Функции искусства в культуре

Искусство - универсальный способ конкретно‑чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического

В европейском ареале искусство - один из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в ряд главных категорий эстетики. Однако искусство, отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре отнюдь не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных социально‑утилитарных целях – религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, естественно, прежде всего как эстетический феномен, однако, коль скоро он выполняет и внеэстетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, нам придется иметь и их в виду, постоянно помня, что они не относятся к сущности искусства, но часто именно благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры.

Современная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве.

основу искусства как особой человеческой деятельности составляет мимесис – специфическое и разнообразное подражание

Морфология искусства.

Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен. В дальнейшем у нас речь будет идти только о художественном образе.

Разновидностью художественного образа, но также и его духовным ядром является художественный символ, одна из значимых категорий эстетики. Он возводит дух реципиента к духовной реальности, не содержащейся в самом произведении искусства. Например, в «Подсолнухах» Ван Гога художественный образ формируется вокруг изображения букета подсолнухов в кувшине, и для большинства зрителей он может этим и ограничиться. На более же глубоком уровне художественного восприятия этот первичный образ с помощью чисто художественных выразительных средств живописи (цветоформных гармоний и диссонансов, игры форм, фактуры, ассоциативных ходов, медитативных прорывов и т.п.) разворачивается в художественный символ, который не поддается вербальному описанию, но именно он открывает ворота духу зрителя в некие иные реальности.

в мировом искусстве есть целые классы произведений искусства (например, искусство Древнего Египта), в которых художественный образ практически сведен к символическому. Абсолютными образцами такого искусства являются готическая архитектура, византийско‑русская икона периода ее расцвета (XIV‑XV вв. для Руси) или музыка Баха.

на уровне имплицитной эстетики канон - одна из существенных категорий классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Это система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой‑либо исторический период или в каком‑то художественном направлении. (античный канон пропорций человеческого тела, закреплен скульптором Поликлетом (V в. до н.э.)).

Значимой в эстетике категорией является стиль. Это более свободная форма проявления канона, примеры: готика , классицизм барокко

Наши рекомендации