Криволинейные бордюры (2.1.0) 3 страница
Среди головных уборов южных хантов доминировали платки. Наиболее ранние их образцы практически не сохранились за исключением одного экземпляра, описанного Н. Ф. Прытковой (1953). Четырехугольный холщовый платок охчам сшивался в виде квадрата из двух с половиной полотнищ холста. Соединительные швы исполнялись красной шерстяной нитью в технике «косички» и окантовывались полосками вышитых крестом узоров. В . последнем случае использовались синие шерстяные нитки. Четыре угла платка украшались квадратиками из красных и синих нитей, техническим приемом служил двухсторонний стежок — керем ханч. Стороны платка загибались и подрубались синей нитью крестом. Широкое хождение среди южных хантов имела треугольная холщовая косынка, называемая «татарским платком» — хатань охчам (рис. 2,7). Сшивалась она* из трех частей: две имели форму трапеции, третья — треугольника. Соединительные швы прикрывали аппликативные полосы красной, синей или желтой ткани ч" нашитыми на них рядами бисера. Параллельно обеим сторонам аппликативных полос располагались одиночные или парные бордюры, вышитые синими* и красными шерстяными нитками в технике ханты ханч и керем ханч. Прямой угол косынки обильно украшался бордюрами с аналогичными техническими характеристиками, но более широкими по размерам и замысловатыми по конфигурации мотивов. Добавление желтого цвета сообщало им большую красочность. Упираясь под прямым углом одним из свои» концов в соединительный шов, бордюры доходили до края косынки. На одном предмете вышивалось от пяти до семи таких параллельных друг другу бордюров, образующих орнаментальную зону квадратной формы. От прямого угла косынки, в тон его части, где находились вышитые узоры, свисали бисерные нити с металлическими подвесками.
Покупные .ситцевые платки, потеснившие холщовые, с одного конца украшались такими же бисерными нитями с подвесками.
Дополнением к платку служила налобная повязка саравать.' Они представляла собой полоску ткани с завязками, к которой пришивались одна или две орнаментальные ленты, нанизанные из 32
бисера. В первом случае бисерный узор присоединялся к краю основы из ткани и спускался на лоб. Во втором случае на поверхность повязки нашивалась еще одна бисерная лента, поуже и отличная по орнаментальным мотивам от свисающей (рис. 1, 4).
Шапки в качестве зимнего головного убора женщин употреблялись южными хантдми значительно реже, чем платки (рис. 1, S). Шапки имели вид капора, изготовлялись из оленьего меха ворсом наружу, вокруг лица пришивалась опушка. В качестве украшения служила мозаичная полоса окрашенной ровдуги или меха, шедшая вдоль опушки по всей шапке или только в области макушки. В затылочной части проходил узор с горизонтальным ритмом, соединяя края описанной полосы. От края шапки на спину спускались снизки бус с металлическими подвесками.
Если в орнаментации женской одежды главным средством служила вышивка, то при изготовлении украшений, дополнявших декоративный облик одежды, незаменим был бисер. Южные ханты использовали два способа украшения кос. Первый связан с их искусственным удлинением и декорированием — так называемые ложные косы. Они представляли собой длинный жгут с бисерными украшениями на концах (рис. 1, 2). Волосы, собранные в два пучка, обматывались вокруг обеих половин жгута, а свободные-концы последнего свисали, имитируя продолжение кос. Концы оформлялись в виде полос из ткани, либо расшитых бисером, либо с пришитой к ним орнаментальной лентой из нанизанного бисера. В любом случае узором являлся вертикальный бордюр, с четырех сторон окаймленный бисерными нитями. К полоскам ткани пришивались свободно свисающие бисерные ленты небольшой длины, на которых размещались розетки, их роль обычно исполняли изолированные бордюрные мотивы. Декоративным завершением лент и ложных кос в целом служили круглые подвески на коротких бисерных нитях.
Второй вид головных украшений представляли косники — ленты нанизанного бисера с кистями из разноцветной шерсти. Чаще всего — это две одинаковые параллельные орнаментальные полосы, соединенные вверху перемычкой из ткани или шнурка. От каждой из них отходила пара полос поуже и покороче, примерно в половину длины и ширины основных (рис. 1,3). Накосник мог состоять из двух параллельных лент, или из двух основных и четырех дополнительных лент, соединенных вершинами, или из четырех основных, попарно сомкнутых вверху лент. Значительно реже встречался накосник из одной основной и двух дополнительных лент, имеющих в верхней части общую точку соприкосновения, или из одной лишь полосы нанизанного бисера. В любом из перечисленных случаев инвариантным оставалось исполнение
3. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири».
I
бисерных узоров в технике нанизывания, пышные кисти их uiepJt
стяных ниток на^онце и орнамент в виде вертикального бордюра^
Вплетались в косы и украшения, состоящие из пучка бисерных ни-Jf
тей с металлическими подвесками на концах. В роли последних^
выступали круглые и ромбические литые изделия с ажурным op-f
наментом, колокольчики, пряжки и т. д. . • |
В единственном экземпляре зафиксировано у южных хантов! своеобразное головное украшение: длинная полоса ткани, оканто-f ванная, за исключением небольшого участка в средней части, двух-Ц цветным зигзагом" из черно-белого мелкого бисера. Вдоль всей» окантованной поверхности шли три параллельные полосы из раз%, ноцветного крупного бисера. Пять бисеринок скрепляли концыЦ лент. Края последних оформляли бисерные нити с металлическимиЦ подвесками [Vahter Т., 1953. Ав. 119, 2]. Очевидно, такой вид при* няло на рубеже веков головное украшение, описанное для XVIII в.?| «...а некоторые богатые имеют будто повязку, у коей концы на за~| де долгие и расшитые разными медными фигурками, как конька-1. ми, сделанными рыбками и прочее» [Зуев В. Ф., 1947. С. 27]. Ц
В качестве шейных украшений выступали крепкие стоячиё| воротнички рох, пришивавшиеся, как правило, к вороту рубах|; (рис. 1, 5). Края воротничков окаймляли три полосы бисерных§' нитей: темная в центре и две светлые по краям. Поверхность все-|: го предмета, очерченная тонкой декоративной рамкой, орнаменти-|| ровалась двояко. Либо три полосы, аналогичные окаймляющим,^ выступали в качестве вертикальных перегородок и создавали^ квадратные зоны-секции, в которых вышивались лучистые фигу-if ры из бисера или размещались металлические отливки; либо всю поверхность воротника занимал горизонтальный бордюр из нани-,. занного бисера. В обоих случаях свободной от узора оказыва-| лась незначительная часть воротника в его середине. Узкие концы^ воротничка могли оставаться свободными, но чаще они обшива-| лись бусами или узенькой ажурной полосой нанизанного бисера.|-Иногда к воротничку пришивались богато орнаментированные би--| серные ленты, оканчивавшиеся бисерными нитями с кистями из! шерсти или металлическими подвесками.
Две широкие орнаментальные полосы нанизанного бисера со- ' ставляли основу нагрудных украшений (рис. 1, /). Они нашива-д лись на концы длинных лент из ткани. В некоторых случаях функ- : цию связки выполнял более узкий кусок ткани. Чаще обе половины нагрудного украшения в его средней части соединяли нить или узкая полоска из бисера, а к верхней части полос подсоединялись дополнительные орнаментальные ленты, которые свободно свисали, опускаясь ниже середины основных. От краев основных и дополнительных полос отходили снизки бисера или узкие, реже
широкие, орнаментальные ленты из бисера, к которым крепились металлические подвески круглой формы или кисточки из шерсти. Орнаментальная структура определялась сплошным узорным заполнением всей поверхности предмета или его части, а 'продолговатые формы обусловили лидерство бордюров с вертикальным ритмом. На многих образцах присутствовала одна и та же композиционная деталь — окаймление краев основной орнаментальной полосы тремя бисерными нитями: темная в центре и светлые по бокам.
Орнаментированные образцы мужской одежды зафиксированы у южных хантов в небольшом количестве. Сюда вошли холщовые . штаны (рис. 2, 5), которые спереди украшала обильная вышивка. Четыре основных и окаймляющие бордюры располагались в ярусном порядке, образуя прямоугольную орнаментальную зону. Мотивы узоров соотносились попарно на обеих частях изделия. Техническим приемом вышивки служила руть ханч.
Орнаментальные композиции на южнохантыйских мужских рубахах ернас распределились по трем вариантам. Первый характерен для рубах с наиболее архаичными чертами кроя [Прыткова Н. Ф., 1953]: отложной воротник, прямой разрез на груди, поли-ки на плечах, низ — из целого поперечного полотнища. Декорированию подлежали полики: со стороны стана и рукавов они выделялись полосами ткани, с верхней стороны вдоль этих полос' располагались бордюры, вышитые синей шерстяной нитью (рис. 2, 9). Внутренняя поверхность. детали сплошь зашивалась двумя вертикальными бордюрами, между которыми пролегала аппликативная полоса. Аналогичный композиционный прием заложен и в орнаментации обшлагов: зигзаговая аппликативная полоса и по обе стороны от нее горизонтальные вышитые бордюры. Шириной и насыщенностью конфигурации отличались два горизонтальных орнамента, шедших по пришивному полотнищу подола и охватывающих почти всю его поверхность. Небольшая часть последней приходилась на- окаймляющие бордюры. Над вышивкой были нашиты аппликативные полосы. Края нагрудного разреза окаймляла узорная полоса, нанизанная из бисера.
Второй вариант орнаментальной композиции встречается на рубахах без поликов, с воротником-стойкой и разрезом на груди справа. Стан рубахи состоял из прямого переднего полотнища и двух боковых. Что-либо определенное о покрое спинки и рукавов •утверждать трудно, так как описание подобных рубах мне не встретилось, а полное восстановление конструктивных особенностей лишь по фотографиям [Vahter Т., 1953] невозможно. Орнаментальная схема, однако, подробно представлена на иллюстрациях. Вышитые в технике керем ханч неширокие бордюры распо-
лягались горизонтально в области плеча, по краям рукавов и немного отступая от краев подола. Края воротника и разреза обшивались цветной нитью (рис. 2, 10). Очевидно, вышивкой отделывались уже готовые рубахи, так как на одном из изделий плечевой бордюр заходит за линию проймы. Частой декоративной деталью являлась орнаментальная окантовка нагрудного разреза и Т-образное оформление уголка перед воротом.
Третий вариант композиции бытовал^ на рубахах, -похожих на русскую косоворотку (рис. 2, 11). Застежка на воротнике и груди находилась на правой стороне. Орнаментальному оформлению подлежали воротник, нагрудная часть, края рукавов, подола. К воротнику-стойке, во всю его ширину, пришивалась узорная бисерная лента. Нагрудная часть оформлялась в виде широкого вышитого бордюра, охватывающего всю нагрудную вставку. Бордюр имел вертикальный ритм и состоял из двух орнаментально оформленных ромбов и треугольников между ними. Нижний конец бордюра выглядел мысообразно, по его краю шли окаймляющие узоры. Концы рукавов и подола украшала вышитая горизонтальная полоса орнамента. На подоле она окаймлялась сверху и снизу узким бордюром и располагалась на полосе холста, пришиваемой к стану. Для украшения рубах-косовороток использовался прием ханты-ханч.
Мужские рубахи, бытовавшие у иртышских хантов в 40-е гг. нашего века, имели воротник-стойку или отложной, нагрудный разрез посередине. Воротник, нагрудная планка, края рукавов и подола украшались бордюрами, вышитыми в технике тамбурного шва. Мотивы образовывались из волнистой линии и завитков. На одной и той же рубахе все узоры имели одинаковую конфигурацию [МАЭ, № И-1159-60, 61].
Сведения об орнаментации зимней мужской одежды у южных хантов оказались материализованными лишь в кукольной одежде хус гусь. Это глухая одежда с капюшоном, по низу рукавов и подола которой шли мозаичные орнаментальные полосы с несложным узором: ромб на треугольном основании [Vahter Т., 1953. Ав. 149, /].
§ 2. Восточная группа *
Творческий потенциал народа отражен в богатой и разнообразной общности орнаментированных предметов из разных сфер
* Источниковую базу раздела по восточным хантам составили, во-первых, опубликованные материалы: Лукина Н. В., 1979; Sirelius U. Т., ,1904, 1983; Vahter Т., 1953; Semayer W., 1908; Martin F. R., 1897; во-вторых, коллекционные сборы ГМЭ (Р. Митусовой, Дунина-Горкавича А. А.), МАЭ (И. С. Гудкова, В. В. Сенкевич-Гудковой, И. М. Мягкова, Г. Старцева), ТГОИАМ (М. Б. Шатилова), ГЭМ ЭССР (Э. Саара), ТКГ (Н. Н. Федоровой), МАЭС ТГУ; в-третьих, материалы этнографических экспедиций ТГУ (Г. И. Пелих, Н. В. Лукиной).
быта, представленных, однако, далеко не в равной мере. Почти не выявлены у восточных хантов декоративно отделанные средства передвижения по воде. Весла, если и украшались, то скупо: зубчатая профилировка краев на небольшой части ручки [Лукина Н. В., . 1979 Рис. 130, 4]. Еще менее характерна для восточных хантов орнаментация лодок. Сквозную резьбу по всей спинке сидения у лодки можно рассматривать как исключительный случай. Узор оформлен в виде бордюра из крестов [Лукина Н. В., 1979. Рис. 148, 4]. Современной ситуации противоречат более ранние сведения [Шульц Л., 1924], относящиеся.к салымским хантам. Весла, предназначенные для лодки невесты, отделывались здесь резьбой и погремушками; правда, на начало XX в. об этом сохранилась лишь устная информация. Каюки, появившиеся во второй половине XIX в., также несли на себе элементы декоративной отделки: верхушки каючных мачт и флюгера почти всегда украшались резьбой, колокольчиками и флажками.
Предметы оленьего транспорта орнаментированы у восточных хантов в большей мере. В конце прошлого века бытовали образцы оленьей упряжи, практически все костяные детали которых покрывала резная орнаментальная отделка. Основной композиционный прием состоял в следующем: на поверхности детали две пары контурных линий вычленяли полосу, которая, в свою очередь, делилась учетверенными параллельными линиями на большие и маленькие прямоугольные зоны-секции. В последних помещались циркульные узоры, фигуры, составленные из четырех треугольников или уголков, сросшихся вершинами. Зоны-секции меньших размеров занимали ряды из трех точек. Точечный орнамент шел обычно и по краям детали. В том случае, если орнаментальная полоса не охватывала всю поверхность предмета, как, например, на нащечных деталях, свободное пространство заполнялось бордюрами из ромбов, треугольников, зигзагов и розетчатыми фигурами, чаще циркульного характера. Самые мелкие детали упряжи украшали ряды из косых крестов, ромбов, циркульные узоры, сочетавшиеся с точечным орнаментом.
Орнаментация оленьей упряжи во второй половине XX в. представлена костяными пряжками, прикрепляемыми к ошейнику оленя. Ажурный вид пряжкам придает профилировка краев (рис. 3, 4). Резьба подчинена бордюрной организации и в качестве мотива имеет флажкообразную фигуру в прямо- и криволинейном исполнении. В настоящее время орнаментированные пряжки применяются, главным образом, на Пиме и Тромъегане [Лукина Н. В., 1979. С. 4]. Нередко украшается ошейник из черемуховой пластины, служащей для ловли оленя руками. Использование техники выемчатой резьбы создает контрастный диахромный узор, так как
он возникает вследствие удаления коры с фоновых частей. Орнаментальный бордюр заполняет всю поверхность ошейника и иногда его особенностью является отсутствие ритма, т. е. последующая фигура не повторяет предыдущую. Мотивы прямолинейно-геометрического характера включают в свой состав треугольники, уголки, ромбы, зигзаги, сложнопрофилированные прямоугольники и другие замысловатые фигуры. У восточных хантов отмечена также традиция украшения пояса для оленя. -Сложный узор в виде прямолинейного бордюра выполняется посредством мозаики из ровдуги или аппликации из сукна и охватывает собой весь предмет. На Югане, где, вероятно, появились данные пояса [Лукина Н. В., 1985 а. С. 133], орнамент наносился непосредственно на пояс; на Пиме и Тромъегане существуют накладные узорные пояса.
Разделение труда на женскую и мужскую сферы предполагало и своеобразие того круга предметов, что входил в каждую из них. Женский труд во многом связан с изготовлением одежды. Предметы, вовлеченные в этот вид деятельности, у восточных хантов охвачены орнаментацией в большей мере. Для раскроя шкур предназначена специальная доска: слегка выпуклая, удлиненной формы. Ее орнаментальную отделку составляет резной бордюр, помещающийся на верхнем или обоих концах. Применяется трехгранно-выемчатая и контурная резьба, среди орнаментальных форм встречаются треугольники и ромбы. Еще в конце XIX в. можно было встретить отдельные экземпляры орнаментированных скребков. Деревянная основа одного из них имела форму плоского полукруга с овальной ручкой. Поверхность скребка, кроме ручки, покрывал резной трехгранно-выемчатый орнамент из треугольников. Зубчатый ряд шел по краям полукруга, замыкаясь у ручки, а центральная часть декорируемой поверхности отводилась под розетку в виде креста, который также образовывала зубчатая линия (рис. 3, 3). Рабочая часть второго скребка, изготовленная из рога лося, с выпуклой стороны имела ямочный орнамент — симметричную криволинейную фигуру [Sirelius U. Т., 1983. Прил. № 37].
При изготовлении и хранении ниток используются пряслица и крепилки. Орнаментированные костяные, реже деревянные, пряслица в прошлом были особенно.характерны для Васюгана; в настоящее время изготовление их прекратилось [Лукина Н. В., 1979. С. 4]. Ажурный резной узор покрывал всю поверхность пряслица, подчеркивая его миниатюрность и насыщая предмет'эстетическим воздействием (рис. 3, 2). Резные полосы "делили декорируемую поверхность на зоны, в которых, как правило, размещались бордюры из уголков, треугольников, точек, исполненные соответственно контурной, трехгранно-выемчатой и ямчатой резьбой. Согласуясь с формой предмета, узоры шли по кругу и, замыкаясь, образовыва-38
позетки сложного строения. Вслед за С. В. Ивановым (1963) я Л чонна рассматривать розетки в качестве мотивов второго поряд-° " и признать первичность за описанными бордюрами. На более к их образцах пряслиц активнее использованы точечные бордюры, уголки и контурный зигзаг, а на тех, что зафиксированы во второй'половине нашего века, узор образован главным образом за счет треугольника. На Салыме встречено каменное пряслице, вся поверхность которого покрыта выдолбленными в хаотичном порядке точками [ТГОИАМ, №2055].
Крепилки (мотовильца) локализованы на Агане, Пиме и Ва-сюгане. На первых двух реках их форма проста, а декоративное убранство минимально: вытянутая округлая или подпрямоугольная поверхности имеют горизонтальные функциональные прорези, между которыми иногда сквозной резьбой нанесен несложный кружко-вый орнамент. Иной подход к декорированию демонстрируют васю-ганские крепилки. Они образец как утонченной проработки общей конфигурации предмета, так и филигранной резьбы, подчеркивающей конструктивные и декоративные особенности вещи. Каждая крепилка оригинальна, но вместе с тем с рубежа веков по сегодняшний день прослеживается общность форм и их орнаментального насыщения, что позволяет вести речь об устойчивых орнаментальных традициях.
Самый распространенный вид крепилок имеет прямоугольную основу с прорезями, идущими по периметру и в центре, где они принимают иногда вид косого креста, сдвоенных треугольников, Н-образный. Эта форма крепилок обладает самой насыщенной орнаментацией: вся их миниатюрная поверхность покрыта узорами (рис. 3, 1). Второй вариант также имеет прямоугольные очертания, но внутренняя поверхность изделия предстает как упорядоченная концентрическая сфера из кругов или полукружий: центрального и угловых, либо только угловых, либо угловых и по периметру. Орнаментальная отделка здесь скромнее, чем в первом варианте. Третий вариант крепилок отличает отсутствие узорной проработки изделия, и вся эстетическая нагрузка приходится на сквозную резьбу, превращающуюся в ажурную замысловатую розетку. Несколько образцов не укладываются в описанные рамки. Их характеризует витиеватость формы и орнаментальных линий, созданных в результате творческого поиска исполнителей.
По сравнению с началом века в 1970-е гг. заметна тенденция к упрощению формы крепилок. Наметились и изменения в орнаментации — исчезли кружковый орнамент в редкой технике глухой резьбы, контурные узоры из параллельного зигзага, точечный орнамент, трехгранно-выемчатые треугольники, искусная компоновка которых на поверхности предмета создала рельефные
стрел, относящийся ко второй половине XIX в. Это — прекрасный образец резьбы по дереву; композиционно она построена в форме вертикального бордюра, охватывающего всю боковую поверхность предмета. Применена техника трехгранно-выемчатой резьбы, а элементную базу составил треугольник. Эта исходная фигура создает мотивы в виде круглой розетки, аналогичные тем, что бытовали на пряслицах. Из треугольников образованы и ряды, которые разграничивают мотивы [ТК.Г, № НС-23]. Описанный предмет свидетельствует об уверенной манере исполнения орнамента, так как только подлинному мастерству, основанному на прочных канонах, под силу создание гармоничного многообразия форм при лаконизме исходных посылок.
На рубеже XIX—XX вв. бытовали деревянные ножны, украшенные трехгранно-выемчатой резьбой. Ярусно расположенные горизонтальные бордюры составлены из треугольников в различных их сочетаниях, при этом доминировали мотивы, в которых элементы обращены друг к другу основаниями [ГМЭ, № 4047/140]. К этому же периоду относились и деревянные ножны, покрытые сверху жестью, на которую наносилась чеканка. Та же композиция из горизонтальных бордюров имела иное конфигурационное выражение: волнообразные, точечные, петлеобразные узоры, мотивы из треугольных рядов и оформленная в виде бордюра ромбическая сетка с маленькими прямоугольниками в ее ячейках [ГМЭ, № 4047/ 268]. В 1970-е гг. заметна трансформация как технических, так и геометрических характеристик орнаментальной отделки ножон. Деревянная основа покрывается жестью со сквозным резным орнаментом, под который подкладывается материал, создающий контрастный по цвету узор. Мотивы принимают вид ромбических узоров, рядов из прямоугольников. Бордюрная организация узоров и их горизонтальный ритм сохраняются. Лишь на одном предмете вдоль всей поверхности ножон расположен вертикальный бордюр. Его мотивы носят цветочный характер и заключены в зоны-секции, создаваемые контурной линейной резьбой [Лукина Н. В., 1979. Рис. 182, 4]. К ножнам иногда прикреплялись костяные пряжки с резным орнаментом, например из концентрических кругов [Лукина Н. В., 1979. Рис. 181, 7].
Обстановка жилища отличается скромностью. Обязательным атрибутом ее являются циновки, которыми застилаются спальные • места. Орнаментированные экземпляры циновок в настоящее время представляют исключительную редкость. Узор здесь получают путем вплетения лыка ивы, окрашенного в черный цвет, и он представляет собой сетку из простых геометрических фигур: квадраты, ромбы. Изредка всю поверхность ножек низкого столика для еды — практически единственного атрибута мебели — украшает сквоз-
пезьба в виде бордюра из крестов. Убранство жилища у са-Н35мских хантов не отличалось от русского образца. Очевидно, рус-Л- втияние сказалось и на внешнем декоре жилища. Контурная СК° ба на оконных наличниках принимала здесь вид зубчатой ли-^гии бордюров из треугольников и ромбов или сложные орнаментальные криволинейные композиции. Скульптурно оформлялись у салымцев коньки крыш: фигурки птиц, таких как тетерев и лебедь, или изображение лошадиной головы [Шульц Л., 1924J.
Скромность убранства жилых помещений оживляет берестяная утварь. Теплые и спокойные тона ее естественных красок (желтой и темно-коричневой), а также предельно выверенные с точки зрения гармонии и симметрии узоры дают жилому пространству декоративное звучание. Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства — исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. Для восточных хантов он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов.
Еще в начале XX в. у восточных хантов имели хождение берестяные плоскодонные сосуды подпрямоугольной формы согун, са-вун, служившие для хранения и приема пищи. Вся их внутренняя и наружная поверхность покрывалась выскобленным орнаментом. Низкие стенки с внешней и внутренней сторон имели декоративное оформление в виде горизонтального бордюра. Малой площади украшаемого участка соответствовали несложные мотивы, состоящие чаще из наклонных полос в сочетании с треугольниками. Интересная стилистическая деталь таких узоров заключалась в том, что излом узорной линии происходил здесь часто не под прямым углом, в то время как для восточнохантыйского декора в целом характерны изгибы орнаментальной линии под прямым углом. По нижнему краю узора часто проходил окаймляющий бордюр, поменьше и проще основного. Выскобленная орнаментация дна у плоскодонного сосуда принимала очертания прямо- и криволинейных стилизованных изображений с различной степенью абстрагирования. Они именовались чаще «червями» и походили на стилизованное изображение «медведя» у северных хантов.
Отличительной стилистической чертой выскобленных узоров на рубеже XIX—XX вв. являлась контурность образующей их линии. Применительно к стилизованным изображениям нужно вести Речь об удвоенном контуре узорной линии. На сосуде начала XX в. контурность уступила место широкоплоскостному исполнению [Лукина Н. В., 1979. Рис. 85]. В такой же стилистической и техниче-ск°н манере оформлялись и крышки сосудов. Крышки имели еще
и стенки, орнаментальная Отделка которых отличалась своеобразием: аппликация по зачерненной бересте шла во всю ширину стенок и состояла из двух горизонтальных бордюров— основного и окаймляющего его снизу. Оригинальностью по сравнению с выскобленными узорами характеризовалась и конфигурация аппли-кативных бордюров — сложные широкоплоскостные непрерывные бордюры выполняли роль основного узора. В закрытом положении стенки крышки полностью закрывали собой стенки сосуда вместе с выскобленными на нем узорами.
Берестяные кузовки, предназначенные для сбора и хранения ягод, растущих на высоких кустарниках и деревьях (вунтэп — сург., киль — вас.-вах.), демонстрируют отделку по устью — ап-пликативная полоса по зачерненной бересте. Узоры имеют характер исключительно непрерывного горизонтального бордюра одного или дополненного внизу окаймляющим. Мотивы основного бордюра отличает сложная конфигурация.
Большие заплечные кузова кынт — орнаментируются двояко. Отделка большей части изделий сходна, с таковой у малых кузовов, причем данная традиция прослеживается с начала XX в., и единственное изменение во времени — усложнение конфигурации мотивов (рис. 3, 10). Для орнаментации другой части кузовов используется выскабливание по бересте. Орнаментальная композиция при этом охватывает центральную часть стенки и выражается прямолинейной розеткой, чаще сложного строения, либо свободным криволинейным узором с хаотичным ритмом. Иногда розетку окаймляет несложный бордюр, образующий прямоугольную зону-секцию. Крышка кузовов обнаруживает те же черты орнаментации, что и стенка, но ее круглая форма корректирует ритм окаймляющего бордюра: он идет по окружности. Для более жесткой фиксации лямок кузова при ходьбе используются роговые крючки, поверхность которых отделывается трехгранно-выемчатой резьбой в виде зубчатых бордюров, при этом их конфигурация повторяет основные конструктивные линии предмета. Такие крюки с узорной обработкой обнаруживаются на протяжении всего XX в., но в незначительных количествах.
Декоративное мастерство восточных хантов свое максимальное выражение находит в орнаментации коробок, прежде всего берестяных йиныль. Коробки служат для хранения, сухих продуктов и различных вещей и именно при их декоративной обработке творчество мастериц достигает наибольших высот.- Вместе с тем при кажущемся невероятным разнообразии форм орнаментальной отделки берестяных коробок она все-таки подчинена строгим канонам, прослеживающимся на протяжении'всего XX в. В плане ор-
!'•
наменталыюй композиции выделяются два варианта берестяных
коробок.
Первый вариант находится в рецессивном состоянии, хронологически усиливающемся. Суть орнаментации заключается в декорировании устья цилиндрической коробки с помощью горизонтального бордюра. Узор исполняется в технике аппликации с подкладным фоном, роль которого часто выполняет сукно. При таком способе на полосе бересты, имеющей иногда зубчатый край, вырезается орнамент, состоящий из треугольников в различных сочетаниях, уголков и полос.
Второй вариант занимает явно доминирующее положение в орнаментации берестяных коробок. Его отличительная черта — сплошное заполнение стенок емкости горизонтальным бордюром. Формы реализации данного композиционного канона ,не остались застывшими в течение текущего столетия. В начале века наблюдалось преобладание прямолинейных непрерывных бордюров сложной конфигурации, выполненных техникой аппликации по зачерненной бересте. В это же время у васюганско-ваховских.хантов, наряду с прямолинейными узорами, бытовали и широкоплоскостные криволинейные, выполняемые в технике выскабливания. Их мотивы состояли из декоративно оформленных ромбов, зигзага с уголками, полос и свободных узоров. Иногда мотивы заключались в зоны-секции, образованные узкими и несложными вертикальными бордюрами.