Художественные записи 1877--1894 гг. 4 страница
241 Пьеса "Фома", написанная Станиславским по повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", была показана впервые на сцене Немецкого клуба 14 ноября 1891 г. В заключение шли сцены в одном действии "В камере судьи" В. А. Слепцова (переделка Шкарина). Спектакль был поставлен Станиславским, ставшим с сезона 1891/92 г. фактическим руководителем Общества искусства и литературы.
Чтоб избежать цензурного запрета, Станиславский вынужден был изменить название пьесы и имена действующих лиц. Так, Ростанев превратился в Костенева, Опискин -- в Оплевкина, Перепелицына -- в Курицыну, Коровкин -- в Букашкина и т. д. Переделка была разрешена цензурой к представлению как "сочинение Станиславского (Алексеева)", без упоминания имени Достоевского, но с указанием: "сюжет заимствован". На титульном листе цензурного экземпляра, хранящегося в Музее МХАТ и имеющего дату разрешения 11 января 1890 г., Станиславским сделана ироническая надпись: "Как обманывали цензуру".
В спектакле "Фома" центральную роль дядюшки исполнял Станиславский, Фому -- А. А. Федотов, в остальных ролях были заняты А. Р. Артем, М. П. Лилина, В. В. Лужский.
242 Григорович Дмитрий Васильевич (1822--1899) -- писатель, автор широко известных произведений -- повести "Антон Горемыка", романов "Рыбаки" и "Переселенцы". Пьеса "Замшевые люди" (первоначальное название -- "Заноза") Обществом искусства и литературы не ставилась, так как автор, связанный обязательствами с дирекцией императорских театров, не имел возможности предоставить Обществу право первой постановки.
243 С. М. Винокуров под псевдонимом Михайлов играл роль Ягодкина (т. е. Ежевикина).
244 В программе фамилии Ильинской нет. Роль Курицыной (Перепелицыной) играла А. Ф. Смоленская.
245 Роль дядюшки, по словам самого Станиславского, имела для него как артиста "совершенно исключительное по важности значение". Он достиг в этой роли полного внешнего и внутреннего перевоплощения, предельного слияния с образом (см. Собр. соч., т. 1, стр. 138--139).
"Бесхарактерный полковник в его исполнении живет на сцене с поразительной правдивостью, и вы минутами готовы поверить, что перед вами не актер, а сам полковник", -- говорится в рецензии в журнале "Артист" (1891, No 18, стр. 127). "В роль Ростанева он вложил такую массу таланта, был так прост, так естествен, -- писал другой критик. -- Верхом совершенства была у него сцена изгнания Фомы... Я смело заявляю, что русское общество теряет очень много от того, что такой художник, как г. Станиславский, подвизается на частной сцене" ("Развлечение", 1891, 1 декабря).
246 "Мейнингенщиной" А. Ф. Федотов в данном случае называет приемы введения в спектакль пауз, световых и звуковых эффектов, которые, по замыслу Станиславского, должны были создать нужное сценическое настроение. Эти "звуковые паузы" Станиславского отмечались в рецензиях. "Перед падением занавеса [в конце второго действия. -- Н. Ч.]сцена некоторое время остается пуста. Сад залит лунным светом, щелкает соловей, за сценой лают собаки и раздаются крестьянские песни" ("Русские ведомости", 1891, 16 ноября).
Разработка этой паузы дается Станиславским в заключительной ремарке второго акта, снабженной его режиссерскими замечаниями (см. режиссерский экземпляр "Фомы" в Музее МХАТ).
247 Действительно, П. И. Кичеев в своей заметке о спектакле в "Московском листке", отдав дань художественности исполнения, слаженности ансамбля и прекрасному качеству декорации второго действия (исполненной К. А. Коровиным), отрицательно отнесся к идее инсценировки этой повести вообще и указал, что переделка Станиславского "решительно лишена сценического движения".
248 В программе спектакля 30 декабря 1891 г. указано, что после "Бесприданницы", в которой, как и прежде, Станиславский исполнял роль Паратова, должна была итти с его участием "Тайна женщины".
249 Летом 1891 г. Общество искусства и литературы переехало в новое помещение на Волхонке (дом Спиридонова).
250 Фигнер Николай Николаевич (1857--1919) -- известный оперный артист, тенор.
251 Станиславский был приглашен участвовать в гастрольном спектакле группы актеров Малого театра (Г. Н. Федотова, О. О. Садовская, А. А. Яблочкина и Ф. Ф. Левицкий) в Рязани в пользу артиста Левицкого. Шла комедия в четырех действиях Вл. И. Немировича-Данченко "Счастливец", из репертуара Малого театра. Станиславский играл роль художника Богучарова, А. А. Федотов -- капитана Тюльпанова.
14 мая 1892 г. "Счастливец" шел в городском театре в Ярославле в исполнении артистов Малого театра. Станиславский вместо заболевшего Южина исполнял игранную им прежде роль Богучарова.
Рассказывая в "Моей жизни в искусстве" о своем участии в спектакле в Рязани, Станиславский, по-видимому, объединил в своих воспоминаниях обе поездки -- в Рязань и в Ярославль.
252 Яша -- Гремиславскнй Яков Иванович (см. прим. 70).
253 В письме из Рязани к М. П. Лилиной С. А. Кошелева писала: "Скажи Константину Сергеевичу, чтобы он не отчаивался и не думал, что провалился. Все, кого я знаю, в восторге от его игры".
254 Весной 1892 г. "Счастливец" был поставлен с благотворительной целью в доме Алексеевых у Красных ворот, при участии артисток Малого театра Г. Н. Федотовой, О. О. Садовской, А. Н. Ермоловой-Кречетовой и артистов Общества искусства и литературы Станиславского, Лилиной, А. А. Федотова, Лужского и других. Дата 27 марта устанавливается по материалам архива Лужского.
255 "Последняя жертва" А. Н. Островского была поставлена силами артистов Малого театра и Общества искусства и литературы 31 октябре 1893 г. в зале Дворянского собрания в Туле. Станиславский играл роль Дульчина. Позднее, в феврале 1894 г., "Последняя жертва" была поставлена Станиславским на сцене Общества. |
Начиная с данной заметки записи Станиславского публикуются впервые.
256 О знакомстве с Л. Н. Толстым в доме Николая Васильевича Давыдова Станиславский рассказывает в книге "Моя жизнь в искусстве" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 139--142). Толстой говорил Станиславскому: "Доставьте радость старику, освободите от запрета "Власть тьмы" и сыграйте!" Он согласился с предложением Станиславского объединить два варианта четвертого акта с тем, чтобы устранить "остановку действия в самый кульминационный момент драмы". Н. И. Тимковский в письме к Станиславскому от 14 апреля 1895 г. сообщает: "Вчера я виделся с Л. Н. Он сказал мне, что разрешает Вам делать с "Властью тьмы" что угодно и что Вы его можете видеть, когда хотите".
Постановка "Власти тьмы" была осуществлена Станиславским лишь в 1902 г. на сцене Художественного театра.
257 Спектакль "Уриэль Акоста" К. Гуцкова был поставлен 10 декабря 1893 г. в Туле, в зале Дворянского собрания. Исполнителями, за исключением Станиславского, игравшего роль Де Сантоса, были актеры Малого театра. Под печатной программой рукой Станиславского приписано: "Панова, Ухов, Яковлев, Арбенин, Поль, Полянская -- молодые артисты Малого театра".
В 1895 г. "Уриэль Акоста" был поставлен в Обществе искусства и литературы; Станиславский был режиссером спектакля и исполнителем заглавной роли.
258 9 октября 1894 г. в городском театре в Ярославле состоялось гастрольное выступление Станиславского в роли Жоржа Дорси в пятиактной комедии В. Дьяченко "Гувернер". Роль Дорси незадолго до этого была сыграна Станиславским в Обществе искусства и литературы.
Как писала газета "Ярославские губернские ведомости" от 11 октября 1894 г., "Станиславский поистине воскресил перед нами этот, уже отживший в наше время, тип француза-гувернера в богатой помещичьей русской семье. Прекрасный грим, прекрасные манеры и отличный французский прононс как нельзя более способствовали полному успеху г. Станиславского. Отсюда понятна та восторженная овация, которую устроила публика своему любимцу не только во время исполнения им роли, но даже и по окончании ее"...
259 Гастрольное выступление Станиславского в роли Паратова в ярославском городском театре. На афише и программе указано, что 11 октября 1894 г. представлена будет "Бесприданница" "с участием в последний раз известного московского артиста-любителя К. С. Станиславского".
[МНЕНИЯ О ПЬЕСАХ]
Печатается впервые, по рукописи, не имеющей заглавия и датировки (No 1537).
Летом 1896 г. Станиславский был занят подготовкой репертуара к сезону 1896/97 г. и решением ряда организационных вопросов в связи с предполагаемым расширением деятельности Общества искусства и литературы и превращением любительской труппы в профессиональный театр. Намечалось снятие помещения театра Я. В. Щукина в Каретном ряду, где в течение двух с половиной месяцев должны были итти регулярные спектакли Общества (в этом помещении в 1898 г. открылся Художественный театр).
Среди записей Станиславского, относящихся к 1896 г., имеется "Список пьес для памяти"; в нем перечислены многие драматические произведения, в том числе и пьесы, упоминаемые в данной публикации.
Ни одна из пьес, на которые Станиславский дает отзывы в публикуемой рукописи, не была включена им в репертуар Общества искусства и литературы. Лишь "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") К. Гольдони была дважды поставлена им на сцене Художественного театра (в 1898 и 1914 гг.). Записывая свои мнения о пьесах, Станиславский почти во всех случаях приводит краткий пересказ их фабулы, который, как правило, опускается нами при публикации.
1 В спектакле МХТ 1898 г. "Трактирщица" шла в один вечер со "Счастьем Греты" Э. Мариотта. Позднее, в 1914 г., "Хозяйка гостиницы" шла самостоятельно, без добавления второй пьесы.
2 Желябужская (Андреева) Мария Федоровна (1872--1953) -- актриса и общественный деятель. Начала свой артистический путь в 1894 г. в Обществе искусства и литературы, где сыграла ряд ответственных драматических ролей (Юдифь -- "Уриэль Акоста", Лариса -- "Бесприданница", Геро --"Много шума из ничего", Раутенделейн -- "Потонувший колокол"). С 1898 по 1905 г. -- артистка МХТ.
3 Желябужский Андрей Алексеевич участвовал в спектаклях Общества под псевдонимом Андреев.
4 По-видимому, Левитский Александр Михайлович, вступивший в сезоне 1890/91 г. в состав любительской труппы Общества.
5 Опера А. Понкиелли "Джиоконда" была написана на сюжет драмы В. Гюго "Анджело".