георгия со Взвоза (1494), Богоявления с Запсковья (1496) и др. Каменные стены крома, Среднего города и Окольного города. Крепостные сооружения Изборска.
Традиционность псковских храмов 16 в. Церкви Успения с Парома (1521), Николы со Усохи (1535), Иоакима и Анны и др. Псковские звонницы (Малы). Святогорский монастырь. Сложение ансамбля Псково-Печерского монастыря.
Тема 12. Новгородские и псковские фрески 14 – 15 вв.
Сложение местных художественных особенностей. Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Программа росписи и стиль. Фрагменты росписи церквей Довмонтова города.
Расцвет новгородской монументальной живописи во второй половине 14 – начале 15 вв. Развитие 2-х направлений: «экспрессивного» (фрески церквей Успения на Волотове поле, 1363 или 1380-е гг.; Спаса на Ильине улице, 1378, Феофан Грек; Фёдора Стратилата на Ручью, 1380-е гг.) и «классицизирующее», отражающее влияние т.н. балканской традиции (моравской школы живописи) – фрески церквей Спаса Преображения на Ковалёве (1380), Рождества Христова на Красном поле (1380-90-е гг.), Арх. Михаила на Сковородке (конец 14 в.; раскрыты в 1937-38, утеряны с разрушением храма в 1941).
Росписи середины 15 в. в Спасо-Преображенском соборе Старой Руссы (1442, сохранились фрагменты), в церквях Сергия Радонежского во Владычном дворе (начало 1460-х гг.), Симеона Богоприимца Зверина монастыря (ок. 1470; первый пример изображения месяцеслова в русских росписях). Фрески Успенской церкви в Мелётово (1469). Особенности живописи в алтарной части. Общий цветовой строй. Отдельные фресковые композиции на фасадах церквей, созданные в 14-16 вв. (на церкви Спаса Преображения на Ильине; на западном фасаде Софийского собора, 1528, и др.).
Тема 13. Иконопись 13 – 15 вв. Новгород, Псков, Тверь, Ростово-Суздальские земли, Рязань.
Особенности русской культуры 13 в. Влияние политической ситуации, в т.ч. татаро-монгольского нашествия. Ослабление контактов с Византией. Расхождение путей развития юго-западных, северных и северо-восточных земель Руси. Становление и эволюция региональных иконописных школ.
Развитие особенностей новгородской иконы в середине 13 в. «Богоматерь Умиление» из Белозерска, «Богоматерь Знамение» из собрания П.Д. Корина. Экспрессия, яркость цветового решения. Монументальные образы «Святой Николай» из Духова монастыря и «Святой Николай» 1294 г. Краснофонные иконы 14-15 вв. Миниатюры Симоновского Евангелия (1270). Отражение в иконе исторических событий («Чудо от иконы Знамение»). Новгородский извод иконы «Покров Богоматери». Икона «Отечество» - вопросы иконографии. Новгородские иконы 15 в. Роль народных вкусов. Редкие изводы. Изображения «избранных» святых. Софийские таблетки. Иконы 1497 из Кирилло-Белозерского монастыря. Иконопись новгородской провинции – «северные письма».
Псковская иконопись конца 13 – 16 вв. Соотношение местных черт и «новгородизмов». Икона «Илья Пророк в пустыне» (конец 13 в.). «Собор Богоматери» (вторая половина 14 в.). Общий цветовой строй, особенности иконографии. «Елеазаровский Спас». Проблема датировки псковских икон. «Византинизирующее» и «архаическое» направления. Местный извод композиции «Сошествие во ад». «Избранные» святые: «Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий».
Стилистические признаки тверской иконописи 14-15 вв. Проблема сохранности. Противопоставление местной художественной традиции влияниям московского и новгородского искусства в период борьбы Тверского княжества за независимость. Деисусный чин из собрания А.И. Анисимова (ГТГ). Миниатюры Хроники Георгия Амартола.
Ростово-Суздальская икона. Отличительные особенности. Техника письма и цветовой строй. Богоматерь Максимовская (1299). Иконография Толгской Богоматери (конец 13 - начало 14 вв.) и Толгской Подкубенской Богоматери. Иконы 14-15 вв. из Покровского монастыря в Суздале. Икона «Покров Богоматери» как образец суздальской живописи. Влияние ростово-суздальской художественной традиции на формирование стилистики московской иконы.
Рязанские иконы 14 – начала 16 вв. Черты архаичности. «Никола Зарайский» (15 в.), «Святой Николай» с 18 клеймами (15 в.).
Тема 14. Московская живопись 14 в. и творчество Феофана Грека.
Возвышение Москвы в первой половине 14 в. Деятельность Ивана Калиты и митрополита Петра. Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Строительство каменного Успенского собора 1326-27 гг. Вопрос сохранности и атрибуции икон 14 в. Укрепление связей с Византией. Иконы «Спас оплечный» (1320-е гг.), «Спас Ярое око» (середина 14 в.). Работа греческих мастеров 1340-х гг. по росписи церквей Московского Кремля. «Русские родом, а греческие ученики». Миниатюры Сийского Евангелия 1339-40 гг.
Подъем духовной культуры Руси и деятельность преподобного Сергия Радонежского. Московские иконы второй половины 14 в. Троица из Успенского собора Кремля, «Борис и Глеб» из собрания Н.П. Лихачёва; «Борис и Глеб на конях», житийная икона «Борис и Глеб» из Коломны, «Никола» из Угрешского монастыря, «Богоматерь Одигитрия» из Троице-Сергиевой лавры.
Творчество Феофана Грека. Сведения о его биографии и творчестве. Фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде (1378). Программа росписи, своеобразие творческой манеры. Иконы, приписываемые Феофану Греку и его кругу. Деисусный чин Благовещенского собора и вопрос его происхождения. Преобладание византийских традиций. «Богоматерь Донская», «Преображение» из Переславля-Залесского (ок. 1403), «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Коломны (1390-е гг.). Миниатюры конца 14 в.
Тема 15. Архитектура и живопись Москвы конца 14 – первой половины 15 вв. Творчество Андрея Рублёва.
Московская архитектура второй четверти 14 в. Успенский собор, церковь – колокольня Иоанна Лествичника, церкви Спаса на Бору, Архангела Михаила и Богоявления. Архитектура 1360-70-х гг. Основание Чудова монастыря (1365). Белокаменные укрепления московского кремля (1367). Строительство монастырей вокруг Москвы (Благовещенский Киржацкий, 1358, и др.). Каменное строительство в Коломне (церковь Иоанна Предтечи на Городище), Серпухове и Можайске в конце 14 в. Раннемосковская архитектура конца 14 в. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393-94). Отличие конструктивного решения и техники белокаменной кладки от домонгольской традиции. Подклет Благовещенского собора (1395). Архитектурная деятельность Юрия Звенигородского. Объемно-пространственное решение храмов Звенигорода. Княжеская церковь Успения на Городке (ок. 1400) и монастырская церковь Рождества Богородицы в Савино-Сторожевском монастыре (1405). Троицкая церковь Троице-Сергиева монастыря (1422-23) и собор Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря (середина 1420-х гг.). Разница их конструктивного решения. Резные пояса фасадов. Никольская церковь с угловыми пристенными опорами в селе Каменское. Данные о строительстве Успенского собора Симонова монастыря (1379-1405) и собора Вознесенского монастыря в кремле (1407). Влияние раннемосковского зодчества на архитектуру ростовских и вологодских земель. Тверское зодчество. Церковь рождества Богородицы в селе Городня (1430-40-е гг.).
Творчество Андрея Рублева и мастеров его круга. Сведения о биографии мастера. Русская интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени. Проблема датировки работ, приписываемых Андрею Рублеву. «Расширительная» и «строгая» традиции в атрибуции. Фрески Даниила и Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408). Вопросы сохранности и изучения. Особенности художественной формы. «Васильевский чин» и проблема реконструкции иконостаса Успенского собора Владимира. Икона Богоматери Владимирской «запасной» (ок. 1410). «Звенигородский чин» и вопросы его датировки (от 1390-х до 1410-х гг.). Работы Рублева для Троице-Сергиева монастыря. Иконостас Троицкого собора. Икона «Троица» и ее место в истории русского искусства. Миниатюры первой трети 15 в. Влияние Андрея Рублева на живопись середины 15 в.
Раздел III. Русское искусство конца 15 – 17 вв.
Тема 16. Московская архитектура второй половины 15 – начала 16 вв. Строительство Московского Кремля.
Объединение Русского государства вокруг Москвы. Присоединение Новгорода, Твери, Пскова, Рязани. Рост международного значения Москвы. Бракосочетание Ивана III и Софии Палеолог. Теория «Москва третий Рим». Ожидание конца света в 1492 г. и усиление эсхатологических настроений. Строительство 1460-70-х гг.: Воскресенский собор в Волоколамске, церковь Святого Духа «иже под колоколы» в Троице-Сергиевой лавре (1476-77), строительство Успенского собора 1472-74 гг.
Идея перестройки храмов и укреплений Московского Кремля. Приглашение итальянских мастеров. Возведение Успенского собора (1476-79) Аристотелем Фиораванти. Сочетание традиций владимирской архитектуры и новаций итальянского зодчества. Традиционные храмы Благовещения (1482-89) и Ризоположения (1484-86), построенные псковскими мастерами. Строительство кирпичных стен и башен московского кремля (1485-95), сравнение с городскими укреплениями северной Италии. Грановитая палата (1487-91) – элементы итальянского палаццо. Архангельский собор (1505-08) – проект венецианского зодчего Алевиза Нового. Колокольня «Ивана Великого» (1505-08), построенная по примеру итальянских 8-гранных звонниц зодчим из области Венето Бон Фрязиным. Традиция русских звонниц и рождение новой традиции башнеобразных колоколен. Деятельность итальянских зодчих в России в первой трети 16 в. Церкви зодчего Алевиза (церковь Митрополита Петра в Высокопетровском монастыре, 1514-17). Бесстолпная церковь Рождества Христова в с. Юркино. Церковь Вознесения в Коломенском (1532).
Тема 17. Творчество Дионисия и мастеров его круга.
Сведения о биографии и творчестве иконописца Дионисия. Жития Пафнутия Боровского и Иосифа Волоколамского. Росписи собора Пафнутьево-Боровского монастыря (ок. 1467). Фрески алтарной преграды и Похвальского придела Успенского собора. Вопросы датировки и участия в росписях Дионисия. «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря с живописью Дионисия (1482).
Фрески собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря (1502-03). Программа росписи – прославление Богородицы. Композиции на темы Акафиста. Художественные особенности росписей. Вопросы цвета и света. Участие в работе сыновей. Иконы иконостаса.
Иконы Дионисия и его современников. «Распятие» и «Успение» из Павло-Обнорского монастыря (ок. 1500), «Успение» из Дмитрова. Иконные портреты: «Кирилл Белозерский», «Димитрий Прилуцкий с житием», «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Проблема датировки и авторства (возможная работа сыновей Дионисия). Значение творчества Дионисия в истории русской живописи.
Иконы и миниатюры круга Дионисия: иконы «О тебе радуется…», «Успение» и «Страшный суд» из Успенского собора («мастер московского кремля»).