Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 3 страница
Ил. 19. Схема возникновения обеко-угорских непрерывных бордюров
I разряда
В композиционном отношении эта система базировалась на тех же элементах симметрии, что и первый разряд: оси и плоскость симметрии. Зигзаговая структура построения мотива ей чужда. Размещение элементов в пространстве, строго очерченном зигзагом, когда етороцы последнего становятся наклонными ося-ми симметрии, а плоскость совпадает с плоскостью самого зиг-
21, Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 321
зага (рис. 7, 18), выводит развитие 'непрерывных бордюров на новый этап (ил. 19, 3). Он представлен в творчестве обских угров и контактировавших с ними самодийцев. Таким образом, именно зигзаговая структура придает непрерывным бордюрам хантов и манси своеобразный облик. Но она не объяснима с позиций только ссверносибирскпх мозаичных орнаментов, а значит, является инородной чертой.
Возможное направление поиска этого сильного культурного воздействия определяется следующими факторами. Во-первых, значимостью позиций асимметричной зигзаговой структуры в узорах, выскабливаемых на бересте и генетически тяготеющих к Среднему Приобью. Во-вторых, определяющим значением зигзага в андроновской орнаментике, которую исследователи определили как основополагающую для значительной части обско-угорских узоров [см.: Чернецов В. Н., 1948; Иванов С. В..
1963 и др.].
Итак, если приведенные реконструкции верны, то первый разряд обско-угорских непрерывных бордюров предстает в виде синтеза северосибирских черт, с одной, стороны, и более южных, с другой.
Зигзаг как композиционная основа позволяет объяснить п ромбическую ступенчатость непрерывных бордюров. Все орнаментальное творчество хантов и манси пронизывает зигзаг с прямоугольной вершиной: он широко представлен в прямо- и криволинейных прерывистых орнаментах. Такой зигзаг, положенный в основу композиции непрерывных бордюров, предполагает наклонное, под углом в 45° к оси переносов, расположение элементов. В силу этого ломанная под прямым углом линия, образую-иия элементы, приобретает ромбическую ступенчатость. Таким образом, правило создания непрерывных бордюров, в наибольшей степени определяющее их специфический облик, выводимо из композиционных особенностей построения узоров. В концепции С. В. Иванова (1963) ступенчатость обусловливается своеобразием технического приема вышивки: сначала намечается контур узора, а затем последний зашивается гладью. Но в «хантыйской» и «мансийской» вышивке встречается и квадратная, и ромбическая ступенчатость орнаментальной линии; здесь также широко представлены меандровидные п ориитоморфиые фигуры, узорная линия которых вообще лишена ступенчатости. Очевидно, вес стилистические особенности исполнения узоров равповозможны для описанной техники, и она не определяет приоритетность пп одной из них.
Ведущим мотивом I разряда на протяжении всего XX в. служат «заячьи уши» (рис. 7, 19). Однако ретроспективно такая картина могла иметь подвижки. Отмечалось, что на рубеже веков
большую распространенность сравнительно с современностью обнаруживали узоры из наклонных полос с отростками (рис. 7, 48). Гораздо заметнее могло быть и место самого лаконичного орнамента в разряде (рис. 7, 26). ,В настоящее время он служит лишь для окаймления сложных по конфигурации орнаментов, мастерицы часто затрудняются дать ему название. Между тем именно этот мотив вместе с древнейшими «головками» присутствовал в татуироеке обских угров, а прочие из непрерывных бордюров в таком оригинальном исполнении не зафиксированы [см.: Ру-деыко С., 1929]. Кроме того, определением «заячьи уши» женщины наделяют и мотив на рис. 7, 26. Не есть ли это отголосок первичности более лаконичного узора по отношению к его усложненному варианту, тем более что он выводим непосредственно из «сухариков».
Ключевыми фигурами II разряда следует признать мотивы «оленьи рога» и «березовая ветвь» (ил. 20, 2, 6). Первый вполне мог быть перенесен в непрерывные бордюры с розеток, выскабливаемых на крышках берестяных коробок либо на стенках дневных колыбелей. Орнаментальную суть розетки составляли параллельные уголки, расположенные в каждом из четырех секторов, на которые делилась орнаментируемая поверхность. При асимметричном соединении уголков, что часто имело место в розетке, центральная часть мотива представала в виде косичкообразно связанных уголков — готовый прототип для «оленьих рогов» (ил. 20, 1).
4 5 6 Ил. 20. Процесс сложения непрерывных бордюров II разряда |
Генетическую приоритетность розеток доказывает ряд факторов: присутствие их в самых ранних этнографических материалах—с конца XIX в.; конфигурационная устойчивость на протя-
женин столетия; прочная закрепленность в традиции (многие розетки современного вида таят в себе следы 'композиционно!0] структуры и элементного состава описанного орнамента); пред-ставленность в орнаментах у всех групп обских угров; наконец, подчиненность правилам более раннего орнаментального пласта среди берестяных узоров, о чем речь пойдет при обобщении соответствующего материала. «Оленьи рога» часто встречаются у северной, восточной и западной групп обских угров, а в южноугорской среде их эпизодическое присутствие отмечено лишь на бисерных орнаментах. По мере развития «оленьих рогов» зи счет параллельного переноса элемента их сходство с центральной частью розетчатого мотива усиливается (рис. 7, 76).
О происхождении «березовой ветви» (восточнохантыйская номинация) в литературе уже высказана точка зрения: мотив обязан своим возникновением зигзагу с уголками в его изломах. Приспособление узора к технике мозаики выразилось во введении перемычек и размыкании зигзага, что трансформировало симметричный мотив в асимметричный [Иванов С. В., 1963]. Данная версия вполне убедительна на фоне общей орнаментальной ситуации, у хантов и манси. Зигзаг с различными мотивами в егм изломах — очень популярная узорная структура в берестяных выскобленных орнаментах, в раскраске и по бересте, и по ровдуге. Присутствие перемычек при этом — явление обычное. Сред:1 мотивов, дополняющих зигзаг, встречаются и тс, что сходни с «заячьими ушами» (ил. 20, 4—5). Таким образом, все логические посылки С. В. Иванова подкреплены конкретным орнаментальным материалом.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания и на другие сведения, позволяющие выстроить иную гипотезу о генезисе «березовой ветви». Так, казымскне мастерицы именуют узор «оленьи рога сургутских женщин». Действительно, у сургутских хантов встречаются мотивы, соединяющие в себе «заячьи уши» и «оленьи рога» (ил. 20, 3). К. этому следует добавить, что мотив «березовая ветвь» развит в орнаментальном творчестве восточной, группы хантов несравненно сильнее, чем у северной, и это касается как количественных характеристик, так и разнообразия орнаментальных вариантов узора. Итак, номинативная характеристика ми тива, включающая вопрос о его возникновении, также не противоречит ситуации в сфере непрерывных бордюров. В силу равновесия аргументации сложно отдать предпочтение одной из них Не исключено, что оба пути образования мотива имели место, определяя незначительные конфигурационные вариации узоров (ил. 20, 3. 6). Одно можно констатировать с уверенностью: «бо-резовая ветвь» разнообразила собой фонд обско-угорских непре-
рывных бордюров только после того, как в него уже вошла часть узоров I разряда, в том числе и «заячьи уши».
Элементную основу III разряда составляют ' полоса с отростком и зигзаг (ил. 21, 2]. Развитие асимметричного мотива имеет два направления: видоизменение полосы с отростком путем присоединения новых фигур и удлинение зигзага (ил. 21, 1, 3—4). Ни базовый 'мотив, ни первое направление его эволюции в южноугорской вышивке не представлены. Выразителем этого направления является, в частности, узор под названием «соболь» (ил. 21, 1), который С. В. Иванов выводит из «головок» (1963). Теоретически такое допущение возможно, но симметрические и графические преобразования «головок», ведущие, по мнению исследователя, к возникновению орнамента, сложны для практического их воплощения. «Головки» присутствуют в мотиве, но они, скорее всего, проникли сюда в качестве фигурного отростка к элементу-полосе. Их наличие в нижней части мотива есть результат игры симметрии с элементом в рамках композиционной схемы разряда. К тому же «соболь» гармонично соседствует с другими мотивами, появление которых из полосы со сложными отростками не вызывает сомнения (рис. 7, 109—119).
Бордюры, созданные в русле второго направления, характеризует доминирование в композиционной схеме не наклонных, а прямоугольных ориентиров. Итоговый мотив имеет вид крючкообразной фигуры, вписанной в контекст' всех правил построения непрерывных бордюров (ил. 21, 4). У промежуточных вариантов (ил. 21, 3), которые чаще встречались на рубеже веков, а в наши дни почти исчезли, крючкообразность проступает еще отчетливее за счет нарушения одной из аксиом создания непрерывных бордюров. Здесь ломаные отрезки орнаментальной линии расположены не только наклонно, но и параллельно к оси переносов. Промежуточные варианты, таким образом, наглядно отражают суть одного из направлений в развитии асимметричных мотивов II разряда — вписание вертикальных крючкообразных мотивов в рамки, очерченные традициями непрерывных обско-угорских узоров. Мезндроподобнъге орнаменты, близкие к промежуточным вариантам непрерывных бордюров, достаточно широко представлены в южнохантыйской вышивке в качестве декоративного окаймления сложных орнаментов, чаще всего плечевых розеток (ил. 21, 5).
Среди симметричных орнаментов III разряда прослеживаются те же два направления развития, что и у асимметричных (ил. 21, 6—9). Оба обнаруживают аналоги в южноугорской вы-, шивке среди ее окаймляющих бордюров. Из всего круга элементов, которые заменяют полосу с отростком в северных узорах, -тождественность с южными орнаментами наблюдается только при
МОЗАИКА |
ВЫШКА |
Ил. 21. Мозаичные бордюры III разряда и соответствующие им узоры
вышивки
одном — крючкообразном (ил. 21, 10—12]. При этом в вышивке обнаруживается большее разнообразие подобных мотивов, чем в декоративном творчестве на меху. Непрерывные бордюры, разросшиеся за счет удлинения зигзагообразного элемента, сходны с Т-образными вышитыми мотивами (ил. 21, 13—14). Последние изредка имеют зубчатую орнаментальную линию. Часть Г-образ-ных мотивов дополнена несложными фигурами.
Итак, из всего обилия мотивов III разряда- параллели среди богатейшей по разнообразию форм южноугорской вышивки найдены лишь тем, чье появление обусловлено влиянием крючкообразных элементов. Исходные формы разряда оказались чуждыми для вышитых орнаментов. Эти формы возникли при участии того же элемента, что и в I разряде —полосы с отростками, но помещенного в другую орнаментальную структуру. Последняя вполне
могла возникнуть при .ином соединении расположенных наклонно'элементов: не ~в точке их нижнего, а'в точке верхнего соприкосновения ('ил. "21, £). По крайней 'мере случаи такого сочленения элементов встречаются в орнаменте и по сей день. На процесс дальнейшего развития бордюров сильное влияние оказали крючкообразные элементы и созданные на их основе ме-андровые узоры, которые характерны для древнего северосибирского мозаичного орнамента. Этому способствовали композиционные особенности Ш разряда, а именно совмещение в структуре узора направленных наклонно и вертикально симметрических преобразований. Описанные процессы не затронули орнаментального искусства южных районов. Здесь сохранились в почти не тронутом виде мсандровые узоры в симметричной и асимметричной конфигурации. Симметричные крючкообразные орнаменты возникли в южноугорской вышивке не как результат трансформации исходных форм III разряда, а изначально — вследствие соединения крючкообразных элементов с зигзаговой композицией, характерной для I разряда.
Своеобразие орнаментов IV разряда: элемент из «головок» и зубчатой линии, а также композиция, благоприятствующая вертикальному ритму,— таковы отправные точки в исследовании возможных истоков для данных орнаментов. Узор «стая кедровок» в наиболее концентрированной форме отражает это своеобразие (ил. 22, 4). Он хорошо знаком хантыйской и мансийской орнаментальной традиции на протяжении всего XX столетия. В первой его половине на бересте в технике выскабливания бытовал орнамент, аналогичный «стае кедровок», с тем лишь отличием, что он строился из изолированных фигур (ил. 22, 3). Подобные мотивы, в южноугорской вышивке отсутствуют, но здесь встречаются узоры, образованные уголком с ромбической вершиной и загнутыми зигзагообразно сторонами (ил. 22, 2). Орнаменты выполнены в контурной манере, играют роль ведущих и украшают передние полотнища женских рубах. С берестяными узорами их роднит вертикальный ритм. Среди фигур, в виде татуировки покрывавших еще в начале века руки хантыйских и мансийских женщин, часто встречался горизонтальный ряд из уголков с вершиной в виде креста и загнутыми или с отростками сторонами (ил. 22, /). Такие фигуры именовались пел пос — «конец стрелы» [Ру-деыко С., 1929].
Итак, через татуировку, вышивку, выскабливание по бересте прерывистых бордюров и через непрерывные узоры, исполненные на различных материалах и в различных технических приемах, проходят сквозной нитью сходные орнаментальные формы. В таком узорном контексте логично предположить, что непрерывные бор-Дюры IV разряда явились завершением творческого развития
орнаментов из уголков с декоративно акцентированными вершинами и сторонами. Кроме того, эволюционная цепочка в развитии бордюра позволяет предположить, что южноугорскому орнаменту была знакома основа, на которой взросли непрерывные бордюры IV разряда. Однако последние наполнили собой декоративное творчество северных групп, а не южных, творческая энергия которых была устремлена на переработку иных, орнитоморфных сюжетов. Орнаментальное искусство южных групп развило мотив уголка, не приспособляя его к традициям непрерывных бордюров.
Ил. 22. Узоры (1—3), сходные с ведущим мотивом IVразряда (4)
Подводя итог сопоставлению обско-угорских непрерывных бордюров на меху с вышитыми орнаментами, необходимо отметить следующее. Во-первых, не подтверждается происхождение мозаичных непрерывных орнаментов из вышивки. Оппонирование положениям С. В. Иванова (1963) может быть изложено в концентрированной форме: сетчатая структура орнамента не характерна для обско-угорского творчества; в основе большинства непрерывных бордюров лежат элементы, не выводимые из вышивки путем рассечения присутствующих в ней сетчатых орнаментов; ступенчатость мотивов у непрерывных бордюров объяснима не техническими особенностями вышивки, а логически вытекает из элементного и композиционного своеобразия мозаичных непрерывных бордюров.
Во-вторых, несмотря на существенные различия мозаичных и вышитых узоров у обских угров, они обнаруживают общин пласт, состоящий из простейших непрерывных бордюров. К числу таких общих орнаментов следует отнести «головки», практически все исходные формы бордюров I разряда, часть мотивов I! и III разрядов (ил. 23). Однако это не свидетельство вторичности вышитых орнаментов относительно мозаичных, как утверждали авторы «Изделии остяков» (1911) и Т. Вахтер [Vahter Т., 1953]. а отголосок орнаментальной общности их создателей. Последующее развитие орнаментальной культуры на севере и юге обско-
угорской территории пошло разными путями, В первом случае творческий потенциал оказался сфокусированным на дальнейшей разработке орнаментальных форм, построенных по правилам непрерывных бордюров. При этом наблюдалось как саморазвитие узоров :;а счет усложнения элементов, их новых композиционных сочетаний (I и III разряды), так и приспособление к особенностям непрерывных бордюров орнаментов, почерпнутых из иных орнаментальных сфер (II и IV разряды). Этот путь определил в значительной степени облик современного орнаментального творчества северных хантов-манси и восточных хантов, оставаясь до сего дня магистральным. В южпоугорском декоративном искусстве ведущим стало формирование орннтоморфного стиля,
Ил. 23. Фонд непрерывных мотивов, общий для обских угров
связанного с вышитыми прерывистыми бордюрами, и все новаторские потенции создательниц орнамента устремились именно в этом направлении. Эволюция непрерывных бордюров здесь прекратилась, но они сохранились и в законсервированном виде перешли в окаймляющие бордюры, уснкообразныс окончания, либо на правах элементов вошли в состав мотивов. Итак, вопрос о соотношении мозаичных и вышитых орнаментов правильнее рассматривать, видимо, не с точки зрения их первичности и вторич-ности относительно друг друга, а в контексте наличия общего орнаментального пласта из непрерывных бордюров, подстилающего собой формировавшиеся позднее различные орнаментальные стили.
В-третьих, истоки непрерывных бордюров имеют двойственную природу. С одной стороны, это древние северосибирские элементы, а с другой — южная зигзаговая композиция. Соединение этих двух начал произошло в творчестве именно угров, поскольку
у северных сибирских народов такого синтеза не наблюдается даже при наличии непрерывных мозаичных орнаментов. Первые результаты совмещения в "единой орнаментальной форме двух различных компонентов отражают бордюры I разряда, ведь именно здесь элементная и композиционная база наиболее близка к своим прототипам. Данные узоры дали толчок своего рода орнаментальной революции на территории Западной Сибири, поскольку от них, подобно кругам, разошлись новые узорные формы, в значительной степени" определившие облик декоративного творчества обских угров и некоторых соседних с ними народов пли групп. Срез орнаментальной обско-угорской ситуации протяженностью в столетие отличает удивительная целостность с точки зрения эволюции вошедших в него непрерывных бордюров. Без особого труда орнаменты выстраиваются в ряды, исходящие от лаконичной фигуры и через промежуточные варианты завершающиеся сверхсложными орнаментальными формами. Такая последовательность художественной истории народа, воплощенная в бордюрах непрерывного строения, позволяет присоединиться к мнению С. В. Иванова (1963) о том, что создателями данного орнамента явились обские угры.
При определении материальной основы для единого обско-угорского фонда непрерывных бордюров следует исходить из того, что она должна быть в равной степени допустима и доступна для всех групп этноса. Круг предметов, материал и техника составляют предметную базу для реального воплощения того или иного орнамента. На пересечении этих трех характеристик и нужно искать праоснову непрерывных обско-угорских бордюров.
В техническом плане они представлены разнообразно: мозаика, раскраска, аппликация, выскабливание, нанизывание, выщнв-ка. Однако лишь особенностями мозаичного исполнения орнаментов можно объяснить такие характерные черты бордюров, как непрерывность орнаментальной линии и зеркальное равенство фона и узора. Эта мысль принадлежит В. Н. Чернецову (1948), и с ней трудно не согласиться. При этом стоит упомянуть об одном немаловажном обстоятельстве. Принцип безотходной технологии— ключевой при обращении к мозаике — соблюдается и при обычном равенстве фона и узора. Зеркальность здесь не обязательна, но в этом случае возникают два разных узора, а не один и тот же. Вместе с тем вплоть до середины XLX в. развитие непрерывных хантыйских бордюров шло по пути безукоснительного соблюдения правила зеркальности, п только во второй половине нашего столетия его начинают предавать забвению. Зеркальность, таким образом, явилась тем консервативным началом, которое вплоть до недавнего времени сдерживало развитие мозаичных орнаментов и благодаря этому они оказывались необыкновенно
устойчивыми во времени. Очевидно, было важно не просто создать орнаментальную форму, но воссоздать ее в неизменном виде при любом сочетании орнаментальных заготовок. Это свидетельствует о глубокой семантичности непрерывных орнаментов, выполняющих функцию определенного опознавательного символа. .Возможную дешифровку узорной пиктографии как визуального признака родо-племепной принадлежности предложил В. Н. Чернецов (1948), однако материалы по социальной организации и орнаменту хантов не позволяют безоговорочно присоединиться к такой семантической трактовке именно непрерывных узоров. Вопрос о родовой организации угорского общества остается открытым [см.: Чернецов В. Н., 1939; Лукина Н. В., Кулем-зин В. М., 1976; Соколова 3. П., 1983 и др.], а выявленные формы социальной общности не согласуются с орнаментальной картиной. Так, например, у восточных хантов зафиксированы три экзогамные группы: Медведя, Лося и Бобра. Изображения этих животных присутствовали среди хантыйских тамг [см.: Снмчен-ко Ю. D., 1965], но ни номинативные, ни конфигурационные характеристики орнаментов не обнаруживают какой-либо связи с животными или их изображениями. Это касается не только непрерывных бордюров, но н всего орнаментального творчества: лишь криволинейные стилизованные изображения медведя крайне редко встречались на рубеже веков у васюганско-ваховских хантов. По орнаментальным данным не устанавливается преобладание того или иного мотива в пределах локальной территории проживания этнической группы, обычно определяемой рекой, по крайней мере на период XX в.
Материалы, используемые при создании непрерывных бордюров, включают в себя мех, ткань, кожу, бересту и бисер. Для мозаичной техники пригодны лишь три первых. При этом меховая мозаика не характерна для восточных хантов, а ровдужная — для северных, мозаика же из ткани встречается главным образом среди криволинейных стилизованных изображений, а не бордюров. Без учета орнаментированных предметов предпочтение какому-либо материалу отдать сложно.
На юге обско-угорской территории, у восточных манси н южных хантов непрерывные бордюры вышивались на женских рубахах, причем здесь они выполняли явно второстепенную функцию окаймления сложных узоров, образованных из птиц и деревьев. У северных групп хантов и манси, а также западных манси непрерывные .бордюры воплощались главным образом в меховых мозаичных полосах на женских шубах. Кроме того, у северных хантов изредка встречается ровдужная обувь с длинным голенищем, которое почти сплошь украшено вертикальными непрерывными бордюрами, нанесенными раскраской. У восточных
хантов- рассматриваемые узоры украшают вместилища из бересты и коры и выполняются' выскабливанием и раскраской. Восточным хаптам свойственна п ровдужная мозаика па комбинированной обуви с длинным голенищем. Следовательно, непрерывные бордюры характерны прежде всего для обско-угорской одежды и обуви. Краткий исторический экскурс в декоративное оформление именно этих предметов и позволит определить приоритетность одного из видов мозаики —- меховой или из кожи.
На женских меховых шубах мозаичные орнаментальные ленты вшивались между изделием и широкой пришивной полосой, идущей по краю рукавов, бортов и подола. Причем полоса подчеркивалась также с помощью цветового контраста: шуба чаще кроилась из светлого белого меха, а надставка — из темного коричневого. На вопрос о происхождении пришивной полосы, определяющей топографию мозаичных узоров на женских шубах, проливает свет архаичный вид мужской распашной одежды вахов-ских хантов, предназначенной для охоты — коле г. Сшитый мехом наружу, он имел надставленные обшлага, кромки пол и подола, которые пришивались мехом внутрь, и их наружная сторона окрашивалась в темный цвет [Лукина Н. В., 1985]. Промежуточное положение между меховой одеждой с окрашенными краями п орнаментированными женскими шубами занимала летняя распашная одежда хантыйских женщин, зафиксированная на рубеже XIX—XX вв. [см.: Vahier Т., 1953]. Аналогично колегу она имела окрашенные пришивные полосы по краям, а между ними и собственно изделием были вшиты мозаичные орнаментальные ленты из налимьей кожи. У обско-угорской ровдужной обуви раскрашивается взъемный клин, у восточных и северных хантов зафиксирована и орнаментальная раскраска, а у восточных хантов, кроме того, еще и мозаика из ровдуги. Применение иных орнаментальных материалов для украшения данного вида обуви укладывалось в рам'ки композиционной схемы, характерной для раскраски: взъемный клин и верхние края. Этим правилам подчинялось нашивание бисера и аппликативных полос. Восточные ханты использовали растительные красители, а северные rpjyn-п'ы — охру. Для охристой краски дается следующее толкование: «Этот цвет виден издалека» [ПМ Н. В, Лукиной, 1989|]. И эта интерпретация хорошо согласуется с предполагаемой ролью непрерывных бордюров как определенного социального знака, о чем речь шла выше.
Таким образом, особенности орнаментальной топографии па одежде и обуви обских угров выводимы из окрашивания ровдужной поверхности изделий или их частей. Само окрашивание кожи представляет не только эстетический, но п практический интерес—усиление водонепроницаемости материала. И это
тельство объясняет окрашивание обуви и краев одежды, с одной стороны, а с другой, склоняет чашу весов в сторону ровдужной мозаики как начальной формы воплощения обско-угор.ских непрерывных бордюров. Действительно, ровдужная мозаика возникает при сшивании окрашенных п неокрашенных полос кожи. Вторым аргументом в пользу мозаики из кожи служит широкое использование этого материала в наиболее архаичных -декоративных формах обских угров: на головных уборах и рукавицах, обуви—все это изготавливалось из ровдуги и украшалось орнаментальной раскраской или мозаикой. Подробнее об этом шла речь в разделах, посвященных орнаментированным предметам хантов и манси. И в-третьих, следует иметь в виду технические сложности меховой мозаики. Сшивание двух узорных полос в единую орнаментальную ленту требует больших трудовых и временных затрат, так как сопряжено со стачиванием ворса в месте шва, и внимание мастерицы в значительной мере сосредоточено на достижении четкой контрастной линии между фоном и узором. Поэтому экспериментирование с орнаментальной формой, да еще такой сложной, па меху крайне затруднено. Здесь могут воспроизводиться хорошо освоенные узоры, которые рука выводит автоматически. К тому же камус, идущий на мозаичные орнаменты,— слишком ценный материал, и па нем недопустимы просчеты и'неудачи, неизбежно связанные с орнаментальными поисками. На эти стороны меховой мозапкн обратила внимание исследовательница и исполнительница орнаментов Т. А. Молданова (в устной беседе).
Как видим, существуют веские аргументы в пользу предположения о коже как материале, на котором сформировались непрерывные бордюры обских угров. Сложно определить однозначно, была ли это ровдуга или рыбья кожа. Нельзя не указать на ряд обстоятельств, оттеняющих приоритетность последней. Во-первых, исследование одежды восточных хантов показало, что ровдуга явилась здесь заменителем рыбьей кожи [Лукина Н. В., 1985]. Во-вторых, у северных хантов летние ровдужные халаты еще сравнительно недавно украшались мозаичными ор--наментами не из ровдуги, а из кожи тайменя [Чернецов В. Н., 1948] пли налима [Vahter Т., 1953]. Б-третьпх, вытянутые полосы рыбьей кожи 'могли служить хорошим матералом для обработки повацпонных мозаичных форм, а в условиях охотничье-ры-боловческого хозяйства у коренного населения Западной Сибири в них не было недостатка.
Итак, именно на коже произошло соединение древних севе-росибирских элементов, порожденных меховой мозаикой п основанных па «сухариках», с зигзагообразной орнаментальной структурой и возникновение обско-угорских непрерывных бордюров.
Технически и композиционно между окрашиванием и мозаикой стоит орнаментальная раскраска на коже, ведь она строится строго на основе зигзага. Поэтому нельзя исключать ее функционирования в роли орнаментального посредника по отношению к мозаике. Будучи апробированными н закрепленными на коже, обско-угорскне непрерывные бордюры вернулись в меховую мозаику Сибири, но уже в новом качестве, существенно обогатив и трансформировав ее облик. У северных групп хантов и манен меховая мозаика заменила собой ровдугу, а у восточных хантов последняя, хотя и сохранилась, по в орнаментальном искусстве была приглушена аппликацией по зачерненной бересте. Дальнейшее внедрение непрерывных бордюров в иные техники и материалы отличалось напором н размахом: 'мозаика и аппликация из ткани у северных групп, выскабливание по бересте у восточных и нанизывание бисера у тех и других. У южных хантов и восточных манси не сохранилось ни мозаики, ни ровдуги, а непрерывные бордюры впитала в себя вышивка.