Пустота в военных действиях

Если во время военных действий собственная позиция оказывается «пустой»,[519]нужно придать ей видимость наполненности, чтобы противник не мог определить, насколько противостоящее ему войско сильно или слабо. В таком случае он остережется завязывать сражение, и можно будет сохранить в целости свои силы.

Правило гласит: «Если противник не решается вступить в бой, это потому, что его заставили так вести себя».

Наполненность в военных действиях

Если во время военных действий противник обладает полнотой силы, следует тщательно организовать оборону, и он не посмеет предпринять рискованных действий.

Правило гласит: «Когда противник наполнен, будь готов к нападению» («Сунь-цзы», гл. I).

Поспешность на войне

Начав военные действия, следует досконально разведать силы противника и уж потом вести на него войска. Если наступать нерасчетливо и вступать в сражение необдуманно, победа обязательно достанется противнику.

Правило гласит: «Храбрые легко вступают в бой; они вступают в бой, не зная, где лежит их выгода» («Сунь-цзы», гл. IX).

Воевать серьезно

На войне нужно во всем быть серьезным, предпринимать действия, лишь видя верную выгоду, а не видя выгоды, выжидать. Ни в коем случае нельзя действовать поспешно. Если так вести себя, наверняка избежишь смертельной ловушки.

Правило гласит: «Стой недвижно, как гора» («Сунь-цзы», гл. VII).

Обольщение выгодой на войне

Если во время военных действий вражеский полководец глуп и негибок, его можно обольстить обещанием выгоды. Когда вражеский полководец так жаден, что не понимает грозящей ему опасности, на него можно совершить нападение из засады. Так можно разгромить неприятельское войско.

Правило гласит: «Обольщай посулами выгоды» («Сунь-цзы», гл. I).

Нападение на нападающих

Когда собственное войско и войско неприятеля прочно удерживают свои позиции и неприятель разоряет приграничные земли, причиняя страдания тамошним жителям, можно в пригодных для этого местах устроить засаду против его войск или воздвигнуть укрепления, чтобы враг не осмеливался вторгаться в чужие пределы.

Правило гласит: «Противника отвращает от нападения неизбежность поражения» («Сунь-цзы», гл. VI).

Спокойствие в бою

Если противник располагает большими силами и хочет поскорее завязать бой, нужно отойти под защиту укреплений и спокойно держать оборону, не отвечая на вызов и дожидаясь, пока его силы иссякнут. Если противник совершает набеги, стараясь вовлечь тебя в большое сражение, нельзя отвечать на его вызов.

Правило гласит: «Оставаясь спокойным, будешь иметь покой» («Сунь-цзы», гл. V).

Бесстрашие в бою

Если во время военных действий попадаешь в положение, грозящее гибелью, нужно внушить своим воинам решимость сражаться не на жизнь, а на смерть, ибо, если смогут превозмочь страх смерти, они смогут победить.

Правило гласит: «Когда воины находятся в смертельной опасности, они не ведают страха» («Сунь-цзы», гл. XI).

Смертельная битва

Когда вражеское войско сильно, и собственные воины пали духом и не хотят сражаться со всей решимостью, нужно создать для них «место смерти» и приказать войскам сражаться, не щадя жизни. Нужно уничтожить повозки и фураж, засыпать колодцы и очаги, сжечь все корабли, чтобы у воинов не возникло и мысли об отступлении. Тогда непременно одержишь победу.

Правило гласит: «Когда смерть неминуема, сможешь уцелеть» («Сунь-цзы», гл. XI).

О желании сохранить себе жизнь

Когда во время военных действий захвачены благоприятные позиции, воины возвели соответствующие укрепления, отданы соответствующие приказы войскам и отобраны ударные отряды, все равно нужно сражаться, не щадя жизни. Если, идя в бой на врага, поддаться страху и постараться сохранить свою жизнь, непременно погибнешь.

Правило гласит: «Кто хочет выжить – погибнет» («Сунь-цзы», гл. VIII).

Голод на войне

Когда, отправившись в поход на врага, углубляешься в его земли, если имеешь нужду в провианте, можно выслать отряды для захвата провизии. Если удастся завладеть неприятельскими запасами продовольствия и снабдить ими собственную армию, победа будет на твоей стороне.

Правило гласит: «Снабжая себя запасами противника, будешь иметь вдоволь оружия и провианта» («Сунь-цзы», гл. II).

Наши рекомендации