См. правила исполнения demi rond de jambe на 90° во втором
Классе.
слегка наклоняется. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотное положение cou-de-pied, правая рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть. На два опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога вытягивается в сторону на 45° (выворотность обеих ног усиливается), правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотность и уровень 45°, рука и голова — принятое положение. На раз следующего такта опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога сгибается на cou- de-pied назад, правая рука опускается в подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается, взгляд следует за кистью руки. На и опорная нога, постепенно вытягиваясь, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотное положение cou-de-pied сзади, правая рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. На два опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога вытягивается в сторону на 45°, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотность и уровень 45°, рука и голова — принятое положение.
По усвоении battement double fondu в сторону, оно исполняется по тем же правилам вперед и назад.
В дальнейшем battement double fondu исполняется с demi rond de jambe на 45° во всех направлениях en dehors и en dedans.
Пример. В battement double fondu работающая нога вытягивается вперед на 45°, опорная нога опускается в demi plie. Затем, постепенно вытягиваясь, опорная нога поднимается на полупальцы, в то же время работающая нога, сохраняя 45°, отводится на вторую позицию и т. д.
Примечание. В battement double fondu корпус подтянут, ноги предельно выворотны, рука лежит на палке свободно, ни в коем случае не передвигаясь по ней.
Музыкальный размер и характер музыки соответствуют battement fondu (см. первый класс).
BATTEMENT SOUTENU HA 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
В затакте три восьмых. На первую восьмую правая рука слегка приоткрывается, на вторую восьмую — закрывается в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы в пятой позиции, на третью восьмую — положение сохраняется. На рая работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена, рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, корпус усиливает подтянутость. На два работающая нога, усиливая выворотность, вытягивается по принципу battement d6veloppe вперед на 90°, одновременно опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начинает demi рШ\ рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога продолжает demi plie, работающая нога поднимается еще выше. На три работающая нога постепенно опускается и, коснувшись вытянутыми пальцами пола, не задерживаясь, подтягивается в пятую позицию, в то же время опорная нога постепенно вытягивается. На четыре обе ноги одновременно втягиваются в пятую позицию на полупальцах, корпус сохраняет подтянутость, правая рука опускается в подготовительное положение. И является затактом к следующему battement soutenu. Battement soutenu исполняют во всех направлениях. Если battement soutenu повторяется в одном и том же направлении, рука сохраняет вторую позицию. При переходе battement soutenu в другое направление рука через подготовительное положение и первую позицию снова открывается на вторую позицию. По усвоении battement soutenu во всех направлениях en face у палки и на середине, его исполняют в больших позах croisee и effacee (рис. 58).
Рис. 58. Battement soutenu на 90° |
Пример. Battement soutenu в позу croisee вперед на середине зала.
Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.
В затакте три восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую — закрываются в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы в пятой позиции. На третью восьмую положение сохраняется. На раз и работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена опорной ноги, руки поднимаются в первую позицию, голова наклоняется налево, корпус усиливает подтянутость. На два работающая нога вытягивается по принципу developpe вперед на 90°, одновременно опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начинает demi plie, левая рука поднимается в третью позицию, правая открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога продолжает demi plie, работающая нога поднимается еще выше. На три работающая нога начинает опускаться, левая рука открывается на вторую позицию, продолжая движение; работающая нога, коснувшись вытянутыми пальцами пола, не задерживаясь, подтягивается в пятую позицию, опорная нога постепенно вытягивается. На четыре обе ноги одновременно втягиваются в пятую позицию на полупальцах, руки опускаются в подготовительное положение, поворот головы направо, корпус сохраняет подтянутость. И является затактом к началу следующего battement soutenu. Battement soutenu на croisee назад и в позы effacee вперед и назад исполняют по тем же правилам, с учетом характера данных поз.
Примечание. В battement soutenu опорная нога, опускаясь с полупальцев, сохраняет натянутость и начинает demi plie, только коснувшись пяткой пола. Ноги во всех положениях предельно выворотны и непременно должны одновременно втягиваться в пятую позицию. Корпус все время подтянут, руки в движении свободны и пластичны.
Характер музыкального сопровождения — плавный, слитный. Battement soutenu вначале исполняют на один такт A/it в дальнейшем — на такт 2/4.
Пример. За тактом три восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую закрываются в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы, на третью восьмую работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена, руки поднимаются в первую позицию, голова наклоняется налево. На раз и работающая нога вытягивается на 90° и т. д.
ПОВОРОТ НА 360°
Поворот на 360° по направлению к палке. Исходное положение— пятая позиция, правая нога впереди. Левая рука свободно лежит на палке, правая открыта на вторую позицию. Поворот головы направо.
За тактом — demi рПё в пятой позиции. На раз ноги, сохраняя пятую позицию, толчком пяток от пола поднимаются на высокие полупальцы, корпус усиливает подтянутость, руки через повышенное подготовительное положение соединяются в первой позиции, голова поворачивается en face. На два исполняется поворот на 360° по направлению к палке: натянутые ноги, сохраняя выворотность пяток, меняются так, что левая нога в конце поворота оказывается впереди, первая позиция во время поворота сохраняется, голова в начале поворота обращается направо и как можно скорее, как бы обгоняя поворот, принимает положение en face. На три левая рука свободно ложится на палку, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. Четыре -- затакт для поворота от палки.
Поворот на 360° по направлению от палки. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. Левая рука лежит на палке, правая — открыта на вторую позицию. Поворот головы направо.
Затакт — demi plie в пятой позиции. На раз ноги, сохраняя пятую позицию, толчком пяток от пола поднимаются на высокие полупальцы, корпус усиливает подтянутость, руки через повышенное подготовительное положение соединяются в первой позиции, голова поворачивается en face. На два исполняется поворот на 360° по направлению от палки: натянутые ноги, усиливая выворотность пяток, меняются так, что правая нога к концу поворота оказывается впереди, первая позиция во время поворота сохраняется, голова в начале поворота обращается налево и как можно скорее, как бы обгоняя поворот, принимает положение en face. На три левая рука свободно ложится на палку, правая открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. Четыре — затакт для поворота к палке.
Примечание. Поворот корпуса должен точно совпадать с поворотом ног, а точная координация рук и поворота головы стимулирует поворот корпуса. Впоследствии 'повороты на 360° вводятся в любые упражнения как у палки, так и на середине. Они могут исполняться в середине и в конце упражнения.
Музыкальный размер поворотов зависит от тех упражнений, с которыми они соединяются.
GRAND ROND DE JAMBE EN DEHORS HA 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На и правая рука приоткрывается за тактом. На раз и поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через условное cou-de-pied на уровень колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается вперед на 90°, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающая нога, повышаясь, отводится в сторону, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На раз и, два и второго такта работающая нога, пррдолжая повышаться, отводится назад, корпус, сдерживая неизбежный наклон, слегка направляется вперед. На три и положение сохраняется. На четыре и работающая нога опускается в пятую позицию назад, корпус выпрямляется, рука закрывается в подготовительное положение.
GRAND ROND DE JAMBE EN DEDANS HA 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На и правая рука приоткрывается за тактом. На раз и — поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается назад на 90°, корпус сдерживает неизбежный наклон, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающая нога, повышаясь, выводится в сторону, корпус, усиливая подтянутость, выпрямляется, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует в направлении правой руки. На раз и, два и второго такта работающая нога, повышаясь, проводится вперед. На три и положение сохраняется. На четыре и работающая нога опускается в пятую позицию вперед, рука закрывается в подготовительное положение, поворот головы направо сохраняется.
Примечание. В grand rond de jambe на 90° центр тяжести подтянутого корпуса точно располагается на предельно натянутой опорной ноге. В то время как работающая нога описывает круг, обе ноги должны быть натянуты и выворотны. Бедра абсолютно ровные. Необходимо следить за правильным положением рук, так как они имеют тенденцию смещаться при движении работающей ноги.
По усвоении grand rond de jambe па 90° en dehors и en dedans, его исполняют на середине зала. Одновременно с developpe вперед или назад обе руки поднимаются в первую позицию и с началом rond de jambe en dehors или en dedans открываются на вторую позицию, сохраняя ее до конца движения.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыки слитный, плавный. Сначала grand rond de jambe исполняют на два такта 4Д. По усвоении — на один такт. В этом случае на и нога поднимается на уровень колена, на раз и вытягивается вперед и т. д. В дальнейшем можно пользоваться размером 3Л и %.
PAS COUPE
Pas coupe представляет собой вспомогательное движение классического танца и потому всегда исполняется вместе с другими движениями, встречаясь в упражнениях у палки и на середине, а также в прыжковых и пальцевых упражнениях. Pas coupe может начинать упражнение, может разделять как однородные, так и разные движения, но само оно всегда исполняется из одинакового предварительного положения. Название pas coupe — режущее — определяет его короткий, отрывистый характер: в любых сочетаниях движений pas coupe всегда исполняется на одну восьмую долю такта.
Пример. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, левая рука положена на палку.
На два вступительных аккорда правая нога открывается в сторону на 45°, одновременно левая нога поднимается на полупальцы, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз и правая нога опускается в demi plie, подменяя впереди левую ногу, которая сразу поднимается на cou-de-pied сзади. Правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается. На два левая нога быстро встает на высокие полупальцы на место правой ноги, которая тотчас же открывается в сторону на 45° через условное cou-de-pied, правая рука через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение сохраняется. На раз и второго такта правая нога опускается в demi plie, подменяя сзади левую ногу, которая сразу поднимается на условное cou-de-pied, рука и голова сохраняют принятое положение. На два левая нога быстро встает на высокие полупальцы на место правой ноги, которая тотчас же открывается в сторону через cou-de-pied сзади. Правая рука и поворот головы сохраняются. На и положение фиксируется.
Примечание. Pas coupe оканчивается ногой, открытой на 45° или на cou-de-pied, в зависимости от заданного упражнения.
Пример. Pas coupe в упражнениях у палки в сочетании с battement fondu и battement'frappe. Упражнение исполняется на восемь тактов. Музыкальный размер
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На две четверти первого такта battement fondu вперед, на следующие две четверти plie releve с rond de jambe en dehors на 45°. На две четверти второго такта battement fondu в сторону, на третью четверть demi plie на правую ногу впереди левой, которая поднимается на cou-de-pied сзади, правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте слегка опускается, на первую восьмую четвертой четверти — положение сохраняется, на вторую восьмую— coupe, левая нога встает на высокие полупальцы на место правой, которая через условное cou-de-pied открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую, голова поворачивается направо. На две четверти третьего такта battement fondu назад, на две четверти plie releve с rond de jambe en dedans на 45°. На две четверти четвертого такта battement fondu в сторону; на третью четверть demi plie на правую ногу сзади левой ноги,
которая поднимается на условное cou-de-pied, правая рука сохраняет вторую позицию, голова поворачивается направо; на первую восьмую четвертой четверти — положение сохраняется; на вторую восьмую — coupe, левая нога встает на высокие полупальцы, правая нога через cou-de-pied сзади открывается на вторую позицию на 45°. Рука и голова сохраняют принятое положение. На пятый такт следуют четыре battements frappes— два вперед и два в сторону, каждое на одну четверть. Три четверти шестого такта -три doubles frappes в сторону; на первую восьмую четвертой четверти demi plie на правую ногу впереди левой ноги, которая поднимается на cou-de-pied сзади, правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается, на вторую восьмую— coupe, левая нога истает па высокие полупальцы на место правой ноги, которая через условное cou-de- pied открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую, голова поворачивается направо. На седьмой такт — четыре battements frappes, два назад, два в сторону. Три четверти восьмого такта — три doubles frappes в сторону; на первую восьмую четвертой четверти — demi plie на правую ногу сзади левой, которая поднимается на условное cou-de-pied, правая рука сохраняет вторую позицию, голова поворачивается направо; на вторую восьмую — соир(\ левая нога встает на высокие полупальцы, правая, через cou-de-pied сзади, открывается на вторую позицию на 45°; правая рука и голова сохраняют принятое положение. На заключительные аккорды упражнение заканчивается в пятую позицию.
Примечание. Приведенный пример не единичен: pas coupe можно исполнять с любыми упражнениями.
ПОЛУПОВОРОТЫ EN DEHORS И EN DEDANS С ПОДМЕНОЙ НОГИ
Полуповороты с подменой ноги изучаются у палки и, в зависимости от упражнения, исполняются па целой стопе или на полупальцах.
Полупоборот en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию носком в пол, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
6 Заказ № 2176
На раз правая нога закрывается в пятую позицию вперед, и на ней, не задерживаясь, на два исполняется поворот на 180° по направлению к палке, то есть в левую сторону en dehors. В повороте левая нога проходящим через условное cou-de-pied движением открывается к окончанию поворота на вторую позицию носком в пол. Правая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, в конце его опускается на палку. Левая рука открывается через первую позицию на вторую. Голова к исходу поворота обращается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию носком в пол, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога закрывается в пятую позицию назад и на ней, не задерживаясь, на два исполняется поворот на 180° по направлению от палки, то есть в правую сторону en dedans. В повороте левая нога проходящим через cou-de- pied сзади движением открывается к окончанию поворота на вторую позицию носком в пол. Левая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, открывается на вторую позицию. Правая рука в конце поворота опускается на палку. Голова поворачивается налево.
Примечание. При повороте на целой стопе пятка слегка приподнимается. Поворот непременно исполняется на одной ноге, поэтому с его началом другая нога сразу же поднимается на cou-de-pied. Это правило особенно важно помнить в повороте en dedans по направлению от палки. Руки снимают с палки вместе с поворотом, чтобы не затруднять движения.
Указанные полуповороты исполняются после battement tendu. Если же полуповорот делается после battement tendu jete, то работающая нога перед поворотом и после него соответствует высоте ноги в данном упражнении, то есть открыта на 25°.
ПОЛУПОВОРОТЫ EN DEHORS И EN DEDANS С ПОДМЕНОЙ НОГИ НА ПОЛУПАЛЬЦАХ
Полуповорот en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°. Левая нога поднимается на по
лупальцы. Правая рука открывается на вторую позицию. Голова поворачивается направо.
На раз правая нога ставится па высокие полупальцы в пятую позицию вперед, и иа ней, не задерживаясь, на два исполняется полуповорот по направлению к палке, то есть в левую сторону на правой йоге (en dehors). В повороте левая нога проходящим через cou-de-pied сзади движением открывается к исходу поворота на вторую позицию на 45°. Правая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, в конце его опускается на палку. Левая рука открывается через первую позицию на вторую. Голова к исходу поворота обращается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°. Левая нога поднимается на полупальцы. Правая рука открывается на вторую позицию.
На раз правая нога ставится на высокие полупальцы в пятую позицию назад, и на ней, не задерживаясь, на два исполняется полуповорот по направлению от палки, то есть в правую сторону на правой ноге (en dedans). В повороте левая нога проходящим через cou-de-pied сзади движением открывается к исходу поворота на вторую позицию на 45°. Левая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, открывается на вторую позицию. Правая рука в конце поворота опускается на палку. Голова поворачивается налево.
Эти полуповороты следуют за упражнениями battement fondu, battement frappe, battement double frappe, rond de jambe en l'air, petit battement sur le cou-de-pied, исполняемыми на полупальцах. Иногда полуповороты исполняются в начале, но чаще в середине и в конце упражнений.
Музыкальный размер полуповоротов зависит от тех упражнений, с которыми они соединяются.
ТОМВЁ С ПОЛУПОВОРОТОМ
SUR LE COU-DE-PIED EN DEHORS И EN DEDANS
Полуповорот en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
6* |
На раз правая нога опускается в demi plie, подменяя впереди левую ногу, которая сразу поднимается на cou-de-
pied сзади. Правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается. На два исполняется поворот en dehors на 480° на правой ноге в левую сторону (по направлению к палке). С началом полуповорота правая нога поднимается на высокие полупальцы, сильно вытянув колено, при полной подтянутости бедер и корпуса, левая нога, усиливая выворотность, переводится вперед на условное cou-de-pied. С началом полуповорота правая рука поднимается в первую позицию, голова поворачивается направо, к исходу полуповорота правая рука опускается на палку, левая — через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога опускается в demi plie, подменяя сзади левую ногу, которая сразу поднимается на условное cou-de-pied, правая рука и положение головы сохраняются. На два исполняется поворот en dedans на 180° на правой ноге в правую сторону (по направлению от палки). С началом полуповорота правая нога поднимается на высокие полупальцы, сильно вытянув колено при полной подтянутости бедер и корпуса, левая нога, усиливая выворотность, переводится на cou-de-pied сзади. С началом полуповорота ле-j вую руку снимают с палки и направляют к первой пози-/ ции, открывая ее на вторую позицию к исходу полуповорота. Правая рука к концу полуповорота опускается на палку, голова поворачивается налево.
Примечание. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Руку снимают с палки вместе с поворотом, не затрудняя его.
Музыкальный размер зависит от упражнения, с которым соединяется поворот.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУРОВ ИЗ ПЯТОЙ ПОЗИЦИИ EN DEHORS И EN DEDANS
Туры и подготовительные упражнения к ним начинают изучать на середине зала, и лишь по усвоении правильных приемов переносят в упражнения у палки, так как туры
у палки сложнее, чем туры на середине зала. Сначала у палки изучают подготовительное упражнение для тура.
Подготовительное упражнение для тура en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. Левая рука положена на палку, правая рука в подготови-- тельном положении, поворот головы направо.
На раз и demi plie в пятой позиции, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На два и толчком пяток от пола левая нога поднимается на высокие полупальцы, правая — на условное cou-de-pied, левая рука соединяется в первой позиции с правой, голова остается en face. На три и четыре положение сохраняется. На рая и два следующего такта правая нога усиливает выворотность п опускается назад в demi рНё пятой позиции, правая рука открывается на вторую позицию, левая — возвращается на палку, голова поворачивается направо. На три и четыре — исходное положение.
Подготовительное упражнение к туру en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, левая рука положена на палку, правая рука в подготовительном положении, поворот Головы направо.
На раз и demi plie в пятой позиции, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, открывается через подготовительное положение и первую позицию на вторую позицию. Голова поворачивается en face, взгляд направлен вперед. На два и толчком пяток от пола левая нога поднимается на высокие полупальцы, правая, усиливая выворотность верха и пятки, поднимается иа условное cou-de-pied, левая рука соединяется с правой в первой позиции, голова сохраняет положение en face. На три и, четыре и положение сохраняется. На раз и, два и следующего такта правая нога, сохраняя выворотность верха, опускается вперед в demi plie пятой позиции, правая рука открывается на вторую позицию, левая— возвращается на палку. На три и, четыре и — исходное положение.
Примечание. Необходимо, чтобы рука в туре способствовала правильности поворота и снималась с палки вместе с поворотом корпуса, ни в коем случае не отталкиваясь от палки. После тура необходимо проверить точное положение корпуса на опорной ноге, после чего рука опускается на палку.
В подготовительных упражнениях и турах корпус спокоен, опорная нога в положении на высоких полупальцах натянута и выворотна, работающая нога, поднимаясь на cou- de-pied, выворотна и активна, рука перед туром лежит на палке свободно.
Подготовительные упражнения и туры вводятся в любые упражнения у палки, как в середине, так и в конце упражнения. Музыкальный размер зависит от упражнений, с которыми они соединяются.