Криволинейные бордюры (2.1.0) 3 страница

Среди головных уборов южных хантов доминировали платки. Наиболее ранние их образцы практически не сохранились за ис­ключением одного экземпляра, описанного Н. Ф. Прытковой (1953). Четырехугольный холщовый платок охчам сшивался в ви­де квадрата из двух с половиной полотнищ холста. Соединитель­ные швы исполнялись красной шерстяной нитью в технике «ко­сички» и окантовывались полосками вышитых крестом узоров. В . последнем случае использовались синие шерстяные нитки. Четыре угла платка украшались квадратиками из красных и синих нитей, техническим приемом служил двухсторонний стежок — керем ханч. Стороны платка загибались и подрубались синей нитью крестом. Широкое хождение среди южных хантов имела треугольная холщовая косынка, называемая «татарским платком» — хатань охчам (рис. 2,7). Сшивалась она* из трех частей: две имели форму трапеции, третья — треугольника. Соединительные швы прикры­вали аппликативные полосы красной, синей или желтой ткани ч" нашитыми на них рядами бисера. Параллельно обеим сторонам аппликативных полос располагались одиночные или парные бор­дюры, вышитые синими* и красными шерстяными нитками в тех­нике ханты ханч и керем ханч. Прямой угол косынки обильно ук­рашался бордюрами с аналогичными техническими характеристи­ками, но более широкими по размерам и замысловатыми по кон­фигурации мотивов. Добавление желтого цвета сообщало им боль­шую красочность. Упираясь под прямым углом одним из свои» концов в соединительный шов, бордюры доходили до края косын­ки. На одном предмете вышивалось от пяти до семи таких парал­лельных друг другу бордюров, образующих орнаментальную зону квадратной формы. От прямого угла косынки, в тон его части, где находились вышитые узоры, свисали бисерные нити с метал­лическими подвесками.

Покупные .ситцевые платки, потеснившие холщовые, с одного конца украшались такими же бисерными нитями с подвесками.

Дополнением к платку служила налобная повязка саравать.' Они представляла собой полоску ткани с завязками, к которой пришивались одна или две орнаментальные ленты, нанизанные из 32

бисера. В первом случае бисерный узор присоединялся к краю ос­новы из ткани и спускался на лоб. Во втором случае на поверх­ность повязки нашивалась еще одна бисерная лента, поуже и от­личная по орнаментальным мотивам от свисающей (рис. 1, 4).

Шапки в качестве зимнего головного убора женщин употреб­лялись южными хантдми значительно реже, чем платки (рис. 1, S). Шапки имели вид капора, изготовлялись из оленьего меха ворсом наружу, вокруг лица пришивалась опушка. В качестве украшения служила мозаичная полоса окрашенной ровдуги или меха, шед­шая вдоль опушки по всей шапке или только в области макушки. В затылочной части проходил узор с горизонтальным ритмом, со­единяя края описанной полосы. От края шапки на спину спуска­лись снизки бус с металлическими подвесками.

Если в орнаментации женской одежды главным средством служила вышивка, то при изготовлении украшений, дополнявших декоративный облик одежды, незаменим был бисер. Южные хан­ты использовали два способа украшения кос. Первый связан с их искусственным удлинением и декорированием — так называемые ложные косы. Они представляли собой длинный жгут с бисерны­ми украшениями на концах (рис. 1, 2). Волосы, собранные в два пучка, обматывались вокруг обеих половин жгута, а свободные-концы последнего свисали, имитируя продолжение кос. Концы оформлялись в виде полос из ткани, либо расшитых бисером, ли­бо с пришитой к ним орнаментальной лентой из нанизанного бисе­ра. В любом случае узором являлся вертикальный бордюр, с че­тырех сторон окаймленный бисерными нитями. К полоскам ткани пришивались свободно свисающие бисерные ленты небольшой дли­ны, на которых размещались розетки, их роль обычно исполняли изолированные бордюрные мотивы. Декоративным завершением лент и ложных кос в целом служили круглые подвески на ко­ротких бисерных нитях.

Второй вид головных украшений представляли косники — лен­ты нанизанного бисера с кистями из разноцветной шерсти. Чаще всего — это две одинаковые параллельные орнаментальные поло­сы, соединенные вверху перемычкой из ткани или шнурка. От каж­дой из них отходила пара полос поуже и покороче, примерно в по­ловину длины и ширины основных (рис. 1,3). Накосник мог со­стоять из двух параллельных лент, или из двух основных и че­тырех дополнительных лент, соединенных вершинами, или из четырех основных, попарно сомкнутых вверху лент. Значитель­но реже встречался накосник из одной основной и двух дополни­тельных лент, имеющих в верхней части общую точку соприкос­новения, или из одной лишь полосы нанизанного бисера. В любом из перечисленных случаев инвариантным оставалось исполнение

3. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири».

I

бисерных узоров в технике нанизывания, пышные кисти их uiepJt
стяных ниток на^онце и орнамент в виде вертикального бордюра^
Вплетались в косы и украшения, состоящие из пучка бисерных ни-Jf
тей с металлическими подвесками на концах. В роли последних^
выступали круглые и ромбические литые изделия с ажурным op-f
наментом, колокольчики, пряжки и т. д. . • |

В единственном экземпляре зафиксировано у южных хантов! своеобразное головное украшение: длинная полоса ткани, оканто-f ванная, за исключением небольшого участка в средней части, двух-Ц цветным зигзагом" из черно-белого мелкого бисера. Вдоль всей» окантованной поверхности шли три параллельные полосы из раз%, ноцветного крупного бисера. Пять бисеринок скрепляли концыЦ лент. Края последних оформляли бисерные нити с металлическимиЦ подвесками [Vahter Т., 1953. Ав. 119, 2]. Очевидно, такой вид при* няло на рубеже веков головное украшение, описанное для XVIII в.?| «...а некоторые богатые имеют будто повязку, у коей концы на за~| де долгие и расшитые разными медными фигурками, как конька-1. ми, сделанными рыбками и прочее» [Зуев В. Ф., 1947. С. 27]. Ц

В качестве шейных украшений выступали крепкие стоячиё| воротнички рох, пришивавшиеся, как правило, к вороту рубах|; (рис. 1, 5). Края воротничков окаймляли три полосы бисерных§' нитей: темная в центре и две светлые по краям. Поверхность все-|: го предмета, очерченная тонкой декоративной рамкой, орнаменти-|| ровалась двояко. Либо три полосы, аналогичные окаймляющим,^ выступали в качестве вертикальных перегородок и создавали^ квадратные зоны-секции, в которых вышивались лучистые фигу-if ры из бисера или размещались металлические отливки; либо всю поверхность воротника занимал горизонтальный бордюр из нани-,. занного бисера. В обоих случаях свободной от узора оказыва-| лась незначительная часть воротника в его середине. Узкие концы^ воротничка могли оставаться свободными, но чаще они обшива-| лись бусами или узенькой ажурной полосой нанизанного бисера.|-Иногда к воротничку пришивались богато орнаментированные би--| серные ленты, оканчивавшиеся бисерными нитями с кистями из! шерсти или металлическими подвесками.

Две широкие орнаментальные полосы нанизанного бисера со- ' ставляли основу нагрудных украшений (рис. 1, /). Они нашива-д лись на концы длинных лент из ткани. В некоторых случаях функ- : цию связки выполнял более узкий кусок ткани. Чаще обе поло­вины нагрудного украшения в его средней части соединяли нить или узкая полоска из бисера, а к верхней части полос подсоеди­нялись дополнительные орнаментальные ленты, которые свободно свисали, опускаясь ниже середины основных. От краев основных и дополнительных полос отходили снизки бисера или узкие, реже

широкие, орнаментальные ленты из бисера, к которым крепились металлические подвески круглой формы или кисточки из шерсти. Орнаментальная структура определялась сплошным узорным за­полнением всей поверхности предмета или его части, а 'продолго­ватые формы обусловили лидерство бордюров с вертикальным ритмом. На многих образцах присутствовала одна и та же компо­зиционная деталь — окаймление краев основной орнаментальной полосы тремя бисерными нитями: темная в центре и светлые по бокам.

Орнаментированные образцы мужской одежды зафиксированы у южных хантов в небольшом количестве. Сюда вошли холщовые . штаны (рис. 2, 5), которые спереди украшала обильная вышивка. Четыре основных и окаймляющие бордюры располагались в ярус­ном порядке, образуя прямоугольную орнаментальную зону. Мо­тивы узоров соотносились попарно на обеих частях изделия. Тех­ническим приемом вышивки служила руть ханч.

Орнаментальные композиции на южнохантыйских мужских рубахах ернас распределились по трем вариантам. Первый харак­терен для рубах с наиболее архаичными чертами кроя [Прыткова Н. Ф., 1953]: отложной воротник, прямой разрез на груди, поли-ки на плечах, низ — из целого поперечного полотнища. Декориро­ванию подлежали полики: со стороны стана и рукавов они выделя­лись полосами ткани, с верхней стороны вдоль этих полос' распо­лагались бордюры, вышитые синей шерстяной нитью (рис. 2, 9). Внутренняя поверхность. детали сплошь зашивалась двумя верти­кальными бордюрами, между которыми пролегала аппликативная полоса. Аналогичный композиционный прием заложен и в орна­ментации обшлагов: зигзаговая аппликативная полоса и по обе стороны от нее горизонтальные вышитые бордюры. Шириной и насыщенностью конфигурации отличались два горизонтальных ор­намента, шедших по пришивному полотнищу подола и охватываю­щих почти всю его поверхность. Небольшая часть последней при­ходилась на- окаймляющие бордюры. Над вышивкой были наши­ты аппликативные полосы. Края нагрудного разреза окаймляла узорная полоса, нанизанная из бисера.

Второй вариант орнаментальной композиции встречается на рубахах без поликов, с воротником-стойкой и разрезом на груди справа. Стан рубахи состоял из прямого переднего полотнища и двух боковых. Что-либо определенное о покрое спинки и рукавов •утверждать трудно, так как описание подобных рубах мне не встретилось, а полное восстановление конструктивных особенно­стей лишь по фотографиям [Vahter Т., 1953] невозможно. Орна­ментальная схема, однако, подробно представлена на иллюстра­циях. Вышитые в технике керем ханч неширокие бордюры распо-

лягались горизонтально в области плеча, по краям рукавов и не­много отступая от краев подола. Края воротника и разреза обши­вались цветной нитью (рис. 2, 10). Очевидно, вышивкой отделыва­лись уже готовые рубахи, так как на одном из изделий плечевой бордюр заходит за линию проймы. Частой декоративной деталью являлась орнаментальная окантовка нагрудного разреза и Т-об­разное оформление уголка перед воротом.

Третий вариант композиции бытовал^ на рубахах, -похожих на русскую косоворотку (рис. 2, 11). Застежка на воротнике и груди находилась на правой стороне. Орнаментальному оформлению под­лежали воротник, нагрудная часть, края рукавов, подола. К ворот­нику-стойке, во всю его ширину, пришивалась узорная бисерная лента. Нагрудная часть оформлялась в виде широкого вышитого бордюра, охватывающего всю нагрудную вставку. Бордюр имел вертикальный ритм и состоял из двух орнаментально оформленных ромбов и треугольников между ними. Нижний конец бордюра вы­глядел мысообразно, по его краю шли окаймляющие узоры. Концы рукавов и подола украшала вышитая горизонтальная полоса орна­мента. На подоле она окаймлялась сверху и снизу узким бордю­ром и располагалась на полосе холста, пришиваемой к стану. Для украшения рубах-косовороток использовался прием ханты-ханч.

Мужские рубахи, бытовавшие у иртышских хантов в 40-е гг. нашего века, имели воротник-стойку или отложной, нагрудный разрез посередине. Воротник, нагрудная планка, края рукавов и подола украшались бордюрами, вышитыми в технике тамбурного шва. Мотивы образовывались из волнистой линии и завитков. На одной и той же рубахе все узоры имели одинаковую конфигура­цию [МАЭ, № И-1159-60, 61].

Сведения об орнаментации зимней мужской одежды у южных хантов оказались материализованными лишь в кукольной одежде хус гусь. Это глухая одежда с капюшоном, по низу рукавов и подола которой шли мозаичные орнаментальные полосы с неслож­ным узором: ромб на треугольном основании [Vahter Т., 1953. Ав. 149, /].

§ 2. Восточная группа *

Творческий потенциал народа отражен в богатой и разнооб­разной общности орнаментированных предметов из разных сфер

* Источниковую базу раздела по восточным хантам составили, во-первых, опубликованные материалы: Лукина Н. В., 1979; Sirelius U. Т., ,1904, 1983; Vahter Т., 1953; Semayer W., 1908; Martin F. R., 1897; во-вторых, коллекционные сборы ГМЭ (Р. Митусовой, Дунина-Горкавича А. А.), МАЭ (И. С. Гудкова, В. В. Сенкевич-Гудковой, И. М. Мягкова, Г. Старцева), ТГОИАМ (М. Б. Шати­лова), ГЭМ ЭССР (Э. Саара), ТКГ (Н. Н. Федоровой), МАЭС ТГУ; в-третьих, материалы этнографических экспедиций ТГУ (Г. И. Пелих, Н. В. Лукиной).

быта, представленных, однако, далеко не в равной мере. Почти не выявлены у восточных хантов декоративно отделанные средства передвижения по воде. Весла, если и украшались, то скупо: зубча­тая профилировка краев на небольшой части ручки [Лукина Н. В., . 1979 Рис. 130, 4]. Еще менее характерна для восточных хантов орнаментация лодок. Сквозную резьбу по всей спинке сидения у лодки можно рассматривать как исключительный случай. Узор оформлен в виде бордюра из крестов [Лукина Н. В., 1979. Рис. 148, 4]. Современной ситуации противоречат более ранние сведе­ния [Шульц Л., 1924], относящиеся.к салымским хантам. Весла, предназначенные для лодки невесты, отделывались здесь резьбой и погремушками; правда, на начало XX в. об этом сохранилась лишь устная информация. Каюки, появившиеся во второй полови­не XIX в., также несли на себе элементы декоративной отделки: верхушки каючных мачт и флюгера почти всегда украшались резь­бой, колокольчиками и флажками.

Предметы оленьего транспорта орнаментированы у восточных хантов в большей мере. В конце прошлого века бытовали образцы оленьей упряжи, практически все костяные детали которых покры­вала резная орнаментальная отделка. Основной композиционный прием состоял в следующем: на поверхности детали две пары кон­турных линий вычленяли полосу, которая, в свою очередь, дели­лась учетверенными параллельными линиями на большие и ма­ленькие прямоугольные зоны-секции. В последних помещались циркульные узоры, фигуры, составленные из четырех треугольни­ков или уголков, сросшихся вершинами. Зоны-секции меньших размеров занимали ряды из трех точек. Точечный орнамент шел обычно и по краям детали. В том случае, если орнаментальная полоса не охватывала всю поверхность предмета, как, например, на нащечных деталях, свободное пространство заполнялось бор­дюрами из ромбов, треугольников, зигзагов и розетчатыми фигу­рами, чаще циркульного характера. Самые мелкие детали упря­жи украшали ряды из косых крестов, ромбов, циркульные узоры, сочетавшиеся с точечным орнаментом.

Орнаментация оленьей упряжи во второй половине XX в. представлена костяными пряжками, прикрепляемыми к ошейнику оленя. Ажурный вид пряжкам придает профилировка краев (рис. 3, 4). Резьба подчинена бордюрной организации и в качестве мо­тива имеет флажкообразную фигуру в прямо- и криволинейном исполнении. В настоящее время орнаментированные пряжки при­меняются, главным образом, на Пиме и Тромъегане [Лукина Н. В., 1979. С. 4]. Нередко украшается ошейник из черемуховой пласти­ны, служащей для ловли оленя руками. Использование техники выемчатой резьбы создает контрастный диахромный узор, так как

он возникает вследствие удаления коры с фоновых частей. Орна­ментальный бордюр заполняет всю поверхность ошейника и ино­гда его особенностью является отсутствие ритма, т. е. последую­щая фигура не повторяет предыдущую. Мотивы прямолинейно-гео­метрического характера включают в свой состав треугольники, уголки, ромбы, зигзаги, сложнопрофилированные прямоугольники и другие замысловатые фигуры. У восточных хантов отмечена так­же традиция украшения пояса для оленя. -Сложный узор в виде прямолинейного бордюра выполняется посредством мозаики из ровдуги или аппликации из сукна и охватывает собой весь пред­мет. На Югане, где, вероятно, появились данные пояса [Лукина Н. В., 1985 а. С. 133], орнамент наносился непосредственно на по­яс; на Пиме и Тромъегане существуют накладные узорные пояса.

Разделение труда на женскую и мужскую сферы предполага­ло и своеобразие того круга предметов, что входил в каждую из них. Женский труд во многом связан с изготовлением одежды. Предметы, вовлеченные в этот вид деятельности, у восточных хан­тов охвачены орнаментацией в большей мере. Для раскроя шкур предназначена специальная доска: слегка выпуклая, удлиненной формы. Ее орнаментальную отделку составляет резной бордюр, помещающийся на верхнем или обоих концах. Применяется трех­гранно-выемчатая и контурная резьба, среди орнаментальных форм встречаются треугольники и ромбы. Еще в конце XIX в. можно было встретить отдельные экземпляры орнаментированных скребков. Деревянная основа одного из них имела форму плоского полукруга с овальной ручкой. Поверхность скребка, кроме ручки, покрывал резной трехгранно-выемчатый орнамент из треугольни­ков. Зубчатый ряд шел по краям полукруга, замыкаясь у ручки, а центральная часть декорируемой поверхности отводилась под ро­зетку в виде креста, который также образовывала зубчатая линия (рис. 3, 3). Рабочая часть второго скребка, изготовленная из рога лося, с выпуклой стороны имела ямочный орнамент — симметрич­ную криволинейную фигуру [Sirelius U. Т., 1983. Прил. № 37].

При изготовлении и хранении ниток используются пряслица и крепилки. Орнаментированные костяные, реже деревянные, пряс­лица в прошлом были особенно.характерны для Васюгана; в на­стоящее время изготовление их прекратилось [Лукина Н. В., 1979. С. 4]. Ажурный резной узор покрывал всю поверхность пряслица, подчеркивая его миниатюрность и насыщая предмет'эстетическим воздействием (рис. 3, 2). Резные полосы "делили декорируемую по­верхность на зоны, в которых, как правило, размещались бордю­ры из уголков, треугольников, точек, исполненные соответственно контурной, трехгранно-выемчатой и ямчатой резьбой. Согласуясь с формой предмета, узоры шли по кругу и, замыкаясь, образовыва-38

позетки сложного строения. Вслед за С. В. Ивановым (1963) я Л чонна рассматривать розетки в качестве мотивов второго поряд-° " и признать первичность за описанными бордюрами. На более к их образцах пряслиц активнее использованы точечные бор­дюры, уголки и контурный зигзаг, а на тех, что зафиксированы во второй'половине нашего века, узор образован главным образом за счет треугольника. На Салыме встречено каменное пряслице, вся поверхность которого покрыта выдолбленными в хаотичном по­рядке точками [ТГОИАМ, №2055].

Крепилки (мотовильца) локализованы на Агане, Пиме и Ва-сюгане. На первых двух реках их форма проста, а декоративное убранство минимально: вытянутая округлая или подпрямоугольная поверхности имеют горизонтальные функциональные прорези, меж­ду которыми иногда сквозной резьбой нанесен несложный кружко-вый орнамент. Иной подход к декорированию демонстрируют васю-ганские крепилки. Они образец как утонченной проработки об­щей конфигурации предмета, так и филигранной резьбы, подчерки­вающей конструктивные и декоративные особенности вещи. Каж­дая крепилка оригинальна, но вместе с тем с рубежа веков по се­годняшний день прослеживается общность форм и их орнаменталь­ного насыщения, что позволяет вести речь об устойчивых орна­ментальных традициях.

Самый распространенный вид крепилок имеет прямоугольную основу с прорезями, идущими по периметру и в центре, где они принимают иногда вид косого креста, сдвоенных треугольников, Н-образный. Эта форма крепилок обладает самой насыщенной ор­наментацией: вся их миниатюрная поверхность покрыта узорами (рис. 3, 1). Второй вариант также имеет прямоугольные очертания, но внутренняя поверхность изделия предстает как упорядоченная концентрическая сфера из кругов или полукружий: центрального и угловых, либо только угловых, либо угловых и по периметру. Ор­наментальная отделка здесь скромнее, чем в первом варианте. Третий вариант крепилок отличает отсутствие узорной проработки изделия, и вся эстетическая нагрузка приходится на сквозную резь­бу, превращающуюся в ажурную замысловатую розетку. Несколь­ко образцов не укладываются в описанные рамки. Их характери­зует витиеватость формы и орнаментальных линий, созданных в результате творческого поиска исполнителей.

По сравнению с началом века в 1970-е гг. заметна тенденция к упрощению формы крепилок. Наметились и изменения в орна­ментации — исчезли кружковый орнамент в редкой технике глухой резьбы, контурные узоры из параллельного зигзага, то­чечный орнамент, трехгранно-выемчатые треугольники, искусная компоновка которых на поверхности предмета создала рельефные

стрел, относящийся ко второй половине XIX в. Это — прекрасный образец резьбы по дереву; композиционно она построена в форме вертикального бордюра, охватывающего всю боковую поверхность предмета. Применена техника трехгранно-выемчатой резьбы, а элементную базу составил треугольник. Эта исходная фигура соз­дает мотивы в виде круглой розетки, аналогичные тем, что быто­вали на пряслицах. Из треугольников образованы и ряды, которые разграничивают мотивы [ТК.Г, № НС-23]. Описанный предмет сви­детельствует об уверенной манере исполнения орнамента, так как только подлинному мастерству, основанному на прочных канонах, под силу создание гармоничного многообразия форм при лакониз­ме исходных посылок.

На рубеже XIX—XX вв. бытовали деревянные ножны, украшен­ные трехгранно-выемчатой резьбой. Ярусно расположенные гори­зонтальные бордюры составлены из треугольников в различных их сочетаниях, при этом доминировали мотивы, в которых элементы обращены друг к другу основаниями [ГМЭ, № 4047/140]. К этому же периоду относились и деревянные ножны, покрытые сверху же­стью, на которую наносилась чеканка. Та же композиция из гори­зонтальных бордюров имела иное конфигурационное выражение: волнообразные, точечные, петлеобразные узоры, мотивы из тре­угольных рядов и оформленная в виде бордюра ромбическая сет­ка с маленькими прямоугольниками в ее ячейках [ГМЭ, № 4047/ 268]. В 1970-е гг. заметна трансформация как технических, так и геометрических характеристик орнаментальной отделки ножон. Де­ревянная основа покрывается жестью со сквозным резным орна­ментом, под который подкладывается материал, создающий конт­растный по цвету узор. Мотивы принимают вид ромбических узо­ров, рядов из прямоугольников. Бордюрная организация узоров и их горизонтальный ритм сохраняются. Лишь на одном предмете вдоль всей поверхности ножон расположен вертикальный бордюр. Его мотивы носят цветочный характер и заключены в зоны-секции, создаваемые контурной линейной резьбой [Лукина Н. В., 1979. Рис. 182, 4]. К ножнам иногда прикреплялись костяные пряжки с резным орнаментом, например из концентрических кругов [Луки­на Н. В., 1979. Рис. 181, 7].

Обстановка жилища отличается скромностью. Обязательным атрибутом ее являются циновки, которыми застилаются спальные • места. Орнаментированные экземпляры циновок в настоящее вре­мя представляют исключительную редкость. Узор здесь получают путем вплетения лыка ивы, окрашенного в черный цвет, и он пред­ставляет собой сетку из простых геометрических фигур: квадраты, ромбы. Изредка всю поверхность ножек низкого столика для еды — практически единственного атрибута мебели — украшает сквоз-

пезьба в виде бордюра из крестов. Убранство жилища у са-Н35мских хантов не отличалось от русского образца. Очевидно, рус-Л- втияние сказалось и на внешнем декоре жилища. Контурная СК° ба на оконных наличниках принимала здесь вид зубчатой ли-^гии бордюров из треугольников и ромбов или сложные орнамен­тальные криволинейные композиции. Скульптурно оформлялись у салымцев коньки крыш: фигурки птиц, таких как тетерев и лебедь, или изображение лошадиной головы [Шульц Л., 1924J.

Скромность убранства жилых помещений оживляет берестя­ная утварь. Теплые и спокойные тона ее естественных красок (жел­той и темно-коричневой), а также предельно выверенные с точки зрения гармонии и симметрии узоры дают жилому пространству декоративное звучание. Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства — исконно женской сферы деятельности. У каждого народа обра­зуется свой набор таких предметов. Для восточных хантов он вклю­чает в себя большое количество берестяной утвари различной фор­мы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до крупно­габаритных заплечных кузовов.

Еще в начале XX в. у восточных хантов имели хождение бере­стяные плоскодонные сосуды подпрямоугольной формы согун, са-вун, служившие для хранения и приема пищи. Вся их внутренняя и наружная поверхность покрывалась выскобленным орнаментом. Низкие стенки с внешней и внутренней сторон имели декоративное оформление в виде горизонтального бордюра. Малой площади ук­рашаемого участка соответствовали несложные мотивы, состоящие чаще из наклонных полос в сочетании с треугольниками. Интерес­ная стилистическая деталь таких узоров заключалась в том, что излом узорной линии происходил здесь часто не под прямым уг­лом, в то время как для восточнохантыйского декора в целом ха­рактерны изгибы орнаментальной линии под прямым углом. По нижнему краю узора часто проходил окаймляющий бордюр, по­меньше и проще основного. Выскобленная орнаментация дна у плоскодонного сосуда принимала очертания прямо- и криволиней­ных стилизованных изображений с различной степенью абстраги­рования. Они именовались чаще «червями» и походили на стили­зованное изображение «медведя» у северных хантов.

Отличительной стилистической чертой выскобленных узоров на рубеже XIX—XX вв. являлась контурность образующей их ли­нии. Применительно к стилизованным изображениям нужно вести Речь об удвоенном контуре узорной линии. На сосуде начала XX в. контурность уступила место широкоплоскостному исполнению [Лу­кина Н. В., 1979. Рис. 85]. В такой же стилистической и техниче-ск°н манере оформлялись и крышки сосудов. Крышки имели еще

и стенки, орнаментальная Отделка которых отличалась своеобра­зием: аппликация по зачерненной бересте шла во всю ширину сте­нок и состояла из двух горизонтальных бордюров— основного и окаймляющего его снизу. Оригинальностью по сравнению с вы­скобленными узорами характеризовалась и конфигурация аппли-кативных бордюров — сложные широкоплоскостные непрерывные бордюры выполняли роль основного узора. В закрытом положении стенки крышки полностью закрывали собой стенки сосуда вместе с выскобленными на нем узорами.

Берестяные кузовки, предназначенные для сбора и хранения ягод, растущих на высоких кустарниках и деревьях (вунтэп — сург., киль — вас.-вах.), демонстрируют отделку по устью — ап-пликативная полоса по зачерненной бересте. Узоры имеют харак­тер исключительно непрерывного горизонтального бордюра одного или дополненного внизу окаймляющим. Мотивы основного бордю­ра отличает сложная конфигурация.

Большие заплечные кузова кынт — орнаментируются двояко. Отделка большей части изделий сходна, с таковой у малых кузо­вов, причем данная традиция прослеживается с начала XX в., и единственное изменение во времени — усложнение конфигурации мотивов (рис. 3, 10). Для орнаментации другой части кузовов ис­пользуется выскабливание по бересте. Орнаментальная компози­ция при этом охватывает центральную часть стенки и выражается прямолинейной розеткой, чаще сложного строения, либо свобод­ным криволинейным узором с хаотичным ритмом. Иногда розетку окаймляет несложный бордюр, образующий прямоугольную зону-секцию. Крышка кузовов обнаруживает те же черты орнаментации, что и стенка, но ее круглая форма корректирует ритм окаймляю­щего бордюра: он идет по окружности. Для более жесткой фикса­ции лямок кузова при ходьбе используются роговые крючки, по­верхность которых отделывается трехгранно-выемчатой резьбой в виде зубчатых бордюров, при этом их конфигурация повторяет ос­новные конструктивные линии предмета. Такие крюки с узорной обработкой обнаруживаются на протяжении всего XX в., но в не­значительных количествах.

Декоративное мастерство восточных хантов свое максималь­ное выражение находит в орнаментации коробок, прежде всего берестяных йиныль. Коробки служат для хранения, сухих продук­тов и различных вещей и именно при их декоративной обработке творчество мастериц достигает наибольших высот.- Вместе с тем при кажущемся невероятным разнообразии форм орнаментальной от­делки берестяных коробок она все-таки подчинена строгим кано­нам, прослеживающимся на протяжении'всего XX в. В плане ор-

!'•

наменталыюй композиции выделяются два варианта берестяных

коробок.

Первый вариант находится в рецессивном состоянии, хроноло­гически усиливающемся. Суть орнаментации заключается в декори­ровании устья цилиндрической коробки с помощью горизонтально­го бордюра. Узор исполняется в технике аппликации с подкладным фоном, роль которого часто выполняет сукно. При таком способе на полосе бересты, имеющей иногда зубчатый край, вырезается орнамент, состоящий из треугольников в различных сочетаниях, уголков и полос.

Второй вариант занимает явно доминирующее положение в орнаментации берестяных коробок. Его отличительная черта — сплошное заполнение стенок емкости горизонтальным бордюром. Формы реализации данного композиционного канона ,не остались застывшими в течение текущего столетия. В начале века наблюда­лось преобладание прямолинейных непрерывных бордюров слож­ной конфигурации, выполненных техникой аппликации по зачер­ненной бересте. В это же время у васюганско-ваховских.хантов, наряду с прямолинейными узорами, бытовали и широкоплоскост­ные криволинейные, выполняемые в технике выскабливания. Их мотивы состояли из декоративно оформленных ромбов, зигзага с уголками, полос и свободных узоров. Иногда мотивы заключались в зоны-секции, образованные узкими и несложными вертикальными бордюрами.

Наши рекомендации