Критерии оценки знаний и умений
СИЛЛАБУС
РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОДОЛЖАЮЩИЙ УРОВЕНЬ
Учебный год
Весенний семестр
Дисциплина: Русский язык. Продолжающий уровень.
Количество кредитов: 4
Дата: 09.01.2017.
Утвеждено академическим комитетом КМА:
Декан КМА Д. Ковтуненко
Преподаватель Р. Бекенова
Завкафедрой гуманитарных дисциплин Л. Уилер
Содержание
1. Введение. 3
2. Задачи курса
3. Пререквизиты.. 3
4. Учебная литература. 3
5. Web-сайты.. 4
6. Ожидаемые результаты после прохождения курса. 4-5
7. Тематика. 5
8. Критерии оценки знаний и умений. 5
9. Календарно-тематический план. 6-8
Введение
Описание курса.В пределах данного курса предполагается устранение пробелов в знаниях по грамматике русского языка, актуализация и закрепление знаний, формирование умений и навыков в том объеме, который необходим для построения грамотной устной и письменной речи, для проведения презентаций, для участия в диалогах и полилогах и др.
Цель курса совершенствование языковой и коммуникативной компетенции студентов в пределах основных сфер речевой деятельности: социально-бытовой, социально-политической, общественно-культурной, учебно-профессиональной.
Задачи курса
* изучение учебного материала в рамках лексических тем силлабуса;
* формирование навыков создания вторичных научных жанров, эссе;
* изучение приемов ораторского искусства и формирование риторических навыков и умений;
* совершенствование умений и навыков в основных сферах речевой деятельности.
3. Пререквизиты – Диагностическое тестирование (<50 балл)
Учебная литература
Основная литература:
1. Русский язык и культура речи. /Под ред. Максимова В.И и др. М., 2002.
2. Русский язык. Уч. пособие для студ. казах. отд. ун-тов /Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. Алматы: Қазақ университеті, 2008.
3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. Русский язык для студентов - нефилологов. М., 2002.
4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации.- М., 2002.
5. Бекенова Р.Б. Реферирование научных текстов.- Алматы, 2009.
6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.
7. Стенюков М.В. Образцы документов к делопроизводству.- М., 2001.
8. Шейнов В.П, Искусство убеждать. – М., 2006.
9. Методические рекомендации по написанию эссе. - СПб, 2005.
Дополнительная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Краткий справочник по грамматике русского языка. Под ред. Тумановой А.Б. Алматы, 2005.
3.Валгина Н.С., Розенталь Д.А. Москва, 2002. Современный русский язык.
5. Бекенова Р.Б. Обучение реферированию./Под ред. Тумановой А., Парасюта Е. Мат.семинара-тренинга. Актуальные проблемы преподавания языков в КБТУ. Алматы, 2005.
6. Туманова А.Б. Сборник текстов и упражнений по развитию речи. Алматы, 2003.
7. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М., 2002.
8. Кутузова Г.И. Изучаем язык контрактов.- М., 2004.
9. Введенская Л.А. , Павлова Л. Деловая риторика.- М., 2002.
Web-сайты
http://www.orfo.ru
http://www.do.gendos.ru
http://www.rudocs.exdat.com
http://www.constructorus.ru
http://www.narod.ru
http://www.publiclibrary.ru
Ожидаемые курсы после прохождения курса.
По окончании курса студенты научатся
* создавать вторичные научные жанры;
* составлять различные виды конспектов, образцы деловой документации;
* писать эссе;
* подбирать литературу на определенную тему, систематизировать её, делать её анализ путём сравнения и обобщения;
* использовать в своей речи в рамках профессионального и делового общения приёмы ораторского искусства;
* делать презентации (групповые, индивидуальные) а рамках изучаемых лексических тем по силлабусу;
* грамотно говорить и писать в пределах основных сфер речевой деятельности.
Тематика
1. Специфика официально-делового стиля, сфера применения.
2. Особенности официально-деловой письменной речи.
3. Правила составления деловой документации.
4.Принципы и правила ведения электронной переписки.
5. Языковые формулы ОДСР.
6. Просторечие (сленг, арго, жаргон), его особенности.
7. Культура речи. Речевой этикет.
8. Нормы литературного произношения.
9. Презентация. Условия успешной презентации. Критерии оценки.
10. Русский язык в системе мировых языков.
11. Функционирование русского языка в РК.
12. Научный стиль речи, его особенности.
13. Конспект, его виды.
14. Изобразительно-выразительные средства языка.
15. Речевые клише, использование их в речи.
16. Варваризмы, сфера их использования. Новая русская лексика.
17. Ораторское искусство, его виды.
18. Приёмы ораторского искусства.
19. Мастерство публичных выступлений.
20. Я оратор. Мои приёмы привлечения публики.
21. Бизнес-презентация.
22. Роль ораторского искусства в моей будущей профессии.
23. Аннотация как вторичный научный жанр. Правила ее составления.
24. Наука и научные открытия в истории человечества.
25. Особенности письменной научной речи.
26. Реферат как вторичный научный жанр.
27. Средства массовой информации и их роль в жизни человека.
28. Особенности публицистического стиля речи.
29. Интервью и репортаж, структурные особенности.
30. Тезисы, жанровые особенности.
31. Искусство, его роль в жизни человека. Виды искусства.
32.Нравственные ценности, материальные ценности.
33.Рецензия как вторичный научный жанр.
34. Глобальные проблемы современности.
35. Экологические проблемы Казахстана.
36. Резюме-вывод как вторичный научный жанр.
37. Здоровый образ жизни, его составляющие.
38. Эссе, его жанровые особенности, требования к его написанию.
39.Молодежь – будущее страны. Проблемы молодежи.
40. Использование цитат, ссылок, афоризмов в письменной и устной речи.
Критерии оценки знаний и умений
1. Текущий контроль | 3. Итоговый контроль (экзамен) | Баллы | |||
1-ая аттестация 1. | Баллы | 2-ая аттестация 1. | Баллы | ||
1) Посещение и активность на занятиях | 1)Посещение и активность на занятиях | 1. Тесты по ЛГМ (письменно) | |||
2) Коммуникативные навыки | 2) Коммуникативные навыки | 2. Подготовка текста ораторского выступления (письменно) - по билетам). | |||
3) Выполнение СРС(дом.зад). | 3) Выполнение СРС(дом.зад.) | 3. Создание вторичного научного жанра на основе научной статьи по специальности (письменно).. | |||
4) СРСП-1 – презентация проекта (устно) | 4) СРСП-2 – научная работа – создание вторичных жанров на основе научно-популярной статьи по специальности (письменно) | 4. Создание эссе на заданную тему (письменно). | |||
5) Сдача на проверку Презентационной речи (письменно) | Защита СРСП-2 (устно) | ||||
2. Рубежный контроль.На основе афоризма подготовить текст ораторского выступления с использованием клише, изобразительно-выразительных средств языка и приёмов ораторского искусства (письменно). | 2. Рубежный контроль.Подготовить ораторское выступление (на заданную тему) согласно требованиям, предъявляемым к организации публичной речи - спонтанная речь (устно) | ||||
Грамотность речи | Грамотность речи | ||||
Информативность речи | Информативность речи | ||||
Использование клише | Использование клише | ||||
Использование изобразительно-выразит. средств языка | Использование изобразительно-выразит. средств языка | ||||
Использование приёмов ораторск. иск-ва | Использование приёмов ораторск. иск-ва | ||||
Всего | Всего | Всего | |||
Итого по дисциплине |
9. Календарно-тематический план:
ческий план:
Неде- и и | Аудиторные занятия | 1.СРС*/2.СРСП** Вид заданий и сроки выполнения | ||||
Модуль Дата | Название темы | Навыки речевой деятельности (РД) Рекомендуемые материалы | Практич. зан.- 45 час. | |||
1. М1. Тема 1 08.01 13.01 | Знакомство. Официально – деловая письменная речь. Деловые бумаги. Деловая переписка (электронная почта). | Языковая компетенция: Лексика:освоение деловой лексики, варваризмов, изобразительно-выразительных средств языка, формирование навыков использования речевых клише, характерных для официально-делового стиля речи. Аудирование: развитие умения воспринимать на слух текст из сферы делового общения, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение по специальности извлекать из него нужную информацию и способности её воспроизводить. Чтение:развитие навыков чтения как рецептивного вида РД посредством работы над средствами индивидуальной коммуникации (деловые бумаги, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение по специальности). Письмо: развитие навыков письма как продуктивного вида РД через формирование умений и навыков по составлению деловой документации с использованием предлогов, составных союзов, клише, характерных для официально-деловой письменной речи, включая электронную переписку, а также по составлению различных типов конспекта. Говорение: формирование навыков и умений вести деловую беседу с целью повышения коммуникативной компетенции: отработка навыков правильного произношения слов и сл/соч., являющихся трудными случаями в рамках норм русской орфоэпии. Рекомендуемые материалы: список клише и предлогов из ОДСР; образцы деловых бумаг; тексты по специальности из НСР; задания и упражнения по учебн. пос. М.Ю. Федосюк. РЯ. –М., 2002.; Учебн.пос. –Алматы, 2008; РЯ и КР. Максимов.-М., 2002, учебн.пос. Бекенова Р. Реферирование научных текстов.- Алматы, 2008.; Стенюков М.В. Образцы документов к делопроизводству.- М., 2001; Кутузова Г.И. Изучаем язык контрактов.- М., 2004; Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004; Шейнов В.П, Искусство убеждать. – М., 2006. | 1. Составить автобиографию, резюме “Моё будущее”. Отправить текст электронного делового письма преподавателю в соответствии с требованиями. 2. Выбрать тему и подобрать материалы по теме СРСП-1. (презентация) | |||
2. М1. Тема 2 15.01 20.01 | Культура речи. Нормы литературного произношения. Жаргонная лексика. Сленг. Презентация. | 1. Подготовиться к контролю по нормам литературного произношения (трудн. случаи в рус. орфоэпии ) Подготовиться к беседе по тематике занятия (выучить определения понятий культура речи, жаргон, сленг, арго и высказывания о Слове, языке, речи.) 2. Определить тип презентации, собрать материал - СРСП-1. | ||||
3. М 1 Тема 3 22.01. 27.01 | Русский язык в системе мировых языков. Функционирование русского языка в РК. НСР. Конспект, его типы. | 1. Составить назывной, вопросный, развернутый планы по тексту общенаучного содержания;. Подготовиться к командной презентации по теме занятия. 2. Подготовить сценарий презентации, составить план - СРСП-1. | ||||
4. М 1 Тема4 ТК 29.01 03.02 (1 час) | Изобразительно-выразительные средства языка. Варваризмы. Конспект-схема. | 1. Составить конспект-схему по ИВСЯ. Выучить значения варваризмов, составить примеры их использования в речи. 2. Подготовить ролик, слайды, для презентации – СРСП-1 | ||||
5. М 2 Тема 5 03.02 (1час) 05.02 | Искусство слова. Виды ораторского искусства. Приёмы ораторского искусства. | Языковая компетенция: Лексика: освоение лексики научного стиля речи, формирование навыков использования речевых клише, характерных для НСР. Аудирование: развитие умения воспринимать на слух текст из НСР, извлекать из него нужную и ценную информацию и способности её воспроизводить согласно требованиям, предъявляемым к созданию вторичных научных жанров. Чтение: развитие навыков чтения как рецептивного вида РД посредством работы над текстами по специальности, а также текстов публичных выступлений великих ораторов Письмо: развитие навыков письма как продуктивного вида РД через формирование умений и навыков по созданию вторичных научных жанров (аннотации), а также образцов публичных выступлений с использованием клише, характерных для НСР и монологического высказывания Говорение: формирование навыков и умений эффективного речевого поведения согласно нормам и правилам русского литературного языка и приёмам ораторского искусства с целью совершенствования своей коммуникативной компетенции. Рекомендуемые материалы: тексты НСР по специальности, образцы вторичных научных жанров, СМИ; задания и упражнения по учебн. пос. М.Ю. Федосюк. РЯ. –М., 2002.; Учебн.пос. –Алматы, 2008; РЯ и КР. Максимов.-М., 2002, учебн.пос. Бекенова Р. Реферирование научных текстов.- Алматы, 2008.; Колесникова. От конспекта к диссертации.-М., 2002; Уч.пос. Обучение НСР, Алматы, 2005; 6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004; Шейнов В.П, Искусство убеждать. – М., 2006; Введенская Л.А. , Павлова Л. Деловая риторика.- М., 2002. | 2.Подготовить развёрнутое монологическое высказывание (на свободную тему) с использованием приёмов ораторского искусства. 2. Подготовить раздаточный материал, визитки, бэйджик для презентации – СРСП-1 | |||
6. М 2 Тема 6 10.02 12.02 (1 час) | Мастерство публичных выступлений. Ораторская речь. Аннотация | 1.Подготовить сценарий публичного выступления. Написать аннотацию по тексту общенаучного содержания по специальности 2. Подготовить текст презентационной речи – СРСП-1 | ||||
7. М 2 Тема 7 12.02 (1 час) 17.02 | Искусство говорить и моя будущая профессия. Бизнес-презентация: я презентатор. | 1.Подготовить бизнес-презентацию по своей специальности Подготовить командную презентацию “Моя специальность – самая важная и нужная!” 2.Провести генеральную репетицию презентации – СРСП-1.СРСП-1 | ||||
8. М 2 Тема 8 19.02 24.02 (1 час) | Защита СРСП-1 Рубежный контроль. Аттестация - 1. | 1. Защита СРСП-1 (презентация проекта). Сдача презентационной речи. 2. РК-2. На основе афоризма подготовить текст ораторского выступления на заданную тему с использованием клише, изобразительно-выразительных средств языка и приёмов ораторского искусства – по билетам. | ||||
9. М3 Тема 9 24.02 (1 час) 26.02 | Роль науки в истории человечества. Гениальные научные открытия и изобретения. Письменная научная речь. Реферат. | Языковая компетенция: Лексика: освоение лексики НСР, а также лексики для повседневного общения в рамках изучения лексических тем данного модуля, формирование навыков использования речевых клише, приёмов ораторского искусства, характерных для ПСР, организации и проведения презентации, а также для НСР; Аудирование: развитие умения воспринимать на слух текст из ПСР, НСР, извлекать из него нужную информацию и её воспроизводить согласно требованиям, предъявляемым к созданию вторичных научных жанров; развитие умения воспринимать на слух речь говорящего в рамках монолога, диалога, полилога; развитие умения воспринимать на слух сценическую речь. Чтение:развитие навыков чтения как рецептивного вида РД посредством работы над текстами общенаучного содержания, а также текстов по лексическим темам в рамках модуля; Письмо: развитие навыков письма как продуктивного вида РД через формирование умений и навыков по созданию вторичных научных жанров (рецензии, резюме-вывода). Говорение: формирование навыков и умений эффективного речевого поведения согласно нормам РЛЯ и с учётом существующего молодёжного сленга для выражения эмоционального состояния, индивидуальных особенностей и принадлежности к определённой социальной группе людей с целью совершенствования коммуникативной компетенции. Рекомендуемые материалы: просмотр спектакля в Государственном театре русской драмы им. М.Ю. Лермонтова; тексты НСР по специальности, образцы вторичных научных жанров, словарь жаргонизмов РЯ.- М., 2004.; задания и упражнения по учебн. пос. М.Ю. Федосюк. РЯ. –М., 2002.; Учебн.пос. –Алматы, 2008; РЯ и КР. Максимов.-М., 2002, учебн.пос. Бекенова Р. Реферирование научных текстов.- Алматы, 2009.; Колесникова. От конспекта к диссертации.-М., 2002; Уч.пос. Обучение НСР, Алматы, 2005. | 1. Составить реферат по тексту общенаучного содержания (по специальности). Подготовить командную презентацию по теме занятия. 2. Выбрать научн. статью, подготовить глоссарий для СРСП-2 | |||
10. М3 Тема 10 03.03 05.03 (1 час) | Средства массовой информации. Публицистический стиль. Интервью. Репортаж Тезисы. | 1. Подготовить тезисы на основе статьи по специальности. Подготовить интервью, репортаж (КБТУ) 2. Составить назывной, развернутый, вопросный планы по содержанию научн. статьи - СРСП-2 | ||||
11. М3 Тема 11 05.03 (1 час) 10.03 | Волшебная сила искусства. В мире поэзии. Рецензия. Нравственные ценности как основа природы человека. Разум сердца - в мире мудрых мыслей. | 1. Составить рецензию на спектакль (фильм). Выучить 6 высказываний, афоризмов по тематике занятия с использованием клише для цитирования и клише для монологического высказывания. 2.Составить цитатный конспект, конспект-схему по материалам первоисточника, аннотацию. СРСП-2 . | ||||
12. М3 Тема 12 ТК 12.03 17.03 (1 час) | Глобальные проблемы современности. Природа моего края. Охрана природы. Экологические проблемы Казахстана. Резюме-вывод. | 1. Составить резюме-вывод по тексту общенаучного содержания по специальности. Подготовить индивидуальную презентацию родного края. Выучить высказывания великих о природе, экологии. 2. Подготовить свободный конспект и реферат к научн. статье - СРСП-2 | ||||
13. М4 Тема 13 17.03 (1 час) 19.03 | Здоровый образ жизни. принципы и его составляющие. Эссе. Особенности жанра. Принципы и правила написания. | Языковая компетенция: Лексика: освоение лексики, использующейся в качестве приёмов ораторского искусства для привлечения внимания публики с целью убеждения и воздействия на неё, а также лексики для повседневного общения в рамках изучения тем данного модуля. Аудирование: развитие умения воспринимать на слух текст по лексической теме урока, извлекать из него нужную и ценную информацию и способности её воспроизводить; развитие умения воспринимать на слух речь говорящего в рамках презентационной речи; развитие умения воспринимать на слух речь говорящего в рамках проведения Круглого стола. Чтение: развитие навыков чтения как рецептивного вида РД посредством работы над текстами общенаучного содержания по лексической теме. Письмо: развитие навыков письма как продуктивного вида РД через формирование умений и навыков по написанию эссе на опред. тему). Говорение:формирование навыков и умений эффективного речевого поведения в рамках презентационной речи с целью совершенствования коммуникативной компетенции. Рекомендуемые материалы:; образцы презентационной речи; План, структура, композиция публичного выступления; список клише для монологического высказывания; тексты по тематике занятий, задания и упражнения по учебн. пос. М.Ю. Федосюк. РЯ. –М., 2002.; Учебн.пос. –Алматы, 2008; РЯ и КР. Максимов.-М., 2002, | 1. Подготовить письменно эссе (на заданную тему) согласно требованиям, предъявляемым к его написанию. Подготовить рекламный ролик “Нет – вредным привычкам!” Выучить высказывания великих о ЗОЖ. 2.Составить тезисы, тезисный план, резюме-вывод по содержанию статьи к СРСП-2 | |||
14. М4 Тема 14 24.03 26.03 (1 час) | Молодежь – будущее страны. Проблемы молодежи. Круглый стол “Я и мой мир”. Анкетирование | 1. Подготовиться к беседе-полилогу “Легко ли быть молодым?”. Выучить 6 высказываний великих о молодости как возрасте, о молодёжи (вместе с клише для монологического высказывания и клише для цитирования) Ответить на вопросы анонимной анкеты для молодых. 2.Составить рецензию к статье - СРСП-2 | ||||
15. РК, Атт.-2 26.03 (1 час) 31.03 | Защита СРСП-2 Рубежный контроль-2. Аттестация-2. | 1. Сдача СРСП-2 (научная работа) и её защита. 2. РК-2. Порождение спонтанной речи - ораторское выступление (на заданную тему) согласно требованиям, предъявляемым к организации публичной речи – по билетам. | ||||
Итоговый контроль. Экзамен | 1. Тесты по ЛГМ (письменно). | |||||
2. Подготовка текста ораторского выступления (письменно) - по билетам). | ||||||
3.Создание вторичного научного жанра на основе научной статьи по специальности (письменно). | ||||||
4. Создание эссе на заданную тему (письменно). | ||||||
Примечание:
1.СРСП – см. подробную информацию в разделе «Методические указания по выполнению СРСП» в УМКД, в Интранете на сайте дисциплины.
2.СРС – см. подробную информацию в разделе «Методические указания по выполнению СРС» в УМКД, в Интранете на сайте дисциплины.
3. Темы СРС – см. в УМК дисциплины, в Интранете.
Примечание:
1.СРСП – см. подробную информацию в разделе «Методические указания по выполнению СРСП» в УМКД, в Интранете на сайте дисциплины.
2.СРС – см. подробную информацию в разделе «Методические указания по выполнению СРС» в УМКД, в Интранете на сайте дисциплины.
3. Темы СРС – см. в УМК дисциплины, в Интранете.