Первая всемирная промышленная выставка
Билет № 1
1. Промышленная революция: технические изобретения, повлиявшие на культурную жизнь общества. 1 с. 44
Немецкий Производственный Союз (Веркбунд). 1 с. 166
Германский Ве́ркбунд — Немецкий производственный союз. Основан в 1907 в Мюнхене (Германия). Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников.
Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.
Веркбунд с самого начала своей деятельности старался совместить творческие стремления с массовым промышленным производством. Первым руководителем веркбунда был Теодор Фишер.
В 1914 году состоялась выставка Веркбунда в Кельне, на которой среди прочего были представлены модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса, Стеклянный павильон Бруно Таута и прочее. Также на выставке была представлена серийная мебель, предметы домашнего обихода, а также мебель для спального вагона.
С 1921 по 1926 г. председателем Немецкого производственного союза являлся Рихард Римершмид, и именно в этот период получил развитие функциональный метод в дизайне. В 1924 году объединение опубликовало альбом Форма без орнамента, в котором были представлены фотографии образцов промышленных изделий и доказывались преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, что в конечном счете вело к функционализму.
Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие. Действовали руководствуясь девизом: «Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами».
В 1933 немецкий Веркбунд был упразднён нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе. Однако к тому времени его возможности были уже исчерпаны.
Билет № 2
1. Первые Всемирные художественно-промышленные выставки: принцип организации, значение. 1 с. 70
2. Ульмская высшая школа формообразования и фирма «Браун» (радиоприёмники). 2 с. 194
Билет № 3
1. Петер Беренс и его деятельность в концерне АЭГ. 1 с.174
Петер Беренс. (1868—1940) и Всеобщая электрическая компания (АЭГ).
Петер Беренс - один из основоположников новой европейской архитектуры. В ранних архитектурных произведениях сочетал пространственные решения в духе модерна с геометрической четкостью планировочной структуры и декора.
В 1907 г. дирекция крупнейшего немецкого концерна AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») пригласила Беренса на должность главного художника. Он стал первым европейским специалистом, создавшим единый представительский стиль компании. Беренс занялся проектированием внешнего вида продукции концерна (теперь это называют промышленным дизайном).
Первым сооружением, которое Беренс построил для концерна AEG, стала Турбинная фабрика в Берлине (1909). Еще более «машинным» выглядит здание Газовой фабрики во Франкфурте-на-Майне (1911—12). Поставленные в ряд разновеликие башни, подобные огромным цистернам, производят внушительное впечатление своей мощью, строгой геометричностью объемов, устойчивостью.
Функциональное осмысление производственного процесса и придание ему эстетического смысла — вот основы, которые он заложил для дальнейшего развития мировой промышленной архитектуры.
2. Художественно-промышленное образование в России.
Билет № 4
1. Творчество Эль Лисицкого (1890-1941) – супрематизм (аксонометрические изоборажения). 1 с.202-3
2. Итальянский дизайн ХХ века – 3 аспекта + «Оливетти». 2 с.166?
Билет № 5
1. Краткая история Баухауза. Характеристика этапов развития. Значение школы. 1 с. 222
2. Производственное искусство в СССР (20е-30е годы), решение проблем формообразования предметно-пространственной среды. 2 гл.1? 1 с.210?конструктивизм-?
Билет № 6
1. Агитационно-массовое искусство, графический дизайн, текстиль и одежда – в России 1920 – 1930-х годов. 1 с.217?
2. Основные направления и стили в дизайне второй половины 20 века. 2 гл. 2-4
Билет № 7
1. Основные стили в дизайне Европы 1900 — 1940 гг. 2 Гл.1 + (супрематизм 1ая пол. 1910г. (Эль Лисицкий), конструктивизм (Татлин), Ар деко - во Франции в 1920-х, )
2. Предвоенный дизайн 30х-40х годов в Европе. 2 Гл.1
Билет №8
1. Интернациональный стиль. Ар-деко. 2 с.30? (с.34, 38)
2. Феномен коммерческого успеха фирмы «Оливетти» Пишущая машинка «М1», «Лексикон -80», «Леттера-22» + соц. преобразования. 2 Гл.2.3 с.166
Билет № 9
1. Новый стиль в Европе на рубеже XIX-XXвв (Ар Нуво). 1 Гл. 3.1 с.128 с.180?
2. Производственная программа Генри Форда (1863 – 1947) - конвейер. 1 с.54
Билет № 10
Первая всемирная промышленная выставка
2. Творчество В.Е.Татлина (конструктивизм) «Летатлин», «400м Памятник III Интернационалу» 1 с.204-210
Билет № 11
1. Направления в дизайне перед 2ой мировой войной. 2 Гл.1.1. и 1.3.
2. Отечественный инженерный дизайн 20-30-х годов.
Билет № 12
1. Дизайнерская деятельность А. Родченко (1891 – 1956) 1 с.212-213 и В.Степановой (1894 -1958) (производственное искусство) 1 с.210-211. -мало
2. Модерн: характеристика национальных и персональных направлений. 1 с. 128, 1 с. 140, 145
Билет № 13
1. Ч. Макинтош (1868 -1928)(европ. Модерн). Школа Глазго. 1 с.143-4, 148-мало информации
2. Баухауз: этапы развития, принципы подготовки дизайнеров. 1 с. 222, 1 Гл. 4.1
Билет № 14
1. Теоретическая и творческая деятельность У. Морриса (1834 -1896); влияние идей Морриса на современный дизайн. 1 с.102
2. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер.
Билет № 15
1. Дизайнеры начала 20 века: Вальтер Гропиус и Петер Беренс творчество, влияние на развитие дизайна.
2. Дизайн-программа «Братьев Тонет (5 сыновей Тонета)». 1 с . 99?
Билет № 16
1. Генри Коул, Франц Рело, Готфрид Земпер 1с.92: первые теории формообразования.
2. Баухауз – значение и программа. Основные преподаватели. 1 с. 222
Билет № 17
1. Венские мастерские (Сецессион или сдержанная разновидность Ар Нуво) - мало.
2. Комплексный подход к проектированию: «Красный Дом». У. Моррис?
Билет № 18
1. Движение «искусств и ремесел»: программа, художники, произведения. 1 с. 102, 106 (или 108) возглавил Уильям Моррис