Дзю-до как этическая подготовка 2 страница
...в 1930 году Кано отправляет несколько своих учеников, в числе которых был Мочизуки Минору, обучиться техники фехтования в школе Катори Синто Рю и технике школы Дайто-Рю Айки Дзюдзюцу у лучшего ученика Такеда Сокаку (учитель Сокаку был тот же, что и у Сиро Сайго - Тамоно Сайго) - Морихея Уесибы. Морихею Уесиба еще предстояло создать свою знаменитую технику Айкидо, а в то время он преподавал Дайто Рю.
Позже, Мочизуки Минору об'единит изученные техники под единым названием своей школы Есекан Будо (Yoseikan Budo)
Три составляющие YOSEIKAN :
YO - учеба, рост , процветание
SEI - истина
KAN - обозначает место, дом
Многие боевые искусства стали известны далеко за пределами Японии во многом благодаря Мочизуки Минору. Во время своей поездки в Европу 1951 году как представитель от Кодокан и Айкикай (Aikikai) он заложил здесь основы для развития военных искусств Японии. Здесь в первые им были продемонстрированы Айкидо, Карате, техники школ работы с оружием.
Сегодня филиалы школы Есейкан открыты по всему миру. Мочизуки Минору и по сей день является ее руководителем. Его додзе располагается все на том же месте со дня своего основания (а это почти уже 70 лет) - неподалеку от горы Фудзи, изображение которой можно видеть на эмблеме школы.
СИНКАН-РЮ
Это стиль айки-дзюцу, развивавшийся с 1955 года японским мастером Сиода Годзо (1915— 1994).
Сын влиятельного врача, Сиода Годзо рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учебы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе дзюдо, созданной при доме.
Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлась «Ёсинкан», Годзо проявлял интерес к кэн-до. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Уэсиба Морихэя, учителя Дайто-Рю айки-дзюцу и бывшего ученика Такэда Сокаку. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюцу, что 23 мая 1932 г. в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку, или дьявольская. Уэсиба Морихэй, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей.
Сиода учился в университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из «трех лучших ребят» Такусёку, двумя другими были Накаяма Масатоси, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Кимура Масахико, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Нака-но Гакко — академии для армейский офицеров высшего ранга, где наряду с другими предметами изучали искусство владения мечом.
В 1946 г., когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Уэсиба Морихэя — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсин-кан в честь додзё своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом «канте», предпочел сохранить те эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.
В июле 1954 г. на всеяпонском фестивале боевых искусств Сиода Годзо получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно 'повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Сиода Годзо далее следовать старому пути традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от них, или же пойдет на какие-то компромиссы на том пути, которому он следует. Группу Уэсиба Морихэя на этом фестивале представлял Тохэй Коичи. Мастер Сиода сохранил верность «старой» школе.
Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими, как японская императорская сем .я, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Сиода Годзо Накасонэ Ясухиро, который затем стал премьер-министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из очень крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз.
Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Ёсинкан. Это происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект.
Сиода Годзо по праву считался одним из выдающихся мастеров айкидо современности и одним из немногих, кто мог проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-дзю-дзюцу. Он и его школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны в остальном мире.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА
В китайском ушу с давних пор существуют упражнения «железная рука», «железная стопа», «железный живот», «железная рубаха». Все они направлены на то, чтобы определенные части тела стали по своей крепости подобными металлу. Имеется в виду обретение способности выдерживать без всяких последствий самые сильные удары противника по голове, торсу, конечностям, а также самому атаковать его будто ломом или топором.
Основной принцип таких тренировок заключается в набивке различных частей тела одновременно с направлением в эти части внутренней энергии «ци». В процессе тренинга рекомендуется соблюдать следующие условия:
— концентрировать внимание на том участке тела, который подвергается набивке;
— удары наносить (либо выдерживать)на выдохе, с задержкой дыхания;
— напрягать мускулатуру набиваемой части тела в момент ее соприкосновения с поверхностью тренажера;
— мысленным усилием направлять на выдохе в этот участок жизненную энергию «ци»;
— начинать тренинг на мягкой поверхности, затем через несколько промежуточных этапов придти к тренировке на тренажере с твердой поверхностью (сначала гладкой, затем грубой);
— идти от легких ударов (похлопываний) к мощным.
Пример тренировки по методу «железной руки»: встаньте у деревянного столба, прижмите кончик языка к нёбу, поочередно наносите легкие удары обеими руками по столбу. В тот момент, когда рука касается столба, задерживайте дыхание. Следует поочередно касаться столба всеми точками руки от плеча до кисти, справа и слева (набивка всегда идет от центра к переферии, от головы к ногам). Повторить это упражнение за урок 100 раз.
Аналогично выглядят и остальные названные здесь упражнения. Как указывают китайские специалисты, надо добиться того, чтобы воля (И), внутренняя энергия (Ци) и физическая сила (Ли) сливались в одном порыве. Таким образом, «железная рука», «железная нога» и другие «железные» части тела — все это разновидности цигуна (см. статью Цигун боевой).
ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА
Военная школа физического воспитания, открытая в 1852 году в одном из пригородов Парижа.
Долгое время являлась основным центром подготовки специалистов по физическому воспитанию во Франции. Она продолжила традиции Нормальной гимнастической гражданской и военной школы полковника Ф. Амороса, претворяла в жизнь идеи Эбера и Других выдающихся педагогов.
В школе преподавались различные системы гимнастики, среди которых важное место занимали такие, как французский бокс и работа с тростью, а также фехтование, штыковой бой, борьба.
ЗВЕРИНЫЕ СТИЛИ УШУ
Это целый ряд стилей ушу, объединенных общим названием сян-синцюань — «стили образа и формы» или «стили имитации формы». Они основаны на подражании движениям и повадкам животных. В сянсинцюань состояние естественности, спонтанной раскрепощенности (цзыжань) достигается за счет полной самоидентификации с избранным объектом, причем не только внешней, но что самое главное, внутренней. Человек, овладевая «формой и образом» тигра, змеи, дракона, достигал естественной раскрепощенности и природной мощи животного в своем «первозданном состоянии».
Имитация движений животных известна в Китае давно. В ранних тотемных танцах предки китайцев имитировали манеру боя животного.
Например, в первых веках нашей эры при императорском дворе устраивались танцы обезьяны и журавля. В начале 2-го века н.э. трактат «Хуайнань-цзы» описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра шести животных» (люцинси). Несколько позже знаменитый враче-ватель, даос Хуа То (141—208) создал комплекс «Игра пяти животных» (уцинси), на основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, утверждая, что это «может излечить каждого». Однако все эти упражнения относились скорее к системам психофизической регуляции и не представляли боевого искусства в полном смысле этого слова. Но именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань.
На чем же основываются стили имитации животных? Уподобление животным требует повторения не только их внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и внутреннего состояния. В китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы и бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток энергии ци в своем теле ее циркуляции в теле животного.
Подражание животным, прочно входя в сознание занимающегося ушу, могло изменять кинематику его движений, а на последующих этапах — и манеру мышления. Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей. В традиционной китайской философии не было различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу бралось именно подобие, т.е. человеку не обязательно было полностью походить на подражаемое животное. Достаточно было сэмитировать несколько характерных признаков, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони — «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае считалось, что человек набрал определенное количество признаков требуемого объекта. Такой чисто китайский подход давал возможность имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного внешнего сходства с ними. Например, мастера стиля суньбинцюань («Кулак полководца Суньцзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку».
Подражание «образу и форме» можно встретить в сотнях стилей ушу. Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» — резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх. В стиле мицзунцюань («стиль тайного следования») есть много движений, название которых связаны с мифической птицей Феникс — «Феникс взлетает с красной горы» — одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.
Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте». Так, «стиль Змей» — в высокой траве или скалистом ущелье, «стиль Журавля» — на берегу озера. Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый «бесформенным». Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально воспроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал. Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу. Один из речитативов ушу говорит об этом так: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине — учение о сокровенном».
Каждое направление ушу включало несколько стилей группы сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа. Напервом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин). В «стиле Обезьяны», например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости. В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел атакующий добычу. В «стиле Змеи» (шэцюань), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».
Затем начиналсявторой этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название «отойти от формы» (лисин). В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы достигаем схожести». Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует ушу.
Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее». Это парадоксальное на первый взгляд утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».
На первом и втором этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом. Однако на этой фазе сянсин-цюань оставался только танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, что для боевого искусства недостаточно. Необходимо было еще овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных. Это знаменовало собой переход ктретьему этапу изучения сянсин-цюань, называемому «утверждение в мысли», что означало понимание бойцом ушу того, что перед ним — не просто имитационный танец, но многогранное и эффективное боевое искусство. Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.
Основой для такой работы является изучение комплексов — тао. Такие комплексы в виде ритуальных танцев существовали еще в III в., однако лишь с XIV—XV вв. они стали базой для передачи 'как технического арсенала ушу, так и духовной традиции. Всякое тао требовало строго определенного внутреннего состояния, отвечающего характеру движений. Особенно важно это при выполнении тао стилей синсинцюань, не случайно даже названия движений стремились навеять ученику внутренний образ: «свирепый тигр пожирает добычу», «черный дракон выходит из воды» и т.д.
ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК
Школа китайского ушу, существующая в Санкт-Петербурге. Ее возглавляет Иван Горбачев, который несколько лет учился в Китае у мастеров «внутреннего направления» (нэй-цзя). Он явля-ется одним из немногих отечественных специалистов, владеющих Тайцзи-цюань именно как боевой системой, а не оздоровительной гимнастикой.
Техника школы «мягкая». Она представляет синтез тайцзи-цюань, багуа-цюань и синь-и-цюань. Тактика боя основана на круговых перемещениях, с тем, чтобы силу и инерцию движений противника обращать против него же. Для атак и защит используются в основном руки, точнее ладони и пальцы. Кулаки не применяются, ноги играют второстепенную роль, считается, что их главное назначение — передвижение. В программу обучения в обязательном порядке, входят дыхательно-медитативные упражнения.
Последователи школы уделяют много внимания изучению даосской философии, китайского языка, каллиграфии и даже китайской кухни. Видимо, они полагают, что став в душе китайцами, смогут добиться подлинного мастерства как в искусстве кулачного боя, так и в «искусстве жизни».
ИАЙ-ДО
Это искусств мгновенного обнажения меча (катаны) с последующим ударом. По сравнению с кэндо (фехтованием) это более молодое искусство. Оно возникло в Японии XVII века. Согласно легенде, один самурай (Хаясидзаки Дзи-носкэ) хотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять убийце в поединке, так как тот был опытнее и сильнее. Прибегнуть к услугам наемника, равно как и напасть из-за угла не позволял самурайский кодекс чести — Бусидо. После долгих раздумий молодой самурай понял, что может рассчитывать на успех только в том случае, если успеет зарубить обидчика, первым выхватив меч. После длительной тренировки он осуществил свой замысел и отомстил за смерть отца.
С течением времени техника мгновенного выхватывания клинка распространилась во всей Японии. Возникло более 400 школ иайдо. Каждая из них привносила что-то свое в технику, но в своей сути они 'были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара. Как в американских ковбойских фильмах, в живых оставался тот, кто делал это быстрее. Несмотря на кажущуюся простоту, иайдо требует не только, отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение сосредотачивать свою психику, мобилизовать все ее возможность для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.
В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии запретили самураям носить меч (указ 1872 г.), искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.
В любой школе иайдо техника разделяется на 4 элемента:
1) нуки — цукэ (выхватывание меча, начальный этап атаки);
2) кири-цуки (момент удара по врагу);
3) тибури (стирание крови с клинка);
4) ното (вложение клинка назад в ножны).
ИССИН-РЮ
(Школа одинокого сердца)
Стиль окинавского каратэ, созданный Симабуку Тацуо (1906—1975). Этот человек изучал каратэ у таких прославленных мастеров, как Мотобу Чоки и Мияги Чодзюн, а также окинавское кобудо у Тайра Синкэн и Ябику Модэн.
Название «иссин-рю» придумал Канэси Эйко, один из учеников Симабуку. Техника этого стиля представлена в 8-и ката без оружия (Вансу, Ку-санку, Найханчи, Санчин, Сэйсан, Сэйенчин, Унсу, Чинто) и 7 ката с оружием.
Среди известных учеников Симабуку следует назвать Нагаминэ Сёсина (основателя Мацубая-си-рю), Дона Нейгла (который активно пропагандирует этот стиль в США с 1957 года), Стива Армстронга (автора нескольких книг об Иссин-рю), Арсенио Эдвинкула (бравшего уроки с 1958 по 1972 г. и придумавшего всю символику стиля). Брат основателя, Симабуку Эйдзо, был одним из тренеров легендарного Джо Льюиса, 12-кратного чемпиона мира по каратэ.
Мотобу Чохэ
Мотобу происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался «Го-тэн-тэ», или «Мотобу-тэ» и брал начало от Мотобу Чохэ (позже свой стиль Чоки стал называть «Мотобу-Ха-Косё-рю-кэнпо-кара-тэ»). В конце XIX века патриархом Го-тэн-тэ был Мотобу Чомура, обучивший троих сыновей: Чою (умер в 1926 году), Чодзюна и Чоки. Мотобу Чою, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже .он передал право на преподавание семейного искусства «чужаку» — Уэхара Сэйки-чи (родился в 1903 году), так как Чоки уехал жить в Японию. Еще позже, в 1949 году, Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его «Мотобу-рю»!
Мотобу Чоки изучал, помимо Го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацу мура Коса-ку, Итосу Ясуцунэ. Однако самое большое влияние на его формирование оказала «школа улицы». Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. Стиль Мотобу Чоки отличался естественными позициями, более высокими стойками, чем в других окинав-ских стилях, вольной интерпретацией понятия «хикитэ» и явным стремлением к бою на ближней дистанции. Он также настаивал на необходимости атаковать и защищать центральную линию тела. В этом стиле жесткие яростные атаки сочетались с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки противникам. А за свои непредсказуемые движения Чоки получил прозвище «обезьяна».
Что касается практики «кумитэ», то стиль Мотобу Чоки был жестко контактным и ставил своей целью нокаут. Отсюда еще одно прозвище Чоки — «тэйдзикун» (приблизительный перевод с окинавского звучит как «убивающий кулак»). Одним из любимых приемов Мотобу был «кэйко-кэн-учи», посредством которого он ломал доску любой макивары, В этой связи любопытно привести мнение одного из его учеников, мастера На-гаминэ Сёсина: «Ни один каратист в истории Окинавы не мог сравниться с Мотобу в разрушительной силе кэйкокэн!» В практике ката Чоки отдавал предпочтение Найханчи в различных ва-риантах ее применения.
Итак, приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.
К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 году была издана его книга «Окинава-кэнпо-кара-тэ-дзюцу». В 1927 году он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались...
Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзю-до и кэн-до. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!
Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина «каратэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы.
Ученики мастера. Как в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел массу учеников. Назовем самых известных: Канэсима Синэй (прославленный мастер Исиминэ-рю); Канэсима Синсукэ (создатель Тодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю); Мацуяма Синсукэ (создатель Кэнпокан-рю); Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель Косё-Сёрэй-рю кэнпо-каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель Мацубаяси-рю); Накамура Сигару (создатель Окинава-кэнпо-каратэ); Оцука Хиронори (создатель Вадо-рю); Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю); Роберт Трайэс (первый пропагандист каратэ в США), Уэсима Сансукэ (один из создателей Кусинрю) и многие другие, не ставшие основателями собственных школ...
Среди них самыми верными последователями Мотобу явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ. Кроме того, жизнь и взгляды на боевые - искусства мастера Чоки послужили источником вдохновения для Оямы Масутацу, создателя стиля Кёкусин-рю.
Масутацу Ояма
Масутацу Ояма родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих.Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами,занимаясь дзюдо и боксом,и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ (Okinawa karate). Это заинтересовало его, и он поехал в доджо (dojo) Гичин Фунакоши (Gichin Funakoshi) в Университете Такушоку (Takushoku), где он изучил то, что сегодня известно как Шотокан (Shotokan) Каратэ. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был неменее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.
Становление Мастера
После поражения Японии во Второй Мировой войне, Мас Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. К счастью для нас, Так Нэй Шу уже вошел в его жизнь.
В то время мастер Так, кореец, земляк Оямы, живущий в Японии, был одним из лучших мастеров Годжу Рю (Goju Ryu) . Он был известен, своей физической и духовной силой. Именно он поощрял Мас Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути. Он предложил, чтобы Ояма уединился от общества и в течение 3 лет занимался тренировкой духа и тела.
В 23 летнем возрасте Мас Ояма встретил Эиджи Йошикаву (Eiji Yoshikawa),автора романа “Мусаши” (Musashi), основаного на жизни и и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Мас Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу (Minobu) в Префектуре Чиба (Chiba), где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю (Nito-Ryu).Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иошикавы. Студент по имени Яширо (Yashiro) пошел с ним. Одиночество очень тяжело переносилось, и после 6 месяцев тренировок Яширо тайно сбежал ночью. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии.
Вскоре, однако, человек, снабжавший Ояму средствами на проживание, информировал его, что не способен больше поддержать Ояму и вот, после четырнадцати месяцев, Ояма был вынужден закончить свое уединение. Через несколько месяцев, в 1947 году, Мас Ояма выиграл Первый национальный Всеяпонский турнир по каратэ после Второй мировой войны. Однако он все еще чувствовал в душе пустоту из-за того, что не смог провести три года в уединении. И тогда Ояма решил полностью посвятить свою жизнь каратэ.
Так что он начал снова, в этот раз на горе Кийозуми (Kiyozumi), также в префектуре Чиба (Chiba). Это место он выбрал для своего духовного подъема. Теперь его тренировки были фанатическими по нагрузкам — 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару(makiwara),совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.
В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.